Что такое идк в порту
Южное таможенное управление
Инспекционно-досмотровые комплексы – эффективная форма таможенного контроля
Решение этой проблемы руководство Федеральной таможенной службы (ФТС России) нашло в применении разнообразных технических средств таможенного контроля. Наиболее эффективной техникой в настоящее время являются инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК), позволяющие за 3-5 минут без вскрытия и разгрузки транспортного средства получить его изображение и изображение перевозимых в нем товаров с характеристиками, идентифицирующими их. Также комплекс позволяет обнаруживать предметы, запрещенные к перевозке.
5 февраля 2009 года в Новороссийской таможне был образован отдел применения инспекционно-досмотровых комплексов. В разное время отдел возглавляли Павел Тесленко, Алексей Глухов, Арсен Арутюнов, в настоящее время руководит отделом подполковник таможенной службы Игорь Афеничев. Штатная численность отдела применения ИДК составляет – 69 должностных лиц, из них: 3 сотрудника, 59 государственных гражданских служащих и 7 работников.
Функции отдела применения ИДК – применение инспекционно-досмотровых комплексов при проведении таможенного контроля, т.е. таможенной осмотр товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотровых комплексов.
Основная оперативно-техническая функция ИДК – визуализация содержимого крупногабаритных объектов и отождествления, находящихся внутри материалов, предметов и веществ с материалами, предметами и веществами, зафиксированными в товаросопроводительных, коммерческих и таможенных документах.
В Новороссийской таможне находятся на вооружении три мобильных инспекционно-досмотровых комплекса (МИДК). За 11 месяцев 2015 года с их помощь было осмотрено 19 тыс. контейнеров и автотранспортных средств. Рентгеноскопические машины осуществляют таможенный контроль в портах: Новорослесэкспорт, Новороссийский морской торговый порт, Новороссийское узловое транспортно-экспедиционное предприятие и Геленджикский морской порт.
Использование МИДК в таможне наряду с применением системы управления рисками позволяет осуществлять выборочный контроль вместо тотального досмотра, сокращая тем самым время, затраченное на таможенные процедуры.
По результатам контроля с использованием МИДК за период 11 месяцев 2015 года было возбуждено 8 дел об административных правонарушениях и выявлено 174 факта заявления недостоверных сведений в товаросопроводительных документах, не повлекших возбуждение дела об административных правонарушениях в связи с отсутствием субъективной стороны нарушения.
Благодаря одновременной эксплуатации трех мобильных инспекционно-досмотровых комплексов, в 2015 году, ежедневно, в среднем, осматривается 60 контейнеров и автотранспортных средств.
Чтобы не отстать от развития Новороссийского портового транспортного узла, таможенные органы стремятся своевременно решать вопросы совершенствования таможенного администрирования, повышения качества таможенного контроля, применения современных таможенных технологий.
Наряду с использованием мобильных инспекционно-досмотровых комплексов в 2014 году введен в эксплуатацию стационарный инспекционно-досмотровый комплекс (СИДК), который расположен в регионе деятельности Новороссийского юго-восточного таможенного поста. СИДК представляет собой комплекс зданий, занимающий площадь около 500 кв.м., предназначен для круглосуточной и круглогодичной эксплуатации (что немаловажно для природной специфики Цемесской бухты), является современным, имеет большую проникающую способность, чем МИДК, что позволяет значительно увеличить охват товарных партий таможенным осмотром.
Подобных комплексов в России построено всего три: в портах Новороссийск, Большой порт Санкт-Петербург и Находка.
СИДК предназначен для инспектирования морских контейнеров, перевозимых большегрузными транспортными средствами, посредством анализа, получаемого с высокой четкостью рентгеноскопического изображения (боковой проекции) перевозимого груза.
Решение о необходимости дополнительного ручного досмотра принимается должностным лицом таможенного органа при сравнении таможенных, товаросопроводительных и коммерческих документов с рентгеноскопическими изображениями на рабочих станциях операторов.
При этом обеспечивается:
- достижение современного уровня качества досмотра контейнерных грузов без нарушения целостности упаковки;
- получение технической возможности досмотра грузов с максимальной достоверностью;
- увеличение скорости досмотра грузов за счет полной автоматизации основных операций и получение документального подтверждения.
Основу СИДК составляет однопроекционная стационарная система досмотра грузов с установкой радиационного излучения на энергию 9 МэВ (мегаэлектронвольт) и системой детектирования на базе сцинтилляционных кристаллов с фотодиодами.
Следует отметить, что при использовании энергии менее 10 МэВ радиационная опасность существует только во время существования пучка, так как активация конструкционных материалов, а также вещества контейнеров и грузов в радиационно-значимых количествах не наблюдается.
Основные технические характеристики технологического оборудования СИДК: проникающая способность – 410 мм по стали; производительность сканирования (базовая) – 20 транспортных средств в час; максимальные габариты и вес транспортного средства – длина 20м * ширина 3м * высота 4,6м – 60 тонн.
Новое техническое средство таможенного контроля позволяет сокращать сроки совершения таможенных операций в морском порту Новороссийск. Создание технических возможностей таможенного контроля содержимого контейнеров без их вскрытия, является одним из важнейших мероприятий Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года.
За 11 месяцев 2015 года с помощью СИДК было осмотрено 10 тыс. контейнеров и автотранспортных средств, было возбуждено 11 дел об административных правонарушениях и выявлено 40 фактов заявления недостоверных сведений в товаросопроводительных документах, не повлекших возбуждение дела об административных правонарушениях в связи с отсутствием субъективной стороны нарушения.
Проведение таможенного осмотра на СИДК не представляет опасности, как для автомобилей и контейнеров, так и для товаров, в них перемещаемых. Проникающая способность луча – 410 мм по стали! Но при этом комплекс оборудован системой радиологической безопасности, которая обладает тройной функцией: обеспечение информацией, предупреждение и защита персонала и окружающей среды от опасности воздействия облучения, вызванного рентгеновским излучением. Все должностные лица отдела применения ИДК таможни прошли специальную подготовку на базе Российской таможенной академии для управления комплексами.
При осуществлении системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств в порту, применение такого комплекса позволяет решить широкий спектр задач, таких как ускорение таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, минимизация таможенных формальностей в части проведения операций по фактическому таможенному контролю, а также упрощение процесса таможенного контроля, что естественно благоприятно сказывается на пропускной способности порта.
Все больше интеграция Российской Федерации в мировые экономические процессы влечет за собой заметное увеличение грузопотока через ее территорию. Данный факт, естественно, отражается на работе таможенных органов, загрузка которых, в этой связи, возрастает в несколько раз. Наибольшую трудность среди всех видов таможенного контроля представляет проверка содержимого крупногабаритных грузов и транспортных средств.
Пресс-центр
«Выпала мера»: чего боятся участники ВЭД?
Пройти таможню без проблем и выпустить поскорее груз – это основная цель участников ВЭД и компаний, работающих в околотаможенной сфере. Но далеко не всегда реальность соответствует ожиданиям, и вместо желанного выпуска грузы идут на досмотры, взвешивания и прочие процедуры, от которых никто не застрахован, ведь мер минимизации рисков, которые могут выпасть при подаче декларации, целых 72 штуки, и более того, на одну декларацию могут сразу выпасть несколько из них.
Всевозможные меры контроля даже самому что ни на есть добросовестному участнику ВЭД обходятся в копеечку, поскольку несут для него лишние финансовые и временные издержки. ПРОВЭД узнал у сотрудника одного из таможенных представителей, работающих с Балтийской таможней, что бывает, когда «выпала» мера, и какие издержки возникают при этом у участников ВЭД.
Как долго обычно выпускается груз?
Если мера не выпала, то обычно груз выпускается день в день. Если декларация была подана утром, то груз выпускается к вечеру, а если декларация подавалась вечером, то груз будет выпущен на следующее утро. Если же мера выпала, то груз может выпускаться дольше.
Часто ли срабатывают меры таможенного контроля?
Конкретно по нашей деятельности, в среднем меры выпадают по каждой четвертой или пятой декларации. Иногда бывает чаще. Как правило, всё зависит от того, какие фирмы оформляет таможенный представитель и на каких грузах они специализируются. Так, например, если таможенный представитель в основном сотрудничает с фирмами, входящими в «зелёный сектор», меры будут выпадать значительно реже.
Какие меры контроля срабатывают чаще всего?
Ещё очень часто все меры срабатывают на турецкие товары. Официально объявлено, что их отменили, но они продолжают срабатывать.
Как происходит таможенный осмотр с помощью ИДК?
Если выпала мера ИДК, то выпустить декларацию невозможно, прежде чем груз пройдет эту процедуру. На каждом таможенном терминале отработка меры происходит по-разному. В некоторых терминалах находятся стационарные ИДК, а на другие приезжает мобильный ИДК. Как правило, если есть стационарный ИДК, то отработка меры происходит сравнительно быстро. В среднем время его прохождения занимает один или максимум два дня, отчасти из-за бюрократии в этом процессе.
Сама процедура происходит так: таможенный инспектор пишет служебную записку, затем подписывает её у начальника, а после направляет документ в порт, где находится контейнер. После этого контейнер выставляют на площадку для прохождения ИДК, где груз просвечивают рентгеновским излучением. Далее, если на рентгене ничего не нашли, выпускающему инспектору направляют результаты ИДК, и мера считается отработанной. Если же на рентгене выявлено что-то подозрительное, то груз направляется уже на таможенный досмотр.
А если на терминале нет стационарного ИДК?
Если в порту стационарного ИДК нет, то в дело идёт мобильный ИДК. Как правило он перемещается между разными терминалами. В порт он приезжает, обычно, пару раз в неделю в зависимости от загруженности постов. Так, например, в порту Бронка стационарного ИДК нет, и МИДК туда приезжает два раза в неделю. Из-за этого время отработки меры увеличивается до четырех дней.
В связи с такой задержкой в таможенном оформлении и ограниченным сроком бесплатного нахождения груза на терминале груз, на который сработала данная мера, может попасть под простои в порту. А это дополнительные расходы. Суммы могут сильно отличаться в зависимости от объема и характера груза, предельных сроков бесплатного хранения и уровня цен на терминале.
Что бывает, если сработала мера досмотра?
Таможенный досмотр – это одна из самых нелюбимых мер для участников ВЭД. Если при осмотре с помощью ИДК контейнер вскрывать не нужно, то для прохождения досмотра контейнер обязательно придётся вскрывать. Эта мера срабатывает довольно часто, особенно когда груз идет по цене ниже уровня риска.
Груз выставляется на таможенный досмотр на следующий день после срабатывания данной меры. Время таможенного досмотра может сильно меняться в зависимости от характера груза и его объема. Часто, если едет один контейнер с однотипным грузом, досмотр делается в течение одного дня. Но бывает и дольше. Был случай, когда груз не выпускался 14 дней. Это была очень крупная партия с товарами разных наименований, которые везлись под разными кодами ТНВЭД и они были раскиданы в контейнере как попало.
Особенно часто с подобными проблемами сталкиваются те, кто в одну декларацию забивает много контейнеров. Ведь в таком случае на простои и дополнительные издержки попадает весь груз. Гораздо удобнее не экономить на сборах и подать больше деклараций.
Какие затраты возникают у участников ВЭД при таможенном досмотре?
Как и в случае с ИДК, есть вероятность простоев, и, если досмотр затянется, возможно, придется платить, т.к. истекут сроки бесплатного временного хранения. Если с контейнером происходят какие-либо манипуляции – его выставляют на досмотр, осмотр или взвешивание, – то терминал берет за это деньги. Это называется терминальные расходы. Цены могут быть разные, но в среднем 15-20 тысяч рублей за контейнер. Фактически, чем более крупная партия везется, тем больше будет размер сопутствующих расходов. Кроме того, если едет крупная партия товара, вполне возможно, что участник ВЭД также доплатит докерам за то, чтобы при досмотре груз был выгружен быстрее.
Одна из самых нелюбимых мер – осмотр со взвешиванием. Когда она срабатывает, груз выставляют на весы, и вес брутто сверяется с тем, что заявлен в декларации. Если вес расходится более чем на 5%, то срабатывает мера таможенного досмотра. При этом терминал выставляет двойные расходы, как будто контейнер выставляли два раза, хотя фактически контейнер выставлялся только один раз.
Какие риски несёт в себе таможенный досмотр для участника ВЭД?
Самая главная проблема, с которой сталкивается большинство участников ВЭД, – это то, что при досмотре можно с легкостью нарваться на административное правонарушение. Речь идет не только о контрабанде или каком-то умышленном недостоверном декларировании. Гораздо чаще бывает ситуация, когда у груза проблемы с маркировкой. Чаще всего – нет стикеров EAC. В этом случае будет заводиться дело об АП, а разбирательства с грузом могут длиться месяцами.
Кроме того, часто есть риск того, что груз, который выгрузят при досмотре, повредят или испортят. Особенно эта проблема актуальна для товаров, которым необходимы определенные условия хранения и температурный режим, например, фрукты, овощи или какая-нибудь химия.
Также длительный досмотр может стать серьезной проблемой для тех компаний, которые поставляют товар в крупные торговые сети. Только за один день простоя суммы штрафов могут достигать 4 тысяч долларов.
Сталкивались ли мы с излишней бюрократией при срабатывании меры?
При подаче таможенной декларации есть целый блок мер, которые предполагают принятие структурными подразделениями таможни решения при проверке таможенной декларации. Это означает, что в процесс выпуска товара помимо таможенного поста вовлекается отдел таможни как вышестоящего органа. Это значит, что выпуск невозможен без согласования с ним.
Так, например, часто выпадает мера № 607 – принятие решения Отделом товарной номенклатуры и происхождения товаров. Как правило, он запрашивает документы, подробно раскрывающие характеристики товара и дающие информацию о происхождении товара. Данная мера практически всегда срабатывает при провозе подшипников из азиатских стран, к примеру Малайзии, в связи с тем, что на подшипники из Китая установлена антидемпинговая пошлина, и есть риск того, что на самом деле этот товар едет из Китая. В этом случае отработка меры чаще всего заканчивается предоставлением технического описания и сертификата происхождения товара и для участника ВЭД это проблем обычно не создает.
Однако функциональный отдел может принять решение об использовании таможенного досмотра или каких-то дополнительных мер, в следствие чего выпуск затягивается. Особенно неприятная ситуация происходит в выходные дни, когда досмотр проведен и инспектор на посту и рад бы выпустить груз, однако не может из-за того, что не получил отмашку от инспектора функционального отдела, который не работает или очень занят.
Что такое инспекционно-досмотровые комплексы?
Инспекционно-досмотровые комплексы представляют собой систему для осуществления интроскопии при таможенном контроле крупногабаритных грузов и техники, которые отличаются большими габаритами. Оборудование подходит для проверки техники с высокой плотностью загрузки разными видами товаров. Подобные механизмы способны ежегодно обслуживать миллионы транспортных средств, а также контейнеров. Комплекс позволяет сэкономить время на ручном досмотре, обеспечить эффективное обнаружение запрещенных или контрабандных грузов.
Какие бывают виды инспекционно-досмотровых комплексов?
В основе проведения досмотров грузов на таможенных объектах применяются два основных технических метода:
В первом случае технология основывается на применении гамма и рентгеновского излучения. При генерации источником излучения фотонов происходит их поэтапное поглощение и рассеивание при прохождении преград на пути прохождения луча в зависимости от плотности, а также атомной структуры предлагаемого для досмотра материала. Специальные детекторы на стороне приема сигнала имеет в основе элементы, которые генерируют на базе полученных фотонов электрический сигнал.
Применение системы на практике требует соблюдения мер предосторожности со стороны водителей и обслуживающего устройства персонала. Таможенный инспекционно-досмотровый комплекс не несет вреда для грузов, транспортных средств или здоровья человека. Прохождение проверки с подобным оборудованием предусматривает ряд правил для водителей, о которых мы поговорим далее.
Устройства с внедренной технологией ускорителей электронов работают на базе специальных сцинтилляционных кристаллов, которые действуют совместно с передовыми фотодиодами. Излучение от фотонов в сцинтилляторах генерируется и превращается в электрический ток. Уровень тока зависит от числа попавших в установленный на оборудовании детектор фотонов.
В зависимости от функционального назначения инспекционно-досмотровые комплексы можно разделить на два основных вида:
Основная задача использования инспекционно-досмотрового комплекса – обеспечение качественной визуализации внутреннего оснащения разного типа объектов, определение содержимого, типа грузов, внутренних устройств, веществ и предметов. Устройство качественно выявляет органические элементы, вещества, полости между стенками перекрытия в прицепе, узлы автомобилей.
Основные технические параметры инспекционно-досмотровых комплексов
Производителями оборудования выделены три основные параметра определения эффективности при установке систем инспекционно-досмотрового комплекса для грузовых автомобилей:
Значение проникающей способности гамма излучения тесно связано с показателем активности источников в действующих системах, но не превышает 180 мм в стальной основе. Ускорители электронов рентгеновского типа обеспечивают получение фотонного излучения с функциональной энергией до 9 МэВ. Этого хватает для обеспечения проникающей способности при сканировании стального листа до 440 мм.
Разрешение встроенного в инспекционно-досмотровые комплексы оборудования позволяет оператору визуально различить подозрительные объекты, которые будут выглядеть на дисплее как выделяющаяся на фоне остального корпуса аномалия. Чем больше разрешение, тем мельче объекты можно различить при прохождении транспорта через рамку. Степень контрастной чувствительности влияет на качество определения содержащихся в прицепе и кузове объектов. Каждый из показателей зависит от значения энергии и функционального прохождения через систему фотонов.
Правила прохождения таможенного инспекционно-досмотрового комплекса
Согласно техническим параметрам оборудования и международным стандартам эксплуатационной безопасности использование инспекционно-досмотрового комплекса не несет вреда для окружающей среды, здоровья людей и животных. Уровень радиационного излучения транспортных средств и грузов после проведения сканирования не изменяется от показателей до проверки. Разработан перечень основных правил, которые должны соблюдать водители грузовых автомобилей при прохождении сканирования.
Название метода проверки транспортного средства | Перечень правил |
1. Припарковать транспортное средство на специальной стоянке около въезда в зону инспекционно-досмотрового комплекса; 2. Ожидать появления соответствующего сигнала светофора, а также указаний представителя таможенных органов с разрешением на въезд в ИДК; 3. После получения разрешения транспортное средство останавливается в строго указанной специалистом таможенных органов зоне. Автомобиль устанавливается на ручной тормоз, водитель должен заглушить двигатель. После этого салон должны покинуть люди, следует забрать личные вещи; 4. Ожидать проведения проверки за территорией зоны проведения проверки ИДК; 5. Запрещается входить в досмотровый тоннель ИДК до того времени, пока специалист таможенной службы не предоставит разрешение; 6. Соблюдать требования должностных лиц при выезде за пределы рабочей зоны ИДК. |
Следует учитывать, что при прохождении инспекционно-досмотрового комплекса в транспортном средстве не должно быть людей и животных. При перевозке животных, ряда продуктов питания и других грузов из специального запрещенного перечня осуществляется стандартный ручной досмотр автомобиля.
Как таможня проверяет импортные товары
Запрос документов, осмотр, досмотр — распространенные меры таможенного контроля. Рассказываем, как инспектор проверяет импортные грузы прямо на таможенном посту.
Таможня приступает к контролю, когда груз размещен в специальной зоне и на него подали декларацию. Например, когда импортный контейнер выгружают в порту или автомобиль заезжает на таможенный пост.
Все формы таможенного контроля описаны в главе 45 Таможенного кодекса ЕАЭС. Мы остановимся на тех, что применяются к импортным грузам, которые находятся в зоне таможенного контроля. Поэтому в статье не будет информации про личный досмотр, выездные проверки, осмотр помещений и контроль после выпуска. Также мы не затронем тему корректировки таможенной стоимости, условных выпусков и отбор проб, потому что это происходит после назначения описанных в статье мер контроля.
Разбираемся, что может запросить таможня у импортера во время прохождения таможенной очистки, и как инспектор может изучить товар прямо на таможенном посту.
Запрос документов и объяснений
Инспектор начинает контроль импорта с тщательной сверки данных в декларации и документов к ней. Любая нестыковка в данных или недостаток информации о товаре приводит к запросу. Это может быть непереведенный на русский язык инвойс, отсутствие точных сведений о распределении транспортных расходов. Тогда инспектор запрашивает переведенные документы и пояснение, как транспортные расходы распределяются на товары в партии.
Или импортер предоставил мало информации о товаре, нет технического описания — тогда запросят больше информации, чтобы было обоснование применять код ТН ВЭД, который указан в декларации.
Импорт требует большой пакет документов для таможенной очистки. Поэтому проверка проходит дольше и с дополнительными запросами.
Оформляйтесь с «Авангард Директ», чтобы доверить общение с таможней профессионалам.
Таможенный осмотр
Инспектор может назначить осмотр. Такой контроль происходит визуально и без вскрытия. Например, осмотр контейнера — проверить номер, пломбу и его целостность. Более распространенные формы осмотра — взвешивание и «просвечивание» контейнера с помощью ИДК.
Взвешивание
Взвешивание может показать, что груза больше, чем заявлено. Если таможенная пошлина рассчитывается с каждой единицы товара, то взвешивание одна из частых мер контроля. При перевесе могут назначить досмотр.
Инспекционно-досмотровый комплекс (ИДК)
Чтобы просмотреть содержимое контейнера без вскрытия, таможенники используют инспекционно-досмотровый комплекс. Технику с проникающим ионизирующим излучением. Это как контроль содержимого сумок при входе в аэропорт.
При сканировании контейнера инспектор получает очертания товара. Некоторые ИДК отражают материал. Например, металлы и пластик окрашиваются в разные цвета.
Это быстрый способ проверить, в контейнере действительно заявленные ложки или там еще коробка скатертей.
Таможенный досмотр
На основании профиля риска инспектор назначает досмотр. Другими словами — груз досматривают, потому что инспектор видит требование в таможенной программе проверять такие грузы. Факторы профилей риска устанавливаются в центральном управлении ФТС и не разглашаются.
Другим основанием может быть ранее проведенное взвешивание или запрос данных, в котором появились спорные данные.
Досмотр — проверка груза с его вскрытием. Инспектора могут взвешивать, измерять товар, фотографировать данные этикетки. Все технические средства, которые используют инспекторы при контроле описаны в приказе Минфина от 01.03.2019 № 33н.