Что такое информальное образование

Информальное образование

Оно может относиться к различным формам альтернативного образования, такие как: самообучение, молодёжная работа, участие в молодёжных движениях, волонтёрское движение, СМИ (включая телевидение, видео игры, журналы и т. д.), музеи, библиотеки, зоопарки, и т. д. Неофициальные педагоги работают во многих областях с отдельными лицами и группами, которые хотят заниматься с ними.

Термин «информальное образование» чаще применяется в работах теоретиков в области общих проблем образования, чем в практической работе. Основным отличием информального образования от формального и неформального заключается в том, что процесс приобретения знаний потекает не в учреждениях системы образования, а в прочих социальных институтах (в семье, на работе, в прочих формальных и неформальных объединениях). Процесс является многоплановым, а его структура совпадает со структурой жизнедеятельности человека. Несмотря на отсутствие систематизации видов информального образования, к основным видам относятся обучение методом проб и ошибок, стихийное самообразование, взаимообучение в ходе совместной работы, получение информации из СМИ, работа под руководством опытного специалиста, занятие любительской художественной деятельностью и прочие.

Связанные понятия

Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы. Сущность процесса интеграции — качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему.

Источник

Формальное, неформальное, информальное образование

Что такое информальное образование. Смотреть фото Что такое информальное образование. Смотреть картинку Что такое информальное образование. Картинка про Что такое информальное образование. Фото Что такое информальное образование

Что такое информальное образование. Смотреть фото Что такое информальное образование. Смотреть картинку Что такое информальное образование. Картинка про Что такое информальное образование. Фото Что такое информальное образование

Представители научно-исследовательского мира, изучая работу высших учебных заведений, применяющих методику неформального обучения, пришли к выводу, что обучающиеся, через свой личный опыт, учась друг у друга, где преподаватель не руководит процессом получения знаний, а является другом и партнером, приобретают лучшую мотивацию к учению.

Появление информального и неформального обучения, является прямым следствием развития новых сетевых информационно-коммуникационных технологий, преодолевающих пространственно-временные границы, обеспечивающих мгновенный доступ к любой информации, расширяющих представления о реальности повседневной жизни, которая теперь включает в себя и виртуальную реальность интернета.
Неформальное обучение можно получать в любом месте и в любое время. В мире проводятся большое количество различных мероприятий, где происходит обмен опытом и знаниями по интересующим темам.

Отличительная черта таких мероприятий – это неформальный характер взаимодействия. Происходит обмен опытом и знаниями, как с помощью презентаций, докладов, так и при современном отдыхе вечеринке, занятии спортом, приемы пищи и т.д.). Такие мероприятия являются хорошей иллюстрацией неформального обучения, т.к. образовательная активность целенаправленна, определена ее продолжительность и происходит вне формальной системы образования
Информальное образование – это своего рода спонтанное образование, при котором проявляется индивидуальная образовательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленнй характер, т.е. спонтанное образование, реализующееся за счет собственной активности, общение, чтение, посещение учреждений культуры, библиотек, путешествия, средств массовой информации и т.д., когда взрослый человек «превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития».
Специфика информального обучения во многом совпадает со структурой жизнедеятельности взрослого человека. Т.е. не столь важно, каким путем человек приобрел знания и умения, необходимые для эффективной деятельности, важно, чтобы они у него были.

Так же информальное образование позволяет расширить профессиональную компетентность, позволяет реализовать важнейшую потребность человека в впечатлениях, в личностном развитии, сто в результат приводит к профессиональному росту человека. В профессии учителя сама личность человека (уровень развития этой личности) является важнейшим условием успешной профессиональной деятельности.
Немаловажное значение для развития практики неформального и информального образования имеет повышение доступности и открытости разного рода образовательных ресурсов.

Какие либо общепринятые определения, характеризующие особенности формального, неформального и информального образования и различия между ними, пока не выработаны.
В порядке обсуждения могут быть предложены некоторые соображения об основном критерии их разграничения. Но поскольку речь идет о взрослом человеке, учеба которого так или иначе сопряжена с его жизненно важными интересами, в качестве такого критерия предлагается считать возможные позитивные изменения в социальном статусе субъекта после завершения определенного периода, курса или программы.

Формальное образование представляет собой долгосрочную программу или кратковременный курс, по завершении которых у выпускника, успешно сдавшего итоговые экзамены, возникает совокупность законодательно установленных прав. В частности, право заниматься оплачиваемой трудовой деятельностью по профилю пройденного курса обучения, право занимать более высокую должность в служебной иерархии, право поступать в учебные заведения более высокого ранга. Основанием для предоставления названных прав служит диплом или иной сертификат единого, как правило, общегосударственного или международного образца.

Основной признак неформального образования – отсутствие единых, в той или иной мере стандартизованных требований к результатам учебной деятельности. При этом могут наличествовать все другие признаки обучения – целесообразность, процедура зачисления, лекционно-семинарские занятия, система оценивания успешности, сертификат об окончании с указанием содержания пройденного курса. Однако последний обычно не дает право заниматься трудовой деятельностью на профессиональных началах или поступать в учебные заведения, где требуется документальное подтверждение уровня академической квалификации.

Информальное образование именуется таковым еще и потому, что его результаты никак не оформляются документально и обычно не получают официального признания со стороны других институтов общества. В сущности, не столь важно каким путем человек приобрел знания и умения. Необходимые для эффективной деятельности, важно, чтобы они у него были. В тоже время вполне очевидна ограниченность возможностей информального образования: оно бессистемно, подвержено случайностям и базируется на жизненном опыте человека, который неизбежно ограничен рамками воспринимаемой окружающей действительности. Поэтому оно не может сформировать в той или иной мере целостную картину мира, обеспечить освоение глубоких и систематизированных знаний. Это по силам лишь профессионально построенной образовательной практике.

Человек учится всю жизнь, получает новые знания особенно благодаря информальному образованию.
Образование взрослых (образование в течение жизни) – это целенаправленный процесс развития и воспитания личности путем реализации образовательных программ и услуг, осуществления образовательно-информационной деятельности.

Формальное обучение ведет сертификации. Под сертификацией чаще всего понимается выдача официального документа о присвоении образовательно-квалификационного уровня, который признается государством и чаще всего является основанием приема на работу или назначения на официальную должность аттестат, диплом об образовании)
Неформальное образование – это получение знаний, умений и навыков для удовлетворения образовательных потребностей, не регламентировано местом получения, сроком и формой обучения, мерами государственной аттестации.

Неформальное обучение происходит вне образовательных учреждений и обычно не ведет к официальной сертификации. И в то же время неформальное обучение системно, в нем определены цели, результат обучения. Неформальным обучением следует считать любую образовательную активность вне формальной системы. К такому виду обучении можно отнести обучение в клубах, кружках, различные курсы, тренинги, короткие программы. В рамках такого вида обучения могут выдаваться определенные сертификаты, свидетельства, однако они не являются образовательными документами, которые признаются государством как официальные.
Неформальное образование – это не систематизированное обучение индивида знаниям и навыкам. Оно так же является важной составной частью социализации индивида,, помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию. По отношению к системе формального образования в современном обществе оно играет вспомогательную роль.

Неформальное образование так же является целенаправленным, но цели в нем заданы образовательными потребностями самих обучающихся (образование по выбору добровольное). Оно является дополнение или альтернативой формальному образовании. Осуществляется частных и государственных образовательных учреждениях и вне их в общественных организациях, клубах и т.д.), иногда вне специального образовательного пространства, предполагает выдачу сертификата не государственного образца или не ведет к сертификации выдаче документа). Неформальное образование доступно людям всех возрастов ;но, как правило, так же организуется в форме краткосрочных курсов, мастер-классов или семинаров. оно не обязательно имеет непрерывную структуру, может быть коротким по продолжительности и мало затратное по интенсивности, чаще всего ведет к получению квалификаций, которые не признаются квалификациями формального образовании. Успешное завершение программы неформального образования и получение квалификации не дает доступ к высшему уровню образования, если только программа не утверждена в системе формального образования.

Информальное образование или Внеинституционное образование, получаемое за счет непосредственного влияния окружающей жизни человека трактуется как формы обучения, не включенные в формальное и неформальное образование.
К примерам информального обучения относят:
— учение по методу проб и ошибок;
— стихийное самообразование в виде самостоятельного поиска ответов на волнующие вопросы;
— взаимообучение в ходе совместного выполнения тех или иных задач;
— обогащение духовного мира через чтение и посещение учреждений культуры.

Многие исследователи отмечают, что в процессе непрерывного образования неформальное и информальное образование являются равноправными участниками процесса обучения. К примеру то, что компьютеры в первую очередь захватили сферу домашнего пользования и стали мощным ресурсом индивидуального познания мира, подчеркивает значение информального образования и доказывает его огромные ресурсы. Термин « Образование длиною в жизнь» выделяет временной фактор непрерывного образования.
Новые формы образовательного процесса – неформальное, а так же информальное образование – были заимствованы Россией совсем недавно из Европейских деклараций., закладывающих фундамент непрерывного образования, но уже все больше заявляют о себе.

Заключение:
Результаты, полученные в ходе проводимого исследования, позволяют констатировать, что интерес к различным формам образования взрослых растет как со стороны науки, так и со стороны практиков, особенно в эпоху информационного пространства, в условиях создания сетевых педагогических сообществ и многих других факторов.

Источник

Что такое информальное образование

Харьковский национальный университет внутренних дел

Секция № 2 «Особенности теории и практики неформального дистанционного обучения»

В последнее время, наряду с формальным обучением, при осуществлении обучения взрослых, все чаще упоминаются, особенно в контексте повышения квалификации или осуществления таких форм последипломного образования как переподготовка и стажировка, такие виды обучения как «неформальное обучение» и «информальное обучение». Коммюнике Комиссии Европейских Обществ «Обучение взрослых: учиться никогда не поздно» от 23 октября 2006 года определяет, что основной задачей стран содружества является формирование таких общественных систем, которые делают возможным признание и валидацию неформального и информального обучения [1].

Целью же данной публикации, является рассмотрение сущности этих категорий, определение их соотношения, анализ типичных признаков и ситуаций применения. Кроме того, считаем, актуальным сконцентрировать внимание на дистанционном аспекте формального, неформального и информального обучения, поскольку, как уже говорилось, внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательную сферу, позволяет организовывать учебный процесс инвариантно к месту и времени нахождения его участников. Итак, выясним, каким же образом определяются базовые термины нашего исследования.

К примерам информального обучения относят:

− учение по методу проб и ошибок;

− стихийное самообразование в виде самостоятельного поиска ответов на волнующие вопросы;

− взаимообучение в ходе совместного выполнения тех или иных задач;

− обогащение духовного мира через чтение и посещение учреждений культуры и т.д. [6].

Джейн Харт в своих работах указывает на такие особенности рассматриваемых категорий: «… с точки зрения намерений учащихся, как формальное, так и неформальное обучение является преднамеренным, в то время как информальное обучение это (в основном) непреднамеренный акт. Кроме того, в информальном обучении, учащемуся может быть известно, что он узнал что-то новое, но во многих случаях это знание может и не проявляться сразу [3].

Появлению категорий формальное, неформальное, информальное дистанционное обучение способствовало стремительное развитие коммуникационных возможностей сети Интернет, а также появление термина Web 2.0, как философии ее развития, которая предполагает, что источниками наполнения сетевого пространства контентом являются обычные пользователи, которые взаимодействуют между собой с помощью специальных инструментов (социальных сервисов, сервисов web 2.0). Многие учебные заведения, стали внедрять дистанционные программы подготовки студентов и переподготовки взрослых, у коммерческих компаний появилась возможность повышать квалификацию сотрудников на рабочих местах, а у обычного пользователя найти информацию релевантную своим учебным потребностям или воспользоваться помощью сетевых коллег для решения определенных проблем. То есть, теперь у любого человека появились возможности:

− поступить во многие учебные заведения в независимости от своего места нахождения и пройти официальный курс обучения;

− повысить свою квалификацию по определенной теме, как в рамках учебного заведения, так и иных организаций;

− найти в сети интересующие книги, газеты, журналы, единомышленников, обсудить с ними определенные вопросы, осуществить совместную деятельность, создать определенный продукт.

Считаем, что приведенные примеры позволяют нам говорить о различных формах реализации неформального и информального дистанционного обучения. Руководствуясь вышеуказанным, приведем сравнительную таблицу рассматриваемых категорий:

Формальное дистанционное обучение

Неформальное дистанционное обучение

Информальное дистанционное обучение

В государственных и частных учебных заведениях

В основном вне государственных и частных учебных заведений, иногда при их поддержке

Вне государственных и частных учебных заведений. В повседневной жизни

Четкая учебная цель

Иногда явно не присутствует

Четко определена, есть временные рамки, программа

Четко определена, есть временные рамки, программа

Спонтанная, по потребности, четких временных рамок нет

Учение в сети на своем опыте и опыте других

Документ государственного образца

Сертификат негосударственного образца, или не ведет к сертификации

Не ведет к сертификации

Сотрудник учебного заведения

Сотрудник обучающей организации, тренер, прподаватель

Коллега в сети. Иногда, в случае Вашего взаимодействия с конкретным контентом, преподаватель или коллега может отсутствовать

Как правило, социальные сервисы, которые составляют Вашу персональную учебную среду

Дистанционные курсы вузов в рамках традиционного учебного процесса (бакалаврат, магистратура, переподготовка, повышение квалификации)

Дистанционные учебные курсы различных организаций

Открытые дистанционные курсы от отдельных преподавателей и сетевых сообществ

Самостоятельное решение «личных задач» с помощью Интернет.

Посещение виртуальных галерей, музеев.

Общение в сети с коллегами, друзьями.

Участие в работе виртуальных сообществ практики (в этом случае можно говорить о термине «социальное обучение»)

Что такое информальное образование. Смотреть фото Что такое информальное образование. Смотреть картинку Что такое информальное образование. Картинка про Что такое информальное образование. Фото Что такое информальное образование

На сегодня отсутствие формальной аккредитации в xMOOC уже нивелируется тем, что некоторые ВУЗы будут признавать их прохождение. Так, например, университет штата Колорадо объявил, что засчитает кредиты студентам, которые успешно завершили курс Udacity «Введение в компьютерные науки: Создание поисковой системы». Проект EDx в сентябре 2012 года объявил о заключении соглашения с «Pearson VUE», что позволит предложить учащимся опцию сдачи заключительного экзамена в присутствии наблюдателя в специальном центре тестирования [7].

В феврале 2013 года Coursera объявила, что американский Совет по рекомендации кредитов для образовательных колледжей (The American Council on Education’s College Credit Recommendation Service) оценил и рекомендовал колледжам засчитывать кредиты по результатам обучения в пяти курсах от Coursera. Студенты, которые успешно завершили один из этих пяти курсов могут потребовать расшифровку результатов обучения вместе с кредитными рекомендации ACE, которые они могут затем представить в колледж или университет по их выбору [8].

Что такое информальное образование. Смотреть фото Что такое информальное образование. Смотреть картинку Что такое информальное образование. Картинка про Что такое информальное образование. Фото Что такое информальное образование

Рис.4 Прототип «Цифрового диплома от Degreed»

Основываясь на проведенном анализе, можно сделать несколько выводов.

1. Генерирование в виртуальном пространстве большого количества информации, сокращение «периода полураспада знаний» приводит к необходимости реализации концепции обучения на протяжении всей жизни. Данная концепция делает возможным проведение учебного процесса как внутри, так и вне официальных образовательных институтов, а также создает необходимость постоянного повышения квалификации взрослыми в зависимости от потребности в новых знаниях.

2. В зависимости от правового положения субъектов организации процесса обучения в сети Интернет, его системности и дальнейшего признания результатов обучения различают формальное, неформальное и информальное дистанционное обучение.

3. Необходимость неформального обучения продиктована также постоянными изменениями в сферах экономики и бизнеса, что привело к возникновению корпоративной модели обучения 70/20/10. Она позволяет максимально эффективно организовать процесс обучения в организации. Эта модель подразумевает, что 70% времени занимает обучение во время практики (решения реальных задач на своем рабочем месте), 20% занимает наставничество (обучение на рабочем месте с более опытным сотрудником) и только 10% приходится на формальное обучение( семинары, тренинги) [10]. Описывая взаимосвязь между формальным и неформальным обучением, исследователи используют метафору кирпича и раствора. Формальное обучение – это кирпичи, из которых складывается мост к персональному росту. Неформальное обучение – это раствор, содействующий укреплению и развитию формального обучения. При этом подразумевается, что неформальное обучение не заменяет формальное, а является механизмом, обеспечивающим эффективное развитие. Начинающие ученики нуждаются в формальном обучении. Попросту говоря, у них нет «кирпичей» и «раствору» нечего связывать. По мере того, как ученики повышают свою компетентность, они все больше тяготеют к методам неформального обучения. То, какое место занимает формальное и неформальное обучение в организации, очень сильно зависит от уровня компетентности в рамках выполняемых задач [11].

4. Развитию неформального и информального дистанционного обучения способствует массовое использование в образовательной сфере коммуникаций интернет и его сервисов, возникновение виртуальных сообществ практики по разным вопросам, а также феномен распространения массового онлайн обучения в форме коннективистских ( cMOOC ) и институциональных ( xMOOC ) открытых дистанционных курсов.

5. Несмотря на то, что результаты неформального и информального дистанционного обучения официально не признаются многими организациями и учреждениями, можно сказать, что мировое сообщество работает над устранением этого недостатка, что в конечном итоге будет способствовать открытости, доступности и качеству образовательного процесса.

2. European Inventory – Glossary of key terms. 2004. URL: http://www.ecotec.com/europeaninventory/glossary.html# (дата обращения 08.03.2013).

3. You can’t manage informal learning – only the use of informal media. 2011. URL: http://www.c4lpt.co.uk/blog/2011/10/28/you-cant-manage-informal-learning-only-use-of-informal-media/ (дата обращения 08.03.2013)

4. Москвин Д.Е. Организация неформального и информального образования современного политолога / Д. Е. Москвин // Без темы. – 2009. – № 2(12). – С. 18-22

5. Основы андрагогики. Терминологический словарь-справочник для студентов социально-гуманитарных специальностей. / Сост. Маслова В.В. – Мариуполь, 2004. – 19 с. URL: http://voluntary.ru/dictionary/695 (дата обращения: 12.03.2013)

7. Sean Coughlan Harvard and MIT online courses get «real world» exams. 2012. URL: http://www.bbc.co.uk/news/education-19505776 (дата обращения 16.10.2012)

9. Бугайчук К.Л. Побег от высшего образования.2012 URL: http://bugaychuk.blogspot.com/2012/11/blog-post.html (дата обращения 13.02.2013)

Источник

Информальное образование

Из Википедии — свободной энциклопедии

Информальное образование является общим термином для образования за пределами стандартной образовательной среды — индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер; спонтанное образование, реализующееся за счёт собственной активности индивидов в окружающей его культурно-образовательной среде; общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т. д., когда взрослый превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития, результат повседневной рабочей, семейной и досуговой деятельности, не имеет определенной структуры.

Оно может относиться к различным формам альтернативного образования, такие как: самообучение, молодёжная работа, участие в молодёжных движениях, волонтёрское движение, СМИ (включая телевидение, видео игры, журналы и т. д.), музеи, библиотеки, зоопарки, и т. д. Неофициальные педагоги работают во многих областях с отдельными лицами и группами, которые хотят заниматься с ними.

Термин «информальное образование» чаще применяется в работах теоретиков в области общих проблем образования, чем в практической работе. Основным отличием информального образования от формального и неформального заключается в том, что процесс приобретения знаний потекает не в учреждениях системы образования, а в прочих социальных институтах (в семье, на работе, в прочих формальных и неформальных объединениях). Процесс является многоплановым, а его структура совпадает со структурой жизнедеятельности человека. Несмотря на отсутствие систематизации видов информального образования, к основным видам относятся обучение методом проб и ошибок, стихийное самообразование, взаимообучение в ходе совместной работы, получение информации из СМИ, работа под руководством опытного специалиста, занятие любительской художественной деятельностью и прочие.

Источник

Формальная, неформальная и информальная модели образования

Что такое информальное образование. Смотреть фото Что такое информальное образование. Смотреть картинку Что такое информальное образование. Картинка про Что такое информальное образование. Фото Что такое информальное образование

Дата публикации: 20.05.2016 2016-05-20

Статья просмотрена: 18596 раз

Библиографическое описание:

Гаврилова, И. В. Формальная, неформальная и информальная модели образования / И. В. Гаврилова, Л. А. Запруднова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1197-1200. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29876/ (дата обращения: 06.12.2021).

Статья посвящена исследованию тенденции организации образовательного процесса на принципах формальной, неформальной и информальной моделей. В статье приводится сопоставительный анализ указанных моделей, предоставляется история становления и развития указанных подходов, а также анализируется опыт разных стран по организации образовательной среды в соответствии с предлагаемыми парадигмами.

Ключевые слова: обучение в течение всей жизни, формальная модель образования, неформальная модель образования и информальная модель образования.

Современная модель организации общественной жизни представляет собой развитую систему, основанную на рыночных подходах к хозяйствованию, достижениях научно-технического прогресса, информатизации и инновациях, что, в свою очередь, предопределяет смену подходов и способов восприятия и познания окружающей действительности. Указанные факторы обуславливают объективную необходимостью модернизации системы образования в целях достижения максимально возможных результатов, продиктованных требованиями внешней среды. В данных условиях традиционные подходы организации образовательного процесса, имеющие в основе установку получения «образования на всю жизнь» в рамках одного диплома оказываются мало эффективными в силу несоответствия быстро меняющимся и динамично развивающимся условиям внешнего окружения, — возрастают требования к личности в части профессиональной мобильности, освоения необходимых навыков, актуальных направлений деятельности, инновационных технологий. Сегодняшние тенденции таковы, что в качестве одного из главных элементов новой модели организации системы образования выступает модель непрерывного обучения с установкой «LonglifeLearning» («обучение в течение всей жизни»).

Основными принципами системы непрерывного образования в течение всей жизни, сформулированными Международной комиссией ЮНЕСКО по образованию и выражающими суть данного процесса, являются: «научиться познавать»; «научиться реализовывать»; «научиться жить вместе»; «научиться жить». В этой связи очевиден вывод о необходимости изменения существовавшей до настоящего времени концепции образовательной политики, что приводит к развитию сферы образования взрослых, включающей новые образовательные программы, новые подходы к организации образовательного процесса, новые формы проведения обучающих классов и другие соответствующие изменения.

Наряду с этим, происходит признание различных, в том числе и не существовавших ранее видов образования. ЮНЕСКО вводит специальную терминологию, отражающую различные степени организованности образовательных услуг: формальное, неформальное и информальное образование.

По данным ЮНЕСКО в наиболее успешных странах дополнительным (неформальным и информальным) образованием охвачено 30–40 % населения в возрасте 25–64 года. В среднем по странам ЕС соответствующая доля населения составляет 17 %, в России — около 8 %. По приведенным данным можно заключить, что в западных странах модели развития и официального признания результатов информального и неформального образования являются развивающейся практикой, то в российских реалиях это на сегодняшний момент остается дискуссионной площадкой.

Анализируя эффективность каждой модели, приведём ключевые характеристики, присущие каждой из них:

‒ Формальное образование — процесс получения знаний проходит в хорошо организованном и иерархически упорядоченном контексте, завершающийся выдачей бланка государственного образца — диплома о начальном/среднем профессиональном или высшем образовании или аттестата об окончании школы. Данный процесс имеет установленную по разным программам длительность, основанную на государственной учебной программе и государственных стандартах образования, который организован преимущественно формальными, зарегистрированными организациями.

‒ Неформальное образование — процесс получения новых знаний зачастую протекает вне специализированного образовательного пространства, при этом существуют конкретные цели, методы и методики, а главное, результат обучения. Может проводиться образовательными или общественными организациями, различными клубами и кружками, секциями, при обучении с преподавателем или тренером индивидуально, и представляет собой разнообразные тренинги, курсы, семинары, круглые столы, которые сопровождаются выдачей документа, подтверждающего дополнительное повышение квалификации — сертификат участника, диплом повышения квалификации, свидетельство.

‒ Информальное образование — индивидуальная деятельность человека, направленная на познавательный процесс, который сопровождает его повседневную жизнь, при котором не всегда существует конкретный результат. Оно носит спонтанный характер, реализуется путем активизации людей в культурно-образовательной среде, а именно общение между собой, чтение, посещение театров, музеев и различных культурных учреждений, путешествия, просмотр СМИ и т. д., где взрослый превращает все средства образовательных потенциалов общества в инструменты своего самосовершенствования, результат ежедневной работы, семейной и досуговой жизни, который не имеет чёткой структуры.

Обращаясь к истории развития формального и неформального образования, важно выделить следующие события:

‒ 1967 г. — Международная конференция в Уильямсберге (США). Были рассмотрены положения, ставшие базой популярного анализа увеличивающегося «мирового кризиса в сфере образования», в которых было обозначено беспокойство за существование непригодных для общества программ образования и существующие разногласия между образовательным процессом и экономическим потенциалом стран. Как результат, было заключено, что существующие официальные образовательные системы довольно медленно приспосабливаются к социально-экономическим реакциям по двум причинам: собственный консервативный образовательного развития и инерция общества. Именно после этой конференции управленцы и экономисты Всемирного Банка начали различать информальное и формальное образование.

‒ 70-е годы XX века — стремительный рост понимания того, что развитие личности первоначально зависит от индивидов и существует необходимость большего уделения внимания качеству собственной жизни. Данное понимание обосновало необходимость качественно новых подходов к организации дополнительной системы образования, профессионального и индивидуального развития и т. д.

‒ 80–90-е годы ХХ века — становление заметного контраста между формальными и неформальными образовательными системами. Формальная система в большей степени связана с системно-ориентированным процессом обучения, в котором учащиеся — это пассивные потребители знаний и умений, которые транслирует им образовательная система посредством преподавателя, которые воспроизводятся по требованию, а неформальная образовательная система характеризуется личностно-ориентированным обучением, в котором и создаётся уникальное знание, основанное на собственном опыте преподавателя.

В настоящее время видение особенностей неформального образования взрослых представлено на сайте Европейской ассоциации образования взрослых: «Специально организованная деятельность по способствованию процессу, в рамках которого люди могут сознательно развиваться как личности, самостоятельно опираться на свои собственные возможности в социальных отношениях и деятельности с помощью повышения уровня знаний и понимания; соотнесения собственных мнений и чувств с мнениями и чувствами других людей; развития умений и способов их выражения».

Следует отметить, что при ограничениях, которые установил Совет Европы, неформальное обучение включает в себя различное обучение, направленное на точную, но при этом свободно выбранную цель, которая учитывает социальный контекст, и основная деятельность неформального образовательного процесса не заключена в школьном или профессиональном обучении. Отталкиваясь от его расширенного конкретного содержания, оно охватывает практически все действия, которые не направлены на получение документа государственного образца, подтверждающего соответствующее образование — диплома, свидетельства, сертификата, происходящие за рамками институционализированного, запланированного стандартным образовательным контекстом.

Политики в области образования вводят в оборот новый тезис «LonglifeLearning», который связан с непрерывностью обучения в течение всей жизни.

‒ 2003 г. — Рекомендация Совета Европы «…о содействии и признании неформального обучения молодежи».

Большое количество стран уже внедрили и активно используют практику признания существования неформального и информального образования. Для примера — одна из таких стран является Финляндия, в которой существует богатый опыт применения неформального образования, и есть мощная и разнообразная образовательная система, в которой термин «неформальное образование» включает в себя возможности предоставления образования взрослым в образовательных учреждениях.

Характерной чертой неформального образования является многообразие учебных программ, добровольное участие в них, а также использование в обучении личностно-ориентированных методов. В Финляндии государственный бюджет неформального сектора составляет 24 % от суммы средств, которые выделяются на обучение взрослых в стране. В Финляндии существует постоянно активная система признания образования, которое получено неформальным и/или информальным путями, которая поддерживается государством, и при этом существует возможность дальнейшего улучшения и унификации имеющейся практики подтверждения повышения квалификации.

В Финляндии была образована организация образования взрослых (FAEA) — организация по неформальному обучению взрослых в Финляндии, которая вносит огромный вклад в развитие неформального и информального образования взрослых, и главными обязанностями данной организации является продвижение, международное взаимодействие и дальнейшее обучение преподавателей, которые работают в сфере образования для взрослых.

Во Франции особо ценятся формальные квалификации, но также существует давняя традиция валидации (признания) результатов неформального обучения. Свыше двадцати лет в стране осуществлялось ее становление и развитие. С принятием в 2002 г. Закона «О социальной модернизации» и введением в обиход французского законодательства понятия «валидация знаний, приобретенных посредством опыта» («Validation des Aquis de l’Expérience» (VAE), был подведен итог в создании нормативно-правовой базы неформального и информального образования. В данный момент государственные органы, муниципалитеты и образовательные организации обеспечивают ее реализацию.

Перед системой образования современной Германии ставятся новые задачи: межпрофессиональная мобильность и непрерывное обучение. В этой связи особую актуальность приобретают такие формы образования, как неформальное и спонтанное (информальное). Реализация новой образовательной политики осуществляется в условиях двух исследовательских проектов: Weiterbildungspass («Паспорт непрерывного образования») и Lernkultur Kompetenzentwicklung («Развитие компетенций как культуры обучения»).

В рамках первого проекта (Weiterbildungspass) осуществлялось исследование применения паспорта непрерывного образования. Проанализирована 51 pass-инициатива в школах, профессиональном образовании, волонтерской деятельности. По итогам реализации данного исследовательского проекта была разработана модель национального паспорта. Функционал модели заключался в подтверждении и оценке компетентностей, приобретенных в условиях неформального образования, определении жизненных, профессиональных целей обладателя паспорта и побуждении его к реализации поставленных задач.

Проект Lernkultur Kompetenzentwicklung направлен на разработку и апробацию эффективных образовательных программ, повышение профессиональной компетентности обучающихся, изучению возможностей более результативного осуществления неформального обучения.

В Германии существует также Nachweismappe Ehrenamt («Портфолио волонтера»). Компетенции, содержащиеся в нем, предусматривают мотивацию, навыки работы в команде, способность действовать независимо. Подтверждение компетенций осуществляет Немецким институт молодежи с применением паспорта Kompetenzbilanz, имеющего многоуровневую систему оценивания.

Повышенное внимание неформальному образованию уделяется и в Нидерландах. Одним из направлений его внедрения является сфера образования. Одобренный в 2004 году парламентом страны Закон «О профессиях в сфере образования» обязал педагогов повышать квалификацию. Валидация квалификаций, приобретенных посредством неформального образования, осуществляется в ходе процедуры оценки EVC (Erkenning Verworven Competenties). Прохождение теста на профессиональную пригодность позволяет определить у кандидатов, имеющих минимальный уровень университетского образования, наличие необходимых компетентностей для начала осуществления педагогической деятельности. Параллельно кандидаты принимаются на курс обучения, по окончании которого предполагается приобретение квалификации преподавателя.

В Великобритании разработка нормативной базы по признанию результатов неформального образования была предпринята сравнительно давно, тем самым своевременно были предприняты меры по преодолению дезинтеграции профессионального образования. Введение национальных профессиональных квалификаций (NVQs) в 1989 году обеспечило наличие модульной системы, которая представляет альтернативу школьному образованию и основывается на практическом обучении».

Официальное признание неформального образования в Великобритании Департаментом бизнеса, инноваций и квалификаций состоялось в 2009 году. В этом же году состоялся Фестиваль революционного обучения, который поддерживался библиотеками, предлагающими много интересных форм неформального обучения.

Обобщение результатов анализа международного опыта неформальной и информальной моделей образования взрослых позволило выделить его следующие характеристики:

‒ ориентация на конкретные образовательные запросы различных социальных, профессиональных, демографических групп населения;

‒ озабоченность в отношении конкретных категорий лиц;

‒ отсутствие принудительного характера, основанность на собственной мотивации взрослых людей;

‒ высокий личностный смысл обучения;

‒ внутренняя ответственность обучающихся за результат образовательной деятельности;

‒ развитие качеств личности, обеспечивающих благоприятные предпосылки для достойной личной жизни, а также успешного участия в общественной и трудовой жизни;

‒ обеспечение возможности лучше понимать и, если необходимо, изменять окружающую социальную структуру;

‒ развитие мобильности в быстро меняющихся условиях современного мира;

‒ гибкость в организации и методах обучения;

‒ высокий уровень активности обучающихся;

‒ самооценка слушателями получаемых результатов на основе значимых для них критериев;

‒ основанность отношений между обучающими и обучаемыми на взаимном уважении, демократической культуре, культуре участия.

В Российской федерации идея «LifelongLearning» («обучение в течение всей жизни») сводится к курсам повышения квалификации, курсам и программам дополнительного к основному профессиональному образованию, тренингам, семинарам.

В последнее время в различных регионах России предпринимаются попытки преобразования системы образования взрослых, в том числе и повышения квалификации за счет различных аспектов: включения новых форм обучения взрослых, создание организационных структур, инициирующих инновационные процессы, индивидуализации содержания курсов подготовки и др.

Основными задачами практикующих институтов повышения квалификации являются:

‒ удовлетворение потребностей работников в получении знаний о новейших достижениях в областях их профессиональной реализации, передовом отечественном и зарубежном опыте;

‒ организация и проведение научных исследований, опытно-экспериментальных работ, консультационная деятельность;

‒ научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций групп документов и материалов;

‒ разработка инновационных форм проведения учебных занятий, новых подходов организации индивидуального обучения, построения личной профессиональной траектории образования.

Вместе с тем, чтобы перенять полностью опыт признания результатов неформального и информального образования в российской системе образования присутствуют ряд законодательных, системных, организационных, методологических и психологических барьеров, которые позволяют применять концепцию «LifelongLearning» («обучение в течение всей жизни») сильно ограниченно и с большой долей трансформации. Однако, радужно отметить, что указанная концепция собирает все большее и большее количество дискуссионных площадок в России, что указывает на повышенный интерес к подобному опыту зарубежных стран и дает возможность ожидать перспективные изменения в системе российского образования в их лучшей адаптации к российским реалиям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *