Что такое игровая ситуация
Консультация «Игровые ситуации в развитии детей раннего возраста»
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. В раннем возрасте ребёнок только начинает свою игровую деятельность и взрослый должен помочь ему её освоить, научить играть. Для этого можно использовать игровые ситуации.
Игровые ситуации — являются методом активного обучения, отличающийся тем, в них используются игровые принципы, реализация которых происходит в режимных моментах.
Игровые образовательные ситуации направляют ребёнка на поиск решения той или иной проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой.
Наиболее типичными игровыми ситуациями являются учебные ролевые игры.
По мере развития игровых умений игровые действия и способы употребления предметов станут более разнообразными. Ребёнок будет охотно использовать предметы заместители, передавать в игре поведение окружающих его людей.
Взрослый должен тщательно продумать игровые задачи, которые он будет решать в совместной игре с ребёнком.
Обучая детей игровым ситуациям, взрослый должен сам уметь оперировать элементами игровых сюжетов. Для этого необходимо быть творческим человеком, развивать фантазию, придумывать сюжеты, знать игру,изучать литературу по этой теме.
Руководя детской игрой, взрослый не должен навязывать свою волю, не сковывать свободу ребёнка, не делать игру скучным занятием.
Чтобы вовлечь ребёнка в игру можно использовать приём втягивание, подключение к игре. Создать такую эмоциональную ситуацию, которая привлекла бы внимание играющего неподалёку ребёнка. Постепенно ребёнок заинтересовывается игрой взрослого, которую он разворачивает у него на глазах, непосредственно к нему не обращаясь. Он подходит ближе и потихоньку втягивается в игру.
Вовлекая ребёнка в игровые ситуации, взрослый создаёт предпосылки перехода к сюжетно-ролевой игре. Основным сюжетом для детей раннего возраста, который используют чаще всего, это «Игры с куклами». В нём игровые действия отражают повседневный опыт ребёнка, поэтому такие игры-ситуации имеют широкий спектр возможностей. Сюжет «Игры в деревню» мало отражает непосредственный опыт, в большей мере впечатления от сказок, книг, иллюстраций, бесед.
Игровые ситуации можно создавать и в режимных моменты в утренние,дневные и вечерние часы:
Игра – ситуация во время умывания «Мой мишка»
материал: стол, стул, кран, тазик, мыло, полотенце, посуда и салфетка.
Мишка, я тебе перед едой лапы вымою водой.
повяжу тебе салфетку: «ешь котлетку, ешь конфетку».
Молоко свое допей и пойдем гулять скорей.
Игры -ситуация перед приемом пищи «Кто скорее допьет?»
материал: кукла, стол, стул, салфетка, чашка, блюдце.
На плите сварилась каша. «где большая ложка наша?»
Зина ешь и не шали и свой фартук не грязни. (снимает фартук и кладет в таз)
не жалею здесь я мыла, мылом тру я фартук Зинин.
«Зина, больше не шали и свой фартук не грязни.
Буду я с тобой играть, петь и весело плясать»
» у нас есть ложка, волшебная немножко.
кликнем ложку нашу.
не оставим и следа, подберем всю кашу»
Важно, чтобы прослеживалась последовательность в развитии игровой деятельности, важно оценивать возможности ребёнка, степень владения игровыми умениями, общее состояние игры
Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста Тема: «Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста». Цель: Мотивировать педагогов на использование.
«Игровые» технологии в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста. «Игровые» технологии в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Воспитатель: Кошельникова Н. С г. Славянск-на-Кубани.
Сказкотерапия в развитии детей раннего возраста 1. Введение 2. Направления сказкотерапии, формы работы со сказками 3. Способы и приемы сказкотерапии. 4. Сенсорика в программных сказках для.
Игровые технологии в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Консультация для педагогов «Игровые технологии» в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» С выходом в свет законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» и Постановления «Об экологическом образовании обучающихся.
Консультация «Игровые занятия по рисованию для детей раннего возраста от 1–2 лет» У детей раннего возраста проявляется интерес к рисованию примерно в год- полтора. Для маленького ребёнка рисование может стать одним из самых.
Роль дидактической игры в развитии речи детей раннего возраста (консультация для родителей) Учитель – дефектолог Трясова Т. В. Воспитатель Якутенко И А. Уже в раннем детстве дети овладевают величайшим достижением человечества.
Роль коврографа в развитии детей раннего возраста. Добрый день! В начале этого учебного года, мы с коллегой решили внести разнообразие в процесс образования наших крох и выбрали необычную.
Семинар-практикум для педагогов «Современные игровые технологии в процессе сенсорного развития детей раннего возраста» Содержание 1. Игра, как способ познания 2. Что такое игровая технология и ее роль для дошкольника 3. Сенсорное развитие ребенка 4. Игровые.
Понятие игровой ситуации
Игровые ситуации — один из методов активного обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности [15].
Определение игровой ситуации по словарю Д.Н. Ушакова «Совокупность обстоятельств, условий, создающих те или иные отношения, обстановку или положение». Под игровой ситуацией понимается совокупность обстоятельств воспитательного взаимодействия и взаимоотношений, воспитывающих и воспитываемых, которые требуют принятия решения и соответствующих действий или поступков со стороны участников.
Элементами игровой ситуации выступают как цели воспитания, так и объекты воспитательного воздействия, а также и субъекты воспитательного воздействия, которые активно решают поставленную задачу и приводят в действие игровую ситуацию. Игровые ситуации многообразны. Объединять их может тот факт, что их возникновение основывается на взаимодействии субъектов педагогического процесса, вступивших в контакт.
Влияние игровых ситуаций на развитие личности ребенка заключается в том, что через них он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в них приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игровые ситуации способствуют развитию чувств и волевой регуляции поведения. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Игровая ситуация имеет особое значение для развития рефлексивного мышления, поскольку в ней возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения.
Игровые ситуации
Игровые ситуации — один из методов активного обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности.
Наиболее типичными игровыми ситуациями являются учебные ролевые игры и дискуссионные занятия.
Учебные ролевые игры
Ролевая игра — это активная форма экспериментального поведения, обладающая социализирующим эффектом, который зависит от мировоззренческих позиций играющего. (С. А. Шмаков, 1994).
В основе ролевой игры обычно лежит межличностная, конфликтная ситуация. Участники игры принимают на себя роли и в процессе диалогового общения пытаются разрешить конфликт. Хотя действия игроков не регламентируются и формально свободны от правил, сюжет игры может содержать общее указание о форме реализации или представления решения, а сама игра всегда содержит «скрытые» правила. Такими правилами служит указание основных ролевых характеристик, должностного положения по роли, цели и реальные ролевые прототипы или их общепринятая трактовка, этические и служебные правила поведения. Все это накладывает на участников требования, от выполнения которых во многом зависит конечный результат их участия в игре. Одновременно, в отсутствие формальных правил, эти характеристики частично выполняют направляющую функцию, определяя возможные варианты действий игрока.
Основное, существенное значение в ролевой игре имеют действия участников. Итоговый рефлексивный разбор их действий может нести главное дидактическое или психологическое воздействие, выступая в этом случае, как составная часть игровой структуры. Такая форма реализации ролевых игр широко используется при проведении психологического и социально-психологический тренинг социально-психологического тренинга и может являться также психотерапевтическим средством.
Этот вид игр изучен достаточно хорошо. Хронологически это первый и основной вид игр ребенка. Тем не менее, он имеет много различных названий. Применительно к учебному процессу вуза можно говорить об играх — драматизациях, театральных, свободных, естественных, самодеятельных играх, инсценировках. В эмоционально-смысловом обучении используются этюды. Весьма популярно такое название как разбор инцидента. По существу все это разновидности ролевой игры или игровой ситуации.
Характерные признаки ролевых игр:
Значение ролевых игр в учебном процессе вуза
История развития вуза, как социального института — это многолетняя практика обособления предметов, расчленения и выделения отдельных тем и проблем, формирование сугубо специальных кафедр. В итоге это привело к тому, что большинство специальных вопросов рассматриваются сегодня в отрыве друг от друга, а самое главное, от эмоционально-оценочного восприятия социально-психологических условий реализации профессиональной деятельности. Это привело к потере взаимосвязей и отрыву профессиональных вопросов от социальных проблем, от общения, от реальной жизни. Вуз должен готовить руководителя, а по оценкам специалистов соотношение между руководством людьми и решением профессиональных задач в деятельности технического работника с высшим образованием составляет 2:1, а для гуманитариев — 4:1. (В. Я. Платов, 1991). Для развития приведенных выше деловых качеств специалиста необходимо моделирование соответствующих условий, а именно, социально-экономических комплексов, включающих системы управления, инженерной деятельности, общения, конфликта. Действия обучающихся в рамках таких моделей способствуют возникновению эмоционально-оценочного восприятия социально-общественных связей будущей профессиональной деятельности. На дидактическое воздействие в этом направлении, из числа методов активного обучения, в наибольшей степени ориентированы ролевые игры.
Ролевая игра как метод социальной работы
Исследователи считают возможным и полезным использовать практику применения ролевых игр в педагогической и досуговой деятельности в рамках социальной работы с молодёжью. Они полагают, что ролевые игры помогут в решении ряда молодежных проблем, в частности таких, как употребление психоактивных веществ, девиантное поведение и прочие. Ролевые игры прочно вошли в инструментарий современной социальной педагогики (например: «Новые робинзоны», «Славянская ярмарка» и пр.).
Дискуссия
Смысл слова дискуссия (лат. discussio) — исследование, разбор, заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или в сопоставлении информации, идей, мнений, предположений.
Назначение и эффективность
Рассматривая вопрос эффективности дискуссии, в качестве примера обычно приводят результат эксперимента, осуществленного К. Левиным в США в годы второй мировой войны. Эксперимент предусматривал осуществление рекламной компании субпродуктов. Поскольку домохозяйки бойкотировали их покупку, а ресурсы военного времени не позволяли поставлять достаточное количество мяса, было решено попробовать различные варианты рекламы. К. Левин поставил цель сравнить эффективность воздействия традиционной формы рекламы — лекции и новой формы — выработки собственного коллективного решения на основе групповой дискуссии. Через неделю после проведения эксперимента опросом было выявлено, что в группах, слушавших лекцию, изменение мнения произошло у 3% домохозяек. В группах, где прошли групповые дискуссии, мнение изменилось у 32% домохозяек. Со времени этого эксперимента К. Левина в социальной психологии было проведено много других исследований. Были выявлены две важные закономерности:
Сейчас можно считать доказанным тот факт, что диалог — это основа творческого мышления, что развитие диалектичности как системообразующего компонента творческого мышления невозможно вне диалога. Среди современных дидактических средств дискуссии принадлежит одно из заметных мест. На основе проведенных исследований были выдвинуты новые формы принятия решений, новые виды групповых дискуссий, одна из таких форм, получившая самое широкое распространение — мозговая атака.
Организация учебного процесса на основе дискуссии ориентирована на воплощение активного обучения, нацеленного на формирование рефлексивного мышления, актуализацию и организацию опыта слушателей, как отправного момента для активной коммуникативно-диалоговой деятельности, направленной на совместную разработку проблемы. В качестве характерных признаков метода выделяют:
При этом главной чертой учебной дискуссии считается поиск истины на основе активного участия всех слушателей. Истина же может состоять и в том, что в решении заданной проблемы нет единственно правильного решения. Обзор исследований по использованию дискуссии в различных условиях обучения свидетельствует о том, что она уступает по объему передачи информации прямому изложению (лекции), но высокоэффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностной ориентации.
Дискуссии могут носить стихийный, свободный и организованный характер. Это разделение видов дискуссии проводится в соответствии со степенью ее организованности: планировании выступающих, их очередности, тем докладов, времени выступления. При этом стихийная дискуссия по этим параметрам не регламентируется, а свободная предполагает определение направления и времени выступлений. Организованная дискуссия проводится по регламенту и в установленном заранее порядке.
В целом в мировом педагогическом опыте получили распространение следующие формы дискуссии (М. В. Кларина 1995),:
Организация группы участников. Оптимальное число — 12 человек (максимально до 35). В состав группы вводятся помимо различных специалистов 5 дилетантов. Их задача генерировать «бредовые» идеи, сбивать специалистов со стандартного виденья проблемы. Руководить мозговой атакой должен специалист по управлению, методолог, но не специалист по профилю обсуждаемой проблемы.
Процедура. Продолжительность работы — 1,5 − 2 часа. Этапы процедуры:
Правила. Во время проведения мозгового штурма должны соблюдаться следующие правила.
Широкое распространение метода мозговой атаки привело к созданию ряда модификаций, в числе которых называют:
Дискуссия может использоваться и как метод и как форма, то есть может проводиться в рамках других занятий, мероприятий, являясь их элементом. В эмоционально-смысловом обучении языкам дискуссия является основным видом игровой ситуации на третьем этапе обучения. В вузовском обучении могут использоваться любые виды дискуссии.
Консультация для педагогов «Игровые обучающие ситуации, как одна из эффективных форм работы с дошкольниками»
Иванова Маргарита Сергеевна
Консультация для педагогов «Игровые обучающие ситуации, как одна из эффективных форм работы с дошкольниками»
На сегодняшний день педагогический процесс дошкольного образования использует разные виды мероприятий интегрированного характера в целях воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Игра была и остается основной формой работы с детьми и ведущим видом их деятельности. Если игра, имеет определенную дидактическую цель, то такую форму игры называют игровой обучающей ситуацией (ИОС,основными характеристики которой являются:
— короткий и несложный сюжет.
— оснащение необходимыми игрушками, атрибутикой.
— специально организованное игровое пространство.
— наличие дидактической цели и воспитательной задачи.
— обязательное проведение и руководство игрой взрослым.
Можно выделить несколько типов ИОС.
ИОС с игрушками-аналогами – изображениями реально существующих предметов и объектов – могут быть использованы во всех возрастных группах. Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 летнего возраста можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях, например,живых существ на основе типичных признаков, причем сопоставлять изображения можно не только с реальными объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях.
ИОС с литературными персонажами используют куклы, изображающие персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Это герои полюбившихся сказок, рассказов, мультфильмов. Они воспринимаются детьми эмоционально, формируют воображение, становятся объектами подражания. Такие ОС формируют развития контактов между детьми необходимо помочь им быстрее познакомиться, узнать имена и внешность друг друга, условно их можно назвать «Знакомство».
Рассмотрим некоторые из них.
Игровая ситуация «Мишка –Топтыжка знакомится с ребятками»
Цель: Развивать интерес детей друг к другу, желание заполнить имена сверстников, способствовать сближению детей, установлению доброжелательных отношений, формированию умения действовать согласно игре.
Описание.Воспитатель приносит мишку: «Дети это Мишка Топтыжка. Он хочет поздороваться с вами и поиграть».
Мишка : «Здравствуйте, детишки! Я Мишка-Топтыжка! Я хочу с вами поиграть. Но я не знаю, как вас зовут. Назовите мне свои имена! Ой как много имен, как много детей, я не могу запомнить. Лучше я по кругу пробегу, свою лапку протяну, кто свое имя назовет, тот мне лапку пожмет»
После знакомства Мишка говорит:
Всех ребяток я узнал,
За собой вас в круг позвал.
За руки мы все возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Затем Мишка приглашает отдельных детей поплясать с ним под музыку. Танцуя, Мишка поощряет детей, повторяет их имена.
В заключении Мишка прощается с детьми:
Вот какие мы друзья,
Очень всем доволен я.
А теперь мне в лес пора,
До свидания, детвора!
Дети хором прощаются с Мишкой.
Игровая ситуация «Ладушки-оладушки»
Для. (перечисляем имена детей группы)
ИОС в виде воображаемого путешествия в зоопарк, достопримечательных мест города и другие. Дети в игровой форме получают новые знания и закрепляют ранее полученные. Роль экскурсовода в игре исполняет воспитатель.
К игровым ситуациям воображаемого путешествия относятся «Путешествие в Страну обуви», «Путешествие в мир прозрачного и непрозрачного», «Путешествие в игрушечное царство», «Путешествие в страну одежды», «Инструменты – помощники человека» и другие.
Игровые образовательные игры-имитации образов животных и птиц, сказочных персонажей, различных состояний природы. В старшей и подготовительной группе игры-имитации становятся более сложными и приобретают черты театрализованных этюдов, в которых дети изображают целое событие с участием нескольких персонажей. Интерес детей к игровым импровизациям возрастает, если при этом используются предметы для ряженья. Театрализация стихотворных произведений и сказок способствует эмоциональному развитию каждого ребёнка и помогает ему лучше понять эмоциональное состояние других людей.
Игровые образовательные ситуации – упражнения целесообразно проводить начиная со средней группы, когда ребенок является не только слушателем, но и активным участником. Включаясь в ситуацию-упражнение, дети тренируются в выполнении определенных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.
Игровые образовательные ситуации-проблемы и ситуации-оценки проводятся в старшем дошкольном возрасте.
В ситуациях-проблемах взрослый привлекает внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в таких ситуациях, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их, постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять свое игровое и речевое поведение.
«Бездомные» У собачки, котёнка или маленькой обезьяны нет домика, и холодно, одиноко. Дети приходят им на помощь. Строят им домики.
«Голодные». Дети находят проголодавшееся существо (котенка, щенка). Они жалеют их, кормят голодных.
Ситуации-оценки предполагают анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самых детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого потребуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать решение, оценить его.
1. Определите, к какому типу относятся игровые обучающие ситуации.
Уж ты котенька, коток,
Поздоровайся с детьми,
Шубка очень хорошо!
Зубки белые! (ситуация-иллюстрация)
2. Провести инсценировку. Определить, какие правила нужно соблюдать, отправляясь в путешествие на поезде.
Дочка. Я смотрю, смотрю на поезд,
Оказалось, длинный он.
Значит, надо долго-долго
Нам ещё искать вагон.
Мама. Вот поэтому пораньше
Пришлось к поезду прийти.
На билетах написали,
Что вагон наш номер три.
Дочка. Долго мы его искали,
Сбились с ног уже совсем,
Вдруг смотрю – в окошке цифра.
Три! Вот, мама, посмотри!
(ситуация-упражнение. Необходимо приходить на вокзал заранее до отправления поезда)
Сын. Едем мы уже давно,
Поезд дальше мчится.
Я устал смотреть в окно.
Спать пора ложится.
Я б наверх, конечно,лег:
Там ведь интересно!
Отец. Не ложись там, сынок,
Там довольно тесно.
Детям спать вверху нельзя-
Стукнуться об пол иль стол,
Сын. Ничего, я подрасту –
Вот тогда и наверху
Спать мне будет можно.
(ситуация-упражнение. Маленьким детям нельзя спать на верхней полке, потому что они могут упасть.)
3. Ситуация (Ситуация-проблема)
Дина коллекционирует открытки. Её друзья (всего друзей двадцать) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. На дне рождении выяснилось, что все открытки одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью?
(Подарить другому, сделать поделку, разрезать на пазлы, превратить в закладку для книги.)
Используемые средства и приемы в игровых обучающих ситуациях обеспечивают благоприятную адаптацию детей в детском саду, способствуют сближению детей, проявлению интереса к сверстникам, желание узнать имена друг друга. Обогащать представления о мальчиках и девочках. Способствуют пробуждению отзывчивости, готовности прийти на помощь. Понимать эмоциональное состояние других людей. Обучение осуществляется с применением косвенных методов и имеет игровую коммуникативную мотивацию. Это позволяет синхронизировать процессы обучения и воспитания дошкольника, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими. Ведь в процессе игрового общения ребенок учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. В этом случае знания становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность их заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи.
Прикреплённые файлы:
Сотворчество как одна из форм работы с родителями (обмен опытом) В ФГОС ДО сформулированы требования по взаимодействию Организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования.
Игровые обучающие ситуации в системе экологического воспитания дошкольников Игровые обучающие ситуации в системе экологического воспитания дошкольников. Дидактическим играм посвящено немало исследований. Идея использования.
Канистерапия как одна из современных форм работы учителя-логопеда. Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение №34 г. Мурманска Учитель-логопед Гриценко Светлана Эдуардовна Учитель-логопед Суходольская.
Клуб «Почемучек», одна из эффективных форм работы с родителями В прошлом году, мы с коллегой по группе, предложили нашим родителям организовать клуб «Почемучек». Родители нам предлагали разнообразные.
Мастер-класс для молодых педагогов «Организация сюжетно-ролевой игры «Ненецкое стойбище» как одна из форм работы по НРК» Цель: Познакомить молодых педагогов с организацией сюжетно-ролевой игры: «Ненецкое стойбище» с детьми дошкольного возраста и расширить знания.
Консультация «Игровые ситуации в развитии детей раннего возраста» Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. В раннем возрасте ребёнок только начинает свою игровую деятельность и взрослый должен.
Лэпбук, как одна из инновационных форм работы с детьми Лэпбук – один из инновационных способов организации учебной деятельности с дошкольниками. Это увлекательная игра, творческое развитие,.
Мастер-класс как одна из эффективных форм работы с родителями Мастер-класс как одна из эффективных форм работы с родителями. Изготовила: Кислицина Людмила Ивановна Место работы: Муниципальное автономное.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи как одна из инновационных форм работы ДОО. Психолого-педагогическое сопровождение семьи как одна из инновационных форм работы ДОО. Подготовила Концевая С. С. воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар.
Видеоотчет как одна из форм работы с родителями Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят.