Что такое информальное образование
Информальное образование
Оно может относиться к различным формам альтернативного образования, такие как: самообучение, молодёжная работа, участие в молодёжных движениях, волонтёрское движение, СМИ (включая телевидение, видео игры, журналы и т. д.), музеи, библиотеки, зоопарки, и т. д. Неофициальные педагоги работают во многих областях с отдельными лицами и группами, которые хотят заниматься с ними.
Термин «информальное образование» чаще применяется в работах теоретиков в области общих проблем образования, чем в практической работе. Основным отличием информального образования от формального и неформального заключается в том, что процесс приобретения знаний потекает не в учреждениях системы образования, а в прочих социальных институтах (в семье, на работе, в прочих формальных и неформальных объединениях). Процесс является многоплановым, а его структура совпадает со структурой жизнедеятельности человека. Несмотря на отсутствие систематизации видов информального образования, к основным видам относятся обучение методом проб и ошибок, стихийное самообразование, взаимообучение в ходе совместной работы, получение информации из СМИ, работа под руководством опытного специалиста, занятие любительской художественной деятельностью и прочие.
Связанные понятия
Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы. Сущность процесса интеграции — качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему.
Формальное, неформальное, информальное образование
Представители научно-исследовательского мира, изучая работу высших учебных заведений, применяющих методику неформального обучения, пришли к выводу, что обучающиеся, через свой личный опыт, учась друг у друга, где преподаватель не руководит процессом получения знаний, а является другом и партнером, приобретают лучшую мотивацию к учению.
Появление информального и неформального обучения, является прямым следствием развития новых сетевых информационно-коммуникационных технологий, преодолевающих пространственно-временные границы, обеспечивающих мгновенный доступ к любой информации, расширяющих представления о реальности повседневной жизни, которая теперь включает в себя и виртуальную реальность интернета.
Неформальное обучение можно получать в любом месте и в любое время. В мире проводятся большое количество различных мероприятий, где происходит обмен опытом и знаниями по интересующим темам.
Отличительная черта таких мероприятий – это неформальный характер взаимодействия. Происходит обмен опытом и знаниями, как с помощью презентаций, докладов, так и при современном отдыхе вечеринке, занятии спортом, приемы пищи и т.д.). Такие мероприятия являются хорошей иллюстрацией неформального обучения, т.к. образовательная активность целенаправленна, определена ее продолжительность и происходит вне формальной системы образования
Информальное образование – это своего рода спонтанное образование, при котором проявляется индивидуальная образовательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленнй характер, т.е. спонтанное образование, реализующееся за счет собственной активности, общение, чтение, посещение учреждений культуры, библиотек, путешествия, средств массовой информации и т.д., когда взрослый человек «превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития».
Специфика информального обучения во многом совпадает со структурой жизнедеятельности взрослого человека. Т.е. не столь важно, каким путем человек приобрел знания и умения, необходимые для эффективной деятельности, важно, чтобы они у него были.
Так же информальное образование позволяет расширить профессиональную компетентность, позволяет реализовать важнейшую потребность человека в впечатлениях, в личностном развитии, сто в результат приводит к профессиональному росту человека. В профессии учителя сама личность человека (уровень развития этой личности) является важнейшим условием успешной профессиональной деятельности.
Немаловажное значение для развития практики неформального и информального образования имеет повышение доступности и открытости разного рода образовательных ресурсов.
Какие либо общепринятые определения, характеризующие особенности формального, неформального и информального образования и различия между ними, пока не выработаны.
В порядке обсуждения могут быть предложены некоторые соображения об основном критерии их разграничения. Но поскольку речь идет о взрослом человеке, учеба которого так или иначе сопряжена с его жизненно важными интересами, в качестве такого критерия предлагается считать возможные позитивные изменения в социальном статусе субъекта после завершения определенного периода, курса или программы.
Формальное образование представляет собой долгосрочную программу или кратковременный курс, по завершении которых у выпускника, успешно сдавшего итоговые экзамены, возникает совокупность законодательно установленных прав. В частности, право заниматься оплачиваемой трудовой деятельностью по профилю пройденного курса обучения, право занимать более высокую должность в служебной иерархии, право поступать в учебные заведения более высокого ранга. Основанием для предоставления названных прав служит диплом или иной сертификат единого, как правило, общегосударственного или международного образца.
Основной признак неформального образования – отсутствие единых, в той или иной мере стандартизованных требований к результатам учебной деятельности. При этом могут наличествовать все другие признаки обучения – целесообразность, процедура зачисления, лекционно-семинарские занятия, система оценивания успешности, сертификат об окончании с указанием содержания пройденного курса. Однако последний обычно не дает право заниматься трудовой деятельностью на профессиональных началах или поступать в учебные заведения, где требуется документальное подтверждение уровня академической квалификации.
Информальное образование именуется таковым еще и потому, что его результаты никак не оформляются документально и обычно не получают официального признания со стороны других институтов общества. В сущности, не столь важно каким путем человек приобрел знания и умения. Необходимые для эффективной деятельности, важно, чтобы они у него были. В тоже время вполне очевидна ограниченность возможностей информального образования: оно бессистемно, подвержено случайностям и базируется на жизненном опыте человека, который неизбежно ограничен рамками воспринимаемой окружающей действительности. Поэтому оно не может сформировать в той или иной мере целостную картину мира, обеспечить освоение глубоких и систематизированных знаний. Это по силам лишь профессионально построенной образовательной практике.
Человек учится всю жизнь, получает новые знания особенно благодаря информальному образованию.
Образование взрослых (образование в течение жизни) – это целенаправленный процесс развития и воспитания личности путем реализации образовательных программ и услуг, осуществления образовательно-информационной деятельности.
Формальное обучение ведет сертификации. Под сертификацией чаще всего понимается выдача официального документа о присвоении образовательно-квалификационного уровня, который признается государством и чаще всего является основанием приема на работу или назначения на официальную должность аттестат, диплом об образовании)
Неформальное образование – это получение знаний, умений и навыков для удовлетворения образовательных потребностей, не регламентировано местом получения, сроком и формой обучения, мерами государственной аттестации.
Неформальное обучение происходит вне образовательных учреждений и обычно не ведет к официальной сертификации. И в то же время неформальное обучение системно, в нем определены цели, результат обучения. Неформальным обучением следует считать любую образовательную активность вне формальной системы. К такому виду обучении можно отнести обучение в клубах, кружках, различные курсы, тренинги, короткие программы. В рамках такого вида обучения могут выдаваться определенные сертификаты, свидетельства, однако они не являются образовательными документами, которые признаются государством как официальные.
Неформальное образование – это не систематизированное обучение индивида знаниям и навыкам. Оно так же является важной составной частью социализации индивида,, помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию. По отношению к системе формального образования в современном обществе оно играет вспомогательную роль.
Неформальное образование так же является целенаправленным, но цели в нем заданы образовательными потребностями самих обучающихся (образование по выбору добровольное). Оно является дополнение или альтернативой формальному образовании. Осуществляется частных и государственных образовательных учреждениях и вне их в общественных организациях, клубах и т.д.), иногда вне специального образовательного пространства, предполагает выдачу сертификата не государственного образца или не ведет к сертификации выдаче документа). Неформальное образование доступно людям всех возрастов ;но, как правило, так же организуется в форме краткосрочных курсов, мастер-классов или семинаров. оно не обязательно имеет непрерывную структуру, может быть коротким по продолжительности и мало затратное по интенсивности, чаще всего ведет к получению квалификаций, которые не признаются квалификациями формального образовании. Успешное завершение программы неформального образования и получение квалификации не дает доступ к высшему уровню образования, если только программа не утверждена в системе формального образования.
Информальное образование или Внеинституционное образование, получаемое за счет непосредственного влияния окружающей жизни человека трактуется как формы обучения, не включенные в формальное и неформальное образование.
К примерам информального обучения относят:
— учение по методу проб и ошибок;
— стихийное самообразование в виде самостоятельного поиска ответов на волнующие вопросы;
— взаимообучение в ходе совместного выполнения тех или иных задач;
— обогащение духовного мира через чтение и посещение учреждений культуры.
Многие исследователи отмечают, что в процессе непрерывного образования неформальное и информальное образование являются равноправными участниками процесса обучения. К примеру то, что компьютеры в первую очередь захватили сферу домашнего пользования и стали мощным ресурсом индивидуального познания мира, подчеркивает значение информального образования и доказывает его огромные ресурсы. Термин « Образование длиною в жизнь» выделяет временной фактор непрерывного образования.
Новые формы образовательного процесса – неформальное, а так же информальное образование – были заимствованы Россией совсем недавно из Европейских деклараций., закладывающих фундамент непрерывного образования, но уже все больше заявляют о себе.
Заключение:
Результаты, полученные в ходе проводимого исследования, позволяют констатировать, что интерес к различным формам образования взрослых растет как со стороны науки, так и со стороны практиков, особенно в эпоху информационного пространства, в условиях создания сетевых педагогических сообществ и многих других факторов.
Что такое информальное образование
Харьковский национальный университет внутренних дел
Секция № 2 «Особенности теории и практики неформального дистанционного обучения»
В последнее время, наряду с формальным обучением, при осуществлении обучения взрослых, все чаще упоминаются, особенно в контексте повышения квалификации или осуществления таких форм последипломного образования как переподготовка и стажировка, такие виды обучения как «неформальное обучение» и «информальное обучение». Коммюнике Комиссии Европейских Обществ «Обучение взрослых: учиться никогда не поздно» от 23 октября 2006 года определяет, что основной задачей стран содружества является формирование таких общественных систем, которые делают возможным признание и валидацию неформального и информального обучения [1].
Целью же данной публикации, является рассмотрение сущности этих категорий, определение их соотношения, анализ типичных признаков и ситуаций применения. Кроме того, считаем, актуальным сконцентрировать внимание на дистанционном аспекте формального, неформального и информального обучения, поскольку, как уже говорилось, внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательную сферу, позволяет организовывать учебный процесс инвариантно к месту и времени нахождения его участников. Итак, выясним, каким же образом определяются базовые термины нашего исследования.
К примерам информального обучения относят:
− учение по методу проб и ошибок;
− стихийное самообразование в виде самостоятельного поиска ответов на волнующие вопросы;
− взаимообучение в ходе совместного выполнения тех или иных задач;
− обогащение духовного мира через чтение и посещение учреждений культуры и т.д. [6].
Джейн Харт в своих работах указывает на такие особенности рассматриваемых категорий: «… с точки зрения намерений учащихся, как формальное, так и неформальное обучение является преднамеренным, в то время как информальное обучение это (в основном) непреднамеренный акт. Кроме того, в информальном обучении, учащемуся может быть известно, что он узнал что-то новое, но во многих случаях это знание может и не проявляться сразу [3].
Появлению категорий формальное, неформальное, информальное дистанционное обучение способствовало стремительное развитие коммуникационных возможностей сети Интернет, а также появление термина Web 2.0, как философии ее развития, которая предполагает, что источниками наполнения сетевого пространства контентом являются обычные пользователи, которые взаимодействуют между собой с помощью специальных инструментов (социальных сервисов, сервисов web 2.0). Многие учебные заведения, стали внедрять дистанционные программы подготовки студентов и переподготовки взрослых, у коммерческих компаний появилась возможность повышать квалификацию сотрудников на рабочих местах, а у обычного пользователя найти информацию релевантную своим учебным потребностям или воспользоваться помощью сетевых коллег для решения определенных проблем. То есть, теперь у любого человека появились возможности:
− поступить во многие учебные заведения в независимости от своего места нахождения и пройти официальный курс обучения;
− повысить свою квалификацию по определенной теме, как в рамках учебного заведения, так и иных организаций;
− найти в сети интересующие книги, газеты, журналы, единомышленников, обсудить с ними определенные вопросы, осуществить совместную деятельность, создать определенный продукт.
Считаем, что приведенные примеры позволяют нам говорить о различных формах реализации неформального и информального дистанционного обучения. Руководствуясь вышеуказанным, приведем сравнительную таблицу рассматриваемых категорий:
Формальное дистанционное обучение
Неформальное дистанционное обучение
Информальное дистанционное обучение
В государственных и частных учебных заведениях
В основном вне государственных и частных учебных заведений, иногда при их поддержке
Вне государственных и частных учебных заведений. В повседневной жизни
Четкая учебная цель
Иногда явно не присутствует
Четко определена, есть временные рамки, программа
Четко определена, есть временные рамки, программа
Спонтанная, по потребности, четких временных рамок нет
Учение в сети на своем опыте и опыте других
Документ государственного образца
Сертификат негосударственного образца, или не ведет к сертификации
Не ведет к сертификации
Сотрудник учебного заведения
Сотрудник обучающей организации, тренер, прподаватель
Коллега в сети. Иногда, в случае Вашего взаимодействия с конкретным контентом, преподаватель или коллега может отсутствовать
Как правило, социальные сервисы, которые составляют Вашу персональную учебную среду
Дистанционные курсы вузов в рамках традиционного учебного процесса (бакалаврат, магистратура, переподготовка, повышение квалификации)
Дистанционные учебные курсы различных организаций
Открытые дистанционные курсы от отдельных преподавателей и сетевых сообществ
Самостоятельное решение «личных задач» с помощью Интернет.
Посещение виртуальных галерей, музеев.
Общение в сети с коллегами, друзьями.
Участие в работе виртуальных сообществ практики (в этом случае можно говорить о термине «социальное обучение»)
На сегодня отсутствие формальной аккредитации в xMOOC уже нивелируется тем, что некоторые ВУЗы будут признавать их прохождение. Так, например, университет штата Колорадо объявил, что засчитает кредиты студентам, которые успешно завершили курс Udacity «Введение в компьютерные науки: Создание поисковой системы». Проект EDx в сентябре 2012 года объявил о заключении соглашения с «Pearson VUE», что позволит предложить учащимся опцию сдачи заключительного экзамена в присутствии наблюдателя в специальном центре тестирования [7].
В феврале 2013 года Coursera объявила, что американский Совет по рекомендации кредитов для образовательных колледжей (The American Council on Education’s College Credit Recommendation Service) оценил и рекомендовал колледжам засчитывать кредиты по результатам обучения в пяти курсах от Coursera. Студенты, которые успешно завершили один из этих пяти курсов могут потребовать расшифровку результатов обучения вместе с кредитными рекомендации ACE, которые они могут затем представить в колледж или университет по их выбору [8].
Рис.4 Прототип «Цифрового диплома от Degreed»
Основываясь на проведенном анализе, можно сделать несколько выводов.
1. Генерирование в виртуальном пространстве большого количества информации, сокращение «периода полураспада знаний» приводит к необходимости реализации концепции обучения на протяжении всей жизни. Данная концепция делает возможным проведение учебного процесса как внутри, так и вне официальных образовательных институтов, а также создает необходимость постоянного повышения квалификации взрослыми в зависимости от потребности в новых знаниях.
2. В зависимости от правового положения субъектов организации процесса обучения в сети Интернет, его системности и дальнейшего признания результатов обучения различают формальное, неформальное и информальное дистанционное обучение.
3. Необходимость неформального обучения продиктована также постоянными изменениями в сферах экономики и бизнеса, что привело к возникновению корпоративной модели обучения 70/20/10. Она позволяет максимально эффективно организовать процесс обучения в организации. Эта модель подразумевает, что 70% времени занимает обучение во время практики (решения реальных задач на своем рабочем месте), 20% занимает наставничество (обучение на рабочем месте с более опытным сотрудником) и только 10% приходится на формальное обучение( семинары, тренинги) [10]. Описывая взаимосвязь между формальным и неформальным обучением, исследователи используют метафору кирпича и раствора. Формальное обучение – это кирпичи, из которых складывается мост к персональному росту. Неформальное обучение – это раствор, содействующий укреплению и развитию формального обучения. При этом подразумевается, что неформальное обучение не заменяет формальное, а является механизмом, обеспечивающим эффективное развитие. Начинающие ученики нуждаются в формальном обучении. Попросту говоря, у них нет «кирпичей» и «раствору» нечего связывать. По мере того, как ученики повышают свою компетентность, они все больше тяготеют к методам неформального обучения. То, какое место занимает формальное и неформальное обучение в организации, очень сильно зависит от уровня компетентности в рамках выполняемых задач [11].
4. Развитию неформального и информального дистанционного обучения способствует массовое использование в образовательной сфере коммуникаций интернет и его сервисов, возникновение виртуальных сообществ практики по разным вопросам, а также феномен распространения массового онлайн обучения в форме коннективистских ( cMOOC ) и институциональных ( xMOOC ) открытых дистанционных курсов.
5. Несмотря на то, что результаты неформального и информального дистанционного обучения официально не признаются многими организациями и учреждениями, можно сказать, что мировое сообщество работает над устранением этого недостатка, что в конечном итоге будет способствовать открытости, доступности и качеству образовательного процесса.
2. European Inventory – Glossary of key terms. 2004. URL: http://www.ecotec.com/europeaninventory/glossary.html# (дата обращения 08.03.2013).
3. You can’t manage informal learning – only the use of informal media. 2011. URL: http://www.c4lpt.co.uk/blog/2011/10/28/you-cant-manage-informal-learning-only-use-of-informal-media/ (дата обращения 08.03.2013)
4. Москвин Д.Е. Организация неформального и информального образования современного политолога / Д. Е. Москвин // Без темы. – 2009. – № 2(12). – С. 18-22
5. Основы андрагогики. Терминологический словарь-справочник для студентов социально-гуманитарных специальностей. / Сост. Маслова В.В. – Мариуполь, 2004. – 19 с. URL: http://voluntary.ru/dictionary/695 (дата обращения: 12.03.2013)
7. Sean Coughlan Harvard and MIT online courses get «real world» exams. 2012. URL: http://www.bbc.co.uk/news/education-19505776 (дата обращения 16.10.2012)
9. Бугайчук К.Л. Побег от высшего образования.2012 URL: http://bugaychuk.blogspot.com/2012/11/blog-post.html (дата обращения 13.02.2013)
Информальное образование
Из Википедии — свободной энциклопедии
Информальное образование является общим термином для образования за пределами стандартной образовательной среды — индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер; спонтанное образование, реализующееся за счёт собственной активности индивидов в окружающей его культурно-образовательной среде; общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т. д., когда взрослый превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития, результат повседневной рабочей, семейной и досуговой деятельности, не имеет определенной структуры.
Оно может относиться к различным формам альтернативного образования, такие как: самообучение, молодёжная работа, участие в молодёжных движениях, волонтёрское движение, СМИ (включая телевидение, видео игры, журналы и т. д.), музеи, библиотеки, зоопарки, и т. д. Неофициальные педагоги работают во многих областях с отдельными лицами и группами, которые хотят заниматься с ними.
Термин «информальное образование» чаще применяется в работах теоретиков в области общих проблем образования, чем в практической работе. Основным отличием информального образования от формального и неформального заключается в том, что процесс приобретения знаний потекает не в учреждениях системы образования, а в прочих социальных институтах (в семье, на работе, в прочих формальных и неформальных объединениях). Процесс является многоплановым, а его структура совпадает со структурой жизнедеятельности человека. Несмотря на отсутствие систематизации видов информального образования, к основным видам относятся обучение методом проб и ошибок, стихийное самообразование, взаимообучение в ходе совместной работы, получение информации из СМИ, работа под руководством опытного специалиста, занятие любительской художественной деятельностью и прочие.
Формальная, неформальная и информальная модели образования
Дата публикации: 20.05.2016 2016-05-20
Статья просмотрена: 18596 раз
Библиографическое описание:
Гаврилова, И. В. Формальная, неформальная и информальная модели образования / И. В. Гаврилова, Л. А. Запруднова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1197-1200. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29876/ (дата обращения: 06.12.2021).
Статья посвящена исследованию тенденции организации образовательного процесса на принципах формальной, неформальной и информальной моделей. В статье приводится сопоставительный анализ указанных моделей, предоставляется история становления и развития указанных подходов, а также анализируется опыт разных стран по организации образовательной среды в соответствии с предлагаемыми парадигмами.
Ключевые слова: обучение в течение всей жизни, формальная модель образования, неформальная модель образования и информальная модель образования.
Современная модель организации общественной жизни представляет собой развитую систему, основанную на рыночных подходах к хозяйствованию, достижениях научно-технического прогресса, информатизации и инновациях, что, в свою очередь, предопределяет смену подходов и способов восприятия и познания окружающей действительности. Указанные факторы обуславливают объективную необходимостью модернизации системы образования в целях достижения максимально возможных результатов, продиктованных требованиями внешней среды. В данных условиях традиционные подходы организации образовательного процесса, имеющие в основе установку получения «образования на всю жизнь» в рамках одного диплома оказываются мало эффективными в силу несоответствия быстро меняющимся и динамично развивающимся условиям внешнего окружения, — возрастают требования к личности в части профессиональной мобильности, освоения необходимых навыков, актуальных направлений деятельности, инновационных технологий. Сегодняшние тенденции таковы, что в качестве одного из главных элементов новой модели организации системы образования выступает модель непрерывного обучения с установкой «LonglifeLearning» («обучение в течение всей жизни»).
Основными принципами системы непрерывного образования в течение всей жизни, сформулированными Международной комиссией ЮНЕСКО по образованию и выражающими суть данного процесса, являются: «научиться познавать»; «научиться реализовывать»; «научиться жить вместе»; «научиться жить». В этой связи очевиден вывод о необходимости изменения существовавшей до настоящего времени концепции образовательной политики, что приводит к развитию сферы образования взрослых, включающей новые образовательные программы, новые подходы к организации образовательного процесса, новые формы проведения обучающих классов и другие соответствующие изменения.
Наряду с этим, происходит признание различных, в том числе и не существовавших ранее видов образования. ЮНЕСКО вводит специальную терминологию, отражающую различные степени организованности образовательных услуг: формальное, неформальное и информальное образование.
По данным ЮНЕСКО в наиболее успешных странах дополнительным (неформальным и информальным) образованием охвачено 30–40 % населения в возрасте 25–64 года. В среднем по странам ЕС соответствующая доля населения составляет 17 %, в России — около 8 %. По приведенным данным можно заключить, что в западных странах модели развития и официального признания результатов информального и неформального образования являются развивающейся практикой, то в российских реалиях это на сегодняшний момент остается дискуссионной площадкой.
Анализируя эффективность каждой модели, приведём ключевые характеристики, присущие каждой из них:
‒ Формальное образование — процесс получения знаний проходит в хорошо организованном и иерархически упорядоченном контексте, завершающийся выдачей бланка государственного образца — диплома о начальном/среднем профессиональном или высшем образовании или аттестата об окончании школы. Данный процесс имеет установленную по разным программам длительность, основанную на государственной учебной программе и государственных стандартах образования, который организован преимущественно формальными, зарегистрированными организациями.
‒ Неформальное образование — процесс получения новых знаний зачастую протекает вне специализированного образовательного пространства, при этом существуют конкретные цели, методы и методики, а главное, результат обучения. Может проводиться образовательными или общественными организациями, различными клубами и кружками, секциями, при обучении с преподавателем или тренером индивидуально, и представляет собой разнообразные тренинги, курсы, семинары, круглые столы, которые сопровождаются выдачей документа, подтверждающего дополнительное повышение квалификации — сертификат участника, диплом повышения квалификации, свидетельство.
‒ Информальное образование — индивидуальная деятельность человека, направленная на познавательный процесс, который сопровождает его повседневную жизнь, при котором не всегда существует конкретный результат. Оно носит спонтанный характер, реализуется путем активизации людей в культурно-образовательной среде, а именно общение между собой, чтение, посещение театров, музеев и различных культурных учреждений, путешествия, просмотр СМИ и т. д., где взрослый превращает все средства образовательных потенциалов общества в инструменты своего самосовершенствования, результат ежедневной работы, семейной и досуговой жизни, который не имеет чёткой структуры.
Обращаясь к истории развития формального и неформального образования, важно выделить следующие события:
‒ 1967 г. — Международная конференция в Уильямсберге (США). Были рассмотрены положения, ставшие базой популярного анализа увеличивающегося «мирового кризиса в сфере образования», в которых было обозначено беспокойство за существование непригодных для общества программ образования и существующие разногласия между образовательным процессом и экономическим потенциалом стран. Как результат, было заключено, что существующие официальные образовательные системы довольно медленно приспосабливаются к социально-экономическим реакциям по двум причинам: собственный консервативный образовательного развития и инерция общества. Именно после этой конференции управленцы и экономисты Всемирного Банка начали различать информальное и формальное образование.
‒ 70-е годы XX века — стремительный рост понимания того, что развитие личности первоначально зависит от индивидов и существует необходимость большего уделения внимания качеству собственной жизни. Данное понимание обосновало необходимость качественно новых подходов к организации дополнительной системы образования, профессионального и индивидуального развития и т. д.
‒ 80–90-е годы ХХ века — становление заметного контраста между формальными и неформальными образовательными системами. Формальная система в большей степени связана с системно-ориентированным процессом обучения, в котором учащиеся — это пассивные потребители знаний и умений, которые транслирует им образовательная система посредством преподавателя, которые воспроизводятся по требованию, а неформальная образовательная система характеризуется личностно-ориентированным обучением, в котором и создаётся уникальное знание, основанное на собственном опыте преподавателя.
В настоящее время видение особенностей неформального образования взрослых представлено на сайте Европейской ассоциации образования взрослых: «Специально организованная деятельность по способствованию процессу, в рамках которого люди могут сознательно развиваться как личности, самостоятельно опираться на свои собственные возможности в социальных отношениях и деятельности с помощью повышения уровня знаний и понимания; соотнесения собственных мнений и чувств с мнениями и чувствами других людей; развития умений и способов их выражения».
Следует отметить, что при ограничениях, которые установил Совет Европы, неформальное обучение включает в себя различное обучение, направленное на точную, но при этом свободно выбранную цель, которая учитывает социальный контекст, и основная деятельность неформального образовательного процесса не заключена в школьном или профессиональном обучении. Отталкиваясь от его расширенного конкретного содержания, оно охватывает практически все действия, которые не направлены на получение документа государственного образца, подтверждающего соответствующее образование — диплома, свидетельства, сертификата, происходящие за рамками институционализированного, запланированного стандартным образовательным контекстом.
Политики в области образования вводят в оборот новый тезис «LonglifeLearning», который связан с непрерывностью обучения в течение всей жизни.
‒ 2003 г. — Рекомендация Совета Европы «…о содействии и признании неформального обучения молодежи».
Большое количество стран уже внедрили и активно используют практику признания существования неформального и информального образования. Для примера — одна из таких стран является Финляндия, в которой существует богатый опыт применения неформального образования, и есть мощная и разнообразная образовательная система, в которой термин «неформальное образование» включает в себя возможности предоставления образования взрослым в образовательных учреждениях.
Характерной чертой неформального образования является многообразие учебных программ, добровольное участие в них, а также использование в обучении личностно-ориентированных методов. В Финляндии государственный бюджет неформального сектора составляет 24 % от суммы средств, которые выделяются на обучение взрослых в стране. В Финляндии существует постоянно активная система признания образования, которое получено неформальным и/или информальным путями, которая поддерживается государством, и при этом существует возможность дальнейшего улучшения и унификации имеющейся практики подтверждения повышения квалификации.
В Финляндии была образована организация образования взрослых (FAEA) — организация по неформальному обучению взрослых в Финляндии, которая вносит огромный вклад в развитие неформального и информального образования взрослых, и главными обязанностями данной организации является продвижение, международное взаимодействие и дальнейшее обучение преподавателей, которые работают в сфере образования для взрослых.
Во Франции особо ценятся формальные квалификации, но также существует давняя традиция валидации (признания) результатов неформального обучения. Свыше двадцати лет в стране осуществлялось ее становление и развитие. С принятием в 2002 г. Закона «О социальной модернизации» и введением в обиход французского законодательства понятия «валидация знаний, приобретенных посредством опыта» («Validation des Aquis de l’Expérience» (VAE), был подведен итог в создании нормативно-правовой базы неформального и информального образования. В данный момент государственные органы, муниципалитеты и образовательные организации обеспечивают ее реализацию.
Перед системой образования современной Германии ставятся новые задачи: межпрофессиональная мобильность и непрерывное обучение. В этой связи особую актуальность приобретают такие формы образования, как неформальное и спонтанное (информальное). Реализация новой образовательной политики осуществляется в условиях двух исследовательских проектов: Weiterbildungspass («Паспорт непрерывного образования») и Lernkultur Kompetenzentwicklung («Развитие компетенций как культуры обучения»).
В рамках первого проекта (Weiterbildungspass) осуществлялось исследование применения паспорта непрерывного образования. Проанализирована 51 pass-инициатива в школах, профессиональном образовании, волонтерской деятельности. По итогам реализации данного исследовательского проекта была разработана модель национального паспорта. Функционал модели заключался в подтверждении и оценке компетентностей, приобретенных в условиях неформального образования, определении жизненных, профессиональных целей обладателя паспорта и побуждении его к реализации поставленных задач.
Проект Lernkultur Kompetenzentwicklung направлен на разработку и апробацию эффективных образовательных программ, повышение профессиональной компетентности обучающихся, изучению возможностей более результативного осуществления неформального обучения.
В Германии существует также Nachweismappe Ehrenamt («Портфолио волонтера»). Компетенции, содержащиеся в нем, предусматривают мотивацию, навыки работы в команде, способность действовать независимо. Подтверждение компетенций осуществляет Немецким институт молодежи с применением паспорта Kompetenzbilanz, имеющего многоуровневую систему оценивания.
Повышенное внимание неформальному образованию уделяется и в Нидерландах. Одним из направлений его внедрения является сфера образования. Одобренный в 2004 году парламентом страны Закон «О профессиях в сфере образования» обязал педагогов повышать квалификацию. Валидация квалификаций, приобретенных посредством неформального образования, осуществляется в ходе процедуры оценки EVC (Erkenning Verworven Competenties). Прохождение теста на профессиональную пригодность позволяет определить у кандидатов, имеющих минимальный уровень университетского образования, наличие необходимых компетентностей для начала осуществления педагогической деятельности. Параллельно кандидаты принимаются на курс обучения, по окончании которого предполагается приобретение квалификации преподавателя.
В Великобритании разработка нормативной базы по признанию результатов неформального образования была предпринята сравнительно давно, тем самым своевременно были предприняты меры по преодолению дезинтеграции профессионального образования. Введение национальных профессиональных квалификаций (NVQs) в 1989 году обеспечило наличие модульной системы, которая представляет альтернативу школьному образованию и основывается на практическом обучении».
Официальное признание неформального образования в Великобритании Департаментом бизнеса, инноваций и квалификаций состоялось в 2009 году. В этом же году состоялся Фестиваль революционного обучения, который поддерживался библиотеками, предлагающими много интересных форм неформального обучения.
Обобщение результатов анализа международного опыта неформальной и информальной моделей образования взрослых позволило выделить его следующие характеристики:
‒ ориентация на конкретные образовательные запросы различных социальных, профессиональных, демографических групп населения;
‒ озабоченность в отношении конкретных категорий лиц;
‒ отсутствие принудительного характера, основанность на собственной мотивации взрослых людей;
‒ высокий личностный смысл обучения;
‒ внутренняя ответственность обучающихся за результат образовательной деятельности;
‒ развитие качеств личности, обеспечивающих благоприятные предпосылки для достойной личной жизни, а также успешного участия в общественной и трудовой жизни;
‒ обеспечение возможности лучше понимать и, если необходимо, изменять окружающую социальную структуру;
‒ развитие мобильности в быстро меняющихся условиях современного мира;
‒ гибкость в организации и методах обучения;
‒ высокий уровень активности обучающихся;
‒ самооценка слушателями получаемых результатов на основе значимых для них критериев;
‒ основанность отношений между обучающими и обучаемыми на взаимном уважении, демократической культуре, культуре участия.
В Российской федерации идея «LifelongLearning» («обучение в течение всей жизни») сводится к курсам повышения квалификации, курсам и программам дополнительного к основному профессиональному образованию, тренингам, семинарам.
В последнее время в различных регионах России предпринимаются попытки преобразования системы образования взрослых, в том числе и повышения квалификации за счет различных аспектов: включения новых форм обучения взрослых, создание организационных структур, инициирующих инновационные процессы, индивидуализации содержания курсов подготовки и др.
Основными задачами практикующих институтов повышения квалификации являются:
‒ удовлетворение потребностей работников в получении знаний о новейших достижениях в областях их профессиональной реализации, передовом отечественном и зарубежном опыте;
‒ организация и проведение научных исследований, опытно-экспериментальных работ, консультационная деятельность;
‒ научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций групп документов и материалов;
‒ разработка инновационных форм проведения учебных занятий, новых подходов организации индивидуального обучения, построения личной профессиональной траектории образования.
Вместе с тем, чтобы перенять полностью опыт признания результатов неформального и информального образования в российской системе образования присутствуют ряд законодательных, системных, организационных, методологических и психологических барьеров, которые позволяют применять концепцию «LifelongLearning» («обучение в течение всей жизни») сильно ограниченно и с большой долей трансформации. Однако, радужно отметить, что указанная концепция собирает все большее и большее количество дискуссионных площадок в России, что указывает на повышенный интерес к подобному опыту зарубежных стран и дает возможность ожидать перспективные изменения в системе российского образования в их лучшей адаптации к российским реалиям.