Что такое гуманизм определение

Значение слова «гуманизм»

Что такое гуманизм определение. Смотреть фото Что такое гуманизм определение. Смотреть картинку Что такое гуманизм определение. Картинка про Что такое гуманизм определение. Фото Что такое гуманизм определение

1. Прогрессивное движение эпохи Возрождения, провозгласившее принцип свободного развития человеческой личности, освобождение человека от оков феодализма и католицизма.

2. Отношение к людям, проникнутое любовью к человеку, заботой об его благе, уважением к человеческому достоинству. Социалистический гуманизм.Гуманизм революционного пролетариата прямолинеен. Он не говорит громких и сладких слов о любви к людям. Его цель: освободить пролетариат всего мира от позорного, кровавого, безумного гнета капиталистов. М. Горький, О культурах.

[От лат. humanus — человеческий]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.

ГУМАНИ’ЗМ, а, мн. нет, м. [от латин. humanus — человеческий] (книжн.). 1. Идейное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человеческой личности и мысли от оков феодализма и католицизма (истор.). 2. Просвещенное человеколюбие (устар.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

гумани́зм

1. истор. идейно-культурное движение в эпоху Возрождения, противопоставлявшее схоластике и духовному господству церкви принцип свободного всестороннего развития человеческой личности

2. книжн. отношение к людям, проникнутое любовью, заботой об их благе, уважением к человеческому достоинству

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое гуманизм определение. Смотреть фото Что такое гуманизм определение. Смотреть картинку Что такое гуманизм определение. Картинка про Что такое гуманизм определение. Фото Что такое гуманизм определениеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: сумрачность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

ГУМАНИЗМ

ГУМАНИЗМ (от лат. «homo» – человек, «humanus» – человеческий, человечный, «humanitas» – человеческая природа) – 1) сложившееся в эпоху Возрождения, преимущественно в Италии, движение образованных людей, объединенное «интересом к античности», изучением и комментированием памятников древнеклассической (прежде всего латинской) литературы; 2) особый тип философского мировоззрения, в центре которого – человек с его земными делами и свершениями, с присущими его природе способностями и влечениями, с характерными для него нормами поведения и отношениями. В широком смысле слова гуманизм – доброжелательное отношение к человеку, утверждающее его свободу и достоинство независимо от каких-либо исполняемых им социальных функций и ролей, усматривающее в нем самостоятельный источник творческих сил. В современной научной литературе под гуманизмом понимается, с одной стороны, вся совокупность антропологических и гуманитарных наук (в этом смысле К.Леви-Стросс говорит о «трех видах гуманизма», последовательно включающих в себя изучение греко-римской античности, цивилизаций Востока и дописьменных культур примитивных народов), с другой – явление духовной жизни, выходящее по своим масштабам далеко за рамки одного лишь западноевропейского Возрождения (напр., для Н.И.Конрада гуманизм времен Ренессанса – лишь одна из исторических форм гуманизма, который существовал в древности, в Средние века, в странах Востока).

Но как бы широко данное понятие ни трактовалось в современной исторической науке, своим возникновением оно обязано прежде всего культурной практике Возрождения, положившей начало – в результате обращения к античности – совершенно новой (светской) культуре, во многом противоположной культуре Средневековья с ее господством религии и Церкви в духовных и мирских делах. Именно в эту эпоху культура начинает постепенно отделяться от культа (процесс, получивший название секуляризации разума и культуры), приобретая самостоятельную значимость и ценность.

Если одни западные историки (напр., П.О.Кристеллер) усматривают в гуманизме эпохи Возрождения всего лишь технический термин, обозначающий определенную педагогическую и культурную программу, набор дисциплин гуманитарного профиля (грамматика, риторика, история, поэтика, этика и др.), то другие (Э.Гарэн), полемизируя с этим, придают этому явлению прежде всего философский смысл, видя в нем принципиально новое по сравнению со средневековым понимание природы и назначения человека. По словам Я.Буркхардта, «именно в Италии эпохи Возрождения человек и человечество были впервые познаны в полной мере и в их глубочайшей сущности. Уже одного этого достаточно, чтобы проникнуться вечной благодарностью Ренессансу. Логическое понятие человеческого (Menschheit) существовало с давних пор, но только Возрождение вполне познало суть этого понятия» («Культура Италии в эпоху Возрождения». М., 1996, с. 306).

В отличие от античного космоцентризма и средневекового теоцентризма новоевропейский гуманизм отстаивает антропоцентрическую картину мира, в которой человек занимает самостоятельное («срединное») место между Богом и природой, небом и землей. В ряду многообразных знаний о внешнем мире и Боге знание о природе самого человека гуманизм считал высшим и единственно доступным для людей видом знания, утверждая при своем возникновении приоритет гуманитарного знания перед естественнонаучным, с одной стороны, и средневековой схоластикой – с другой. По словам Петрарки, одного из первых итальянских гуманистов, «к чему знать свойства зверей, птиц, рыб и змей, если не знать или не желать узнать природу человека, ради чего мы рождены, откуда приходим и куда идем» (цит. по: Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986, с. 45).

Человек рассматривается как свободное существо, способное творить самого себя, придавать себе ту природу, которую он сам пожелает как субъект познания и деятельности, опирающийся в своих действиях на собственный разум и творческие потенции. В этом состояло главное открытие гуманизма, которое получило развитие в рационалистической мысли Нового времени, утверждавшей решающее значение человеческого разума как в познании мира, так и в создании общественно-политических форм человеческого общежития. Наибольшее влияние эта традиция оказала на развитие социально-философской мысли – гуманистический идеал личности как свободной индивидуальности, способной к самосозиданию и творчеству, породил мечту об обществе, в котором эта способность будет полностью реализована в жизни, что привело к возникновению первых коммунистических утопий (Т.Мор, Т.Кампанелла [КАМПАНЕЛЛА] и др.).

Тема кризиса гуманизма и соответственно критики основных установок гуманистического сознания становится преобладающей в 19–20 вв. на постклассическом этапе развития философской мысли, вызванном сомнением в способности человека в условиях современного общества сохранять позицию свободного и автономного субъекта. Уже Ф.Ницше [НИЦШЕ] объявил войну всему «слишком человеческому», усматривая в современности конец христианской культуры и приход в мир «сверхчеловека» с его «волей к власти» (впрочем, вопрос об отношении Ницше к гуманизму до сих пор остается спорным). В 20 в. для романтически и консервативно настроенных критиков западной цивилизации гуманизм – одна из причин резкого снижения духовного уровня, разрыва с морально-религиозными и аристократическими ценностями средневекового общества. Противоядием от «омассовления» культуры X.Ортега-и-Гассет считал «дегуманизацию искусства», разрушение внешнего правдоподобия в художественном произведении. По мнению Н.А.Бердяева [БЕРДЯЕВ], главный изъян гуманизма – в отрыве человека от Бога, в утверждении «человекобожества» (в противоположность «богочеловечеству»), что в конечном счете ведет к самоистреблению человека и иссяканию его творческих сил, возникновению нигилизма (Ницше) и социализма (Маркс).

В других вариантах социально-философской мысли гуманизм сохраняет значение основополагающей культурной ценности, с позиции которой ведется критика капитализма как общества, исключающего подлинную свободу и автономию человека, подчиняющего его власти рационально организованных сил в лице финансово-промышленных корпораций, политической бюрократии и электронных средств массовой информации. Критика эта характерна для многих направлений левого толка и различных представителей неомарксизма [НЕОМАРКСИЗМ], в частности Франкфуртской школы (М.Хоркхаймер [ХОРКХАЙМЕР], Т.Адорно, Г.Маркузе [МАРКУЗЕ]), неофрейдизма (Э.Фромм [ФРОММ]) и др.

Трагическая судьба гуманизма в современном мире – центральная тема экзистенциализма [ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ]. Согласно М.Хайдеггеру [ХАЙДЕГГЕР], несостоятельность новоевропейского гуманизма заключена в абсолютизации им человеческой субъективности как условия познания и покорения внешнего мира посредством науки и техники, в забвении человеком «истины бытия», только и придающей смысл его существованию (см. «Письмо о гуманизме»). Задача человека – не навязывать свою волю сущему, а лишь вслушиваться в голос «бытия», как он звучит в языке, приобщаясь к сакральности действительного мира. Этой в целом антигуманистической позиции Хайдеггера противостоит точка зрения Ж.-П.Сартра, трактующего экзистенциализм как гуманизм, понимая под этим свободу каждого в решении своей судьбы: экзистенциальный гуманизм в отличие от классического апеллирует к человеку не как к родовому существу (трансцендентальному или абсолютному субъекту), а как к конкретному индивиду в уникальности и неповторимости его личного существования.

Линия «теоретического антигуманизма», исключающая из анализа общества и культуры установку на человеческую субъективность, растворяющая человека в различного рода структурах, представлена в современной философии структурализмом и постструктурализмом. Хотя основоположник структурной антропологии К.Леви-Стросс отрицал свою причастность к антигуманизму, именно в лоне этого направления было провозглашено безусловное первенство безличных и объективных структур над индивидуальными и коллективными действиями человека. Такая установка привела в постструктурализме к тезису о «смерти человека» в различных «дискурсивных практиках» (М.Фуко [ФУКО]), к технике постмодернистской «деконструкции» (Ж.Деррида [ДЕРРИДА]), исключающей любые ценностно-мировоззренческие ориентиры и цели.

Поиски новых форм гуманизма, соответствующих духу времени, ведутся в современной западной философии как в т.н. неоязычестве «новых правых», так и в христианской – католической и протестантской – мысли (К.Барт [БАРТ К.], Ричард Нибур [НИБУР РИЧАРД], П.Тиллих [ТИЛЛИХ]), неотомистский проект «интегрального гуманизма» Ж.Маритена. Дискуссия вокруг гуманизма и его судьбы в современном мире указывает не только на глубокий кризис, переживаемый этим мировоззрением, но и на его непреходящее значение для всей истории человечества.

Литература:

1. Конрад Н.И. Об эпохе Возрождения. – Он же. Восток и Запад. М., 1972;

2. Ревякина Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV – первой половины XV в. М., 1977;

3. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978;

4. Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV–XV вв. М., 1976;

5. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Сб. текстов, ч. 1–2. Саратов, 1988;

6. Кудрявцев О.Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». М., 1991;

7. Kristeller Р.О. Studies in Renaissance. Thoughts and Letters. Roma, 1956;

8. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977;

9. Сартр Ж.-Л. Экзистенциализм – это гуманизм. – В кн.: Сумерки богов. М., 1989;

10. Бердяев Н. Смысл истории. М., 1990;

11. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. – Он же. Эстетика. Философия культуры. М., 1991;

12. Леви-Стросс К. Три вида гуманизма. – Он же. Первобытное мышление. М., 1994;

13. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века. Тверь, 1997;

14. Кассирер Э. Натуралистическое и гуманистическое обоснование философии культуры. – В кн.: Постижение культуры. Ежегодник, вып. 7. М., 1998.

Источник

Гуманизм

Гумани́зм (от лат. humanitas — человечность, humanus — человечный, homo — человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный гуманизм).

Содержание

Классификация

В исследовании Ю. Чёрного «Современный гуманизм» приводится классификация гуманистических воззрений, которую в 1949 г. в своей студенческой работе предложил будущий американский исследователь Уоррен Аллен Смит (Warren Allen Smith):

Определения

По определению древнеримского политика и философа Цицерона, гуманизм — высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью.

Гуманизм — демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. Гуманизм не теистичен и не принимает «сверхъестественное» видение реального мира. (англ.) [4]

Гуманизм — это прогрессивная жизненная позиция, которая без помощи веры в сверхъестественное утверждает нашу способность и обязанность вести этический образ жизни в целях самореализации и в стремлении принести большее благо человечеству. (англ.) [5]

Идеи гуманизма в человеческой истории

Неогуманизм (интерес к античности, вновь пробудившийся в конце XVIII — начале XIX века):

Марксистский (социалистический) гуманизм

Согласно марксистской теории, гуманизм — мировоззрение, признающее высшей ценностью человека, его достоинство, благо, свободное гармоничное развитие. Гуманистические идеи как система взглядов зародились в XIV—XV вв., получив значительное распространение и развитие в эпоху Возрождения и буржуазных революций XVII — начала XIX вв. в «борьбе прогрессивных сил против феодально-сословного угнетения и духовной диктатуры церкви».

В марксистской теории на первый план выходит так называемый пролетарский, социалистический гуманизм, который, как утверждается, представляет собой «качественно новый скачок в развитии гуманизма», результат «критической переработки гуманистических идей прошлого».

Особенность социалистического гуманизма состоит в его партийности, классовом (изначально, пролетарском) характере, выдвижении на первый план интересов трудящихся масс, которые противопоставляются интересам «угнетателей» и — в конечном счёте, «буржуазному псевдогуманизму с антикоммунистическим содержанием».

Как заявляется в марксистской теории, мерилом гуманности человеческих поступков является то, насколько они на практике способствуют решению назревших задач общественного прогресса, «освобождению трудящейся личности», созданию социалистического и коммунистического общества.

Отличительные черты марксистского гуманизма:

Согласно марксистской теории, только построение коммунистического общества способно решить такие великие гуманистические задачи, как освобождение трудящихся от капиталистической эксплуатации, политического гнёта, национального порабощения, уничтожение нужды и безработицы широких народных масс, ликвидацию противоположности между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, искоренение бесправия женщин, избавление народных масс от духовного порабощения. [6]

Гуманизм в наши дни

Юрий Чёрный в своей работе «Современный гуманизм» предлагает следующую периодизацию развития современного гуманистического движения:

Современный гуманизм представляет собой многообразные идейные движения, процесс организационного оформления которых начался в период между двумя мировыми войнами и интенсивно продолжается в наши дни. Понятие «гуманизм» как определение собственных взглядов на жизнь применяют агностики, свободомыслящие, рационалисты, атеисты, участники этических обществ (стремящихся отделить нравственные идеалы от религиозных доктрин, метафизических систем и этических теорий с тем, чтобы придать им независимую силу в личной жизни и общественных отношениях).

Организации сторонников гуманистических течений, существующие во многих странах мира, объединены в Международный гуманистический и этический союз (МГЭС). Их деятельность строится на основе программных документов — деклараций, хартий и манифестов, наиболее известными из которых являются:

Существенную роль в развитии гуманистических воззрений, пропаганде гуманистических ценностей и координации усилий гуманистов играют и другие международные и региональные гуманистические организации (Всемирный союз свободомыслящих, Международная академия гуманизма, Американская гуманистическая ассоциация, Голландская гуманистическая лига, Российское гуманистическое общество, Индийская радикальная гуманистическая ассоциация, Международная Коалиция «За Гуманизм!» и др.)

Видные теоретики современного гуманистического движения и сторонники идей гуманизма:

Критика гуманизма в русской философии

Есть истинная и ложная критика гуманизма (гуманитаризма). Основная его ложь в идее самодостаточности человека, самообоготворении человека, т. е. в отрицании богочеловечности. Подъем человека, достижение им высоты, предполагает существование высшего, чем человек. И когда человек остается с самим собой, замыкается в человеческом, то он создает себе идолов, без которых он не может возвышаться. На этом основана истинная критика гуманизма. Ложная же критика отрицает положительное значение гуманистического опыта и ведет к отрицанию человечности человека. Это может вести к бестиализации, когда поклоняются бесчеловечному богу. Но бесчеловечный бог нисколько не лучше и даже хуже безбожного человека. В истории христианства очень часто утверждался бесчеловечный бог, и это и привело к появлению безбожного человека. Но нужно всегда помнить, что отрицание Бога и богочеловечности в поверхностном сознании не означает отсутствия в человеке действительной богочеловечности. В христианстве заложена высшая человечность, так как оно опирается на богочеловечность и на христианский персонализм, на признание высшей ценности всякой человеческой личности. Но в истории христианского мира можно было бы установить три стадии: бесчеловечность в христианстве, человечность вне христианства, новая христианская человечность. [9] [10]

Источник

Гуманизм

Гумани́зм – (от лат. humanitas – чело­веч­ность, humanus – чело­веч­ный) – 1) миро­воз­зре­ние, в центре кото­рого лежит идея о благе чело­века, заботе о его правах на сча­стье, сво­боду, равен­ство, лич­ност­ное раз­ви­тие (и т. п.); 2) эти­че­ская пози­ция, под­ра­зу­ме­ва­ю­щая в каче­стве высшей цен­но­сти заботу о чело­веке и о его благе; 3) система обще­ствен­ного устрой­ства, в рамках кото­рого за высшую цен­ность при­зна­ётся жизнь и благо чело­века (пример: эпоха Воз­рож­де­ния нередко назы­ва­ется эпохой Гума­низма); 4) чело­ве­ко­лю­бие, чело­веч­ность, ува­же­ние к чело­веку и т. п.

Гума­низм офор­мился в Запад­ной Европе в эпоху Воз­рож­де­ния, в про­ти­во­вес пред­ше­ству­ю­щей ему като­ли­че­ской идео­ло­гии аске­тизма, кото­рая утвер­ждала мысль о ничтож­но­сти чело­ве­че­ских потреб­но­стей перед тре­бо­ва­ни­ями Боже­ствен­ной при­роды, вос­пи­ты­вала пре­зре­ние к «брен­ным благам» и «плот­ским удо­воль­ствиям».

Роди­тели гума­низма, будучи хри­сти­а­нами, не ста­вили во главу миро­зда­ния чело­века, но только напо­ми­нали о его инте­ре­сах как лич­но­сти бого­по­доб­ной, обли­чали совре­мен­ное им обще­ство в грехах против чело­веч­но­сти (любви к чело­веку). В своих трак­та­тах они утвер­ждали, что хри­сти­ан­ское учение в совре­мен­ном им обще­стве не про­сти­ра­лось на всю пол­ноту чело­ве­че­ской при­роды, что непо­чте­нием, ложью, воров­ством, зави­стью и нена­ви­стью по отно­ше­нию к чело­веку явля­ются: пре­не­бре­же­ние его обра­зо­ва­нием, здо­ро­вьем, твор­че­ством, правом выбора супруга, про­фес­сии, образа жизни, страны про­жи­ва­ния и многим прочим.

Гума­низм не стал эти­че­ской, фило­соф­ской или бого­слов­ской систе­мой (см. об этом в статье Гума­низм, или Воз­рож­де­ние фило­соф­ского сло­варя Брок­гауза и Эфрона), но, несмотря на его бого­слов­скую сомни­тель­ность и фило­соф­скую неопре­де­лен­ность, в насто­я­щее время его пло­дами поль­зу­ются и самые кон­сер­ва­тив­ные хри­сти­ане. И, напро­тив, редко кто из самых «правых» хри­стиан не ужа­са­ется тому отно­ше­нию к чело­ве­че­ской лич­но­сти, кото­рое при­нято в сооб­ще­ствах, где почи­та­ние Еди­ного Бога соче­та­ется с отсут­ствием гума­низма.

Однако, с тече­нием вре­мени, в гума­ни­сти­че­ском миро­воз­зре­нии про­изо­шла под­мена: Бог пере­стал вос­при­ни­маться цен­тром все­лен­ной, цен­тром все­лен­ной стал чело­век. Таким обра­зом, в соот­вет­ствии с тем, в чем пола­гает гума­низм свой систе­мо­об­ра­зу­ю­щий центр, можно гово­рить о двух видах гума­низма. Изна­чаль­ный – гума­низм теи­сти­че­ский (Иоанн Рей­х­лин, Эразм Рот­тер­дам­ский, Ульрих фон Гутен и проч.), кото­рый утвер­ждает воз­мож­ность и необ­хо­ди­мость про­мысла Божия о мире и чело­веке. «Бог в этом случае не только транс­цен­ден­тен миру, но и имма­нен­тен ему»1, так что Бог для чело­века явля­ется в этом случае цен­тром миро­зда­ния.

В полу­чив­шем широ­кое рас­про­стра­не­ние деи­сти­че­ском гума­ни­сти­че­ском миро­воз­зре­нии (Дидро, Руссо, Воль­тер) Бог пол­но­стью «транс­цен­ден­тен чело­веку, т.е. абсо­лютно непо­сти­жим и недо­сту­пен ему»2, поэтому чело­век ста­но­вится цен­тром миро­зда­ния для самого себя, а Бог только «учи­ты­ва­ется».

В насто­я­щее время подав­ля­ю­щее боль­шин­ство работ­ни­ков гума­ни­тар­ной сферы счи­тает, что гума­низм авто­но­мен, потому что его идеи не могут быть выве­дены из рели­ги­оз­ных, исто­ри­че­ских или идео­ло­ги­че­ских посы­лок, все­цело зави­сит от накоп­лен­ного чело­ве­че­ского опыта по реа­ли­за­ции меж­куль­тур­ных норм сов­мест­ной жизни: сотруд­ни­че­ства, бла­го­же­ла­тель­но­сти, чест­но­сти, лояль­но­сти и тер­пи­мо­сти к другим, сле­до­ва­ния закону и др. Сле­до­ва­тельно, гума­низм уни­вер­са­лен, то есть при­ме­ним ко всем людям и любым соци­аль­ным систе­мам, что нахо­дит отра­же­ние в праве всех людей на жизнь, любовь, обра­зо­ва­ние, нрав­ствен­ную и интел­лек­ту­аль­ную сво­боду и др.3 Фак­ти­че­ски, это мнение утвер­ждает тож­де­ство совре­мен­ного поня­тия «гума­низма» поня­тию «есте­ствен­ного нрав­ствен­ного закона», упо­треб­ля­е­мого в хри­сти­ан­ском бого­сло­вии (см. здесь и далее «Педа­го­ги­че­ское дока­за­тель­ство…»). Хри­сти­ан­ское поня­тие «есте­ствен­ного нрав­ствен­ного закона» от обще­при­ня­того поня­тия «гума­низма» отли­ча­ется только пред­по­ла­га­е­мой при­ро­дой, то есть, тем, что гума­низм счи­та­ется соци­ально обу­слов­лен­ным, порож­ден­ным соци­аль­ным опытом явле­нием, а есте­ствен­ный нрав­ствен­ный закон счи­та­ется вло­жен­ным изна­чально в душу каж­дого чело­века стрем­ле­нием к порядку и вся­че­скому добру. Так как, с хри­сти­ан­ской точки зрения, недо­ста­точ­ность есте­ствен­ного нрав­ствен­ного закона для дости­же­ния хри­сти­ан­ской нормы чело­ве­че­ской нрав­ствен­но­сти оче­видна, то оче­видна и недо­ста­точ­ность «гума­низма» как основы гума­ни­тар­ной сферы, то есть, сферы чело­ве­че­ских отно­ше­ний и чело­ве­че­ского бытия.

Под­твер­жде­нием абстракт­но­сти поня­тия гума­низма служит сле­ду­ю­щий факт. Так как есте­ствен­ная нрав­ствен­ность и поня­тие о любви к чело­веку свой­ственны, в том или ином про­яв­ле­нии, любому чело­ве­че­скому сооб­ще­ству, то и поня­тие гума­низма берется на воору­же­ние прак­ти­че­ски всеми суще­ству­ю­щими идео­ло­ги­че­скими уче­ни­ями, бла­го­даря чему суще­ствуют такие, напри­мер, поня­тия, как соци­а­ли­сти­че­ский, ком­му­ни­сти­че­ский, наци­о­на­ли­сти­че­ский, ислам­ский, ате­и­сти­че­ский, инте­граль­ный и проч. гума­низмы.

В сущ­но­сти, гума­низ­мом можно назвать ту часть любого учения, кото­рая учит любить чело­века в соот­вет­ствии с пони­ма­нием этой идео­ло­гией любви к чело­веку и мето­дов ее дости­же­ния.

При­ме­ча­ния:

1. Осипов А. И. Путь разума в поис­ках истины. (Основ­ное бого­сло­вие). – М.: Брат­ство во имя св. блгв. князя Алек­сандра Нев­ского, 1999. С. 60.
2. Осипов А. И. Путь разума в поис­ках истины. (Основ­ное бого­сло­вие). – М.: Брат­ство во имя св. блгв. князя Алек­сандра Нев­ского, 1999. С. 58.
3. Педа­го­гика: педа­го­ги­че­ские теории, системы, тех­но­ло­гии. М.: Academia, 2003. C. 30–33.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *