Что такое елеонская гора

Гора, сохранившая след Господа

Место земной жизни и служения Господа Иисуса Христа – Святая земля или Палестина – имеет много важных для христианина святынь. Одной из них является Елеонская (Масленичная) гора, с которой Спаситель вознесся в Царство Отца Своего Небесного.

Елеон – одна из самых высоких гор, окружающих Иерусалим. Она расположена на востоке от города и отделена от него Иосафатовой долиной. Высота ее – 1200 метров над уровнем моря. Гора служит также своего рода преградой отделяющей Иерусалим от засушливой Иудейской пустыни.

У горы три вершины: южная – гора Соблазна, северная – Малая Галилея и средняя (самая высокая) – гора Вознесения. Именно со средней вершины и вознесся на небеса Иисус Христос. Если подняться несколько выше места вознесения Спасителя, то взору предстанет впечатляющий вид. Так, на запад открывается весь Иерусалим со множеством холмов и бесчисленными городскими постройками. На юго-западе видны долина Рафаим, монастырь святого пророка Илии, Вифлеемские холмы, гора Сион и прочие исторические места. На востоке – Иерихонская равнина, река Иордан и Моавитские горы.

Центральным местом вершины Вознесения является точка, откуда Христос взошел на небо. Сегодня это большой двор с восьмиугольным зданием часовни Вознесения, направо от входа в которую виден след на скале от левой стопы Господа. Огражденная территория двора с часовней принадлежит мусульманам, однако они разрешают проводить христианские богослужения на переносных алтарях в праздник Вознесения.

На восток от часовни Вознесения располагается Русское место – это участок земли, который еще в XIX веке был приобретен Русской духовной миссией. На нем был возведен двухэтажный дом и храм Вознесения, а также высокая колокольня (60 метров) известная как русская свеча. Она является самым высоким сооружением в Иерусалиме.

В 1906 году здесь был основан женский Вознесенский монастырь. Помимо этого позади храма Вознесения построена часовня во имя святого пророка Иоанна Предтечи – на том месте, где произошло первое и второе обретение его честной главы.

Северная вершина Елеонской горы – Малая Галилея – также связана со многими событиями из Священной истории. Так, например, некогда здесь располагалась гостиница, в которой останавливались путники, шедшие из Галилеи в Иерусалим. В этой гостинице часто собирались и апостолы Христа, так как многие из них были родом из Галилеи.

Недалеко от вершины Вознесения находится место, где, по Преданию Церкви, ангел Божий возвестил Богородице, что через три дня Она будет восхищена из этого мира в мир горний, небесный.

На горе Елеон есть и место, где Спаситель дал Своим ученикам молитву Господню – «Отче наш». Сегодня здесь располагается большой женский католический монастырь. Интересно, что на внутренних мраморных стенах монастырской галереи молитва «Отче наш» вырезана на 42-х языках мира.

Рядом с монастырем находится место, которое католики называют «Credo» («Верую»). По Преданию Церкви, апостолы, собравшись вместе после Вознесении Спасителя, составили здесь апостольский Символ веры.

В 200 метрах на юг от «Отче наш» и «Верую» расположены гробницы пророков. Это большая пещера, высеченная в скале, которая вмещает 36 гробниц. Считается, что это гробницы ветхозаветных пророков, в свое время погибших от рук единоверцев, которые часто избивали Божиих вестников, так как последние обличали народ избранный в отпадении от Бога и уклонении в идолопоклонство.

Источник

Елеонская гора

Елеонская гора (Масличная гора)

Елеонская гора – место, знаковое для верующих людей, а также самый большой холм в окрестностях Иерусалима, высотой 826 метров. Горный кряж отделяет Старый город от губительного соседства Иудейской пустыни. Елеонская гора считается местом важных библейских событий и открывает бесподобную панораму на город. Тысячи паломников ежегодно посещают ее, чтобы своими глазами увидеть красоту этих мест.

Сэкономь на путешествии!

«Немые свидетели»

Для верующих каждый камень Елеонской или Масличной горы напоминает о важных событиях. Согласно библейским рассказам, на этот холм любил взбираться Иисус. Здесь он вел неспешные беседы с людьми, переживал о судьбе Иерусалима, произносил молитву и столкнулся с предательством Иуды. Гора ассоциируется и с Елеонской проповедью. Именно отсюда Христос вознесся на небеса, оставив лишь след стопы на камне.

Это место покоряет также своей природой и великолепными видами. Подножие горы занимает Гефсиманский сад, где можно найти вековые экземпляры маслин. Ранним утром солнце по-особенному подсвечивает сад: кажется, будто оливы парят в воздухе. За деревьями ухаживают францисканские братья. Гефсиманский сад виднеется издалека, он расположен слева от входа в Церковь Всех Наций. Оливковая роща огорожена, чтобы сохранить деревья от паломников, которые желают увезти частичку Иерусалима.

Испытание для гостей

Путь на Елеонскую гору лежит через Старый город. По пути – восточные ворота Св. Стефана, которые также называют Львиными. При подходе к подножию гости оказываются в ущелье между Старым городом и горой. Подъем непростой, особенно в жаркую погоду. Но на каждом уровне восхождения открываются живописные виды.

Передвигаться пешком необязательно – подвезти может такси или автобус. Транспорт отправляется от арабской автобусной станции. У подножия холма всегда дежурят таксисты, предлагающие свои услуги. Можно приехать и самостоятельно, но бывают трудности с парковкой. Обязательно позаботьтесь о соответствующей одежде: вещи должны прикрывать плечи и колени. Женщинам понадобится платок.

Иерусалим как на ладони

Со смотровой площадки на Елеонской горе можно начать знакомство с Иерусалимом. С высоты видны очертания Старого города: просматриваются золотые ворота и мечети. Вдали за рекой Кедрон – старинные крепостные стены, золотистые отблески храмов, стройные вершины минаретов. На северо-западной стороне располагается Христианский квартал и его главная достопримечательность – Храм Гроба Господня. С собой стоит захватить бинокль, чтобы рассмотреть город.

Достояния Елеонской горы

На склонах и вершине располагаются церкви, мечеть, магазины и кафе. Большую часть горы занимает действующее древнее кладбище, которому более 3 тысяч лет. Оно находится перед обзорной площадкой. Путники могут увидеть гробницы Захарии и Бней-Хезир. Вокруг – примерно 150 тысяч захоронений. На надгробиях встречаются известные имена: Авессалом – сын царя Давида, политический деятель и лауреат Нобелевской премии Менахем Бегин, главный раввин Израиля Авраам Кук.

На западной и южной части холма находятся могилы пророков, Гефсимания, Церковь Всех Наций и христианские святыни. В пещере с погребальными нишами – захоронения пророков. На южной вершине расположился русский Вознесенский монастырь. На северной – кампус Еврейского университета. Во время посещения можно застать группы студентов.

Святые места

На вершине много церквей и монастырей. Путешественникам советуют заранее узнать время работы сооружений, в которых хотелось бы побывать. Они открыты не каждый день, обычно в утреннее время. К числу самых посещаемых мест относится церковь Марии Магдалены, сделанная в русском стиле, и гробница Девы Марии. Интерес представляет и католическая базилика, православный женский монастырь. На восточном склоне создан Греческий православный монастырь. Он тоже связан с преданием: на этом месте Иисус посылал одного из учеников за ослом. Теперь каждый год в Лазареву субботу отсюда проводится крестный ход с использованием пальмовых ветвей.

На самом высоком месте, где, по преданию, вознесся Спаситель, был возведен восьмиугольный храм, увенчанный куполом. Персы постройку разрушили, но конструкцию восстановили в меньших размерах, а затем преобразовали в мечеть. Теперь храм принадлежит мусульманам, которые раз в год разрешают проводить христианское богослужение – в день Вознесения Господня. Достояние часовни – оттиск стопы Христа.

На верхушке Елеонской горы, возле места Вознесения, располагается Спасо-Вознесенский женский монастырь. Основной храм – Спасо-Вознесенский собор, возле которого есть камень, где стояла Божия матерь во время вознесения. Достопримечательность обители – самое высокое церковное здание не только на горе, но и в Иерусалиме – «Русская свеча». Колокольня достигает в высоту 64 метра.

«Сокровища» Университета мормонов

Помимо церквей, туристы посещают магазины с сувенирами и ювелирными украшениями, катаются на верблюдах и любуются видом Иудейской пустыни. В зале «Университета мормонов» хранится орган, один из наилучших в мире. Туристы могут бесплатно побывать на выступлении. Из концертного зала виднеется Старый город. Стоит взглянуть и на палестинскую мозаику времен Византии. На веранде – модели Иерусалима разных периодов, а поблизости – сад библейских растений. Для групп в Университете мормонов проводятся обзорные прогулки.

«Соседкой» Елеонской горы является Храмовая, а между ними – Кедронское ущелье. Обратный путь тоже будет лежать через него. Пересекая Кедрон, можно заглянуть в церковь Святого Стефана. Он считается первым христианским мучеником. Дальше дорога вьется через Львиные ворота и возвращается в Старый город.

Источник

Елеонская гора

Об Елеонской горе в первый раз упоминается в трогательном библейском повествовании о бегстве Давида из Иерусалима по случаю возмущения сына его Авессалома: Давид пошел на гору Елеонскую, говорит свящ. писатель, шел и плакал, голова у него была покрыта, он шел босой. ( II Цар. XV, 30 и сл.). Кроме сего, она прямо называется горой Елеонской еще один раз в В. З., именно в книге пр. Захарии: и станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицем Иерусалима к востоку ( Зах.XIV, 4 ).

Впрочем, есть и другие места в Свящ. Писании, в которых на нее указывается, то как на гору, которая пред Иерусалимом ( III Цар. XI, 7 ), то она называется масличной горой ( 4Цар. XXIII, 13 ), то горой, которая на восток от города ( Иез. XI, 23 ).

Но особенно часто упоминается о горе Елеонской в свящ. книгах Нового Завета: и пришли в Вифанию, к горе Елеонской ( Мф. XXI, 1 ) и воспев пошли (Господь и апостолы) на гору Елеонскую ( Мф.XXVI, 30 ), Иисус же пошел на гору Елеонскую ( Ин. VIII, 1 ), тогда они (т. е. апостолы) возвратились с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути ( Деян. I, 12 ) и др.

Настоящее название горы Донебел-Эль-Тур, и на ней стоит небольшое селение Тур, с церковью Вознесения.

С горы Елеонской, возвышающейся над Иерусалимом почти на 200 футов, открывается прекрасный, величественный вид на город. При подошве горы протекает Кедронский поток, на запад от него мусульманское кладбище, а на восток – иудейские гробницы. Почти напротив врат св. Стефана находится церковь в честь Успения Божией Матери с ее гробницей, а несколько далее к в. лежит Гефсимания. Тропинка, извивающаяся по горе по направлению к югу, приводит к гробницам пророков, затем обращается по направлению к северу к селению Тур и церкви Вознесения, близ которых возвышается минарет с величественным видом на окрестности, как-то: на Иерусалим, на поток Кедронский, на Иордан, Мертвое море, за которым темной линией тянутся горы Моавские. Чрез Елеонскую гору доселе еще лежит дорога в Вифанию.

В недавнее время (в 1885 или 1886 г.) Православное палестинское общество, состоящее под председательством Е. И. В. Великого Князя Сергея Александровича, воздвигло на крутом склоне горы Елеонской русский православный храм в честь св. равноап. Марии Магдалины и в поминовение покойной государыни императрицы Марии Александровны. Храм этот очень красивой наружности и архитектуры.

Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0

Источник

ЕЛЕОНСКАЯ ГОРА

Что такое елеонская гора. Смотреть фото Что такое елеонская гора. Смотреть картинку Что такое елеонская гора. Картинка про Что такое елеонская гора. Фото Что такое елеонская гора

Что такое елеонская гора. Смотреть фото Что такое елеонская гора. Смотреть картинку Что такое елеонская гора. Картинка про Что такое елеонская гора. Фото Что такое елеонская гора

Впервые Е. г. упоминается в Свящ. Писании в связи с бегством Давида из Иерусалима от восставшего Авессалома: «А Давид пошел на гору Елеонскую, шел и плакал; голова у него была покрыта; он шел босой, и все люди, бывшие с ним, покрыли каждый голову свою, шли и плакали» (2 Цар 15. 30). Указание того же источника о вершине «горы, где он [Давид] поклонялся Богу» (2 Цар 15. 32), возможно, свидетельствует о наличии на Е. г. уже в самые ранние времена неких мест богопочитания. Сын Давида Соломон, напротив, осквернил гору, как сказано выше, языческими храмами: «Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской» (3 Цар 11. 7; ср.: 4 Цар 23. 13).

Со времен Второго храма с Е. г. ассоциируется праздник Кущей: «И потому объявили и провозгласили по всем городам своим и в Иерусалиме, говоря: пойдите на гору и несите ветви маслины садовой и ветви маслины дикой, и ветви миртовые и ветви пальмовые, и ветви других широколиственных дерев, чтобы сделать кущи по написанному» (Неем 8. 15). По позднейшим свидетельствам Мишны, подтвержденным археологическими открытиями, на Е. г. совершалось сожжение рыжей телицы в жертву за грех, пепел к-рой использовался священниками для ритуальных очищений (Числ 19; см. также мидраш Беракот. Об археологических находках, связанных с этим ритуалом, см.: Adler Y. The Site of the Burning of the Red Heifer on the Mount of Olives // Techumin. 2002. Т. 22. Р. 537-542 (на иврите)). Е. г. в дальнейшем продолжала играть важную роль: по указанию судей синедриона на вершине горы возжигались огни для передачи отдаленным общинам сигнала о наступлении нового месяца (Вавилонский Талмуд, трактат Рош-Ашана).

Напротив ц. первомч. Стефана, в самой нижней точке долины, у подножия Е. г., находится ц. Успения Пресв. Богородицы, воздвигнутая над гробницей, где было положено апостолами тело Божией Матери (см. ст. Гефсимания). Слева от ц. Успения можно пройти к т. н. Гефсиманской пещере (Пещере учеников). Чуть выше по склону, в глубине Гефсиманского сада, принадлежащего францисканцам, возвышается базилика Гефсиманской молитвы («Церковь всех наций»), построенная в 1919-1924 гг. архит. А. Барлуцци. Узкая, 2 м шириной, асфальтированная дорожка отделяет ограду францисканского участка от рус. владений, лежащих выше по склону.

Главной достопримечательностью рус. участка, исторически бывшего продолжением того же Гефсиманского сада, является 7-главый храм во имя равноап. Марии Магдалины, построенный в новорус. стиле (см. ст. Гефсиманский во имя равноапостольной Марии Магдалины монастырь). Мимо рус. участка можно подняться по крутой дорожке к самой вершине Е. г.- месту Вознесения Господня.

Елеона

Храм Вознесения Господня

(Имвомон) был построен на месте Вознесения Спасителя между 330 и 378 гг. римлянкой Пименией. По описанию Аркульфа (ок. 670), это была «большая круглая церковь, вокруг которой идут три сводчатые портика, сверху крытые: внутреннее сооружение этой церкви без крыши и без свода и стоит под открытым небом, на чистом воздухе; в восточной части этого сооружения находится алтарь, покрытый узкой крышей» (Аркульфа рассказ о св. местах, записанный Адамнаном ок. 670 г. / Пер.: И. В. Помяловский // ППС. 1898. Т. 17. Вып. 1(49). С. 76-77). Описание Аркульфа, повторенное Бедой Достопочтенным и Петром Диаконом, подтверждается раскопками, проведенными францисканцами под рук. В. Корбо в 1959 г. Диаметр церкви составлял ок. 25 м. Терраса, открывавшая вид на Иерусалим, заканчивалась мраморной лестницей, спускавшейся к Кедрону. Крест, венчавший Имвомон, был заметен издалека, из Кедронской долины, а фонари, освещавшие портик и террасу, были видны из города. Паломница Эгерия в описании службы Великого четверга указывала положение Елеоны и Имвомона следующим образом: «Все идут на Елеон, в ту церковь, где находится пещера, в которой был в этот день Господь с апостолами. И оттуда, приблизительно уже в шестом часу ночи, с песнопениями идут вверх, на Имвомон, на то место, откуда Господь вознесся на небо» (Паломничество по св. местам кон. IV в. / Изд., пер., предисл. и объясн.: И. В. Помяловский // ППС. 1889. Т. 7. Вып. 2(20). С. 156).

Разрушенный персами в 614 г., Имвомон был отстроен Иерусалимским патриархом св. Модестом (археологами была обнаружена посвятительная надпись с упоминанием его имени) в более скромном виде и не точно на прежнем месте (Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест, первой половины IX века / Изд., пер., предисл. и коммент.: В. Г. Васильевский // ППС. 1886. Т. 4. Вып. 2(11). С. 28, 209) или, как считают совр. авторы, в строгом соответствии с первоначальным планом ( Ovadiah. 1970. P. 85-87).

Что такое елеонская гора. Смотреть фото Что такое елеонская гора. Смотреть картинку Что такое елеонская гора. Картинка про Что такое елеонская гора. Фото Что такое елеонская гора

Менее понятно первоначальное положение священного камня. Возможно, он был огорожен «большим круглым колесом, сверху сглаженным, вышина которого указывается мерою до шеи, и посередине его видно немаленькое отверстие, через которое указываются отчетливо и ясно отпечатавшиеся открыто следы ног Господних. В этом колесе с западной стороны постоянно открыта некая дверь, для того чтобы входящие через нее легко могли подойти к месту священного праха (находящегося на камне) и через открытое сверху отверстие этого колеса, протянув руки, брать частицы священного праха» ( Аркульфа рассказ о св. местах. С. 77). Это описание напоминает архитектурное оформление камня Авраама в святилище Куббат-эс-Сахра (Купол скалы), построенном в 685-691 гг., возможно по образцу камня Вознесения времен Аркульфа.

Совр. часовня Вознесения относится к эпохе крестоносцев. Это небольшое здание, ротондальное внутри и октагональное снаружи, перекрытое полусферическим куполом. Нижний восьмерик украшен арочными нишами с небольшими коринфскими колоннами на углах, с визант. резными кентаврами в капителях. Двор часовни составляет примерно половину площади, к-рую занимала ротонда (или, по др. реконструкциям, октагон) Имвомона, базы колонн последнего сохранились близ внутренней стороны ограды.

В 1834 г. часовня пострадала от землетрясения и была отремонтирована совместно правосл. греч., католич. и арм. общинами. Однако арм. духовенство, пользуясь покровительством египетского правительства, войска которого оккупировали в 1830 г. Сирию и Палестину, помимо совместного владения часовней начало строительство рядом собственного мон-ря.

13 сент. 1836 г. рус. посланнику в К-поле А. П. Бутенёву поступила жалоба Иерусалимского Синода о том, что «Оттоманская Порта из мести к России, как православной… отнимает у нас священную Елеонскую гору и отдает ее армянам». Эта жалоба дошла до имп. Николая I, и были приняты необходимые меры. 8 сент. 1838 г. в Иерусалим прибыл судебный представитель Высокой Порты и «начал вопрошать и судить». На др. день все заинтересованные стороны отправились на Е. г., где после «рассмотрения с точностию всех зданий и описания оных с наивеличайшею подробностию» было принято решение, «что все нововведения достойны истребления и разрушения, так что места сии по-прежнему остаются приступными для поклонения для всех народов» (РГБ. Ф. 188. К. 4. Ед. хр. 28. Л. 1-2 об.). По получении султанского повеления греки и католики в 1839 г. «разрушили до основания» арм. постройки ( Дамаскин (Смирнопул). 1908. С. 105-106).

Внутри часовни, напротив зап. входа, в полу находится камень в прямоугольной мраморной рамке, сделанной в естественной скале, с ясно отпечатавшимся на нем следом левой человеческой стопы. «Случайность сходства тут, по крайней мере для меня, немыслима»,- подчеркивал архим. Антонин (Капустин) ( Антонин (Капустин). 2007. С. 108-109). «Даниил видел здесь еще две стопы (в XII в.), но позже мусульмане высекли из скалы одну стопу и перенесли ее в мечеть Ель-Акса, где этот след и сохраняется поныне» ( Леонид (Кавелин). 2008. С. 202). Стопа Спасителя обращена на север, из чего русскими паломниками делался вывод о том, что «Он возносился на небо с лицом, обращенным к северу, к России, и, возносясь, благословлял ее» ( Порфирий (Успенский), еп. Книга бытия моего: Извлеч. из кн., изд. ИППО. СПб., 1898. С. 29-30). В XIX в. арабы торговали кусочками полотна в размер стопы. Одессит Е. И. Фесенко сделал и растиражировал в 1890 г. хромолитографию «стопочки», как любовно называли ее рус. богомольцы, заменив полотно бумагой ( Дмитриевский. 1913. С. 11-12). Такими изображениями благословляли рус. паломников монахини расположенного неподалеку от места Вознесения Елеонского Вознесенского рус. мон-ря.

Что такое елеонская гора. Смотреть фото Что такое елеонская гора. Смотреть картинку Что такое елеонская гора. Картинка про Что такое елеонская гора. Фото Что такое елеонская гора

В праздник Вознесения Господня католики пользуются привилегией служить на св. камне, установив престол внутри часовни. Православные, а также сирийцы, армяне и копты ставят алтари во дворе, в специальных шатрах. Большой каменный престол к юго-востоку от часовни принадлежит православным. Внутри часовни православные ставят 2 подсвечника с горящими свечами по сторонам св. камня. Собственно здание мечети с отдельным входом расположено вне двора, но деньги за вход в часовню Вознесения получает мусульм. сторож.

В 378 г. прп. Мелания Римляныня Старшая основала между Елеоной и Имвомоном (по данным раскопок, почти вплотную к последнему) монастырь и странноприимный дом для паломников. В 380 г. к ней присоединился ее духовный наставник Руфин Аквилейский, ставший настоятелем муж. мон-ря. С этим мон-рем связано создание «Истории египетских монахов» и отчасти «Лавсаика» ( Кулькова Н. А. Об авторе «Истории египетских монахов» // История египетских монахов. М., 2001. С. 87, 91, 94). В «Лавсаике» упоминается также бывш. вельможа равноап. Константина Иннокентий, пресв. Елеонский, построивший рядом мартирий, где покоились мощи св. Иоанна Предтечи ( Палладий. Лавсаик. С. 149).

Церковь св. Апостолов

(Апостолеон). О том, что в 438 г. Мелания Младшая на деньги, полученные от Лавса, «великого логофета (?) византийского двора», построила близ Имвомона мон-рь с церковью, известной как Апостолеон, а также бани, упоминается в Житии Петра Ивера (Житие Петра Ивера царевича-подвижника и еп. Майюмского V в.: Груз. подлинник / Изд., пер. и предисл.: Н. Я. Марр // ППС. 1896. Т. 16. Вып. 2(47). С. 89). Примерно в это же время (после 442) на Е. г. поселилась опальная имп. Евдокия, супруга Феодосия II, с кувикуларией Феодосией (очевидно, она изображена на мозаике, находящейся ныне в доме игумении Елеонского Вознесенского рус. мон-ря). Когда сгорел крест над Имвомоном, императрица приказала воздвигнуть медный. Евдокия должна была присутствовать на освящении Апостолеона, но оступилась при входе в церковь и растянула сухожилие.

В итинерарии Феодосия (ок. 530) говорится, что на Е. г. было построено 24 церкви (Феодосий о местоположении Св. Земли нач. VI в. // Пер. и объясн.: И. В. Помяловский // ППС. 1891. Т. 10. Вып. 1(28). С. 15), а паломник из Пьяченцы (ок. 570) застал здесь «множество затворников, мужчин и женщин» (Путник Антонина из Плаценции кон. VI в. / Изд., пер. и объясн.: И. В. Помяловский // ППС. 1895. Т. 13. Вып. 3(39). С. 33).

Что такое елеонская гора. Смотреть фото Что такое елеонская гора. Смотреть картинку Что такое елеонская гора. Картинка про Что такое елеонская гора. Фото Что такое елеонская гора

Что такое елеонская гора. Смотреть фото Что такое елеонская гора. Смотреть картинку Что такое елеонская гора. Картинка про Что такое елеонская гора. Фото Что такое елеонская гора

С юж. стороны часовни Вознесения к стене мечети пристроено маленькое прямоугольное здание без к.-л. украшений над пещерой прп. Пелагии († 457, пам. 8 окт.), знаменитой антиохийской красавицы-куртизанки, обращенной в христианство еп. Нонном и много лет подвизавшейся в каменном затворе на Е. г. На дорогу выходит решетчатая калитка, через к-рую небольшая дорожка ведет к глухой двери. В 1-м довольно высоком и просторном помещении, возможно пристроенном позднее, молятся мусульмане, почитающие преподобную, далее неск. крутых ступеней ведут в сводчатую комнату. Она меньше по размеру предыдущей и освещена небольшими окошечками под крышей. Здесь, справа от входа, стоит каменный саркофаг с греч. надписью. На стенах сохранились евр. надписи о почитании пророчицы Фульды, в пустой гробнице к-рой, видимо, и совершала затворнический подвиг прп. Пелагия. Она жила и могла быть похоронена в маленькой низкой каморке с заложенным после ее смерти окошком, через к-рое принимала пищу и беседовала с посещавшими ее для духовного наставления. Есть сведения, что когда-то от Имвомона к пещере Пелагии вели 25 ступеней.

Монастырь прп. Пелагии

расположен напротив часовни Вознесения и пещеры прп. Пелагии. Этот участок был приобретен в 1845 г. Иерусалимской Православной Патриархией. В 1992 г. стараниями архим. Иоакима, прибывшего с Хиоса, началось строительство нового храма в честь Вознесения Господня. По офиц. версии, были нарушены пункты израильского законодательства, по к-рым муниципальные власти запрещают строить новые христ. храмы на Е. г. и в др. районах Иерусалима. 23 июля 1992 г., когда храм был уже практически возведен, прибыла команда полицейских с бульдозером и церковь была варварски разрушена. Сохранился лишь нижний храм, оборудованный в крипте строившейся церкви. Его спасло чудо: большая круглая деревянная икона Вседержителя, сорвавшись с места, вдруг закружилась перед бульдозером. В этот миг бульдозер сломал зуб, запутавшись в железобетонном перекрытии нижнего храма. После этого израильские полицейские прекратили снос постройки и удалились. В ночь на 8 июля 1995 г. неизвестные злоумышленники ворвались в разоренный мон-рь, связав архим. Иоакима, нанесли ему тяжелые побои и убили его мать, причисленную ныне Иерусалимской Православной Церковью к лику святых мучениц (᾿ Ιωακείμ (Στρογγυλός), ἀρχιμ. Τὸ ἱερὸ προσκύνημα τῆς ᾿Αναλήψεως. ῾Ιεροσόλυμα, 1996).

Малая Галилея

Что такое елеонская гора. Смотреть фото Что такое елеонская гора. Смотреть картинку Что такое елеонская гора. Картинка про Что такое елеонская гора. Фото Что такое елеонская гора

Рядом с этим местом в 70-х гг. XIX в. возник кармелитский жен. мон-рь Pater Noster. Его основательницей была Элоиза Аурелия де Босси (1809-1889), уроженка Флоренции, дочь известного итал. поэта Дж. К. де Босси, министра Пьемонтского двора, породнившаяся во 2-м браке с франц. королевским домом и получившая титул княгини де ла Тур д’Овернь. Когда княгиня, весьма состоятельная и глубоко верующая женщина, приехала в нояб. 1856 г. в Иерусалим, патер М. А. Ратисбонн, известный в Палестине католич. благотворитель и храмоздатель, посоветовал ей купить на Е. г. этот участок земли. 11 лет княгиня частями выкупала 6 га земли. В 1868-1870 гг. на этом участке велись раскопки (под рук. известного археолога франц. консула в Иерусалиме Ш. Клермона-Ганно) в поисках развалин Елеоны. В 1870-1872 гг. были осуществлены основные постройки: мемориал в виде внутреннего двора средневек. мон-ря, посвященный молитве «Отче наш» (его проектирование было поручено молодому архит. Ж. Леконту дю Нуи, причем в качестве образца для подражания заказчицей было указано кладбище Кампосанто в Пизе), и монастырский комплекс, построенный в др. стиле неизвестным архитектором, предположительно Ж. Гиймо, зодчим неск. иерусалимских построек. Мон-рь был освящен лат. Иерусалимским патриархом Викентием Бракко 18 июня 1874 г. Завершает ансамбль колокольня, ставшая одной из архитектурных доминант Е. г. (1886). В 1856-1874 гг., пока мон-рь обустраивался и украшался, кнг. де ла Тур д’Овернь жила рядом, в просторном доме, где было много картин, книг, археологических раритетов. В 1872 г. ее посетил прибывший с паломниками в Иерусалим вел. кн. Николай Николаевич Старший ( Скалон. 2007. С. 144). Она завещала похоронить себя в этом мон-ре, в построенном мавзолее в конце юж. галереи клуатра. Но княгиня умерла во Флоренции, и только в 1957 г. ее останки были перенесены на Е. г. На верхней плите саркофага помещена мраморная статуя, изображающая кнг. де ла Тур д’Овернь на смертном одре, работы франц. скульптора Ж. О. Барра.

Намерение франц. правительства после первой мировой войны построить здесь храм, посвященный Св. Сердцу Иисусову (аналог парижского собора Сакре-Кёр на Монмартре), не осуществилось, от этого проекта остались алтарный камень и кафедра под открытым небом (1927). На склоне Е. г., по дороге из Виффагии вниз, в Гефсиманию, рядом с совр. обзорной площадкой, расположен участок земли под названием Карм-эль-Хараб, приобретенный у местных арабов архим. Антонином (Капустиным) в 1883 г. По преданию, здесь находятся гробницы пророков Аггея, Захарии и Малахии из числа 12 малых пророков, памятник известен с XIV в. В отношении, направленном 18 нояб. 1886 г. консулу в Иерусалиме Д. Н. Бухарову, архимандрит писал, что «такого же рода (т. е. имеющее археологический характер.- Авт. ) приобретение мое, датируемое 1883 годом, составляет могильная пещера на западном склоне горы Елеонской, известная у гидов под кличкою «Гробов Пророческих», не имеющею смысла, и приурочиваемая археологами к памятникам языческого культа первых населителей места» (Россия в Св. Земле. Т. 2. С. 208). В 1890 г. памятник был исследован археологом-августинцем Л. Ю. Венсаном (см.: Гробница пророков. 1901. С. 142-152).

Лестница от входа ведет в круглый зал (8,5 м диаметром), от него на север, восток и юг отходит 3 коридора (9-12 м длиной), соединенные 2 большими полудугами, внешняя из к-рых является погребальной камерой с 26 локулами на внешней стене (см. план: Murphy-O’Connor. 1998. P. 124. Fig. 36). Совр. археологи относят этот лабиринт к I-V вв. по Р. Х., коккимы (погребальные ниши) датируются доадриановским временем, а многочисленные граффити на стенах сообщают, что здесь похоронены христиане из Сирии или Месопотамии, бывшие, очевидно, на поклонении в Иерусалиме. Вокруг рус. участка расположено старое евр. кладбище. Возможно, могила одного из пророков находилась неподалеку и дала имя этой древней усыпальнице (Мефодий (Кульман). 1961. С. 71, там же план). После смерти архим. Антонина участок был переведен на имя председателя ИППО вел. кн. Сергея Александровича. В 1912 г. членом РДМ иером. Иларионом здесь был построен дом (в наст. время в нем живет арабская семья, охраняющая участок). Участок находится во владении РПЦЗ.

Там же, на юго-зап. склоне Е. г., напротив рус. участка с гробницами пророков, расположен участок Карм-эль-Газаль, или «место Каллистрата», приобретенный архим. Антонином по частям в 1881-1884 гг. Генеральный консул в Иерусалиме А. Г. Яковлев в донесении послу в К-поле И. А. Зиновьеву от 12 июня 1897 г. писал об этом археологическом памятнике: «Здесь о. Антонин нашел хорошо сохранившуюся в виде круга мозаичную надпись на греческом языке, которая сообщает, что под нею погребен преподобный Каллистрат (умер в VI веке). Боясь оспаривания со стороны греков или турок, он прикрыл надпись землею. Здесь, по словам о. Антонина, можно было бы произвести интересные раскопки» (Россия в Св. Земле. Т. 2. С. 244). Теперь участок принадлежит РДМ в Иерусалиме в юрисдикции РПЦЗ. Неск. лет назад была сделана попытка продать землю под евр. кладбище, но сделка была оспорена в судебном порядке. В наст. время участок пустует.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *