Что такое гцп в узбекистане
Глава ГЦП рассказал, когда в Узбекистане появятся ID-карты и что сейчас мешает их внедрению
«Изначально проект по ID-картам был пилотным. Для чего вообще делается пилотный проект? Это необходимо, чтобы оценить, насколько на сегодняшний день стране нужны эти ID-карты. После проведения пилота стало понятно, что технически ГЦП уже готов их внедрять, но здесь главное функциональность карт, чтобы наши граждане не мучались из-за отсутствия инфраструктуры, поэтому было принято решение все делать поэтапно», – сообщил Тураходжаев.
По его словам, Государственный центр персонализации сейчас разрабатывает цепочку технологического процесса изготовления карт и механизм подготовки государственных органов к внедрению и их использованию. Затем, добавил он, начнутся поэтапные работы в регионах для создания необходимой инфраструктуры.
«ID-карты – появятся обязательно, но они будут вводиться поэтапно с 2021 года, а возможно и ранее. Но мы должны к этому хорошо подготовиться. Если мы всю персональную информацию внесем в чип карты, вся республика должна быть готова к их внедрению. То есть если гражданин идет в какое-либо государственное ведомство, то там должно быть соответствующее устройство, которое сможет с этой картой работать», – сказал Нажмиддин Тураходжаев.
Напомним, что ID-карты будут содержать единый номер идентификации каждого гражданина страны, его персональные данные для установления личности при получении государственных услуг. Они должны заменить собой большинство существующих сегодня документов: свидетельство о рождении, браке и тому подобное. Все эти данные будут размещаться на электронном носителе карты.
Исключение составят лишь водительские права, которые, как и прежде, нужно будет получать отдельно.
Процесс оформления загранпаспорта будет «максимально автоматизирован»
Оформление загранпаспорта будет максимально автоматизировано, достаточно будет заполнить анкету и сдать биометрические данные, сообщил директор Государственного центра персонализации.
Директор Государственного центра персонализации (ГЦП) при Кабинете Министров Узбекистана Нажмиддин Тураходжаев рассказал «Газете.uz» подробности о внедрении паспорта для выезда за границу. Накануне Президент Шавкат Мирзиёев своим указом утвердил введение с 1 января 2019 года заграничного паспорта и отмену стикера разрешительной записи для выезда за границу с этой же даты. Для интервью использовались вопросы, заданные читателями в комментариях.
Паспорт является документом безопасности как для гражданина, так и для государства. Для чего вводятся визы? Чтобы обеспечить безопасность каждого государства. И перед выпуском гражданина за рубеж мы берем на себя ответственность, что ему можно доверять и выдавать визу. Это в рамках международного опыта.
С введением нового документа народ никаких неудобств не испытает. Как люди пользовались своими паспортами, так и будут пользоваться.
Рабочей группой была проведена серьезная работа в части изучения миграционных потоков — в какие государства больше всего едут наши граждане. Исходя из этого и определен срок — 1 января 2019 года, чтобы в подразделениях Министерства внутренних дел не было ажиотажа.
Важно, что весь процесс будет максимально автоматизирован. На базе биометрической паспортной системы создана огромная инфраструктура, включающая всех участников проекта — Министерство иностранных дел, все территориальные подразделения внутренних дел.
На базе биометрической паспортной системы создана база физических лиц, этой базой пользуется система электронного правительства. Пользователь, зарегистрировавшийся в системе электронного правительства, в обязательном порядке проходит идентификацию в этой базе. Точно такая же система будет в пункте сбора данных — территориальном подразделении миграции и оформления гражданства.
В действующей системе стикеры разрешительной записи выдаются в Ташкенте в районных подразделениях, а в областях — только в областных центрах. Человек, живущий в 200 км от центра, вынужден приехать и отстоять очередь. Чтобы исключить эти проблемы, они учитываются в разработке проекта положения о паспортной системе и порядке выезда за границу. Для получения заграничного паспорта человек сможет обратиться по месту постоянной прописки, там будут решаться все вопросы.
Известно, что раньше было много волокиты со справками. Теперь внедряется система «единого окна» — человек пришел и сдал заполненную анкету. Все будет проверяться на месте, ничего не надо будет собирать, представитель госоргана сам этим займется.
До конца года МВД совместно с ГЦП должно подготовить проект положения о паспортной системе и порядке выезда за границу. В нем будут оговорены все сроки. Система будет реализована на базе действующей биометрической системы, она показала свою эффективность, и на сегодняшний день все госорганы пользуются ею — система электронного правительства, таможня, МВД, Минюст, ЗАГСы.
Прорабатывается вопрос подачи заявлений через интернет. В систему будут внедрены электронные очереди и электронные платежи.
Для реализации проекта ГЦП предстоит провести соответствующие организационно-технические мероприятия, связанные с разработкой системы, внедрением, изготовлением образцов документов, заказом буклетов. К 1 декабря 2018 года все должно быть готово.
С внедрением новой системы должна быть решена главная задача — идентифицировать человека при пересечении границы, в том числе для борьбы с разными угрозами, к примеру, торговлей людьми.
Если говорить о сроках оформления паспорта, то сейчас рассмотрение документов занимает 15 дней, с внедрением новой системы срок будет сокращен до 10 дней.
По международному опыту: в изученных 29 странах срок получения паспорта — от 10 до 60 дней. Мы, как видите, взяли самый короткий срок.
В мире количество листов в таком документе — в пределах 50. В нашем паспорте будет 48 листов — на 12 больше, чем в действующем.
— Что понадобится для получения загранпаспорта?
— Анкета установленной формы. Прорабатывается электронный способ подачи заявки на выпуск паспорта, понадобятся только отпечатки пальцев и фотография. В целом, система получения паспорта будет максимально упрощена.
— Но ведь фотографии и отпечатки пальцев уже есть в базе.
— Да, и этот вопрос прорабатывается. Мы хотим максимально упростить процедуры сбора и оформления, чтобы создать удобства для населения.
— Значит, до 1 декабря 2018 года будут внедрены заявки по интернету и электронные очереди?
— Будет ли возможность получить загранпаспорт по ускоренной процедуре, уплатив больший размер пошлины?
— Есть ли необходимость в двух биометрических паспортах? Возможно, есть смысл со временем отказаться от внутреннего паспорта, перейдя на выдачу ID-карт?
Есть, к примеру, институт прописки и другие учетные записи. Куда бы вы ни пошли, везде у вас спросят документ и проверят учетную запись — нотариус, больница, правоохранительные органы.
Можно для всего этого использовать ID-карту, но пока это будет очень дорого для республики, ведь нужно будет создать инфраструктуру, обеспечить ее оборудованием и связью.
Граждане, получившие выездной стикер в декабре 2018 года, смогут выезжать с биометрическим паспортом образца 2011 года до окончания срока действия стикера.
— Сколько будет стоить получение загранпаспорта?
— Это будет зависеть от себестоимости документа. Финансово-экономический блок страны должен сделать расчеты. Больше или меньше одного минимального размера заработной платы? Предполагаю, что больше. В странах, опыт которых мы изучали, стоимость загранпаспорта — более 50−70 долларов.
Изготовление загранпаспортов будет происходить в Узбекистане, все технологии локализованы. Мы закупим лишь чипы и операционную систему, но и разработка будет местная.
Очередей не будет. Произведены расчеты приблизительного количества граждан, которым потребуются загранпаспорта. Возможно, в первые дни будет какой-то ажиотаж. Но оборудование и технологии, которые у нас есть, справятся.
Паспорт нового образца
Норма, N 12 от 20 марта 2012 года
А. Гуломов,
г.Сырдарья.
— Из принятых нормативных актов, регламентирующих обмен и выдачу паспортов в Узбекистане, следует, что при наличии действительного паспорта старого образца повода для беспокойства до 31 декабря 2015 года не возникнет.
С января 2012 года в республике начался второй этап реализации Указа Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию паспортной системы в Республике Узбекистан» (от 23.06.2009 г. N УП-4117), в соответствии с которым в период 2011-2015 годов у населения проводится поэтапный обмен действующих паспортов граждан Республики Узбекистан на биометрические паспорта.
Новое Положение о паспортной системе в Республике Узбекистан, регулирующее порядок получения биометрических паспортов утверждено Указом Президента от 5.01.2011 г. N УП-4262, который определил, что до 31 декабря 2015 года остаются действующими действительный паспорт гражданина Республики Узбекистан, действительное удостоверение личности лица без гражданства старого образца и Положение о паспортной системе в Республике Узбекистан, утвержденное Указом Президента от 26.02.1999 г. N УП-2240.
Паспорт старого образца обменивается на биометрический по достижении возраста 16, 25, 45 лет и в связи с изменением фамилии, имени, отчества, национальности, даты рождения либо установлением неточностей в записях, а также при утрате или порче паспорта, для чего представляются документы, подтверждающие эти обстоятельства.
Для получения биометрического паспорта подается заявление установленной формы, к которому прилагаются ранее выданный паспорт; свидетельство о рождении (при первичном оформлении); фотокарточка размером 35 x 45 мм; квитанция об уплате государственной пошлины в размере 50% минимальной заработной платы (пункт 6 Ставок государственной пошлины, утвержденных Постановлением КМ от 3.11.1994 г. N 533).
В случае уклонения от процедуры снятия отпечатков пальцев рук и при настойчивом желании лица фотографироваться в очках либо в головном уборе пункт сбора имеет право отказать гражданину в оформлении паспорта.
Более подробную информацию можно получить в подразделениях органов внутренних дел, где уже осуществляется выдача и обмен паспортов на биометрические.
Римма СОЛОДОВНИКОВА,
наш эксперт-юрист.
Вводятся штрафы для сайтов, хранящих данные узбекистанцев не в Узбекистане
Предложение об административной и уголовной ответственности для них было выдвинуто «Узкомназоратом» в марте. Максимальная сумма штрафа составит 54 млн сумов.
Президент Шавкат Мирзиёев 29 октября подписал закон о внесении поправок в ряд законодательных актов. Текст документа опубликован в базе законодательства Lex.uz.
В частности, вводится административная и уголовная ответственность за несоблюдение интернет-сервисами требования хранить персональные данные граждан Узбекистана внутри страны.
Так, дополнена статья 462 Кодекса об административной ответственности. В новой редакции она излагается так (жирным выделен новый текст):
«Незаконный сбор, систематизация, хранение, изменение, дополнение, использование, предоставление, распространение, передача, обезличивание и уничтожение персональных данных, а равно несоблюдение при обработке персональных данных граждан Республики Узбекистан с использованием информационных технологий, в том числе во всемирной информационной сети Интернет, требований по сбору, систематизации и хранению персональных данных на технических средствах, физически размещенных на территории Республики Узбекистан, и в базах персональных данных, зарегистрированных в установленном порядке в Государственном реестре баз персональных данных, —
влечет наложение штрафа на граждан в сумме семи, а на должностных лиц — пятидесяти базовых расчетных величин».
Сейчас штрафы для граждан по этой статье составляют 3−5 БРВ, для должностных лиц — 5−10 БРВ.
Аналогичная поправка внесена в текст статьи 141.2 Уголовного кодекса — она устанавливает ответственность за повторное нарушение законов о персональных данных.
Штрафы, предусмотренные в Уголовном кодексе, также увеличились. В новой редакции предусматриваются санкции в виде штрафа от 100 до 150 БРВ (сейчас — до 50 БРВ), до 3 лет лишения определённого права или до 2 лет исправительных работ.
При отягчающих обстоятельствах (повторное нарушение, предварительный сговор, корыстные мотивы, использование служебного положения, тяжкие последствия) штраф составит от 150 до 200 БРВ (сейчас — 50−100 БРВ). Таким образом, максимальная сумма штрафа составит 54 млн сумов (1 БРВ равна 270 тыс. сумов).
«Узкомназорат» опубликовал законопроект о штрафах за нарушение правил хранения персональных данных в марте. В частности, предлагалось ввести штрафы для владельцев и операторов баз данных в размере 40−70 БРВ.
Вопрос персональных данных
В январе был принят закон, по которому владельцы сайтов обязаны хранить персональные данные узбекистанцев на территории Узбекистана. Spot разбирал данный вопрос с предпринимателями и экспертами.
Кроме того, Spot разбирал проблемы работы с pd.gov.uz — реестром баз данных узбекистанцев, в котором предлагают регистрироваться соцсетям и другим интернет-сервисам.
В мае ГЦП направил в Google, Facebook, «Яндекс», Mail.ru (сейчас — VK) и другие интернет-сервисы требования установить серверы для персональных данных узбекских пользователей в Узбекистане. «Узкомназорат» обратился с аналогичными запросами в Twitter, WeChat и «ВКонтакте».
Некоторые подчинились требованию — например, Yandex Go. Другие — в частности, TikTok, Twitter, Skype, WeChat и «ВКонтакте» — с июля подвергаются ограничению работы. ГЦП также занёс их в реестр нарушителей закона о персональных данных.
Комил Алламжонов высказывался по поводу данного закона. Он считает, что для этого нужно сначала создать действующую альтернативу блокируемым сервисам. Они есть, в частности, у России и Китая, но у Узбекистана их нет.
«Если всё заблокируем, то превратимся во вторую Северную Корею. Считаю, что всегда нужно думать о последствиях, прежде чем гнаться за трендами», — прокомментировал Алламжонов.
Ранее Spot сообщал об изменениях, внесённых в закон «О рынке ценных бумаг».
О МЕЖВЕДОМСТВЕННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В РАМКАХ БИОМЕТРИЧЕСКОЙ ПАСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
СТАНОВЛЕНИЕ
КАБИНЕТА МИНИСТРОВ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
06.03.2012 г.
N 63
(В извлечениях)
Во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 23 июня 2009 г. N УП-4117 «О мерах по дальнейшему совершенствованию паспортной системы в Республике Узбекистан», а также постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 марта 2011 г. N 66 «Об утверждении Программы мероприятий по реализации проекта внедрения биометрической паспортной системы в Республике Узбекистан на 2011 год» Кабинет Министров ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить перечень процедур (действий), осуществляемых пунктами сбора (подразделениями въезда-выезда и оформления гражданства органов внутренних дел, Консульским управлением Министерства иностранных дел Республики Узбекистан, консульскими учреждениями Республики Узбекистан за рубежом) в рамках биометрической паспортной системы в Республике Узбекистан, согласно приложению N 1.
3. Установить, что в рамках биометрической паспортной системы в Республике Узбекистан министерства и ведомства обязаны обеспечить бесперебойную работу внутриведомственных аппаратно-программных комплексов, взаимодействующих с биометрической паспортной системой, а также своевременно принимать меры по их развитию и совершенствованию.
6. Министерствам и ведомствам в двухмесячный срок привести ведомственные нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова.
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Постановлению КМ РУз
от 06.03.2012 г. N 63
ПЕРЕЧЕНЬ
процедур (действий), осуществляемых пунктами
сбора (подразделениями въезда-выезда и оформления
гражданства органов внутренних дел, Консульским
управлением Министерства иностранных дел
Республики Узбекистан, консульскими учреждениями
Республики Узбекистан за рубежом) в рамках
биометрической паспортной системы
в Республике Узбекистан
1. Процедуры (действия), осуществляемые подразделениями въезда-выезда и оформления гражданства органов внутренних дел:
организация работы по приему граждан для оформления биометрических документов посредством стационарных и мобильных станций сбора данных;
своевременное обновление ранее внесенных сведений в централизованную справочную систему БПС;
внесение в БПС сведений об аннулировании биометрического документа для ведения учета действительных и недействительных (аннулированных) документов;
сбор биографических и биометрических данных у заявителей;
формирование электронных заявок на получение биометрических документов и ПИН ФЛ;
заверение электронно-цифровой подписью сформированных электронных заявок на получение биометрических документов и ПИН ФЛ;
направление в ГЦП электронных заявок на получение биометрических документов и ПИН ФЛ в установленной форме;
отслеживание состояния электронных заявок, внесенных в БПС;
прием персонализированных биометрических документов путем внесения соответствующей информации в БПС;
верификация и выдача биометрических документов их владельцам;
выдача заявителю сведений о ПИН ФЛ;
направление на уничтожение в ГЦП ранее внесенных пунктом сбора в БПС недействительных (аннулированных) биометрических документов;
предоставление информации в БПС об оформлении гражданам Республики Узбекистан и лицам без гражданства разрешительной записи для выезда за границу;
получение сведений из ГЦП по паспортам, не содержащим электронный носитель информации (чип);
поисковые мероприятия посредством обращения в БПС;
регламентно-профилактические мероприятия серверного, компьютерного и коммуникационного оборудования.
2. Процедуры (действия), осуществляемые Консульским управлением Министерства иностранных дел Республики Узбекистан и консульскими учреждениями Республики Узбекистан за рубежом:
организация работы по приему граждан для оформления биометрических документов посредством стационарных и мобильных станций сбора данных;
проверка подлинности документов, предъявляемых заявителем для получения биометрических документов и ПИН ФЛ;
сбор биографических и биометрических данных у заявителей;
формирование электронных заявок на получение биометрических документов и ПИН ФЛ;
заверение электронно-цифровой подписью сформированных электронных заявок на получение биометрических документов и ПИН ФЛ;
верификация* и выдача биометрических документов владельцам;
выдача заявителю сведений о сгенерированном в ГЦП ПИН ФЛ;
направление в ЦОД КУ МИД для последующего препровождения в ГЦП для уничтожения недействительных (аннулированных) биометрических документов;
регламентно-профилактические мероприятия серверного, компьютерного и коммуникационного оборудования.
*) В случаях отсутствия дипломатического представительства или консульского учреждения Республики Узбекистан в стране пребывания или территориальной величины государства пребывания, в связи с чем может быть затруднительно личное прибытие заявителя за получением биометрического документа (отсутствие визы, финансовая составляющая), допускается выдача по каналам почтовой связи биометрического документа владельцу без проведения процедуры верификации.
«Собрание законодательства Республики Узбекистан»,