Что такое группы инструментов оркестра
Состав оркестра
Многих интересует вопрос про состав оркестра. Происхождение слова «оркестр» греческое. Так ещё до нашей эры называли театральную площадку для выступления актёров и хора. Своё современное значение – «группа музыкантов, играющих вместе» – слово «оркестр» обрело сравнительно недавно, лишь к 17-18 веку. До этого в ходу было другое слово – «капелла».
Зародившись в Средние века как небольшая группа музыкантов, оркестр стремительно развивался и свой нынешний, симфонический вид приобрёл в начале 19 века. Выходя из маленьких придворных залов во всё более и более просторные пространства, оркестр расширял свои возможности и разрастался. Теперь «оркестр» – это огромная масса людей в чёрно-белых костюмах.
Состав оркестра
Каждый симфонический оркестр состоит из 4 основных групп: струнно-смычковые, деревянные духовые, медные духовые и ударные. При необходимости к этим группам добавляются различные инструменты: фортепиано, арфа, орган и клавесин.
Оркестр численностью больше 50 человек называется Большим Симфоническим. Более компактный состав называется Камерным оркестром.
Рассадка музыкантов в оркестре
Представьте, что вы дирижёр и стоите лицом к оркестру.
По левую руку у вас будут первые и вторые скрипки, чуть дальше арфы и группа ударных инструментов.
По правую руку будут сидеть альты, виолончели, а за ними деревянные духовые.
На одном из краёв сцены располагается группа контрабасов. Рассадка может варьироваться в зависимости от воли дирижёра, от акустических условий концертного зала и от традиции, которой придерживается тот или иной оркестр.
Более наглядное представление о рассадке можно получить на концерте. Когда в следующий раз вы окажетесь на живом выступлении оркестра, обратите внимания в каком порядке сидят музыканты. И главное – как этот порядок отражается на балансе звучания.
Оркестр и дирижёр
Многие люди сомневаются – а нужен ли вообще дирижёр?
Сразу скажем, что исполнение большой симфонической музыки без дирижёра очень затруднительно.
(Хотя в исполнении камерной музыки небольшим составом, отсутствие дирижёра – общепринятая практика).
Прежде всякого выхода на сцену, дирижёр – это тот человек, который готовит с оркестром программу. Это и тренер и преподаватель и организатор репетиционного процесса.
Рискнём провести не самую точную, но всё же на данном этапе полезную аналогию: дирижёр в оркестре – режиссёр в театре.
Дирижёр непосредственно отвечает за управление звуком.
У каждого музыканта перед глазами находятся ноты, в которых указана только их собственная партия. А перед дирижёром стоит партитура – запись всех голосов оркестра.
Выходит, что дирижёр это единственный участник оркестра, обладающий постоянным представлением о целостном звучании инструментов.
Разработан специальный язык дирижёрских жестов, понятный каждому профессиональному музыканту мира. С помощью жестов дирижёр организует слаженную работу всех партий. Музыканты в оркестре сидят друг к другу спиной – параметры современных концертных сцен не позволяют им разместиться иначе.
При такой рассадке невозможно одновременно вступить, закончить звук, выбрать общий темп и так далее.
Большую симфоническую музыку в качестве эксперимента всё-таки возможно сыграть без дирижёра.
Недавно в России был возрождён один из таких экспериментов – замечательный оркестр Персифманс, считающийся первым в истории симфоническим оркестром без дирижёра. Найдите в афише их ближайшее выступление. Вы сможете убедиться в том, какое это непростое дело – игра без дирижёра.
Инструменты оркестра
Мы уже говорили об оркестровых группах. Струнно-смычковые, деревянно-духовые, медные-духовые и ударные. Рассмотрим каждую группу подробней.
В состав струнно-смычковых инструментов оркестра входит скрипка, альт, виолончель и контрабас.
Деревянно духовые – это гобой, кларнет, флейта, фагот и саксофон. Медные: труба, тромбон, валторна, туба, корнет и флюгергорн.
Группа ударных инструментов очень обширна, основные инструменты: литавры, тарелки, колокольчики, большие и малые барабаны.
Всегда возникает закономерный вопрос: что делает флейта группе деревянных духовых, ведь эти инструменты сделаны вовсе не из дерева.
Всё очень просто – когда-то давно флейта изготавливалась из дерева и так и осталась в группе деревянных.
Надо понимать, что каждый из современных инструментов оркестра двести, триста лет назад выглядел и функционировал иначе, чем сейчас. Каждая новая эпоха, а иногда и десятилетие вносит определённые изменение в то, из чего сделан инструмент, как он звучит, какую роль выполняет в оркестре. Техническое развитие цивилизации всегда способствовало расширению возможностей инструментов.
Не всегда такая модернизация хороша для музыки. Замещая старый инструмент более совершенной его версией, очень часто мы теряем целую традицию исполнения. Нас бы очень удивило звучание оркестра трёхсотлетней давности.
История развития оркестровых инструментов – огромная и очень увлекательная тема. Мы надеемся когда-нибудь рассказать вам об этом подробней.
А пока, как говорится, до встречи в концертном зале!
Симфонический оркестр
Симфони́ческий орке́стр — большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки преимущественно западноевропейской традиции. Сложился (количество участников, состав инструментов) в эпоху ранней венской классики в связи с появлением нового крупного жанра — классической симфонии (отсюда специфическое название). Позднее «симфонической» стала называться вообще всякая музыка для данного инструментального состава — в том числе и созданная композиторами мировых национальных школ.
Содержание
Характеристика
Cимфонический оркестр состоит из инструментов, история которых неразрывно связана с историей музыки Западной Европы. Музыка, которая пишется в расчёте на симфонический оркестр (также называемая «симфонической»), как правило, принимает во внимание стиль (жанровую специфику, музыкальный язык, вплоть до ограничений, налагаемых конструктивными особенностями данного инструмента [1] ), сложившийся в рамках европейской музыкальной культуры.
Оркестр полной величины, требуемый некоторыми масштабными произведениями XIX и XX веков, может включать в себя до 110 музыкантов. Оркестры малого состава могут состоять из не более чем пятидесяти исполнителей: такие коллективы или работают в малых городах, где существование полномасштабного оркестра экономически нецелесообразно, — или специализируются на исполнении более ранней музыки, рассчитанной на небольшие составы, и сочинений, предназначенных композиторами для более камерного музицирования, и могут называться камерными оркестрами. Иногда для обозначения размеров оркестра используется количество представленных в нём инструментов каждого семейства деревянных духовых: оркестр, в котором играют два флейтиста, два гобоиста и т. д., называют па́рным, оркестр с тремя флейтистами и т. д. — тройным.
Исторический очерк
Истоки симфонического оркестра прослеживают в европейском инструментальном музицировании XVI века, связывая его историю с совершенствованием струнных инструментов. В эпоху барокко оркестр нельзя было представить без клавесина, нередко в состав входили лютня, мандолины. Йозеф Гайдн своим творчеством ввёл классический состав симфонического оркестра. Это — духовые парного состава, литавры и струнный квинтет.
В начале XIX века в большом симфоническом оркестре было увеличено количество струнных, расширен качественный состав духовых и ударных, во многих случаях вводилась арфа, реже фортепиано и орган. Большое значение для формирования современного симфонического оркестра принадлежит Бетховену.
До начала XIX века дирижер во время исполнения сам играл — например, на скрипке. Однако постепенно дирижеры отказались от подобного совмещения.
Что такое группы инструментов оркестра
Инструменты симфонического оркестра
Симфонический оркестр. Когда слышишь это красивое сочетание слов сразу представляешь большой зал и сцену, на которой разместилось много исполнителей с разными музыкальными инструментами. Затем к оркестру выходит дирижёр – взмах его руки и словно по волшебству начинает звучать чарующая музыка. Симфонический оркестр называют настоящим чудом и величайшим достижением человеческой культуры. Своим звучанием он может не только живописно рисовать природные пейзажи, но и красноречиво передавать все оттенки человеческих чувств. А секрет такой искусности кроется в многообразии входящих в состав оркестра музыкальных инструментов, каждый из которых обладает своим неповторимым тембром.
Инструменты симфонического оркестра
Весь инструментарий симфонического оркестра подразделяется на четыре группы. Первая – струнно – смычковые инструменты, вторая – деревянные духовые, третья – медные духовые, четвертая – ударные. Помимо вышеуказанных инструментов в симфоническом оркестре дополнительно применяются арфа, фортепиано, орган, клавесин, челеста, которые ни в одну из перечисленных групп не входят.
Поскольку королевой симфонической музыки величают скрипку, поэтому наше знакомство с оркестром мы начнём с группы, в которую входит эта главная героиня.
Группа струнно-смычковых инструментов
Данную группу составляют скрипки, альты, виолончели и контрабасы.
Скрипка
Альт
Виолончель
Контрабас
Группа деревянных духовых инструментов
В данную группу входят флейты, гобои, кларнеты и фаготы.
Флейта
Как правило, в симфоническом оркестре применяют две флейты и одну флейту-пикколо, партия которой открывает партитуру произведения.
Гениальное флейтовое соло звучит в финале 10-ой симфонии Густава Малера.
Флейта-пикколо
Само название инструмента говорит о том, что это миниатюрная флейта. Её внешний вид и конструкция подобны обыкновенной поперечной флейте, но длина составляет всего 32 см. Поскольку её размеры гораздо меньше, то соответственно звук значительно выше и по тембру резко свистящий. Флейта-пикколо легко перекрывает звучание всего оркестра. Диапазон инструмента включает звуки от «ре» 2-ой до «до» 5-ой октавы, которые нотируются октавой ниже.
Гобой
В симфоническом оркестре группу обычно представляют два гобоя и один их сородич, именуемый английским рожком.
Английский рожок
Второе название этого инструмента альтовый гобой. По конструкции он похож на гобой, но только гораздо больше по размеру и его раструб имеет грушевидную форму. Помимо этого, в верхнюю часть инструмента вставляется изогнутая металлическая трубочка (эс), на которую одевается штифт с тростью. В отличие от гобоя, звук английского рожка более мягкий и наполненный, а тембр приятный и густой. Диапазон инструмента: от «ми» малой октавы, до «си-бемоль» второй октавы и по сравнению с гобоем английский рожок звучит ниже. Он является транспонирующим инструментом, то есть ноты хоть и записываются в скрипичном ключе, но на квинту выше их реального звучания.
Самое известное соло английского рожка: А. Дворжак Симфония № 9 «Из Нового света», часть вторая.
Кларнет
В симфоническом оркестре обычно используют два кларнета-сопрано, малый кларнет и бас-кларнет.
Малый кларнет
Другое название этого инструмента: кларнет пикколо. Инструмент устроен также, как и кларнет-сопрано, однако по размеру намного меньше: его длина около 40 см. Тембр малого кларнета, строй которого «in Es», не просто пронзительный, но даже крикливый и резковатый. Данный инструмент является транспонирующим, то есть его звучание на терцию выше, чем записываются ноты.
Наиболее известным является соло малого кларнета в произведении французского композитора Мориса Равеля «Болеро ».
Басовый кларнет
Этот инструмент, по форме весьма похожий на курительную трубку, настолько большой по размерам, что его раструб извилисто загнут наверх, а корпус для удобства ставят на специальный шпиль. Бас-кларнет, строй которого «in В», в симфонических произведениях служит не только для усиления линии баса, но и внесения в музыкальные эпизоды особого драматического напряжения. Диапазон инструмента укладывается в промежуток от «ре» большой октавы до «си-бемоль» первой октавы. Нотация бас-кларнета происходит как в басовом, так и скрипичном ключе.
Соло бас-кларнета ярко звучит в Симфонии № 8 Д.Д. Шостаковича.
Фагот
В симфоническом оркестре обычно используют два фагота и контрфагот.
Фагот весьма колоритно звучит в блестящем творении Эдварда Грига « В пещере горного короля » – музыкальной иллюстрации к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт».
Контрфагот
Контрфагот по устройству идентичен обычному фаготу, но по размеру гораздо больше, поэтому при исполнении его ставят на специальный шпиль. Контрфагот звучит на октаву ниже фагота, ведь его диапазон размещается в пределах от «си-бемоль» субконтроктавы до «соль» малой октавы. Тембр инструмента отличается мрачным окрасом.
Группа медных духовых инструментов
Группу медных духовых инструментов составляют валторны, трубы, тромбоны и туба.
Валторна
В симфоническом оркестре, как правило играют четыре валторны, но иногда в зависимости от фантазии композитора бывает и больше.
Инструмент представляет собой тонкую трубку длиной около 4 метров, согнутую спиралью и с одной стороны заканчивающуюся широким раструбом, а с другой мундштуком. Весьма сложная конструкция валторны дополняется 3-5 вентилями, изменяющими не только длину инструмента, но и высоту звука. Сочный голос инструмента может быть не только мягким и душевным, но также грубым и напористым. Рабочий диапазон применяемой в оркестре валторны строя «in F», включает в себя почти 4 октавы: от «си» контроктавы до «фа» второй октавы.
Валторна – это транспонирующий инструмент, ноты для неё пишутся в скрипичном и басовом ключе. Подробнее об инструменте читайте здесь .
Самых известным считается соло валторны из второй части симфонии № 5 П.И. Чайковского.
Труба
В симфонических произведения обычно задействованы две или три трубы.
Инструмент представляет собой тонкую металлическую трубку длиной 1,5 метра, сложенную в форме овала. С одной стороны трубка расширяется – это раструб чашевидной формы, а с другой заканчивается мундштуком. Труба обладает ярким, насыщенным тембром. Её блестящий и выразительный голос придаёт оркестровому звучанию торжественность и величественность. В оркестре обычно применяется труба в строе «in В», то есть она является транспонирующем инструментом, ноты для которого записываются на тон выше. Диапазон трубы: от «ми» малой до «си-бемоль» второй октавы. Подробнее об инструменте читайте здесь .
Очень известное соло трубы звучит в «Марше» из оперы Дж. Верди «Аида ».
Тромбон
В современных симфонических оркестрах обычно используют два теноровых и один басовый тромбон.
Очень известным считается соло тромбона из симфонического произведения Мориса Равеля «Болеро ».
Бас тромбон
Конструкция басового тромбона мало отличается от тенорового тромбона. Он только гораздо больше по размеру и снабжён двумя квартвентилями, которые помогают понижать звучание инструмента, отличающееся неимоверной мощью.
Туба
В симфоническом оркестре применяется одна и очень редко две тубы.
Туба самый большой и самый низкий по звучанию медный духовой инструмент, обладающий богатым и глубоким звуком. Конструкция тубы – это свёрнутая шестиметровая труба, которая с одной стороны заканчивается широким раструбом, а с другой мундштуком в виде чаши. Диапазон тубы: от «до» контроктавы до «фа» первой октавы. Ноты для этого инструмента записываются в басовом ключе. Подробнее об инструменте читайте здесь .
Известное соло тубы звучит в произведении Модеста Мусоргского « Картинки с выставки » часть «Быдло» (оркестровка Мориса Равеля).
Группа ударных инструментов
В данную группу входят литавры, треугольник, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, ксилофон, колокольчики, колокола, кастаньеты.
Литавры
Литавры – это один из важнейших ударных инструментов симфонического оркестра. Он характеризуется определённой высотой звучания и довольно хитрой конструкцией. Большая металлическая чаша, похожая на котёл сверху затягивается кожей или пластиком, а внизу имеет резонаторное отверстие. Играют на литаврах большими палочками с различными наконечниками, например, из войлока, дерева или кожи. На литаврах можно изобразить и грозный рокот, и мягкий шёпот.
В симфоническом оркестре в зависимости от потребности применяют от двух до семи литавровых котлов.
Треугольник
Треугольник – это ударный инструмент с неопределённой высотой звучания. Конструкция его довольно проста: металлический прут, выгнутый в виде треугольника. По инструменту, подвешенному на шнурке, ударяют металлической палочкой, в результате получается яркий звук.
Бубен
Конструкция бубна довольно проста: металлический или деревянный обруч обтягивается мембранной кожей, которая является основным источником звука. Помимо этого, в ободе – обечайке делаются прорези, в которые вставляются маленькие металлические пластинки, и это тоже звенящие элементы. Бубен – это инструмент с неопределённой высотой звучания, но с задорным тембральным окрасом. Подробнее об инструменте читайте здесь.
Малый барабан
Малый барабан – это цилиндр, изготовленный из различных материалов: металла, пластика, дерева и с двух сторон обтянутый кожей или мембраной из полимерных материалов. На данном инструменте, не имеющем определённую звуковысотность, играют двумя деревянными палочками.
Тарелки
Ударный инструмент тарелки, применяемые в симфоническом оркестре – это два больших металлических диска с отверстием в центре для ремня, фиксирующего инструмент. Изначально вылитые, а затем доведённые до нужной формы при помощи ковки, они издают пронизывающе громкий и насыщенный звук.
Большой барабан
Этот, не имеющий определённой высоты звучания, мембранофонный инструмент входит в число основных ударных инструментов симфонического оркестра. Он представляет собой цилиндр большого диаметра, сделанный из дерева или металла и с обеих сторон обтянутый кожей. Для извлечения звука применяется большая колотушка, головка которой обёрнута толстым материалом.
Ксилофон
Конструкция этого ударного инструмента весьма проста, так как представляет собой раму, с уложенными на ней деревянными брусочками, каждый из которых имеет определённую высоту звука. Суховатый и пощёлкивающий звук ксилофона извлекается тонкими деревянными палочками, похожими на маленькие ложечки. Подробнее об инструменте читайте здесь.
Колокольчики
Данный звуковысотный музыкальный ударный инструмент с ярким и блестящим тембром состоит из трапицевидной деревянной рамы, на которую в два ряда, по хроматизму, уложены, настроенные на определённый звук, металлические пластинки.
Яркое звучание колокольчиков можно услышать в опере В.А. Моцарта «Волшебная флейта ».
Колокола
Кастаньеты
Сухой и щёлкающий звук этого инструмента создают две деревянные, в форме ракушек, округлые половинки. Они имеют специальные ушки с дырочками, в которые вставляется шнурок, позволяющий прикреплять инструмент к пальцам исполнителя. В оркестровой практике кастаньеты фиксируются на специальной ручке. Подробнее об инструменте читайте здесь.
Прочие инструменты
Также в симфоническом оркестре применяются инструменты, которые не принадлежат ни к одной из вышеперечисленных групп. Это арфа, фортепиано и челеста.
Арфа
Конструкция этого изысканного инструмента с завораживающим звучанием особой сложностью не отличается. В треугольной раме с элегантными изгибами натянуто более сорока струн. У арфы есть педальный механизм, который служит для изменения высоты её звуков. Подробнее об инструменте читайте здесь.
Красивое соло арфы звучит в первом акте балета Александра Глазунова «Раймонда ».
Фортепиано
Челеста.
Челеста относится к звуковысотным ударным инструментам. По внешнему виду она напоминает пианино, разница в том, что клавишные молоточки бьют не по струнам, а по металлическим пластинкам. Звук челесты можно охарактеризовать как звучание сказочных колокольчиков.
Хрустальный голос челесты красиво звучит в «Танце Феи Драже» балета П.И. Чайковского «Щелкунчик »
Практический каждый из инструментов современного симфонического оркестра имеет свою интересную и многовековую историю. Изначально у каждого из них было своё определённое назначение, однако впоследствии для воплощения оригинальных идей композиторов их стали объединять в музыкальные ансамбли, со временем разросшихся так, что они перевоплотились в обладающий широкими творческими возможностями большой коллектив, который сегодня именуют симфоническим оркестром.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Инструменты симфонического оркестра
Справочный материал «Группы инструментов симфонического оркестра»
Закирова Екатерина Александровна, учитель музыки
МОУ – «Лицей №2» г. Саратова.
2.Деревянные духовые инструменты.
Для изготовления деревянных инструментов используется дерево. Духовыми они называются потому, что звук у них получается путём вдувания воздуха в инструмент. Каждый инструмент обычно имеет свою сольную линию, хотя исполнять её могут и несколько музыкантов. Группа духовых деревянных инструментов широко применяется для зарисовки картин природы, лирических эпизодов.
Звук флейты – прозрачный, звонкий, холодный.
3.Медные духовые инструменты.
4.Ударные музыкальные инструменты.
Ксилофон- ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. Представляет собой ряд деревянных брусков разной величины, настроенных на определённые ноты.
Большой и малый барабаны
5. Клавишные инструменты
Тембр клавесина – серебристый, звук – негромкий, одинаковой силы.
Орган – самый большой музыкальный инструмент. Играют на нем, как и на фортепиано, нажимая клавиши. Всю переднюю часть органа украшали в старину тонкой художественной резьбой. Позади его – тысячи труб различной формы, и каждая имеет свой особый тембр. Следовательно, орган издаёт и самые высокие, и самые низкие звуки, которые только способно уловить человеческое ухо.