Что такое идеологическая функция

Идеология: что это простыми словами, примеры, виды, функции

Что такое идеологическая функция. Смотреть фото Что такое идеологическая функция. Смотреть картинку Что такое идеологическая функция. Картинка про Что такое идеологическая функция. Фото Что такое идеологическая функция

Что такое идеология?

Идеология – это целостная система идей и ценностей, дополняющих, объясняющих и аргументирующих друг друга. То есть, даже если какая-то идея не выглядит разумной, в рамках идеологии она становится таковой (а точнее, выглядит таковой для её сторонников). Любая идеология направлена на продвижение интересов определённых социальных групп и общностей или на достижение политических целей.

Основная задача идеологии заключается в том, чтобы формировать общественное сознание и манипулировать поведением общества. Она способна мобилизовать большие массы людей на деятельность, направленную на достижение определённых политических целей. Таким образом, идеология – это эффективный инструмент социального управления и мобилизации людей для решения определённых задач.

Автором термина «идеология» является французский философ Антуан Дестют де Траси (1754-1836). Однако он вкладывал в этот термин совершенно другой смысл, обозначая им нейтральную и беспристрастную науку, изучающую природу человеческих идей. Идеология в современном понимании наукой являться не может. Тем не менее всегда существуют политические силы, заинтересованные в том, чтобы их систему идей изучало как можно большее количество людей.

Как создаётся идеология?

Сами по себе идеи не собираются в стройную и непротиворечивую систему. Поэтому над созданием идеологий обычно работают целые коллективы, состоящие из идеологов, политиков и учёных. При этом в расчёт принимаются интересы, идеалы и представления народных масс, являющихся потенциальными сторонниками создаваемой системы. При создании идеологии политические теории и программы объединяются с идеалами и ценностями, объясняющими их важность.

Наряду с достоверными, очевидными и логичными идеями в состав идеологии обычно вводятся также сомнительные или заведомо ложные идеи и представления, выгодные её создателям. При этом сторонники должны разделять все ценности без исключения. Иначе они рискуют стать отступниками, поскольку нельзя быть приверженцем лишь части идей и отрицать при этом другие.

В чём суть идеологии?

Как уже было отмечено, идеология не является и не должна считаться наукой. Задача любой науки состоит в том, чтобы находить истину, тогда как задача идеологии заключается в том, чтобы навязывать целевой аудитории определённую систему взглядов. Идеология сильно упрощает действительность. Она создаёт такую картину мира, воспринимать которую большинству людей, не обладающих критическим мышлением, будет легко и приятно.

Идеи и концепции, предлагаемые идеологией, часто невозможно воплотить в действительность. Но при этом они настолько красиво изложены и так удачно аргументированы, что увлекают миллионы людей. Именно поэтому идеология является инструментом как консерваторов (сторонников существующих порядков и действующей власти), так и сторонников радикальных перемен.

Любая идеология утверждает, что именно она даёт достоверное представление о мире. Наибольшее внимание уделяется объяснению важных исторических событий, оценке прошлого и настоящего, а также прогнозам о том, как будет устроен мир в будущем. При этом каждая идеология стремится к максимальной популяризации, и в качестве инструмента для достижения данной цели использует пропаганду.

Виды и примеры

Чтобы немного лучше понять, что такое идеология, стоит разобраться со способами классификации и рассмотреть несколько примеров. Классифицировать идеологии можно по большому количеству разных признаков, но чаще всего используются такие основания как:

Очевидно, что в качестве оснований классификации могут выступать и другие признаки, но именно перечисленные используются чаще всего. В частности, одной из наиболее удобных и наглядных является классификация по сферам, на которые распространяется идеология. В ней принято выделять четыре группы:

Также бывает удобно разделять все идеологии на две большие группы: традиционные и нетрадиционные. Рассмотрим их подробнее.

Традиционные идеологии

К традиционным относят идеологии, полностью оформившиеся к середине 19-го века. В качестве наиболее показательных примеров можно привести следующие из них:

На основе этих трёх идеологий были созданы и другие, среди которых стоит отметить такие как:

Нетрадиционные идеологии

В эту группу входят идеологии, оформившиеся в 20-м веке. Их существует огромное количество, но в качестве наиболее значимых можно назвать такие как:

Отдельно стоит отметить глобализм и антиглобализм. Глобализм – это обобщённое название разных идеологий, направленных на установление во всём мире той или иной формы политического или экономического устройства. В разное время глобалистские течения были характерны для Третьего Рейха, СССР, США, Китая. На данный момент глобалистские идеи входят в государственные идеологии США, Китая и России.

Антиглобализм – это общественно-политическое движение, выступающее против отдельных аспектов глобализации. В частности, сторонники данного движения критикуют транснациональные корпорации и некоторые всемирные организации (в первую очередь ВТО).

История термина

Как явление и как способ манипулирования общественным мнением идеологии существовали ещё в античные времена. Но термин для их обозначения появился только в начале 19-го века. Как было отмечено выше, автором термина считается Антуан Дестют де Траси, который назвал так науку, изучающую природу человеческих идей. Наука не прижилась, а вот слово стали использовать для обозначения любой хорошо продуманной системы идей, преследующей определённые цели.

В 19-м веке к идеологиям относились преимущественно негативно. Их воспринимали как манипулятивные инструменты, продвигающие интересы определённых групп людей. Заметно улучшить отношение к ним сумели Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые использовали термин «идеология» для обозначения общественного сознания, основанного на представлении социального класса о самом себе.

Исследователи, не разделявшие марксистских взглядов на природу идеологии, по-прежнему настаивали на том, что это лишь инструмент для достижения политических, экономических и социальных целей. Особую точку зрения имел австрийский социолог Карл Мангейм, который считал что идеология – это образ мышления господствующих социальных групп, а в мышлении угнетённых слоёв преобладает утопия – система красивых, но невоплотимых идей.

В настоящее время многие философы и политологи настаивают, что в современном мире идеологии не нужны и причиняют лишь вред. Их основной аргумент заключается в том, что при современном уровне развития общества и научно-технического прогресса нет необходимости манипулировать общественным сознанием при помощи идеологических инструментов.

Структура идеологии

Любую идеологию можно представить в виде трехуровневой модели:

Функции идеологии

Как мы уже выяснили, идеология это не просто система идей, а инструмент, выполняющий определённые функции. Среди этих функций в первую очередь стоит отметить следующие:

Существуют и другие важные функции, которые в той или иной мере выполняет идеология: воспитательная (формирование у молодёжи нужных взглядов), познавательная (объяснение мироустройства), оценочная (формирование понимания того, что хорошо, а что плохо), консолидирующая (сплочение общества) и прочие функции.

Источник

Билет №23 Идеологическая функция государства

Идеологическая функция призвана идеологически обосновать данный общественный и государственный строй, политику государства и т.д. С этой целью могут использоваться доктрины церкви, концепции национального социализма, государства благоденствия и т.д.

Quot;I

Выражается идеологическая функция и в распространении или всяческой поддержке официальных взглядов, в создании пропагандистских органов и проведении политики и соответствии с концепциями, вырабатываемыми в рамках официальной идеологии, в надзоре за образованием, в моральной и материальной поддержке идеологов и учреждении, вырабатывающих официальную идеологию и т. п. Иногда она проявляется также в стремлении уничтожить всякую другую идеологию и ее носителей (например, в фашистских Германии и Италии, автократических Испании и Португалии, СССР в период сталинизма).

Билет №24 Охранительная функция государства

Под функцией государства следует понимать момент сущности государства, определяющий направления воздействия государства на обществе иные отношения, в которых находит отражение социальное или классовое предназначение государства на определенном этапе его развития.

со своим, отличным от других функций объектом. С другой стороны, правоохранительная деятельность как один из элементов содержания данной функции является специфической формой реализации всех других функций государства.

3.Охранительную функцию государства можно определить как момент
сущности государства/ определяющий такое воздействие государства,

которое связано с необходимостью обеспечения стабильности и сохранности общественных отношений, с предотвращением и устранением опасности для существующего правопорядка и права.

4. Приоритет прав и свобод человека и гражданина. провозглашенный Конституцией современной России требует определения охранительной функции в качоелве приоритетного вида государственной деятельности. Этой задаче должно быть подчинено и реформирование российского законодательства, регламентирующего вопросы безопасности государства/Прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка.

Что такое идеологическая функция. Смотреть фото Что такое идеологическая функция. Смотреть картинку Что такое идеологическая функция. Картинка про Что такое идеологическая функция. Фото Что такое идеологическая функция

Билет №25 Внешние функции государства

Функции государства означают осуществление задач государств в международных отношениях. Следует иметь в виду, что и внутренние, и внешние функции осуществляются по отношению к одному и тому же субъекту — гражданскому обществу, обществу, в котором существует государство. При этом решение некоторых задач, например экологической.

достигается за счет деятельности государства как внутри страны, так и за ее пределами, за счет участия госсударства в деятельности мирового или регионального сообщества государств.

4. Внешнеэкономическая функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества
государств, которое проявляется в международном разделении труда, специализации и
кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота,
развитии кредитно-финансовых связей. Экономическое сотрудничество наиболее эффективно
между странами, территориально связанными друг с другом (страны ЕЭС, СНГ и др.).

5.Культурное сотрудничество между странами осуществляется на основе двусторонних и многосторонних договоров междугосударствами, неправительственными организациями (Международный союз архитекторов, Международная шахматная федерация, Олимпийский комитет и др.). В рамках ООН культурную деятельность координирует ЮНЕСКО.

6. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности (рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической политики и др.).

Внешняя деятельность государств в современном мире тогда будет эффективной, когда она базируется на общечеловеческих ценностях, международно-правовых актах, учитывает национальные, экономические, культурные и иные особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество.

Билет №26 Формы и методы реализации функций государств.

Деятельность государства по осуществлению своих функций облекается в правовые формы: правотворчество, исполнительно-распорядительная, правоохранительная, которые основаны на принципе разделения властей. Соответственно и функции государства подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной власти. Причем каждая из названных функций может осуществляться совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенным независимым ветвям власти.

Формы и методы осуществления функций государства.

Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.

Различаются правовые и внеправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права я в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства — правотворческую, правоисполнительскую н правоохранительную.

Правотворческая деятельность — это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна. Например, как осуществлять социальную функцию без кодифицированного социального законодательства, социального права?

От правоисполнытельской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др. •

Правоохранительная деятельность, т.е. властная оперативная и. правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.

В наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства Это обусловлено развитием рыночной экономики и децентрализацией государственною управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и гражданами.

Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа но сбору. оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т.п.

Формы функций государства показывают роль механизма государства в осуществлении функций государства и использование права в этом процессе.

Формы осуществления функций государства делят на правовые и организационные. Среди правовых форм выделяют правотворческую форму, правоисполнительную и правоохранительную формы осуществления функций государства.

Организационные формы осуществления функций носят вспомогательный характер, они существуют, чтобы обеспечить деятельность государства в основных (правовых) формах осуществления функций. К ним относят статистику, бухгалтерский учет, деятельность счетных комиссий, организацию заседания органов государства (парламента, правительства и др.).

Нужно подчеркнуть, что каждая функция государства осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах. Например, чтобы провести в жизнь функцию охраны правопорядка, нужно издать соответствующие законодательные акты (правоустановительная форма деятельности государства), обеспечить их исполнение (правоисполнительная форма), привлекать к ответственности нарушителей (правоохранительная форма), а в то же время, например, в процессе принятия закона, необходима определенная организационная работа (составление проекта, созыв заседания парламента, работа счетных комиссий в процессе голосования по законопроекту и т. д.), в чем и выражаются организационные формы деятельности государства.

1. убеждение (власть агитирует).

2. принуждение (заставляет).

3. поощрение (создает условия, при которые определенная деятельность становится
выгодной для субъекта, ее исполняющего).

Существуют и иная классификация методов деятельности государства, методов осуществления функций государства. Можно выделить:

централизованный метод. Означает, что государство устанавливает единые правила для
всей своей территории, не допускает самостоятельности субъектов государства; этот метод
обычно связан с жестко централизованным правовым регулированием, когда все сферы
охватываются регулированием сверху; это метод единого, единообразного осуществления
власти, жесткой властной деятельности;

децентрализованный метод. Осуществление власти происходит на основе признания
идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства; государство не
вмешивается во все сферы общественной жизни* не все сферы регулируются сверху,
централизованно; остается большой простор для деятельности субъектов государства, которые
могут принимать решения с учетом специфики того или иного региона, в зависимости от чего
методы осуществления функций государства могут разниться в зависимости географических,
социальных, национальных, экономических факторов, составляющих специфику регионов;

поощрительный метод. Государство создает условия, при которых субъекты
заинтересованы в осуществлении деятельности, которая выгодна государству, составляет его

функции. Например, в целях выполнения социальной функции государство устанавливает налоговые льготы для предприятий, берущих на работу инвалидов.

Билет №27 Власть и ее виды. Особенности государственной власти

Будучи разновидностью социальной власти, государственная власть обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей, важнейшая особенность государственной власти заключена в се политической и классовой природе. П научной и учебной литературе термины «государственная власть» и «политическая власть» обычно отождествляются. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, допустимо. Во всяком случае, государственная власть всегда является политической и содержит элемент классовости.

Всему живому, всякому творчеству и созиданию. Отсюда неизбежно негативное отношение к органам власти и лицам, ее олицетворяющим. Отсюда и далеко не безобидный социальный миф о том, что всякая власть — ■- зло, которое общество вынуждено терпеть до поры до времени. Этот миф является одним из источников разного рода проектов свертывания государственного управления, вначале умаления роли, а затем и уничтожения государства.

Между тем функционирующая на научной основе подлинно народная власть — великая созидательная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования. принуждения.

Вместе с тем и в демократическом государственно-организованном обществе поллого совпадения субъекта и объекта нет. Если демократическое развитие приведет к такомv (полному) совпадению, то государственная власть утратит политический характер, превратится в непосредственно общественную, без органов государства и государственного управления.

Государственная власть реализуется через государственное управление целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную., духовную) на основе позванных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций.

Еще одна важнейшая особенность государственной власти состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Она потому и называется государственной, что ее практически олицетворяет, приводит в действие, претворяет в жизнь прежде всего механизм государства. Видимо, поэтому государственную власть часто отождествляют с органами государства, особенно высшими. С научной точки зрения такое отождествление недопустимо. Во-первых, государственную власть может реализовать сам властвующий субъект. Например, нарол через референдум и другие институты непосредственной (прямой) демократии принимает важнейшие государственные решения. Во-вторых, политическая власть изначально принадлежит не го-

сударству, его органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий субъект не передает органам государства свою власть, а наделяет их властными полномочиями.

Государственная власть может быть слабой или сильной, но, лишенная организованной силы, она теряет качество государственной власти, так как становится неспособной провести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе. Государственную власть не без оснований называют централизованной организацией силы. Правда, любая власть нуждается в силе авторитета: чем глубже и полнее власть выражает интересы народа, всех слоев общества, тем больше она опирается на силу авторитета, на добровольное и сознательное подчинение ей. Но пока существует государственная власть, бу­дут у нее и предметно-материальные источники силы — вооруженные организации людей или силовые учреждения (армия, полиция, органы государственной безопасности), а также тюрьмы и другие принудительные вещественные придатки. Организованная сила обеспечивает государственной власти принудительную способность, является ее гарантом. Но она должна направляться разумной и гуманной волей властвующего субъекта. Если государственная власть для решения внутренних проблем опирается только на предметно-материальную силу, это верное доказательство ее нестабильности и непрочности, отсутствия у нее глубоких и прочных корней в обществе. Применение всей наличной силы имеет безусловное оправдание при отражении агрессии извне или пресечении преступности.

Такимобразом, государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощигосударства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильностьи порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.

Дата добавления: 2015-04-16 ; просмотров: 30 ; Нарушение авторских прав

Источник

Функции идеологии — Понятие идеологии, ее структура

Понятие «идеология» неотделимо от системного анализа политических, правовых, моральных и эстетических отношений в обществе. На политическом уровне эта конструкция позволяет лучше понять то или иное явление. Идеология — это своего рода среда, «пища» центра принятия политических решений, где законодательная, судебная и исполнительная ветви власти составляют единое целое.

В значимые периоды жизни общества (выборы президента, создание местных органов власти) люди выражают свои взгляды, голосуя за кандидата, чьи идеи и предпочтения совпадают с их собственными симпатиями. Поэтому при формировании и реализации избирательных технологий идеологический элемент можно рассматривать как систему ценностных ориентаций людей, определяющих их выбор, степень их предпочтений. С этой точки зрения он является основополагающим, как первая ласточка коммунальных, политических решений.

В сфере идеологии создаются системы ценностей различных общественных классов, здесь они осознают свои основные интересы, свое место в обществе, осознание других классов, определяют и обосновывают цели и программы собственного дела.

Что такое идеологическая функция. Смотреть фото Что такое идеологическая функция. Смотреть картинку Что такое идеологическая функция. Картинка про Что такое идеологическая функция. Фото Что такое идеологическая функция

Что такое идеологическая функция. Смотреть фото Что такое идеологическая функция. Смотреть картинку Что такое идеологическая функция. Картинка про Что такое идеологическая функция. Фото Что такое идеологическая функция

Понятие идеологии, ее структура

В начале XXI века идеология и идеологическая деятельность все увереннее превращаются из личного и собственного в общественное и социально значимое дело. Идеология стала популярной после последнего исторического эксперимента не только как форма самопознания классов и больших социальных групп людей, но и как форма лояльности и ориентации стран и отдельных людей.

Допускается набросать несколько определений данного суждения:

Существование различных интерпретаций концепции идеологии заставляет изучающего белорусскую идеологию делать сложный выбор. Этот выбор необходимо сделать на основе обобщения и анализа имеющихся определений, а затем показать их уникальность и основные различия на основе аргументов. Соответственно, идеология — это набор (система) идей, выражающих интересы и цели своего носителя.

Идеи можно разделить на две группы: абстрактные и практические. Первые являются результатом сложной игры человеческого ума, сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения знаний о внешнем мире и самом человеке, результатом соединения наших идей и представлений, слияния интуиции и разума. Это, так сказать, рухнувшие теории и концепции. Абстрактные идеи представлены принципами, законами, категориями.

Практические идеи представлены ценностями, идеалами, убеждениями людей. Ценности человека, общества и страны выражают более общие цели и отражают потребности и интересы людей. Идеалы отражают более общие цели человека, общества, страны, где одни интересы и потребности людей учитываются, а другие попеременно игнорируются или остаются в тени. Убеждения — это идеи, к которым человек эмоционально и лично привязан и готов их защищать или чтобы их представлял оппонент.

Главной индивидуальностью развития любой страны, а особенно Республики Беларусь, неизбежно является возможность свободной и легкой адаптации во внутренней жизни ее граждан. Условия, позволяющие проявить способности и таланты каждого человека, являются приоритетной задачей любой страны.

Теоретическая и практическая актуальность исследования белорусской государственной идеологии связана, прежде всего, с изменениями в структуре и направленности общественного сознания, произошедшими после распада СССР и обретения Республикой Беларусь суверенитета.

Социальное явление Дюркгейма «социальная аномия» описывает ситуацию, когда старые устои и нормы изжиты, а новые еще не приняты.

Создание идеологии страны в наше время не только актуально, но и логично. Она обусловлена глубокими экономическими, социально-политическими и психологическими потребностями человека и общества. Здесь позволено отметить, что идеологическая служба имеет место во всех сферах и областях человеческой деятельности, даже почти во всех крупных коммерческих предприятиях направлена на рассмотрение МИССИИ, которая описывает основные направления деятельности, направленные на воспитание и облагораживание человека и всего общества, а также самого правительства.

Что такое идеология? От греческого «эйдос» — мысль и «логос» — учение, мышление. Этимологически мнение «идеология» означает учение об идее. Мнение «идеология» было введено в цивилизованный обиход в XVIII веке группой французских интеллектуалов, в которую входили Д. де Траси, П. Кабанис, Э. Кондильяк и другие.

Убежденные в том, что именно «идеи правят миром», формируют общественную мораль, которая, в свою очередь, описывает стратегию государственной политики, французские мыслители методично и последовательно развивали учение об идеях в связи, в конечном счете, с потребностями муниципального управления.

Идеология как инструмент власти

Государственная власть, основанная только на силе и принуждении, нестабильна и недолговечна, поскольку порождает растущую оппозицию в обществе. Поэтому ей объективно необходима идеология, то есть система идей, тесно связанная с интересами правящего субъекта. С помощью идеологии власть объясняет и обосновывает свои цели и задачи, методы и средства их достижения и реализации. Идеология придает власти определенный авторитет, доказывает идентичность ее целей с интересами и целями народа. В зависимости от степени совпадения интересов и целей правителей и управляемых, государственная идеология может быть популистской, мифической и обманчивой.

Политическая идеология белорусского государства представляет собой совокупность идей и взглядов белорусского народа о политической системе Республики Беларусь, механизме взаимодействия государственных органов, месте и роли общественно-политических сил в политическом процессе и путях совершенствования политической системы.

Существует два основных типа и множество типов государственных идеологий:

Роль идеологии особенно велика там, где местное самоуправление осуществляется антидемократическими, тоталитарными, диктаторскими режимами. Здесь ложная идеология традиционно фокусируется на восхвалении роли «лидера», террориста, и оправдании всех решений и действий. Под влиянием такой идеологии формируются и поддерживаются культы личности — слепое, бездумное почитание и обожествление мифических сверхличностей. Культовая идеология неизбежно отчуждает, отдаляет людей от власти.

Управление идеологией

Это управление сознанием людей и способность контролировать и манипулировать сознанием как на массовом, так и на личном уровне. Идеологии — это более принципиальный механизм саморазвития политики и сознательного переустройства сообществ.

Идеология имеет сложную внутреннюю структуру и выполняет ряд важных первичных функций.

Функции политической идеологии выливаются на тех, кто в ней выражается:

Важной функцией политической идеологии является легитимация власти. Функция легитимации выражается в том, что идеология доказывает преимущество определенных социально-политических сил в управлении. Политическая идеология должна доминировать в массовом сознании, внедрять определенные аспекты оценки прошлого, настоящего и будущего развития общества, формировать позитивный образ предлагаемого или реализуемого политического курса и тех политических сил, которые хотят его воплотить.

Интегративная функция идеологии заключается в том, что идеология связывает определенное социально-политическое сообщество, формирует политическое общество, способствует формированию общего «мы-чувства» и формирует определенный уровень сплоченности и условной однородности сообщества. Идеология провоцирует солидарность и служит идеологической основой для разработки политических программ. С этим связана конструктивная функция политической идеологии.

Конструктивная функция политической идеологии проявляется с большей вероятностью, когда принимается и реализуется на практике программа политических действий. Конструктивная функция может проявляться и косвенно, когда политические идеалы оправдывают действия индивидов и социальных групп и вдохновляют их функциональную роль в политическом процессе. Республика, однажды провозглашенная Дантоном, жила в умах людей еще 20 лет после ее провозглашения.

Мобилизующая функция связана с тем, что идеологии воспитывают и ориентируют социальные круги и классы на определенные действия и вдохновляют их на борьбу за свои интересы.

Идеологии выполняют критическую функцию. Они несут критический заряд осмысления реальности и свержения других идеологических идолов.

Познавательная функция политической идеологии связана с тем, что идеология, как отражение породившего ее сообщества, неизбежно несет в себе реальные противоречия жизни, трудности, связанные с моралью общественного устройства, уровнем экономического развития, социокультурной традицией. Идеология несет в себе знания об обществе и его конфликтах. Когнитивная функция идеологии страны, которая включает в себя определенные политические стереотипы и ориентиры, гарантирует гражданину своеобразную сеть внутри- и межгосударственной коммуникации и восприятия социальной реальности.

Политическая идеология

Политическая идеология также имеет нормативную функцию. Эта функция играет ценностно-ориентирующую роль, описывает направление социализации индивидов, способ социального взаимодействия классов, страт, элит и контрэлит, политических партий, общественно-политических движений, ветвей власти, элементов государства и политически организованного общества в целом. Идеология закрепляет установленные политические и идеологические императивы, с помощью которых тщательно анализируются практические проекты, устанавливаются политические стандарты — нормы, подлежащие смещению. В переходные периоды реформ и революций нормативный компонент несет на себе чрезвычайную нагрузку. Различные идеологические течения формируют целую серию таких нормативных ориентиров, которые подразумевают обязательства.

Институциональные рамки для построения эффективного государства (президент, парламент, правительство, местная администрация и самоуправление).

Статус, полномочия и функции главы государства определяют ведущую роль Президента в формировании и реализации соответствующей идеологии белорусского государства.

Сам термин «президент» происходит от латинского слова «praesidens», то есть «тот, кто сидит впереди». В древности президентами называли тех, кто председательствовал на различных собраниях. Термин «президент» обозначал главу государства только с конца 18 века, когда в Соединенных Штатах Америки был создан первый институт президентства.

Президент — глава государства также уполномочен формировать идеологическую доктрину белорусского государства. Для этого Президент обладает необходимыми полномочиями — обеспечивать взаимодействие властей, преемственность и стабильность в работе государственных органов и представлять Беларусь внутри страны и в международных отношениях. Его правовые акты не требуют контрасигнатуры (т.е. предварительного одобрения).

Согласно Конституции, Президент Республики Беларусь занимает особое положение в государственном механизме и в системе разделения властей: он институционально независим (избирается народом), не участвует ни в одной из властей и не несет перед ними политической ответственности.

Глава государства оказывает инициирующее влияние на формирование идеологии белорусского государства и определяет структуру идеологической сферы общества. Он обладает широким спектром прерогатив высшей исполнительной власти, а также определяет основные направления идеологии во внутренней и внешней политике государства. Указы и распоряжения президента содержат идеологические положения, определяющие конкретные действия правительства. Правовые акты главы государства определяют идеологию формирования социально ориентированной экономики и реализации общественных интересов и потребностей.

Белорусская президентская модель власти имеет свои особенности в рамках президентской системы правления, которые выражены ниже:

Главной отличительной чертой белорусской модели президентства, особенностью белорусской концепции разделения властей является признание президентской власти в качестве четвертой ветви власти.

Основоположником идеи о необходимой конституционности четвертой власти считается французский политик Б. Констан (1767-1830), который разработал доктрину четырех властей с целью пересмотра и развития идей разделения властей в конституционной монархии. Суть концепции заключается в том, что три классические власти должны быть дополнены еще одной, которая должна обеспечить бесконфликтное, согласованное функционирование других властей.

Местное управление и самоуправление в идеологических процессах

Без местного управления и самоуправления невозможно формирование современной идеологии белорусского государства в условиях развития представительной демократии.

Согласно Конституции (статья 117), в Республике Беларусь существует система местного самоуправления, которая включает в себя 4 элемента:

Местное самоуправление — это форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов по решению вопросов местного значения исходя из национальных интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Единая система местного самоуправления на территории Республики Беларусь состоит из областных, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.

Местное самоуправление в Республике Беларусь является существенным элементом конституционного строя Республики Беларусь и одной из форм реализации народовластия: это форма активного участия, организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социально-экономических, политических и культурных вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе их материально-технической базы и привлекательности местных ресурсов.

В систему местного самоуправления, помимо местных советов депутатов, входят органы территориального самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, коммунные, сельские комитеты и другие органы, включая отдельные органы).

Особенно важное место занимают местные выборные представительные сельские, поселковые, городские, районные и областные депутатские Советы, которые образуют систему Советов в Республике Беларусь. Единство этой системы обеспечивается общностью правовых норм, принципов формирования и деятельности, а также задач, решаемых ими в интересах населения, социального и экономического развития соответствующей территории. Согласно Конституции Республики Беларусь (статья 118), местные Советы депутатов избираются гражданами административно-территориальных единиц сроком на 4 года.

В последнее время идеологическая деятельность местных органов власти и самоуправления становится более разнообразной и эффективной, возрастает их воспитательная роль. Они занимаются массовой политической и культурно-просветительской работой, охраной общественного порядка, воспитанием молодежи, организацией ее досуга и т.д.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

Что такое идеологическая функция. Смотреть фото Что такое идеологическая функция. Смотреть картинку Что такое идеологическая функция. Картинка про Что такое идеологическая функция. Фото Что такое идеологическая функция

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *