Что такое имя существительное 2 класс школа россии
2 класс. Конспект урока по русскому языку «Имя существительное»
Урок русского языка во 2 классе. УМК «Школа России»
Тема: « Имя существительное как части речи».
способствовать ознакомлению с именем существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи;
расширение представлений у детей о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления.
Развивающая – развивать познавательный интерес, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся.
научатся находить имена существительные, отличать от других частей речи;
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
развитие положительной мотивации к учебной деятельности
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях.
Тип урока: урок-открытие нового знания.
1. Орфографическая минутка. Работа с предложением. Запись под диктовку.
На земле лежит мягкий снег.
— Что вы записали? Докажите. Выделите орфограммы.( выделяют, подбирают проверочные слова.
— Подчеркните грамматическую основу.
2. Актуализация знаний.
— Давайте вспомним тему, которую мы изучили на прошлом уроке? ( тема «Части речи»)
3. Постановка темы урока.
— На предыдущем уроке мы с вами проходили тему «Части речи». Назовите, пожалуйста, какие части речи мы прошли ( существительное, прилагательное и глагол )
-Как вы думаете, слова какой части речи отвечают на вопросы Кто? Что? (имя существительное). А какая часть речи определяется, как название предмета (имя существительное). Посмотрите в классе много ли предметов? Назовите их. (стол, парта, доска, окно, ручка и т.д.)
4.Объяснение нового материала. Первичное закрепление.
Догадались, какая тема нашего сегодняшнего урока? (имя существительное)
Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (на доске.)
Повторить… (что такое имя сущ-ое)
Уточнить… ( на какие вопросы отвечает и что обозначает)
Учиться… (задавать вопросы и различать существительные, объединять в группы)
— Мы поговорим более подробно о существительных. Работа с учебником. Стр. 45 читаем правило. Всё верно. Скажу вам больше слова отвечающие на вопрос что неодушевлённые. А на вопрос кто? – одушевлённые. Сейчас мы с вами устно разберём упр. № 74. На стр.44 (называют слова, один записывает в столбики под вопросами у доски). 5. Физминутка. (запись «Зверобика»)
6. Работа в паре. (карточки, приложение № 1)
— Сегодняшний урок я бы хотела начать с такого высказывания: «У следопыта глаз зоркий, ум хитрый, отличный слух, охотничий нюх».
-Кто такой следопыт? Подберите синоним к слову следопыт. (охотник, ищейка)
— В словаре Ожегова даётся вот такое определение слова: 1. Охотник, выслеживающий зверя по следам. 2.Человек, который разведывает, собирает материалы, информацию.
— Сегодня на уроке я предлагаю вам превратиться в следопытов . Какими качествами вы должны обладать на уроке?
(иметь зоркий глаз; уметь слушать и слышать; быть внимательным)
7. Работа по теме урока
Итак, поступило срочное сообщение: потерялась часть речи. Что будем делать?
1.- Итак, пойдём по следу. — Замените словосочетание одним словом и запишите:
Сильный ветер со снегом…(метель)
Ненастье с громом и молнией….(гроза)
Прочитайте ещё раз записанные слова. Что вы можете сказать о них?
(Отвечают на вопрос что? И обозначают явления природы)
На каком предмете мы говорим об этих явлениях? («Окружающий мир» )
2. Идём дальше по следу и встречаем задачу. Давайте её решим.
-Заяц съел 3 куска торта, это на 2 меньше, чем съел медведь. Сколько кусков торта съел медведь?
О ком говорится в задаче? (о зайце и о медведе)
Подберите и назовите однокоренные слова к словам заяц и медведь
— Как одним словом назвать эти слова? (животные)
На какой вопрос отвечают эти слова ? (Кто?)
На какие вопросы отвечают группы слов, о которых мы говорили? (кто?что?)
-Какие слова отвечают на вопрос кто? (названия людей, животных)
— Какие слова отвечают на вопрос что? (явления природы)
-Как одним словом назвать эти все слова? (предметы)
А мы можем эти предметы увидеть, услышать, потрогать, представить?
Значит, они существуют? А значит, часть речи к которой они относятся, называется? (имя существительное)
8. Закрепление изученного. Работа в учебнике.
Упр.79 стр.47 Разноуровневые задания:
2 группа(средние) – выписать из этого предложения существительное, распределив их на 2 столбика по вопросам : кто? что?
1 группа(сильные)- составить из слов и записать предложение, подчеркнуть грамматическую основу, обозначить имя существительное.
9. Итог урока. Рефлексия
-Кем мы были в течение всего урока? (следопытами)
-На какой вопрос отвечает это слово? ( кто?)
-Какой частью речи является это слово? (имя существительное)
10. Домашнее задание: стр. 45 упр. 76
11. Всем спасибо за урок! И за вашу хорошую работу, я вам вручаю отличительный значок следопыта.
Конспект урока по русскому языку 2 класс Школа России «Что такое имя существительное»
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку 2 класс Школа России «Что такое имя существительное»»
Что такое имя существительное?
Цели: формировать понятие об имени существительном; развивать наблюдательность, речь.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать слова — названия предметов; использовать специальную терминологию при определении части речи; распределять имена существительные в тематические группы предметов.
Оборудование: иллюстрации разных времен года (фотографии или репродукции картин русских художников).
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Словарная работа
(На доске записаны слова.)
Апрель, декабрь, ноябрь, октябрь, сентябрь, февраль, январь.
— Прочитайте слова. Что у них общего? (Это названия месяцев.)
— Запишите слово месяц, поставьте ударение, подчеркните непроверяемую гласную.
— Спишем с доски названия месяцев с орфографическим проговариванием в той последовательности, в которой вывешены репродукции на доске.
(Учащиеся по цепочке называют слово к иллюстрации, проговаривают его, называют непроверяемую гласную.)
— Как вы отличили на картинах сентябрь и октябрь? декабрь и январь? (Ответы детей.)
2. Орфографическая минутка
Одна девоч..ка ушла (из)дома (в)лес. (В)л..су она (за)блудилась и стала искать д..рогу д..мой.
— Спишите, вставьте пропущенные буквы.
(Один ученик работает у доски, класс проверяет. Учащиеся меняются тетрадями и проверяют друг друга по образцу.)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны слова.)
Завод, заводить, заводской, ученик, учить, ученый (кот), юг, южный, встреча, встречный, встречать.
— Прочитайте слова. Найдите среди них имена существительные. Докажите правильность выбора, используя специальные термины из прошлого урока.
(Учитель стирает лишние слова.)
— Что общего у оставшихся слов?
— Что могут обозначать имена существительные?
— Определите тему урока.
IV. Работа по теме урока
(Выполнение с комментированием.)
— Прочитайте правило от тетушки Совы на с. 45.
— Что обозначают имена существительные? На какие вопросы они отвечают?
Раз, два, три — веселей шагайте.
Раз, два, три — ноги поднимайте.
Раз, два, три — потянитесь дружно.
Раз, два, три — мели и привстали.
Раз, два, три — ручками похлопали.
Раз, два, три — ножками потопали.
VI. Закрепление изученного материала
(Коллективное выполнение с комментированием.)
(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.)
(На доске записаны слова.)
Сказал, белый, девочка, завод, железный, ракета, запевать, работа, грибное, слово, подпишет, письмо, рисовать, месяц.
— Выпишите только имена существительные.
(Проверка — обмен тетрадями, самооценка с помощью «светофора».
Также можно использовать КИМы (с. 51).)
VIII. Подведение итогов урока
— Какую часть речи вы научились распознавать?
— Все ли вам было понятно?
— Какое задание вам было интересно выполнять?
— Какое задание вызвало затруднение?
— Что вы расскажете дома родителям о сегодняшнем уроке?
Выполнить упр. 78 (с. 46).
Урок 110. Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Цели: формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что?; учить находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно; классифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные; вырабатывать навыки грамотного письма.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить имена существительные в тексте; использовать специальную терминологию при определении части речи; самостоятельно подбирать имена существительные; классифицировать имена существительные одушевленные и неодушевленные; делать звуко-буквенный разбор слов, соотносить произношение и написание; подбирать синонимы, пользуясь словарем.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Словарная работа
— Отгадайте загадки, запишите отгадки.
А коса на улице. (Морковь.)
Многими шубами одет.
Тот слезы проливает. (Лук.)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
С хвостом, а не мышь. (Репа.)
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка.)
— Как назвать эти имена существительные одним словом? Запишите. (Овощи.)
— Сделайте звуко-буквенный анализ слова овощи по образцу на с. 130.
— В каком месте слова написание и произношение расходятся?
— Запомните, как пишется слово.
2. Орфографическая минутка
(Письмо под диктовку.)
Повар заправил овощной суп капустой, морковкой, картофелем.
III. Самоопределение к деятельности
— Откройте учебник на с. 47 и прочитайте информацию на «Страничке для любознательных».
(Учащиеся читают текст по цепочке. По ходу чтения учитель задает вопросы на усвоение прочитанного.)
— Почему эта часть речи получила такое название?
— Придумайте свой пример в группу слов с общим лексическим значением.
— В какую группу вы отнесете слова из домашнего задания? (Качества людей.)
(На доске записаны слова.)
— Посмотрите на доску. По какому признаку имена существительные распределены на две группы? (Слова, отвечающие на вопрос кто?, и слова, отвечающие на вопрос что?.)
Сегодня на уроке мы будем учиться классифицировать слова по этому признаку.
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Выполнение с комментированием.)
— Прочитайте правило от тетушки Совы на с. 48.
— Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос «кто?»?
— Прочитайте правило от тетушки Совы на с. 51.
— Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос «что?»?
2. Игра «Кто или что?»
(Учитель называет имена существительные. Учащиеся поднимают руки вверх, если это одушевленные имена существительные, и сидят неподвижно, если названы неодушевленные существительные.)
Одолела нас дремота,
Ну-ка, делайте со мною
Вверх, вниз потянись,
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
Как пружинки, мы присели,
А потом тихонько сели.
VI. Закрепление изученного материала
(Работа в парах. Одна пара после выполнения работы выходит для отчета к доске. Дети называют слова, которые подобрали в каждую группу. Остальные учащиеся делают хлопок в ладоши, если согласны.)
(Самостоятельная работа. Фронтальная проверка.)
— Какое словарное слово встретилось в стихотворении? (Картина.)
— Проговорите его хором.
— Назовите непроверяемую гласную.
— Выпишите имена существительные: вариант I — одушевленные, вариант II — неодушевленные.
Комар, одежда, снег, картина, художник, пилот, друг, скромность, хитрец, девочка.
(Учитель открывает образец на доске. Проводится самопроверка, самооценка с помощью «светофора».
Также можно использовать КИМы (задания А1, А2, А3 теста 7, с. 26).)
VIII. Подведение итогов урока
— Что интересного вы узнали об именах существительных?
Урок русского языка 2 класс Умк «Школа россии» тема «Имя существительное»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Самофаловская средняя общеобразовательная школа Городищенского района Волгоградской области
Имя существительное как часть речи
Учитель начальных классов
Имя существительное как часть речи
Способствовать ознакомлению с именем существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи.
— Расширить представление о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления;
— Создать условия для формирования умения различать предмет и слово как его название;
— Соотносить вопросы : кто? что? и слова – названия предмета.
Получение новых знаний.
Предметные : освоение первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
Личностные : устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивом ( между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется).
Универсальные учебные действия
Регулятивные: владеют способностью принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные : проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Основное содержание темы, понятия и термины
Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.
Презентация к уроку,
карточки для работы в парах.
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык 2 класс 2 часть. Москва «Просвещение» 2012 ( УМК «Школа России»)
Формы, методы, методические приёмы
I . Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент)
— Каждый час, всегда, везде
Громко, чётко говорим
— Проверим готовность к уроку.
Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
(Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя )
II . Проверка домашнего задания. Сообщение по схеме «Части речи»
Организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность его выполнения.
Выступают с сообщениями по схеме «Части речи»
(Осуществляет контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий)
— Запишите слоги, соблюдая правила соединения букв.
Запишите слова, в которых используются данные соединения.
Дети записывают по образцу:
иг ие им на первой строке.
На второй строке записывают слова: игры, зимние, Олимпийские.
IV . Постановка учебной задачи
— Ребята, прочитайте слова ( на доске записаны слова: игры, зимние, Олимпийские). Являются ли эти слова предложением?
— Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?
— Подчеркните грамматическую основу предложения.
— Определите и подпишите знакомые части речи.
— Как вы определили части речи?
-Какой частью речи выражено подлежащее?
— Значит, о какой части речи мы будем говорить? ( слайд №2)
— Прочитайте, что мы должны сегодня на уроке узнать.
Нет, это отдельные слова, потому что они не связаны грамматически.
Поставить в нужном порядке и дополнить другими словами ( дети составляют и записывают предложение с комментированием, затем проверяют по образцу : В Сочи проходят зимние Олимпийские игры ) ( слайд № 1)
Выполняют задание с объяснением.
Об имени существительном.
Дети читают информацию со слайда.
(Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем)
Беседа по вопросам
Y . Усвоение новых знаний и способов действий
Словесный, наглядный, практический.
— Рассмотрите рисунки упр, 74 на странице 44. Назовите предметы. Поставьте вопрос к каждому слову – названию предмета. К какой части речи относятся эти слова? Запишите по образцу, допишите по 1 слову к каждому вопросу.
— Прочитайте правило на странице 45
— Что нового для себя вы узнали?
Работают с рисунком. Отвечают на вопросы, записывают слова, отвечающие на вопросы: кто? что?
(Размышляют, высказывают своё мнение.
Ставят вопросы к словам- названиям предметов, определяют часть речи). Осуществляют классификацию слов по вопросам.
Беседа по рисунку, письмо.
Выполняют движения по тексту под руководством учителя.
(Осуществляют профилактику утомляемости)
Правильное выполнение движений
VI . Закрепление знаний и способов действий.
1. Организация работы в паре.
— Прочитайте задания в карточке ( приложение 2).
Что обозначает каждое слово? Поставьте к нему вопрос кто? или что?
— Сгруппируйте имена существительные по их лексическому значению. Подчеркните в словах изученные орфограммы, поставьте
Учитель бросает мяч, задает вопрос кто? или что?
Работают в паре по заданию, затем проводят взаимопроверку пар по образцу. ( слайд № 3)
Дети ловят мяч, называют имена существительные в соответствии с вопросом.
Коммуникативные (Сотрудничают в совместном решении проблемы)
Познавательные (Дополняют лексико-тематические группы именами существительными)
учебной деятельности на уроке.
— Что вы узнали на уроке?
-Что такое имя существительное?
— Над чем следует поработать на следующем уроке?
— Какой вид работы больше вам понравился?
— О чем хотели бы узнать подробнее?
Регулятивные (Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке)
Личностные (Проявляют интерес к предмету)
Беседа по вопросам.
VIII . Домашнее задание.
Работа в рабочей тетради (№ 50), правило стр. 45
Учитель объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи в дневниках.
Слушают объяснения учителя.
Делают соответствующие записи в дневниках.
(Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития)
Кто шагает дружно в ряд?
Олимпийский наш отряд.
Мы руками – хлоп-хлоп!
Мы глазами – миг-миг,
Мы плечами – чик-чик!
Раз – сюда, Два – туда.
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали.
Заниматься нам пора!
Карточка для работы в парах
1. Прочитайте. Что обозначает каждое слово?
2. Поставьте к нему вопрос кто? или что?
Учитель, осина, ребята, пальто, земляника, обезьяна, медведь.
3. Сгруппируйте имена существительные по их лексическому значению:
Животные: (кто?) ________________________________________
Растения: (что?) ________________________________________
4. Подчеркните в словах изученные орфограммы, поставьте ударение.
Выбранный для просмотра документ урок Имя существительное 2 класс.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок русского языка МБОУ СОШ № 10 Жук Елена Александровна
Начинаем урок! Ну-ка, посмотри, дружок. Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Ручка, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
17 февраля. Классная работа. Всякое умение трудом дается. иг ре По глади оконного стекла Тяжёлая капля стекла. Как вы понимаете смысл этого предложения? К какому жанру у.н.т. относится оно? Найдите имена существительные в следующем предложении, обозначьте их род, число, падеж7 Что интересного заметили?
С О Щ Ь С Е В Е И У Н Е Л Т Т Прочитай по стрелочке СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ТЕМА УРОКА: Имя существительное.
Вставим пропущенные буквы В..робей, за..ц, п..нал, р..бята, л..сица, л. пата, уч..ник, вет..р, м..роз. Какие правила применили?
Имя существительное предметы явления природы события чувства и качества волк ветер свадьба радость стол снег праздник честность трамвай град пожар скромность
Работа по учебнику Упражнение 75 стр.45
«Оцени себя» Найди «лишние слова» : Зайчиха, трамвай, попал, дорожка, хромой, шакал, прискакал, телеграмма, доктор, ветер, кит.
Кто? Что? зайчиха шакал доктор кит трамвай дорожка телеграмма ветер Именасуществительные
Задание на дом. Упр.76 с.45
Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа Если не разобрались, было не очень интересно
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-573395
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В московских школах придумали новый формат классных часов с участием отцов
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.