Что такое громкие чтения
Как извлечь больше пользы из посещения с ребенком сеансов громкого чтения в библиотеке
Автор: Эбби Харгривз
Я никогда не хотела стать детским библиотекарем, поэтому, когда меня взяли на эту работу, я совершенно не представляла, как правильно проводить сеансы громкого чтения. Однако мне посчастливилось иметь замечательного коллегу, который великолепно это делал («Где мистер Джей?» – слышала я перед началом каждого занятия еще больше года после его увольнения). Кроме того, у меня была возможность посещать не менее великолепные тренинги доктора Бетси Диамант-Коэн, исполнительного директора и дизайнера проекта «Mother Goose on the Loose» (популярная американская сеть школ раннего развития – прим.пер.). Я проглотила всю доступную информацию по методике занятий с детьми и узнала все о Сорадж Готинг и ее программе «Чтение для всех». Проведя в этой профессии почти три года, я понимаю, что многие родители и опекуны, приводящие детей на сеансы громкого чтения, знают о том, как извлечь из них максимальную пользу, едва ли не меньше меня в начале моей карьеры.
И хотя каждую неделю на своих занятиях я вижу практически одни и те же лица, попробую коротко рассказать о возможностях чтения с детьми и дать советы опекунам в том, как извлечь максимальную пользу для ваших детей из сеансов громкого чтения. Этот список ни в коем случае не является исчерпывающим, тем более, что у некоторых детей, естественно, будут индивидуальные потребности и для их обучения и развития потребуются другие занятия. Однако, прежде всего, время чтения с детьми должно быть веселым, поэтому не позволяйте этим идеям превратить его в рутину. Если занятие не приносит удовольствия, пользы от него не будет никому.
Кроме того, не стоит забывать и о том, что у вашего библиотекаря или другого чтеца могут быть немного или совершенно иные принципы, выработанные им самим и подходящие именно для него. Не позволяйте этому списку мешать вашему общему развитию. Я бы порекомендовала руководствоваться тем, что предлагает выбранный вами специалист, и адаптировать это к вашим личным потребностям. Но помните, что для доказательства успеха может потребоваться время – развитие ребенка не происходит в одночасье.
Выбирайте подходящие сеансы громкого чтения
Это небольшой, но важный момент – выбирайте группу, подходящую вашему ребенку. Часто библиотеки, книжные магазины и другие места, где практикуют громкое чтение, планируют сеансы в зависимости от конкретной возрастной группы. Это связано с тем, что потребности младенца значительно отличаются от потребностей трехлетки. И хотя я стараюсь быть как можно более инклюзивной в планировании своих сеансов громкого чтения, понимая, что иногда люди выбирают, исходя из способностей, а не возрастных рекомендаций, при этом я тщательно продумываю отдельные планы для каждой возрастной группы, чтобы мы могли максимизировать развивающий эффект. Мой подход к чтению малышам значительно отличается от подхода к чтению дошколятам, и, хотя я могу немного дорабатывать план в процессе, скорее всего, для вас полезнее будет тот сеанс, что ориентирован на возрастную группу вашего ребенка.
Участие родителей, конечно же, очень важно. Трудно ожидать, что дети будут внимательно слушать полчаса, если взрослые не могут показать им пример. Да, вы можете почувствовать себя глупо, танцуя с малышами «Лоб, плечи и коленки», но хорошая новость в том, что вы не единственный из взрослых, кто это делает, – руководитель группы тоже! Остальные родители в комнате могут отказываться, но пример сверстников заразителен – не бойтесь быть первым.
Одна из главных идей, которую д-р Диамант-Коэн буквально вколачивает в головы слушателей на своих тренингах, заключается в том, что одним из лучших способов обучения детей является подражание взрослым. Это именно тот случай, когда обезьяна видит – обезьяна делает. Если ребенок видит, как родитель хлопает в ладоши в нужный момент песенки «Если нравится тебе, то делай так», он начинает повторять движения. Даже если сначала дети не совсем понимают связей между словами и движениями, это произойдет позже по мере развития и закрепления в их мозге соответствующих связей между нейронами.
Участие полезно и для укрепления семейных уз. Подумайте вот о чем: когда вы идете в боулинг с другом, гораздо же веселее, если вы играете оба, верно? Делая что-то вместе, вы укрепляете отношения. Независимо от характера отношений, если взрослый привел ребенка на сеанс громкого чтения, само собой разумеется, что прочные отношения сохранятся и вне сеанса. Воспользуйтесь этим совместным времяпровождением, поучаствуйте в делах ребенка и получите дополнительную выгоду от укрепления отношений. Таким образом, и вы сами извлечете пользу из посещения сеансов группового чтения, а не только ваш ребенок. Вы же не станете отрицать, что крепкие отношения с вашим ребенком – это хорошо.
Очень заманчиво использовать взрослыми сеанс детского чтения для отдыха или общения. Я часто встречаю такое: родители сидят и болтают между собой (что отвлекает не только детей, но и меня – так что, пожалуйста, не делайте этого) или возятся со своими телефонами. Воспитывать детей нелегко, понимаю, и, когда внезапно появляется возможность для отдыха, мне тоже хочется ей воспользоваться. Но если ваша цель – максимизировать пользу для вашего ребенка от сеанса чтения, то без вашего участия не обойтись!
Позвольте крохе послоняться
Еще один важный совет д-ра Диамант-Коэн: если ваш ребенок не может высидеть неподвижно весь сеанс чтения, позвольте ему подвигаться. Если ребенок не находится в опасности, ничего страшного, если он где-то побродит. Может показаться, будто он не слушает, но когда-нибудь он вас очень удивит, спев песню или повторив движения, которых, по вашему мнению, он не видел и не слышал, блуждая вокруг.
Как я уже говорила, все дети разные и имеют разные потребности. Быть может, кому-то нужно дополнительное стимулирование во время сеанса. И для него может быть даже лучше, если он встанет с места и будет двигаться, а не будет сидеть и делать вид, будто сосредоточенно слушает. Если он не лезет в книгу, не пристает к чтецу или каким-то иным образом мешает слушать другим, нет ничего ужасного, если ребенку не интересно или он не может долго усидеть на одном месте.
И все же, если вашему ребенку трудно сидеть неподвижно в течение длительного времени, быть может, стоит его обследовать. Недавно на тренинге для детских библиотекарей я узнала, что это может указывать на физические проблемы, например, с мышечным каркасом, а они могут быть симптомами серьезного заболевания. Это может ничего не значить (скорее всего, в большинстве случаев это ничего и не значит), но когда дело касается здоровья детей, никогда не будет лишним перестраховаться. Если у вас есть сложности в материальном плане, обратитесь к местным организациям, чтобы узнать, какие общественные программы в области здорового развития ребенка доступны в вашем регионе.
Если сегодня не подходящий день, это не страшно
Еще одна важная часть сеанса чтения – понять, когда пора уйти с него. Иногда ребенок может быть не в настроении, и в этом нет ничего страшного. Нужно ли вам просто выйти и сделать небольшой перерыв, чтобы справиться с истерикой, или вы решили, что на сегодня хватит, нет ничего постыдного в том, чтобы увести ребенка с сеанса.
Это проявление уважения личных границ и интересов тех, кто находится в помещении. А еще это может помочь научить ребенка тому, что его поступки имеют свои последствия, особенно если он буянит осознанно (что, я добавлю, случается редко – обычно это нечто большее, чем просто вредность, так что не спешите делать вывод, что в этом случае ребенка обязательно нужно наказывать). Может быть, он голоден, может быть, он не выспался, да мало ли что может быть!
Хотя польза посещения сеансов чтения и велика, пропустить один не проблема. Наверстаете через неделю. И, скорее всего, если вашему ребенку плохо, ему все равно не будет это во благо. Да, это тоже способ извлекать пользу из сеанса чтения – не навязывать его.
Развивающий потенциал сеанса чтения не заканчивается за дверью библиотеки, когда вы уходите. Попробуйте закрепить полученный на занятии материал с помощью следующих советов.
Во-первых, библиотекарь почти наверняка читает детям книги из фондов библиотеки. Запомните названия или уточните их после сеанса. Даже если конкретно эти экземпляры книг нельзя получить на руки (в некоторых библиотеках есть отдельные фонды только для читального зала), скорее всего, есть другие издания. Если вы не найдете книгу прямо сейчас, вы можете заказать ее или поискать в другое время и в другом месте. Все мы помним, что повторение – мать учения. Даже если ребенок не изучает тот же самый материал при каждом чтении данной книги, ее повторное пролистывание все равно имеет смысл. Подумайте, как часто вы замечаете что-то новое в фильме, который смотрели десятки раз, и как это расширяет ваше восприятие фильма, а иногда даже мира вокруг и самого себя. То же самое относится и к повторному листанию книг, с которыми ваш ребенок знакомится во время сеанса громкого чтения.
Во-вторых, продолжайте повторять слова! Декламация – отличный способ развития речевых навыков даже у самых маленьких детей. На своих сеансах громкого чтения я повторяю большинство песен и стихов по несколько раз, если в них нет естественно повторяющихся элементов, таких как в «Старый Макдональд». Повторяя песенки, например, «Крошка-Паучок», я каждый раз стараюсь делать это немного иначе. Первый куплет читаю обычным голосом, второй – более высоким голосом, а третий – низким голосом («Большой толстый паук…»). Небольшие изменения голоса добавляют интереса и помогают проиллюстрировать значение слов, которые мы проговариваем, и в то же время мы извлекаем пользу из повторения. Чем чаще вы будете повторять эти стишки вне сеанса, тем лучше они закрепятся в памяти ребенка. Большинство библиотекарей с удовольствием сделают для вас распечатки текстов стишков и песен, если они вам нужны, и даже могут порекомендовать вам специальные ресурсы, вроде Jbrary, где вы найдете больше детских стишков и песенок.
В-третьих, говорите с ребенком о прочитанном, продолжайте развивать тему. То есть, если, например, вам прочитали книгу о городском транспорте, обязательно покажите ребенку автобус в следующий раз, как его увидите. Это полезно, даже если ваш ребенок еще не умеет говорить. Так вы можете показать малышу, на что эти вещи похожи в реальном мире, и это даст им конкретные образы для развития речевых навыков. С детьми постарше развивайте тему. Например, можете задать такие вопросы: «Библиотекарь сегодня прочитал книгу о красном автобусе. А какого цвета этот автобус?» Или: «В книге говорилось о городском автобусе. А это школьный автобус. Как ты думаешь, куда ходит школьный автобус?» Стройте беседу на основе этого материала, и ваш ребенок лучше усвоит его и закрепит одновременно.
Берите пример с ведущего
С точки зрения ведущего во время занятия происходит гораздо больше событий, чем вам кажется. Как правило, мы хорошо чувствуем, когда приходит время подвигаться, когда наступает пора успокаивающей песенки и как отвлечь трудного ребенка. Например, недавно я проводила сеанс чтения с хорошо знакомым мне и обычно очень внимательным ребенком. И он вредничал. Я не знала, чем он был расстроен, но вспомнила, что ему очень понравилось одно стихотворение, которое я читала: «Пицца, пицца горяча» (также известное в варианте «Гороховая каша горяча»). Это короткий стишок, так что я повторила его три раза – и на второй раз ребенок вернулся в нужное русло и был готов спокойно сотрудничать. Вы можете пользоваться этим со своим ребенком в повседневной жизни. Мне нравится этот позитивный способ отвлечь ребенка, и я думаю, он гораздо эффективнее попыток объяснить, почему он должен успокоиться, или цыканья на него. Это одна из тех вещей, в которой я бы хотела стать примером для родителей.
Но это только начало. Понаблюдайте за тем, как ваш чтец использует интонацию, будь то в процессе чтения или просто в разговоре с детьми. Обратите внимание, как он структурирует поток информации. Лично я ориентируюсь на методики «Mother Goose in the Loose», и всегда обязательно начинаю занятие с приветственной песни и завершаю его успокаивающей песенкой, такой как «Звездочка, сияй», и заключительной прощальной песенкой. Режим очень важен для детей и значительно облегчает переходные моменты начала и окончания сеанса. Подумайте, как вы можете применить это в повседневной жизни: например, специальная песенка перед купанием может упростить вам эту процедуру и малыш будет меньше нервничать. Обратите внимание, как библиотекари читают детям книги: не просто озвучивают слова на странице, но и задают группе соответствующие вопросы.
В сеансах громкого чтения многое способствует развитию ребенка, в том числе и общение до, во время и после них. Но в них есть смысл, только если это постоянное явление в жизни ребенка. Точно так же, как единственный выпитый стакан молока не даст вам запас витамина D на всю жизнь, так и единственный сеанс чтения не настроит вашего ребенка на развитие. Необходимо повторение.
Вы можете заметить, что содержание групповых занятий в основном повторяется из недели в неделю. Лично я повторяю примерно 85% содержания и меняю отдельные детали. Честно говоря, отчасти это для моего собственного удобства. Если бы мне приходилось каждую неделю разучивать новые песни и готовить книги на полчаса, мне пришлось бы бросить работу, потому что это слишком много. Но немаловажно то, что, как нам уже известно, это повторение полезно для обучения детей. В конце концов, сколько раз вам пришлось услышать последнюю песню Арианы Гранде, прежде чем вы запомнили ее слова наизусть?
В итоге максимизация пользы от сеансов чтения сводится к следующему: приходить на них снова и снова. Ведущие не могут диктовать вам, какую часть материала вы должны усвоить, а могут лишь в некоторой степени направлять ваше внимание во время сеанса. Но если вы будете приходить, а мы проводить занятия, дети будут извлекать все больше пользы из этих сеансов. Как и с физическими упражнениями, самое трудное – прийти (поверьте мне, я замечаю, как падает посещаемость в дождливые дни), но оно же и самое важное.
Презентация для школьного библиотекаря на тему: «Громкие чтения»
Выбранный для просмотра документ Громкие чтения (Коваленко Е.Н.).pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Презентация на тему: «Громкие чтения»
«Громкое чтение – форма устной пропаганды литературы – чтение вслух текста произведения с последующими комментариями чтеца и обсуждением прочитанного».
Громкие чтения относятся к наиболее плодотворным способам общения в библиотеке между взрослыми и детьми, особенно младшего возраста (хотя и в подростковом возрасте этот прием тоже может быть актуален). Громкие чтения дают возможность показать детям то, что ускользает из их поля зрения при самостоятельном чтении, дают возможность слушателям и читающему посмаковать вкус слова, услышать и прочувствовать его звучание. При кажущейся элементарности этой формы, в ней есть важные особенности, на которые следует обратить внимание.
Цель громкого чтения — научить активно слушать, чтобы расслышать и понять прочитанное, или, как говорит Чаусова С.: «научить читать-мыслить, читать-чувствовать, читать-жить».
Главная задача громкого чтения – «раскрыть перед ребёнком мир словесного искусства» (Л. С. Выготский). Это значит – познакомить ребёнка с существованием словесного искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека, приучить к постоянному общению с таким искусством, воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге.
В МБОУ отдела образования Красногвардейской РГА существует такая форма контроля как «Анализ навыков чтения». В таблице указаны графы: темп чтения; способ чтения (по слогам, целыми словами); правильность ударения; выразительность чтения (соблюдает логическое ударение, паузы, тон, темп; монотонность) умение (выделяет главную мысль)
Какова же в этом процессе роль библиотекаря? Он организует встречу ребёнка и книги, обучает его языку, на котором с ним говорит автор, приучает слушающего вкладывать в процесс чтения-общения все имеющиеся у него на данный момент силы и знания и всё время контролировать себя: слышу ли, что мне говорят и как мне говорят, представляю ли, понимаю ли? При этом надо иметь в виду, что библиотекарь не должен занимать авторитарную позицию, т.е. он не обязательно является носителем правильной, единственно возможной версии. Библиотекарь должен стремиться обнаружить уникальность и незаменимость точки зрения каждого ребёнка, он разрабатывает и углубляет читательские версии ребят.
Дети и библиотекарь должны выступать как реальные герои и соавторы этого мероприятия. Для плодотворной встречи необходима подготовка, которая включает в себя: – выбор книги для чтения; определение художественной значимости литературного произведения; – подготовку к выразительному чтению; – составление вопросов для обсуждения прочитанного, творческих заданий, объяснения малопонятных слов и выражений.
Как отобрать книги для чтения? Вот что на этот вопрос отвечают специалисты. Нужны хорошие и разные книги-собеседники, доступные детям определённого возраста и уровня подготовки, причём это должно быть не произвольное множество книг, а дидактически выверенная система детских книг. При выборе произведения необходимо руководствоваться принципами: · произведение должно соответствовать возрасту слушателей; · тест должен иметь актуальное для детей содержание, чтобы вызывать эмоциональное переживание, стремление поразмышлять; · произведение должно быть малой повествовательной формой – рассказ или маленькая повесть, делящаяся на небольшие главы, которые можно прочитать и обсудить за ограниченное время (для дошкольников и первоклассников — не более 20-25 минут). В то же время, чтение отрывка может иметь прогностический характер (особенно для ребят постарше)
Наилучших результатов мы достигнем, если книги, выбранные для совместного чтения, вызывают интерес и понимание у самих учащихся и способны разбудить в них желание продолжить общение именно с этим невидимым собеседником и во что бы то ни стало научиться слышать и понимать именно его. Книги должны не только учить детей и пробуждать в них ценимые обществом нравственные качества, но и по возможности ограждать от тех переживаний и трудностей, которые детям в силу объективных причин вынести крайне сложно и которые отрицательно влияют на формирование их личности, ломают, ожесточают их души, убивают веру в силу доброго поступка, слова, в высшую справедливость и истину. Но грустное – тоже необходимо для детского сердца. Эти слёзы детские – не травма, это сердце живое за другое сердце боль чует. Это живительно, это нужно. Первое, чему надо научить ребёнка, – сочувствие. У А. Алексина в рассказе «Третий в пятом ряду» есть такие слова: «Дети должны уметь плакать не только тогда, когда расшибают коленку, но и когда коленка болит у кого-то другого». Герои детских книг учат слушателей и читателей сопереживать. Наша задача – помочь детям не только испытать те или иные эмоции, но и поразмышлять: какие чувства испытывает герой и почему именно такие?
Чтение должно быть простым и выразительным. Хорошее чтение – прежде всего правдивое и искреннее, верно истолковывающее текст и исключающее внешний эффект, театральность. К чтению надо готовиться заранее: знать текст и читать так, как будто лишь пробегаешь глазами по страницам книги.
Но вот ещё одно мнение: «Не играйте с детьми понарошку. Не читайте как взрослый с высоты своего возраста. Не проводите мероприятия. Читайте по-всамделишному, как будто и сами как в первый раз, как в шесть лет… с изумлением. Мы же актёры высокой пробы, но дети всё равно талантливее нас. И фальшь чувствуют тут же. И не прощают. Не верят. И если там умерла собака, а вы улыбаетесь, то вы и есть главный злодей и чужой взрослый». Так считает Л. Воронова.
Громкие чтения в ДУЗ «Яблочко» «В гостях у сказки»
Подготовка громкого чтения
Громкое (комментированное) чтение
Громкое (комментированное) чтение— форма устного информирования о литературе, предусматривающая чтение вслух текста произведения с комментариями чтеца и обсуждением прочитанного.
Комментированные чтения газет, журнальных статей и книг издавна применялись в работе библиотек (в народных библиотеках — с конца XIX в.). В 20-е гг. чтения (их тогда называли «громкие чтения», «чтения вслух», «чтения с волшебным фонарем») использовали для привлечения населения в избы-читальни и библиотеки, для борьбы с неграмотностью.
Потенциальные возможности громких (комментированных) чтений не исчерпаны и в современной деятельности библиотек. Выразительные чтения практикуются в детской аудитории, применяются в библиотечном обслуживании слепых. Неоценимо их значение в семейном кругу. Одной из распространенных форм чтений являются литературные чтения, предполагающие художественное исполнение литературных произведений. Наплыв читателей на эти мероприятия объясняется их желанием послушать любимые произведения в «театре одного актера», в исполнении известных артистов — мастеров художественного слова. Литературные (художественно-мимические) чтения применяются в клубах, библиотеках для глухих.
В библиотеках могут проводиться циклы чтений — массовых мероприятий, посвященных выдающемуся событию, жизни замечательных людей или имеющих проблемно-научный, мировоззренческий, религиозно-нравственный характер (педагогические, правовые, религиозные чтения). «Чтение» в данном случае — чтение лекций, докладов, сообщений с их последующим обсуждением, дискуссией, или чтение религиозных текстов с их толкованием, разъяснением, художественным исполнением.
Громкое чтение не просто форма рекомендации книги, это в значительной степени и средство культурно-воспитательной работы. Громкое чтение является также действенным средством информации о текущих событиях, о новейших достижениях науки и техники, о передовом опыте. Громкие чтения лучших произведений русской классической и современной художественной литературы воспитывают эстетически, обогащают культуру речи.
Чтение вслух оживляет печатное слово. В процессе громкого чтения образы, идеи, сюжет произведения становятся более доходчивыми. Во время чтения библиотекарь не только рекомендует книгу и содержащиеся в ней идеи, знания, но и помогает слушателям творчески воспринимать произведение. Другими словами, эта форма работы позволяет библиотекарю вторгаться непосредственно в процесс чтения, помогать читателю лучше понять произведение.
Громкие чтения проводит обычно библиотекарь или активный читатель библиотеки. Особенно важно привлекать специалистов для чтения производственной (сельскохозяйственной, технической) литературы. Так как в этом случае чтец может не только прочитать, но и разъяснить прочитанное, полноценно ответить на вопросы слушателей.
Подготовка громкого чтения
Подготовка громкого чтения начинается с выбора темы и литературы. Материалом для громкого чтения служат разнообразные тексты: нормативные документы, журнальные и газетные статьи, очерки, фельетоны, стихи, рассказы.
При выборе материала для громкого чтения учитывается состав слушателей, среди которых оно будет проводиться. Так, если громкие чтения намечается провести на каком-либо предприятии, то уточняют, какие производственные вопросы в данное время особенно интересуют его работников, и в соответствии с этим выбирают литературу. Подбирая для чтения среди тех же групп читателей художественные произведения, тоже важно учесть специфику их интересов.
Выбирая материал для чтения, очень полезно предварительно посоветоваться с будущими слушателями, о чем бы они хотели послушать, интересен ли для них тот или иной материал. Выбрать материал для громкого чтения поможет критическая литература, библиографические пособия. Чрезвычайно важно, чтобы библиотекарь систематически просматривал журналы и газеты, именно в них находят отражение все наиболее важные события культурной, политической жизни страны.
Так как громкое чтение обычно рассчитано на непродолжительное время, то предпочтение при выборе литературы отдается коротким, небольшим произведениям.
После того, как выбрано произведение, библиотекарь приступает к работе над текстом. Прежде всего, он вдумчиво, внимательно читает его, стремясь правильно уяснить идею, основные положения, мысли произведения. Например, если для чтения выбрано художественное произведение, необходимо разобраться в его образах, стиле, художественных достоинствах. Все это нужно чтецу, чтобы довести до слушателей читаемое произведение, разъяснить его содержание, практическую ценность, дать почувствовать его художественную красоту.
Знакомясь с материалом, предназначенным для громкого чтения, библиотекарь выписывает мысли, выражения, слова, которые могут быть непонятны слушателям, незнакомые понятия и продумывает, как их объяснить, обращаясь в случае надобности к другим книгам или словарям. Обращение к дополнительной литературе часто бывает совершенно необходимо, если библиотекарь хочет провести полноценное чтение. Так, очень важно знать, как относится к избранному произведению критика, что представляет собой автор, какие еще произведения написал он и т. д. Все полученные сведения можно будет сообщить читателю в беседе.
Затем библиотекарь готовит текст произведения к громкому чтению. Большое произведение делят на части, каждая из которых читается самостоятельно. При этом по возможности каждая часть должна быть законченной. Не следует, например, прекращать чтение на середине главы, оставлять недосказанной мысль. Все части должны быть примерно равны по величине. Для целостности каждой из них и чтобы уложиться во времени, некоторые места текста чтец может пересказать своими словами. Иногда произведение читают не полностью. В таких случаях заранее определяют, какие части текста могут быть опущены. Обычно это менее важные, второстепенные события, затянувшиеся рассуждения, но сокращения не должны нарушать целостности произведения, его последовательность, логику изложения.
Большое значение имеет отработка техники чтения. Обязательное условие для чтеца – умение правильно, отчетливо, выразительно читать. Поэтому текст несколько раз прочитывается вслух. Чтец следит за тем, правильно ли он делает ударения в словах, правильно ли применяет выразительные средства речи: изменение силы голоса, замедление или ускорение темпа речи, применение пауз. Постепенно вырабатывается умение говорить не очень громко – чтобы не утомлять слушателей, и не тихо – чтобы не мешать воспринимать текст. По часам устанавливается, сколько времени потребовалось непосредственно на чтение, укладывается ли оно в те минуты, часы, которые могут быть на него отведены.
После тщательной работы над текстом и изучения дополнительной литературы чтец готовит беседу по избранным для чтения материалам.
Подготовка беседы
Беседа с читателями делится обычно на две части: беседа до чтения и после него. Чтобы сосредоточить внимание слушателей, активизировать их, громкое чтение лучше начать не с текста, а с короткой беседы. В такой вступительной беседе можно объяснить цель чтения, рассказать о том, что будет прочитано. При этом ни в коем случае нельзя пересказывать содержание книги. Достаточно коротко рассказать об авторе, теме, проблемах произведения, назвать те вопросы, которые особенно близки данной группе. Если произведение читается по частям, необходимо сказать об этом слушателям. Каждую последующую читку нужно начинать с напоминания, о чем шла речь в предыдущих главах.
Вводная беседа должна заинтересовать читателей, мобилизовать их внимание. Она должна быть яркой, затрагивать интересы слушателей, вместе с тем она должна быть краткой, поэтому над беседой следует заранее поработать. Текст ее, или по крайней мере план, нужно тщательно продумать, но лучше написать. Сказанное в равной мере относится и ко второй части беседы – после чтения.
Беседа после громкого чтения походит на коллективное обсуждение книги, которое возникает, естественно, вследствие того, что громкое чтение вызывает желание обменяться впечатлениями от прочитанного. У слушателей появляются вопросы, которые они стремятся тут же выяснить. Кроме того, и сам чтец заинтересован не только ответить на вопросы слушателей, но и выяснить, правильно ли понято прочитанное, ясна ли идея произведения, какие сделаны выводы.
Готовясь к чтению, чтец заранее продумывает вопросы, которые он поставит и которые могут возникнуть у слушателей. Конечно, предвидеть все невозможно, но основное направление заключительной беседы можно и нужно предусмотреть, так как оно вытекает из главной идеи прочитанного и из цели, которая была поставлена при выборе материала для чтения. Исходя из цели, намечается и канва беседы. Например, после чтения книги или статьи о практическом опыте, как правило, выясняется, все ли понятно слушателям и как применить этот опыт в местных условиях. Соответствующие такому обсуждению вопросы можно заранее наметить. Однако чтец не должен превращать беседу в опрос, подменяя им живое собеседование.
Обсуждение прочитанного помогает лучше его понять, закрепить полученные знания и найти пути к их практическому применению. Но в заключительной беседе не только обсуждается прочитанное. После чтения библиотекарь рекомендует произведения того же автора, чья книга была прочитана вслух, или же другую литературу на ту же тему.
Иллюстративный материал
Подготовив громкое чтение, библиотекарь подбирает иллюстративный материал, наглядное знакомство с которым оживит чтение и закрепит полученные слушателями знания. В качестве иллюстративного материала может быть использована географическая карта, портрет писателя, репродукции с картин, иллюстрации к книге или в журналах. Особенно важен такой материал при чтении книг о практическом опыте. Здесь уместны и схемы, и чертежи, и диаграммы, вычерченные на отдельных листах. Иногда наглядный материал имеется в самой книге, тогда его обязательно нужно показать слушателям. Такое сочетание чтения с наглядным показом особенно содействует практической пользе, а ею, в первую очередь, измеряется действенность громкого чтения.