Что такое имитация у детей
Вопрос-ответ. Как учить ребенка с аутизмом имитации?
Рекомендации педагога детей с аутизмом о том, как начать обучение навыкам имитации
Некоторые говорят, что подражание – самая искренняя лесть. Я бы сказала, что подражание – краеугольный камень любого обучения. Звучит не так красиво, но это так. Навыки имитации не просто важны, они критически необходимы. Ведь если вы не можете имитировать действия других людей, то вам будет труднее учиться любому новому навыку.
Основа имитации
Основа имитации – это способность имитировать новые движения и новое поведение в принципе. Имитация буквально означает «делать то же самое». Цель обучения имитации НЕ в том, чтобы научить ученика хлопать в ладоши, когда я хлопаю, встать, когда я встала и сесть, когда я села. Если он научился имитировать только эти три вида поведения, то он все еще не овладел двигательной имитацией. Он овладеет имитацией, когда я скажу «сделай так» и покажу совершенно новое поведение, а ребенок его повторит.
Большинство детей не нужно целенаправленно учить имитировать – они сами этому учатся. Младенцы и совсем маленькие дети часто подражают своим родителям, братьям и сестрам, хотя никто их этому не учил. Тем не менее, если у ребенка есть нарушение развития, то способность к имитации могла не развиться у него естественным образом, и поэтому его нужно обучать этому навыку с помощью прямой инструкции. Имитации можно успешно обучать (Baer, Peterson, & Sherman, 1967), и если ваши ученики не могут имитировать – это хорошая отправная точка для работы с ними!
Прежде чем вы начнете учить имитации
Иногда педагоги и клинические специалисты говорят о навыках взаимодействия с инструктором. Эти навыки должны быть сформированы у ребенка до того, как вы начнете работать над навыками имитации. Вы не сможете учить имитации ребенка, который даже не смотрит на вас. Вот необходимые навыки, которыми необходимо овладеть до обучения имитации:
– Сидеть, не вставая, во время занятия.
– Смотреть на педагога во время занятия.
– Держать руки на коленях во время занятия.
– Смотреть на предметы по инструкции педагога.
Как учить имитации
Предварительная оценка навыков
Составьте список из 20-30 простых движений. Например, потрогать нос, похлопать в ладоши, поднять мячик, показать большие пальцы вверх и так далее. Начинайте с 3 самых простых движений. Сядьте напротив ученика, назовите его по имени и скажите «сделай так». Если ученик делает что-то хотя бы похожее на это движение, тут же предоставьте ему поощрение и отметьте это в листе сбора данных.
Во время предварительной оценки навыков выберите 3 движения. Повторите каждое движение 3 раза в случайном порядке. Если ученик верно реагирует на любое из 3 движений каждый раз (например, хлопает в ладоши, когда вы хлопаете в ладоши), то удалите это движение из списка и выберите другое движение.
Обучение
Во время обучения работайте над 3 движениями. Начинайте с самого простого – с того движения, которое ребенок пытался повторить во время предварительной оценки, или которое ему почти удавалось повторять. Продолжайте давать инструкцию «сделай так» перед движением и поощряйте любые похожие на движение попытки. Помогайте ученику с помощью физических подсказок и постепенно уменьшайте их. Ваша цель в том, чтобы ученик смог выполнять эти 3 движения независимо и без какой-либо физической помощи. После достижения цели переходите к последующей оценке навыка.
Последующая оценка и обучение
Перемешайте уже освоенные в совершенстве движения с теми движениями, которым еще только предстоит обучать. Если на прошлой неделе ребенок научился хлопать в ладоши, вставать и прикасаться к носу, когда это делаете вы, то на этой неделе работайте с такими движениями как взять мяч, прикоснуться к плечам и покачать головой вперемешку с тремя предыдущими движениями.
Пробы на имитацию
Это очень важная часть! После того как каждое из обучающих заданий было освоено, и ребенок начал повторять все движения из списка, когда они идут вперемешку друг с другом, попробуйте сделать совершенно новое движение (которое ребенок еще не видел раньше). При этом не говорите подсказку «сделай так», просто смотрите, попытается ли ребенок подражать вам. Все остальное делайте как и раньше. Сделайте движение и смотрите, будет ли ребенок имитировать его. Если ребенок будет имитировать совершенно новые движения после моделирования – цель достигнута!
Как только имитация появилась, переходите к практике в естественных условиях!
Пришло время для работы над обобщением! Работайте над этим навыком в самых разных ситуациях. Имитация нужна во время выполнения учебных заданий, групповых занятий и повседневных дел. Если вы проанализируете разные ситуации вы, скорее всего, поймете, как часто имитация используется естественным образом. Она включена практически в любой процесс обучения. Важно только осознавать, когда используются эти навыки, и это поможет вам дальше развивать эти навыки у ребенка. Будьте готовы немедленно хвалить и поощрять ребенка за правильную имитацию в течение всего дня!
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Что такое имитация у детей
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Логопед — о том, какую роль играет имитация в психическом развитии и почему обучение имитации при аутизме не должно ограничиваться шаблонными инструкциями «Сделай так».
Статья:
Что такое имитация? Имитация включает способность ребенка копировать поведение других людей. Развитие имитации включает три этапа:
Имитация выполняет несколько важнейших задач для развития социальной коммуникации. В частности, она:
Дети в возрасте от 1 года часто взаимодействуют с другими людьми, копируя их действия с игрушками. При типичном развитии подобная имитация активно развивается до возраста 3 лет.
Имитация у детей с аутизмом
У детей с аутизмом часто есть огромные проблемы с имитацией. Было проведено много исследований способности к имитации у детей с аутизмом и того, как эти навыки связаны с их дальнейшим развитием. Данные этих исследований показали следующее (1, 3) :
Обучение имитации при аутизме
Многие эксперты сходятся на том, что обучение имитации — это важнейшая цель при помощи детям с аутизмом.
Классический способ обучения детей с аутизмом имитации действий сводится к тому, чтобы научить ребенка реагировать на инструкцию «Сделай так». Взрослый говорит: «Сделай так» — и показывает действие, потом помогает ребенку повторить это действие, а затем награждает верную попытку имитации каким-то поощрением, например, лакомством или любимой игрушкой. Такой подход используется в рамках поведенческого метода «обучение отдельными блоками». В рамках этого метода обучение имитации проводится за счет многократных повторений, когда терапевт сам выбирает целевые действия и предметы, а также определяет поощрения.
При типичном развитии маленькие дети копируют действия взрослых и детей, потому что это приносит им совместную радость от общения и разделенного внимания. И эта социальная роль имитации очень важна, потому что она позволяет детям вступать в «диалог» обмена действиями и закладывает фундамент для других социальных навыков.
Обучение имитации в естественной среде
Другой подход к обучению имитации — это обучение в естественных ситуациях, во время социального взаимодействия. Основа для этого подхода:
Значительная часть исследований по этому подходу была проведена в Университете штата Мичиган, США. Доктор Брук Ингерсолл, которая специализируется на имитации при аутизме, и ее коллеги исследовали эффективность «естественного» подхода к обучению имитации при аутизме, и они получили позитивные результаты (2).
Развитие навыков имитации ребенка дома
Для развития навыков имитации ребенка специалисты могут обучать родителей тому, как поощрять детей имитировать функциональные действия с игрушками (первый этап имитации). Функциональные действия — это действия с игрушками, которые ожидаются от ребенка, например, катать машинку, строить башенку из кубиков, вставлять фигурки в отверстия сортера. В рамках такого подхода обучение проходит, когда родители:
Такое обучение также развивает игровые навыки ребенка и закладывает фундамент для навыков общения с ровесниками в будущем. Более того, такая ежедневная практика дома означает, что ребенок чаще практикуется, а значит он с большей вероятностью начнет самостоятельно применять этот навык в повседневной жизни.
Имитация — это не просто механическое копирование. Для детей с аутизмом она является ключевым навыком, который нужен для социального, игрового и речевого развития. Во время обучения имитации дети также открывают для себя новые и приятные способы взаимодействия с другими людьми. Именно во время такого приятного общения дети учатся эффективнее всего.
Развитие подражательной речевой деятельности методом имитации у детей 2-х лет со слабо развитыми речевыми навыками
Марина Сычева
Развитие подражательной речевой деятельности методом имитации у детей 2-х лет со слабо развитыми речевыми навыками
Второй год жизни является важнейшим этапом в развитии коммуникативных навыков ребенка. Поэтому развитию коммуникации уделяется особое внимание в системе всего педагогического процесса. Задачи развития коммуникативных навыковявляются одинаковыми для всего второго года жизни: развивать понимание речи и способность подражания, накапливать словарь, формировать речь как средство общения с окружающими. В первом полугодии важнейшей задачей является развитие понимания речи взрослого. Она реализуется за счет расширения ориентировки ребенка в окружающей действительности. Детей необходимо учить понимать короткие рассказы, стихотворения, потешки, выполнять несложные поручения.
Вначале при ознакомлении детей со сказками, прибаутками, потешками воспитатель использует наглядность, обыгрывает сюжет (показывает движения, действия сам или привлекает для этого игрушки). Ребенка учат слушать образную речь, воспроизводить движения в соответствии с текстом, повторять звукосочетания, слова, запоминать небольшие литературные тексты.
В становлении активной речи большую роль играет развитие способности подражания, формирование умения подражать звукосочетаниям и словам. Дети должны не только воспроизводить речевой материал после того, как услышат от взрослого, но и систематически употреблять его по собственной инициативе. Это способствует развитию коммуникативных навыков как средств общения с взрослыми и детьми.
Главной задачей во втором полугодии является развитие активной речи. На основе значительного расширения словарного запаса дети начинают употреблять все те слова, которые в первом полугодии учились понимать. Происходят качественные изменения в развитии подражания: дети со слабо развитыми речевыми навыками теперь уже могут воспроизводить простые слова и короткие предложения.
В результате накапливания речевых впечатлений и систематического обучения у детей развивается способность подражания. По мере того как дети овладевают способами действий и различными умениями, воспитатель стремится выявить возможности самостоятельного выполнения их ребенком. С этой целью задаются разнообразные вопросы. В ответ на подобные вопросы ребенок выполняет действия и произносит слова, становится разговорчивым. Ценным является и то, что в результате накопления способов действий с игрушками обогащается самостоятельная игра ребенка.
Для развития коммуникативных навыков важно создать определенные условия. Прежде всего, создаются условия для подражания детьми речи взрослых во всех видах деятельности и режимных моментах. Кроме того, создание речевойсреды включает в себя: постепенное усложнение речевого общения и организацию специальных речевых игр и упражнений.
Для дошкольного периода развития коммуникативных навыков характерны практические методы. Они эффективны потому, что построены с учетом закономерностей естественного процесса усвоения речи и не нарушают его, а делают его более насыщенным речевой работой – физической, мускульной, интеллектуальной и эмоциональной.
Метод имитации (прямая имитация или подражание) заключается в том, что взрослый артикулирует звуки своей речи и выразительно интонирует их, а ребенок слушает и повторяет, имитирует его речь, старается усвоить речедвижения (артикуляции и модуляции голоса) и понять смысл. Этот метод используется практически во время любой игры.
Но метод имитации осуществляется различными приемами.Такими как:
1). Сопряженное и отраженное проговаривание с последующим самостоятельным названием предметов, действий, изображений и др. Слова могут произноситься точно, усеченно и приближенно.
2). Наблюдение за реальными предметами. Например, в пальчиковых играх, таких как «Ладушки», дети наблюдают за руками взрослого, одновременно рассматривают свои и имитируют движения взрослого.
3). Игры. Во время игр с предметами, дети производят различные манипуляции с ними, наблюдают предметы и называют их качества и действия с ними. При этом воспитатель задает вопросы. К ним относятся игры с кубиками («Стулья», «Дорожка», «Башня» и др.) и игры с мячами («Кидай мяч!», «Лови мяч!», «Перебрось мяч!», «Попади в корзину!», «Мяч с горки!» и др.). В таких играх одно и тоже действие повторяется многократно.
Особенно много благоприятных ситуаций для развития коммуникативных навыков складывается в процессе сюжетно-ролевых игр. Ребенок копирует различные ситуации из жизни взрослых, копирует и действия и речь. В ходе копирования повадок различных животных, характерных особенностей людей и предметов дети изображают,например: шаловливого котенка, удивленную маму, кипящий чайник. Кроме того, сюжетные игры служат для закрепления уже знакомого языкового материала. Приобретенные умения совершенствуются в процессе самостоятельной игры.
В игре «режиссерской» ребенок не берет на себя роли, а распределяет их между игрушками. Проговаривает знакомые фразы за них и тем самым учиться грамматике.
Подвижные игры, игры с правилами обогащают речь детей заученными потешками, песенками, заучивание происходит в процессе имитации речи воспитателя.
У детей со слабо развитыми речевыми навыками плохо развита моторика и координация движений, наблюдается непонимание речи взрослых. Взрослым нужно прилагать больше усилий, чтобы обеспечить эмоциональный комфорт детей, развитие подражательной речевой деятельности, расширение объема понимания речи. Чтобы достичь наибольшей эффективности в подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражания вообще, развития моторики и координации. Развивающие игры наиболее подходят для этой цели.
Игры на развитие общего подражания имеют своей целью развитие понимания речи, учат соотносить речь и движения, развивают подражание движениям рук взрослого, развивают подражание движениям взрослого.Для достижения этих целей хорошо подойдут разнообразные пальчиковые игры с небольшим текстом такие как: «Ладушки», «Часики», «Капуста» и др. А такие игры как «Мы ногами то-топ-топ!», «Хлопы-шлёпы», «Слышим-делаем», «Деревце» и др. развивают общую моторику и умение подражать движениям.
Игры для развития общего и речевого подражания дополняются повторением звуков речи [у], [ы],[ж] и др. в таких играх как «Самолеты», «Пароходы», «Машины», повторением слов-звукоподражаний БИ-БИ, ТУК-ТУК, КО-КО-КО, АВ-АВ, МЯУ, МУ, ГА-ГА-ГА, КРЯ-КРЯ, И-ГО-ГО и др. ; слов КУРИЦА, СОБАКА, КОШКА, КОРОВА, ГУСЬ, УТКА, ЛОШАДКА и др. ; фраз КТО ТАМ, СОБАЧКА АВ-АВ, КУРОЧКА КЛЮЁТ и др. В таких играх хорошо использовать игрушки (мягкие или резиновые).
ТУК-ТУК, КО-КО-КО, АВ-АВ, МЯУ, МУ, ГА-ГА-ГА, КРЯ-КРЯ, И-ГО-ГО и др. ; слов КУРИЦА, СОБАКА, КОШКА, КОРОВА, ГУСЬ, УТКА, ЛОШАДКА и др. ; фраз КТО ТАМ, СОБАЧКА АВ-АВ, КУРОЧКА КЛЮЁТ и др.
Подвижные игры на развитие общего подражания имеют своей целью обучение умению быстро переключаться с одного движения на другое; развитие движений, движения в ритме музыки.Используются такие игры как: «Потанцуй со мной!», «Повторяй за мной!» и др.
Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.
Речевое развитие детей раннего возраста Ранний возраст является важнейшим этапом в развитии речи ребенка. В связи с этим в системе всего педагогического процесса развитию речи.
Навык имитации. Советы дефектолога.
В основе большинства базовых навыков ребенка лежит совместное разделенное внимание и навык имитации. Как же ребенок может учиться и развиваться, если не обращает внимание на поведение окружающих?
Если не смотрит на поведение других детей, не стремится к ним? Или наоборот, очень хочет, но не умеет играть с ними, начинает драться, кусаться и сам от этого расстраивается?
Все мы помним, как важно ребенку в детстве повторять те же действия, которые выполняют родители, быть «красивой, как мама» (красить губы, примерять туфли, платья, делать прическу кукле, пр.) или «сильным, как папа» (манипулировать инструментами, чинить машину, пить крепкий кофе и тд.). В более глобальном понимании ребенок учится общению через попытки копировать взрослых, а также других детей. Это самый естественный в мире способ социализации – быть как все, копировать действия, заниматься общей деятельностью, радоваться ей в обществе.
В науке Прикладной Анализ Поведения (АВА) уделяется особое внимание формированию навыка имитации. Именно благодаря усиленным и точечным упражнениям мы можем научить ребенка общаться, играть, а также и разговаривать (ведь звуки также ребенок начинает использовать, повторяя за значимым взрослым, мамой или папой, и уже впоследствии развивает свои умения до полноценной речи). Благодаря имитации ребенок по-иному взглянет на мир, окружающих его людей. Он будет способен учиться, взаимодействовать и сотрудничать.
Этапы формирования навыка имитации:
1. Крупномоторная имитация –около года;
2. Имитация с предметами (простые манипуляции с игрушками типа стучания молотком, кормления куклы, пр.) – 1,5 года;
3. Имитация с предметами при выборе из набора: перед ребенком 5 предметов, перед взрослым такой же набор. Взрослый берет любой предмет и выполняет действие (постучать ложкой по столу, кинуть мячик, поцеловать куклу, пр.), просит ребенка повторить. Сможет ли ребенок выбрать правильный предмет и повторить действие? Около 2 лет;
4. Имитация, включающая в себя программу действий (хлопок в ладоши, руки вверх, пальцем на нос). Сможет ли ребенок запомнить все действия взрослого и повторить их в том же порядке? 2,5 года
Причем обратите внимание на инструкцию. Это не «постучи», не «подними руки», а именно «Повтори за мной».
Если Вы провели это небольшое задание со своим ребенком, и увидели, что он находится на низком этапе для своего возраста, или совсем не понимает инструкции, теряется и следует только подсказкам (Вы поднимаете сами его руки, говорите «ну же, Ваня, похлопай, ты же умеешь, как в песенке» и т.д.) – обязательно включите обучение навыку имитации в Вашу программу занятий.
«Особенности формирования имитации у детей с расстройствами аутистического спектра»
Особенности формирования имитации у детей с расстройствами аутистического спектра
Имитацию можно считать основой любого обучения. Способность имитировать крайне необходима. Если человек не может повторять за другим, то ему будет не доступно развитие навык умений и навыков.
Для ребенка имитация особенно важна, так как является необходимым средством для овладения навыками в разных жизненных ситуациях. Когда ребенок умеет имитировать, то его развитие становится более явным и заметным. Становление речи напрямую зависит от способности ребенка имитировать. Играя роли других взрослых, ребенок начинает больше общаться, взаимодействовать с окружающим миром, показывать новые умения, что может подтвердить, что имитацию можно считать основой любого обучения. Но, к сожалению, эта форма обучения дается детям тяжелее всего, так как требует максимальной концентрации внимания на человеке, а как мы описывали во втором параграфе, дети с расстройствами аутистического спектра имеют большие трудности в сосредоточении на главном объекте.
Главной задачей имитации является умение повторять новые, не знакомые движения и перенимать новые формы поведения. При обучении имитации важно не просто научить ребенка какому-либо простейшему движению, например, хлопать в ладоши, а научить его повторять любые движения, даже не в полной мере.
Овладение навыкам имитации будет считаться успешным, когда ребенок на просьбу повторить за взрослым, сможет повторить совершенно новое и не знакомое ему движение или поведение.
Многие специалисты считают, что до начала обучения имитации ребенка, он должен знать простейшие навыки коммуникации со взрослыми.
При выполнении упражнений на имитацию ребенок должен располагаться на против того, за кем он будет повторять. При обучении имитации ребенку дается словесная инструкция “сделай так”. Многие психологи считают, что при правильном выполнении инструкции, ребенка нужно поощрять. Поощрения могут быть абсолютно разными: словесная похвала, рукопожатие, конфета, возможность поиграть во что-то и так далее. В случае если ребенок не повторяет действия, ему дается подсказка. Важно отметить, что подсказка дается сразу после предъявления инструкции, так как это способствует переносу контроля.
Выделяют следующие виды подсказок:
· Физическая (полная/неполная) – помощь оказывается полный физическим контактом, чтобы направить действия ребенка, согласно необходимой цели и сопровождает его на протяжении всего действия.
· Визуальная подсказка – включает в себя картинки, фото, рисунки, карточки с изображениями и так далее.
· Подсказка местом (позиционная подсказка) – объект, который нужно выбрать размещают ближе к ребенку.
· Жестовые подсказки – указание на правильный ответ рукой или кивание головой.
· Моделирование – вид подсказки, который чаще всего используется при обучении имитации. Ребенку показывают своими движениями, что нужно сделать.
· Вербальные подсказки – помощь оказывается с помощью словесных подсказок.
Для обучения имитации, обычно используют места, где нет отвлекающих фактором, чтобы ребенка ничего не отвлекало. Специалисты рекомендуют строить занятие в игровой форме, с постоянным взаимодействием, для формирования положительного опыта у ребенка.
Развитие имитации начинается с имитации с предметами. Принято начинать с действий с наиболее привлекательными для этих детей предметами.
После имитации с предметами следует имитация с использованием крупной моторики, так как она труднее. Имитация движений тела требует от ребенка, чтобы он запоминал то, что он сделал, и потом смог повторить это движение. Принято начинать с более простых движений и постепенно их усложнять. Обычно легче даются движения, в результате которых появляется какой-либо звук, а тяжелее даются движения, которые ребенку сложно увидеть.
Специалисты выделяют еще одну форму имитации, это имитация по образцу. Она заключается, в основном, в построении из конструктора каких-либо сооружений, которые ребенок должен повторить. Очень важно сохранять точное количество предметов и их расположение.
При формировании вокальной имитации обычно начинают с того, что поощряют каждый звук ребенка, чтобы он захотел больше пользоваться голосом. Также проводят большую работу над укреплением мышц лица, для четкой артикуляции. При обучении вокальной имитации тоже используются подсказки. Без вокальной имитации нельзя овладеть речью. При обучении вокальной имитации сначала определяют нескольно звуков, которые ребенок без проблем может произнести. После этого нужно определиться со звуками, которым планируется обучить ребенка. Эти звуки должны входить в слова, которым вы хотите научить ребенка, чтобы он их использовал в жизни. При обучении имитации детей с расстройствами аутистического спектра принято использовать поощрения. Поощрения должны быть максимально интересны ребенку и это должно служить мотивацией для дальнейшего его успешного обучения имитации. Но важно, чтобы поощрение не занимало много времени. При обучении вокальной имитации специалист распологается напротив ребенка и сначала поощряет звук, произнесенный ребенком, после чего подключает новые звуки, при потворении которых ребенок с расстройствами аутистического спектра получает поощрение.
Подводя итог вышесказанному, мы можем сделать вывод о том, что дети младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра в силу своих особенностей и индивидуальных возможностей имеют большие трудности в овладении имитацией движений и вокальной имитацией. Сложности, связанные с овладением имитацией, неблагоприятно сказываются на развитии ребенка и тормозят его психофизическое развитие.