Что такое гуманный человек
Что такое Гуманный человек. Нужно определение.
Это тот,
— Кто не будет ради своего удобства или мелкой выгоды делать плохо другим.
— Кто умеет прощать, делать снисхождение за человеческие недостатки.
— Кто любит других людей и не будет делать им гадости или испытывать при этом удовольствие.
ГУМАННЫЙ — (от лат. humanus человеческий). Отличающийся гуманностью (см. это сл.). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А. Н., 1910. ГУМАННЫЙ [лат. humanus] человечный, отзывчивый, отличающийся любовью к людям. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
гуманный — См … Словарь синонимов
ГУМАННЫЙ — ГУМАННЫЙ, гуманная, гуманное; гуманен, гуманна, гуманно (от лат. humanus человеческий) (книжн.). Человечный, отзывчивый, внимательный к чужой личности, культурный. Гуманный человек. Гуманный поступок. Поступать, относиться гуманно (нареч.).… … Толковый словарь Ушакова
ГУМАННЫЙ — ГУМАННЫЙ. лат. человеческий, человечный, людский; свойственный человеку истинно просвещенному; человеколюбивый, милостивый, милосердый. Гуманность ж. человечность, людскость; благодушие, человеколюбие, милосердие; любовь к ближнему. Толковый… … Толковый словарь Даля
ГУМАННЫЙ — (от латинского humanus человеческий), проникнутый любовью к человеку, человечный, направленный на благо других (например, гуманные цели, гуманное отношение) … Современная энциклопедия
ГУМАННЫЙ — ГУМАННЫЙ, ая, ое; анен, анна. Направленный на благо других; человеколюбивый и отзывчивый. Гуманное поведение. Гуманные цели. Поступить гуманно (нареч.). | сущ. гуманность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
гуманный. — гуманный. лат. человеческий, человечный, людский; свойственный человеку истинно просвещенному; человеколюбивый, милостивый, милосердый. Гуманность жен. человечность, людскость; благодушие, человеколюбие, милосердие; любовь к ближнему. Толковый… … Толковый словарь Даля
Гуманный — (от латинского humanus человеческий), проникнутый любовью к человеку, человечный, направленный на благо других (например, гуманные цели, гуманное отношение). … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Гуманный — это какой, что такое гуманность, кто такие гуманисты и каковы их отличительные черты
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Такое качество характера, как гуманность в современном обществе проявляется, к сожалению, все реже и реже.
Быть добрым и отзывчивым становится невыгодно: воспримут за слабого и бесхарактерного, будут пользоваться этим и сядут на шею. Этому есть объяснение – падение общественной нравственности, но речь сейчас не о том.
Что такое гуманность: каковы ее признаки, кого можно назвать гуманным человеком – тема этой статьи.
Что такое гуманность
Сразу стоит разделить два термина – гуманизм и гуманность. Иногда их используют в качестве синонимов, и в широком смысле это правильно: оба понятия «говорят» об одном и том же – о человеколюбии, но подходят к вопросу с разных сторон.
Гуманизм — это теория, содержащую морально-нравственные правила и нормы, передаваемые с помощью речи. А гуманность – это собственно практика или поступки, в основе которых лежит любовь к людям. О последнем и будет разговор.
В переводе с латыни гуманность (humanus) буквально означает «человечный».
В глобальном смысле гуманность — это уважение человека, его личности, сострадание и сопереживание человеческому горю, искреннее желание помогать окружающим, иногда даже жертвуя своими интересами. Это душевное качество людей.
В узком смысле гуманность трактуют, как стремление причинять другим как можно меньше боли и страданий. В толковом словаре русского языка под редакцией Ожегова данный термин имеет следующее определение:
гуманность (гуманный) – это направленность на благо других, отзывчивость. Антонимом данного понятия является жестокость (что это?).
Идея гуманности родилась в эпоху Возрождения. Ее приверженцы пропагандировали терпимость и снисходительность: только так люди могут сплотиться и сделать свое общество крепким и морально здоровым.
И все же истоки любви к человечеству лежат в христианстве, его заветах: «полюби ближнего, как себя самого. Относись к другим так же, как хочешь, чтобы относились к тебе».
Кто такой гуманист
Кто такой гуманист, догадаться несложно. Это и есть индивид, любящий человека и человечество в целом.
Такие личности не делят других на плохих и хороших, принимают их такими, какие они есть на самом деле, прощают оступившихся и дают шансы на исправление, помогают тем, кто в этом нуждается. Они не могут оставаться равнодушными к людскому горю, так как обладают высоким уровнем эмпатии – переживают чужие беды, как свои.
Гуманисты – это добрые люди, не понаслышке знающие о милосердии, безусловной любви, имеющие гибкое мировоззрение: они не ждут от других идеальности, способны войти в любое положение, понять и принять не самые красивые поступки членов общества.
Беспристрастный, максимально объективный, не имеющий жестких установок гуманист – это в первую очередь творческая личность.
Ведь для него нет рамок, он спонтанен, не привязан к «хорошо» и «плохо», стереотипам и условностям, навязанным обществом. Благодаря внутренней свободе, он свободен внешне и потому постоянно получает различный жизненный опыт, развиваясь духовно и физически.
Гуманный — это какой?
Еще раз повторю определение гуманности (но в несколько более развернутом виде), чтобы опираясь на него можно было бы выделить признаки человека, которого с полным основанием можно было бы назвать гуманистом.
Определить гуманного человека можно по следующим трем характерным признакам:
Это делается не за деньги, славу или еще какие-либо бонусы. Намерения таких людей идут от души. Это помощь ради помощи.
Человек, имеющий гуманистический взгляд на мир, может быть донором, помогать детским домам, организовывать бесплатные праздники, ухаживать за стариками в домах престарелых, лечить раненных в зоне боевых действий и так далее.
Иногда для того, чтобы сделать второе, приходится изрядно помучиться в сомнениях. Гуманист – это тоже человек, он должен хоть немного думать и о себе, чтобы жить полноценной жизнью. Если вы стоите в последних штанах, то неразумно будет отдать брюки тому, у кого их нет. Другое дело, если штанов у вас двое.
Если в поступке человека не присутствует этих трех элементов, то говорить о гуманности не приходится.
Нередко бывает так, что люди жертвуют немалые суммы на благотворительность (как это делают филантропы), а потом кричат об этом на всех углах, разве что плакаты по городу не вешают. Такие деяния диктуются тщеславием, а это и есть корысть. Желание помогать не должно сопровождаться ожиданием отдачи, платы за свое добро. Иначе это уже торговые отношения.
Гуманистическая психология
Человеколюбие является центральным принципом гуманистической психологии, которая рассматривает каждого индивида, как уникальную систему, способную к саморазвитию.
Предметами изучения психологов этого направления являются творческие способности, моральные и нравственные принципы, самоактуализация, выбор и ответственность, свобода и любовь. Одним словом – в центре стоит человек и его ценности.
Многие науки изучают человека, его существование, общение с другими, факторы, обуславливающие развитие: история, литература, обществоведение и другие. В связи с этим любая из этих наук имеет приставку гуманистическая. Это значит, что предметом их изучения является человек, его деятельность и взаимодействие с миром.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
К большому сожалению, у нас в обществе постепенно формируется стереотип, что гуманность, это, прежде всего, проявление слабости. В то время, как в странах с развитой демократией, гуманизация общества набирает все большее распространение. Это показатель уровня развития той или иной страны. За гуманизмом будущее, другого выхода у человечества просто нет.
Я не думаю, что гуманисты как-то особо жертвуют собой, своими интересами во имя человека и всего человечества, тут скорее особый склад ума, может характера.
Игорь: резануло про «страны с развитой демократией». Видимо, имеется в виду коллективный Запад. Кровожадный, беспощадный и алчный. Уничтожающий и разграбляющий страны — более 200 войн развязал Запад с момента окончания Второй Мировой Войны.
Это гуманизм? Развал Ливии, Сирии, Ирака, Йемена, Алжира и десятков других стран? Миллионы человеческих жертв. Это гуманизм?
Напрашивается вопрос — Вы дурак или притворяетесь?
Человечность – это достаточно сложное понятие. В нём зачастую принято объединять различные явления – такие, к примеру, как гуманность и гуманизм; несмотря на созвучие этих слов, они не связаны друг с другом по смыслу и в ряде случаев противоположны.
Что такое человечность: краткое определение
Явление человечности распространяется не только на других людей, но и на животных, растения и весь окружающий мир в целом. Так, мы часто слышим призывы быть человечными по отношению к диким и домашним животным – не мучить их, не убивать, не разорять птичьи гнёзда.
Человечность – это одно из наиболее высших проявлений человеческого поведения. Такое поведение – осознанное и приобретённое. Человек не рождается человечным, а становится им в процессе воспитания и накопления жизненного опыта. Ну, или не становится, если воспитание и жизненный опыт не подталкивали к этому.
В чём проявляется человечность: черты характера
Человечность, или гуманность, основывается на альтруизме. Это поведение, в основе которого лежит принцип бескорыстной помощи другим, доброта, самоотверженность. В своей высшей степени альтруизм проявляется в жертвенности: человек приносит свои личные интересы, амбиции, а иногда здоровье и жизнь в жертву ради общего блага или же ради блага каких-то конкретных людей. Противоположностью альтруизму является эгоизм – выпячивание своих личных предпочтений, действия, направленные исключительно на достижение личной выгоды, самолюбие. Точно так же гуманности противостоит жестокость – стремление причинить вред окружающим ради неких личных интересов.
Человечность также базируется на нравственности. Это комплекс правил поведения, которые направлены на реализацию альтруизма и подавление эгоизма.
Человечность неотделима и от силы воли, поскольку она предполагает конкретные действия, направленную активность. Данная активность должна способствовать установлению альтруистических принципов и бороться с чужим или собственным эгоизмом.
Важно, что при осуществлении человечности акцент делается на искреннем желании сделать окружающий мир лучше. «Добрые поступки» человек способен совершать и из иных побуждений. К примеру, антисоциальный человек может «хорошо себя вести», если понимает, что за преступление и вообще за вред окружающим он будет наказан. Такое «доброе поведение» осуществляется исключительно из страха, следовательно, в его основе лежит ненависть.
Точно так же и жертвенность. Нередко бывает, что человеком движет лишь желание покончить с собой. Во время крупных войн многие люди рвались в бой не ради того, чтобы защитить свою страну, а лишь по причине того, что им надоела тяжёлая жизнь и они желают погибнуть, выместив перед этим свою злобу на противнике или просто «повеселившись».
Жертвенность или просто услужливость бывают показными. В основе такого поведения в любом случае лежит эгоизм, а не альтруизм. Человек стремится доказать другим свою правоту, исключительную значимость, своё превосходство. В таких случаях ни о какой человечности не может идти и речи.
С другой стороны, человечность далеко не всегда предполагает какие-то крайности и «экстремальные» поступки. Она выражается во всех наших делах, включая повседневные.
Кроме того, человечность предполагает и адекватную оценку своего положения в мире. Адекватное отношение к другим людям возможно только тогда, когда мы знаем, что не обладаем каким-то существенным превосходством перед ними. Гуманное отношение к животным возможно тогда, когда мы осознаём, что тоже являемся частью животного мира, разве что мы чуть более развиты, чем остальные животные.
Примеры человечности
Мировая литература полна сюжетов, посвящённых «человечному» поведению. Примеры можно перечислять часами. Это и Дед Мазай, спасающий бедных зайцев, и Данко, вырвавший своё сердце для того, чтобы осветить путь другим, и героиня «Аленького цветочка», сумевшая подружиться со страшным на вид чудовищем и даже полюбить его, поборов свой страх. В литературных произведениях чувство любви к конкретному человеку или человечеству в целом толкает персонажей на героические поступки, они рискуют жизнью, но доводят начатое дело до конца.
Человечность культивируется в различных произведениях и памятниках мировой культуры, в религиозных и мифологических произведениях. Так, широко известна буддийская притча о трёх обезьянах, одна из которых не видит зла, другая – не слышит зла, а третья – не говорит (и не совершает) зла. Это, согласно буддийским представлениям, три главные составляющие человечности.
Правда, человечность в религиозных предписаниях зачастую носит непоследовательный и однобокий характер. К примеру, заповеди Ветхого Завета предписывали гуманное и дружественное отношение между «сынами Израилевыми». По отношению к другим народам те же заповеди допускали, а иногда и предписывали необузданную жестокость.
Исключительную гуманность проповедует и индуизм. Зачастую в этой религии этот принцип доводится до абсурда: в некоторых течениях индуизма монахи обязаны ходить с метёлочкой, которой они подметают землю перед собой, чтобы случайно не наступить на какое-нибудь мелкое животное.
Впрочем, религиозные постановления соблюдаются далеко не всегда и не всеми; литературные произведения описывают некие идеалы, которые далеки от действительности. Существуют ли яркие примеры человечности в реальной жизни? Их тоже достаточно много.
В качестве одного из примеров можно привести Турцию. В этой стране с определённого времени культивируется исключительно гуманное отношение к бездомным животным. Уличные кошки и собаки обзаводятся уютными домиками, на которых имеется надпись, призывающая не причинять хозяину домика зла. Во многих турецких городах установлены автоматы, кормящие бездомных животных. Такое отношение к братьям нашим меньшим в «восточной» стране многим может показаться парадоксальным, особенно в сравнении с привычками «цивилизованных» европейцев. В Европе охота, в частности – на редких и исчезающих животных, остаётся одним из самых популярных видов развлечений. Животные убиваются на потеху публике. Конечно, зоозащитники не стоят в стороне, и за последнее время им удалось многое сделать. Дошло даже до того, что в ряде стран стали официально запрещать цирки и некоторые виды зоопарков, поскольку животные в них содержатся в ненадлежащих условиях и нередко подвергаются мучениям – тоже для развлечения досужей публики.
Примеры человечности порой проявляются с неожиданной стороны. Всем известна легенда о Робин Гуде – «благородном разбойнике», который грабил богатых и раздавал награбленное бедным. Реальный прототип Робин Гуда, скорее всего, не был таким благородным, однако в народном сознании родился образ именно такого героя. Подобным персонажем был и Тиль Уленшпигель.
Джек-Прыгун – персонаж мистических городских легенд в викторианской Англии. Это было злобное антропоморфное существо, имевшее пружины на обуви, позволявшие ему высоко прыгать и быстро бегать. Обладал он и другими сверхъестественными способностями. Джек-Прыгун пугал прохожих, грабил одиноких путников и совершал ещё много всякого зла. Однако неожиданную трансформацию этот персонаж претерпел в оккупированной нацистами Чехословакии: здесь на его основе возник народный образ Перака – сверхъестественного существа, который борется с нацистами и помогает несчастным жителям оккупированной страны. Легендарный разбойник снова стал справедливым героем, проявляющим исключительную гуманность.
Проблемы человечности
Как мы показали выше, человечность не всегда проявляется последовательно. Одна из проблем в этом плане – ожидание того, что окружающие оценят твой «добрый поступок». Если человек сталкивается с тем, что адресаты гуманного поведения не оценят оказанной помощи, то зачастую он разочаровывается в людях и в необходимости быть человечным. Эгоистические тенденции берут верх, когда человек чувствует себя уязвлённым.
Происхождение гуманности изучается давно. Многие исследователи убеждены, что такое высшее чувство, как человечность, имеет биологические корни; она или её прообразы наблюдаются и в животном мире; недавние исследования показали, что альтруистические отношения существуют даже среди простейших одноклеточных животных.
Существуют различные биологические предпосылки «человечности». Например, забота о стариках и уважительное отношение к ним появились в обезьяньих стаях, где особи, дожившие до преклонного возраста, играют роль социального резерва: если родители погибнут в схватках с конкурентами или хищниками, то забота об их потомстве переходит именно к старикам.
Также не следует путать гуманность и гуманизм. Последний термин обозначает учение, пропагандирующее превосходство человека, его исключительное положение в природе, в том числе его право изучать и изменять окружающую действительность. Гуманизм давал толчок к всестороннему развитию человека, в том числе расцвет наук и искусств, но он же приводил и к таким печальным последствиям, как уничтожение множества видов животных и растений, порча экологии в угоду достижениям цивилизации.
Что такое человечность: краткое определение
Человечность – это такое качество личности, которое отражает морально-нравственные принципы, а именно – любовь и уважение к другим людям, не причиняя им зла, предлагая сотрудничество и взаимопомощь.
Явление человечности распространяется не только на других людей, но и на животных, растения и весь окружающий мир в целом. Так, мы часто слышим призывы быть человечными по отношению к диким и домашним животным – не мучить их, не убивать, не разорять птичьи гнёзда.
Человечность – это одно из наиболее высших проявлений человеческого поведения. Такое поведение – осознанное и приобретённое. Человек не рождается человечным, а становится им в процессе воспитания и накопления жизненного опыта. Ну, или не становится, если воспитание и жизненный опыт не подталкивали к этому.
В чём проявляется человечность: черты характера
Человечность также базируется на нравственности. Это комплекс правил поведения, которые направлены на реализацию альтруизма и подавление эгоизма.
Человечность неотделима и от силы воли, поскольку она предполагает конкретные действия, направленную активность. Данная активность должна способствовать установлению альтруистических принципов и бороться с чужим или собственным эгоизмом.
Важно, что при осуществлении человечности акцент делается на искреннем желании сделать окружающий мир лучше. «Добрые поступки» человек способен совершать и из иных побуждений. К примеру, антисоциальный человек может «хорошо себя вести», если понимает, что за преступление и вообще за вред окружающим он будет наказан. Такое «доброе поведение» осуществляется исключительно из страха, следовательно, в его основе лежит ненависть.
Точно так же и жертвенность. Нередко бывает, что человеком движет лишь желание покончить с собой. Во время крупных войн многие люди рвались в бой не ради того, чтобы защитить свою страну, а лишь по причине того, что им надоела тяжёлая жизнь и они желают погибнуть, выместив перед этим свою злобу на противнике или просто «повеселившись».
Жертвенность или просто услужливость бывают показными. В основе такого поведения в любом случае лежит эгоизм, а не альтруизм. Человек стремится доказать другим свою правоту, исключительную значимость, своё превосходство. В таких случаях ни о какой человечности не может идти и речи.
С другой стороны, человечность далеко не всегда предполагает какие-то крайности и «экстремальные» поступки. Она выражается во всех наших делах, включая повседневные.
Кроме того, человечность предполагает и адекватную оценку своего положения в мире. Адекватное отношение к другим людям возможно только тогда, когда мы знаем, что не обладаем каким-то существенным превосходством перед ними. Гуманное отношение к животным возможно тогда, когда мы осознаём, что тоже являемся частью животного мира, разве что мы чуть более развиты, чем остальные животные.
Примеры человечности
Мировая литература полна сюжетов, посвящённых «человечному» поведению. Примеры можно перечислять часами. Это и Дед Мазай, спасающий бедных зайцев, и Данко, вырвавший своё сердце для того, чтобы осветить путь другим, и героиня «Аленького цветочка», сумевшая подружиться со страшным на вид чудовищем и даже полюбить его, поборов свой страх. В литературных произведениях чувство любви к конкретному человеку или человечеству в целом толкает персонажей на героические поступки, они рискуют жизнью, но доводят начатое дело до конца.
Человечность культивируется в различных произведениях и памятниках мировой культуры, в религиозных и мифологических произведениях. Так, широко известна буддийская притча о трёх обезьянах, одна из которых не видит зла, другая – не слышит зла, а третья – не говорит (и не совершает) зла. Это, согласно буддийским представлениям, три главные составляющие человечности.
Правда, человечность в религиозных предписаниях зачастую носит непоследовательный и однобокий характер. К примеру, заповеди Ветхого Завета предписывали гуманное и дружественное отношение между «сынами Израилевыми». По отношению к другим народам те же заповеди допускали, а иногда и предписывали необузданную жестокость.
Исключительную гуманность проповедует и индуизм. Зачастую в этой религии этот принцип доводится до абсурда: в некоторых течениях индуизма монахи обязаны ходить с метёлочкой, которой они подметают землю перед собой, чтобы случайно не наступить на какое-нибудь мелкое животное.
Впрочем, религиозные постановления соблюдаются далеко не всегда и не всеми; литературные произведения описывают некие идеалы, которые далеки от действительности. Существуют ли яркие примеры человечности в реальной жизни? Их тоже достаточно много.
В качестве одного из примеров можно привести Турцию. В этой стране с определённого времени культивируется исключительно гуманное отношение к бездомным животным. Уличные кошки и собаки обзаводятся уютными домиками, на которых имеется надпись, призывающая не причинять хозяину домика зла. Во многих турецких городах установлены автоматы, кормящие бездомных животных. Такое отношение к братьям нашим меньшим в «восточной» стране многим может показаться парадоксальным, особенно в сравнении с привычками «цивилизованных» европейцев. В Европе охота, в частности – на редких и исчезающих животных, остаётся одним из самых популярных видов развлечений. Животные убиваются на потеху публике. Конечно, зоозащитники не стоят в стороне, и за последнее время им удалось многое сделать. Дошло даже до того, что в ряде стран стали официально запрещать цирки и некоторые виды зоопарков, поскольку животные в них содержатся в ненадлежащих условиях и нередко подвергаются мучениям – тоже для развлечения досужей публики.
Примеры человечности порой проявляются с неожиданной стороны. Всем известна легенда о Робин Гуде – «благородном разбойнике», который грабил богатых и раздавал награбленное бедным. Реальный прототип Робин Гуда, скорее всего, не был таким благородным, однако в народном сознании родился образ именно такого героя. Подобным персонажем был и Тиль Уленшпигель.
Джек-Прыгун – персонаж мистических городских легенд в викторианской Англии. Это было злобное антропоморфное существо, имевшее пружины на обуви, позволявшие ему высоко прыгать и быстро бегать. Обладал он и другими сверхъестественными способностями. Джек-Прыгун пугал прохожих, грабил одиноких путников и совершал ещё много всякого зла. Однако неожиданную трансформацию этот персонаж претерпел в оккупированной нацистами Чехословакии: здесь на его основе возник народный образ Перака – сверхъестественного существа, который борется с нацистами и помогает несчастным жителям оккупированной страны. Легендарный разбойник снова стал справедливым героем, проявляющим исключительную гуманность.
Проблемы человечности
Как мы показали выше, человечность не всегда проявляется последовательно. Одна из проблем в этом плане – ожидание того, что окружающие оценят твой «добрый поступок». Если человек сталкивается с тем, что адресаты гуманного поведения не оценят оказанной помощи, то зачастую он разочаровывается в людях и в необходимости быть человечным. Эгоистические тенденции берут верх, когда человек чувствует себя уязвлённым.
Происхождение гуманности изучается давно. Многие исследователи убеждены, что такое высшее чувство, как человечность, имеет биологические корни; она или её прообразы наблюдаются и в животном мире; недавние исследования показали, что альтруистические отношения существуют даже среди простейших одноклеточных животных.
Существуют различные биологические предпосылки «человечности». Например, забота о стариках и уважительное отношение к ним появились в обезьяньих стаях, где особи, дожившие до преклонного возраста, играют роль социального резерва: если родители погибнут в схватках с конкурентами или хищниками, то забота об их потомстве переходит именно к старикам.
Также не следует путать гуманность и гуманизм. Последний термин обозначает учение, пропагандирующее превосходство человека, его исключительное положение в природе, в том числе его право изучать и изменять окружающую действительность. Гуманизм давал толчок к всестороннему развитию человека, в том числе расцвет наук и искусств, но он же приводил и к таким печальным последствиям, как уничтожение множества видов животных и растений, порча экологии в угоду достижениям цивилизации.