Что такое индекс восприятия коррупции

Рейтинг стран мира по Индексу восприятия коррупции

Информация об исследовании

Индекс восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index) — это глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю распространённости коррупции в государственном секторе. Рассчитывается по методике международной неправительственной организации Transparency International, основанной на комбинации общедоступных статистических данных и результатов глобального опроса.

В рамках индекса коррупция определяется как любые злоупотребления служебным положением в целях личной выгоды. Ориентацию на экспертные опросы инициаторы проекта объясняют тем, что при измерении коррупции статистические данные, например, число уголовных дел или судебных приговоров по фактам коррупции, как правило, «не работают». Эти данные, во-первых, не всегда доступны, а во-вторых, отражают не столько реальный уровень коррупции, сколько эффективность работы правоохранительных органов по выявлению и пресечению фактов коррупции. В этой ситуации единственным надёжным источником информации, по мнению исследователей, выступают мнения и свидетельства тех, кто непосредственно сталкивается с коррупцией (предприниматели) или профессионально занимается её изучением (аналитики).

Индекс восприятия коррупции представляет собой сводный индикатор, рассчитываемый на основе данных, полученных из экспертных источников, предоставленных международными организациями. Все источники измеряют общую степень распространённости коррупции (частотность и/или объём взяток) в государственном и экономическом секторах и включают оценку множества стран. Источники оценивают уровень восприятия коррупции экспертами, как живущими в конкретной стране, так и зарубежными, и представляют собой набор опросов предпринимателей, аналитиков по оценке коммерческих рисков и специалистов по конкретным странам из различных международных организаций.

Индекс ранжирует страны и территории по шкале от 0 (самый высокий уровень коррупции) до 100 (самый низкий уровень коррупции) на основе восприятия уровня коррумпированности государственного сектора. В итоговом рейтинге, наряду с количеством баллов и рангом страны, приводятся также число источников, разница между наиболее высокими/низкими значениями индикаторов для каждой страны на основе соответствующих источников, величина стандартного отклонения и доверительный интервал по каждой стране, который позволяет сделать выводы о точности результатов Индекса для каждой страны.

Организация прилагает немало усилий к тому, чтобы обеспечить достоверность первичной информации, используемой для составления Индекса, и валидность итоговых результатов. Согласно установленным требованиям, для включения той или иной страны в индекс необходимо не менее трёх источников информации. В целом, Индекс является относительно надёжным инструментом измерения, однако ему присущи и некоторые недостатки, свойственные экспертным исследованиям. Например, степень надёжности измерений одинакова не для всех стран. Баллы Индекса и соответствующие им ранги стран, уровень коррупции в которых оценивается на основе относительно небольшого числа источников и которые характеризуются большим разбросом в оценках, могут в итоге оказаться не вполне адекватными.

Поскольку заметные изменения уровня коррупции происходят достаточно медленно, Индекс в основном содержит усреднённые данные, собранные за три последних года, то есть он даёт представление о текущих оценках уровня коррупции экспертами, почти не фокусируясь на происходящих из года в год сдвигах. Поэтому исследование не всегда отражает реальную динамику, так как его колебания могут быть обусловлены корректировкой выборки, методологии и источников информации (при этом не все они обновляются на ежегодной основе), а место страны в общем списке может сильно измениться просто потому, что изменился список стран, включённых в рейтинг.

Результаты исследования

В этом разделе представлен актуальный (периодически обновляемый в соответствии с последними результатами исследования) список стран мира и административных территорий без государственного статуса, упорядоченных по Индексу восприятия коррупции. Текущие данные представлены по состоянию на 2020 год (опубликованы в январе 2021 года).

Индекс восприятия коррупции

Transparency International:
Corruption Perceptions Index 2020.

РейтингСтранаИндекс1Новая Зелан­дия881Дания883Финлян­дия853Швей­цария853Сингапур853Швеция857Норвегия848Нидер­ланды829Люксем­бург809Германия8011Канада7711Велико­британия7711Австра­лия7711Гонконг7715Австрия7615Бельгия7617Исландия7517Эстония7519Япония7420Ирландия7221Объе­динён­ные Арабские Эмираты7121Уругвай7123Франция6924Бутан6825Соеди­нён­ные Штаты Америки6725Чили6727Сейшель­ские Острова6628Тайвань6529Барбадос6430Багам­ские Острова6330Катар6332Испания6233Порту­галия6133Южная Корея6135Ботсвана6035Бруней6035Израиль6035Словения6035Литва6040Сент-Винсент и Гренадины5941Кабо-Верде5842Кипр5742Коста-Рика5742Латвия5745Польша5645Грузия5645Сент-Люсия5648Доминика5549Чехия5449Руанда5449Оман5452Мальта5352Гренада5352Италия5352Саудов­ская Аравия5352Маврикий5357Малай­зия5157Намибия5159Греция5060Словакия4960Иордания4960Армения4963Куба4763Хорватия4763Сан-Томе и Принсипи4763Беларусь4767Черногория4567Сенегал4569Румыния4469Венгрия4469Южная Африка4469Ямайка4469Болгария4469Тунис4475Вануату4375Гана4375Мальдивы4378Аргентина4278Соломо­новы Острова4278Бахрейн4278Китай4278Кувейт4283Бенин4183Лесото4183Гайана4186Марокко4086Индия4086Буркина Фасо4086Трини­дад и Тобаго4086Турция4086Тимор-Лешти4092Эквадор3992Колумбия3994Суринам3894Сербия3894Шри-Ланка3894Танзания3894Эфиопия3894Перу3894Брази­лия3894Казах­стан38102Индо­незия37102Гамбия37104Вьетнам36104Косово36104Таиланд36104Албания36104Кот-д’Ивуар36104Алжир36104Сальва­дор36111Босния и Герцего­вина35111Панама35111Монголия35111Маке­дония35115Филип­пины34115Молдова34117Египет33117Свази­ленд33117Замбия33117Непал33117Сьерра-Леоне33117Украина33123Нигер32124Пакистан31124Боливия31124Кыргыз­стан31124Мексика31124Кения31129Габон30129Малави30129Азербай­джан30129Мали30129Россия30134Того29134Лаос29134Маври­тания29137Мьянма28137Гвинея28137Либерия28137Домини­кана28137Парагвай28142Джибути27142Папуа — Новая Гвинея27142Уганда27142Ангола27146Бангла­деш26146Цент­рально-Афри­кан­ская Респуб­лика26146Узбеки­стан26149Ливан25149Иран25149Гвате­мала25149Нигерия25149Мозамбик25149Камерун25149Таджики­стан25149Мада­гаскар25157Гондурас24157Зимбабве24159Никарагуа22160Комор­ские Острова21160Эритрея21160Камбоджа21160Чад21160Ирак21165Бурунди19165Конго19165Туркмени­стан19165Гвинея-Бисау19165Афгани­стан19170Гаити18170Демо­крати­ческая Респу­блика Конго18170Север­ная Корея18173Ливия17174Экватори­альная Гвинея16174Судан16176Вене­суэла15176Йемен15178Сирия14179Южный Судан12179Сомали12

Новости по теме

Transparency International: Индекс восприятия коррупции 2015 года

Международная неправительственная организация Transparency International представила Индекс восприятия коррупции 2015 года (Corruption Perceptions Index 2015).

Transparency International: Индекс восприятия коррупции 2014 года

Международная неправительственная организация Transparency International представила Индекс восприятия коррупции 2014 года (Corruption Perceptions Index 2014).

Transparency International: Индекс восприятия коррупции 2013 года

Международная неправительственная организация Transparency International представила Индекс восприятия коррупции за 2013 год (Corruption Perceptions Index 2013).

Transparency International: Индекс восприятия коррупции 2012 года

Международная неправительственная организация Transparency International представила Индекс восприятия коррупции за 2012 год (Corruption Perceptions Index 2012).

Transparency International: Индекс восприятия коррупции 2011 года

Международная неправительственная организация Transparency International представила Индекс восприятия коррупции за 2011 год (Corruption Perceptions Index 2011).

Источник

В чем смысл индекса восприятия коррупции?

Что в Индексе тебе моем?

Каждый год страны мира оцениваются по уровню коррупции. Наиболее авторитетной среди этих оценок является индекс восприятия коррупции (ИВК) от международной организации Transparency International. Однако далеко не все понимают, в чем смысл этого индекса, что он означает в нашей повседневной жизни и является ли он объективным. Ответить на все эти вопросы мы попросили председателя правления общественного антикоррупционного фонда “Транспаренси Казахстан” известного юриста Виталия Воронова

Это комплексный индекс, основанный на данных экспертных опросов и исследований в отношении коррупции, проводимых различными представительными организациями, такими, как: Колумбийский университет, Международный институт развития менеджмента (Лозанна, Швейцария), “Фридом Хауз”, Всемирный экономический форум, Всемирный банк, МВФ, ЕБРР, МБРР, “Гэллап Интернэшнл”, “Мерчант Интернэшнл Групп”.

— Что означает, например, что в минувшем году Казахстан набрал два и семь десятых балла?

— Это означает, что ситуация у нас очень серьезная. Никогда ИВК для нашей страны не превышал трех баллов, если у страны индекс, то есть показатель распространения коррупции среди госчиновников и политиков, ниже трех, то это такой уровень, который угрожает существованию основ самого государства.

— Не слишком ли крайняя оценка?

То есть получается, что с 1992 по 1998 год государство беспощадно проиграло эту войну с коррупцией. И после этого пришло осознание того, что коррупция есть и она системная, что ей объявляется борьба и что до этого борьбы не было.

— И что кардинально с тех пор изменилось?

— У меня, в свою очередь, тоже вопрос: как наш ИВК может быть выше трех баллов, если до 2008 года Казахстан умудрялся не присоединиться ни к одной международной конвенции в области противодействия коррупции? Не думаю также, что иностранные эксперты положительно оценивают факт избрания практически однопартийного парламента, две проведенные у нас легализации денег и имущества, различные скандальные “гейты”. А то обстоятельство, что бывший руководитель самой главной спецслужбы страны осужден к длительным срокам лишения свободы за совершение тяжких умышленных преступлений, разве не должно повлиять на мнение экспертов о состоянии нашей правоохранительной системы?

Не говоря уже о судебной системе, непрофессионализм и коррумпированность которой общеизвестны и озвучены с самых высоких трибун.

— Но тем не менее ранее наш индекс был еще ниже.

— Я приведу официальное мнение “Транспаренси Интернэшнл” по индексу за минувший год: “Многие страны бывшего СССР в 2009 году продемонстрировали рост показателей по коррупции. Да, количество баллов, набранных Казахстаном, выросло с двух и двух десятых балла в 2008 году до двух и семи десятых балла.

Этот относительный рост может быть отнесен на счет антикоррупционных мер, направленных на улучшение условий для прямых иностранных инвестиций, предпринятых правительством страны, а также того, что в этом году Казахстан председательствует в ОБСЕ, а это событие, ставшее предметом оживленной дискуссии: страна является первой из бывших советских республик, которой доверена эта роль.

Помимо этого казахстанская экономика считается сильнейшей в регионе. Тем не менее низкие показатели Казахстана в ИВК демонстрируют: коррупция в стране остается системным явлением, а наиболее проблемными сферами являются судебная система, органы охраны правопорядка, таможенная служба, права собственности, регистрация земельных участков и строительные проекты”.

— То есть общий “коррупционный фон”, по мнению экспертов, в Казахстане остается тревожным?

— Есть исследование, проведенное по заказу Агентства по делам государственной службы. Там сказано прямо и от того страшновато. Больше всего беспокойство вызывает ситуация в сфере государственного управления, которая уже давно стала в общественном сознании воплощением коррупции. Не секрет, считают авторы исследования, что у простого населения “чиновник” и “взятка” являются неотделимыми по смыслу понятиями.

Это не удивительно, учитывая многочисленные коррупционные скандалы с участием государственных служащих различных органов всех уровней, о которых в последнее время в СМИ сообщается все чаще и чаще. Как результат, на сегодняшний день углубляется кризис доверия к власти, снижается авторитет государства в глазах его граждан. Процесс негативный и с тяжелыми последствиями на перспективу. Так что этот самый фон зашкаливает. Что здесь говорить, достаточно прочесть соответствующий раздел Послания президента, чтобы в этом убедиться.

— Ой, а вот об этом не надо. Помните, что говорил незабвенный профессор Преображенский в “Собачьем сердце” про разруху? Она. в головах. Если в головах все нормально, то и кризис не заставит “гадить в подъездах”.

Давайте вспомним начало девяностых годов прошлого века. Вот тогда действительно был КРИЗИС: пустые полки магазинов, невыплата заработной платы и пенсий, очереди, карточки, обнищание. И при этом законопослушность граждан была гораздо выше. Казнокрадство, коррупция, злоупотребления властью не стали еще “правилом жизни”. Правоохранительные органы работали и боролись с преступностью. Судьи в неотапливаемых помещениях за невысокую зарплату продолжали осуществлять правосудие. Были и механизмы общественного контроля за деятельностью власти, в первую очередь, избранный народом на свободных и честных выборах представительный орган законодательной власти.

Сейчас модно ссылаться на кризис, как на оправдание собственной несостоятельности. Особенно этим страдает наша исполнительная власть. Откуда же тогда при таком кризисе у нас появились нувориши?

Совершенно очевидно, что источник всех нынешних богатств может быть только один: разбазаривание и присваивание государственной казны и собственности, общенациональных природных ресурсов. Если вы знаете другие, то назовите.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *