Что такое груминг в agile
Технический груминг
Backlog Grooming — понятие из scrum, смысл которого в том, что команда собирается и решает что будет делать дальше и ставит эстимейты задачам. Проводится 1–2 раза в спринт в назначенное время. Но к сожалению, у нас, в какой-то момент возникли проблемы с PR:
Решение проблем оказалось банальным, появились “technical groomings” (название взято из головы, если вы знаете как этот процесс называется официально — пишите в личку). Смысл в том, чтобы позволить технической стороне обсудить формальный алгоритм задачи, разбить задачи на атомарные задачи и заэстимейтить каждую из задач.
Идея в том, чтобы у разработчиков было понимание того, как задача будет сделана. Тут спасает что угодно, текст с пошаговым выполнением задачи, блок схемы или просто рисунки в блокноте. Главное, что стоит держать в голове — нет понимания бизнес цели — не будет работающего алгоритма. Поэтому не спешите и задавайте вопросы бизнесу, даже если есть хоть малейшее недопонимание задачи.
Разбивка на атомарные задачи Правила, которых стараюсь придерживаться:
Также, планируйте рефакторинг и закрытие технических долгов либо перед началом работы, либо после. Если одна задача из списка блокирует другую — стоит задуматься и попробовать вынести то, что блокирует — в отдельную задачу. Яркий пример такой задачи: добавить эндпоинт для фронтенда. Минимум два варианта, так решить проблему:
С таким подходом будет проще сделать документацию по проекту, а также, больше разработчиков будет понимать логику приложения. Кроме того, плохие решения будут отсеиваться быстрее, а значит цена ошибки будет меньше.
Так как результат такого груминга — проработанный алгоритм выполнения задачи, написание кода превращается в рутину. А составленный список минимальных задач помогает побороть фрустрацию и прокрастинацию перед неизведанным.
Главная проблема — трата времени на обсуждение задачи. Этого могут не понять менеджеры, которые считают “нет кода — нет работы”. Старайтесь говорить с менеджерами и объяснять смысл таких обсуждений.
Такой подход не работает в команде из одного человека. А сам процесс груминга энергоемок, поэтому не ждите, что сможете загрумить все за один день.
И главное — груминг требует командной дисциплины.
Уход за беклогом (груминг), или Как сделать планирование спринтов легкой задачей
Довольно давно, когда я запускал свой первый Скрам-проект (Ciklum, проект Encode, 2004 год) мы не знали, что такое груминг.
Заказчик созванивался с нами для планирования спринта… и тут начиналось: мы задавали глупые вопросы; заказчик куда-то убегал за ответами, с кем-то советовался и менял приоритеты; мы воевали с картами за истории, били истории на задачи… и так бесконечно. Планирование спринта у нас редко занимало меньше 8 часов.
Хуже всего то, что через две недели этот кошмар нужно было повторить. Сильная закалка для Скрам-мастера! 🙂
Что мы делали не так? Что мы упускали? Что бы я делал сейчас по-другому?
Сегодня практика “причесывания беклога” (по-английски: “grooming”) является одной из тех активностей, без которых не обходятся продуктивные agile-команды.
Эта практика описана в “Скрам-гайде” от Швабра и Сазерленд, формальном описании Скрама.
Что такое груминг? Дополнительная церемония Скрама? Как и когда его проводить?
Груминг – это не ещё один тип встреч в Скраме. Это активность, которая делается на протяжении спринта для подготовки беклога к следующему спринт-планированию.
Груминг стоит проводить:
В начале проекта на груминги может уходить немало времени. Чтобы всё-таки был прогресс по выполнению текущих задач, а вы не занимались слепым анализом требований, советуем взять за правило тратить не больше 10% от времени спринта на груминги.
Когда у вас появится достаточно нагрумленных историй на 2-3 спринта вперёд, стоит чуть сбавить темп и дальше грумить регулярно, но понемногу. Так вы будете поддерживать в постоянном здоровом состоянии верхушку беклога.
Здоровое состояние беклога или Definition of Ready:
Как можно провести сессии груминга?
Печать истории из треккинга:
Пригласить Владельца Продукта приехать и поучаствовать вживую:
Создать непринужденную атмосферу и погрумить в свое удовольствие:
Советы по грумингу:
цац (Wednesday, 18 September 2019 14:56)
Какой только херни не придумают лишь бы усложнить жизнь программистам, а менеджерам пыль в глаза руководству пустить
Oleksand Chovhan (Thursday, 07 November 2019 23:56)
Alexandr Bondarenko (Wednesday, 29 April 2020 20:17)
Груммер Ебатель (Thursday, 16 July 2020 11:58)
Цец дело говорит. Цац хуйни не скажет.
Анти-цац (Tuesday, 03 November 2020 08:46)
не-цац (Friday, 12 February 2021 08:55)
Анон (Friday, 12 February 2021 16:10)
Если этой «херни» не будет, то бэклог будет в говне..
Ну или если Вы работайте в финтехе, то тут другая проблема, там всем плевать на бэклог 🙂
Ламер (Tuesday, 14 September 2021 03:42)
Просто я (Thursday, 16 September 2021 12:35)
Цац всё правильно сказал.
цац (Sunday, 10 October 2021 10:26)
exmr (Friday, 26 November 2021 09:31)
Люди, очнитесь: разработчики, аналитики, тестировщики вырезают бумажечки и играются с ними. Что за детский сад? Может вместо этого работать лучше?
Этапы и мероприятия Scrum
7.2. Ежедневные встречи (daily)
Знание о том, чем занимаются коллеги по команде, помогает в:
Длительность дэйли строго ограничена и не должна превышать 15 минут. Эта встреча не предназначена для решения проблем. Все требующие специального обсуждения вопросы должны быть вынесены за ее пределы.
Встреча проводится каждый день всегда в одно и то же время, чаще всего это утро, но в распределенных командах это может быть день или вечер.
Scrum-мастер ведет эту встречу, задавая каждому члену команды по три вопроса:
Каждый член команды должен отвечать на необходимые вопросы.
Важно, чтобы все, отвечая на вопросы, не вдавались глубоко в детали и, боже упаси, уж точно не пытались тут же их решать.
С одной стороны, это кажется не такой уж и большой проблемой, но по факту оказывается, что отвлечение сотрудников от плана встречи приводит к тому, что через какое-то время многие не видят в ней необходимости. В тот момент, когда кто-то углубляется в повествование о деталях, большинство незаинтересованных начинает скучать, погружаться в серфинг социальных сетей посредством мобильных гаджетов и т. д.
Для того чтобы перебороть неправильное развитие Scrum-процесса и направить дэйли в нужное русло, нужно:
7.3. Груминг бизнес-задач
Груминг стоит проводить до или в начале спринта, с тем чтобы детально разобрать подготавливаемые задачи к реализации разработчиками. Периодичность его проведения должна быть один раз в спринт. Время, затрачиваемое на груминг, должно составлять 10% от общей продолжительности спринта.
Сначала, для вновь собранной команды, на груминг может уходить немало времени. Это связано с «притиранием» разработчиков и владельца продукта друг к другу, более глубинным пониманием бизнес-смысла разрабатываемого программного обеспечения, осознанием деталей и взаимосвязей влияния автоматизируемых процессов и т. д. Но это нужно делать. Как результат появится прогресс в работе над задачами, члены команды уйдут от «слепого» анализа требований к осознанному совершенствованию системы.
Чтобы груминг прижился в операционной деятельности каждой команды, необходимо следовать нескольким простым правилам:
Эти характеристики, в соответствии с которыми задачу можно брать в работу на спринт.
Для чего и как проводят backlog grooming в продуктовых командах?
Бэклог продуктовых задач является одним из основных и обязательных артефактов Agile. Фактически, это набор требований, полученных от бизнеса и сформулированных в виде задач для разработки. Что нужно делать для того, чтобы эти задачи всегда были в порядке? И как это связано с концепцией backlog grooming?
Набор таких задач не несет ценности, если не приносит системной или структурной оптимизации. Очень важно правильно уметь управлять очередью задач, чтобы получить актуальный материал для работы. Как раз это и является целью такого процесса или активности, как backlog grooming.
Еще один тип встреч в Scrum
Backlog grooming — это собрание представителей Scrum-команды, во время которого обсуждаются детали бэклога продукта и готовится очередное планирование спринта.
Наверняка, большинство менеджеров и собственников продуктов благодаря опыту и практике знают, как превратить рутинное управление бэклогом в приятный процесс. Чтобы достичь этого, необходимо тщательно ухаживать за бэклогом, “чистить” и оптимизировать его. Это то, что называется grooming или product backlog refinement.
Согласитесь, любой продукт, как и человек, требует внимания и заботы.
Стратегический смысл груминга в управлении продуктом
Поскольку бэклог представляет собой очередь из пользовательских историй, то, часто, такой список может быстро стать перегруженным. Многие не знают, как справляться с такой перегрузкой, а бэклог продолжает расти.
Когда это случается, члены команды могут потерять фокус на важных задачах, а статус пользовательских историй может утратить ясность. Также могут возникнуть проблемы с оценкой времени и ресурсов.
Уход за бэклогом — это активность с участием менеджера проекта (менеджера продукта/ собственника продукта) и представителя клиента, направленная на то, чтобы разбить бэклог на истории пользователей, переориентировать их и задать новые приоритеты. Backlog grooming в управлении продуктом должен стать постоянным событием, основанном на глубоком анализе и четких действиях.
Этот процесс необходим для того, чтобы задачи, представленные в бэклоге, были актуальными, а те, которые представлены в верхней части списка, были готовы к планированию в спринте, реализации и релизу.
Груминг бэклога часто называют предварительным планированием. Обычно собственник продукта и представители команды организуют его в середине спринта.
Процесс не считается формальный частью Scrum. Тем не менее, рекомендуется, чтобы владелец продукта и представители команды выделяли до 15% каждого спринта для такой активности.
Главные цели процесса backlog grooming
Иногда собрание по backlog grooming называют story time session. В любом случае, цель этого мероприятия — обсудить текущий бэклог, определить и предложить действия по его оптимизации. Это может включать следующее:
Результат хорошего груминга
Результатам grooming является здоровый вид бэклога:
Какие инструменты использовать для backlog grooming?
Поскольку определение приоритетов — ключевой момент во время проведения backlog grooming, то очень важно грамотно визуализировать важность и взаимосвязь задач для дальнейшей работы с ними. Для упорядочивания идей и задач менеджеры продуктов используют параметры Value и Efforts. Сравнение этих значений для каждой задачи помогает лучше определить приоритеты и выбрать наиболее важные задачи.
В качестве заключения
Важно помнить, что grooming должен стать постоянным событием в управлении продуктом, которым не стоит пренебрегать. Этот процесс — это норма для качественного развития продукта. Самое главное в нем — оптимизировать задачи бэклога для последующей работы с ними.
Backlog grooming помогает прояснять релевантность задач, представленных в бэклоге, анализировать существующие вопросы и получать дополнительную информацию о задачах, которые пока не до конца ясны.
Подытоживая, отметим основные преимущества backlog grooming:
Уточнение Бэклога Продукта [Груминг Бэклога] (Product Backlog Refinement)
Уточнение Бэклога Продукта — это активность, которая проводится Владельцем Продукта при участии всех членов Скрам-команды. Включает добавление деталей, оценку и упорядочивание элементов в Бэклоге Продукта.
Не относится к официальным Мероприятиям Скрама, однако зачастую проходит в виде мероприятия (встречи).
В русском жаргоне адептов Скрама для этой практики прижилось название Груминг Бэклога (а также такие переводы слова Grooming как Уход за бэклогом и Причесывание бэклога). Это связано с тем, что в Scrum Guide до 2013 года использовался термин Grooming, а не Refinement.
В Скраме рекомендуется от 5 до 10 процентов времени каждого Спринта выделять на Уточнение Бэклога Продукта. Этот процесс включает:
Уточнение Бэклога Продукта проводится не для того, что уже взято в работу в текущем спринте, а для будущих спринтов. Хорошей практикой считается иметь в Бэклоге Продукта детально проработанные элементы как минимум на два Спринта вперёд. В этом случае Планирование Спринта существенно упрощается, поскольку Владелец Продукта и Скрам-Команда начинают планирование с понятным, прошедшим этап анализа и аккуратно оцененным набором пользовательских историй. Если же груминг Бэклога не был проведён (или был проведён недостаточно хорошо), Планирование Спринта растянется во времени, вызовет большое количество вопросов, потребует уточнений и/или выявит несоответствия.
Для пользовательских историй существует два критически важных этапа: «Готово к разработке» и «Сделано». Для них должны быть, соответственно, критерии готовности к разработке (Definition of Ready) и Критерии готовности (критерии завершения работы над историей, Definition of Done). И Уточнение Бэклога — это процесс или встреча, в ходе которого Владелец Продукта удостоверяется в том, что пользовательские истории «Готовы к разработке», то есть команда может немедленно взять их в работу и перевести их в «Сделано».
Одно из 5 Мероприятий Скрама. Эта встреча длится не более пятнадцати минут и проводится каждый рабочий день в одном и том же месте в одно и то же время. В нем принимают участие все разработчики. На нем озвучивается информация для оценки прогресса и отмечаются препятствия. В результате разработчики могут прийти к необходимости перепланирования работы внутри Спринта.
Одно из 5 Мероприятий Скрама. Проводится в конце Спринта, чтобы клиенты и заинтересованные лица провели инспекцию Инкремента и дали обратную связь по нему, а Скрам-команда, при необходимости, сделала адаптацию Бэклога Продукта. Для Спринта длиной в месяц Обзор Спринта длится не более 4 часов.
Одно из 5 Мероприятий Скрама. На этой встрече Скрам-команды происходит планирование работы на следующий Спринт. Для Спринта длиной в месяц встреча длится не более 8 часов. Она завершается созданием Бэклога Спринта и включает обсуждение 3-х тем:
Одно из 5 Мероприятий Скрама. Ретроспектива Спринта дает Скрам-команде возможность провести инспекцию своей работы и создать план улучшений на следующий Спринт. Ретроспектива проходит после Обзора Спринта, перед Планированием Спринта. Для Спринта длиной в месяц эта встреча ограничивается 3 часами.
Одно из 5 Мероприятий Скрама, которое является контейнером для других мероприятий. Спринты — это короткие регулярные циклы длиной не более четырех недель. Итерации работы должны быть достаточно короткими, чтобы команда не теряла концентрацию, и при этом достаточно длинными, чтобы поставлять значимый инкремент работы. Все остальные Мероприятия Скрама проводятся в рамках Спринта. Следующий Спринт начинается сразу же по окончании предыдущего.
Мы хотим, чтобы компании были крутыми, а люди в них — счастливыми