Что такое гуны в астрологии
Что такое гуны в астрологии
«Сатурн в гунах саттвы, раджаса и тамаса».
Приветствую вас, дорогие друзья!
Очень большой отклик от каждого из вас получила прошлая статья на тему Сатурна и его положений в гороскопе.
Я увидела ваши множественные комментарии и решила продолжить рассказывать вам о природе и качествах этой непростой планеты.
Это значит, что будет серия статей на эту тему, я поделюсь не только академическими знаниями, изложенными в трудах о Сатурне, но и своим личным 13-ти летним практическим опытом.
А в этой статье я хотела бы рассказать вам о том, как мы проявляем энергии Сатурна в своей жизни. Проявление энергий – это не сила и не слабость данной планеты в гороскопе.
Стоит отметить очень важную вещь, что вне зависимости насколько благоприятно расположился в вашем гороскопе Сатурн, важно правильно проявлять его энергии в своей жизни. И как вы многие уже догадались, сегодня речь пойдет о гунах или трех энергиях материального мира.
Что такое «гуна»? Гуна – это базовая энергия во Вселенной, мы все находимся в одной из этих гун, при этом каждый из нас может проявлять все три гуны в своей жизни одновременно. Это основа качеств всего мироздания и материального мира.
Например, гуны находятся во всем: в наших мыслях и нашем поведении, в поступках, в нашем окружении, в определенных местах и т.д.
Существует 3 гуны. Это «Раджас» (природа страсти), «Тамас» (природа невежества), «Саттва» (природа благости). Мы можем проявлять энергии каждой из планет точно так же, через одну из этих гун.
Дело в том, что сила Сатурна в гороскопе – это базовая данность, то есть то, как расположен и на сколько силен Сатурн в гороскопе – останется с нами на всю жизнь.
Рассматривая гороскоп и натальное положение Сатурна – мы ни в коем разе не можем определить в какой гуне находится эта планета у человека.
Поскольку это влияние обстоятельств на человека, его осознанные мысли и его выбор в данную минуту (этого нет в натальной карте).
Могу заметить только то, что если Сатурн сильно поражен в гороскопе, то вероятней всего человек будет использовать гуну невежества и проявлять через нее энергии Сатурна.
Если человек рожден с сильным Сатурном в гороскопе, то скорее всего он будет стремиться к проявлению его энергий через гуну благости (Саттвы).
Итак, давайте с вами попробуем оценить, в какой гуне сейчас находится ваш Саутрн. Готовы? Тогда ставьте сердечко лайк этому посту и начнем.
Сатурн в гуне невежества (тамас).
Очень большая жесткость по отношению к себе и окружающим.
Холодность по отношению к другим, закрытость, невозможность проявлять никакие чувства (смех, слезы и т.), сильная депрессия с суицидальными мыслями, очень большое уныние и нежелание жить, жестокость, которая подразумевает нанесение вреда кому-либо, чтобы тот испытывал страдания и муки, жестокость, как физическая может быть, так и душевная (душевный садизм), ярость и гнев, сопровождающийся желанием мстить и причинять вред, лень и нежелание соблюдать правила и распорядок дня, ненависть, сложности с организацией порядка в доме, в голове, неспособность трудиться или выполнять вовремя свои обязанности.
Все вместе или большая часть из перечисленных влияний может говорить о том, что на данный момент вы проявляете свой Сатурн через гуну невежества.
Это может сильно навредить вашей судьбе, нужно как можно быстрее это устранять. Очень опасное состояние.
Сатурн в гуне страсти (раджаса).
Прежде всего такой Сатурн может давать неугомонное стремление к власти и управлению.
Человек чрезмерно, слишком фанатично следует законам и распорядку, который сам создал, очень жесткие аскезы и очень суровые ограничения в жизни, признак Сатурна в энергиях раджаса.
Это четкая структуризация процессов работы, когда человек не может сделать маленькое отступление от правил, поблажку.
Чаще всего энергия Сатурна в раджасе может дать четкое разделение, на «плохих» людей и «хороших», как правильно делать или как неправильно делать. И это также большое заблуждение.
Фанатичное отношение к работе, человек убежден, что «убиваясь» на работе и жертвуя своими другими сферами жизни – непременно добьется успеха и получит плоды своего труда.
Чрезмерная гордыня может также свидетельствовать о Сатурне в раджасе. Несерьёзное отношение ко времени.
🟡 Сатурна в гуне благости (саттвы).
Такой человек будет отличаться глубочайшей мудростью, он может в достаточно юном возрасте размышлять, как старик.
Сатурн в гуне саттвы придает человеку серьёзности (в меру), серьезного отношения к миру, к семье, к окружающим людям. Такой Сатурн «пропитан» уважением к другим людям, особенно страшим.
Человек пропускающий Сатурн через энергию благости всегда будет соблюдать иерархию, уважать мнение других людей, уважительно относиться к авторитетным личностям, соблюдать субординацию.
Скромность и внутреннее смирение (принятие своей судьбы) очень сильно будет отличать такого человека.
Все совершаемые аскезы – человек направляет на развитие своего внутреннего состояния, на поиск Безусловной любви, а не на получение какой-то материальной вещи.
Осторожность, внимательность, ответственность за себя и других людей, преданность, надежность, правдивость и честность – отличают человека с Сатурном в благости.
Истинная (не притворная) скоромность, отсутствие тщеславия и эго.
Человек, который пропускает энергии Сатурна через гуну благости – иногда может казаться немного отрешенным, так как ему не интересна жизнь, полная пустых развлечений, беспричинного веселья и кутежа, он отстраняется от общей массы людей, так как видит смысл жизни в изучении природы своей души.
Хочу заметить, дорогие читатели, что на первый взгляд может показаться, что в жизни присутствуют и благость, и страсть, и невежество, одновременно. Так может быть.
Но прежде, чем вы приступите к анализу гуны вашего Сатурна, рекомендую вам это делать в соотношении.
То есть посчитать, какие все же качества присутствуют в вас больше, из 1-го, 2-го или 3-го списка.
Поскольку эти качества могут быть в разных пропорциях. Вывод можно сделать только после того, как вы оцените все 3 гуны и соотнесете их друг с другом.
И конечно же самое главное, что я хотела бы заметить, намного важнее то, к чему вы стремитесь на данный момент, а не то, что в вас проявляется. Подумайте над этим.
Напишите в комментариях, как вам тема о гунах? Узнали ли вы что-то новое из этой статьи? Напишите в какой гуне сейчас пребывает ваш Сатурн? Как всегда, пообщаемся в комментариях с вами.
Копирование частичное или полное ЗАПРЕЩЕНО, без указания активной ссылки на источник!
Астролог Анна Пицхелаури
Три гуны
Если Доши — это компоненты тела, то Гуны являются составляющими ума. Именно они определяют тип личности и то, как будет функционировать мозг человека. Согласно Ведам, все процессы нашего мира: создание, развитие и разрушение, связаны с тонкими силами, которые пронизывают нашу вселенную вдоль и поперек. Эти невидимые субстанции и называются Гунами. На санскрите «Гуна» означает «качество». В Аюрведе они наряду с Дошами составляют фундамент всего учения, но в отличие от телесных составляющих, Гуны характеризуют качества природы в целом и данное понятие применимо абсолютно ко всем процессам, протекающим в мире. Итак, за всё происходящее во вселенной отвечают три элемента: Тамас, Раджас и Саттва, при этом каждый из них характеризуется преобладанием определенной Гуны. Тамас-гуна — это лень, ошибочное восприятие, деградация, беспомощность и депрессия. Раджас-гуна — борьба, беспокойность и возбуждение. Саттва-гуна — невозмутимость, умиротворение, спокойствие, просветление, духовность.
В утреннее и вечернее время преобладает Саттва, днем — Раджас, а после захода солнца все полгащает Тамас-гуна. Как взаимодействуют Гуны?
Гуны не могут существовать изолированно. Им постоянно нужно находиться в каком-либо событии, предмете или теле живого существа. При этом, очень большое значение имеет то, какая субстанция является преобладающей. К примеру, у животных больше Тамаса, у человека — Раджаса, а в ангельских и божественных существах доминирует Саттва.
Людям, желающим жить спокойно, чувствовать гармонию и умиротворение, нужно сбалансировать Тамас, Раджас и Саттву. Когда эти субстанции присутствуют в организме в неверных соотношениях, то человек начинает ощущать себя подавленным, слишком возбужденным и апатичным. Спустя определенное время, если ничего не делать, то это может привести к возникновению серьезных отклонений, например к депрессии.
Очень многое здесь зависит от того, как ведет себя человек, что делает и с кем общается. Так, например, когда мы часто находимся в обществе, где преобладают раздражительные люди, это в результате приведет к телесному и нервному истощению.
Согласно древнему священному тексту индуизма «Бхагавад Гите», в человеческом организме всегда идет борьба между тремя Гунами, однако, какая-то одна из них постоянно доминирует. От их соотношения, собственно, и зависит то, каким характером обладает человек.
Для того чтобы узнать какая из вселенских сил преобладает у вас, достаточно только прислушаться к самому себе, а также проследить за тем, как вы реагируете на определенные жизненные ситуации.
Как влияет Саттва?
Если в сознании доминирует Саттва, то человек очень внимательно относится к другим людям и жизненным ситуациям, он не ищет во всем личную выгоду, становится менее корыстным и более искренним не только по отношению к другими, но и с самим собой. Его душа является радостной, доброй и чистой, что приближает его к божественному. Преобладание Саттвы позволяет человеку успешно учиться, у него хорошо развита интуиция, а также могут быть способности к ясновидению. Для того чтобы в разуме стала преобладать именно эта Гунна, нужно тренировать себя: изучать священные тексты, общаться с мудрецами, отказаться от пищи мясного происхождения и повторять мантры. Ученые, философы и мыслители — это как раз те люди, в чьей душе доминирует Саттва-гуна.
Как влияет Раджас?
Раджас — это Гуна, крторую характеризует высокой активностью. Она предполагает разжигание страсти, полную самоотдачу для достижения поставленной цели и неукротимость желаний. Человек, в котором доминирует эта Гуна, жаждет материальных ценностей, похотлив и склонен к амбициям. Раджас подобен пламени, которое все сильнее и сильнее разжигает восприятие внешнего мира, тем самым вызывая желания. Люди, у которых преобладает данная Гуна, никогда не бывают в полной мере удовлетворены. Из-за Раджаса человек не способен объективно мыслить, он постоянно стремиться заполучить все больше и больше, а также требует, чтобы окружающие признали его исключительность. Обычно такие люди в обществе выступают в качестве лидеров.
Как влияет Тамас?
В том случае, если в человеческом сознании преобладает Тамас, то он очень легко поддается влиянию ложных убеждений и мыслей. Люди с данной Гуной склонны проводить много времени во сне, они часто совершают глупые поступки и не могут регулярно и плодотворно трудиться. Тамас делает из человека невежественное и инертное существо, которое не способно мыслить должным образом. Из-за данной субстанции в душе скапливается тьма, а сознание пропускает ложные знания. Тамасичный человек — это тот, кто больше предпочитает отдых, а не активные действия.
Как управлять Гунами через пищу?
Все люди могут самостоятельно управлять балансом Гун в своем сознании. Сделать это можно как посредствам физической деятельности и смены направления мыслей, так и посредствам изменения привычек питания. Так, для того, чтобы повысить уровень Саттвы нужно есть больше молочных продуктов, круп, фруктов, орехов, меда, бобов и злаков. В том случае, если вы много занимаетесь интеллектуальной деятельностью или практикуете медитацию, то вам нужно пересмотреть свой рацион в пользу именно этих продуктов. Они позволят вам обрести легкость мысли и войти поток, в котором вы сможете намного продуктивнее осуществлять свою деятельность.
В том случае, если вы хотите проявить себя активным, деятельным человеком, и хотите обратить на себя внимание, значит, нужно употреблять Раджасическую пищу. Благодаря такой еде можно обрести чувство уверенности. К ней можно отнести: сахар, соль, чай, кофе, мясо и почти все специи.
В свою очередь Тамасическая пища — это всегда вредная еда. К таковой можно отнести все несвежее, жирное, алкоголь, табак, кондитерские и мучные изделия, а также лекарственные препараты. Из-за всех этих продуктов в разуме начинает доминировать Тамас-гуна, появляется чувство беспокойства, вялости, упадка сил и нежелания чем-либо заниматься.
Федерация йоги России
Телефоны: 8 (495) 215-00-79 +7 (903) 766-94-26 +7 (985) 007-36-66 E-mail: yoga-rf ∂ mail.ru
Что такое Гуны, и как знания о них помогают в жизни и практике?
Гуны – одна из интереснейших тем индуистской философии, встречающаяся во многих древних писаниях, важная как для йоги, так и для аюрведы. Согласно старинным текстам эти силы влияют на всю нашу жизнь, проявляются во всем, что нас окружает, а их понимание способно помочь как в практике йоги или иной ведической системы саморазвития в продвижении по духовному пути, так и в жизни.
Понятие Гун
В переводе с санскрита слово « Гуна» означает « веревка », а в более широком смысле « качество, свойство ». В Йога-сутрах Патанджали говорится, что гуны – «это то, что лежит в основе всех качеств». Доктор аюрведы Дэвид Фроули дает такой перевод этого термина: «то, что связывает душу», что, на мой взгляд, является наиболее емким определением с точки зрения рассмотрения взаимодействия гун с сознанием человека (пуруши).
Гуны – это качество проявленной природы (пракрити), ее базовые свойства. Все многообразие вещей в мире, как физической, так и ментальной природы, возникает в ходе «игры» гун, их взаимодействия, переплетения.
Так, саттва-гуна – это гармонические колебания, раджа-гуна – хаотические, тамас – отсутствие колебаний. Прекрасный пример для понимания того, как гуны формируют окружающий нас материальный мир, дает в своей книге доктор философии, кандидат наук в области психологии, специалист в области аюрведы Рами Блект. Вода в сосуде на микроуровне – это масса беспорядочно колеблющихся частиц (раджас), каждая молекула содержит две молекулы водорода и одну молекулу кислорода, объединенных вместе на фиксированном расстоянии (тамас), в каждом атоме электроны вращаются со скоростью света по своим орбитам, а точнее образует стоячую гармоническую волну (саттва).
С точки зрения процессов тамас – это отсутствие развития, остановка эволюции, разрушение, но в том случае, когда нет энергии для поддержания структуры и созидания нового; раджас отвечает за созидание, как пиковый всплеск творческой, изменяющей (разрушающей через изменение) старое, энергии; саттва – равномерный предсказуемый процесс функционирования и развития.
В рамках сознания человека гуны получают морально-нравственную оценку: так раджас называют гуной страсти, тамас – невежества, саттву – благости. В данной концепции саттва отождествляется с добродетелью, нравственностью, служением другим, саморазвитием, раджас – со страстью, желаниями, яркими эмоциями, неустойчивостью, изменениями, тамас – с заблуждениями, невежеством, саморазрушением, бессознательностью и стагнацией. Таким образом, проявляясь в дуальном сознании человека, саттва является наиболее желанным состоянием разума, а раджас и тамас нежелательны. Но, тем не менее, не все так однозначно: тамас необходим для отдыха, так как сон – это тамасичное состояние, раджас нужен для созидания и изучения нового. Например, участие в каких-то проектах, проявление творческого акта – это раджасические явления.
Вспоминая знаменитую формулу Альберта Эйнштейна, доктор Дэвид Фроули также дает нам пояснение природы гун: E = mc 2 (энергия равна произведению массы на квадрат скорости света), где энергия – раджас, свет – саттва, масса – тамас. Далее он приводит пример, того, как гуны проявляются в человеке, где тело – это тамас, жизненная сила – раджас, ум – саттва.
Хочется отметить, что несмотря на то, что мы можем так уверенно, достаточно четко выделить и описать качества каждой гуны, ни одна гуна не существует сама по себе в чистом виде, гуны всегда и во всем присутствуют вместе, но одна, как правило, преобладает. Об этом мы можем прочитать в древнеиндийском эпосе «Махабхарата», а именно в Анугите (часть четырнадцатой книги «Махабхараты» — «Ашвамедхикапарвы»):
Нерасторжимы качества: саттва, раджас, тамас;
2. Они одно из другого исходят, одно в другом пребывая;
Друг друга поддерживают, друг за другом вращаясь;
3. Поскольку саттва вращается, постольку и раджас – в этом нет сомнения.
Поскольку говорится о тамасе и саттве, постольку о раджасе также.
4. Неразлучные спутники, они совместно совершают дорогу;
Совместно они вращаются, как причина и не-причина.
«Анугита» (XIV, 39, 1 и сл.)
Гуны, как психологические доши
Человеческий ум для адекватного функционирования, психического здоровья и равновесия нуждается в ясности, покое, гармонии. Ум – это область наибольшего проявления в человеке саттвы, он наиболее нуждается в ней. Раджас и тамас являются для ума своеобразными психологическими токсинами и становятся дошами, регулируя работу сознания и определяя его состояние. Равновесие гун регулирует здоровье сознания (психики), также как равновесие дош определяет здоровье физического тела.
При сдвиге в раджас человека захватывает страсть, возбуждение, неконтролируемые желания и влечения, истерики. В тамасе человека охватывает леность, апатия, депрессии.
Мы можем классифицировать людей по трем типам в соответствии с гунами:
Саттвические личности – миролюбивые, уравновешенные, неэгоистичны. Склонны любить, служить другим людям.
Тамасические личности – страдают апатией, инертностью, депрессиями, скукой. Им не хватает мотивации, имеют серьезный дефицит чувств и не могут гармонично выражать себя.
Раджасические личности – активны, возбуждены, амбициозны. Защищают тех, кто им служит и враждебны к тем, кто им противостоит. Ими владеют постоянно изменяющиеся желания, которые так и не выходит удовлетворить. Часто эмоционально возмущаются и агрессивно реагируют на тех, кто мешает им в достижении их целей.
Для гармоничного развития и существования, избавления от страдания и получения радости от жизни человек должен взращивать в себе саттву.
Переизбыток тамаса аюрведа допускает устранять с помощью раджаса. В психологии примером этого может быть психоанализ, вскрывающий глубинные переживания и травмы личности. Переизбыток раджаса устраняется тамасом – это могут быть различные седативные (успокаивающие) травы и препараты. Однако обоими методами нельзя злоупотреблять.
Гуны и наше окружение
Окружающий нас мир – воплощение гун. Контактируя с его проявлениями, мы подпадаем под их воздействие. Общаясь с тамасическим человеком, мы сами попадаем под действие тамаса. Находясь в саттвическом окружении, например, ясным днем на поляне в лесу, мы попадаем под действие саттвы. Цвета, запахи, погода, время суток – во всем этом проявляются ее сущность. Зная природу проявления гун в окружающем мире, мы можем научиться контролировать баланс гун в своей жизни.
Крупные мегаполисы являются средоточиями раджаса. Большой темп жизни, люди захвачены материальными страстями. Небольшие промышленные города с плохой экологией, спальные районы мегаполисов – тамасичны. Парки, леса, все, что связано с природой, пропитано саттвой.
Если же говорить о пище, то можно выделить следующие вкусовые ощущения и связать их с гунами: сладкое, кислое, соленое, острое, горькое, вяжущее. Сладкий вкус относится к саттве, кислое, соленое и острое – к раджасу, горькое и вяжущее – к тамасу.
В саттве пища свежая, натуральная, растительная. В раджасе – пережаренная, пересоленная, слишком острая пища, современные продукты в супермаркетах полные вкусовых добавок. В тамасе пища несвежая, с гнильцой, в том числе – мясные продукты.
Следующие цитаты из Бхагавадгиты раскрывают проявление гун в еде:
Бхагавадгита, XVII, 8
Бхагавадгита, XVII, 9
Бхагавадгита, XVII, 10
Уравновесить гуны в своей жизни мы можем и с помощью цвето-терапии. Используя цвета, оттенки, контрасты соответствующей гуны мы преумножим ее влияние на нашу жизнь. Можно обставить квартиру в соответствующих цветах, использовать лампы и светильники, обои, одежду и т.д.
Раджасичные цвета яркие, кричащие, оттенки пронзительные, с металлическим отливом. Раджасичные контрасты – резкие, образованные противоположными цветами, например, красный с зеленым или синий с желтым. Через свои цвета раджас возбуждает и раздражает ум и чувства. Следует с осторожностью использовать эти цвета для того, чтобы нивелировать тамасичные состояния.
Тамасичные цвета темные, тусклые, мутные. Например, болотный цвет, избыток черного или серого. Они отягощают ум и чувства, делают нас инертными и вялыми. Кратковременное их использование может помочь при раджасичных состояниях.
Базовый саттвический цвет – белый, олицетворяющий чистоту, свет и бога. К саттве также относятся любые гармоничные, мягкие, светлые, природные краски.
Для усиления саттвы важно поддерживать режим. Тамас заставляет ложиться нас задолго после полуночи и вставать после 8 утра, так как тамасичные люди наиболее активны ночью. Раджас заставляет ложиться в полночь-час и вставать в 7-8 утра. При активной саттве, мы ложимся в десять-одиннадцать вечера и встаем в четыре-пять утра. Таким образом, утром с 4 до 10 – это время гуны благости. Именно в это время происходит наиболее гармоничное пробуждение, которое благоприятно для молитвы, изучения священных писаний, медитации, занятий йогой. С 10 утра до 22 часов – время влияния гуны страсти. В это время осуществляется активная деятельность. С 22 до 4 утра – время влияния гуны невежества. Это время сна – погружения в самозабвение.
Гуны и практика йоги
Влияние гун важно учитывать в нашей личной практике йоги. Работа с гунами, пусть и не явный, но важный элемент любого занятия хатха-йогой. На утренних тренировках людям часто характерны тамасичные состояния – вялость, сонливость, леность; вечером проявляется раджас, как результат перевозбуждения после активного дня или также тамас (в результате переутомления).
Таким образом, можно выделить три ступени практики (а также терапии болезней ума в аюрведе):
Для разрушения тамаса можно принимать активные интенсивные комплексы, такие как Сурья Намаскар, виньясы и сукшма-вьяяма. Для усмирения раджаса – успокаивающие и расслабляющие асаны и пранаямы, асаны на баланс. Взращивание саттвы происходит в медитативных практиках и, по сути, может происходить в любом из комплексов, упражнений и практик йоги при высоком уровне выполнения. Саттвическим людям в меньшей степени требуется практика асан, отдается предпочтение релаксирующим, созерцательным и медитативным практикам.
Опосредованно усилить раджас или тамас, а также привести их в равновесие и тем самым достичь состояния саттвы можно используя пранаямы. Так Нади-Шодхана, воздействуя на лунный и солнечный энергетический каналы и балансируя их, полезна как практика для усиления саттвы; Чандра Бхедана Пранаяма воздействует только на лунный канал, усиливая тамас; Сурья Бхеда Пранаяма посредством солнечного канала усиливает раджас.
Достаточно точные инструкции, как освободиться от влияния гун в своей жизни, мы можем получить из древнеиндийского текста «Бхагавата-пурана» или просто «Бхагаватам», где также отмечается важность для этого методов йоги:
«Чтобы избавиться от вожделения, надо твердо решить не идти на поводу у своих чувств. Подобно этому, чтобы победить гнев, надо перестать завидовать другим, чтобы избавиться от жадности, надо обсуждать пагубные последствия накопительства, а чтобы избавиться от страха, надо размышлять об истине. Обсуждая духовные истины, можно одолеть скорбь и иллюзию, служа великому преданному, можно избавиться от гордыни, храня молчание, можно избежать препятствий на пути мистической йоги, а просто перестав потворствовать своим чувствам, можно победить в себе злобу. Проявляя сострадание и никому не завидуя, человек может избавиться от страданий, причиняемых другими живыми существами; медитируя в трансе, он сможет устранить страдания, которые посылает провидение, а практикуя хатха-йогу, пранаяму и другие подобные методы, сможет избавиться от беспокойств, доставляемых собственным телом и умом. Аналогичным образом, усилив влияние гуны благости, особенно в отношении еды, человек должен победить сон. Усиливая влияние гуны благости, нужно победить страсть и невежество, а потом, возвысившись до уровня шуддха-саттвы, надо избавиться и от привязанности к гуне благости. Все это произойдет само собой, если человек с верой служит духовному учителю. Так можно преодолеть влияние гун материальной природы.»
На мой взгляд, существует три поэтапных уровня работы с гунами практикующего (садхака):
Мы живем в мире проявленной природы, выраженной с помощью трех ее качеств – гун. Гуны влияют на нас, наше окружение, нашу практику, качество жизни и сознания. Задача практикующего осознать это влияние и использовать это знание для поддержания своего физического и психического здоровья, а также достижения главных целей практики хатха йоги – душевной гармонии и погружения в самадхи.
Автор: Сергей Тверье
Сертифицированный инструктор хатха-йоги, выпускник Школы инструкторов йоги Федерации йоги России.