Что такое игра в обществознании
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору.1.6 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).
1.6 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).
План.
Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя, с целью удовлетворения своих потребностей.
Структура деятельности
Таким образом, структура деятельности такова:
Объект —субъект —мотив —цель — средства —процесс (действия) —результат.
Формы деятельности
1.Труд
Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества. Труд расширяет творческие возможности человека, способствует формированию целеустремлённости, самостоятельности, настойчивости, общительности и других человеческих качеств.
Характерные черты труда как вида деятельности
Виды труда
Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат.
Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.
Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.
Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.
Виды трудовой деятельности:
Игра
Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.
Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра учит ребёнка планировать свои действия, намечать их цели, искать подходящие средства. В игровой деятельности развиваются многообразные человеческие качества.
Характерные черты игры как вида деятельности
Учение (учебная деятельность)
Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности; в результате учебной деятельности совершенствуется мышление и речь, развиваются творческие способности, приобретается профессию.
Самообразование – вод учебной деятельности, самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в его основе которого лежит личный интерес.
Характерные черты учения как вида деятельности
Особенности деятельности человека.
Отличие деятельности человека от активности животного.
Деятельность человека.
Активность животного.
Значение деятельности в жизни человека.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Виды деятельности человека.
Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Виды деятельности человека« из раздела кодификатора (1.5. Мышление и деятельность)
Содержание:
↑ Виды деятельности
В зависимости от субъекта деятельность бывает индивидуальная и коллективная.
По характеру: репродуктивная (повторяющая уже достигнутое) и продуктивная — творческая (вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее).
По соответствию социальным нормам: законная — незаконная, моральная — аморальная.
По сфере общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная.
↑ Общение как вид деятельности
Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию.
Субъекты — те, между кем осуществляется общение (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом)
Цель — это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении
Содержание — это идеи, эмоции, которые передаются в межличностных контактах от одного к другому
Средства — это способы передачи (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.)
Еще раз то же самое
Общение — это процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит передача информации, эмоций, настроений.
Субъекты: Реально существующие партнёры; иллюзорные партнёры (им присваиваются несвойственные для них качества субъекта общения, например, разговор с домашним животным); воображаемые партнёры (разговор с самим собой, с художественным образом)
Цели (то, ради чего у человека возникла необходимость в межличностных отношениях): передача и получение знаний; согласование разумных действий людей; организация совместной деятельности людей; установление и прояснение межличностных отношений и др.
Содержание (информация, передаваемая в процессе общения): знания, опыт, умения, эмоции, чувства
Средства общения (способы передачи, переработки и расшифровки информации):
↑ Игра как вид деятельности
Характерные черты игры:
↑ Учение как вид деятельности
Учение — это вид деятельности, целью которой является приобретение, закрепление, совершенствование человеком знаний, умений и навыков.
↑ Труд как вид деятельности
В процессе трудовой деятельности человек производит необходимые ему материальные и духовные ценности. В отличие от учёбы и игры труд требует от человека определённый подготовки или квалификации, например: шахтёр не может провести хирургическую операцию.
Характерные черты труда:
↑ Материальная и духовная деятельность
По объектам и результатам деятельность делится на материальную и духовную.
Материальная (практическая) деятельность связана с практикой, созданием чего-либо нового или изменением старого порядка вещей.
Материальная деятельность, в свою очередь, подразделяется на две основные группы: материально-производственную и социально-преобразовательную.
Материально-производственная деятельность представляет собой создание материальных благ, обогащение культуры человечества в целом. Например, строительство, заводское производство, ремесло.
Социально-преобразовательная деятельность связанна с изменениями в обществе. К данному виду деятельности относятся издание новых законодательных актов, проведение реформ.
Духовная деятельность представляет собой процесс, связанный с интеллектом и творчеством, направленный на духовное освоение мира.
К ней относятся познавательная, ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность.
Познавательная (учебно-познавательная) деятельность связана с получением новых знаний о мире, событиях и закономерностях.
Результатами духовной деятельности являются новые идеи, ценности, представления, которые впоследствии воплощаются в философских концепциях, научных теориях, произведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и иных нормах.
Деятельность также может различаться и по характеру. Так, выделяют сознательный (осознанная постановка целей и их достижение), продуктивный (создание полезного продукта), орудийный (создание орудий труда), преобразующий (изменение окружающего мира, общества, самосовершенствование) и общественный (взаимодействие с людьми) характер деятельности.
↑ Творчество как вид деятельности
Основными компонентами творческой деятельности являются вдохновение, фантазия, воображение и интуиция
Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании
Фантазия – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.
Интуиция – знания, условия получения которого не осознаются.
В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.
Многоаспектный подход при изучении темы: «Игровая деятельность» (обществознание, 10-й класс)
Класс: 10
Игра является неотъемлемым элементом культуры любого общества. Эта сфера человеческой деятельности важна и в детстве, и в юности, и в зрелом возрасте. Курс обществознания в 10-м классе дает прекрасную возможность подробно рассмотреть сущность, особенности и многообразие форм игровой деятельности.
Предлагаемый урок в рамках данной темы называется “Что наша жизнь? Игра…”. Его основная задача – подвести ребят к пониманию того факта, что игровые моменты в той или иной степени присутствуют во всех сферах нашей жизни.
На первом этапе урока в ходе эвристической беседы выясняются следующие вопросы: что такое игра, какие потребности она удовлетворяет, каковы ее функции и основные признаки. Далее учитель подчеркивает, что игра сопровождает человека всю жизнь. Мы начинаем играть, будучи детьми, и не перестаем этим заниматься, становясь взрослыми. Независимо от возраста, происхождения, национальности, вероисповедания или социального статуса, мы продолжаем играть в самые разные игры, которые просто по-другому называются, но их суть практически не меняется. И чтобы доказать справедливость данного утверждения, учащимся предлагается найти признаки игры в различных сферах общества. На доске чертится сводная таблица, которая так и называется “Что наша жизнь? Игра”, и в первый столбик заносятся основные признаки игровой деятельности.
Избирательная кампания
Война
в) правила
На втором этапе урока класс делится на 7 групп по 3-4 человека. Каждая группа получает задание – конкретизировать все признаки игры применительно к одной из сфер. На обсуждение ребятам дается 5-7 минут. Сферы деятельности могут быть распределены самим учителем с учетом желания групп либо путем жеребьевки. На третьем этапе урока каждая группа поочередно представляет “свою” сферу деятельности. По ходу ответов учащихся постепенно заполняется таблица. Ответы могут уточняться и дополняться как самим учителем, так и учениками. Одновременно обсуждаются вопросы, вызвавшие затруднения или разногласия у членов группы. На четвертом, заключительном этапе урока изученный материал обобщается на теоретическом уровне, раскрывается его практическая и ценностная значимость и подводятся итоги работы по теме.
Практика проведения данного урока свидетельствует о том, что целесообразно изучать эту тему в нескольких аспектах, а именно – предметно-содержательном, практическом и ценностном.
Предметно-содержательный аспект – это само содержание урока. Сначала ребята знакомятся с теоретическими основами игровой деятельности (сущность, функции, признаки игры). Затем в ходе обсуждения и заполнения таблицы теоретические знания постепенно конкретизируются, высвечивая характерные особенности различных жизненных “игр”, и старшеклассники видят воплощение теории в повседневной практике.
При заполнении таблицы очень важно обратить внимание на те сферы жизни, с которыми учащиеся пока еще не имеют непосредственного прямого контакта. Например, часто возникает вопрос о состязательности в науке. Ребятам следует объяснить, что это различные точки зрения по одной и той же проблеме, различные трактовки одного и того же события, различные (и, порой, противоборствующие) научные направления и даже целые научные школы. Все это желательно подкрепить реальными историческими примерами.
Говоря о правилах “игр”, стоит показать на конкретных примерах, что достаточно часто эти правила нарушаются. Например, в спорте это использование допинговых препаратов, нечестное судейство; в бизнесе – мошенничество, рэкет; в ходе проведения избирательной кампании – открытые выступления против своих политических противников, подтасовки бланков, “уотергейтское дело” и т.д.
На заключительном этапе урока заполненная целиком таблица позволяет продемонстрировать единство и многообразие игровой деятельности в современном обществе. Единство проявляется в наличии у всех “игр” общих признаков, которые выступают в качестве формы, в качестве основы любой игры. Многообразие проявляется в том, что эта форма наполняется разным содержанием, благодаря которому каждая сфера деятельности, каждая “игра” становится своеобразной и, в какой-то степени, уникальной, неповторимой. Раскрытие принципа “Единство – в многообразии” выводит учащихся на более высокий, философский уровень осмысления изучаемого материала.
Практический аспект изучаемой темы проявляется в трех направлениях.
Во-первых, данный материал помогает ребятам увидеть и оценить жизненные стратегии, используемые в различных “играх”. Например, можно обсудить способы ведения бизнеса, то есть выйти на проблемы предпринимательской этики. В связи с этим целесообразно поработать с девизом русских купцов: “Капитал превыше всего, но честь превыше капитала” (см. Дидактический материал, вопрос № 1). Можно вспомнить различные стратегии ведения войны и привести примеры из истории: маневр Фемистокла, заманившего персидский флот в Саламинскую бухту во время одной из греко-персидских войн; тактику ведения боя А.В.Суворовым, который действовал в нарушение всех правил своего времени, но достигал нужных ему результатов; оставление русской армией Москвы и ее отступление к Тарутину во время Отечественной войны 1812 года и другие. Кстати, упомянутые ранее нарушения правил – это тоже определенные стратегии игры.
Во-вторых, данная тема позволяет ребятам оценить свой собственный потенциал. Как правило, ребенок ведет себя в любой игре определенным образом. В ходе обсуждения он может увидеть другие модели поведения, выявить их достоинства и недостатки. Не исключен вариант, что в следующий раз в сходной “игре” он рискнет попробовать вести себя по-другому. Также учащимся можно предложить проанализировать текст одной из песен (см. Дидактический материал, задание № 2) и помочь им определить приемлемые и неприемлемые лично для них стратегии поведения в различных жизненных ситуациях.
В-третьих, очень важно обратить внимание десятиклассников на те умения и навыки, которые можно приобрести в ходе этих жизненных “игр”. Прежде всего, это умение принимать решение (здесь учащиеся могут поработать с высказыванием С.А.Шмакова – см. Дидактический материал, задание № 3), умение четко ставить цель, определять сроки и методы ее достижения; умение работать в группе, команде (если это групповая “игра”, например, бизнес, спортивные командные игры, избирательная компания и т.д.). Еще одним важным умением, приобретаемым в процессе любой игры, является умение проигрывать (об этом будет сказано ниже).
Ценностный (аксиологический) аспект темы позволяет вывести учащихся на вопросы мировоззренческого и философского характера. Здесь речь идет об убеждениях, об индивидуальных ценностных установках старшеклассников.
Например, ребята выяснили, что игра – это свободная деятельность, однако в некоторых случаях кто-то оказывается втянутым в нее помимо собственной воли (например, солдаты на войне, участники судебного процесса). Особый интерес вызывает вопрос об учебе – это деятельность по принуждению или нет? Обычно здесь наблюдается широкий диапазон мнений в зависимости от тех целей, которые стоят перед старшеклассниками. Многие из них признают, что эта “игра” началась в свое время по принуждению, но с возрастом осознается ее практическая полезность. Таким образом, учащиеся видят, что с течением времени жизненные ценности и установки могут изменяться.
После окончательного заполнения таблицы ребята сами приходят к выводу, что вся наша жизнь – это большая игра. И здесь необходимо подчеркнуть ценность той работы, которая была проделана на уроке. Для чего нужно было заполнять таблицу? А для того, чтобы старшеклассники, вступая в любую жизненную “игру” знали, что есть определенные правила, что есть элемент непредсказуемости, что успех переменчив. Задача учителя на данном этапе урока – помочь ребятам осознать позицию игрока в жизни, убедить их в том, что невозможно всегда побеждать, что нужно учиться (и этому действительно нужно учиться!) проигрывать. Любое поражение – это возможность увидеть свои просчеты, извлечь из этого опыта уроки, сделать конструктивные выводы, чтобы больше не повторять этих ошибок. Учителю стоит заострить внимание на том, что отрицательный опыт иногда учит гораздо лучше, чем положительный. Желательно поработать с заданием № 4 из Дидактического материала – предложить ребятам подтвердить известную фразу “На ошибках учатся” конкретными примерами из собственного жизненного опыта. Разумеется, следует быть готовым к тому, что не каждый отважится публично признаться в совершенных ошибках. В этом случае задание можно предложить в качестве домашнего и не обязательно потом проверять его в классе.
Также очень важно показать переменчивость успеха в любой игре (см. Дидактический материал, задание № 5). Обсуждение этого вопроса способствует формированию позитивного отношения к жизни – у ребят снимается как “комплекс отличника”, не умеющего проигрывать, так и “комплекс неудачника”, не умеющего выигрывать. Старшеклассники начинают осознавать, что выиграть может любой, и все, что от них требуется – это играть, не боясь рисковать и проигрывать.
В качестве домашнего задания можно предложить ребятам рассмотреть такие жизненные “игры” как дружба, семейная жизнь, театр и т.п.
Рассмотренные выше аспекты изучения данной темы органично взаимосвязаны друг с другом и соответствуют основным целям урока: предметно-содержательный аспект – это образовательная цель, а практический и ценностный аспекты – это воспитательная цель урока. Развивающий аспект самого урока (а не изучаемого материала) – это формирование навыков групповой работы и коммуникативной культуры учащихся.
Работа с таблицей “жизненных игр” предоставляет учащимся великолепную возможность увидеть и осознать глубинные пласты игровой деятельности. Многоаспектный подход позволяет вывести ребят на качественно новый уровень осмысления роли игры как в современном обществе в целом, так и в жизни отдельного человека в частности.
Предложенный материал также может быть использован во внеклассной работе при проведении факультативного занятия, классного часа, индивидуальной беседы с учащимися и родительского собрания.
1. Объясните смысл девиза русских купцов: “Капитал превыше всего, но честь превыше капитала”.
2. Познакомьтесь с текстом одной из песен. Какие жизненные стратегии в ней упоминаются? Какими из них пользуетесь вы? Какие из перечисленных в песне стратегий, неприемлемы для вас ни при каких обстоятельствах?
Две капли блеснут, блеснут на дне,
Эфес о ладонь согреешь,
Но жизнь хороша, и хороша вдвойне,
Коль ей рисковать умеешь.
В кромешном дыму не виден рай,
Но к пеклу привыкло тело.
И если решать – тогда решай,
А если решил – за дело! (Песня из к/ф “Три мушкетера”)
3. Познакомьтесь с высказыванием известного советского ученого, специалиста в области игры Шмакова С.А. Какие умения, по его мнению, формируются в процессе игры? Как вы понимаете слова “социальный капитал игры”?
“Игра заставляет находить неожиданные, правильные, неправильные и потому особенно интересные решения… Привлекательность игр и заключается в риске выбора решения, в “испытании” судьбы. СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ есть главный социальный капитал игры”.
(Шмаков С.А. Ее величество – игра. – М.: Наука, 1992, с. 41)
4. “На ошибках учатся”. Подтвердите это высказывание конкретными примерами из своего жизненного опыта.
5. Прокомментируйте следующее стихотворение:
Кто сказал: “Наша жизнь не игра”, тот не прав,
Это вечно не конченный матч,
Где по правилам завтра сменяет вчера,
Чередуя сезоны удач.
Жить на свете легко, если быстро поймёшь:
Ни паденье навек, ни полёт.
Утешайся, дружок, если плохо живёшь
Тем, что завтра тебе повезёт. (О. Зеленин)
Деятельность человека и её основные формы (труд, игра, учение)
Конспект по обществознанию.
В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. Как правило, потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т.д.
Однако цель может быть сложной, и для ее достижения иногда требуется ряд промежуточных шагов. Например, чтобы посадить дерево, нужно приобрести саженец, найти подходящее место, взять лопату, выкопать яму, поместить в нее саженец, полить его и т.д. Представления о промежуточных результатах называются задачами. Таким образом, цель разбивается на конкретные задачи: если все эти задачи будут решены, то будет достигнута и общая цель.
Средства должны соответствовать целям в двух смыслах. Во-первых, средства должны быть соразмерны цели. Иначе говоря, они не могут быть недостаточными (иначе деятельность будет безрезультатной) или избыточными (иначе энергия и ресурсы будут потрачены зря). Например, нельзя построить дом, если для этого недостаточно материалов; бессмысленно также покупать материалов в несколько раз больше, чем нужно для его постройки.
Результат — это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Например, результатом учебы могут быть знания, умения и навыки, результатом труда — товары, результатом научной деятельности — идеи и изобретения. Результатом деятельности может быть и сам человек, поскольку в ходе деятельности он развивается и меняется.
Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.
Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых.
Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.
Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].
Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат).
Учение может приобрести характер самообразования.
Труд – это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.
Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование внешней среды обитания человека.
В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.
Что такое игра в обществознании
Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.
Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В качестве мотивов могут выступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.
Цель деятельности – это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Деятельность состоит из цепи действий. Действие – это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.
Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.
Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.
Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых.
Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.
Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен иматериальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].
Существует несколько классификаций общения.
В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением:
– общение – это элемент любой деятельности, а деятельность – необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;
– общение – один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;
– общение и деятельность – это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.
Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат).
Учение может приобрести характерсамообразования.
По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:
– труд – это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром, можно говорить о труде;
– труд – один из видов деятельности, но далеко не единственный.
Труд – это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.
Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование внешней среды обитания человека.
В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.
Основные классификации деятельности
По объектам и результатам (продуктам) деятельности – создание материальных благ или культурных ценностей.
Творчество – это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).
Творчество – это компонент какой-либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.).
Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы.
Важнейшие механизмы творческой деятельности
– Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний.
– Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.
– Фантазия (гр. phantasia – психический образ, плод воображения) – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.
– Интуиция (лат. intueri – пристально смотреть) – знание, условия получения которого не осознаются.
Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами:
– сознательный характер – человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты;
– продуктивный характер – направлена на получение результата (продукта);
– преобразующий характер – человек изменяет окружающий мир и самого себя;
– общественный характер – человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
B3. Установите соответствие между видами деятельности и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).