Что такое информационная асимметрия
«Я не знаю, чего я не знаю, но они знают», или Что такое асимметрия информации
Александра Иваницкая
Вся наша жизнь — это обработка и операции с информацией. Мы используем все данные, которые можем получить, чтобы принять то или иное решение, особенно когда дело касается контрактов и договоренностей, будь то покупка в магазине или переход на новую работу. Но в такие моменты мы сталкиваемся с ситуацией, когда одна из сторон договора знает немного (или много) больше, чем вторая. Рассказываем, как такая асимметрия информации влияет на нашу жизнь.
Что такое асимметрия информации?
Асимметрией информации называют неравномерное распределение знаний между различными участниками договора. Термин этот пришел из микроэкономической теории и в основном касается отношений, где задействованы деньги и другие экономические ресурсы.
Например, когда человек приходит покупать новую технику и ищет что подешевле, продавец может предложить ему товар, бывший в употреблении или вообще купленный с рук. Если продавец недобросовестный, то он даже не упомянет об этом, в то время как покупатель, заинтересованный в собственной выгоде, может и не задуматься о том, почему новый телефон стоит так дешево, для него главными факторами покупки станут цена и обаяние продавца. В тот момент, когда один из участников заключающегося договора не до конца честен со второй стороной, возникает асимметрия информации.
Виды асимметрии информации
Всего их два, и определяются они последствиями этой асимметрии:
Скрытые свойства
Это, например, дефекты, о которых не знает вторая сторона контракта. Например, когда вы устанавливаете приложение и узнаете, что в нем большая часть функций может быть разблокирована только при покупке дорогой подписки, а до тех пор, пока вы ее не оплатите, вам будет показываться реклама каждые 10 минут.
Моральные риски
Это действия, которые выполнила или не выполнила одна из сторон договора. Например, вы наняли на работу сотрудника, с которым условились о выполнении ряда задач к определенному сроку. В результате из стороннего источника вы понимаете, что сотрудник не работал сам, а плагиатил чужую работу, чуть-чуть переставляя местами слова или перевешивая бантики, что привело к моральным и имиджевым рискам для вашей компании.
Асимметрия информации не всегда является синонимом мошенничества или злого умысла. Она может быть и следствием легкомысленного поведения или просто распространения ненадежной информации, которая меняет расстановку сил на рынке. Даже оставленный под каким-нибудь товаром или услугой отзыв может сдвинуть чашу весов в пользу продавца или покупателя. Одним из способов преодоления асимметрии является фактчекинг — внимательная и вдумчивая проверка предоставляемой вам информации.
Что такое асимметрия информации в экономике
Вы будете перенаправлены на Автор24
Асимметрия информации – это ситуация, при которой одни участники рынка располагают информацией, а другим заинтересованным лицам она недоступна.
Сущность асимметрии информации
Асимметричная информация представляет собой неравномерное распределение данных о товарах между сторонами сделки, когда при заключении договоров, когда одна сторона располагает важной информацией о предмете договора, а другая ее не имеет.
При проведении анализа рынка с высокой конкуренцией, как правило, создается некоторая абстрактная модель, имеющая все присущие ей условности. Предполагается, что в рамках такого рынка информация симметрично распределена, т.е. все участники имеют одинаковый доступ к ней. Полностью отсутствует неопределенность, что позволяет применять средства и ресурсы самым эффективным способом.
Однако, в реальной жизни не существует совершенной конкуренции, в результате чего появляется неопределенность, т.е. асимметричность информации.
Есть различные точки зрения по вопросам неопределенности. По мнению сторонников неоклассической школы, неопределенность мешать экономическим агентам действовать рационально, а также создает препятствия на пути эффективного использования ресурсного потенциала. Существует и другая точка зрения, по которой рыночная возможность состоит в умении использовать информационные ресурсы, многим первоначально недоступные. Приверженцем такой точки зрения был Ф. А. Хайек, утверждающий, что выгода проявляется тогда, когда информация с самого начала доступна не каждому, а предприниматель, обладающий информацией, имеет возможность извлекать из этого прибыль только до тех пор, пока другие рыночные агенты не получат полный доступ к данным.
Представители неоклассической школы считали, что асимметричность информации – это одна из причин несостоятельности рынка.
Готовые работы на аналогичную тему
Асимметрия информации становится причиной возникновения интерналий, которые представляют собой выгоды или издержки, не оговоренные в момент заключения договора и получаемые его участниками. Примерами интерналий могут служить следующие: безнаказанное нарушение условий договора одной из сторон, приобретение покупателем некачественного товара, получение работодателем выгоды от работника, повысившего свою квалификацию за счет самообразования.
Причины появления информационной асимметрии
Проблема информационной асимметрии – это важнейшая предпосылка функционирования общественного сектора, однако, для это следует определить причины данной асимметрии, возникающие на различных рынках, а также способы воздействия на данные рынки.
Важная причина уменьшения интенсивности конкуренции и установления монопольной власти заключается в неполноте и асимметричности информации о предмете сделки, об особенностях проведения сделки, ее вероятных последствиях. Это может быть вызвано следующим:
Неполнота информации – это обязательное условие экономической жизни, она влияет на условия и особенности работы рынков, становится причиной дополнительных трансакционных издержек. Асимметрия информации приводит к резкому падению уровня общественного благосостояния.
Проблемы, возникающие на финансовых рынках по причине асимметрии информации:
Значение асимметричной информации
Значение асимметрии информации в экономике проще продемонстрировать на примерах.
Рынок здравоохранения. На данном рынке приобретение услуг врача является платой за профессиональные знания. Информационная асимметрия в данном случае означает наличие разной информации у врача и пациента. Врач с целью получения выгоды может назначить пациенту более дорогие препараты. В таком случае возникает механизм, при котором рынок приспосабливается к информационному неравенству. Появляются такие понятия, как предпринимательская и профессиональная этика, постепенно внедряемые в рыночные отношения. Асимметрия информации может стать причиной отрицательного влияния конкуренции лечебных учреждений на качество медицинских услуг.
На рынке труда асимметрия информации чаще проявляется на стадии приема сотрудников на работу. На данном этапе работодатель не обладает информацией о реальном качестве приобретаемого товара. Но доступны другие характеристики, как образование, пол, возраст, опыт работы, рассматриваемые в качестве сигнальной информации о работнике.
Рынок кредита. При использовании кредитной карточки, человек занимает деньги без дополнительного обеспечения. Многие кредитные карты позволяют начислять на расчетный счет по несколько тысяч рублей. Банки, осуществляющие выпуск таких карт, получают доход за счет начисления процентных платежей. Однако, банки не могут с точностью определить будет заемщик добросовестным или же нет. Очевидно, что должник это знает лучше. Таким образом, возникает проблема асимметрии информации. На практике же банки при предоставлении кредита используют базу данных кредитных историй, которая позволяет выявить «низкокачественных» и «высококачественных» заемщиков.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что асимметричная информация характерна для большинства ситуаций в экономической жизни.
Асимметрия информации в экономике
Что такое асимметрия информации в экономике
Асимметрия информации в экономике — это неравномерное распределение информации между сторонами контракта. В ситуации асимметричного распределения информации одна из сторон знает больше, чем другая, о предмете контракта, условиях его заключения или поведении в процессе его исполнения.
Работодатель менее осведомлен о профессиональных качествах работника, чем сам сотрудник.
Кредитор хуже осведомлен о финансовом положении заемщика, чем сам кредитополучатель.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Покупатель не знает о скрытых свойствах товара, в отличие от продавца. Заказчик хуже осведомлен о качестве исполнения работ, чем исполнитель.
Продавец меньше разбирается в предпочтениях клиентов, чем сами покупатели.
Английский термин «assymmetrical information» в русскоязычной литературе иногда называют несовершенной или неполной информацией, что не совсем корректно. Стороны могут и не обладать всей нужной информацией, но при этом находиться в равных условиях неопределенности, когда каждая из сторон знает ровно столько же, сколько и другая.
Теорию информационной асимметрии разработали американские ученые Дж.Акерлоф, Майкл Спенс, Джозеф Стиглиц в рамках информационной экономики на основе анализа рынков и управления финансами корпораций. Согласно этой теории, асимметричная осведомленность экономических агентов наблюдается в различных сферах, присутствует между хозяйствующими субъектами, домохозяйствами, органами госвласти.
Само разделение функций собственности и управления на современном экономическом рынке провоцирует возникновение асимметрии. Менеджеры компании более информированы, чем потенциальные инвесторы и рядовые сотрудники, топ-менеджеры обладают большим объемом сведений, чем менеджеры среднего звена, акционеры и текущие вкладчики судят о процессах и целях организации исходя из собственных интересов.
И любой агент организационных отношений вполне способен сознательно, ради собственной выгоды либо в пользу компании или предприятия скрывать определенные данные, манипулировать отчетностью, завышать размеры прибыли, применять различные способы для увеличения собственных доходов или личного продвижения вверх по карьерной лестнице.
Причины появления информационной асимметрии
Ученые пришли к выводу, что в мире не существуют рынков с совершенной конкуренцией. Однако асимметричность информации может стать причиной снижения конкуренции и приобретения монопольной власти на рынках. Причины появления несовершенной, асимметричной информации у экономических агентов различны.
Проблема асимметрии информации на рынке труда
Асимметрия информации проявляется на рынке труда в различных ситуациях.
Экономические и социальные последствия информационной асимметрии на рынке труда заключаются в следующем:
Эффект асимметрии информации на рынке
Любому участнику рынка доступен лишь ограниченный массив исходных материалов. Неполнота информации считается неизбежным условием экономической жизни. Более всего на рыночную активность оказывает влияние асимметричная информация: создает реальные возможности злоупотребления одним из участников сделки неинформированностью контрагента.
Джордж Акерлов в работе «Рынок лимонов» в 1970 построил математическую модель рынка с несовершенной информацией. Он отметил, что на подобном рынке средняя цена даже товаров и услуг с идеальным качеством имеет тенденцию к снижению. Следовательно, асимметричность информации может привести к снижению общественного благосостояния.
Нечестные продавцы получают возможность пойти на обман покупателей, предложив взамен менее качественный, но зато более дешевый в изготовлении продукт. В результате покупатели, зная о низком среднем качестве, будут избегать приобретений или соглашаться покупать лишь за меньшую стоимость.
Но в реальной жизни не так много видов рынков, где блага более низкого качества действительно вытесняют высококачественные. Помогает этому трехсторонняя активная деятельность:
Для поддержки производителей и продавцов именно высококачественных изделий и сервисов государство использует конкретные рычаги давления:
Действия независимых организаций в защиту потребителей стали более эффективными с появлением интернета. Всемирная сеть облегчила процесс обмена информацией между рядовыми покупателями, позволила узнавать характеристики товара либо его репутацию непосредственно «из первых рук».
Производители высококачественных товаров и услуг ведут целенаправленную политику. Чтобы отделиться в глазах потребителя от среднестатистического продавца и сохранить за собой нишу на рынке, производители качественных благ в ответ на действия недобросовестных конкурентов заводят торговые марки, как признаки стабильного качества, и сертификацию собственной продукции.
Асимметричность информации
Асимметричность информации в микроэкономике (англ. asymmetric(al) information ; также несовершенная информация, неполная информация) — это неравномерное распределение информации о товаре между сторонами сделки. Обычно продавец знает о товаре больше, чем покупатель, хотя возможна и обратная ситуация.
Содержание
Теория
Впервые это свойство было отмечено Кеннетом Эрроу в статье 1963 года, озаглавленной «Неопределённость и экономика благосостояния в здравоохранении» в журнале «Американское экономическое обозрение».
Джордж Акерлоф в своей работе [1] в 1970 году построил математическую модель рынка с несовершенной информацией. Он отметил, что на таком рынке средняя цена товара имеет тенденцию снижаться, даже для товаров с идеальным качеством. Возможно даже, что рынок коллапсирует до исчезновения.
Из-за несовершенства информации нечестные продавцы могут предложить менее качественный (более дешёвый в изготовлении) товар, обманывая покупателя. В результате многие покупатели, зная о низком среднем качестве, будут избегать покупок или соглашаться покупать только за меньшую цену. Производители качественных товаров в ответ, чтобы отделиться в глазах потребителя от среднестатистического продавца и сохранить за собой рынок, могут заводить торговые марки, сертификацию товаров. Важная роль торговых марок в развитой рыночной экономике — служить признаком стабильного качества.
Потребители, оценивая качество продуктов, составляют репутацию рынков и продавцов. Появление интернета существенно облегчило процесс обмена информацией среди потребителей. Позволяя узнать непосредственно характеристики товара либо его репутацию, интернет снижает асимметричность информации.
Майкл Спенс предложил теорию сигнализирования. В ситуации асимметричности информации люди обозначают, к какому типу они принадлежат, тем самым уменьшая степень асимметричности. Изначально в качестве модели выбрана ситуация поиска работы. Наниматель заинтересован в наборе обученного/обучаемого персонала. Все соискатели, естественно, заявляют, что они отлично способны учиться. Но только сами соискатели обладают информацией о действительном положении вещей. Это и есть ситуация информационной асимметрии.
Майкл Спенс предположил, что окончание, к примеру, института, служит надёжным опознавательным сигналом — данная персона способна к обучению. Ведь окончить институт проще для того, кто способен учиться и, следовательно, подходит данному нанимателю. И наоборот, если человек не смог окончить институт, его способности к обучению весьма сомнительны.
Примеры
Проблемы
Существуют несколько основных проблем, возникающих на финансовых рынках из-за асимметрии информации:
Содержание:
Современные достижения в развитии информационно-коммуникационных технологий приводят к формированию глобальной информационной среды для экономической деятельности. В настоящее время информация считается одним из основных ресурсов для развития общества.
В зависимости от вида человеческой деятельности информация подразделяется на научно-техническую, производственную, административную, экономическую, социальную, юридическую и т.д. Каждый вид информации имеет свою технологию обработки, семантическую нагрузку, значение, формы представления и отражения на физических носителях, требования к полноте, точности, надежности, своевременности.
Асимметрия информации в микроэкономике
Более двух столетий предположения о полноте и правильности информации участников рынка легли в основу аксиоматики классической экономической теории и неоклассики. Это предположение было основано на А. Понятие Смита о том, что конкурентные рынки, управляемые «невидимой рукой», приводят к эффективным результатам. Однако в XX веке становилось все более очевидным, что допущения, сделанные в XIX и XX веках об информационной полноте участников рынка, не соответствуют действительности.
Последствия риска безответственности при разовой сделке Отрицательный механизм отбора и его последствия.
Суть информационной асимметрии
При анализе конкурентного рынка обычно создается абстрактная модель со всеми сопутствующими конвенциями. Предполагается, что в таком случае рыночная информация распределяется симметрично, т.е. все участники имеют к ней равный доступ. Нет никакой неопределенности, поэтому средства и ресурсы можно использовать наиболее эффективным образом.
Однако в реальной жизни не существует идеальной конкуренции, что приводит к неопределенности, т.е. асимметричной информации.
Существуют различные взгляды на неопределенность. По мнению последователей неоклассической школы, неопределенность мешает экономическим агентам действовать рационально, а также создает препятствия для эффективного использования ресурсного потенциала. Существует и другая точка зрения, согласно которой рыночная возможность заключается в возможности использования информационных ресурсов, которые изначально недоступны для многих. Сторонником этой точки зрения был Ф.А. Хайек, который утверждал, что выгода возникает тогда, когда информация не доступна каждому с самого начала, и предприниматель, владеющий информацией, может извлечь из нее выгоду только до тех пор, пока другие участники рынка не получат полный доступ к данным.
Представители неоклассической школы считали, что информационная асимметрия является одной из причин провала рынка.
Информационная асимметрия становится причиной внутренних противоречий, т.е. выгод или расходов, которые не были согласованы во время заключения контракта и которые получают участники. Примерами асимметрии могут служить безнаказанное нарушение договора одной из сторон, покупка клиентом некачественных товаров, получение работодателем прибыли работника, повысившего свою квалификацию с помощью самообразования.
Важность асимметричной информации
Важность асимметричной информации в экономике легче продемонстрировать на примерах.
Рынок здравоохранения. На этом рынке покупка медицинских услуг является платой за профессиональные знания. Информационная асимметрия в этом случае означает, что врач и пациент получают различную информацию. Врач может прописать пациенту более дорогие лекарства, чтобы получить выгоду. В этом случае возникает механизм, при котором рынок приспосабливается к информационному неравенству. Такие понятия, как деловая и профессиональная этика, постепенно вступают в рыночные отношения. Информационная асимметрия может привести к негативному влиянию конкуренции между медицинскими учреждениями на качество медицинских услуг.
На рынке труда информационная асимметрия все чаще проявляется на этапе приема на работу сотрудников. На данном этапе работодатель не располагает информацией о фактическом качестве приобретенного товара. Но существуют и другие характеристики, такие как образование, пол, возраст, опыт работы, которые считаются сигнальной информацией о сотруднике.
Кредитный рынок. При использовании кредитной карты человек занимает деньги без дополнительного залога. С помощью многих кредитных карт вы можете пополнить свой текущий счет на несколько тысяч рублей. Банки, выпускающие такие карты, получают доход от начисления процентных платежей. Однако банки не могут точно определить, является ли заемщик добросовестным или нет. Очевидно, что заемщик знает лучше. Это порождает проблему информационной асимметрии. На практике банки используют базу данных кредитных историй для выявления «некачественных» и «качественных» заемщиков.
Можно сделать вывод, что асимметричная информация характерна для большинства ситуаций в экономической жизни.
Причины информационной асимметрии
Проблема информационной асимметрии является важнейшим условием функционирования государственного сектора, однако необходимо выявить причины этой асимметрии, возникающие на разных рынках, и пути ее влияния.
Важной причиной снижения интенсивности конкуренции и появления монополии является неполнота и асимметрия информации о предмете сделки, об особенностях сделки и ее возможных последствиях. Это может быть вызвано следующими причинами:
Приобретение информации связано с затратами ресурсов, поэтому любой рациональный хозяйствующий субъект не будет платить за данные, если предельные затраты на их приобретение превышают предельный доход от их использования;
Информация не всегда достоверна. Поскольку экономическая среда постоянно меняется, информация может устаревать;
Экономические агенты не имеют возможности в полной мере оценить всю имеющуюся информацию;
Не все экономические агенты обладают достаточными знаниями и навыками для оценки поступающей информации.
Незавершенность информации является необходимым условием экономической жизни, влияет на условия и специфику функционирования рынка, становится причиной дополнительных транзакционных издержек. Асимметрия информации приводит к резкому снижению уровня общественного благосостояния.
Проблемы, возникающие на финансовых рынках из-за информационной асимметрии:
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.