Что такое грили в акустике
Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео
ЗВУКОМАНИЯ
Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео
Грили для акустики нужны или нет!?
Грили для акустики нужны или нет!?
Назначение грили для акустики довольно очевидно — они защищают деликатные части динамика от травм, вызванных внешними воздействиями, такими как пальцы детей, собачьи хвосты и летающие чашки.
Некоторые грили акустики являются неотъемлемой частью дизайна и не являются съемными – например, у статов Quad ESL 57 приходит на ум в качестве классического примера. Но для подавляющего большинства громкоговорителей крышки и решетки акустики являются съемными, что означает, что производитель предполагал, что иногда грили на колонках будут сняты, но в какое время?
Грили для акустики нужны или нет!?
Прежде чем мы сможем решить, будет ли громкоговоритель звучать лучше, хуже или также с удаленными решетками (грилями), нам нужно посмотреть, какие материалы и методы изготовления сделают крышку гриля более или менее слышимой.
Стойка для акустики Стойка для акустики Empire RV24 ВСВ + Квадрал АС
Во-первых, надо изучить какой материал, используется в крышке гриля. Во многих случаях для гриля используется какая-то ткань, натянутая поперек рамы. И хотя вы можете подозревать, что ткань будет влиять на частотную характеристику громкоговорителя, обычно сама ткань оказывает незначительное влияние, и если она действительно оказывает влияние, она настолько широкополосна, что не заметна, за исключением необходимости слегка увеличивать громкость, чтобы соответствовать уровню со снятыми крышками гриля. Но даже это редко.
Итак, если ткань заметно не влияет на звук, какая часть гриля влияет? Рама. Каркас крышки решетки закрывающие динамик обычно изготавливается из пластика, металла или дерева. У каждого материала есть свои звуковые проблемы. Металлические и пластиковые рамы имеют резонансные частоты в зависимости от их формы и материалов, в то время как деревянные рамы часто создают проблемы с дифракцией из-за их формы. В некоторых случаях акустика может страдать как от дифракционных, так и от резонансных проблем.
Что такое дифракция в этом контексте? Это отражение звуковых волн от любой отражающей поверхности, которую они ударяют в первую очередь, которые в этом случае были бы сторонами деревянной рамки решетки акустики (а также передней части самого корпуса колонок, но это другая проблема).
грили B&W
Я регулярно вижу деревянные грили для акустики большой толщины. И каков звуковой эффект этой дифракции края? Я заметил, что звук не так точен; особенно там, где заканчивается звук одного инструмента, а следующий должен начинаться, промежутки между двумя инструментами не так четко выражены или четко определены.
Panasonic SB PF 310 + грили
Металлические решетки динамиков почти всегда будут иметь определенную резонансную частоту, которая может возбудить их до точки слышимости. Металлические грили для акустики хороши, но чтобы избежать проблем с резонансом, лучше приклеить войлочную полоску для демпфирования в сами каркасы. Даже на расстоянии 2м от АС я слышал, что колонки по-прежнему имели слышимый эффект, что немного снижало их качество звучания.
Итак, в течение долгих лет, когда я владел-тестировал-слушал разные колонки, я всегда слушал их без решеток, грилей и подобного. Я никогда не надевал грили на акустику после окончания прослушивания.
акустика в ОЯ на Тесла динамиках
Однажды, у меня появились дети. Они оба громкоговорителя, тогда это были АС на 4гд35 поломали, их маленькие когти оставили проколы в более чем половине диффузоров динамиков этой акустики. После этого мероприятия я всегда надевал крышки, грили и решетки на акустику, когда я их не слушал.
Да, у грилей на акустику есть цель, но эта цель довольно хорошая, пока вы НЕ слушаете свою систему…
Я надеюсь, что эта статья «Грили для акустики нужны или нет!?» немного помогла. Пожалуйста, оставляйте комментарии ниже, чтобы я мог вернуться к вам. Не бойтесь меня и добавляйтесь в ВК, Ютуб ОК
Если вы хотите узнать больше об этой теме, и быть в курсе, пожалуйста, подпишитесь на наш сайт.
Не забывайте сохранять нас в закладках! (CTRL+SHiFT+D) Подписывайтесь, комментируйте, делитесь в соц.сетях. Желаю удачи в поиске своего звука!
На нашем сайте Звукомания есть полезная информация по звуку и видео, которая пригодится для каждого, причем на каждый день, мы обновляем сайт «Звукомания» постоянно и стараемся искать и писать только отличную, проверенную и нужную информацию.
Вам нужен хороший фонокорректор, новый ламповый усилитель или отличный ЦАП, плеер, наушники, АС или другую звуковую технику, (усилитель, ресивер и т.д.) то пишите в ВК, помогу выгодно и с гарантией приобрести хорошую звуковую технику…
Если вы являетесь производителем, рекламодателем, импортером, дистрибьютором или агентом в области качественного воспроизведения звука и хотели бы связаться с нами, пожалуйста, пишите в ВК или ОК или ИНСТА или по эл. почте: anl555@bk.ru
О грилях
Ответы
Редко видел грили, которые бы не гасили самый верх и не давали бы заметного «дребезга» (ту виноват не крепеж, а само наличие каркаса рамки на фронтальной панели). Конечно динамики жалко, но в грилях то звука не будет.
Такая же фигня. Грили снимаешь и Вах! Благо дома нет животных, а ребёнок вырос уже.
Мне кажется, во всем виноваты коты. Они и весь корм съедают моментально, и ВЧ и разрешение заодно, потому что вечно жрать хотят. Помню, у меня была проблема, когда ребенок был маленький, ему интересно было покрутить-понажимать на стерео системе ручки и кнопки. Мне это не понравилось, сломает еще, сделал из картона щит с прорезями в местах кнопок и отдельных ручек, рассчитывая, что палец короче моего, не дотянется. Ни фига. Поняла, что не дотягивается, и со всей дури туда кулаком, картон прогнулся, и дотянулась. Не из металла же выпиливать! В итоге на год-два заделал наглухо и не слушал вообще. Так и тут, грили из ткани от котов защита сомнительная. Если кот имеет возможность запрыгнуть на колонку, рано или поздно он начнет это делать с разбега, при этом и ее целиком может завалить (всем домочадцам смешно будет, кроме Вас), или поскользнется на верхней поверхности и начнет на когтях съезжать по грилю, и на полу будет в месте с клоком ткани. Я знаю о чем говорю, у меня коты-кошки всю мою жизнь дома находятся, куда бы я не переезжал, с перерывами на год-два максимум. Радикальное решение: удалить котов и детей от колонок. Дети бывает подрастают, коты толстеют и теряют желание носиться, потом на акустику никто обращать внимания не будет. Я в итоге поднял колонки так, чтобы ни ребенку было не дотянуться, ни коту было не запрыгнуть. Звук от этого существенно стал хуже слышен, но се ля ви. Насколько я знаю из жизни, если что то находится в досягаемости, чтобы сломать, это будет однозначно сломано. Если что-то нельзя ронять, и оно забыто на столе на минутку, то в Ваше отсутствие обязательно кто-то это схватит посмотреть и уронит. Если что-то хоть на миг забыто на диване, и оно хрупкое, обязательно кто-то туда сядет с размаху именно за эту секунду. Вот такой закон Мэрфи мной открытый на своем печальном опыте. Можно придумать самому грили из металлической сетки, но они тоже имеют обыкновение звук портить или дребезжать.
PS Если дитя продавит пальцем твиттер, и будет вмятина (типично), можно вытянуть пылесосом. Если тяги не хватает, можно сделать раструб на трубу из скотча.
Если кот имеет возможность запрыгнуть на колонку, рано или поздно он начнет это делать с разбега, при этом и ее целиком может завалить (всем домочадцам смешно будет, кроме Вас),
Вот именно поэтому у меня дома, несмотря на просьбы дочери, никогда не будет кошек. Плюс еще ремонт почти везде сделан очень недешевый. Как то жалко отдавать квартиру на «поток и разграбление»:-).
Это какой же кот должен быть тяжеловесный,чтобы уронить колонку? или наоборот,что это за легковесная колонка,которую может уронить кот?
можно так же легко замять купол самим чехлом
Думал уже. Внутри чехла с передней стороны по периметру буквой П проложить бордюр высотой больше выпирающего купола пищалки. Из любого мягкого материала, поролона например.
Можно сделать крышки, опускающиеся сверху и закрывающие переднюю стенку акустики, из фанеры или металла. Или заказать в мебельной мастерской. Также оклеить их изнутри поролоном или резиной. Для поднятия-опускания можно использовать электропривод двери багажника автомобиля с дистанционным управлением. Будет выглядеть красиво, внушительно и 100% произведет неизгладимое впечатление на гостей: как артиллерийские порты на броненосце. Коты и дети линкору не страшны.
Котов надо «урезать» до минимума. ))) А детей изолировать!)))
От котэ есть спрэй ващето. Иначе они и по грилям словно альпинисты карабкаются.
Не очень то он помогает. Лучше всего чехлы.
Не знаю,у кого как?! Но я когда не слушаю,музыку то приставляю к моим напольникам пенопластовые панели, которые шли вместе с колонками,в коробках из под них!! Кот гад,подойдет поточит об них и сваливает!! Как то так!
Может сразу когтеточку присверлить к боковой панели. А сверху домик нахлобучить.
«В мире не существует такой материальной, духовной, культурной или исторической ценности сверху на которую не мог бы сесть кот.» / Кот.
У моего брата котяра уже раз двести получал по мордасам и пофиг! Подвесы как британский флаг. Благо акустика не дорогая.
Блин, увидела бы моя жена этот пост, не говорила бы что я трясусь над аппаратурой))) У меня две кошки! Молодая 705 ые биви поцарапала чуток, когда не ударжалась наверху, там не очень то посидишь. Заделал мебельным воском и продал без проблем. Ваши опасения насчет крепления грилей в общем то беспочвенны. Вы же можете не нахлобучивать их до упора, а оставляль так, чтоб легко снять было. Магнитные к примеру могут держаться очень слабо и легко слететь если их задеть. Мои уже не раз летали. Кошка сшибала пару раз, для нее это было шоком, так что скорее на пользу пошло. Домашние тоже запросто сшибить могут (и сшибали), тем более места маловато. Можете сверху грилей приделать оргалит. Мой знакомый так поступил. У него и дети, и кошки! Меня больше гости беспокоят. В прошлый раз АС чудом устояла! Хорошо была к стойке прикручена, а теперь вот нет. А ДР жены совсем скоро. Так что видать придется убирать их как то.
Женщина и техника. несовместимы ( цитата из » Титаника » ), от кота просто закрываю дверь на «замочек» до щелчка, ребенок 4.5 года близко не подходит к АС, так воспитал.
Женщина и техника. несовместимы
Катерина, к вам это не относится и это была шутка, хотя ко многим женам подходит.
ох, боюсь представить что бы сделал кот с моими Vandersteen 3a signature!!((( это два больших столба, полностью обтянутых тканью. рай для котов-хоть когти дери, хоть лазай!
Пока котов нет, но в перспективе расширения жилья и изменения количества жильцов вполне возможно появится здоровый мейн кун! С ужасом думаю об этом! Склоняюсь к тому, чтобы полностью изолировать комнату. Но получится ли вопрос. (
кота уже к сожалению нет,подошел он как-то к ас я как шарахнул его кинг даймонд он больше близко к ним не был.
Одеваю на колонки полиэтиленовые кульки.
Для защиты от кошек сверху делают декоративный конус или пирамидку размером с верхнюю панель, чтобы у кота не было возможности запрыгнуть. При прослушивании их снимают.
Магнитные грили часто оставляют следы на корпусе при постоянном использовании.
Меня больше волнует не то, что коты или дети специально полезут колонку ломать. Дома есть и те и другие, ни разу в подобных наклонностях замечены не были. Беспокоит именно защита купола пищалки. Комната жилая, по ней ходят, машут руками, переносят вещи. Да даже просто одевая/снимая одежду можно с размаху попасть в купол, а он мягкий, ему много не надо:
Можно на диск вокруг твиттера (пластик, металл?) на липучках приделать гребни, решетку типа каркас с одним отверстием, штыри и т.п. На случай одного удара рукой или кота должно хватить. Например, на динамиках KEF серии Q нечто подобное есть.
Просто трудно это самому сделать красиво. Можно поискать нечто подобное в хозмагах или на Али, там всякого такого барахла полно.
а грили используете?😊
Зачем сам твиттер закрывать? Можно рядом расположить ребра жесткости, на них рука и наткнется. Во всяком случае, вероятность случайного попадания чего-то будет ниже.
Можно и закрыть. Изготовить душку в виде полумесяца или тройник «мерседес» под три болта.
и как звук с нас-динамиком в двух метрах от пола? Как бы высоковато, поди верхнечастнэотник ещё выше?!😬
Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Может ли гриль колонок вносить искажения?
Недавно смотрел видео, где рассказывали об акустике Sonus Faber и там рассказывали, что их струны (грили) сделаны так, чтобы улучшить качество выходного материала из колонок). И вот посидел и подумал, а может ли такое быть в реальности?
Имею акустику DALI Opticon, где присутствует ленточный твитер и думаю, а веди грили выполнены действительно из плотной ткани, а почему и нет?
Хотелось бы услышать Ваше мнение (не на примере DALI Opticon), а возможно на примере вашей системы. Может был действительно опыт, когда человек слышал разницу?
Ответы
Зачем Вам нужны чужие мнения по поводу влияния гриля на звук АС? послушайте ас с грилем и без него и как Вам больше понравится, так и оставите!
А вообще, гриль имеет свойства задерживать ВЧ и с грилем из звука может уходить «воздух» и теряться прозрачность звучания. Кроме того на НЧ ткань гриля может создавать колебания материала на гриле от движения воздуха от НЧ драйвера, что так же никаким образом не улучшает звучание, а только его ухудшает. так что гриль, даже из золотых нитей не может никак улучшить звук!))) Но, иногда, гриль может сыграть и некую положительную роль в звучании АС в комнате. Например, если Ваши АС установлены рядом с отражающими поверхностями, если в комнате много стекла и переотражение на ВЧ от них может вызывать неприятные слуховые ощущения, то гриль в какой-то степени может уменьшить эти негативные переотражения и звук будт не таким «резким» и стеклянным по верхам. Свои Dali, я предпочитаю слушать с закрытыми грилями на ярких записях, а когда апись белее «темная», то грили снимаю с АС. кроме того, гриль защищает динамики АС от любопытных детей и не привлекает внимание животных к динамикам ас, так что гриль может служить в какой-то спепени защитным инструментом в АС.
Выглядит как развод. Для примера, длина волны самого низкого звука в слышимом диапазоне для человека частотой 20 Гц составляет 16,5 метров, а длина волны самого высокого звука 20000 Гц составляет 1,7 сантиметра.
У меня тоже оптикон, до этого были оберон, всегда сняты грили, без грилей чисто и сочно играет.
У себя как раз измерял, и все что дает гриль, это падение на 1дб выше 15кгц, то есть на слух и не заметишь.
Гриль на сабвуфер или снова септаграмма, теперь двойная!
Вот нравится мне оригинальный морелевский гриль-осьминожка.
И звуку не мешает и смотрится органично. Пожалуй, это один из моих любимых штатных грилей.
Но правила EMMA диктуют свои условия
4.3.3 Защита динамиков (от 0 до 5 баллов).
Судьи проверяют защиту всех акустических систем (включая сабвуферы в багажном отсеке)
от механических повреждений. Диффузор должен быть недоступен для проникновения круглого
предмета диаметром 3 см. На каждый динамик должно приходиться не менее одного защитного
элемента.
А в израильского осьминога не то что 3 см, туда моя Диана пролезает.
Диана, конечно, принцесса и стройняшка, но не 3 см в диаметре.
Вывод неутешительный, гриль надо переделывать. раз уж на фронте у меня пошла тема септаграмм, надо и в багажнике её продолжить для единства стиля. Хотя израильскому сабвуферу и гексаграмма была бы впору, однако единый стиль надо поддерживать, да и защита у семи лучей плотнее, чем у шести. Однако же и семи лучей не хватает «плотности» для удовлетворения требуемой эммой защиты. Путём долгих терзаний было решено добавить ещё одну звезду. В итоге септаграмма получилась двойная. Вместе с тем городить толстенные полосы тоже не хотелось. Цель была проста: обеспечить максимальную прозрачность при условии, оговоренных в правилах. И вот что у меня сочинилось.
Слева — чертёж гриля, справа жёлтым обозначил круглые предметы максимального диаметра, который могут пролезть через решётку. 28-29 мм это меньше, чем 3 см, а значит в правила вписываемся.
Определившись с самой решёткой настало время подумать о её креплении. Кроме основной задачи, стояла задача совместить семь лучей и шесть точек крепления сабвуфера. Тупо ставить шесть винтов на кольце с семью лучами не хотелось. Решено было изготовить проставочное кольцо. Оно прикручивается вместе с сабвуфером к коробу шестью винтами впотай. Эти же винты будут прикрыты грилем, который, в свою очередь, будет прикручен своими семью винтиками.
Вот такой получился эскизик кольца.
Ну и как-то так я это себе представлял.
Вот какие детальки получились из моей задумки.
«Гриль» был изготовлен, как и на фронте, из «нержавейки» 10Х18Н10Т. В отличие от двухмиллиметровой толщины грилей на фронте, на сабвуфер было решено взять трёхмиллиметровую. Вырезан, как и в прошлый раз, лазером. Обошлось это удовольствие в 1800 руб.
Кольцо выточено из АМГ6, отверстия выполнены на координатном столе. Очень долго не могли найти заготовку, а время поджимало. Ситуация складывалась сложная, так что пришлось раскошелится. Вместе с материалом кольцо обошлось в 2500 руб, хотя просили сначала 4000 руб.
Как и было задумано, отверстия под винты М5 впотай, и резьбовые отверстия под М4. Место под решётку выполнено для размещения последней заподлицо.
Вот так оно получается в сборе. Головка винта отражается в полированной поверхности гриля, это красиво) Жаль, я так и не смог сфотографировать это так, чтобы было видно как в жизни.
Прикручиваем проставочное кольцо с сабвуфером.
Наслаждаемся видом и чувством выполненного долга по защите динамика.
Ну и радостная новость!
Я зарегистрирован на московский этап EMMA в классе «любитель 4000». Подготовка машины, системы, презентации, настройка, идёт полным ходом уже неделю. Осталось немного, но и времени тоже немного, надо подготовиться как следует, пожелайте мне удачи! Ну и, конечно, с радостью увижусь со всеми в Крокусе в грядущие выходные)
Азы акустики для чайников: типы акустического оформления колонок, статья. Журнал «Stereo & Video»
Сохранить и прочитать потом —
В предыдущем путеводителе для начинающих меломанов, посвященном акустике помещения мы выяснили, что любая комната — своего рода резонатор, драматически влияющий на характер звучания системы. Теперь пришла пора поговорить непосредственно об источниках этого самого звучания, то есть об акустических системах.
Чтобы как следует разобраться в процессах, происходящих в ящике, на стенке которого смонтирован один или несколько динамиков, нужно вдумчиво прочитать пару-тройку книжек, в каждой из которых формул больше, чем во всем школьном курсе физики. Я забираться в такие дебри не буду, так что не стоит данный материал как исчерпывающий анализ или руководство по постройке аудиофильских колонок. Однако очень надеюсь, что он поможет начинающим меломанам (да и некоторым хроническим тоже) как следует сориентироваться в разнообразии акустических решений, каждое из которых его разработчики, разумеется, называют единственно правильным.
Некоторое время после изобретения в 1924 году электродинамического излучателя с коническим диффузором (окей, просто динамика), его деревянное обрамление исполняло в первую очередь декоративные и защитные функции. Оно и понятно — после долгих лет прослушивания пластинок через слюдяные мембраны и раструбы граммофонов, саунд нового устройства и безо всякой акустической доработки казался просто апофеозом благозвучия.
Мембраны граммофонов изготавливались чаще всего из алюминия или слюды
Однако технологии записи быстро совершенствовались и стало понятно, что более-менее правдоподобно воспроизвести слышимый диапазон динамиком, просто закрепленном на некой подставке, крайне проблематично. Дело в том, что предоставленная сама себе динамическая головка находится в состоянии акустического короткого замыкания. То есть волны от фронтальной и тыловой поверхностей диффузора, излучаемые, понятное дело, в противофазе, беспрепятственно накладываются друг на друга, что самым печальным образом отражается на эффективности работы, и в первую очередь на передаче басов.
Кстати, в процессе данного рассказа я буду чаще всего рассуждать именно о низких частотах, так как их воспроизведение — ключевой момент в работе любого корпуса АС. ВЧ-драйверы в силу малой длины излучаемых волн во взаимодействии с внутренним объемом колонки вообще не нуждаются, и чаще всего полностью от него изолированы.
Самый простой способ отделить фронтальное излучения динамика от тылового — смонтировать его на щите как можно большего размера. Из этой простой идеи и родились, собственно, первые акустические системы, представлявшие собой ящик с открытой задней стенкой, поскольку для компактности края щита просто взяли, да и загнули под прямым углом. Однако в плане воспроизведения басов успехи подобных конструкций впечатляли не слишком. Помимо несовершенства корпуса проблема была еще и в очень небольшом по современным понятиям ходе подвески диффузоров. Чтобы хоть как-то выйти из положения, использовались динамики как можно большего размера, способные развивать приемлемое звуковое давление при небольшой амплитуде колебаний.
PureAudioProject Trio 15TB с 15-дюймовыми НЧ-драйверами на трехслойных бамбуковых панелях
Несмотря на кажущуюся примитивность подобных конструкций, у них имелись и кое-какие достоинства, причем настолько специфические и интересные, что адепты открытых АС не перевелись до сих пор.
Начать с того, что отсутствие каких-либо препятствий на пути звуковых волн – лучший путь к повышению чувствительности. Момент этот особенно ценен для аудиофильских ламповых усилителей, в особенности однотактных или лишенных обратной связи. Бумажные диффузоры большого диаметра даже на мощности порядка четырех-пяти ватт способны создать довольно-таки внушительный, и при этом на удивление открытый и свободный саунд.
При высоте 1,2 м в мире открытой акустики Jamo R907 считаются практически компактами
Что же касается тылового излучения, то чтобы не вносить искажений в прямой звук, оно должно приходить к слушателю с заметной задержкой (свыше 12-15 мс) — в таком случае его влияние ощущается как легкая реверберация, лишь добавляющая в саунд воздуха и расширяющая музыкальное пространство. Тонкость в том, что для создания этой самой «заметной задержки» колонки, разумеется, должны быть расположены на изрядном расстоянии от стен. К тому же большая площадь передней панели и внушительные размеры НЧ-драйверов соответствующим образом сказываются на общих габаритах АС. Одним словом, обладателей небольших и даже средних жилых комнат просьба не беспокоиться.
Кстати, частный случай открытых систем — акустика, построенная на электростатических излучателях. Только за счет почти невесомой диафрагмы большой площади, ко всем вышеописанным преимуществам, у электростатов добавляется способность филигранно передавать даже самые резкие динамические контрасты, а благодаря отсутствию разделения сигнала в зонах СЧ и ВЧ, еще и завидная тембральная точность.
Минусы: Про жирные компрессионные басы лучше забыть сразу. Весь звуковой тракт должен быть подчинен идее открытой акустики, а сами колонки придется выбирать из крайне ограниченного числа предложений.
С ростом мощности и улучшением параметров усилителей сверхвысокая чувствительность акустики перестала быть главным камнем преткновения, а вот проблемы неравномерности АЧХ, и в особенности правильного воспроизведения басов, стали еще более актуальными.
Гигантский шаг к прогрессу в данном направлении сделал в 1954 году американский инженер Эдгар Вильчур. Он запатентовал акустическую систему закрытого типа, и это был отнюдь не трюк в стиле нынешних патентных троллей.
Патентная заявка Эдгара Вильчура на АС в закрытом оформлении
К тому моменту уже был изобретен фазоинвертор и, понятное дело, к ящику с дном динамик тоже примеряли неоднократно, только вот ничего хорошего из этого не получалось. Из-за упругости замкнутого объема воздуха приходилось или терять существенную часть энергии диффузора, или делать корпус непомерно большим, чтобы снизить градиент давления. Вильчур же решил обратить зло во благо. Он сильно понизил упругость подвеса, переложив таким образом контроль за движением диффузора на объем воздуха — пружину куда более линейную и стабильную, чем гофр или резиновое кольцо.
В закрытом ящике движения диффузора контролируются воздухом — в отличие от бумаги или резины он не стареет и не изнашивается
Так удалось не только полностью избавиться от акустического короткого замыкания и поднять отдачу на низких частотах, но и ощутимо сгладить АЧХ на всем ее протяжении. Однако обнаружился и минорный момент. Выяснилось, что демпфирование замкнутым объемом воздуха приводит к повышению резонансной частоты подвижной системы и резкому ухудшению воспроизведения частот ниже данного порога. Для борьбы с такой неприятностью пришлось увеличивать массу диффузора, что логичным образом привело к снижению чувствительности. Плюс поглощение внутри «черного ящика» чуть ли не половины акустической энергии, не могло не внести вклада в снижение звукового давления. Одним словом, новому типу колонок потребовались усилители довольно серьезной мощности. К счастью, на тот момент они уже существовали.
Сабвуфер SVS SB13-Ultra с закрытым акустическим оформлением
Сегодня закрытое оформление применяется по большей части в сабвуферах, особенно в тех, что претендуют на серьезное музыкальное исполнительство. Дело в том, что для домашних кинотеатров энергичная отработка самых низких басов часто оказывается важнее динамической и фазовой точности на всем протяжении НЧ-диапазона. А вот объединив относительно компактный закрытый саб с приличными сателлитами, можно добиться куда более правильного звука — пускай и не наполненного сверхглубокими басами, зато крайне быстрого, собранного и четкого. Всё вышесказанное можно отнести и на счет полнодиапазонных колонок, «закрытые» модели которых изредка появляются на рынке.
Плюсы: Образцовая скорость атаки и разрешение в низкочастотном диапазоне. Относительная компактность конструкции.
Минусы: Требуется достаточно мощный усилитель. Сверхглубоких басов на грани инфразвука добиться весьма затруднительно.
Еще одним способом обуздания противофазного тылового излучения стал фазоинвертор, по-русски буквально «разворачиватель фазы». Чаще всего он представляет собой полую трубку, смонтированную на передней или задней поверхности корпуса. Принцип работы понятен из названия и незамысловат: раз избавляться от излучения обратной стороны диффузора трудно и нерационально, значит нужно синхронизировать его по фазе с фронтальными волнами и использовать на благо слушателей.
Амплитуда и фаза движения воздуха в фазоинверторе меняются в зависимости от частоты колебаний диффузора
По сути труба с воздухом является самостоятельной колебательной системой, получающей импульс от движения воздуха внутри корпуса. Обладая совершенно определенной частотой резонанса, фазоинвертор работает тем эффективнее, чем ближе колебания диффузора к частоте его настройки. Звуковые волны более высоких частот сдвинуть с места воздух в трубе просто не успевают, а более низкие хотя и успевают, но чем они ниже, тем сильнее смещается фаза излучения фазоинвертора, и, соответственно, его эффективность. Когда поворот фазы достигает 180 градусов, тоннель начинает откровенно и весьма эффективно глушить звук басового драйвера. Именно этим объясняется очень крутое падение звукового давления АС ниже частоты настройки фазоинвертора — 24 дБ/окт.
В борьбе с турбулентными призвуками конструкторы фазоинверторов постоянно экспериментируют
У закрытого ящика, между прочим, на частотах ниже резонансной спад АЧХ куда более плавный — 12 дБ/окт. Однако в отличие от глухой коробки, коробка с трубой в боковой стенке не заставляет конструкторов идти на любые хитрости ради максимального снижения резонансной частоты самого динамика, что довольно хлопотно и дорого. Тоннель фазоинвертора настроить куда проще — достаточно подобрать ее внутренний объем. Это, правда, в теории. На практике, как всегда, начинаются непредвиденные сложности, например, на больших уровнях громкости воздух на выходе из отверстия может шуметь почти как ветер в печном дымоходе. К тому же инертность системы частенько становится причиной падения скорости атаки и ухудшения артикуляции на басах. Одним словом, простор для экспериментов и оптимизации перед конструкторами фазоинверторных систем открывается просто невероятный.
Плюсы: Энергичная отдача на НЧ, возможность воспроизведения самых глубоких басов, относительная простота и дешевизна изготовления (при изрядной сложности расчета).
Минусы: В большинстве реализаций проигрывает закрытому ящику в скорости атаки и четкости артикуляции.
Обойдемся без катушки
Попытки избавиться от генетических проблем фазоинвертора, а заодно и сэкономить на объеме корпуса без ущерба для глубины баса, натолкнули разработчиков на идею заменить полую трубу на мембрану, приводимую в движение колебаниями все того же рабочего объема воздуха. Проще говоря, в закрытом ящике установили еще один низкочастотный драйвер, только без магнита и звуковой катушки.
Пассивный излучатель может увеличить эффективную поверхность диффузора вдвое, или даже в трое, если в одной колонке они установлены парой
Конструкция получила название «пассивный излучатель» (Passive radiator), которое сплошь и рядом не слишком грамотно переводят с английского как «пассивный радиатор». В отличие от трубы сабвуфера, пассивный диффузор занимает куда меньше пространства в корпусе, не так критичен к расположению, и к тому же он, как и воздух внутри закрытого ящика, демпфирует ведущий драйвер, сглаживая его АЧХ.
Пассивный излучатель сабвуфера REL S/5. Основной драйвер направлен в пол
Еще один плюс — с увеличением площади излучающей поверхности для достижения нужного звукового давления требуется меньшая амплитуда колебаний, а значит, снижаются последствия нелинейной работы подвеса. Колеблются оба диффузора синфазно, а резонансная частота свободной мембраны настраивается точной регулировкой массы — к ней попросту подклеивают грузик.
Плюсы: Компактность корпуса при впечатляющей глубине басов. Отсутствие фазоинверторных призвуков.
Минусы: Увеличение массы излучающих элементов приводит к росту переходных искажений и замедлению импульсного отклика.
Выход из лабиринта
Акустика, вооруженная фазоинверторами и пассивными излучателями, воспроизводит глубокие басы благодаря резонаторам, работающим при посредничестве воздуха внутри АС. Однако кто сказал, что объем колонки не может играть роль низкочастотного излучателя сам по себе? Конечно может, и соответствующая конструкция называется акустический лабиринт. По сути, она представляет собой волновод, протяженностью в половину или четверть длины волны, на которой планируется добиться резонанса системы. Иными словами конструкция настраивается по нижней границе частотного диапазона АС. Конечно использовать волновод полной длины волны было бы еще эффективнее, но тогда для частоты, скажем, 30 Гц, его пришлось бы делать 11-метровым.
Акустический лабиринт — любимая конструкция акустиков-самодельщиков. Но при желании корпуса самой хитрой формы можно заказать и в готовом виде
Чтобы в колонке разумных размеров уместить даже вдвое более компактную конструкцию, в корпусе устанавливают перегородки, формирующие максимально компактный изогнутый волновод, поперечным сечением примерно равным площади диффузора.
От фазоинвертора лабиринт отличается в первую очередь менее «резонансным» (то есть не акцентированным на определенной частоте) звучанием. Относительно низкая скорость и ламинарность движения воздуха в широком волноводе препятствует возникновению турбулентности, порождающей, как мы помним, нежелательные призвуки. Кроме того, в данном случае драйвер свободен от компрессии, повышающей резонансную частоту, ведь его тыловое излучение не встречает практически никаких препятствий.
Схема для расчета корпуса на dbdynamixaudio.com
Бытует мнение, что акустические лабиринты создают меньше проблем со стоячими волнами в комнате. Однако при малейших просчетах в разработке или изготовлении, стоячие волны могут возникнуть в самом волноводе, который, в отличие от фазоинвертора, имеет куда более сложную структуру резонансов.
Вообще надо сказать, что грамотный расчет и точная настройка акустического лабиринта — процессы весьма непростые и трудоемкие. Именно по этой причине данный тип корпуса встречается нечасто, и только в АС очень серьезного ценового уровня.
Плюсы: Не только хорошая отдача, но и высокая тональная точность басов.
Рупор — самый древний и, пожалуй, самый провокационный тип акустического оформления. Выглядит круто, если не сказать эпатажно, звучит ярко, а временами… В старых фильмах герои иногда кричат друг другу что-то в рупор, и характерная окраска такого звука давно стала мемом и в музыкальном, и в киношном мире.
Avantgarde Acoustics Trio с низкочастотным рупорным массивом Basshorn XD высотой 2,25 м
Конечно от жестяной воронки с ручкой теперешняя акустика ушла очень далеко, но принцип работы все тот же — рупор повышает сопротивление воздушной среды для лучшего согласования с относительно высоким механическим сопротивлением подвижной системы динамика. Таким образом, повышается его КПД, а заодно и формируется четкая направленность излучения. В отличие от всех описанных ранее конструкций, рупор чаще всего используется в высокочастотных звеньях АС. Причина проста — его сечение увеличивается по экспоненте, и чем ниже воспроизводимая частота, тем большим должен быть размер выходного отверстия — уже на 60 Гц потребуется раструб диаметром 1,8 м. Понятно, что такие монструозные конструкции больше подходят для стадионных концертов, где их действительно периодически можно встретить.
Главный козырь адептов рупорного воспроизведения заключается в том, что акустическое усиление позволяет при заданной звуковой отдаче уменьшить ход мембраны, а значит, поднять чувствительность и улучшить музыкальное разрешение. Да-да, снова кивок обладателям ламповых однотактников. К тому же при грамотном расчете раструбы могут играть роль акустических фильтров, круто отсекая звук за пределами своей полосы и позволяя ограничиться самыми простыми, а потому вносящими минимальные искажения электрическими кросоверами, а иногда и вообще обойтись без них.
Системы Realhorns — особая акустика для особых случаев
Скептики же не устают напоминать о характерной рупорной окраске, особенно заметной на вокале, и придающей ему характерную гнусавость. Побороть данную неприятность действительно нелегко, хотя судя по тому, как играют лучшие образцы High-End-рупоров, вполне реально.
Плюсы: Высокий акустический КПД, а значит, отличная чувствительность и неплохое музыкальное разрешение системы.
Минусы: Характерная трудноустранимая окраска звука, недетские размеры средне- и тем более низкочастотных конструкций.
Именно такой аналогией проще всего описать характер излучения контрапертурных акустических систем, впервые разработанных в Советском Союзе в 80-х годах прошлого века. Принцип работы нетривиален: пара одинаковых динамиков смонтирована так, что их диффузоры расположены друг напротив друга в горизонтальной плоскости и двигаются симметрично, то сжимая, то разжимая воздушную прослойку. В результате создаются кольцевые воздушные волны, равномерно расходящиеся во все стороны. Причем характеристики этих волн в процессе их распространения искажаются минимально, а их энергия затухает медленно — пропорционально расстоянию, а не его квадрату, как в случае обычных АС.
Duevel Sirius сочетает элементы рупорной и контрапертурной конструкций
Помимо дальнобойности и круговой направленности, контрапертурные системы интересны на удивление широкой вертикальной дисперсией (порядка 30 градусов против стандартных 4-8 гр.), а также отсутствием доплеровского эффекта. Для динамиков он проявляется в биениях сигнала, вызванных постоянным изменением расстояния от источника звука до слушателя из-за колебаний диффузора. Правда, реальная слышимость данных искажений до сих пор вызывает много споров.
Взаимное проникновение концентрических звуковых полей правой и левой колонок создают весьма обширную и равномерную зону объемного восприятия, то есть по сути вопрос точного позиционирования АС относительно слушателя становится не актуален.
Итальяно-российская контрапертурная акустика Bolzano Villetri
Обратная сторона медали — большая опасность ранних отражений этих волн от стен и мебели, о вредоносности которых я подробно рассказывал в статье «Азы акустики для чайников: как правильно расставить колонки в комнате».
Характерная особенность контрапертуры в том, что звук, приходящий к слушателю фактически со всех сторон, хотя и создает впечатляющий эффект присутствия, не может в полной мере передать информацию о звуковой сцене. Отсюда рассказы слушателей об ощущении летающего по комнате рояля и прочих чудесах виртуальных пространств.
Плюсы: Широкая зона эффектного объемного восприятия, натуралистичность тембров благодаря нетривиальному использованию волновых акустических эффектов.
Минусы: Акустическое пространство заметно отличается от звуковой сцены, задуманной при записи фонограммы.
Если вы думаете, что на этом список вариантов оформления колонок исчерпывается, значит вы сильно недооцениваете конструкторский энтузиазм электроакустиков. Я описал только наиболее ходовые решения, оставив за кадром близкую родственницу лабиринта — трансмиссионную линию, полосовой резонатор, корпус с панелью акустического сопротивления, нагрузочные трубы.
Nautilus от Bowers & Wilkins — одна из самых необычных, дорогих и авторитетных в плане звучания акустических систем. Тип оформления — нагрузочные трубы
Подобная экзотика встречается довольно редко, но иногда она материализуется в конструкции с действительно уникальным звучанием. А иногда и нет. Главное не забывать, что шедевры, как и посредственности, встречаются во всех оформлениях, что бы ни говорили идеологи того или иного бренда.