Что такое иго и бремя

Иго Христово

И́го Христо́во — 1) гос­под­ство Христа над чле­нами Церкви, как её Главы; 2) бремя хри­сти­ан­ских обя­зан­но­стей, накла­ды­ва­е­мых на чело­века по его вступ­ле­нии в Цер­ковь.

Почему если под игом, в обыч­ном упо­треб­ле­нии этого слова, пони­ма­ется гос­под­ство, свя­зан­ное с угне­те­нием и несе­нием тяж­кого бре­мени, то об иге Хри­сто­вом гово­рится, что оно — благо, а о бре­мени Хри­сто­вом — что оно — легко?

О том, что иго Хри­стово — благо, и что оно не свя­зано с тяжким угне­те­нием, воз­ве­стил Сам Гос­подь: «При­дите ко Мне все труж­да­ю­щи­еся и обре­ме­нен­ные, и Я успо­кою вас; возь­мите иго Мое на себя и научи­тесь от Меня, ибо Я кроток и смирен серд­цем, и най­дете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» ( Мф.11:28-30 ).

Под игом Хри­сто­вым святые отцы пони­мали не только вла­ды­че­ство Христа как Главы Церкви, но и еван­гель­ское веро­уче­ние, и еван­гель­ские запо­веди, кото­рые, подобно узам, свя­зы­вают веру­ю­щих со Хри­стом и друг с другом, как бра­тьев и сестёр по вере, бра­тьев и сестер во Христе.

Под бре­ме­нем Хри­сто­вым, в этом отно­ше­нии, пони­ма­ется бремя хри­сти­ан­ского долга. Лёгким оно явля­ется прежде всего в срав­не­нии с бре­ме­нем греха. И это не уди­ви­тельно, ведь порой на удо­вле­тво­ре­ние гре­хов­ных побуж­де­ний, гре­хов­ных стра­стей и поро­ков чело­веку при­хо­дится рас­хо­до­вать боль­шую часть своего вре­мени, своих средств и жиз­нен­ных сил. Осво­бож­де­ние чело­века от гре­хов­ной зави­си­мо­сти, при содей­ствии бла­го­дати, осво­бож­дает его от раб­ства греху.

Кроме того, легким бремя Хри­стово может назы­ваться ещё и потому, что жизнь по Еван­ге­лию есте­ственна для чело­века, тогда как жизнь во грехах про­ти­во­ре­чит зако­нам чело­ве­че­ского есте­ства. Труд­но­сти земной хри­сти­ан­ской жизни во многом обу­слов­лены именно борь­бой со злом и грехом. Сама по себе жизнь в един­стве с Богом сулит чело­веку не тяжкое бремя, но радость, бла­жен­ство, мир и покой.

В отли­чие от ига в мир­ском пони­ма­нии, свя­зан­ного с угне­те­нием, иго Хри­стово накла­ды­ва­ется на чело­века не против его воли. Наобо­рот хри­сти­а­нин при­ни­мает его осо­знанно и сво­бодно, по вере в Бога, по вере во Христа как в своего Спа­си­теля, Иску­пи­теля. Опять же, иго Хри­стово всегда направ­лено на пользу того, кто его при­ни­мает, к его веч­ному сча­стью и бла­жен­ству.

Источник

Плоды земли твоей и все труды (ивр. ИГИА) твои
будет есть народ, которого ты не знал; и ты
будешь только притесняем и мучим во все дни
Второзаконие 28:33

Стих Библии выведенный в эпиграф уже достаточно ясно (и актуально) объясняет этимологию (философию) русского термина «иго» (ситуация бесправия)и указывает на то идеологическое, мировоззренческое и терминологическое основание, которым мы до сих пор пользуемся.

Не может телега стоять впереди лошади, эта связка не работоспособна (она ничего не произведет). Также не может появиться специализированный термин в условиях отсутствия религиозной идеологии, суммы идей (образов) по организации общества.

Попытки исследователей отыскать следы древнерусской литературы до крещения Руси в 988 г. потерпели неудачу, в исторической науке сложилось представление о том, что Русь позаимствовала у болгар письменность (церковно-славянскую) и книжность. Это не значит, что в начальный период русской государственности не было грамотных людей, первый письменный документ (Киевское письмо) датируют примерно 950 годом (время кн. Ольги), он был написан на иврите. Однако грамотных людей было очень немного и главное – не было Системы обучения и воспитания интеллектуальных кадров.

Князь Владимир заложил Систему иудеохристианства, которая основана на чтении и написании текстов и была способна тиражировать грамотных людей, чуть позже появились институты культуры: монастырские библиотеки и скриптории, учителя и школы, возникло политическое летописание и традиция перевода библейских текстов с оригинального языка. В этот начальный период в древнерусский лексикон вошли многие термины и имена, которые мы считаем исконными, «славянскими» или даже «праславянскими», не задумываясь об их связи с библейским образным миром и терминологией.

Надо отметить факт существования первого государственного образования в междуречье Днепр-Волга, иудейского Хазарского каганата (Киев первоначально – хазарский таможенный пункт на торговом пути из Европы в Хазарию). Любое государственное образование основано на налогообложении населения, а для учета налогов нужна письменность, первым письменным языком в регионе был иврит.

Древнерусская литература даёт нам представление о мировоззрении средневекового человека, подражание и служение Богу понимались как цель жизни и как основа нравственности в обществе. Деятельность людей оценивалась исходя из сложившихся уже в ранний период феодализма представлений о событиях, описанных в Священном Писании.

1) Существующая этимология

Этимология по Максу Фасмеру

Происходит от праиндоевр. *jugom «соединение», откуда прагерм *jukan, др.-англ. geoc «хомут, ярмо», англ. yoke — то же, праслав. *jъgo, позднее *jьgo, откуда др.-русск., ст.-слав. иго, русск. иго, сербск.-церк.-слав. ижеса мн., болг. иго, словенск. igo, igesa, izesа, чешск. jho, польск. igo, а также jugо «перекладина у саней», кашубск. jigoe, полабск. jеigu.

б) Этимологический словарь русского языка Семенова

Древнерусское – иго. Старославянское – иго. Латинское – iugum (иго, ярмо). Слово образовалось в славянских языках на базе индоевропейского корня, имеющего значение «перекладина, перемычка». Считается, что первоначальное значение слова – «то, что связывает,соединяет». В значении «гнет» слово встречается в религиозных текстах с XI в. Родственным являются: Польское – jugo (перекладина у саней).

в) Поздний латинский (?); http://dictionary.reference.com/browse/jugular

2) Применение термина в русском языке

а) Словарь русского языка XI-XVII вв. АН СССР, М., 1979

Иго. 1. То, чем связывают, скрепляют. «Море собра в едино место и связах игом…», Книга Енохова, XIII-XVII вв. «И словесем своим сотвори иго и меру». Сирах, 1499. 2. Хомут, ярмо. 1499. 3. Шея. (Неемия 9:16), 1499. 4. Ноша, поклажа. Иго – бремя человки на плещу носимое. XVII в. 5. Бремя, ноша забот, обязанностей, ниспосланных свыше. «Возьмите иго моё на себе…, Матфей 11:28-30. Острм. Евангел. 1057 г. 6. Гнет чьего-л. владычества, XVI в. Восприяти иго Христова – посвятить себя Христу (пострижение в монахи, 1407); «иго Христово на ся воспримем», Никон. Лет. XI в.

б) Национальный корпус русского языка

Термин богослужебной литературы, применялся часто в переводах, общее значение по текстам – возложение непосильной тяжести, бремени на человека.

* Изборник, 1076 г. Исходъ: Рече гь иго мое помазано есть ; и беремя мое льгко.

*Епифаний Премудрый. Житие Сергия Радонежского (1417-1418): «ВъзмЪте иго мое на ся, и научитеся от мене: яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемь».

3) Обобщение и вывод

* Итак, в русском языке термин «иго» имел несколько значений, обратимся к словарю В. Даля: «ИГО ср. ярем, ярмо; || более употреб. в знач. *тягости нравственной, гнета управления, чужеземного владычества и порабощения, рабства».

Термин, обозначающий материальны предмет (ярмо, хомут, «бремя человки на плещу носимое»), использовался в речи в аллегорическом смысле (иносказание, перенос образа). Им обозначали человека находящегося в духовном и физическом рабстве, т.е. в положении, когда он не имел права свободно выбирать деятельность и распоряжаться плодами своего труда, его лишали возможности существования в будущем.

Ситуация «ига» (образ бесправия) описана в книге Исход.

Исход 1:11, 13-14: «И поставили над ним начальников работ (МАС дань, налог), чтобы изнуряли его тяжкими работами… И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам. И делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью».

В библейских книгах употребляется термин иврита ОЛ ярмо, иго, бремя. Мы не можем его использовать для анализа термина «иго» в связи с тем, что эти два термина различаются в написании и произношении – синонимы (сходны только по значению).

Целесообразно искать в библейской терминологии термин, имеющий общую графику, фонетику и содержание; слова содержащие понятия: тяжелый труд, изнемогать (от труда). В каждом языке какое-либо явление или предмет может быть обозначен несколькими словами-понятиями.

4) Терминология иврита и библейские образы

* ИГО = ивр. ИГЕИА (ИГИА) тяжелый труд (достигнутое с трудом);
http://biblehub.com/hebrew/strongs_3021.htm

* ИГО = ивр. ИЕГИА (ИГИА) труд, плод труда, усилие, результат труда.

* ИГО = ивр. ИАГА трудиться, работать, уставать, утомляться.

* ИГО = ивр. ИГА утомлять, утруждать.

б) Библейский образ

* Иисус Навин: 7:3: «И возвратившись к Иисусу, сказали ему: не весь народ пусть идет, а пусть пойдет около двух тысяч или около трех тысяч человек, и поразят Гай; всего народа не утруждай (ИГА) туда, ибо их мало там».

* Иисус Навин 24:13: «И дал Я вам землю, над которою ты не трудился (ИГАТА, от корня ИГа), и города, которых вы не строили, и вы живете в них; из виноградных и масличных садов, которых вы не насаждали, вы едите плоды».

* Иов 3:17: «Там беззаконные перестают наводить страх, и там отдыхают истощившиеся (ИГИА) в силах».

* Екклесиаст 10:15: «Труд глупого утомляет (ИГА) его, потому что не знает даже дороги в город».

* Исаия 65:23: «Не будут трудиться (ИГА) напрасно и рождать детей на горе; ибо будут семенем, благословенным от Господа, и потомки их с ними».

* Исаия 62:8: «Господь поклялся десницею Своею и крепкою мышцею Своею: не дам зерна твоего более в пищу врагам твоим, и сыновья чужих не будут пить вина твоего, над которым ты трудился (ИГАТ, от корня ИГа)».

Итак, из библейских текстов ясно, что термин иврита ИГИА (тяжелый труд) послужил основой русского понятия «иго», слово-понятие «иго» было оформлено в русском языке посредством метода транслитерации, передача терминов с одного алфавита на другой, имеющий несходную графическую систему.

Закончим текущим Крымско-Донбасским политическим моментом.

Д. В. Давыдов. Дневник партизанских действий 1812 года: «Кто не выручал своих пленных из-под ИГА неприятеля, тот не видал и не чувствовал истинной радости!». Не эта ли ИСТИННАЯ РАДОСТЬ была на лицах крымчан и россиян в момент возвращения Крыма в состав России?!

Источник

Толкование на От Матфея 11:30

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на От Матфея 11:30 / Мф 11:30

Григорий Богослов (325/30−389/90)

ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко

Источник: Слова. Слово 45.

Иоанн Златоуст (

ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко

Чего ты боишься? говорит Он. Ужели ты, возлюбив смирение, будешь умален? Взирай на Меня и учись от Меня всему тому, что Я делаю: и тогда ясно узнаешь, какое великое благо смирение. Видишь ли, как всеми средствами Он побуждает их к смиренномудрию: то своими делами — научитесь от Меня, ибо Я кроток; то обещаемою им пользою — найдете покой душам вашим; то щедротами своими — Я успокою вас (см. Мф. 11:29); то облегчением их ига — иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Источник: Беседы на Евангелие от Матфея.

Лука Крымский (1877−1961)

иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть

Эти слова, может быть, удивят вас, вы спросите: как, Господи, говоришь Ты, что иго Твое благо и бремя Твое легко, когда Сам сказал, что путь к Царствию Божию ведет чрез тесные врата, по узкому пути, когда Сам Ты сказал: в мире скорбни будете (см. Ин. 16:33), когда святой твой апостол Павел говорит: хотящии жити благочестно гоними будут (см. 2 Тим. 3:12)?

Вы спросите: Господи, Господи! Разве легко быть гонимыми, разве легко идти чрез тесные врата узким и каменистым путем?

Вы спросите с недоумением, у вас, может быть, закрадется сомнение в сердце: легко ли иго Христово?

А я скажу вам: да, да! Легко и чрезвычайно легко.

А почему легко? Почему легко идти за Ним по тернистому пути? Потому что будешь идти не один, выбиваясь из сил, а будет тебе сопутствовать Сам Христос, потому что Его безмерная благодать укрепляет силы, когда изнываешь под игом Его, под бременем Его; потому что Он Сам будет поддерживать это бремя, этот крест.

Говорю не от разума только, а говорю по собственному опыту, ибо должен засвидетельствовать вам, что когда шел я по весьма тяжкому пути, когда нес тяжкое бремя Христово, оно не было нисколько тяжело, и путь этот был радостным путем: потому что чувствовал совершенно реально, совершенно ощутимо, что рядом со мною идет Сам Господь Иисус Христос и поддерживает бремя мое и крест мой.

Тяжелое это было бремя, но я вспоминаю о нем как о светлой радости, как о великой милости Божией, ибо благодать Божия изливается преизобильно на всякого, кто несет бремя Христово.

Именно потому, что бремя Христово нераздельно с благодатью Христовой, именно потому, что Христос того, кто взял крест и пошел за Ним, не оставит одного, не оставит без Своей помощи, а идет рядом с ним, поддерживает его крест, укрепляет Своей благодатью.

Помните Его святые слова, ибо великая истина содержится в них: Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть.

Всех вас, всех уверовавших в Него зовет Христос идти за Ним, взяв бремя Его, иго Его. Не бойтесь же, идите, идите смело. Не бойтесь тех страхов, которыми устрашает вас диавол, мешающий вам идти по этому пути. На диавола плюньте, диавола отгоните крестом Христовым, именем Его. Возведите очи свои горе и увидите Самого Господа Иисуса Христа, Который идет вместе с вами и облегчает иго ваше и бремя ваше.

Источник: Проповеди. Том I. Неделя 36. «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные…».

Анастасий Синаит (

ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко

Поскольку Господь говорит: «Иго Мое благо, и бремя мое легко», то ясно, что и старику, и немощному возможно соблюсти закон Его. Ведь Он не предписал нам ни [сохранения] девства, ни удаления от всего мирского, ни воздержания от мяса и вина, но [заповедовал только] любить Бога и ближнего, не быть злопамятным, не осуждать [других], [стяжать] смиренномудрие, сочувствовать [людям] по мере [своих] сил, молиться в сердце [своем], терпеливо переносить скорби, быть кротким и мирным. А все это может делать и немощный, и старый, и лежащий на одре [болезни], и сочетавшийся в этом мире с женой.

Источник: Вопросы и ответы.

Иоанн Кронштадтский (1829−1908)

ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко

Иго Мое благо — то есть сердцу человеческому присутствие Мое бывает благо; значит, когда чувствуешь в сердце зло, то это — иго диавола; и бремя Мое легко — то есть сердцу человеческому от Меня легко; значит, когда сердцу тяжело от стремительного приступа к нему зла, то это — бремя диавола. Разумей, еже глаголю.

Источник: Дневник. Том III. 1859−1860.

Иероним Стридонский (

ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко

Каким образом Евангелие может быть легче закона, когда в законе осуждается убийство человека, а в Евангелии даже и гнев? Каким образом благодать Евангелия легче, когда в законе наказывается прелюбодеяние, а в Евангелии — похоть? В законе есть много заповедей, которые, по учению апостола, вполне соблюсти невозможно (Деян. 15:10). Законом требуются такие дела, совершив которые, человек мог быть жив. В Евангелии требуется расположение воли, которая не утрачивает своей цены, хотя даже и не производит действия. Евангелие заповедует нам то, что мы можем, — именно, чтобы мы не имели похотливых мыслей: это лежит во власти нашей воли. [Наоборот], закон хотя не наказывает воли, однако наказывает действие ее, [требуя], чтобы ты не прелюбодействовал. Представь себе, что во время гонения какая-либо девица подверглась насилию. С точки зрения Евангелия таковая считается девой, потому что не согрешила своей волей; но по закону [Моисееву] таковая отвергается как подвергшаяся растлению.

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Епифаний Латинский

ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко

Всякий, кто хочет жизни и желает благие благие дни, пусть снимет с себя иго беззакония и порочности, по слову пророка: Расторгнем узы их, и свергнем с себя ярмо их (Пс. 2:3). Ведь кто не свергнет со своих плеч ярмо беззакония, то есть всякое [средство] разжжения пороков, не может взять иго Христово. Если это иго Христово столь благо и легко, почему святая религия кажется людям суровой и тягостной? Потому она кажется тягостной, что сердце, пропитанное земными вожделениями, не может любить небесное. Оно еще не пришло ко Христу, чтобы взять Его иго и научиться, что Он кроток и смирен сердцем (см. Мф. 11:29). Так из самого учения нашего Господа, мои возлюбленнейшие, мы заключаем, что кто не будет кроток и смирен сердцем, тот не может нести иго Христово.

Источник: Толкование на Евангелия.

Евфимий Зигабен (

иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть

Иго назвал также бременем; игом — по вышеуказанной причине, — а бременем по причине тяжести для непривычных. Итак, смотри, каким образом и сказал иго, и назвал его благим. Сказал бремя и назвал его легким, чтобы ты не презирал его, как легкое, и не избегал, как трудного. Найди также в седьмой главе (ст. 14) объяснение слов: узкая врата, и тесный путь вводяй в живот.

Источник: Толкование Евангелия от Матфея.

Анонимный комментарий

ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко

Грешники, даже если не испытывают тягот плоти и не страдают, их души отягчены и страдают под бременем греха, как говорит пророк: Ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне (Пс. 37:5). И Захария описывает нечестие, сидящее на таланте свинца. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11:29). О, благодатнейший груз, который скорее придает сил несущим [его]! Ибо груз земных господ постепенно истощает силы слуг; а груз Христа скорее помогает несущему, потому что не мы носим благодать, а благодать нас. Не мы даны в помощь благодати, а скорее благодать нам.

Лопухин А.П. (1852−1904)

ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко

При рассмотрении этого стиха предлагались вопросы: каким образом иго Христа может быть благим и бремя Его легким, когда Он Сам говорил, что “тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь” (Мф. 7:14)? (У Даля — иго ср. ярем, ярмо. Прим. ред.) На этот вопрос отвечали, что то, что представляется вначале тесным, с течением времени является приятным вследствие неистощимой любви. В таком духе отвечают на этот вопрос, например, Августин и некоторые позднейшие экзегеты.

Источник

Письмо 81. Глигору И., на вопрос о значении слов «иго» и «бремя»

Пока Христос не открыл миру спасительную истину о Боге живом, Родителе и Промыслителе, о вечной правде Божией, о ничтожности смерти и о воскресении из мертвых, любое служение было связано с ненавистью, а страдание – с отчаянием. Ибо служение считалось унижением, а страдание – несчастьем. Потому и самое мягкое иго казалось язычникам жестким, а самое легкое бремя – непосильным. Никто не может назвать свое иго благим без любви Божией, и бремя свое – легким без надежды на Бога. Как велика разница между безбожниками и христианами! Апостолы с радостью называли себя рабами Христовыми. Почему Христовыми, если они служили людям? Да, служили людям, но из любви ко Христу, потому иго их служения было благим. Мученики за Христа пели в темницах и на плахах, пели потому, что страдали за Христа с надеждой на Христа. И было легким бремя их страдания.

И ныне есть в мире много христианских душ, которые с любовью несут служение ради Христа, которые терпят тяжкие болезни, поругания, клевету с надеждой на Бога живаго, Промыслителя. Это те великие души, которые научились от Спасителя своего, что жизнь земная – служение и страдание, а не забава и наслаждения, преддверие рая, а не рай, странствие, а не пристань. Этим великим душам иго, воистину, благо, а бремя легко. Ибо их любовь – Христос, их надежда – Христос. А со Христом и на кресте легко, и в могиле светло, и в аду сладко.

И тебя, брат честный, я причисляю к этим великим душам.

Мир тебе и благословение.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Иго и бремя

(из конспекта проповеди)

«В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение. Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» Мф.11:25-30

Давайте вместе с первыми слушателями этих слов оглянемся назад. Иисус произнес это после того, как

• Объяснил в Нагорной проповеди суть Евангелия и новой жизни (главы 5-7);
• Совершил множество чудес, побуждающих задуматься о том, что Он не просто плотник (4:23-24, главы 8-9);
• Подготовил и отправил на служение по галилейским деревням двенадцать учеников (10:5-15), а затем и семьдесят (Лук.10:1-16).

Все это происходило в районе нескольких городков, в Галилее. Жители этой области имели самые прекрасные возможности для того, чтобы узнать о Боге и о Его пути спасения, такие, каких не было ни у кого до них. И как же они воспользовались этими возможностями? Совершенно бездарно, недаром Иисус сказал жителям этих городов:

«горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе» (11:21-24).

Так Иисус укорял города, «в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись» (стих 20).

А дальше идут очень странные слова: «В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение» (стихи 25-26). Я помню, что в первые разы, как читал Евангелие, они вызывали у меня внутренний протест: как можно радоваться тому, что от кого-то Бог скрыл истину? Иисус благодарит и славит Отца за это…

От кого Бог скрыл тайну Евангелия

Давайте по порядку разбираться. Во-первых, от кого Небесный Отец утаил Евангелие.

«Ты утаил сие от мудрых и разумных». Именно Бог утаил сие от мудрых и разумных. Но прежде именно Он дал им способности, знания, возможность учиться. В этом зале есть люди с высшим образованием. Это Бог дал вам возможность получить углубленные знания и хорошую специальность. Здесь есть люди с развитым умом, со способностью критически оценить ситуацию – это Бог дал вам такой ум.

Не гордитесь, поблагодарите Бога за свои способности. И он даст вам еще больше ума или даже того, что в Библии называется мудростью. Потому что написано «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6). И еще написано в Евангелии: «низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем» (Лук.1:52-53).

Однако первые слушатели этих слов Иисуса не были людьми с высшим образованием. Нередко люди образованные бывают более скромного мнения о своих познаниях, чем невежды. Если сравнить рыбаков и крестьян Галилеи с жителями Иерусалими, то на диплом о высшем образовании скорее претендовали бы вторые.

Слова «мудрые и разумные» – это не об уровне интеллектуального развития, не об умственных способностях, а о духовном настрое – о гордости. Так и слово «младенцы» – не о физическом возрасте, а о противоположном духовном настрое – о смирении. «…утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам».

Скорее всего, в этом обращении Иисус имел в виду не книжников и фарисеев, которые были интеллектуальной элитой своего времени, а всех тех, кто не принял Его. Это видно из предыдущего отрывка, там Иисус обращается к целым населенным пунктам: к Капернауму, Хоразину и Вифсаиде, а не к верхней религиозной прослойке этих городков.

Не будьте теми, от кого Бог скрывает тайну Евагнелия. Вам может быть непонятно Евангелие. Вам может не нравиться ход мыслей Иисуса. Вам могут казаться неразумными заповеди Библии. Прочитанный текст объясняет причину этого: Бог все еще закрывает от вас Евангелие, а причина этого в том, что вы мудры в своих глазах. Главный авторитет в вопросах истины на сегодняшний день для вас – это вы сами. Как только вы согласитесь на то, чтобы место главного авторитета занял Бог и Его истина, открытая в Библии, все может измениться и Библия перестанет быть для вас закрытой книгой.

Кроме высшего образования есть еще вышнее, и мне бы очень хотелось, чтобы по результатам земной жизни у всех нас оказалось именно такое образование.

Почему Бог скрыл от этих людей тайну Евангелия

Нас должно радовать то, что радует Иисуса, и хорошо, когда мы благодарим Бога за то, за что благодарил Его Иисус. В этих стихах сказано, что Иисус поблагодарил Небесного Отца за то, что Тот сокрыл истину от мудрых в своих глазах.

Я долго не мог понять, как можно благодарить Бога за то, что Он кому-то не открывает истину. И до минувшего четверга я ни разу в жизни Бога за это не благодарил. Трудно благодарить за то, что тебе не понятно. Но на этой неделе я все-таки присоединился к этой благодарности Иисуса. Расскажу, как я пришел к этому пониманию.

Представим себе какой-нибудь закрытый клуб по интересам. Допустим, клуб любителей бабочек. В этот клуб принимают только тех, кто страстно увлекается коллекционированием бабочек, кто отлично разбирается в этой теме и кому интересны многочасовые разговоры на эту узкую тему. Посторонних на собрания клуба не допускают.

Теперь представим себе, что правила приема в клуб неожиданно меняются и двери его открываются для всех желающих. И клуб заполняется людьми, совершенно не интересующимися бабочками. Они пришли, чтобы посидеть в удобных креслах, попить бесплатные напитки, поговорить между собой на свои темы (не о бабочках). Что случится с клубом? Да он просто перестанет выполнять свое назначение. Прежнее его функционирование будет парализовано. Плевелы заглушат пшеницу.

Так что члены клуба любителей бабочек должны быть благодарны администраторам за то, что вход закрыт для непосвященных.

Вход в Царство Божье, вход в Церковь Божью тоже закрыт для непосвященных. Для тех, кто умны в своих глазах, но еще не умны Божьим умом, еще не интересуются интересами Иисуса Христа.

Призыв прийти к Иисусу

Что значит «прийти к Иисусу»? Перестать быть мудрым и разумным в своих глазах, признать Бога главным авторитетом для себя – это и значит прийти к Нему. Гордость держит человека на расстоянии от Бога, как сила отталкивания между магнитами, повернутыми одинаковыми полюсами друг к другу. Перестаньте считать себя «плюсом», повернитесь к Богу своим «минусом», признав себя несостоятельным грешником. Начните думать о себе скромнее и смиреннее, и вас сразу потянет к Богу с огромной силой.

Призыв обращен к труждающимся и обремененным

Если говорить конкретнее, то слова о труждающихся, скорее всего, обозначают уставших от усилий спасти себя с помощью проповедуемых иудаизмом того времени способов. Слова эти говорят о тяжелых бременах религиозных традиций, которые книжники и фарисеи возлагали на плечи людей (Мф.23:4).

Если мы поищем в Новом Завете слово «иго», то встретим его в книге Деяний. Апостол Петр говорил про тех, кто взваливали на христиан «иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы» (Дн.15:10). И речь там идет о религии дел, о религии выслуживания перед Богом.

Может быть, кто-то уже много раз пытался начинать христианскую жизнь, но у него каждый раз не получалось, и он уже устал от этих попыток. Может быть, кто-то вообще неправильно понимает суть христианской жизни, представляя ее себе как исполнение системы заповедей и соблюдение системы запретов. При этом подходе христианство становится тяжелым бременем, но не таким его замыслил Бог.

Если вкратце, главное в христианстве – общение с Богом через Иисуса, познание Христа и преображение в Его образ. Потому в качестве решения проблемы Иисус предлагает труждающимся и обремененным не поднапрячься и усерднее исполнять заповеди, а прийти к Нему. Это называется благодать, и мы проповедуем об этом на наших богослужениях, если хотите узнать об этом больше, приходите к нам еще.

Призыв взять иго Иисуса

Иисус сказал слова, которые нам сегодня не совсем понятны. Он предложил Своим слушателям принять на Себя Его иго и научиться от Него. Рыбакам и крестьянам Его слова были хорошо понятны, а мы, городские жители, и иго видели не все. Речь идет про ярмо, которое надевали животному на шею перед тем, как выполнять какую-то работу.

Если животное должно что-то тянуть (плуг или телегу), то иго помогает ему в этом. Иго предполагает:

• Труд – если волу надевают на шею ярмо, тот понимает, что сейчас надо будет выполнять работу
• Покорность – под ярмом вол не может идти, куда хочет, но выполняет команды хозяина

В разговорном языке первого века выражение «взять на себя чье-то иго» означало стать чьим-то учеником, начать полностью этого человека слушаться. «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня» (стих 29). В одном древнем еврейском документе сохранилась строчка «Подставь свою шею под иго, и пусть твоя душа получит наставление». Об ученике в те далекие времена говорили, что он находится под игом своего учителя.

Скорее всего, галилеяне хорошо помнили, что Иисус по профессии плотник. И скорее всего, Иисус до тридцати лет сделал довольно много иг. Когда Он работал плотником, на дверях Его мастерской могла висеть вывеска «Лучшие ига во всей Галилее».

Когда плотники изготавливали иго, то делали не меньше двух примерок. Каждое иго выполнялось индивидуально для конкретного животного.

Как связаны иго и бремя

Г.В. Костюченко так разграничивал крест и бремя. Крест (= иго) – это решение подчинить свою волю Богу. Бремя – это связанные с этим трудности. Бремя волу крепят к игу. Без ига куда телегу или плуг прикрепить? К хвосту что ли?

Кто-то переживает: а получится ли жить по-христиански? Исполнять заповеди? Переносить насмешки? Если на вас будет иго Иисуса, то бремена нести получится.

В одной фразе встречается несколько глаголов в повелительном наклонении: «придите», «возьмите», «научитесь»… Не надо ждать, что Бог что-то сделает для твоего спасения – особенного призыва или знака или эмоционального всплеска. Бог уже сделал призыв, я прочитал его, человеку надо в ответ согласиться быть послушным Иисусу, другими словами, принять на себя Его иго (или взять крест).

Иго приводит к покою

Иго предлагается принять из рук кроткого и смиренного Иисуса

Многие способные учители бывают нетерпеливы и горячи. Когда я учился играть на гобое, моя преподавательница била меня по инструменту (мне было за 20 лет), а тросточка, которая была у меня в губах, била меня по зубам. Кроме того, тросточка эта, которая очень хрупкая и дорогая, от этих ударов портилась.

Как Иисус обходится с медлительными учениками, мы можем видеть на примере Его отношения к апостолам. Четыре Евангелия – это длинная история долгого терпения и огромной доброты. И эта история с продолжением. Она продолжается для каждого, кто поставляет свою шею под иго Иисуса. Может она продолжиться и для вас.

Мы все приходим к Иисусу гадкими утятами. Грешными, испорченными, несовершенными. А Его самое любимое занятие – это превращать гадких утят в прекрасных белых лебедей. И делает Он это не унижая человека, не упрекая его лишний раз.

Сегодня может казаться, что остаться на месте – проще и спокойнее. Ничего не менять в жизни – проще и спокойнее. Мало ли, какие могут возникнуть неудобства, проблемы и беспокойства. Но библейская истина такова: путь, пройденный под игом Иисуса, это путь к покою. Выбор за вами, но я вам советую встать на этот путь и принять на себя иго Иисуса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *