Что такое группы в университете
Академическая группа: предназначение и особенности
При поступлении молодого человека в вуз, он становится членом определенной академической группы. В нее входят люди, являющиеся одногруппниками. Они вместе посещают занятия, справляются с разными заданиями, а также участвуют в разных социальных мероприятиях. Академическая группа – этоз социальное объединение людей, которое обладает уникальными признаками, и проходит свои этапы создания.
Академическая группа как первичный студенческий коллектив
По-другому она называется студенческой группой. Это объединение студентов, которое имеет свои закономерности и нюансы. Академическая группа создается автоматически и обусловлена необходимостью ведения учебной деятельности после поступления в вуз. При образовании таких групп следует учитывать:
Дружный студенческий коллектив
Становление любого коллектива является довольно сложной процедурой, причем студенты сталкиваются не только с подъемами, но и остановками, противоречиями, конфликтами и разными проблемами.
Признаки, сущность и специфика студенческого коллектива
Коллектив, в котором студент учится, представлен близкой средой. Здесь каждый реализует профессиональные умения, участвует в учебной деятельности, учится общению и вырабатывает разные установки, имеющие отношение к выбранной специальности. Студенческая группа представлена объединением обучающихся, которые желают достичь единой цели. Они обладают схожими интересами и ориентировками, направленными на совместное обучение, регулярное общение и самоуправление.
Функционируют такие группы благодаря самоуправлению, поэтому в каждом коллективе устанавливаются как формальные, так и неформальные лидеры. Дополнительно, управление осуществляется с помощью преподавателя, назначенного куратором. Студенческая группа нацелена на получение образования, но такой фактор является довольно слабым, поэтому редко можно наблюдать сплоченные коллективы.
К главным признакам хорошего коллектива относится:
К особенностям студенческого коллектива относится:
Такая студенческая группа существует в течение периода, необходимого для получения образования. Как только цель достигается люди расходятся, поэтому прекращают общение и постоянные встречи. У них появляются новые цели и мотивы, а также они устраиваются на работу в различные компании, вступая в уже существующие рабочие коллективы.
Этапы становления студенческого коллектива в академической группе
Процедура формирования такого коллектива делится на 4 этапа, которые реализуются последовательно. К ним относится:
Создание коллектива. Этот этап приходится на первый курс, когда студенты только начинают знакомиться друг с другом и изучать правила обучения в выбранном учреждении. Люди сплачиваются, чтобы упростить процедуру адаптации. Они ставят перед собой значимые цели, определяются с совместной работой, создают план обучения, а также вступают в личные отношения. Обычно этот этап длится в течение одного года, к концу которого студенты полностью привыкают к новым условиям.
Укрепление коллектива. Процедура реализуется в течение двух лет. Студенты уже являются полноправными членами вуза, уважают друг друга, ставят личные цели, а также предпочитают совместно проводить даже свободное время. У всех членов коллектива появляются нормы, которым они следуют. Они обладают единым мнением, ценностями и традициями. Все четче проявляется самоуправление группой.
Совершенствование коллектива. Этот этап приходится на 3 и 4 курсы. В это время коллектив выступает организатором разных событий. Все студенты подчиняются единому общественному мнению. У них имеются разные ценности, а также они уважают позицию других студентов, хотя могут не разделять ее. Люди уверены в коллективе и постоянном развитии. Преподаватели относятся к ним с уважением, а также пользуются их помощью в процессе решения разных важных вопросов и проблем.
Прекращение существования. Этот этап приходится на последний курс обучение. У выпускников имеются нужные профессиональные навыки и интересы, чтобы устроиться на работу. У них появляются собственные семьи, а также новые заботы, не имеющие отношения к учебе. Поэтому группа перестает быть ценной. После того, как студенты получают дипломы, коллектив прекращает существование. Но при этом люди еще долго пользуются разными ценностями, законами и традициями, которые формировались в вузе.
Этапы являются условными, поэтому они могут значительно отличаться в разных группах.
Права и обязанности старосты
В каждой группе выбирается староста, обладающий не только правами, но и обязанностями. Именно этот человек представляет других обучающихся перед деканатом во время учебного процесса. Он занимается управлением коллективом в процессе привлечения одногруппников к разным общественным и официальным мероприятиям, которые проводятся вузом или деканатом.
В обязанности старосты входит:
К правам старосты относится возможность вносить предложения относительно правил распорядка и привлечения студентов к административному взысканию за разные нарушения. Он представляет интересы группы во время получения комнат в общежитии или назначении стипендии. Староста дает распоряжения одногруппникам в рамках обучающего процесса.
Как оценивается уровень развития группы?
Для определения уровня развития коллектива, применяются разные способы. К ним относится:
Чтобы определить сплоченность и уровень развития группы, надо обладать актуальными сведениями о ее членах. Поэтому нужно знать социальный уровень каждого студента, распределить их по возрасту и чертам характера. Учитывается отношение людей к преподавателям. Оцениваются мнения и настроения среди членов коллектива, а также разные психологические характеристики студентов. С помощью полученных данных можно грамотно управлять группой.
Академическая группа представлена студентами, которые совместно обучаются в течение 5 лет. Во время этого периода времени формируется коллектив, обладающий уникальными особенностями. Управлением занимаются не только неформальные лидеры, но и староста, являющийся официальным управленцем, наделенным правами и обязанностями. Деканы должны анализировать развитие таких групп, чтобы эффективно воздействовать на них.
Что такое студенческое самоуправление с точки зрения самих студентов, вы узнаете из видео.
УЧЕБНАЯ ГРУППА
Смотреть что такое «УЧЕБНАЯ ГРУППА» в других словарях:
Учебная группа — определённое число лиц с примерно одинаковым уровнемподготовки, изучающих одно и то же в одно и то же время под руководствомодних и тех же преподавателей на протяжении одинакового для всехпериода. (3) … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
НЕФОРМАЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ГРУППА — объединение людей на основе общности познавательных интересов, совместно занимающихся учебной деятельностью без какого либо официального (юридического) оформления своего статуса … Профессиональное образование. Словарь
Учебная секция — группа классных помещений (учебных кабинетов), рекреация, ресурсный центр и санузлы. Источник: ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 01.06.2004 N 352 ПП ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОСКОВСКИХ ГОРОДСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ (МГСН) 4.06 03 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ… … Официальная терминология
Учебная — 15. Учебная программа и перечень вопросов для подготовки электротехнического персонала к проверке знаний норм и правил работы в электроустановках / Под ред. В.Л. Титова. М: МИЭЭ, 2003. 56 с. Источник: Пособие: Управление электрохозяйством… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Учебная секция — 20. Учебная секция группа классных помещений (учебных кабинетов), рекреация, ресурсный центр и санузлы. Источник: ТСН 31 306 2004: Общеобразовательные учреждения. г. Москва 20. Учебная секция группа классных помещений (учебных кабинетов),… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Учебная рота специального назначения — УРСН Учебная рота специального назначения ВВ МВД СССР Первое спецподразделение ВВ МВД; задачи освобождение заложников, освобождение воздушного судна, задержание или ликвидация вооруженных особо опасных преступников Страна … Википедия
группа — ы; ж. [нем. Gruppe] 1. Несколько предметов или людей, животных, находящихся вместе, близко друг от друга. Г. строений, островов, картин. Г. всадников, бойцов. Г. дельфинов, китов. Собираться немногочисленными группами, в группы. Снимать,… … Энциклопедический словарь
группа — ы; ж. (нем. Gruppe) см. тж. групповой 1) а) Несколько предметов или людей, животных, находящихся вместе, близко друг от друга. Гру/ппа строений, островов, картин. Гру/ппа всадников, бойцов. Гру/ппа дельфинов, китов … Словарь многих выражений
НЕФОРМАЛЬНАЯ ГРУППА, НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ГРУППА — реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий либо на основе прагматической пользы. Неформальные группы могут выступать как изолированные общности или… … Профессиональное образование. Словарь
МУЛЬТИЯЗЫЧНАЯ ГРУППА — МУЛЬТИЯЗЫЧНАЯ ГРУППА. Учебная группа, состоящая из учащихся с разными родными языками. В таких группах либо используется язык посредник, либо с первых уроков занятия ведутся на изучаемом языке с использованием прямых методов обучения. Ср.… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Как поступить в ВУЗ на основании конкурсных групп?
Абитуриенты при поступлении неоднократно слышат о конкурсе, но не до конца понимают, что это. Давайте вместе найдем ответ на вопрос и разберемся в нововведениях Министерства образования.
Конкурс на место – это количество претендентов для обучения на определенной специальности. Например, на бюджет зачислят всего 20 человек, а копии документов подало 60. Высчитываем среднее число и получаем три претендента на одно место. Теперь приходится ждать, чтобы кто-то отказался от обучения в конкретном ВУЗе и не принес оригиналы, тогда и формируется окончательный список поступивших.
Естественно, на ситуацию в рейтинговой таблице влияют результаты ЕГЭ. Если ваша фамилия уже входит в первую десятку бюджетников, тогда можете смело подавать все документы, ситуация кардинально не сможет измениться. Но если вы в конце списка или вовсе отстаете на несколько баллов, придется немного понервничать и подождать освобождения места.
В последние годы в приемной комиссии все чаще слышно об общем конкурсе или конкурсной группе. Это значит, что в конкурсе участвуют абитуриенты, поступающие не на одну специальность, а на несколько, в рамках одного факультета. Когда выпускник пишет заявление на поступление, он указывает сразу несколько специальностей в порядке убывания.
В начале конкурса каждый абитуриент участвует в борьбе за место на приоритетной специальности, но если для поступления баллов не хватило, он двигается дальше по списку всех указанных профессий. Конечно, с минимальными результатами существует шанс вообще не поступить в ВУЗ, но при хороших баллах значительно увеличивается вероятность прохождения на бюджет.
Кроме этого для абитуриентов расширяются возможности. По правилам подачи документов, подросток может подать заявление только в 5 ВУЗов на 3 специальности. Но благодаря конкурсным группам, в перечень добавляются похожие профессии.
Следует также отметить, что порядок конкурсных групп используется для удобства университета. Чтобы на не престижных специальностях тоже учились студенты, в ВУЗах и придумали искусную схему. А подросток, которому главное поступить в ВУЗ, может не до конца понять, где ему все-таки предстоит обучаться. Главное, что на бюджете и в популярном месте.
Как мы видим, конкурсные группы выгодные для абитуриентов. Благодаря новшеству отличники не останутся на обочине жизни и точно поступят в ВУЗ. Используйте все возможности, даже если они не входили в ваши планы и предполагают не ту форму обучения, которую хотелось.
О значении минимальной и максимальной наполняемости группы для каждого конкретного вида учебной работы
В Институте истории на бакалавриате нам читают дисциплину «История России». В рабочей программе этой дисциплины прописана минимальная и максимальная численность обучающихся от 2 до 100 в группе на лекции и 10-25 на семинары. Как такое может быть? Эти цифры не соответствуют друг другу. По какому принципу эта численность устанавливается?
Ответ первого проректора по учебной и методической работе Марины Юрьевны Лавриковой:
В рабочих программах дисциплин (далее — РПД) указывается значение минимальной и максимальной наполняемости группы для каждого конкретного вида учебной работы. РПД разрабатываются научно-педагогическими работниками и проходят экспертизу на заседаниях учебно-методических комиссий (далее — УМК). В составы УМК включены представители студенческого сообщества.
Рабочая программа дисциплины 017344 «История России» основной образовательной программы бакалавриата «История» была вынесена на рассмотрение УМК. По результатам экспертизы рабочей программе дисциплины было дано положительное заключение, замечаний относительно наполняемости учебных групп по видам учебных работ, а также относительно применяемых педагогических технологий не возникло.
Если у Вас есть предложения по совершенствованию данной рабочей программы, Вы можете обратиться к ее разработчикам, а также к председателю учебно-методической комиссии по УГСН 46.00.00 «История и археология».
Обращаем Ваше внимание на то, что ответы на вопросы, размещённые в Виртуальной приёмной, подготовлены на основании нормативных актов, действующих на день размещения ответа. При ознакомлении с ответами просим Вас учитывать данное обстоятельство и принимать во внимание возможность изменения действующего законодательства Российской Федерации и локальных нормативных актов СПбГУ.
Как устроен вуз — ликбез для абитуриента
Эта статья будет полезна и абитуриентам, и тем, кто решил продолжить свою академическую послевузовскую карьеру. О том, как устроен университет, и из чего он состоит, читайте в нашем материале.
Университет, институт или академия?
Если вы думали, что разница между тремя вузами заключается в статусе полученного выпускником диплома, то это не так. Если и проводить градацию между учебными заведениями, то, действительно – самый высокий статус имеет университет, затем – академия, и только потом – институт. Однако на выходе дипломы всех вузов равноценны. Нужно учитывать, что не всегда институты будут уступать университетам: вряд ли кто-то станет оспаривать престиж ИТМО и МФТИ. Разница между тремя типами вузов заключается лишь в количестве образовательных программ, которые они могут предложить своим студентам.
Например, университет может давать образование по самым разным направлениям подготовки и в разных отраслях. Академия, как правило, предлагает образование в одной области науки или искусства, и это чаще всего отражено в ее названии. В институтах эта профессиональная область сужается еще сильнее, и это также влияет на название. Помните о том, что всегда в любом институте будут присутствовать несколько специальностей из другой сферы – как, например, гуманитарные дисциплины в сельскохозяйственном институте.
Различия между типами высших учебных заведений регламентируются тремя критериями:
Структура вуза
Традиционно, во главе вуза стоит ректор. По каждому крупному направлению работы – будь то учебная или воспитательная работа, международные связи – у ректора есть заместители – проректоры, они курируют работу вуза по своим направлениям.
Университет делится на институты, а те – на отделения (опционально), факультеты и кафедры. Не путайте институт как структурное подразделение вуза и институт как самостоятельное учебное заведение. Отделения объединяют факультеты, а факультеты – кафедры со специальностями одной тематики. Например, Институт биологии и химии Московского педагогического университета состоит из 8 кафедр: кафедры ботаники, общей химии, медицины и БЖД и других. Каждую кафедру возглавляет заведующий.
Тематически образовательная часть делится по образовательным программам, направлениям подготовки, специальностям и специализациям. Например, в университете ИТМО есть программа «Прикладная оптика», внутри нее – направление 551900 «Оптотехника», далее – специальность 190700 «Оптико-электронные приборы и системы», внутри которой есть две специализации – «Оптические приборы» и «Проектирование оптических систем». Выпускники получат квалификацию инженера, ученую степень бакалавра техники и технологий или магистра техники и технологий. Специализация – это сам вид профессиональной деятельности, а квалификация выпускника записана в дипломе и отражает набор приобретенных знаний и умений.
Деканат (он же учебный отдел) – это место, где концентрируется вся работа факультета со студентами. Туда вам нужно будет обращаться по всем интересующим вас вопросам – получить зачетку, студенческий, транспортную карту, социальную стипендию.
Кроме факультетов и кафедр, в университете существуют и другие административные службы, которые могут помочь вам во время обучения в вузе. Это может быть миграционная служба для помощи иностранным студентам, это может быть поликлиника, военный учебный центр, стипендиальный отдел.
При поступлении вам будет назначена учебная группа – это аналог вашего школьного класса. Она тоже будет носить свое название. Каждая специальность предполагает определенное количество бюджетных и платных мест, и чем больше мест, тем больше групп будет в потоке. Ваш курс или поток, возможно, будет делиться на несколько групп: на лекции вы будете ходить все вместе, а на семинары и практические занятия – только своей группой. Расписание у разных групп будет тоже отличаться. Студенты из вашей группы называются одногруппниками, а студенты из другой – однокурсники. На некоторых занятиях вы будете присутствовать вместе с малознакомыми вам студентами из других факультетов – например, на физкультуре, английском, или тем предметам, которые вы изучаете параллельно.
Уровни высшего образования и ученые степени
Система специалитета уходит в прошлое. Почти повсеместно мы сталкиваемся с бакалавриатом и магистратурой. Для получения степени бакалавра вам необходимо отучиться в вузе 4 года, которые состоят из двух лет общеобразовательных предметов и двух лет минимальных профильных предметов. По окончании бакалавриата вы сами решаете, поступать ли вам в магистратуру. Бакалавриат – это полноценное высшее образование, но многие преподаватели рекомендуют продолжать свое обучение в магистратуре. Степень магистра обязательна для тех, кто выбирает карьеру вузовского преподавателя. Магистратура может включать в себя занятия наукой, а может быть практико-ориентированной. Действительно, некоторые вузы допускают отсутствие новизны в магистерской диссертации, если та обладает существенной практической ценностью и является прикладной работой.
Если в будущем вы видите себя в преподавании или науке, вы продолжаете свою академическую карьеру в аспирантуре. Вы заранее выбираете код специальности, по которой собираетесь защищаться. С кодами вы можете ознакомиться на сайте Высшей аттестационной комиссии. Очное обучение в аспирантуре занимает 3 года, заочное – 4. Аспирантура теперь больше напоминает магистратуру – у вас есть английский язык, философия, специальные дисциплины и кандидатский минимум, который вы будете обязаны сдавать. При этом в рамках аспирантуры вы занимаетесь научно-практическими изысканиями вместе со своим научным руководителем. У вас есть календарный план, дорожная карта по развитию своего проекта, и, по окончании четырех лет обучения, вы выходите на защиту. Но, в текущих реалиях, вы выходите на защиту диплома аспиранта. Как только вы выступаете на комиссии, докладываете о результатах своих научных или научно-практических изысканий, дальше, получив диплом, вы принимаете решение о том, стоит ли выходить на защиту кандидатской диссертации.
В чем смысл получения степени кандидата и доктора наук? По большому счету, наличие степеней ничего не меняет за исключением вашего авторитета и политического веса в сфере науки и образования. К тому моменту, когда вы решили защитить кандидатскую диссертацию, вы должны иметь готовую диссертацию с научной новизной. Помимо качественно написанной диссертации, которая соответствует паспорту специальности, вы должны иметь ряд публикаций: минимум две публикации из перечня изданий, рекомендуемых Высшей аттестационной комиссией при Министерстве науки и высшего образования. Работа должна быть научно-квалификационной, логически законченной, привносить научную новизну. Защита проходит в диссертационных советах. Сейчас Министерство науки и высшего образования предлагает два пути защиты диссертации: 1) вы можете выбрать диссертационный совет при ВАКе 2) вы можете воспользоваться услугами диссертационных советов на базе университетов, которые имеют право самостоятельного присуждения ученых степеней и званий.
Написать работу, оформить и представить ее – три совершенно разных задачи. Этот совокупный процесс растягивается на 4-5 лет. Здесь тоже есть политика: кандидатскую защитить гораздо проще, чем докторскую, потому что с ученой степенью доктора вы уже можете претендовать на ректорат, и в вузе это может вызывать определенную озабоченность.
Если вы все-таки получили ученую степень кандидата наук, то у вас есть две возможности продолжения. Вы можете не защищать докторскую – в большинстве стран кандидат наук признается как PhD – то есть, в другой системе – доктор и профессор. Если в пространстве нашей страны у вас есть потребность в продолжении роста по бюрократической лестнице, то вы можете защитить докторскую диссертацию двумя способами: 1) поступить в докторантуру, проучиться определенное количество лет – причем, в отличие от аспирантуры, досрочно закончить ее вполне возможно 2) либо вы можете постараться успеть получить разрешение от кафедры и от вуза защищаться самостоятельно, получить выписку и разрешение по вашей работе. Аналогичный процесс защиты кандидатской диссертации: вам нужно будет выбрать диссертационный совет, предоставить от 10 ВАКовских публикаций для технических специальностей, ряд объектов интеллектуальной собственности, но диссертационные советы, имеющие право самостоятельного присуждения степеней, в праве отклоняться от требований ВАК, потому что черные оппоненты их работы не проверяют, Министерство образования и науки дополнительно не рецензирует никакие диссертации на защите в этих советах. Соответственно, требования они ставят формально выше и ориентируются уже не на статьи из ВАК, а на Scopus и Web of Science первых и вторых квартилей. И количество публикаций они тоже в праве изменять в качестве начального порога вхождения.
Сам совет защиты в диссертационных советах при ВАКе обычно выстраивается в несколько этапов: вы выступаете перед членами диссертационного совета в составе 20-22 человек. Если речь идет о самостоятельных диссоветах, то там совет может состоять буквально из пяти членов, что субъективно гораздо проще – плюс, требования по оформлению могут быть изменены и упрощены.
Ученые звания и должности
На территории нашей страны присутствуют всего два ученых звания – это доцент и профессор. Их не стоит путать с должностями: преподаватель может иметь звание доцента, но это не помешает ему занимать должность профессора в университете. В звании делается акцент на педагогическую деятельность. Для получения звания вы должны отработать определенное количество лет в рамках 0,25 ставки на должностях доцента и других профессорско-педагогических должностях. Итого, вы отрабатываете пять лет непрерывно в вузе, два года вы непрерывно работаете в должности доцента на 0,25 ставки как минимум, имеете ряд публикаций, имеете ряд учебных и учебно-методических изданий, вы читаете курс лекций на высоком профессиональном уровне. И тогда через факультет, через ученый совет вуза обратиться в ВАК с заявлением на присуждение ученого звания доцента. Как только вы получили звание доцента, вы можете претендовать на должность доцента или на должность профессора.
Может ли человек претендовать на должность доцента или профессора без ученой степени кандидата или доктора наук? Раньше подобные прецеденты были. Сегодня это практически невозможно. Всегда ли должность ассистента, преподавателя или старшего преподавателя значительно ниже ценится по квалификации, чем должность доцента? Нет. Если вуз приглашает людей из бизнеса, из различных министерств и ведомств, которые обладают большим багажом практических знаний и умений, то, естественно, регалий у них нет, что не делает их плохими специалистами в своей области. Нет ничего зазорного в том, что у директора предприятия в вузе буде должность ассистента.
Раньше звание доцента и профессора выдавалось автоматически при защите кандидатской или докторской диссертации. Сейчас эти процессы разграничены для того, чтобы держать людей в вузе, потому что непрерывный стаж работы здесь имеет особое значение.
Для получения звания профессора, вам необходимо будет опубликовать не менее 50 научных статей, выпустить ряд монографий и учебно-методических пособий, здесь также есть критерий того, сколько должно быть ВАКовских публикаций за последние три года и прочие бюрократические нюансы о том, сколько лекций должно быть прочитано за поределенный промежуток времени, непрерывный срок работы на должности – все это сохраняется.
В советское время ученые степени и звания ценились достаточно высоко. В современной России степени и звания стремительно обесцениваются, что, безусловно, вызывает огорчение.