Что такое гуманистическая направленность
Гуманистическая направленность личности
Смотреть что такое «Гуманистическая направленность личности» в других словарях:
Гуманистическая психология — – современное направление зарубежной, главным образом американской, психологии. Возникло в начале 50 х гг. XX в. как реакция на позитивизм, бихевиоризм и эмпиризм в психологии. Начало гуманистической психологии положили работы Ш. Бюлер (1893).… … Словарь-справочник по социальной работе
Психология личности — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. Психология личности раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы. Акцент д … Википедия
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) — VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… … Большая советская энциклопедия
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия
Деонтоло́гия медици́нская — (греч. deon, deontos должное, надлежащее + logos учение) совокупность нравственных норм профессионального поведения медицинских работников. Понятия «медицинская деонтология» и «медицинская этика» не тождественны. Проблема долга одна из основных… … Медицинская энциклопедия
Когнитивная психотерапия — (англ. Cognitive therapy) одно из направлений современного когнитивно бихевиорального направления в психотерапии, разработанное А. Беком и опирающееся на положение об определяющей роли познавательных процессов (и в первую очередь мышления) в… … Википедия
Маяковский Владимир Владимирович — [7(19).7.1893, село Багдади, ныне посёлок Маяковский Грузинской ССР, ‒ 14.4.1930, Москва], русский советский поэт. Родился в семье лесничего. После смерти отца семья переехала в Москву (1906). М. учился в московской гимназии. Общался со… … Большая советская энциклопедия
Маяковский — I Маяковский Владимир Владимирович [7(19).7.1893, село Багдади, ныне посёлок Маяковский Грузинской ССР, 14.4.1930, Москва], русский советский поэт. Родился в семье лесничего. После смерти отца семья переехала в Москву (1906). М. учился в… … Большая советская энциклопедия
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. В составе СССР. Искусство РСФСР, занимающей большую часть территории Советского Союза, включает ряд национальных художественных культур, ведущей среди которых является русская. В тесном взаимодействии с ней развиваются культуры… … Художественная энциклопедия
Когнитивно-поведенческая психотерапия — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Когнитивно … Википедия
Что такое гуманистическое мировоззрение
Гуманистическое мировоззрение отражает систему взглядов, признающих ценность человеческой личности, утверждающих право индивида на свободу, развитие, счастье. Концепт гуманности определяет благо индивида, как основной оценочный критерий деятельности социальных институтов. В контексте гуманистической психологии желаемые нормы взаимоотношений между людьми – равенство, справедливость, доброта, сострадание.
Определение в психологии
Гуманистическое мировоззрение – это идеология, которая определяет абсолютную ценность и значимость человеческой жизни. В рамках идеи отвергается разделение людей по национальному, экономическому или другим признакам. В контексте идеологии формируются этические установки, которые предполагают ответственность каждого члена социума, в том числе ученых и политиков.
Необходимость отвечать за действия обусловлена возможными негативными последствиями деятельности людей для человечества и окружающей среды. В первую очередь это касается научных открытий и принятых политических решений, способных нанести вред природе, физическому и психическому здоровью членов общества. Гуманизм, как мировоззрение, следует рассматривать с учетом значения термина.
Слово «humanitas» в латинском языке означает «человеколюбие». Идеи гуманизма с древних времен вели человека к вершинам развития, вселяли надежду на счастливое будущее, стимулировали улучшать условия жизни, как уже было упомянуто в философских источниках. В современном обществе на фоне улучшения материального благополучия нередко наблюдается духовное обеднение личности, отчужденность, жестокость, бесчувствие.
Гуманность и милосердие – понятия, основанные на единых взглядах и жизненных ценностях. Милосердие рассматривается психологами как готовность помочь ближнему из человеколюбия, сострадания. Принципы гуманизма – фундамент знаний, которые служат объединению людей, препятствуют духовной и нравственной деградации личности. Гуманистические взгляды – это совокупность принципов, которые отражают общечеловеческие ценности и приоритеты:
Гуманный и гуманистический – близкие по смыслу понятия, которые определяют характеристики человека (в первом случае) или особенности взглядов, принципов, общества (во втором случае). Простыми словами, гуманный человек отличается гуманистическими взглядами. Общая характеристика гуманизма включает совокупность таких воззрений, как признание, принятие и уважение прав и свобод личности.
Ценность каждого индивида – неоспоримый тезис и непререкаемый ориентир независимо от уровня его благосостояния и занимаемого положения в обществе. В центре гуманистической системы – интересы индивида. Гуманное отношение к окружающему миру предполагает проявление чуткости, отзывчивости ко всему живому – людям, представителям фауны и флоры. Гуманные цели:
О гуманистической направленности личности говорят, когда поведение индивида соотносится с нормами этики и гуманистической морали. Потребности – основные структурные компоненты, определяющие направленность личности. Идеал – ориентир, который выступает в качестве эталона. На основе идеала формируется система нравственных устремлений, определяется система критериев, которые служат опорой при оценке поступков и поведения в разных жизненных ситуациях.
В значениях слов «гуманизм» и «гуманность» отсутствует разница, если речь идет о проявлении человеколюбия и сострадания, доброжелательном отношения к человеку. Определение слова «гуманизм» во втором значении подразумевает прогрессивное движение, зародившееся в эпоху Возрождения, направленное на формирование новых взглядов, свободных от застойных влияний феодализма и католицизма.
Гуманисты эпохи Возрождения провозгласили свободу личности, обозначили право человека на удовлетворение потребностей и счастье, выступили против религиозных догматов, принуждающих к аскетизму и всесторонним ограничениям. В представлении современных философов гуманизм – забота о благе людей, создание условий, благоприятных для развития личности и комфортной жизни.
Теория Маслоу
Автор теории гуманистической психологии А. Маслоу утверждал, что каждый человек – уникальное целое. Гуманистическая психология представляет собой совокупность теоретических подходов к понятию личности и природы человека. Американский психолог рассматривал отдельного человека, как цельную индивидуальность, которую некорректно рассматривать как набор дифференцированных компонентов.
Маслоу утверждал, что мотивация влияет на поведение индивида в целом, а природа человека характеризуется, как нейтральное или положительное начало. В этом вопросе взгляды Маслоу кардинально противоположны мнению Фрейда, который относился к природе человека с пессимизмом, считал, что поведение индивида определяют бессознательные, иррациональные силы.
По мнению Маслоу, жестокость, бессердечие, желание крушить и разрушать возникают вследствие фрустрации – невозможности удовлетворить потребности. Индивид, осознающий самоценность, способен к самосовершенствованию и саморазвитию. Маслоу придерживался позитивного взгляда на человечество, возвышая личность, ведущую осмысленную, значительную жизнь.
В рамках мировоззренческой позиции Маслоу акцентировал внимание на творческом потенциале индивида. Он полагал, что творческие способности заложены в каждом человеке от рождения. Любая форма творчества ведет к самовыражению и самореализации. Чрезвычайно важной в теории Маслоу представляется мотивация, которая стимулирует определение личных целей и их достижение.
Маслоу полагал, что человек редко достигает состояния полного удовлетворения. Индивиду свойственно желать, удовлетворять потребности и ставить перед собой новые задачи, обусловленные новыми желаниями и потребностями. В иерархии потребностей на первом месте находятся физиологические нужды (желание есть, пить, спать). Индивид нуждается в защите и чувстве безопасности, в любви и самоуважении, в личном самосовершенствовании.
Признаки
Гуманистическое мировоззрение впервые стало складываться в результате стремления человека объединить желаемое и действительное. Гуманность, как сущность отношения к ближнему, определил древнегреческий философ Панетий Родосский, живший в 185-110 годы до нашей эры. Гуманные качества – это совокупность свойств, которые указывают на приоритетную ценность человеческой жизни. Признаки гуманной личности:
Диалог в контексте гуманистического отношения к окружающим характеризуется социальной природой, является реализацией потребности общаться, сотрудничать, взаимодействовать, заниматься совместным творчеством. В структуре диалога преобладают когнитивный и чувствительный компоненты, что отражается в характеристиках взаимоотношений:
Гуманисты не приемлют иных целей и задач кроме поиска способов взаимопонимания между людьми, построенных на принципах безопасности, психической комфортности, ситуативной адаптивности и адекватности. Выделяют виды гуманизма – либеральный, социалистический, эволюционный.
В первом случае предполагается высшая ценность каждого отдельного человека. Для социалистического гуманизма характерно доминирование интересов коллектива над потребностями и желаниями отдельной личности. Эволюционный гуманизм отражает теорию о высшей ценности человека, который в процессе эволюции развивается или деградирует.
Современный гуманизм
Мировоззрение неразрывно связано с моралью, общими правилами нравственности. Став целостной, сформировавшейся личностью, индивид намечает цели и осознает смысл жизни. Человек, который придерживается принципов добра, честности, порядочности, благородства и других нравственных идеалов, демонстрирует значимые в контексте пользы обществу модели поведения и ориентиры деятельности.
Выбранные ценности, в том числе гуманистические, служат основанием оценки событий, явлений, направляют процессы целеполагания и будущую деятельность. Современный гуманизм отражает гармонизацию взаимодействия социальных и природных систем. Отношения в рамках элементов человек-общество-природа строятся на основе принципов:
По мнению многих философов, в том числе И. Канта, совершенствование и прогрессивное развитие индивида невозможно без формирования планетарного сознания (приоритет общечеловеческих ценностей над частными интересами). Концепт современного гуманизма предусматривает укрепление психической конгруэнтности – достижение состояния, когда индивид пребывает в согласии с собой и внешним миром.
Примеры
Примеры гуманности – благотворительность, волонтерство, что предполагает бескорыстную помощь нуждающимся людям и животным. Примером гуманистического общения в семье служит забота, помощь, внимание к своим детям, друзьям, возлюбленным. Примеры гуманизма в жизни ассоциируются с работой врачей, спасателей, пожарных.
Пример гуманности членов общества – признание ценности человека по факту его рождения, реализация понятий человечности, когда обеспечивается равное отношение к людям разных национальностей независимо от уровня дохода, внешней привлекательности, наличия образования. Понятие гуманности предполагает:
Гуманистическое мировоззрение – способность и желание относиться к каждому человеку по-доброму независимо от его национальной принадлежности и социального статуса, проявлять к окружающим уважение и великодушие.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
Аннотация: Статья посвящена процессам развития гуманистической ориентации личности будущего педагога. Рассматриваются пути совершенствования личностных качеств. Обосновываются направления организации деятельности педагога на основе гуманистической парадигмы.
Ключевые слова: гуманистическая ориентация, педагогическая конфликтология, деятельность педагога.
Abstract: The article is devoted to the processes of development of humanistic orientation of the personality of the future teacher. The ways of personal qualities improvement are considered. The directions of the organization of activity of the teacher on the basis of a humanistic paradigm are proved.
Key words: humanistic orientation, pedagogical conflictology, teacher’s activity.
Цель гуманистической направленности педагога – пробудить, спровоцировать к жизни внутренние силы учеников и направить их на наиболее полное и свободное развитие личности. Данные направленности осуществляется в педагогике, которая создает обстановку для творчества и саморазвития личности ребенка, дает ученику осуществлять его собственный выбор, дает право на ошибку и высказывать свою точку зрения. Осуществляя воспитательную работу ребенка, учитель не запрещает, а дает направление действиям детей, не заставляет, а убеждает, не распоряжается, а проявляет помощь в организации собственной деятельности детей.
Фундаментом педагогической направленности личности учителя может являться ориентир на ученика, на цели педагогической работы, на ученический коллектив в целом и на профессиональное самоутверждение.
Однако, только ориентир на достижение основной задачи педагогической работы — формирование условий для многостороннего, слаженного формирования личности ученика — будет являться гуманистической.
Для начала необходимо раскрыть понятие «гуманизм». Гуманизм (в широком смысле, от лат. humanus — человечный) обозначает принятие ценности индивида как личности, его вольный выбор на свободное развитие и выражение собственных возможностей. Исходя из данного понятия, установление блага индивида обязано быть аспектом оценки степени формирования общества в целом. [3]
Данное понятие напрямую связано с деятельностью педагога, задачей которого является проявление воздействия на поведение человека с целью его дальнейшей модификации, то есть реализовать преподавательское влияние гуманистического, а не авторитарного характера.
В деятельности педагога необходимо придерживаться гуманистической направленности. Это значит, что вся деятельность преподавателя должна соответствовать интересам личности ученика. Педагогу необходимо организовывать работу, просвещающую и обучающую индивида, а также помогающую, в правильной мере, предотвратить возникновение конфликтов с окружающим обществом и внутри самого индивида [5].
В данной трактовке под гуманистической направленностью понимается, что главными задачами ориентированно-личностной педагогики является оказание содействия индивиду в определенности отношения к самому себе, обществу и к личной профессиональной деятельности [3].
Однако каждая практическая деятельность индивида будет являться отображением работы его интеллектуальной сферы, вырабатывающая так называемую профессиональную и житейскую философию, которая складывается на базе определенных программ-принципов.
Из этого следует, что какие принципы, такие и убеждения, суждения, взгляды, потребности, такой и станет сущность фактической деятельности, её ресурсы, способы и методы. [1]
Работа педагога нуждается в развитии ряда волевых качеств и свойств:
1. Целеустремленность, которая порождает активность в творчестве;
2. Самообладание – умение совладеть собой, преодолеть страх, робость и смущение;
3. Настойчивость, выражающаяся в требовательности и умении поочередно достигать четкого исполнения собственно поставленных задач;
4. Терпение, которое обеспечивает подготовленность разъяснять ещё и ещё раз, не принимая во внимание раздражение;
5. Решительность, которая позволит найти наиболее эффективный способ воздействия и не растеряться в трудной ситуации;
6. Инициативность, которая проявляется в желании усовершенствовать сущность и содержание своей работы;
7. Организованность, которая является определенным условием планомерности воспитательного процесса. [2]
Таким образом, гуманистическое направление личности педагога будет являться основным видом ориентированности. Оно определяет гуманистический характер профессиональной работы, которая выражается в понимании, разработке и реализации задач по реализации оказания педагогической помощи ученикам в их личностно-индивидуальном становлении и развитии. Гуманистическое направление личности индивида формируется на основе общесоциальных ценностей [6]. В нынешней педагогической культуре, которая является составляющей общесоциальной культуры, на главном месте находятся прогрессивные концепции, которые утверждают потребность уважительного отношения к личности ученика, защиту и признание его прав на развитие и свободу, демократические и гуманистические принципы его образования и воспитания [4]. Формирование гуманистической направленности собственной личности является одним из главных факторов успеха в профессиональной работе, поэтому будущему педагогу нужно в самом начале своей карьеры активно вникать в процесс профессионального самосознания.
1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили.– М., 1996.
3. Николаева А.А., Савченко И.А., Зиновьева Н.А. Роль учителя в обеспечении информационной безопасности современных школьников // Образовательные ресурсы и технологии. 2018. № 1 (22). С. 27-32.
4. Николаева А.А., Савченко И.А., Степанова О.С. Роль учителя в профилактике конфликтов посредством информационной безопасности в
образовательном учреждении // Научно-педагогическое обозрение. 2018. Вып.2 (20). С. 125-130.
5. Савченко И.А., Сошникова К.М., Скундина Е.А., Борисов А.А. Актуальные проблемы управления образованием в современной России // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-1 (68-1). С. 191-194.
6. Фролова Н.А., Николаева А.А. Влияние семейной межпоколенной трансмиссии на социальную активность студенческой молодежи // Среднерусский вестник общественных наук. 2012. № 3. С. 98-105.
Гуманистическая направленность педагогической деятельности.
Необходимо отметить, что педагогическая направленность личности учителя может проявляться по-разному. Он может быть ориентирован на профессиональное самоутверждение, на средства педагогического воздействия, на ученика, на ученический коллектив, на цели педагогической деятельности. И только направленность на достижение главной цели педагогической деятельности — создание условий для всестороннего, гармонического развития личности будущего взрослого — может быть признана гуманистической.
Сначала проясним и уточним понятия «гуманизм», «гуманность». В самом широком смысле гуманизм (от латинского humanus — человеческий, человечный) означает признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Тогда утверждение блага человека должно стать критерием оценки уровня развития общества. Гуманистические идеи, зародившиеся в эпоху античности, нашли свое развитие в трудах многих мыслителей. Во времена эпохи Возрождения гуманизм являлся определенным вольномыслием, которое противостояло средневековой схоластике и духовному, догматическому господству церкви. Идеи признания человека высшей ценностью, уважение к личности человека, идеи Духовности являются неотъемлемой частью культуры любого народа. Гуманность понимается как человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека. А гуманное отношение к человеку подразумевает нетолько восприятие и оценку его положительных качеств, но и комплексное восприятие его личности такой, какой она есть. В этом смысле гуманное отношение к людям направлено на укрепление веры человека в самого себя, его творческое развитие и самосовершенствование.
Гуманизм, как представляется, это не абсолютизированное всепрощение и скорбная покорность в отношении несовершенства человека, а активное позитивно-конструктивное отношение к нему как свободно реализовать свои творческие потенции во благо себе и окружению. Данное понимание имеет прямое отношение к деятельности педагога, задачей которого можно считать оказание влияния на поведение другого с целью его последующего изменения, то есть осуществить педагогическое воздействие гуманистического, а не авторитарного характера.
Педагогическая деятельность должна иметь гуманистическую направленность. Это означает, что все действия педагога подчинены реальным интересам личности ребенка, учащегося, взрослого человека. В отличие от психотерапевта, действующего с клиентом только в случае возникновения у такого тревожных состояний по мироощущению и по инициативе клиента, педагог должен организовать такую деятельность, которая бы не только просвещала и обучала другого человека, но и в известной мере предвосхищала бы возникновение тех самых конфликтов и несогласий с окружающим миром и внутри самого человека. В этом смысле гуманистическая направленность полностью отвечает основным задачам личностно-ориентированной педагогики — оказать содействие человеку в определении отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру и к своей профессиональной деятельности. Но любая практическая деятельность человека есть отображение деятельности его интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер (внутреннее поведение), вырабатывающих некую житейскую и профессиональную идеологию, сложившуюся на основе определенных принципов-программ. Следовательно, каковы принципы, таковы и взгляды, суждения, убеждения, потребности, таково и будет содержание его практической деятельности, ее средства, методы и способы (Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Курс лекций. Ч. 1. М., 1996. С. 292—294).
Таким образом, гуманистическая направленность личности учителя является ведущим типом направленности, она предопределяет гуманистический характер профессиональной деятельности, выражающейся в осознании, разработке и реализации задач по оказанию педагогической помощи воспитанникам в их индивидуально-личностном развитии и становлении. Гуманистическая направленность личности формируется на базе общечеловеческих ценностей (специфических социальных определений объектов окружающего мира, выявляющих их положительное или отрицательное значение на человека и общество: благо, добро, зло, прекрасное, безобразное). В современной педагогической культуре, являющейся частью культуры общечеловеческой, достойное место занимают прогрессивные концепции, утверждающие необходимость уважительного отношения к личности ребенка, признание и защиту его прав на свободу и развитие, гуманистические и демократические принципы его воспитания и образования. Будущему учителю необходимо с самых первых шагов в овладении профессией активно включаться в процесс профессионального самоосознания с целью формирования гуманистической направленности собственной личности, поскольку она является одним из важнейших факторов успешности профессиональной деятельности.
Гуманистический подход в образовании в современных условиях
Галина Алексеева
Гуманистический подход в образовании в современных условиях
Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. В решении данной проблемы определяющее значение приобретает гуманизация образования, которое в современных условиях становится одним из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность исследования гуманистической направленности образования определяется необходимостью решения задачи нравственного воспитания подрастающего поколения. Гуманизация подразумевает вернуть утраченную некогда духовность и человечные взаимоотношения. Из истории известно, что подобное желание возникает на краю гибели, когда ясно, что без человека, развития его духовности, обогащения его внутреннего мира нравственной ориентации прогресс и приобретения различных наук утрачивают всякий смысл или работают против человека.
Гуманизм – это система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе. Высшим гуманистическим смыслом развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия, создание условий для свободного развития каждого человека.
Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни в России поставили перед необходимостью реформирования образовательной системы. В основу государственной политики Российской Федерации в области образования положены идеи гуманизации. Они нашли отражение в Конституции Российской Федерации, Законе РФ «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного Стандарта в дошкольном образовании. Преобразовывать внутренний мир индивида на основе гуманистических идеалов, целенаправленно формировать нравственные качества, повышать уровень культуры и профессиональной подготовки человека – таковы функции современного образования.
Следует отметить, что проблема гуманистического воспитания ребенка привлекала внимание многих замечательных педагогов прошлого за рубежом (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо) и в России (Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский). Они считали совершенной саморазвивающуюся природу ребенка, в природной среде видели идеальные условия для проявления человеческой натуры и формирования каждой личности. Идея экологии (эко в воспитании) не является чем-то новым, она проходит красной нитью через все прогрессивные гуманистические педагогические учения. Проблема экологизации, материальной и духовной деятельности человека в современном обществе стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для нас дома – нашей Земли.
Другой, интересный, на наш взгляд подход, изложен в концепции руководителя авторского коллектива Газмана О. С.
Основные задачи педагогической работы направлены на формирование способности личности к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Основные направления воспитательной деятельности отражены в целевых программах.
Воспитание в таком понимании направленно на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем. Что требует от обращения человека » внутрь себя «, к своим истокам. Воспитание есть поиск личностью (самостоятельно и с помощью наставника) способа построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе,оно соотносится с поиском ответов на вопросы: кто я? как я живу? зачем так поступать? чего хочу от жизни? от себя? от других? куда двигаться дальше?
Бесценными пособиями для современных учителей и воспитателей являются труды педагогов-новаторов Ш. А. Амонашвили и В. А. Сухомлинского. Шалва Александрович Амонашвили – учитель начальных классов, видный грузинский ученый, доктор психологических наук, профессор. Ш. А. Амонашвили считает, что эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей младшего школьного возраста всецело зависит от личности учителя. Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.
К числу единомышленников Ш. А. Амонашвили, разделяющих его взгляды на необходимость гуманистической направленности деятельности педагога, следует отнести В. А. Сухомлинского. Сухомлинский учит, что педагог, воспитатель призван чувствовать в каждом своем воспитаннике активное существо, читать его душу, угадывать его сложный духовный мир, но при этом – беречь, щадить его неприкосновенность, уязвимость, ранимость его. Вся жизнь должна обогатиться всей гаммой интересов детей. Радость жизни ребенок ощутит только в том случае, если на занятии царит духовная общность между воспитателем и детьми.
Российские дошкольные образовательныеучреждения в своей деятельности решают комплекс задач: осуществлять охрану жизни и здоровья детей; обеспечивать их интеллектуальное, личностное и физическое развитие; приобщать к общечеловеческим ценностям; взаимодействовать с семьей в интересах полноценного развития ребенка. Образовательный процесс в детском саду тесно связан с нравственным воспитанием. Педагогическое творчество – непременное условие современного педагогического процесса, центральной фигурой которого стал ребенок. Ребенок, представляя собой неповторимую личность, требует и особых, индивидуализированных способов воздействия и форм общения.
Таким образом, ведущим направлением гуманизации образования считается самоопределение личности в культуре, ее приобщение к национально-культурным традициям. Современный этап развития общества определяет направления совершенствования системы образования, предусматривает новые, более гуманные подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения.
Результатом гуманистической направленности образования должно явиться становление как личности человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному интеллектуальному усилию, уважающему себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях и открытого для восприятия иного мнения и неожиданной мысли.
Участие в конференциях 2013 года 2013 году я принимала очное и заочное участие в педагогических конференциях различного уровня. За участие получила Сертификаты и Дипломы,.