Что такое евхаристический канон
Православная Жизнь
Отвечает иерей Андрей Чиженко.
Сегодня мы поговорим о сердце Евхаристического канона, его центре, а именно о части, которая называется Epiclesis, т. е. призывание. Она начинается с пения хора «Тебе поем, Тебе благословим…», далее идут священнические молитвы, о которых речь пойдет ниже. Заканчивается эпиклеза тайной священнической молитвой «Якоже быти причащающимся…», для мирян – пением хора, где звучит славословие Пресвятой Богородицы «изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии».
Суть эпиклезы в пресуществлении Святых Даров, т. е. когда просфора, вино и вода становятся Телом и Кровью Христовыми. Эпиклезой-призыванием эта часть Литургии называется потому, что священник призывает на вещество для Таинства Евхаристии (хлеб, воду и вино) благодать Святого Духа, Который претворяет эту материю в Тело и Кровь Христовы.
В начале призывания священник говорит тропарь третьего часа и стихи 50-го псалма, наиболее отвечающие моменту. Тропарь третьего часа повторяется три раза, чередуясь со стихами 50-го псалма. Вот как это звучит в тайных священнических молитвах анафоры.
Священник: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отими от нас, но обнови нас, молящих Ти ся.
Священник или диакон стих: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
Паки священник: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа:
Священник или диакон стих: Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отими от мене.
И паки священник: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа…
Далее следует, собственно говоря, тайносовершительная формула, т. е. слова и действия священника, во время которых Святой Дух сходит на Дары и претворяет их в Тело и Кровь Христовы.
«…и сотвори́ у́бо Хлеб Сей, Честно́е Тело Христа Твоего» (священник крестообразно благословляет дискос с Агнцем).
Диакон: «Аминь. Благослови, владыко, святую Чашу».
Иерей: «А е́же в Ча́ши Сей, честну́ю Кровь Христа Твоего» (священник крестообразно благословляет Чашу).
Диакон: «Аминь. Благослови, владыко, обоя́».
Иерей: «Преложив Духом Твоим Святым».
Диакон: «Аминь. Аминь. Аминь» (священник крестообразно благословляет и дискос, и святой Потир).
После произнесения данных молитв и благословений по Уставу Православной Церкви считается, что Святой Дух сошел на просфору, вино и воду. Он совершил из них Тело и Кровь Христовы.
Поэтому эпиклеза – самый трепетный и торжественный момент Литургии. Это соединение Церкви Небесной и Церкви Земной. Именно Святая Евхаристия, случившаяся в эпиклезе, является самым драгоценным даром, которым Бог наградил человечество.
Поэтому данное время Литургии – время напряженнейшего внимания, тишины и благоговения перед святыней. В это время желательно не ходить в храме, но сердечно и душевно трепетать пред священным и торжественным Таинством, происходящим у нас на глазах.
Будем же, дорогие братья и сестры, приступать к причащению благоговейно, ведь Сам Господь наш Иисус Христос сказал в Евангелии следующие слова: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек» (Ин. 6:53–58).
Православная Жизнь
Объясняет священник Андрей Чиженко.
Praefatio. Эта часть анафоры также иногда носит название «Диалоги литургические», так как по форме и смыслу она является диалогом между священником и народом. От лица последнего сегодня в наших храмах в богослужебном отношении выступает хор.
Начальная часть Евхаристического канона начинается возглашением диакона (священника): «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити!» Священник словно бы настраивает людей на предельное внимание и благоговение, предупреждая, что буквально через несколько минут совершится величайшее чудо – Сам Бог претворит материальное вещество в Тело и Кровь Христовы.
Народ же ему отвечает, что он осознает эту страшную и святую глубину происходящего пением хора: «Милость мира, жертву хваления». Т. е. люди будто бы говорят, что мы приносим свою жертву хваления, которая в мере наших сил.
Далее священник призывает людей отъединиться от всего земного и словно бы войти в Небо, максимально сконцентрировав свое внимание на общении с Богом, которое происходит в молитве. Священник говорит: «Горе имеим сердца». Это обозначает, что мы должны свои сердца обратить в высь, в Небо – к Богу. Народ отвечает, что он готов это делать пением хора: «Имамы ко Господу», что обозначает «устремляем духовный взор своего сердца ко Господу».
И далее священник от лица всего народа и, можно сказать, всего мира возглашает: «Благодарим Господа». Святые отцы писали, что высшая форма молитвы – благодарственная молитва, когда человек осознает неизреченные блага, которые Бог ему ниспосылает.
Обе молитвы: и «Горе имеим сердца», и «Благодарим Господа» произносятся священником с воздетыми вверх руками. Это обозначает то, что мы обращаемся к Богу как дети к Отцу, и в то же время это говорит и о высшем пике напряжения молитвы.
На призыв священника «Благодарим Господа» хор отвечает также благодарением Всевышнего: «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». В нем мы славим Святую Троицу.
В это время священник в алтаре читает тайную молитву, которая словно бы вторит и переплетается с благодарением народа. Центральной ее темой является догмат о том, что, несмотря на грехопадение, Господь не отказался от людей, но совершил искупительный Свой подвиг ради их спасения: «…нас на небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее. О сих всех благодарим Тя, и Единородного Твоего Сына, и Духа Твоего Святаго, о всех, их же вемы и их же не вемы, явленных и неявленных благодеяниих, бывших на нас» – так звучит молитва.
Далее Praefatio органически увязывается-перетекает в следующую часть анафоры – Sanctus.
В заключение хочется сказать, что не только на богослужениях мы должны благодарить Бога, но и в повседневной жизни. Ведь и сама жизнь, и все духовные и материальные блага, которые у нас есть, – Божий дар нам, людям.
Что такое евхаристический канон
Во второй, самой важной, части Литургии верных происходит само совершение Таинства.
Призыв дьякона – Станем Добре, станем со страхом, святое возношение в мире приносити… подвигает всех на возношение самой главной евхаристической молитвы, которая называется словом анафора, что значит возношение.
Станем добре, станем со страхом, Святое Возношение в мире приносити. Это еще не молитва, а призыв, который возглашает дьякон. В ответ на это, хор от лица молящихся выражая готовность к святому возношению, поет – Милость мира, жертва хваления, (мы готовы приносить) – то есть будем возносить Бескровную Жертву (Святую Евхаристию), которая есть великая милость Божия, дарованная нам вследствие нашего примирения (мира) с Богом, и состоящая из благодарного прославления (хваления) Бога. Священник, обращаясь лицом к народу, благословляет, произнося:Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами. А хор, то есть весь народ отвечает – И со духом твоим.
Глагол гореть является однокоренным слову “гора”, и когда звучит призыв, – Горе имеем сердца, они должны быть устремленными ввысь, как гора, и гореть, как пламень. И мы отвечаем, – Имамы ко Господу, то есть такие сердца у нас и есть сейчас, – горящие, устремленные ко Господу.
Хор: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея; осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне, осанна в вышних.
Священник продолжает евхаристическую молитву:
Этот момент является началом молитвы эпиклезы, кульминационной части молитвы анафоры, в которой совершается призывание Святого Духа на предложенные Дары, хлеб и вино, и преложение их в Тело и Кровь Христовы.
Хор поет: Тебе поем, Тебе благословим, а священник читает молитву призывания Духа Святаго на Дары.
Для того, чтобы подчеркнуть значение эпиклезы в Литургию вошло особенное молитвословие, которое не было внесено ни Василием Великим, ни Иоанном Златоустом, а является поздним привнесением именно как момент этого спора. Это тропарь третьего часа на призывание Святого Духа: Господи, иже присвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый того Благий не отыми от нас, но обнови нас, молящихся. Тропарь не является частью евхаристической молитвы, но он был внесен не так давно как еще одно подтверждение, что преложение Святых Даров не происходит в момент призыва Иисуса Христа, а в момент призывания Святого Духа. Дух Святой совершает это таинство, это Он прилагает вино в Кровь и хлеб в Тело Христовы.
Священник воздевает руки и трижды читает тропарь третьего часа со стихами Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Тропарь стоит несколько неудачно, он прерывает единую молитву священника, и во многих Церквях его читают в другом месте – до молитвы эпиклезы.
И после этого дьякон, указывая на святые Дары говорит, – Благослови, владыко, Святый хлеб. Священник, продолжая молитву эпиклезы говорит, указывая на предлежащий Агнец, – Сотвори убо хлеб сей Честное Тело Христа Твоего. (Аминь) Дьякон говорит Аминь от лица всей Церкви, и всем следовало бы сказать Аминь.
Потом дьякон указывает на потир и говорит, – Благослови, владыко, святую Чашу. Священник произносит: А еже в Чаше Сей честную Кровь Христа Твоего. Дьякон, а вместе с ним и все люди, говорят Аминь.
Дьякон указует сначала на Дискос, потом на Чашу со словами, – Благослови, владыко обоя. И священник благословляя хлеб и вино говорит, – Преложив Духом Твоим Святым.
Дьякон и священник делают поклоны перед престолом и трижды говорят Аминь.
Вот совершается эпиклеза и это является самым пиком евхаристической молитвы, во время которой и совершается преложение Святых Даров.
Сразу после молитвы призывания священник молится:
Якоже быти причащающымся в трезвление душ, во оставление грехов, в приобретение Святаго Твоего Духа, во исполнение Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд или во осуждение.
Особенно потрясающе звучит эта молитва в Литургии Василия Великого: Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единаго Духа Святаго причастие…
Евхаристический канон
Евхаристический канон – важнейшая часть, сердцевина главного православного богослужения, литургии. Во время евхаристического канона совершается чудо претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы – Святые дары, которые затем верующие вкушают в Таинстве Причастия. Евхаристия – в переводе с греческого означает «благодарение». В молитвах евхаристического канона выражена благодарность Богу за создание этого мира и промысел о спасении человека. В них вспоминается Тайная Вечеря, во время которой Иисус Христос совершил первое в истории Причастие. Также евхаристический канон включает в себя призывание Святого Духа, действием Которого хлеб и вино и становятся Телом и Кровью Христа. Молитвы канона священник читает в алтаре в полголоса, произнося вслух лишь отдельные их фрагменты – возгласы, на которые хор отвечает соответствующими песнопениями. Однако, неправильно считать, что претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Бога совершается лишь по прошениям священника – чудо происходит по молитвам всех верующих, собравшихся в храме. Недаром литургия переводится с греческого как «общее дело».
Протоирей Николай Доненко. Отрывок из произведения «Житие священноисповедника Романа»
Отец Роман неоднократно сослужил своему духовнику и видел праведного Иоанна Кронштадтского приподнимающимся над полом, как бы парящим в некой дымке во время евхаристического канона.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Храм в честь Смоленской иконы Божией Матери, село Воронино
наш приходской сайт
Божественная Литургия
Хлеб Небесный.
Толкование Божественной Литургии
(составлено по проповедям священномученика Серафима Звездинского)
У нас в Церкви есть руки Христовы, уста Его и очи Его, есть также сердце Его Божественное. Руки Его – обряды Церкви, язык уст Христовых – Евангелие Христа. Очи Его – таинства святые, через которые Он заглядывает в наши души. Сердце Его – Божественная Литургия.
Много названий дано ей.
Первое – «Пасха» называли ее древние христиане и отцы Церкви. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Кто бывает за Божественной Литургией, тот уподобляется возлюбленному наперснику Христову, потому что Литургия есть Тайная вечеря, и мы, вкушая Святые Тайны, как бы к сердцу Христову припадаем, слышим его биение».
Второе название – «трапеза», потому что здесь предлагается нам Небесный Хлеб — Тело и Кровь Христовы Животворящие.
Третье – Евхаристией, благодарением, называют ее.
Четвертое – общением; вот еще одно название Литургии, потому что мы в Таинстве Причащения вступаем в величайшее общение со Христом, через Таинство это Он проникает во все частицы нашего тела.
Пятое – обедней называют Литургию у нас в том же смысле, как название «трапеза»; «обедня» – обед, пир, на который Господин зовет Своих рабов через слуг Своих.
Божественная Литургия состоит из трех частей. С древнейших времен подразделяется так эта служба, даже в Сионской горнице первая Литургия состояла из трех частей.
На Тайной вечере прежде всего было приготовление. Господь сказал ученикам: «Идите, приготовьте нам горницу». Затем Господь возлег с двенадцатью учениками (но Иуда не досидел до конца трапезы, «исшел», как исходят оглашенные – не имеющие крещения). Наконец, Господь начал священнодействие: под видом хлеба и вина дал ученикам вкусить Плоти Своей и Крови Своей. И в Божественной Литургии имеются эти три части (проскомидия, Литургия оглашенных и Литургия верных).
Проскомидия
«Проскомидия» значит «приношение». Во время нее приготавливаются вино и хлеб (просфоры) для Евхаристии и поминаются души христиан живых и усопших, за которые священник вынимает частицы из просфоры.
Проскомидия вся посвящена воспоминанию Рождества Христова. И так как Христос родился в безызвестности, о Нем почти не знали до тридцати лет, когда Он явил Себя миру, – то проскомидия совершается в алтаре при закрытых царских дверях. Во время совершения проскомидии вспоминаются и страдания Христовы, но как бы в предвидении – так, как предвидел их праведный Симеон Богоприимец.
Во время ее совершения в храме обычно читается особое молитвенное последование – Часы (третий и шестой).
Во время совершения 3-го часа вспоминается суд над Христом у Пилата, который был в 3-ем часу по еврейскому счислению. В самом чинопоследовании 3-его часа отражаются еще две темы: покаянная молитва христианина; сошествие Святаго Духа на апостолов.
В последовании 6-го часа содержатся следующие две темы: распятие Спасителя на Кресте, которое произошло, по свидетельствам евангелистов, в 6-м часу дня; молитва христианина, выражающая упование на милость Божию.
Перед началом Литургии священник совершает каждение Алтаря, церковнослужителей и молящихся в храме. Молящиеся отвечают поклоном. Кадильный дым – символизирует Святаго Духа, наполняющего храм Божией благодатью, и освящая верующих.
Литургия оглашенных
Так называется она потому, что при совершении ее могли присутствовать оглашенные, то есть те, которые только готовились ко святому крещению. Кроме них, здесь могли быть и евреи, и язычники, если они хотели послушать службу.
Священник провозглашает о Царстве Сына Божия, в Троице покланяемого: «Благословено Царство…»; в самом начале Литургии провозглашается Царство, но Царство не земное, не царство, основанное на насилии, на гнете, – нет, провозглашается Царство мира, благословенное Царство Отца и Сына и Святаго Духа.
За возгласом следует великая ектения (усиленное моление). После великой ектении начинают петь антифоны, по-русски это слово значит «противогласник». Так называются эти песнопения потому, что их поют попеременно то один, то другой клирос, как бы перекликаясь. Антифоны теперь часто поют очень сокращенно, на одном клиросе. Пение антифонов является воспоминанием пророков, предрекших нам Христа Спасителя. Каждый антифон сопровождается тайной молитвой священника. Первый антифон отделяется от второго малой ектенией.
Первый псалом царя и пророка-певца начинается возгласом восторга и удивления: «Благослови, душе моя, Господа». Весь этот псалом проникнут благодарностью пред щедростью Господа и священным восторгом пред Его величием.
Второй антифон «Хвали, душе моя, Господа» выражает еще больший восторг царя-пророка. Уже не благословить призывает он душу, но восхвалить, излить свой восторг так же, может быть, как выразил его сам Давид, про которого сказано, что он в священном восторге пред престолом (ковчегом) «скакаше, играя». Второй антифон заканчивается песнью, составленной Юстинианом Великим: «Единородный Сыне…» Ангелы славословили Спасителя, пророки воспели Его, теперь в лице царя Юстиниана прославляет Его весь род человеческий и взывает: «Спаси, спаси нас».
Часть Божественной литургии от «Единородный Сыне…» до малого входа (поются евангельские блаженства) изображает земную жизнь Господа Иисуса Христа до явления Его народу, жизнь Его, проведенную в неизвестности Назарета. Малый вход изображает Крещение и начало проповеди Спасителя.
При малом входе несут свечу, за нею Евангелие, и дальше идет священник. Свеча обозначает Предтечу Господа, Иоанна. Евангелие – Самого Иисуса Христа.
Остановившись в царских вратах, диакон провозглашает: «Премудрость, прости», – и делает Евангелием знамение креста. Этот момент – воспоминание Крещения Господа. Слово «премудрость» напоминает нам, что тайна эта – тайна Богоявления, недоступная нам, разуму человеческому. Словом же «прости» установлено призывать всех ослабевших, лениво, небрежно стоящих к внимательному, благоговейному слушанию Литургии.
После малого входа поются тропари и кондаки празднику. В этот момент мы, обращаясь с нашей молитвой к явившемуся в мир Господу, призываем празднуемых святых как ходатаев за себя. Вслед за этим воспевается «Трисвятое» – песнь ангельских сил пред престолом Божиим, которая прославляет Святую Троицу.
Следующее за «Трисвятым» чтение Апостола является воспоминанием проповеди учеников Господа, а чтение Евангелия – проповеди Самого Иисуса Христа.
Чтение Евангелия – проповедь Спасителя, Который для спасения людей явился в мир. Поэтому вслед за чтением Евангелия воспоминаются чудеса и исцеления Христа. Слепые кричат: «Спаси нас, Сыне Давидов», хананеянка просила: «Помилуй дочь мою», а кровоточивая жена молча прикоснулась к краю одежды Спасителя. Все шли к Нему, все взывали о помощи. И в Божественной Литургии после чтения Евангелия возглашается особенно усиленная молитва, сугубая ектения, то есть удвоенная, так как «Господи, помилуй» поется по три раза.
Чтением святого Евангелия заканчивается Литургия оглашенных и начинается Литургия верных.
Литургия верных
После ектении раздается с амвона голос: «Оглашеннии, изыдите» и т.д. В древнее время все оглашенные при этом возгласе оставляли храм. Теперь этот возглас имеет для нас другое значение: им мы приглашаемся взглянуть в свое сердце, все ли там приготовлено для принятия грядущего Господа к самому торжественному моменту Литургии. «Оглашеннии, изыдите» – для нас значит теперь требование изгнать все помыслы, все земное, чтобы встретить Царя Славы. Вслед за этим оставшиеся приготовляются усиленною молитвою к наступающему торжественному моменту Богослужения.
Херувимская песнь есть моление Господа в Гефсиманском саду. Здесь проведи перед собой весь Гефсиманский подвиг Господа, Его молитву до пота кровавого, Его страдания за грехи людей. Великий вход изображает распятие Господа.
Возглас «Мир всем» изображает вход Господа во ад для спасения почивших и находившихся там до Его пришествия. Возгласы «Щедротами Единороднаго Сына Твоего», «Мир всем», «Возлюбим друг друга» – означают первую проповедь Воскресения во аде. Пение Символа веры означает восторг тех первых, кому была принесена эта весть.
Возглас «Горе имеим сердца» есть появление во аде Самого Избавителя. «Горе имеим сердца»; «горе» – к высоте, выше земного имеем сердца. Этот возглас призывает нас вознести свое сердце выше всего дольнего, земного, подняться вверх мыслию перед важнейшим моментом в Литургии. «Имамы ко Господу», – имеем сердца, вознесенные к Господу.
Евхаристический канон — самая важнейшая, самая трогательная, самая страшная часть Божественной, таинственной, чудной, великой, священнейшей Литургии. Это — ядро ее.
Евхаристический канон делится на шесть частей:
1) Прославление Бога;
2) Серафимская песнь;
3) Возношение Святых Даров;
4) Благословение Святых Даров;
5) Поминовение святых;
6) Окончание канона, заключение.
Первая часть Евхаристического канона — прославление.
Мы прославляем, благодарим Господа за милость Его к нам. «Благодарим Господа» – возглашает священник в алтаре и архиерей на амвоне, осенняя молящихся свечами дикирия и трикирия. В ответ верующие поют: «Достойно и праведно…».
Мы же, если живем, действуем, движемся, то только потому, что Он соизволяет нам это. Без Него мы ничто, не было бы Бога – не было бы и нас, и земли нашей, и всего мира. Вот за что мы благодарим Господа; благодарим, наконец, и за то, что Он принимает служение у чаши наше человеческое тогда, когда Ему предстоят тысячи и тьмы сил небесных. Но не их искупил Своею Кровию Сын Божий, не для них приходил заклатися, а для нас, грешных, слабых.
Вторая часть носит название «Серафимская песнь».
«Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея». Кто же слышал эту дивную песнь, какой композитор передал нам эту небесную музыку? Пять человек, возлюбленные мои, слышали небесное пение, пять композиторов воспроизвели славословие огнезрачных серафимов – три человека в Ветхом Завете и два в Новом. Слышал песнь серафимов божественный Исайя, восторженно провозвестивший Божественную литургию в Ветхом Завете. В шестой своей книги рассказывает он так: в трепете закрывали серафимы лица свои, не дерзая взирать на лице Божие. Как же мы-то должны трепетать, когда Он сподобляет нас не только взирать, но и принимать Его устами нашими в Таинстве Святого Причащения. Подумайте, какая великая милость Божия является нам в это время.
Второй, слышавший песнь серафимов и видевший их был благоговейный Иезекииль. Он узрел престол Господа, поддерживаемый четырьмя животными, которых теперь изображают около четырех евангелистов. В память этих животных произносятся в Божественной литургии слова: «Поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». Поюще – орел, вопиюще – телец, взывающе, или, по-гречески, рыкающе, – лев, глаголюще – человек. При произнесении этих слов диакон звездицею ударяет по дискосу четыре раза в память голосов этих животных, поддерживающих престол Господа Саваофа.
Третий видел славу Божию муж желаний – пророк Даниил: «Ветхий деньми воссел на престоле, и тысячи тысяч и тьмы тем служили Ему. Реки огненные протекали перед Ним…»
В Новом Завете видел Господа пребожественный апостол Павел, который был вознесен до третьего неба и слышал глаголы, которые человеку невозможно пересказать. Наконец, Иоанн Богослов, тайновидец, апостол, на острове видел Господа в образе величавого Сына Человеческого и описал это видение в своем Откровении.
«Свят, Свят, Свят» –непрестанно день и ночь в благоговейном трепете вопиют серафимы, пламенеющие огнем любви Божественной. Эти слова, думаю, всем понятны; понятно и то, почему они повторяются три раза. В Ветхом Завете мы часто встречаем указания на Три Лица Пресвятой Троицы. Серафимская песнь исповедует этот наш величайший догмат. Слово же «Саваоф» требует объяснения. При переводе с еврейского имя «Саваоф» буквально значит «Господь воинств». Великое это наименование. Вы вдумайтесь в него. Бог называется Господом воинств. Это прежде всего потому, что Он есть Творец воинств небесных.
«Исполнь небо и земля славы Твоея» – понятны вполне. Они значат: небо и земля полны славы Твоей, весь мир являет славу Божию.
Следующее слово «осанна». Я хочу пояснить вам: «осанна» по-еврейски «гошианна»; по-гречески «осанна» значит приветствие: «здравствуй, привет тебе», «пусть тебе будет хорошо». Вот как можно перевести эти слова. Каждый народ высказывает свою радость, свой привет при встрече своих видных деятелей, например вождей, особенным восклицанием.
Наше пение «Осанна в вышних, благословен Грядый…» выражает привет грядущему Христу. Все окружающее восхваляет Его. За что же весь мир приносит хвалу Господу? Разъясняет это нам тайная молитва священника. Когда в храме поют «Свят, Свят, Свят…» – песнь Серафимскую, священник молится: «С сими и мы блаженными Силами…» – и заканчивает: «Приимите, ядите…» Вот то величайшее благо, которое даровал нам Господь – Божественная Литургия.
Словами «Приимите, ядите…» начинается третий член Евхаристического канона — возношение Святых Даров.
Воспомянув Божественные слова Божественного Учителя, на Тайной вечере произнесенные, священник берет в руки святую Чашу и дискос, поднимая их горе ввысь, возглашает: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». На клиросе поют: «Тебе поем, Тебе благословим…» Объясню слова возгласа «Твоя от Твоих…» – «Твоя», – произносит священник, указывая Господу на хлеб и вино и как бы говоря: «Твоя – Твои дары, плоды земли Твоей, данные нам, приносим мы Тебе».
Земля только потому и приносит плоды, хлеб, виноград, потому только она вознаграждает нас за труд, только потому, что хлеб и вино каждый день приносятся на святый престол при совершении Божественной Литургии. Не нам, не для нас, грешных, покрытых язвами греха, не для нас дает земля свои плоды, не стоим мы их, она дает их для бескровной Жертвы и будет давать, доколе совершается на земле страшная святая Литургия.
«Твоя от Твоих», то есть от Твоих рабов, от Твоих людей. «Тебе приносяще» – Тебе приносим – «о всех и за вся». «О всех» можно объяснить так: о всех грехах, о всех беззакониях. Какие великие, какие благодатные слова «о всех» – за всех, за все грехи приносится эта жертва; беззакония всякие смываются пролитой за нас Кровью. Грешник бедный, грехами покрытый, как проказою, грешник, упавший в пропасть страстей, восклони голову, укрепись надеждою, потому что и за твои грехи и неправды возносится Жертва Тайная любви бесконечной Бога к человеку.
Бескровная Жертва приносится за всех. Пусть не превозносятся те, которые не хотят заглянуть в окно Божественной литургии, топчут в безумии драгоценнейшую жемчужину. Пусть, говорю, они не мнят, что могут жить без Божественной Литургии. Если они еще живут, если едят хлеб, если источники дают воду, если солнце им светит и луна восходит на небе, то только потому, что совершается Божественная Литургия, а без нее за наши беззакония давно бы попалил нас огонь небесный, давно бы сгнили мы в пропасти наших страстей, задохнулись бы в пучине житейских треволнений. Крест – вот наш якорь. Крест – вот наш покров; заслуги крестные, воспоминаемые каждый день за Литургией, спасают мир от окончательной погибели… «Иже крестом ограждаеми…»
Четвертый член Евхаристического канона — освящение Святых Даров.
Это – страшная тайна пресуществления Святых Даров, то есть превращения хлеба и вина в Пречистое Тело Христово и Пречистейшую Кровь Его. Вознося чашу горе с возглаголанием: «Твоя от Твоих», священник так молится в тайной молитве, в то время как в храме поют «Тебе поем»: «Еще приносим Ти словесную… службу…» Замечательны слова: «И мили ся деем», то есть делаем себя милыми Господу, близкими, дорогими. Вот как бесконечно велико милосердие Божие. Он позволяет нам считать себя милыми Ему.
Затем священник три раза читает: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа…» Затем, знаменуя крестным знамением хлеб, он говорит слова: «И сотвори убо Хлеб сей…» Знаменуя вино, говорит: «А еже в Чаши сей…» – и, наконец, благословляя и дискос, и чашу, произносит: «Преложив Духом Твоим Святым. Аминь. Аминь. Аминь». Произношение этих трех молитвословий и есть именно страшный момент пресуществления. По учению Церкви, с этого момента на святом престоле возлежит уже не хлеб и вино, но Самое Пречистое Тело Христово и Самая Пречистая Кровь Христова, и священник повергается ниц перед этой Святынею.
Этот момент Божественной Литургии — основа всей жизни мира, это — ось жизненного колеса. Как без оси колесо не может двигаться и падает, так и наш мир, страстный, грешный, весь сгнивший от нечистоты и беззакония, погиб бы, разрушился бы, уничтожился бы, если бы не освящался этим великим, таинственным, страшным явлением Божественного Искупителя на престоле в храме.
Пятый член Евхаристического канона — Поминовение святых.
Далее мы слышим возглас «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней…», а хор поет «Достойно есть» или «О Тебе радуется», если совершается Литургия святителя Василия Великого. Пока поется это песнопение, священник тайно молится за всех усопших, а затем и за живых: «В первых помяни, Господи…». «И всех и вся» — продолжение этой молитвы хором. Затем мы слышим слова о нашем единении перед Божественной трапезой: «И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепное имя Твое». Завершается Евхаристический канон возгласом священника «И да будут милости Великого Бога и Спаса нашего со всеми вами…».
Шестая часть Евхаристического канона — Окончание канона, заключение.
Далее, после второй просительной ектении «Вся святыя помянувше…» нас ждет общее пение молитвы Господней, «Отче наш». Перед Причащением мы поем ее все вместе — не только потому, что эта молитва дана нам Самим Господом, но и потому, что в ней есть слова «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Мы можем воспринимать их как слова о хлебе насущном, о том пропитании, которое подает нам всем Господь, но святые отцы подразумевали здесь Хлеб Евхаристии — Святые Дары. И воспринимали «Отче наш» как молитву о даровании возможности причащаться Святых Таин, что было особенно актуально в периоды гонений.
После «Отче наш» находящийся в алтаре священник, преподав «Мир всем», закрывает завесу царских врат (напомним, сами они закрыты еще с окончания Великого входа). Диакон возглашает «Главы ваша Господеви приклоните» — мы приближаемся к непосредственной встрече со святыней, к Причащению Святых Таин. Священник тайно читает молитву «Благодарим Тя, Царю невидимый…», которая продолжается возгласом «Благодатью, и щедротами, и человеколюбием Единородного Сына Твоего…». Диакон возглашает «Вонмем» (то есть «Будем внимательны»).
Священник в алтаре, вознося Святой Агнец, возглашает «Святая святым». Этот возглас, возникший в глубокой древности, означает, что Святые Тайны предназначены для тех христиан, которые стремятся к духовному совершенству и ревнуют о Богоугождении и деле преображения и спасения своей души. Слово «святые» здесь используется в значении выделенные для Христа, избранные для Него и освященные Его благодатью. Сам факт нашего крещения уже выделил нас из общего числа людей: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2, 9). Эти слова первоверховного апостола говорят еще и о том, что каждый из нас призван к святости.
После «Святая святым» хор поет «Един Свят, един Господь» — только Он, Единый Безгрешный, может очистить нас от наших грехов — и затем причастны, или, по-гречески, киноники. Причастен, как правило, стих псалма (хотя есть и исключения, то есть причастны, взятые не из псалмов, например, пасхальный «Тело Христово приимите…»). Сразу после возгласа «Святая святым» перед закрытыми царскими вратами ставится зажженная свеча, которая горит все время, пока причащаются священнослужители; перед началом Причащения народа ее убирают.
Причащение
Причащение – есть Таинство, в котором верующий вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа и Бога нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в Жизнь Вечную. Сам Господь наш сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53). Для верующих факт действительного преложения хлеба и вина, принесенных на Литургию, в Тело и Кровь Христову несомненен. Таинство это есть самое чудесное, постигаемое одной верой, а не умствованиями человеческой мудрости.
Чтобы Причастие служило во освящение и спасение души, необходимо вести строгую христианскую жизнь и не иметь смертных грехов. «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор. 11:28-30).
Святитель Николай Кавасила разъясняет: «Благодать освящает нас через Дары, если найдет нас способными к освящению; если же встретит нас неприготовленными, то и не принесет никакой пользы, и причинит бесчисленный вред». Вопрос о том, как часто нужно причащаться, необходимо согласовать с духовником или со священником, у которого вы исповедуетесь.
Святые отцы о Божественной Литургии и Святом Причащении
Божественное Причащение для верующих – это необходимая составная часть духовной и по Христу жизни.
Свт. Симеон Солунский: «Божественная Литургия – это служба, цель которой – священнодействие Самого Пресвятого Тела Христова и Крови и чтобы даны Они были в Причащение всем верным. И, как таковая, цель ее состоит только в Причащении».
Свт. Николай Кавасила: «Дело святой службы Священных Тайн – это преложение Божественных Даров в Божественные Тело и Кровь. Цель же ее – чтобы верные были ими освящены».
Мудрый Иов, о котором свидетельствует св. Фотий в своей «Библиотеке», в книге «О таинствах» так говорит: «Вся священная служба понимается в Причащении Святынь, поскольку цель ее, и назначение, и дело – Причащение Животворящих и Страшных Тайн и Святынь».
Свт. Василий Великий: «Необходимо для жизни вечной Приобщение Тела и Крови Христовых».
___________________________
При составлении памятки использовались следующие материалы:
Составитель – Снегирева Екатерина