Что такое идейно художественное своеобразие
Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.П. Зрелова «А утром мы пришли в посадки…» статья по литературе по теме
Художественный стиль: понятие, черты и примеры
Художественный стиль речи – это язык литературы и искусства. Он используется для передачи эмоций и чувств, художественных образов и явлений.
Примеры художественного стиля: пример 1, пример 2.
Художественный стиль – это способ самовыражения писателей, поэтому, как правило, он используется в письменной речи. Устно же (например – в пьесах) зачитываются написанные заранее тексты. Исторически художественный стиль функционирует в трех родах литературы – лирике (стихотворениях, поэмах), драме (пьесах) и эпосе (рассказы, повести, романы).
Статья обо всех стилях речи – здесь.
Черты художественного стиля таковы:
Надоело самому делать домашку?
Закжи выполнение домашней работу у наших партнеров
и получай только отличные оценки
Также можно заказать рефераты, эссэ, курсовые работы и все, что только могут придумать твои учителя
Художественный стиль: разбор примера
Рассмотрим на примере особенности разбираемого стиля.
Отрывок из статьи:
Война изуродовала Боровое. Вперемежку с уцелевшими избами стояли, как памятники народного горя, обуглившиеся печи. Торчали столбы от ворот. Сарай зиял огромной дырой – от него отломили половину и унесли.
Были сады, а теперь пни – как гнилые зубы. Лишь кое-где приютились по две-три яблоньки-подростка.
Когда однорукий Федор вернулся домой, мать была в живых. Состарилась, отощала, седины прибавилось. Усадила за стол, а угощать-то и нечем. Было у Федора свое, солдатское. За столом мать рассказала: всех пообирали, шкуродеры окаянные! Прятали мы свиночек да курочек, кто куда горазд. Да неужто убережешь? Он шумит-грозит, подавай ему курицу, будь хоть распоследняя. С перепугу и последнюю отдавали. Вот и у меня ничего не осталось. Ой, худо было! Разорил село фашист проклятый! Сам видишь, что осталось… больше половины дворов спалил. Народ кто куда разбежался: кто в тыл, кто в партизаны. Девчонок сколько поугоняли! Вот и нашу Фросю увели…
За день-два огляделся Федор. Стали возвращаться свои, боровские. Повесили на пустой избе фанерку, а по ней кривобокими буквами сажей на масле – не было краски – «Правление колхоза «Красная заря» – и пошло, и пошло! Лиха беда – начало.
Стиль данного текста, как мы уже сказали, художественный.
Его черты в этом отрывке:
Таким образом, художественный стиль не столько рассказывает, сколько показывает – помогает ощутить обстановку, побывать тех местах, о которых повествует рассказчик. Конечно, имеет место быть и определенное «навязывание» авторских переживаний, однако оно и создает настроение, передает ощущения.
Художественный стиль – один из самых «заимствующих» и гибких: писатели, во-первых, активно используют языковые иных стилей, а во-вторых, успешно сочетают художественную образность, например, с объяснениями научных фактов, понятий или явлений.
Научно-художественный стиль: разбор примера
Рассмотрим на примере взаимодействие двух стилей – художественного и научного.
Отрывок из статьи:
Молодежь нашей страны любит леса и парки. И любовь эта плодотворная, деятельная. Она выражается не только в закладке новых садов, парков и лесополос, но и в бдительной охране дубрав и лесов. Однажды на собрании на столе президиума появились ровные щепки. Какой-то лиходей срубил яблоню, одиноко росшую на берегу реки. Словно маяк, стояла она на крутояре. К ней привыкли, как к обличью своего дома, ее любили. И вот ее не стало. В этот день родилась группа по охране природы. Ее назвали «Зеленый патруль». Пощады браконьерам не было, и они стали отступать.
Черты научного стиля:
Черты художественного стиля:
По разнообразию языковых средств, литературных приемов и методов художественный стиль, пожалуй, самый богатый. И, в отличие от других стилей, имеет минимум ограничений – при должной прорисовке образов и эмоциональном настрое написать художественный текст можно даже научными терминами. Но, конечно, злоупотреблять этим не стоит.
Тексты пишутся для читателей, поэтому они должны быть доступны и понятны. И явное использование лексики иных стилей возможно только для достоверности, для создания колоритных образов персонажей или атмосферы.
Так, при беседе двух банкиров экономическая терминология – только в плюс, а вот «официозные» клише и канцеляризмы при описании красивой природы точно будут лишними.
Таким образом, при работе с художественным стилем, при всей его гибкости, за лексикой нужно следить очень внимательно. Особенно – если вы пишете или собираетесь писать художественные произведения. Ибо именно художественный стиль считается отражением русского литературного языка.
Все материалы, размещенные на сайте, предназначены для некоммерческого использования и защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая). Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей и обучающих материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.
Идейно-художественное своеобразие
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Идейно художественное своеобразие сказа состоит в следующем:
1. Прославление талантов и способностей русского народа (несмотря на неграмотность, тульские мастера сумели “заткнуть за пояс” англичан);
2. Указание на недостатки (отсутствие систематического обучения, уважения со стороны начальства, денег, должностей и проч.);
3. Патриотизм (левша не “поддается” на “провокации” англичан, Платов пытается отвратить государя от “охмуряющих”
4. Отрицательные черты этого патриотизма (неубедительные аргументы левши, когда он отказывается от перехода в английскую веру, закрытость для обучения: из всего, что показывают левше, он выносит только то, что англичане кирпичом ружья не чистят; злоупотребление властями этим бескорыстным “патриотизмом* простого народа – бесчеловечное и наглое отношение государственной системы и людей, ее представляющих, к личности);
5. Социальные причины нераскрытости богатейших природных талантов русского народа и его мастеров (потребительское отношение власти: все, начиная Платовым
6. Особый жанр. Сказ – жанр, максимально приближенный к разговорному языку. Стилизация была нужна Лескову для того, чтобы отобразить народную точку зрения на содержание повествования (не случайно в конце он называет этот сказ “мифом” – т. е. неким синтетическим знанием того или иного народа о себе и об окружающем мире).
Способы создания жанрового своеобразия:
А) Разговорные конструкции, просторечные выражения;
Б) Собственное историческое пространство, являющееся, по существу, мифологическим. Платов, оба царя, граф Клейнмихель и проч. в данном случае не исторические лица, а некие обобщенные, собирательные образы, не имеющие к реальным историческим лицам (кроме имени) практически никакого отношения;
В) Народный миф о близости царя и простого народа: Николай Павлович отстаивает честь русских мастеров, верит в них, целует неумытого левшу, ружья продолжают чистить кирпичом только потому, что придворные не доложили о последних словах левши государю и проч. В фольклорной традиции чрезвычайно популярны были подобные же сказы о Петре I. В них слились, с одной стороны, “миф” о “добром царе”, а с другой – о “народном заступнике”. Подобное “слияние” очень характерно именно для России, причем с особой отчетливостью это можно увидеть в народных религиозных воззрениях (народное понимание христианства);
Г) “Народная этимология”, т. е. переиначивание непонятных иностранных слов на русский лад, но не в результате перевода, а по внешнему сходству. Дополнительный эффект (в том числе и комический) здесь создается тем, что при сохранении внешнего сходства особым манером передается и внутренняя сущность слова, его значение. Например, “мелкоскоп” (т. е. микроскоп, который позволяет рассматривать мелкие предметы), “свистовой” (т. е. вестовой, которого “свистят”, или же тот, который так быстро переносит вести с место на место, что ветер свистит), “нимфозория” (т. е. нечто среднее между словами “инфузория” и “нимфа”), “мыльнопильные заводы” (т. е. среднее между “мыловаренные” и “лесопильные” заводы), “долбица умножения” (видимо, в силу того, что ее надо учить, т. е. “долбить”), “Твердиземное море”, “морской водоглаз” и проч.
Сказовые традиции, заложенные в литературе Лесковым, развивались позже в творчестве, например, такого автора, как П. П. Бажов.
Related posts:
Идейно-художественное своеобразие рассказов
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Идейно-художественное своеобразие рассказов
Центральной идеей рассказов Чехова является история опошления человека под воздействием окружающей жизни, социальной среды. Люди, сформировавшиеся в условиях бездуховности и отсутствии истинных критериев ценности жизни, пытаются заменить их, заполнить духовный вакуум разного рода суррогатами, ложными целями, химерами, которым они в конечном итоге и посвящают свою жизнь, добровольно отдают в жертву свое “божественное” предназначение.
Для героини рассказа “Душечка” – это мнения и суждения посторонних людей – мужа, ветеринара, сына ветеринара, прислуги. Духовная пустота заполняется тем, что оказывается под рукой.
В плане изображения “мертвых душ” о Чехове вполне можно говорить как о продолжателе гоголевских традиций.
К рассказу “О любви” по тематике примыкает рассказ “Дама с собачкой”, где Гуров и Анна Сергеевна, испытывая чувство друг к другу, тем не менее не могут разорвать привычный круг бездуховного, бессмысленного бытия и сделать свой выбор.
В “Ионыче” Чехов наиболее подробно и выпукло изображает духовную деградацию личности. Общая атмосфера в городе С. располагает к однообразной, беспросветной жизни. Даже жизнь “образованной и талантливой” семьи Туркиных на удивление монотонна (одни и те же шутки, развлечения, занятия на протяжении многих лет).
У доктора Старцева есть свои идеалы. Поначалу он стремится быть знающим земским врачом, испытывает искреннее чувство к Котику, тонко чувствует красоту природы. Однако среда, в которую он попадает, вынуждает его жить по законам общества уездного города С. Сам Старцев не способен сопротивляться этому.
По мысли автора, его вина усугубляется тем, что он все прекрасно понимает, но ничего не пытается сделать.
Во всех рассказах большая роль отведена детали. Чехов никогда не высказывает идею произведения явно, она подается через целую цепь скрытых намеков и соответствующий антураж, и главная роль в этом принадлежит именно детали. Так, например, в “Ионыче” вместе с внутренним состоянием доктора меняется его внешний облик: он все больше полнеет, у него усиливается одышка, кроме того, вначале он ходит к больным пешком, потом ездит на паре лошадей, а затем на тройке с бубенчиками.
У Старцева в рассказе есть “двойник” – кучер Пантелеймон, который также меняется вместе с хозяином: полнеет и приобретает солидность.
Related posts:
Идейно-художественные особенности
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Основными идейно-художественными особенностями произведения являются:
1. Жанр пародирует исторические хроники (летопись). История города Глупова начинается, как и положено, с истории племен, населявших окрестности будущего города. Глупов в пародийном же ключе сравнивается с Римом, что, с одной стороны, помогает вспомнить то, что Русь – это “Третий Рим”, а также увидеть нелепость претензий “головотяпов” и других племен на особую историческую роль.
В результате глупость и элементарная несостоятельность выдаются за некую доблесть, национальную самобытность.
3. Власть в городе Глупове уже начинается со всевозможных безобразий, а “исторические времена” – с крика первого градоначальника “Запорю!”, т. е. с насилия. Таким образом, оказывается, что власть изначально порочна и основана на произволе.
4. Облик градоначальников рисуется при помощи гротеска: совмещаются высокая должность и ничтожество тех, кто ее занимает (совмещение несовместимого): Ламврокакис – беглый грек, торговавший на базаре мылом и впоследствии заеденный клонами, “Органчик” – вообще не человек, а механизм и т. д. Однако основное зло – сами глуповцы, терпящие все это и тем самым порождающие все новые “чудовищные модификации власти” (страх и почитание начальства, умиление при виде обжирающегося Фердыщенко и проч.).
5. В части, посвященной Угрюм-Бурчееву, содержится элемент негативной утопии (антиутопии), где описывается вариант устройства общества, казарменно-регламентированного до самой последней степени. Во многом предсказаны черты тоталитарного социализма: регламентация общест
Венной и семейной жизни, создание лагерей, милитаризация страны, обнищание и массовая гибель людей, “поворот рек вспять” и проч.
6. Намечены и пути освобождения. Оно происходит “снизу”:
А) “Неблагонадежные элементы” указывают на то, что Угрюм-Бурчеев обыкновенный идиот и помогают это понять глуповцам, т. е. разобраться-в сущности власти, ими управляющей, и отказаться от своего прошлого стереотипа в отношении к ней.
Б) Вихрь уносит Угрюм-Бурчеева прочь (возмущение народа). “История прекращает свое течение”, т. е. разрывается порочный круг именно этой истории – истории, начавшейся криком “Запорю!”
Related posts:
Что такое идейно художественное своеобразие
В романе «Поднятая целина» рассказывается о формировании колхозного строя на селе. Написание первой книги Шолохов закончил в 1932 году, а второй – в 1959 году. В этой книге повествуется о донском казачестве. Автора интересуют настоящие судьбы простых людей в революции. В романе описывается процесс коллективизации – это очень важный этап в истории нашей страны. Донское казачество, как и все трудовое советское крестьянство, переходит к новому коллективному и социальному укладу жизни.
В центре произведения стоят люди двух абсолютно противоположных лагерей – социализма и контрреволюции. Это отражается в самой завязке произведения. Действие романа начинается очень динамично: два человека приезжают в хутор Гремячий Лог – Половцев, белогвардейский офицер, и Давыдов, путиловский рабочий. Давыдова направила партия, чтобы он организовал колхоз, а Половцев приехал с целью сорвать эту организацию.
Основные действующие лица романа группируются вокруг этих героев. В произведении достаточно много действующих лиц: коммунисты Разметнов и Нагульнов, комсомолец Ваня Найденов, агитатор из агитколонны, простой мужик Ипполит Шалый, Майданников Кондрат. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Все эти люди с энтузиазмом относятся к строительству новой колхозной жизни. Коммунист Давыдов лишь направляет их работу. В свою очередь, белогвардейцы и кулаки (Бородин, Островнов, Фрол Дамасков, Лапшинов, Тимофей Рваный) пытаются сорвать строительство социализма в деревне. Ими командует белый офицер Половцев. Однако в процессе создания новой жизни коммунистам приходится бороться не только с кулаками и белогвардейцами. Необходимо преодолеть собственнические представления о жизни, которые в людях воспитывались веками. В романе много массовых сцен: собрания, эпизоды раскулачивания, убой скота, бабий бунт, картина весенней посевной и т. д.
Мы видим в этой суете массы людей, чувствуем их настроение, но при этом автор показывает и каждого человека в отдельности. Процесс ликвидации в деревне старого строя и создания нового социального уклада жизни проходит очень сложно и напряженно. Писатель рисует образ народа-колхозника. Шолохов умело показывает внутренний мир своих героев. Коммунист Давыдов играет главную роль в произведении. В период коллективизации по заданию партии в деревни направились 25 тысяч коммунистов, чтобы помочь в строительстве новой жизни, возглавить колхозы. Давыдов – путиловский рабочий, слесарь, был раньше матросом, принимал участие в гражданской войне. Это закаленный и крепкий боец, сразу заметны его умение общаться с людьми и его принципиальность. Прибыв в Гремячий Лог, он изучает окружающую обстановку, на это уходит немало времени, но общий язык с людьми Давыдов находит сразу же. Как и любой человек в жизни, Давыдов иногда совершает ошибки. Так, к примеру, он ошибся в Островнове и не сразу распознал в нем врага. Но у Давыдова есть одно просто замечательное качество для руководителя: он способен признавать свои ошибки. Его способность работать с людьми и ненавязчиво ими руководить выражается в том, что Давыдов действует не только словом, но иногда и своим собственным примером. Чтобы воодушевить народ, он берется пахать, хотя никогда не ходил за плугом. Но своего Давыдов добивается: глядя на него, люди тоже приступают к работе. Он терпеливо и аккуратно разъясняет людям политику партии, таким образом, воспитывая гремяченцев политически. Когда дело касается убеждений Давыдова, он становится непреклонен. Так было и в эпизоде бабьего бунта. Разъяренная толпа готова уничтожить Давыдова, но он присутствия духа не теряет. Еще одной положительной чертой этого героя является вера в светлое будущее, но это не иллюзии и не призрачные мечты. Он уверен, что жить народу станет лучше, и знает, как этого добиться. Шолохов показывает Давыдова жизнерадостным, обаятельным и нежным человеком, цельной натурой, настоящим вожаком народной массы.
Кроме Давыдова в «Поднятой целине» изображены Макар Нагульнов и Андрей Разметнов. Много лишений испытал в своей жизни Андрей Разметнов. Он вырос в бедной семье, прошел через нищету и унижения, пошел служить в Красную армию, и всегда предан был Советской власти. Разметнову иногда бывает сложно разобраться в окружающей обстановке – не хватает грамотности, но он учится постоянно и делает большие успехи. Макар Нагульнов тоже является сложной фигурой с непростой судьбой.