Что такое гсн вар тандер
Самонаводящиеся ракеты класса «воздух-воздух»
В обновлении War Thunder 1.85 “Звуковой барьер” в игре появляется новый вид вооружения — ракеты класса “воздух-воздух”. Для самолётов станут доступны ранние модели таких ракет: американская AIM-9B Sidewinder, советская Р-3С и британская Firestreak. У нескольких вертолётов в игре также появятся ракеты “воздух-воздух”, но более совершенные — о том, почему вертолётам достались более эффективные ракеты, мы рассказали в дневнике “Будущее авиации War Thunder: сверхзвук и ракеты “воздух-воздух”.
Все ракеты “воздух-воздух” в обновлении 1.85 имеют инфракрасную головку самонаведения (ГСН) со следящим координатором цели — ракета наводится методом пропорциональной навигации по кратчайшей траектории прямо в точку встречи с целью. Поскольку ГСН ранних ракет реагируют только на тепло горячих газов из двигателей самолётов, захват цели эффективен только с задней полусферы. Ранние ракеты “воздух-воздух” уверенно захватывают тепловой контур выхлопа реактивных, газотурбинных и мощных поршневых двигателей. При этом, например, многие бипланы или самолёты периода Второй мировой будут невидимы для ГСН на больших дистанциях. ГСН более новых ракет всеракурсные, то есть способны засекать также тепло, излучаемое корпусом летательных аппаратов, и могут применяться даже с передней полусферы. Поскольку в инфракрасном спектре фиксируется разнообразное излучение, ГСН в зависимости от конструктивных особенностей в той или иной степени реагируют на солнце, тепловые ловушки и средства активного оптико-электронного противодействия.
Довольно часто ракеты “воздух-воздух” наводились на солнце, как на самый интенсивный источник тепла в радиусе захвата цели. Эту “болезнь” инфракрасных головок самонаведения мы также реализовали в игре.
У некоторых ракет следящий координатор цели до пуска был всегда строго ориентирован по оси ракеты и пускать ракету можно было, только держа цель строго в прицеле. У других же после захвата координатор следил за целью, и самолёт-носитель мог маневрировать в некотором секторе относительно неё. Это позволяло брать упреждение при пуске ракеты и улучшать таким образом стартовые условия для неё при пусках по целям на пересекающихся курсах. Такие особенности мы реконструировали в игре, задав разные радиусы круга захвата цели для разных моделей ракет.
Если говорить о других особенностях прицеливания, захвата и удержания цели, важно помнить, что у головки самонаведения есть подготовительный период для “прогрева” электроники и запуска гироскопов. В режиме поиска цели ГСН находится ограниченный период времени, после чего отключается. Поэтому алгоритм применения УРВВ выглядит следующим образом: выход на позицию атаки, активация ГСН и ожидание её включения, после чего в течение ограниченного времени игрок должен осуществить захват цели и пуск — иначе ракета будет отключена, и нужно будет повторять процесс сначала. В меню можно назначить клавишу подготовки ГСН к целеуказанию, а также отдельную клавишу для запуска самой ракеты. Дистанция захвата цели в условиях, близких к идеальным (цель — реактивный истребитель на форсаже, т.е. хорошо “светится”, движется по прямой, запуск захвата производится с задней полусферы с траектории движения цели), составляет примерно 4000 метров, дистанция уверенного захвата цели — около 2500 метров.
Ракеты “воздух-воздух” имеют неконтактный взрыватель, который срабатывает при встрече с летательными аппаратами и землёй. При подлёте к цели ракета детонирует, создавая направленный или ненаправленный поток осколков, который собственно и поражает цель. Ушедшая в “молоко” ракета самоликвидируется по истечению некоторого времени.
У некоторых ракет следящий координатор цели до пуска был всегда строго ориентирован по оси ракеты и пускать ракету можно было, только держа цель строго в прицеле. У других же после захвата координатор следил за целью, и самолёт-носитель мог маневрировать в некотором секторе относительно неё. Это позволяло брать упреждение при пуске ракеты и улучшать таким образом стартовые условия для неё при пусках по целям на пересекающихся курсах. Такие особенности мы реконструировали в игре, задав разные радиусы круга захвата цели для разных моделей ракет.
Если говорить о других особенностях прицеливания, захвата и удержания цели, важно помнить, что у головки самонаведения есть подготовительный период для “прогрева” электроники и запуска гироскопов. В режиме поиска цели ГСН находится ограниченный период времени, после чего отключается. Поэтому алгоритм применения УРВВ выглядит следующим образом: выход на позицию атаки, активация ГСН и ожидание её включения, после чего в течение ограниченного времени игрок должен осуществить захват цели и пуск — иначе ракета будет отключена, и нужно будет повторять процесс сначала. В меню можно назначить клавишу подготовки ГСН к целеуказанию, а также отдельную клавишу для запуска самой ракеты. Дистанция захвата цели в условиях, близких к идеальным (цель — реактивный истребитель на форсаже, т.е. хорошо “светится”, движется по прямой, запуск захвата производится с задней полусферы с траектории движения цели), составляет примерно 4000 метров, дистанция уверенного захвата цели — около 2500 метров.
Ракеты “воздух-воздух” имеют неконтактный взрыватель, который срабатывает при встрече с летательными аппаратами и землёй. При подлёте к цели ракета детонирует, создавая направленный или ненаправленный поток осколков, который собственно и поражает цель. Ушедшая в “молоко” ракета самоликвидируется по истечению некоторого времени.
Управляемые ракеты «воздух-воздух»
Содержание
Описание
Управляемая ракета класса «воздух-воздух» (УРВВ, УР ВВ, РВВ) — авиационная управляемая ракета, предназначенная для поражения воздушных целей противника. В англоязычной литературе для данного типа вооружения применяется обозначение AAM (сокращение от англ. «Air-to-air missile»). Первые управляемые ракеты «воздух-воздух» появились под конец Второй Мировой войны, хотя проекты такого типа вооружения разрабатывались еще в 1930-х годах. В War Thunder первые УРВВ с инфракрасной головкой самонаведения появились с выходом обновления 1.85 «Звуковой барьер».
УРВВ с инфракрасной головкой самонаведения (ИК ГСН)
УРВВ с ИК ГСН (по классификации НАТО — Fox 2) — самые распространённые и самые эффективные ракеты класса «воздух-воздух», представленные в игре. Головка самонаведения работает на принципе улавливания волн инфракрасного диапазона, излучаемых захватываемой целью. То есть ракета идёт к источнику тепла, и от этого принципа исходит самый главный недостаток подобного типа вооружения: ракета «не видит» разницы между тепловыми сигнатурами разных самолётов, поэтому взять в захват она может как вражеский ЛА, так и союзный. Не менее значимым источником тепла является Солнце, тепловая сигнатура которого является значительно большей, чем у самолётов, поэтому в направлении Солнца запускать ракету не рекомендуется.
У подобного типа ракет есть масса особенностей, которые не видны невооружённым взглядом. Так максимальная скорость, указанная в карточке ракеты, является истинной только при условии минимального сопротивления воздуха (то есть на очень больших высотах – от 8 км и выше) и работающем двигателе. Двигатель большинства ракет ближнего радиуса действия работает всего несколько секунд, что означает, что пик скорости ракеты приходится на момент полной выработки топлива в двигателе, после чего ракета начнёт терять скорость, и динамика потери скорости напрямую зависит от сопротивления воздуха — чем ниже была пущена ракета, тем быстрее она теряет набранную скорость, соответственно уменьшается и эффективная дальность пуска.
Не менее важна разница в скорости между атакующим самолётом и целью. Чем больше эта разница, тем проще или сложнее уклониться от ракеты. Например в ситуации, когда атакующий самолёт имеет преимущество в скорости над целью в 500 км/ч и больше, шанс успешного попадания ракеты по цели значительно увеличивается, так как, разумеется, скорость самолёта-носителя складывается со скоростью самой ракеты. И в целом скорость самолёта напрямую отражается на защитных способностях самолёта: при закладывании виража на малой скорости сначала резко увеличивается лишь угол атаки, а уж только потом самолёт меняет траекторию полёта. Соответственно, при высокой скорости, траектория будет меняться быстрее, и шансы увернуться от УРВВ повышаются.
УРВВ с ИК ГСН первого поколения
Именно ракеты первого поколения наиболее распространены среди авиации в War Thunder. К ним относятся: AIM-9B, AIM-9E, Firestreak, Р-3С, PL-2 и Shafrir. К их отличительным особенностям можно отнести: низкие манёвренные характеристики, очень малая эффективная дальность пуска (не более 1,5 км), невысокую скорость (1,7 Маха), крайне высокая уязвимость к любого рода помехам и только «жёсткий» захват цели.
Как правило, подобные ракеты являются лишь вспомогательным вооружением и эффективны только при пуске по неповоротливым целям типа бомбардировщиков, либо по истребителям, которые растеряли скорость. Тем не менее, пуск даже такой ракеты вынудит противника совершить противоракетный манёвр, что приведёт к снижению его скорости, чем можно воспользоваться чтобы сократить дистанцию и применить курсовое вооружение.
Ракета AIM-9E является исключением в данном случае. Являясь дальнейшим развитием AIM-9B, она имеет высокую, сравнимую, с УРВВ с ИК ГСН второго поколения, максимальную скорость в 2.5 Маха, увеличенную вместе с этим дальность пуска, а так же «мягкий» захват, но от предшественника унаследовала низкую допустимую перегрузку, что в результате сильно снижает её эффективность и не даёт причислить её ко второму поколению.
Стрельба ракетами
Содержание
Неуправляемые ракеты
Стрельба ракетами с самолета
Применение против наземной техники
Далеко не каждые из представленных ракет можно применять для успешной атаки наземных войск. Например фугасные ракеты на Me 262 A-1a смогут поразить только экипаж в открытых рубках САУ или зенитки на базе грузовых автомобилей. Другое дело французские ракеты, которые не смотря на свои скромные размеры и вес, способны пробить 450(!) мм брони. Для лучшего понимания условно разделим ракеты на следующие варианты:
В игровых условиях вышеперечисленные ракеты летят практически одинаково. Кардинально отличается только американские Tiny Tim, но об этом в конце раздела.
На успешное попадание в цель влияют следующие факторы: расстояние, угол пикирования, скорость и направление наземной техники.
Расстояние лучше всего подбирать минимально безопасное, чтобы можно было выйти с пике или не попасть под огонь вражеской зенитки.
Чем больше угол относительно горизонта, тем точнее будут лететь ракеты.
Пример попаданий ракетами HVAR:
Точность попаданий ракет с расстояния 500 м. при угле в 10°
Точность попаданий ракет с расстояния 500 м. при угле в 45°
Точность попаданий ракет с расстояния 500 м. при угле в 80°
Так же стоит учитывать скорость и направление вражеской машины. Схематически изображена зона попадания ракет в пикировании при угле 80°. Синим цветом ракеты из под левого крыла, красным из под правого. Казалось бы, что заход с кормы самый эффективный, но в разгаре боя не всегда есть возможность атаковать строго сверху. Поэтому самым оптимальным вариантом будет заход сбоку. Во-первых зона поражения больше совпадает с силуэтом танка, во-вторых даже при угле в 45 градусов при попадании в борт танк получает сильные повреждения ключевых механизмов и экипажа. Худший вариант это заход против направления движению, мало того что у танков во лбу самая крепкая броня, так еще и надо учитывать разницу в скорости в брать большое упреждение. Пример:
Самый оптимальный вариант
Самый худший вариант
Самый простой вариант
При сбросе ракет Tiny Tim стоит учитывать, что ракеты немного отлетают от самолета и только тогда зажигаются. Из за этого приходится брать большее упреждение чем обычно. Так же большое количество ВВ создает огромный радиус осколков и на безопасно-малых расстояниях есть большая вероятность повредить свой собственный самолет
Применение против воздушной техники
Формула расчета расстояния, если враг приближается:
Формула расчета расстояния, если враг отдаляется:
со скоростью 500 км/ч)
со скоростью 500 км/ч)
Рекомендуем потренироваться в полигоне, так как в бою времени для расчетов просто не будет.
Стрельба ракетами с вертолета
Применение против наземной техники
Вертолетная штурмовка НАРами значительно отличается от самолетной. С одной стороны у вертолета есть намного больше времени на прицеливание, с другой стороны это делает технику более уязвимой не только для вражеских зениток, но и для пулеметов и даже пушек.
Вертолетные НАРы имеют от 150 до 400 мм бронепробития, что хватает для любой наземной цели. Так как минимальный БР вертолетов начинается с 8.0 не стоит забывать, что у врагов хорошо защищен лоб башни и корпуса. Поэтому при заходе на врага спереди, разумнее всего целится в крышу. По аналогии с самолетами, идеальным вариантом будет стрельба в борт, так как помимо пожара в МТО можно выводить из строя членов экипажа.
ЗСУ/БМП/Носители ПТУР это цель №1 для вертолетов. Рекомендуется уничтожать их в первую очередь, так как спокойно поштурмить они вам точно не дадут. Как альтернативную тактику можно рассмотреть пролеты над полем боя на низкой высоте. Но для этого надо примерно знать где находится цель, да и не каждая карта это позволяет сделать.
Важно! На некоторых вертолетах, например AH-1G, при приближении прицел ракет выходит за рамки монитора.
Чтобы это исправить: Меню > Управление > Вертолёт, в поиске «Обзор» и вариант «Обзор в бою (ось Y)». Очень важно, все параметры записать как на скриншоте. После этого в бою надо зажать Alt и дважды кликнуть «W». Обзор сместится, и при максимальном приближении прицел ракет будет в поле зрения, что значительно упростит штурмовку.
Применение против воздушной техники
При встрече с вражеским самолетом, обычно реактивным и вооруженным парой крупнокалиберных пушек, у вертолета мало шансов сбить его в лоб. Единственная надежда на ракеты. Как обычно, надо прицелится чуть выше врага, запустить несколько ракет и сразу уйти в сторону, так как выдержать попадание вертолету не под силу.
Дистанционный взрыватель хоть и присутствует на некоторых ракетах, но при штурмовке он будет только мешать. Да и главная цель вертолета это атака наземной техники, а поражение самолетов и вертолетов лучше оставить для союзных самолетов и зениток.
Стрельба ракетами с наземной техники
В наземной технике, неуправляемые ракеты представлены в виде РСЗО. На некоторых машинах это только вспомогательное вооружение, на других основное. По способу установки РСЗО можно разделить на следующие типы:
Ракетные снаряды имеют самую маленькую скорость полета и следственно самую плохую баллистику. Компенсируется это большим количеством снарядов и возможностью выпускать снаряды залпом. Так же, для большей точности, можно использовать специальный прицел для РСЗО.
Но, несмотря на все недостатки, РСЗО приносят уникальный фановый геймплей, который мало чем похож на обыденную танковую стрельбу.
Стрельба ракетами с флота
Без возможности наведения устанавливаются глубинные бомбы. Примерная дальность полета ≈ 300 м. и
Управляемые ракеты
Запуск ракет с самолета
Применение против наземной техники
Самолетные управляемые ракеты делятся на два класса: «Воздух-Поверхность» и «Воздух-Воздух». Разберем по очереди.
«Воздух-Поверхность» — это довольно эффективное средство для поражения наземной техники с безопасного расстояния. Для примера в американской ракете AGM-12 «Bullpup» 63.5 кг взрывчатого вещества. Такое попадание не выдержит ни один танк. Способов применения существует два:
Первый и более простой, это использовать их по аналогии с неуправляемыми ракетами. Надо выбрать цель, спикировать на нее и с расстоянию в 1.5 км запустить ракету. В 9/10 случаев цель будет уничтожена. Но что делать если у врагов есть зенитки? Тогда придется применить второй способ. Но для начала, настоятельно рекомендуем настроить управление.
Меню > Управление > Самолёт, в поиске «Ось» и вариант «Ось рыскания корректируемого вооружения». Оптимальный вариант представлен на скриншоте справа. Важно: Относительное управление — Нет. По аналогии настраиваем Ось тангажа, только на комбинации клавиши Alt+W и Alt+S.
С управлением разобрались, переходим к практике. Управление ракетой напоминает ПТУР 1-го поколения, только с тем отличием, что самолет продолжает оставаться управляемым после пуска. Рекомендуется набрать высоту примерно 1 км, с нее лучше видна цель. Приблизить камеру, выбрать цель, которая останется в поле зрения до попадания и произвести запуск. При необходимости производится корректировка ракеты вплоть до попадания в цель. После, лучше уйти от зоны досягаемости зениток и повторить запуск.
Применение против воздушной техники
«Воздух-Воздух» — самонаводящаяся ракета, доступная самолетам VI ранга авиации. Вопреки всем ожиданиям, первые ракеты данного класса не стали полноценной заменой пушечному вооружению, из за ряда существенных недостатков. Но игнорировать данный класс вооружения не стоит. В игре представленные следующие самонаводящиеся ракеты:
Самолёт | F-100D | МиГ-19ПТ | Javelin F.(A.W.) Mk.9 |
---|---|---|---|
Название | AIM-9B | Р-3С | Firestreak |
Количество ракет | 4 | 2 | 4 |
Скорость | 800 м/с | 800 м/с | 800 м/с |
Количество ВВ | 4.5 кг | 11 кг | 22.7 кг |
Дальность захвата | 4 км | 3.5 км | 4 км |
Макс. перегрузка | 6G | 6G | 5G |
В управлении надо настроить 2 клавиши. Первая, для включения ГСН (Головка самонаведения), вторая для пуска ракеты. Алгоритм стрельбы:
Когда ракета запущена, враг через несколько секунд получает об этом уведомление и может уклонится. Чем ближе расстояние, тем больше шансов на успешное попадание.
Особенности ракет класса «Воздух-Воздух»:
Запуск ракет с вертолета
Применение против наземной техники
ПротивоТанковые Управляемые Ракеты присутствуют практически на всех винтокрылых машинах. А на VI и VII ранге — класса «Воздух-Воздух».
На топовых вертолетах (Ка-50,AH-64A Peten (США),AH-1Z и других) есть системы захвата и автоматического сопровождения целей. Они активируются клавишей «Стабилизация прицела». После совершения захвата все вооружение вертолета (ПТУР-ы и подвижные орудия) будет доводиться на захваченную цель. При этом находиться в прицеле наводчика не обязательно, и можно полностью сконцентрироваться на управлении полетом. Также данная система позволяет при некотором везении поражать реактивные самолеты при помощи ПТУР-ов.
Применение против воздушной техники
Уже знакомые с самолетных боев, ракеты класса «Воздух-Воздух» есть и на вертолетах. Только здесь есть системы защиты, а сами ракеты намного современнее.
Для пуска ракеты, достаточно включить ГСН и поймать вертолет в прицел управляемой ракеты. Сразу заметно, что круг (условное обозначение угла обзора) для поиска цели в несколько раз больше, чем в самолетных ракетах. А второй круг, с меньшим радиусом, обозначает захваченную цель.
Основные отличия от самолётных ракет класса «Воздух-Воздух»:
Системы защиты реализованы в нескольких вариантах:
ЭВУ (Экранирующее-выхлопное устройство) — принцип работы, направить горячие потоки воздуха от двигателя вверх, под несущий винт, охладить их и рассеять.
Плюсы — работает автономно. Минусы — влияет на мощность двигателей, низкая эффективность в боях.
ЛТЦ (Ложные тепловые цели) — принцип работы в отстреле тепловых целей, на одну из которых может переключится ГСН ракеты.
Плюсы — хорошая эффективность, не влияет на ЛТХ. На вертолетах с комплексом обнаружения пуска ракет (например, AH-1Z) отстрел происходить автоматически после обнаружения запуска УРВВ. Минусы — ограниченное количество, в основном ручной запуск, сильно повышает заметность вертолета (хотя если по вам пускают УРВВ, вероятно, вы уже обнаружены)
СОЭП (Система оптико-электронных помех) — принцип работы в создании помех, сбивающих ГСН ракеты с цели
Плюсы — работает автономно, не влияет на ЛТХ или заметность, высокая эффективность Минусы — существуют УРВВ с защитой от помех, на которые СОЭП значительного влияния оказать не сможет
С системами защиты разобрались, но надо помнить, ни одна система защиты не спасет от вражеского ПТУР. Привычное предупреждение «Ракета пущена» не появится. В таком случае поможет только резкий маневр в момент подлета ракеты.
Запуск ракет с наземной техники
Применение против наземной техники
Кроме поколений ракеты бывают основным вооружением или дополнительным, запускаются со ствола, направляющих или внешней установки.
Безусловно хорошее вооружение на дальних дистанциях, особенно для неопытных игроков, не привыкших к баллистике разных снарядов и пушек. Напротив в городских боях, коротких дистанциях или лесу, лучше применять пушечные снаряды. Так как даже для пролета 500 метров ракете потребуется несколько секунд, за это время враг может выстрелить и заехать за укрытие, а в лесу кумулятивная часть взведется об первое попавшееся дерево. Стоит это учитывать и брать в бой несколько видов снарядов.
Применение против воздушной техники
На топовых ЗСУ (7 ранг) существуют управляемые ракеты поверхность-воздух. С их свойствами можно ознакомиться в статьях об данных ЗСУ: ADATS, ЗПРК 2С6, Stormer HVM, SIDAM 25 (Mistral), FlaRakPz 1, Roland 1.
Ничто не мешает использовать ПТУРы для атаки воздушных целей. Не первый год в боях можно заметить сбитие вражеского самолета с данного вооружения, а с появлением вертолетов, эта тактика стала применяться все чаще и чаще. Маневренности снаряда с лихвой хватает чтобы попасть во вражеский вертолет, главное чтобы хватило дальности. Способ применения все так же прост:
Тактика может сильно демаскировать, но если союзных зениток нет, надо брать ситуацию в свои руки.
Существуют ПТУР-ы с неконтактным взрывателем, эффективность которых не сильно уступает УРВП. Например, таковыми обладает Штурм-С.