Что такое илоты в древней греции кратко
ИЛОТЫ (др.-греч. εἵλωτες ‒ букв. «взятый в плен», «военнопленный»)
Зависимое население в Спарте.
Илотия в Спарте – особая форма зависимости, которая не совпадает ни с крепостной зависимостью крестьян Средневековой Европы или России XVIII–XIX вв., ни с классическим античным рабством. Древние так же, как и мы, не смогли причислись илотов ни к одной известной им социальной группе и определили их положение очень широко – «между свободными и рабами». Античная традиция относила илотов к рабам, принадлежавшим спартанской общине в целом. Принято считать, что илотия – это форма коллективного рабства, возникшего в ходе экспансии дорийцев на территорию Лаконии.
Система илотии в Мессении сложилась на несколько веков позднее и была результатом двух Мессенских войн (VIII–VII вв. до н.э.). Из-за многочисленности мессенских илотов в традиции илот и мессенянин стали синонимами (Thuc., I, 101, 2). Феномен илотии заключается в двойственной зависимости илотов как от государства, так и от их собственных индивидуальных владельцев. Формально илоты были совместной собственностью всей общины, т. е. государственными рабами, прикрепленными к земле и приписанными к отдельным спартиатам для обработки их наделов (клеров).
Особая форма рабства породила и особые отношения собственности. Конечно, отдельный спартиат был их господином, но до известной степени условным: он отвечал перед общиной за их поведение, не имел права под страхом религиозного проклятия брать с них больше установленной нормы (Plut. Mor., 239 d), не мог ни продавать, ни освобождать своих илотов. Илоты обладали рядом прав, гарантированных им государством. Они могли иметь жен и вести семейную жизнь. Им было даровано право убежища в храме Посейдона на Тенаре (Thuc. I, 128, 1).
Во время Пелопоннесской войны спартанцы стали привлекать илотов к военной службе в качестве гоплитов. Это была добровольная повинность и воспринималась илотами как шаг вверх по социальной лестнице, так как за свою службу они получали свободу. На рубеже V–IV вв. до н.э. освобождение илотов и превращение их в неодамодов (досл. «новых граждан») носило вполне массовый характер. Внушение презрения и отвращения к илотам как существам низшего порядка было одним из обязательных воспитательных моментов спартанской образовательной системы. Молодым спартиатам специально показывали пьяных и неопрятных илотов, чтобы воспитать в них глубокое отвращение к тем.
Недоверие спартанцев по отношению к илотам во многом объясняется многочисленностью последних (около 200 тыс.). Спартанцы жили в постоянном страхе перед их восстаниями (Critias ap. Lyban. Or., XXV, 63; Xen. Lac. pol., 12, 4) и создали целую систему репрессивных мер, например, криптии, или тайные убийства илотов, которые стали основной формой их устрашения. Легитимность криптиям придавал сакральный обряд – ежегодное объявление эфорами войны илотам (Plut. Lyc., 28, 7). Самое крупное в истории Спарты восстание илотов произошло в 464 г. до н.э. и вошло в историю под названием Третьей Мессенской войны (Thuc., I, 103; Diod., XI, 64, 4). Мессенские илоты были освобождены фиванцами в 370/69 г. до н.э., и Мессения с помощью Фив обрела самостоятельность и полную независимость от Спарты. (Polyb., XVI, 13, 1). Набис в 196 г. до н.э. освободил часть лаконских илотов, наделив их гражданскими правами.
Система илотии просуществовала в Спарте вплоть до римского периода, когда илоты исчезли, превратившись в свободных земледельцев. Сама продолжительность существования илотии показывает, что созданная модель отношений между спартиатами и илотами была вполне эффективной.
Илоты
Происходили в Лаконии — от местного ахейского населения, в Мессении — от покорённых мессенцев (дорийцев). По другой версии илоты представляли собой отличные от греков племена, жившие в Лаконии до прихода Гераклидов (около XI века до н. э.). По сведениям Павсания, слово илоты означало «взятые в плен» и первоначально относилось только к покорённым жителям города Гелос, ахейцам. Греческий автор I века до н. э. Страбон так рассказал о происхождении и положении илотов в Спарте:
Илоты считались собственностью рабовладельческого государства. Были прикреплены к земельным участкам отдельных семей правящего слоя — спартиатов. Илоты должны были предоставлять своим господам фиксированную часть урожая, и спартиат не имел права требовать от них больше. Поскольку илоты своим числом сильно превосходили спартиатов, те старались держать их в повиновении посредством террора, как морального, так и физического. Одним из орудий физического террора были криптии. Вот как Плутарх описывает криптии:
Вот как происходили криптии. Время от времени власти отправляли бродить по окрестностям молодых людей, считавшихся наиболее сообразительными, снабдив их только короткими мечами и самым необходимым запасом продовольствия. Днём они отдыхали, прячась по укромным уголкам, а ночью, покинув свои убежища, умерщвляли всех илотов, каких захватывали на дорогах. Нередко они обходили и поля, убивая самых крепких и сильных илотов.
Чтобы иметь формально законное оправдание убийств илотов, эфоры ежегодно объявляли илотам войну.
В эпоху греко-персидских войн илоты использовались спартанцами как легковооружённые воины. По словам Геродота, в битве при Платеях на каждого спартанского гоплита приходилось по 7 илотов.
О подробностях внутренних общественных взаимоотношений между спартанцами и илотами известно очень мало. В популярной литературе часто упрощённо называют илотов рабами, следуя авторам римской эпохи, но древнегреческие авторы V—IV веков до н. э. разделяли общественный статус илотов и рабов. Аристотель сообщает, что спартанцы заимствовали свои законы с Крита, и проводит аналогию между илотами Спарты и крепостными земледельцами на Крите. Дошедшие до нашего времени Гортинские законы на Крите позволяют уточнить взаимоотношения между илотами и спартанцами.
Илоты
Илоты [1] (ед. ч. др.-греч. εἱλώτης ) — в древней Спарте земледельцы, находящиеся на промежуточном положении между крепостными и рабами.
Происходили в Лаконии — от местного ахейского населения, в Мессении — от покоренных мессенцев (дорийцев). По другой версии илоты представляли собой отличные от греков племена, жившие в Лаконии до прихода Гераклидов (около XI в. до н. э.). По сведениям Павсания, слово илоты означало «взятые в плен» и первоначально относилось только к покорённым жителям города Гелоса, ахейцам. [2] Греческий автор I в. до н. э. Страбон так рассказал о происхождении и положении илотов в Спарте:
«Все окрестные жители находились в подчинении у спартанцев, хотя пользовались общими с ними законами, принимали участие в делах республики и могли занимать должности (назывались они илотами). Однако Агис [мифический спартанский царь, потомок Геракла], сын Еврисфена, отнял у них равенство положения, обязавши платить Спарте дань. Все прочие подчинились; одни гелейцы, владевшие городом Гелосом, подняли восстание, были побеждены в войне и объявлены рабами с некоторыми, впрочем, ограничениями: чтобы господин не мог ни освободить такого раба, ни продать его за пределы Лаконики. Война эта названа была войною против илотов. Вообще весь институт илотов, который существовал все время до покорения Лаконики римлянами, установлен Агисом и его товарищами». [3]
Илоты считались собственностью рабовладельческого государства. Были прикреплены к земельным участкам отдельных семей правящего слоя — спартиатов. Илоты должны были предоставлять своим господам фиксированную часть урожая, и спартиат не имел права требовать от них больше. Поскольку илоты своим числом сильно превосходили спартиатов, те старались держать их в повиновении посредством террора, как морального, так и физического. Одним из орудий физического террора были криптии. Вот как Плутарх описывает криптии:
«Вот как происходили криптии. Время от времени власти отправляли бродить по окрестностям молодых людей, считавшихся наиболее сообразительными, снабдив их только короткими мечами и самым необходимым запасом продовольствия. Днем они отдыхали, прячась по укромным уголкам, а ночью, покинув свои убежища, умерщвляли всех илотов, каких захватывали на дорогах. Нередко они обходили и поля, убивая самых крепких и сильных илотов». [4]
Чтобы иметь формально законное оправдание убийств илотов, эфоры ежегодно объявляли илотам войну.
Илоты
Из Википедии — свободной энциклопедии
Происходили в Лаконии — от местного ахейского населения, в Мессении — от покорённых мессенцев (дорийцев). По другой версии илоты представляли собой отличные от греков племена, жившие в Лаконии до прихода Гераклидов (около XI века до н. э.). По сведениям Павсания, слово илоты означало «взятые в плен» и первоначально относилось только к покорённым жителям города Гелос, ахейцам. [2] Греческий автор I века до н. э. Страбон так рассказал о происхождении и положении илотов в Спарте [3] :
Все окрестные жители находились в подчинении у спартанцев, хотя пользовались общими с ними законами, принимали участие в делах республики и могли занимать должности (назывались они илотами). Однако Агис [мифический спартанский царь, потомок Геракла], сын Еврисфена, отнял у них равенство положения, обязавши платить Спарте дань. Все прочие подчинились; одни гелейцы, владевшие городом Гелосом, подняли восстание, были побеждены в войне и объявлены рабами с некоторыми, впрочем, ограничениями: чтобы господин не мог ни освободить такого раба, ни продать его за пределы Лаконики. Война эта названа была войною против илотов. Вообще весь институт илотов, который существовал всё время до покорения Лаконики римлянами, установлен Агисом и его товарищами.
Илоты считались собственностью рабовладельческого государства. Были прикреплены к земельным участкам отдельных семей правящего слоя — спартиатов. Илоты должны были предоставлять своим господам фиксированную часть урожая, и спартиат не имел права требовать от них больше. Поскольку илоты своим числом сильно превосходили спартиатов, те старались держать их в повиновении посредством террора, как морального, так и физического. Одним из орудий физического террора были криптии. Вот как Плутарх описывает криптии [4] :
Вот как происходили криптии. Время от времени власти отправляли бродить по окрестностям молодых людей, считавшихся наиболее сообразительными, снабдив их только короткими мечами и самым необходимым запасом продовольствия. Днём они отдыхали, прячась по укромным уголкам, а ночью, покинув свои убежища, умерщвляли всех илотов, каких захватывали на дорогах. Нередко они обходили и поля, убивая самых крепких и сильных илотов.
Чтобы иметь формально законное оправдание убийств илотов, эфоры ежегодно объявляли илотам войну.
В эпоху греко-персидских войн илоты использовались спартанцами как легковооружённые воины. По словам Геродота, в битве при Платеях на каждого спартанского гоплита приходилось по 7 илотов.
Что такое илоты в древней греции кратко
Илоты [1] (ед. ч. др.-греч. εἱλώτης ) — в древней Спарте земледельцы, находящиеся на промежуточном положении между крепостными и рабами.
Происходили в Лаконии — от местного ахейского населения, в Мессении — от покоренных мессенцев (дорийцев). По другой версии илоты представляли собой отличные от греков племена, жившие в Лаконии до прихода Гераклидов (около XI в. до н. э.). По сведениям Павсания слово илоты означало «взятые в плен» и первоначально относилось только к покорённым жителям города Гелоса, ахейцам. [2] Греческий автор I в. до н. э. Страбон так рассказал о происхождении и положении илотов в Спарте:
«Все окрестные жители находились в подчинении у спартанцев, хотя пользовались общими с ними законами, принимали участие в делах республики и могли занимать должности (назывались они илотами). Однако Агис [мифический спартанский царь, потомок Геракла], сын Еврисфена, отнял у них равенство положения, обязавши платить Спарте дань. Все прочие подчинились; одни гелейцы, владевшие городом Гелосом, подняли восстание, были побеждены в войне и объявлены рабами с некоторыми, впрочем, ограничениями: чтобы господин не мог ни освободить такого раба, ни продать его за пределы Лаконики. Война эта названа была войною против илотов. Вообще весь институт илотов, который существовал все время до покорения Лаконики римлянами, установлен Агисом и его товарищами.» [3]
Илоты считались собственностью рабовладельческого государства. Были прикреплены к земельным участкам отдельных семей правящего слоя — спартиатов. Илоты должны были предоставлять своим господам фиксированную часть урожая, и спартиат не имел права требовать от них больше. Поскольку илоты своим числом сильно превосходили спартиатов, те старались держать их в повиновении посредством террора, как морального, так и физического. Одним из орудиев физического террора были криптии. Вот как Плутарх описывает криптии:
«Вот как происходили криптии. Время от времени власти отправляли бродить по окрестностям молодых людей, считавшихся наиболее сообразительными, снабдив их только короткими мечами и самым необходимым запасом продовольствия. Днем они отдыхали, прячась по укромным уголкам, а ночью, покинув свои убежища, умерщвляли всех илотов, каких захватывали на дорогах. Нередко они обходили и поля, убивая самых крепких и сильных илотов». [4]
Чтобы иметь формально законное оправдание убийств илотов, эфоры ежегодно объявляли илотам войну.