Что такое индукция в педагогике

ИНДУКЦИЯ В ОБУЧЕНИИ

Смотреть что такое «ИНДУКЦИЯ В ОБУЧЕНИИ» в других словарях:

Индукция — I (греч. hypothesis основание, предположение, от hypó под, внизу и thésis положение) то, что лежит в основе, причина или сущность. Например, «атомы» Демокрита, «идеи» Платона, «перводвигатель» Аристотеля. В современном словоупотреблении Г … Большая советская энциклопедия

ИНДУКЦИЯ — (от лат. inductio наведение), переход от единичного знания об отд. предметах данного класса к общему выводу о всех предметах данного класса; один из методов познания. Основой И. являются данные, полученные путём наблюдения и эксперимента.… … Российская педагогическая энциклопедия

Гипотеза — Индукция (греч. hypothesis основание, предположение, от hypó под, внизу и thésis положение), то, что лежит в основе, причина или сущность. Например, «атомы» Демокрита, «идеи» Платона, «перводвигатель» Аристотеля. В современном словоупотреблении Г … Большая советская энциклопедия

Гипноз — Сеанс гипноза, картина Рихарда Берга … Википедия

МЫШЛЕНИЕ — направленный процесс переработки информации в когнитивной системе живых существ. М. реализуется в актах манипулирования (оперирования) внутренними ментальными репрезентациями, подчиняющимися определенной стратегии и приводящими к возникновению… … Философская энциклопедия

ДЕДУКЦИЯ — (от лат. deductio выведение), переход от общего знания о предметах данного класса к единичному (частному) знанию об отд. предмете класса; один из методов познания. Дедуктивные умозаключения можно использовать для предвидения на основе общих… … Российская педагогическая энциклопедия

РУССКИЙ ЯЗЫК — учебный предмет в школе Рос. Федерации. Предполагает освоение фонетики, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии и синтаксиса, а также истории Р. я. Кроме состава и строения языковых единиц рассматриваются их сочетаемость и… … Российская педагогическая энциклопедия

Обобщение — форма приращения знания путём мысленного перехода от частного к общему, которой обычно соответствует и переход на более высокую ступень абстракции (См. Абстракция). Пример: переход от наблюдения над совокупностями индивидуализированных… … Большая советская энциклопедия

Когнитивные (познавательные) способности (cognitive abilities) — К. с. могут рассматриваться и как свойства, присущие всем людям как биолог. виду, напр. способность к овладению родным языком, и как свойства, варьирующие от индивидуума к индивидууму или от одной группы лиц к др., напр. вербальная или… … Психологическая энциклопедия

ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера

Источник

Индуктивные и дедуктивные методы обучения

Особенность использования индуктивного и дедуктивного методов изложения учебного материала. Наглядные примеры употребления в школьном обучении. Применение неполной индукции для изучения технических наук. Роль дедукции в формировании логического мышления.

РубрикаПедагогика
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления31.01.2014
Размер файла17,9 K

Что такое индукция в педагогике. Смотреть фото Что такое индукция в педагогике. Смотреть картинку Что такое индукция в педагогике. Картинка про Что такое индукция в педагогике. Фото Что такое индукция в педагогике

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Индуктивные и дедуктивные методы обучения

Различают полную индукцию (когда вывод делается в результате изучения всех без исключения предметов данного класса) и неполную индукция (общий вывод делается на основе рассмотрения лишь нескольких, часто далеко не всех явлений данного рода). Поскольку обычно исчерпать всё конкретное многообразие фактов практически невозможно, в реальном процессе познания используется неполная индукция. Вывод по неполной индукции всегда носит характер вероятного знания. Достоверность выводов по неполной индукции повышается при подборе достаточно большого количества случаев, в отношении которых строится индуктивное обобщение, причём факты, из которых делается вывод, должны быть разнообразными, отражающими не случайные, но существ, признаки изучаемого явления. Соблюдение этих условий позволит избежать таких распространённых в практике обучения ошибок, как поспешность выводов, смешение простой последовательности каких-либо явлений с причинно-следственными отношениями между ними и др.

Индукция широко применяется в школьном обучении. Многие учебные тексты и объяснения учителя строятся по индуктивному типу. Например, при разъяснении понятия об удельном весе берутся разные вещества в равных объёмах и взвешиваются. Различный вес этих веществ позволяет выдвинуть общее положение об отношении между весом вещества и его объёмом, т. е. понятие об удельном весе. Это пример неполной индукции (берутся не все, а только некоторые вещества). Как и в науке, в школьном обучении чаще всего применяется именно неполная индукция. Наиболее, широко индукция применяется в т. н. опытных науках и соответствующих им учебных предметах. В младших классах, когда дети имеют ещё небольшой объём знаний о мире, знакомство с различными фактами из жизни природы и общества полезно, т. к. обогащает опыт ребёнка, способствует развитию умения наблюдать и анализировать изучаемые явления. Эти фактические знания служат базой для усвоения обобщающих положений. В старших классах к индукции прибегают в тех случаях, когда нужно показать общую закономерность для всех явлений какой-то группы, но доказательства этого положения предложить учащимся ещё нельзя. Применение индукция в обучении позволяет сделать обобщающий вывод очевидным, убедительным, вытекающим из рассмотренных фактов и потому доказательным для учащихся. Эту важную особенность индукции подчёркивали многие педагоги. Так, Н. Ф. Бунаков писал об изучении грамматики: «Индуктивный метод. исходит от конкретных фактов, то есть от самого языка как объекта изучения, от его разнообразных естественных явлений, прежде всего, пользуясь наблюдательностью учеников, обращая её на явления языка, к познанию его форм, к раскрытию их значения, затем направляют их мысль к сравнению, классификации и обобщению» (Избр. пед. соч. 1953, с. 173-74).

Итак, при использовании индуктивного метода обучения деятельность преподавателя и учащихся протекает следующим образом:

Излагает вначале факты, демонстрирует опыты, наглядные пособия, организует выполнения упражнений, постепенно подводя учащихся к обобщениям, определению понятий, формулированию законов.

Усваивают вначале частные факты, затем делают выводы и обобщения частного характера.

Ставит перед учащимися проблемные задания, требующие самостоятельных рассуждений от частных положений к более общим, к выводам и обобщения.

Самостоятельно размышляют над фактами и делают доступные выводы и обобщения.

Слабость индуктивного метода обучения состоит в том, что они требуют большего времени на изучение нового материала, чем дедуктивные. Они в меньшей мере способствуют развитию абстрактного мышления, так как опираются на конкретные факты, опыты и другие данные.

Индукцию нельзя превращать в универсальный метод в обучении. В соответствии с современными тенденциями к увеличению в учебных программах сведений теоретического характера и с введением в практику соответствующих им методов обучения проблемного типа возрастает роль других логических форм представления учебного материала, прежде всего дедукции, а также аналогии, гипотезы и др.

Индуктивное изучение темы особенно полезно в тех случаях, когда материал носит, преимущественно, фактический характер или связан с формированием понятий, смысл которых может стать ясным лишь в ходе индуктивных рассуждений. Широко применимы индуктивные методы для изучения технических устройств и выполнения практических заданий.

индуктивный дедуктивный школьный обучение

Дедукция широко применяется в обучении как одна из основных форм изложения учебного материала. В курсе физики, например, наличие силы тяжести на Земле, а значит, и закон падения тел объясняется законом всемирного тяготения, т.е. дедуктивным способом. В дедуктивном умозаключении новое знание добывается опосредованно, без обращения к непосредственному опыту. Дедуктивный подход к построению учебного предмета позволяет вместо описания множества отдельных единичных фактов изложить общие принципы, понятия и умения применительно к соответствующей области знания, усвоение которых позволит затем учащимся анализировать все частные варианты как их проявления. Применение дедуктивного метода особенно полезно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений. Он позволяет учащимся раньше усваивать знания общего и абстрактного характера и уже из них выводить более частные и конкретные знания. Это открывает большие возможности для сокращения объёма учебного материала и времени, необходимого для его усвоения.

Итак, при использовании дедуктивного метода, деятельность преподавателя и учеников носит следующий характер:

Вначале сообщает общее положение, формулу, закон, а затем постепенно начинает выводить частные случаи, более конкретные задачи

Воспринимают общие положения, формулы, законы, а затем усваивают следствия вытекающие из них.

При получении знания дедуктивным путём очень важно следить за правильностью посылок: формально правильное дедуктивное умозаключение, сделанное из ложных посылок, будет неверным. Необходимо уметь правильно относить частные случаи к той категории явлений, на которую распространяется данное общее положение. Именно это представляет наибольшие, трудности для учащихся: они не всегда могут понять данный конкретный случай как проявление уже известного им общего правила. Полноценное овладение учащимися намеченным содержанием, в т. ч. построенным по дедуктивному принципу, зависит от соблюдения общих психолого-педагогических требований, предъявляемых к процессу усвоения.

Но это не означает, что необходимо перейти к дедуктивному изучению всего материала. Должно быть найдено его рациональное сочетание с индуктивным подходом, так как без индуктивного подхода, нельзя успешно подготовить учащихся к решению более сложных задач.

Необходимо использовать индуктивно-дедуктивный метод, когда от частных случаев осуществляется переход к общему положению, а затем осмысливаются др. частные факты. Например, индуктивным путём формируется понятие о типе задач (ученики решают ряд задач данного типа, выделяя типичное, существенное для них). Затем, встречая какую-либо задачу, ученик, анализируя её содержание, находит те существенные признаки, которые характерны для задач этого вида и определяют тип задачи. Так, добытый индуктивным путём общий закон становится основой получения новых выводов дедуктивным путём.

1. Шардаков M. H., Очерки психологии учения, М., 1951.

2. Бабанский Ю. К., Методы обучения в совр. общеобразоват. школе. М., 1985.

3. Каибеpг Г., Вероятность и индуктивная логика, пер. с англ., М., 1978.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Сущность приемов и методов обучения. Наиболее распространенная классификация и группы методов обучения во вспомогательной школе. Формы изложения учебного материала. Значение темпа речи учителя в процессе беседы. Роль технических средств обучения.

реферат [21,6 K], добавлен 30.06.2010

Понятие логического мышления. Особенности развития логического мышления младших школьников. Педагогические условия развития логического мышления на уроках математики. Принципы изучения геометрического материала. Анализ учебной математической литературы.

дипломная работа [241,5 K], добавлен 16.05.2017

Характеристика методов устного изложения, их роли в обучении географии. Особенности рассказа, как основы эмоционального изложения, формирующего географическое представление. Беседа, как метод активизации мышления учащихся. Функции лекции, чтения вслух.

реферат [29,5 K], добавлен 12.03.2010

Психологические особенности использования технических средств обучения. Дидактические основы их использования в обучении и воспитании. Информационные технологии и учебно-методическое обеспечение учебного процесса. Применение электронных учебников.

контрольная работа [25,3 K], добавлен 12.03.2012

Наглядные методы обучения и их классификация. Обоснование наглядности обучения педагогами прошлого. Наглядные методы обучения в музыке. Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку. Развитие памяти, мышления, воображения. Работа с учебником и книгой.

курсовая работа [54,3 K], добавлен 25.04.2015

Качество и доступность изложения материала педагогом. Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс. Технология знаково-контекстного обучения на примере предмета «Высшая математика», ее использования во время изложения дисциплины.

творческая работа [25,0 K], добавлен 24.03.2010

Индуктивные, дедуктивные, практические, репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения. Региональный подход в формировании технологической культуры у учащихся на уроках технологии. Методы формирования познавательного интереса и самоконтроля.

дипломная работа [3,5 M], добавлен 06.05.2014

Источник

Что такое индукция в педагогике

Что такое индукция в педагогике. Смотреть фото Что такое индукция в педагогике. Смотреть картинку Что такое индукция в педагогике. Картинка про Что такое индукция в педагогике. Фото Что такое индукция в педагогикеРобот сообщает Вам: для этой статьи он уже подобрал похожие материалы. Посмотреть Что такое индукция в педагогике. Смотреть фото Что такое индукция в педагогике. Смотреть картинку Что такое индукция в педагогике. Картинка про Что такое индукция в педагогике. Фото Что такое индукция в педагогике

Что такое индукция в построении умозаключений

Ранее мы установили, что при дедукции исходим из общего положения и распространяем выявленное в нём свойство на все частные проявления. Индукция – наоборот, путь от частного к общему. В переводе с латинского inductio означает «наведение», слово произошло от латинского же inducere – повлечь за собой, установить. Имеется в виду наведение на общую мысль, установление некоторой зависимости, вывод, извлечённый из совокупности отдельных фактов.

Различают полную и неполную индукцию. При полной индукции обобщение делается на основе абсолютно ВСЕХ частных фактов. В этом случае не бывает исключений из общего правила. Однако такое возможно лишь в точных науках. В гуманитарных и социальных науках, в том числе и в педагогике, преимущественно используется неполная индукция, поэтому именно о ней и пойдёт и речь далее в данной статье.

Сравним индукцию с дедукцией

При индукции утверждения выстраиваются в обратном порядке.

Сравните с дедукцией и почувствуйте разницу:

Для наглядности возьмём ту же схему с первоклассником Артёмом из предыдущего материала и переставим рассуждения наоборот. Для этого поменяем местами А и С.

Всё по-прежнему верно? Нет!

Во-первых, очевидно, что гораздо убедительней было к Артёму добавить ещё нескольких детей, основываться не на одном факте, а сразу на нескольких аналогичных – чем больше, тем лучше.

В педагогике индукция допускает исключения из общего правила

В индукцию (напомню: в неполную индукцию! – речь тут только о ней) изначально заложена вероятность ошибки.

Артём вполне может оказаться особенным ребёнком, отличающимся от ровесников. А если Артём вполне типичен, то есть вероятность, что некоторые другие дети имеют нетипичную для детей нелюбовь к играм. И эта вероятность останется, даже если вместо одного Артёма у нас будет целая выборка из миллиона детей, любящих играть. Ведь «все» в выводе – это ВСЕ без исключения, а исключения в педагогике бывают практически всегда.

Зачем нужна индукция, если дедукция достоверней

При дедукции логика, что называется, железная. С одной стороны это хорошо, поскольку в самой схеме умозаключения устранена возможность ошибиться (ошибки возможны в посылках, но не в рассуждении). С другой стороны, этого недостаточно, потому что в жизни постоянно возникают ситуации, когда мы не можем быть уверены в истинности посылок, а значит, не можем эффективно применить дедукцию.

Поэтому в жизни индукцию мы используем гораздо чаще дедукции, причём это характерно как для взрослых, так и для детей. Однако «бытовое» применение индукции (вне рамок научной логики) сильно увеличивает вероятность ошибки. Именно индукция «виновата» в существовании стереотипных суждений типа «все девчонки – задаваки», «все хорошие учителя строги», «смартфоны всегда мешают учёбе»: имея несколько частных фактов, мы делаем обобщающий вывод, не учитывая возможное существование других частных фактов, противоречащих этому выводу.

При грамотном использовании индукция позволяет нам обобщать частные факты, находить общие закономерности, формулировать общие правила. Если фактический материал достаточно обширен, то и обобщения будут максимально верными. Да, из этих правил возможны исключения, но подавляющее большинство частных случаев всё-таки подчиняется правилу. Гораздо проще запомнить правило и несколько исключений, чем пытаться действовать наугад совсем без правил.

Дедукция бессильна, когда нам надо осмыслить частные факты, которым нет готовых объяснений, дедуктивным способом невозможно генерировать гипотезу – предположение, достоверность которого можно потом проверить опытным путём. Зато это может индукция!

Допустим, что некие подростки Толя, Вася, Рома и Егор и считаются хулиганами. Тогда индукция выдаст следующую логическую цепочку:

Но все ли подростки на самом деле хулиганы? Очевидно, что в этом случае корректней было бы не утверждать, а лишь предположить: A. Возможно, все подростки – хулиганы. Благодаря индукции утверждение превратилось в гипотезу, а это шаг к новому знанию.

Таким образом, индукция позволяет выдвинуть гипотезу на основании фактов.

Примеры индуктивной логики в педагогической деятельности

В каждом из приведённых примеров заключительное утверждение сформулировано как гипотетическое. Проверка этих предположений позволит дать точный ответ.

Так, в первом примере действительно могли иметь место технические проблемы. Но могло и не быть никаких системных сбоев, и тогда, возможно, Ирина Сергеевна и двое её коллег несколько раз восстанавливали информацию из-за своих ошибок в работе с компьютером. Чтобы узнать точно, можно опросить других работников школы: провести анкетирование учителей, побеседовать с завучем, со специалистом, отвечающим за техническое обеспечения работы электронного журнала (наверно, это окажется учитель информатики).

Источник

Индукция и дедукция в педагогической системе

Метод индукции – это метод размышлений и сопоставления представлений в движении от личных к общественным, от конкретного к абстрактному, от разности к единству. Здесь упражняются чувства, здесь педагогом организуется воздействие на чувства, чтобы рождающемуся обобщению (общему, понятию) было на что «опереться»: педагог яркими рассказами или вопросами будит чувственные воспоминания и ассоциации ребенка. Метод дедукции – от общего к частному, от общественного к личному, от абстракции к конкретному, от единства к разности. Здесь тренируется разум, логическая способность следования, вывода, прогнозирования на основе знания законов. Здесь педагог может назвать закон, а дети приводят примеры, как он действует. «Путь через единицу к бесконечности и исследование единицы через бесконечность» [9, с. 12] – есть методиндукции и дедукции по СТИ. «Через сознание к подсознанию, и через подсознание – к сознанию» [там же], эти два метода применяются вместе. Главное, научить человека смотреть одновременно «двумя глазами истина ищется этими двумя началами» [там же]. В результате мы учимся мыслить множество. Так идет «работа методом, приемом взаимосвязей, методом обратной взаимосвязи и решаются задачи организации внимания, воспитания чувства и пробуждения сознания» [там же]. «Так как мир состоит из разностей как целое – из частей, то, чтобы познать его в целом, надо исследовать части. Анализ является основным, первым методом познания» [там же]. Для этого мы используем точки: как они рождаются, размножаются, живут, умирают, родятся вновь, проходя этапы эволюций своей судьбы. Точки являются моделями стержневых явлений и структур данного единого, конкретного движения, которое таким образом исследуется разумом и чувством. Исследовав разность, мы должны вернуться к единству, и тогда мы исследуем, как разные точки организуют единое поле деятельности, системы, семьи и т.д. «Единство разностей» и «разность единства» – это как бы два глаза, которыми должен научиться смотреть одновременно человек» [2, с.25]. В категориях теории познания можно сказать, что этими глазами являются методы индукции и дедукции. Человек все время это делает – применяет метод индукции и дедукции (от общего – к частному, от частного – к общему), чтобы иметь целостную картину о каком-то объекте. Когда мы будем это понимать, мы будет выстраивать урок более целенаправленно и осознанно и применять метод индукции и дедукции по назначению. Без использования этих основополагающих методов мышления тренинг получается не полным. Например, мы даем детям задания «наблюдать», но не даем задание сделать общий вывод (индукция). Также следует давать задания на дедукцию (нахождение примеров, подтверждающих какое-то общее правило). В результате работы методом индукции и дедукции дети действительно учатся мыслить и творить, и это – созидательное, умное творчество, а не выплескивание своих случайных, сумбурных идей (утверждение хаоса).

Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

Что такое индукция в педагогике. Смотреть фото Что такое индукция в педагогике. Смотреть картинку Что такое индукция в педагогике. Картинка про Что такое индукция в педагогике. Фото Что такое индукция в педагогике

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

Источник

Индукция и дедукция в педагогических исследованиях

Что такое индукция в педагогике. Смотреть фото Что такое индукция в педагогике. Смотреть картинку Что такое индукция в педагогике. Картинка про Что такое индукция в педагогике. Фото Что такое индукция в педагогике Что такое индукция в педагогике. Смотреть фото Что такое индукция в педагогике. Смотреть картинку Что такое индукция в педагогике. Картинка про Что такое индукция в педагогике. Фото Что такое индукция в педагогике Что такое индукция в педагогике. Смотреть фото Что такое индукция в педагогике. Смотреть картинку Что такое индукция в педагогике. Картинка про Что такое индукция в педагогике. Фото Что такое индукция в педагогике Что такое индукция в педагогике. Смотреть фото Что такое индукция в педагогике. Смотреть картинку Что такое индукция в педагогике. Картинка про Что такое индукция в педагогике. Фото Что такое индукция в педагогике

Что такое индукция в педагогике. Смотреть фото Что такое индукция в педагогике. Смотреть картинку Что такое индукция в педагогике. Картинка про Что такое индукция в педагогике. Фото Что такое индукция в педагогике

Что такое индукция в педагогике. Смотреть фото Что такое индукция в педагогике. Смотреть картинку Что такое индукция в педагогике. Картинка про Что такое индукция в педагогике. Фото Что такое индукция в педагогике

Индукция и дедукция активно используются в педагогических исследованиях. Индукция позволяет исследователю переходить от эмпирического уровня к уровню теоретическому посредством обобщения отдельных фактов, аналогий, статистического описания и выводов, различных форм экстраполяции от известного к неизвестному. Так, анализ некоторого количества частных педагогических фактов дает возможность вывести общие для них закономерности. Тем самым осуществляется проникновение в сущность явлений, построение гипотез и теорий.

Дедукция позволяет частные положения выводить из общих закономерностей, подводить их под понятие. На основе теоретического знания о структуре процесса обучения строится исследование процесса изучения конкретного учебного материла.

Индукция осуществляется через абстрагирование. Дедукция – через процесс конкретизации[12][1; 3].

Мысленный эксперимент

Мысленный эксперимент можно считать особым видом моделирования, основанного на абстрагировании. В таком эксперименте исследователь на основе теоретических знаний об объективном мире и эмпирических данных создает идеальные объекты, соотносит их в определенной динамической модели, имитируя мысленно то движение и те ситуации, которые могли бы иметь место в реальном экспериментировании. При этом идеальные модели и объекты помогают в «чистом» виде выявить наиболее важные для исследователя, существенные связи и отношения, проиграть проектируемые ситуации, отсеять неэффективные или слишком рискованные варианты [3].

Другие методы теоретического исследования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *