Что такое гром и молния для детей читать
Конспект беседы в первой младшей группе «Гроза и молния»
Анастасия Барчук
Конспект беседы в первой младшей группе «Гроза и молния»
Тема: “Гроза”.» Молния«
Дать детям элементарные научные знания о том, что такое гром, молния, радуга.
Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.
Продолжать учить детей анализировать, сравнивать, делать выводы и умозаключения.
Воспитывать умение слушать и понимать литературный текст художественного произведения.
Ход занятия
(дети сидят полукругом на стульчиках перед воспитателем)
Воспитатель: Я знаю, что вы любите сказки. Какие вы знаете сказки? Как они заканчиваются? (ответы детей)
Сегодня я прочту вам необычную сказку, называется она – “Сказка о тучах” (по мотива сказки Б. Зубкова “Все равно тебя поймаю”):
Воспитатель: О чем эта сказка? (ответы детей)
Что произошло в результате столкновения теплого и холодного воздуха?
Воспитатель: Обычно гроза начинается внезапно. При ясной и тихой непогоде небосклон быстро заволакивается свинцовыми тучами. Температура воздуха повышается, он становится душным, влажным, начинает дуть сильный, порывистый ветер, бывает сильный ливень, сверкает молния, гремит гром.
(воспитатель выставляет картину К. Маковского “Дети, бегущие от грозы”и предлагает рассмотреть: Какое небо? Что можно сказать о тучах, какие они? Как художник передал сильный ветер? Страшно ли детям? Как вы догадались)
Воспитатель: Что такое молния? (ответы детей)
Это электрический разряд, который происходит в результате сближения облаков.
Что такое гром? (ответы детей) Да, это треск от разряда.
Воспитатель: Гром безопасен, он вестник того, что молния миновала. Самое опасное во время грозы – молния. Она может вызвать пожар, гибель людей и животных.
Чаще всего молния ударяет в самые высокие предметы, возвышающиеся среди других, именно поэтому для защиты на высокие дома ставят громоотводы.
Кто-нибудь из вас знает, как надо вести себя во время грозы? (ответы)
(предложить детям из серии картинок выбрать те, на которых изображено правильное поведение людей во время грозы и объяснить, почему они так считают)
Если гроза застала вас в поле, то лучше переждать ее в овраге, можно лечь на землю.
Если вы находитесь в помещении, то лучше закрыть окна, двери, не делать сквозняков.
Если вы едете в транспорте, то окна тоже следует закрыть.
Если гроза застала вас в лесу, то переждать лучше под кустарниками, а не под деревьями
Реже молния поражает березу, чаще дуб.
Правило N 1 : Если гроза застала тебя в воде, немедленно выходи на берег. При попадании молнии в водоем, ты можешь сильно пострадать.
Правило N 2 : Во время грозы нельзя прятаться под отдельно стоящие деревья ми. Не стоит прятаться и под высокими деревьями. В них чаще всего попадает молния.
Правило N 3 : Лучше всего грозу переждать в кустарнике, туда молния не попадет.
— Вы знаете правила поведения во время грозы? Скажите что нельзя делать в лесу во время грозы? (Стоять под деревом, ловить рыбу, плавать).
В поле возвышается,
То стоять под ним в грозу
Если молния в него
«Гроза» А. Л. Барто
Начинается гроза
Потемнело в полдень,
Полетел песок в глаза
В небе вспышки молний.
Ветер треплет цветники
В дом ворвались сквозняки,
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как будто ласково играя,
Как бахнет издали ведром!
Но знает вся моя деревня,
И знают все мои друзья,
Что под высокие деревья,
От молний прятаться нельзя.
Пусть далеко идти до дома,
Но нам друзья неведом страх.
И я бегу из водоема
И прячусь от грозы в кустах.
Люблю грозу в начале мая,
Пусть гром гремит и дождь идет,
И ярко молния сверкает.
В меня она не попадет!
Конспект беседы в младшей группе «Зимующие птицы» Беседа в младшей группе: «Зимующие птицы» Задачи: 1. Познакомить с названием птиц (воробей,синица,дятел,сорока,снегирь) 2. Закрепить в словаре.
Конспект беседы «Наш друг Светофор» во второй младшей группе Конспект беседы «Наш друг Светофор» во 2 младшей группе. Цель: Познакомить детей со светофором, объяснить для чего он нужен. Задачи: 1.
Конспект беседы о зимующих птицах во второй младшей группе Цель: учить детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и жизнью птиц; дать понятие «зимующие птицы»; представление.
Конспект беседы «Основы антитеррористической безопасности» в младшей группе Конспект занятия «Основы антитеррористической безопасности» в младшей группе Цель: Довести до сознания детей важность соблюдения правил.
Конспект беседы «Снег» с детьми первой младшей группы Цель. Знакомство со снегом. Задачи. • Развивать представления детей о зимних природных явлениях: на улице холодно, идет снег. • Формировать.
Конспект беседы во второй младшей группе «Дружба» Цель: формировать у детей представление, что значит дружить, быть доброжелательным в отношении друг к другу, умение работать в коллективе.
Конспект НОД по аппликации в первой младшей группе «Цыпленок» Задачи: Учить создавать из кусочков ваты выразительный образ цыпленка; Продолжать учить приклеивать вырезанные.
Конспект НОД в первой младшей группе «Украсим рукавичку» Художественное творчество с использованием нетрадиционной техники рисования (штамп) Цель: Продолжать знакомить воспитанников с техникой.
Откуда берется гром и молния
Многие люди испытывают необъяснимый страх во время грозы. Особенно громкие раскаты грома и яркие вспышки пугают детей. Почему так происходит? Действительно ли гроза представляет собой опасность? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно понять, откуда вообще появляется гроза.
В другие сезоны по статистике каждый час на планете происходит около трех тысяч гроз. Это удивительно красивое и завораживающее природное явление. Но при определенных условиях гроза может принести массу неприятностей. Смотреть на молнию через окно намного безопаснее, чем находиться в это время на улице.
Как появляется гром и молния во время грозы
Чтобы понять, почему сверкает молния, нужно знать, что происходит в небе в этот момент. Грозовые облака представляют собой большое количество пара. Их высота составляет несколько километров. Снизу кажется, что темное плотное облако имеет однородную структуру и плавно перемещается по небу.
Маленькие льдинки уходят наверх, заряжаясь при этом положительно. А более крупные спускаются под собственной тяжестью, приобретая отрицательный заряд. Через какое-то время в туче появляется электрические заряды – наверху положительный, снизу отрицательный. Столкновение этих двух зарядов вызывает мощнейшую вспышку, которую мы называем молнией.
Наверное, самый частый детский вопрос о грозе:
Почему сначала молния, потом гром?
Существует легкий способ рассчитать, где находится молния во время грозы. Для этого нужно посчитать, через сколько секунд после удара возникает звук грома. Известно, что скорость звука в атмосфере составляет 300 м/с. Если количество секунд между разрядом и громом разделить на 3, получится расстояние в километрах.
Почему сверкает молния, а грома нет
Как защититься во время грозы
Гром кажется очень страшным явлением, особенно для детей. На самом же деле он не может нанести никакого вреда. Опасна молния, во время которой может случиться несчастье.
При ударе возникает тепловая энергия. Электрический разряд может спровоцировать пожар или убивает человека, когда бьет в дерево, в землю или в дом.
Поэтому люди стараются защитить свои жилища от удара. Длинные металлические стержни устанавливают на крышах зданий или вкапывают в землю. Обычно такую конструкцию называют громоотводом. Это не совсем правильно, так как на самом деле это защита от молнии.
Так же можно объяснить, почему молния бьет человека, если он идет по дороге или по полю.
В зависимости от формы и направления разряда, вспышки делятся на несколько типов:
Что такое шаровая молния
Чаще всего молния представляет собой прямую или зигзагообразную линию. Но иногда наблюдается шаровая молния. Она представляет собой светящийся клубок, пролетающий над поверхностью земли и разрывающийся при контакте с твердым предметом. Это явление является малоизученным. Многие даже не верят в существование шаровой молнии. Однако, удивительные истории, описанные в различных историях, доказывают обратное.
Для того, чтобы изучить механизм, ее нужно снять на фото или видео. Но так как явление это крайне редкое, то никому не удается поймать момент. Ученым приходится довольствоваться рассказами очевидцев. В отличие от обычной молнии, вспышка от которой длится доли секунды, шаровая может находиться в воздухе от нескольких секунд до минуты.
Подробнее о шаровой молнии
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Гроза»
Татьяна Симонова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Гроза»
Тема: «ГРОЗА»
Цель: Знакомить детей с правилами поведения во время грозы.
Активизировать словарь детей.
Ключевые слова: гроза, гром, молния, потемнело небо, тучи, тишина, жарко, сильный, порывистый ветер.
Схема занятия. Просмотр презентации, беседа с детьми по ее содержанию; чтение стихов, отгадывание загадок; беседа с детьми о признаках приближающейся грозы и о правилах поведения во время грозы.
Ход занятия
Вос-ль: Ребята скажите, пожалуйста, какие явления природы вы знаете?
Ребята послушайте стихотворение
Воспитатель читает стихотворение А. Л. Барто «Гроза»
Начинается гроза,
Потемнело в полдень,
Полетел песок в глаза,
В небе – вспышки молний.
Ветер треплет цветники
В дом ворвались сквозняки,
Сегодня я расскажу вам о таком природном явлении как гроза.
Ребята, а кто мне может сказать какое сейчас время года?
А как называется месяц весны?
А вы знаете, что в МАЕ бывают первые грозы?
Но большее число гроз бывает во вторую половину лета, причем после полудня, когда поверхность земли наиболее нагрета.
Гроза является самым ярким летним явлением природы.
Летние ливни часто сопровождаются грозами. Такие ливни называются грозовыми. Гроза наступает обычно внезапно. Посреди белого дня небо вдруг становится темным, словно его заволокло дымом, тучи делаются лохматыми, низкими. Температура воздуха повышается, воздух становится душным и влажным, начинается сильный, порывистый ветер.
И вот черное небо словно пронизывает лилово-белая стрела. Отгадайте загадки.
Грохочет без рук, горит без огня.
Меня никто не видит, но всякий слышит.
А спутницу мою всякий может видеть, но никто не слышит
Это молния и гроза. Потом раздаются грозные тяжелые раскаты грома. Но ливня еще нет! Только ослепительные вспышки молний говорят о его приближении.
Что же такое молния?
Молния – это электрический разряд, который происходит между сближающимися облаками.
Видели ли вы молнию?
Расскажите, как она выглядит, какого цвета?
Гром – это звук от разряда.
Гром безопасен, он говорит нам о том, что молния уже миновала.
Значит, сначала сверкает молния, а потом гремит гром!
По форме и структуре различают молнии линейные, плоские и шаровые. Линейные молнии имеют причудливо – изогнутые формы.
Кроме обычной молнии в природе существуют еще шаровая. Она представляет собой огненный шар, который может залететь в окно, в дверь. Шаровые молнии очень опасны! Они бывают только при сильных грозах и чаще вблизи водоемов.
После дождя и грома летом очень часто можно видеть радугу, которая возникает в той стороне, куда ушел дождь. Радуга переливается 7 цветами.
Какая бывает опасность во время грозы?
Гроза опасна сильными разрядами молний, которые могут вызвать пожары, расщепление деревьев и загоранием, гибель животных и людей. Электрические провода от ударов молний могут плавится, тоже может происходить с камнями, песком, кирпичом. Чаще молнии ударяют в предметы, возвышающиеся среди других. В городе, деревне – это башни, высокие здания, трубы и т. д. На них для защиты от молний ставят громоотводы.
В поле, на лугу, на открытых местах молнии часто ударяют в отдельно стоящие деревья, стога сена. Опасны молнии для кораблей и самолетов.
Ребята, а вы знаете, как нужно себя вести во время грозы, если вы оказались в лесу, в поле, возле реки или в дороге, а также дома?
Закрыть окна и двери и не допускать сквозняков.
Выключить телевизор и вытащить антенну.
Нельзя пользоваться телефоном с проводами.
В деревне, нельзя подходить близко к топящейся печке, так как горячий дым проводит электричество.
Нельзя пускать воздушного змея.
Безопасно оставаться в машине и в автобусе, но надо закрыть окна.
Если гроза застала в поле, лучше переждать в низине, в овраге, можно лечь; металлические предметы из рук выбросить.
Нельзя бежать по полю.
Нельзя прятаться от грозы под высокими, раскидистыми деревьями.
В лесу укрываться во время грозы лучше под кустами, невысокими деревьями.
Во время грозы нельзя купаться в реке.
Находиться с крупными металлическими предметами (гараж).
Ребята кто мне может сказать, о чем вы сегодня узнали на занятии?
Когда чаще бывает гроза, в какое время года?
По каким признакам в природе можно догадаться, что приближается гроза?
Что бывает вначале – молния или гром?
Знаете ли вы правила поведения во время грозы в лесу? В поле? В Городе?
Белая К. Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников». – М. : Просвещение, 1998. – 96 с.
Шорыгина Т. А. «Беседы о природных явлениях и объектах». – М. : ТЦ Сфера, 2011.- 96 с.
Что такое гром и молния для детей читать
Так что же такое гроза?
Грозу «запускает» энергия, которая возникает при конвекции воздуха. Более тёплый воздух поднимается наверх, если запас влаги в верхних слоях достаточный, возникают предпосылки для образования грозы. В верхних слоях атмосферы возникает разность электрических зарядов между кусочками льда из-за их быстрого перемещения. Большая влажность, льдинки и тёплый воздух, поднимающийся от земли, способствуют возникновению грозовых туч.
Интересный факт – молнии бывают не только на Земле. Астрономами были зафиксированы молнии на Юпитере, Сатурне, Венере и Уране. Сила тока в разряде молнии колеблется в диапазоне от 10 тысяч до 100 тысяч ампер, а напряжение может достигать 50 миллионов вольт! Молнии достигают гигантских размеров – до 20 километров. Температура внутри молнии может превышать температуру на поверхности Солнца в пять раз.
Появлению молний в грозу способствует электризация облаков. Происходит это от того, что грозовое облако очень большое. Если верх такого облака находится на высоте семи километров, то его нижний край может нависать над землей на высоте полкилометра. На высоте 3-4 километров вода замерзает и превращается в маленькие льдинки, которые находятся в постоянном движении от восходящих теплых потоков воздуха, поднимающихся от земли.
Сближаясь между собой, разнозаряженные области создают плазменный канал, по которому устремляются другие заряженные частицы. Это и есть молния, которую мы видим. Так как любой ток течёт по пути наименьшего сопротивления, молния выглядит зигзагообразно.
Боги гневаются, или Как возникает молния
Завораживающее и смертоносное небесное явление — именно так можно охарактеризовать молнию. Это одна из тех вещей, которые мы неоднократно наблюдаем, но не всегда понимаем их природу. Чтобы узнать, почему и как возникает молния, придётся совсем немного углубиться в физику.
Что такое молния
Молния — это внезапный электростатический разряд, возникающий в атмосфере внутри облака, между двумя облаками или между облаком и землей. Явление сопровождается яркими электрическими вспышками и громом. Напряжение одного разряда может достигать миллиарда вольт.
Чаще всего молнии возникают в грозовых облаках, но могут наблюдаться при извержении вулканов, пылевых бурях и торнадо.
Как появляется молния
Всё дело в процессах, которые происходят в облаках. Каждое облако состоит из огромного количества капелек, а когда их концентрация повышается, мы можем наблюдать тучу. Внутри облака капельки часто замерзают и становятся льдинками, которые сталкиваясь друг с другом, получают положительный и отрицательный заряды. Положительно заряженные льдинки всегда скапливаются наверху облака, отрицательные — в нижней его части. Так и получается, что верхняя часть облака заряжается положительно, нижняя — отрицательно.
Облако становится грозовым только при накоплении достаточного заряда и массы до момента, когда оно начнётся распадаться.
Чаще всего для возникновения молнии нужны два таких облака. Они должны подойти друг к другу: одно — положительной стороной, другое — отрицательной. До определённого момента два облака не контактируют из-за воздушной прослойки между ними, но со временем заряженные частицы начинают прорываться, ведь плюс и минус притягиваются.
Именно за первыми заряженными частицами, которые преодолели воздушный барьер, следует вся накопленная энергия. В этот момент и возникает молния.
Виды молний
В зависимости от того, куда направлен разряд, можно выделить такие разновидности:
Молния не проходит по прямой траектории. Каждая её «ступенька» — это место, где электроны столкнулись с молекулой воздуха и изменили направление.
Почему молния не возникает зимой
Ледяные кристаллы в облаке приходят в движение из-за восходящего с земли тёплого потока воздуха. Зимой такой поток не очень сильный, поэтому большинство облаков не становятся грозовыми.
Почему слышен гром
Раскат грома — это ничто иное, как ударная волна от молнии. Когда возникает электрический разряд, воздух вокруг резко нагревается до запредельных температур и мгновенно расширяется, создавая звуковую волну. Свет от молнии распространяется быстрее, чем звук, поэтому мы сначала видим вспышку, а потом слышим гром.
Почему молнию не используют для добычи электроэнергии?
Существует термин «грозовая энергетика», описывающий процесс улавливания молний с целью перенаправления энергии в электросеть. Однако такой подход очень ненадёжен, т.к. возникновение молний сложно предсказать. Кроме того, стоит вопрос того, как в доли секунды собрать такое большое количество энергии. Для этого нужны дорогостоящие суперкондерсаторы и преобразователи напряжения, а такие инвестиции никому не интересны из-за непредсказуемости источника энергии.
Как объяснить молнию ребёнку
Считаем, что тут главное не забивать голову малышу о каких-либо фантастических происшествиях в облаках. Лучше придерживаться реальной версии, попытавшись как можно проще всё объяснить.
Высоко в небе всегда прохладно, поэтому внутри тучек появляются льдинки. Они так сильно ударяются друг об друга, что тучка становится «электрической». Когда она встречается с другой такой же тучкой, то они начинают бить друг друга током. Так и получается молния.
У детей отличное воображение, поэтому им будет несложно всё представить. Можно даже всё изобразить в игровой форме. Когда ребёнок подрастёт и начнёт интересоваться более сложными вещами, он уже будет иметь некоторое представление, как возникает молния, и сможет сам разобраться в тонкостях этого процесса.