Что такое ектения о здравии в православии
Православная Жизнь
Объясняет иерей Андрей Чиженко.
Слово «ектения» в переводе с греческого языка означает «прилежное моление» или «усердное, протяжное моление». В храме можно услышать, как священник или диакон возглашают определенные короткие молитвы, на которые хор отвечает или «Господи помилуй», или троекратное «Господи помилуй» или «Подай Господи».
Ектении бывают нескольких видов:
Великая (мирная) ектения. Она называется так потому, что является, во-первых, самой продолжительной по времени, а во-вторых, выражает всю полноту благ, которые падшее человечество осмеливается просить у Бога. Мирной она называется потому, что начинается словами «Миром Господу помолимся».
Малая ектения – это сокращенный вариант мирной. Она начинается словами «Паки и паки миром Господу помолимся», то есть «Еще и еще миром Господу помолимся».
Сугубая (усиленная) ектения. На прошения священников хор отвечает усиленным троекратным «Господи, помилуй».
Просительная ектения. На ее прошения хор отвечает «Подай, Господи».
Заупокойная ектения произносится на заупокойных службах: погребениях, панихидах, литиях, в определенных местах Божественной литургии.
Ектения об оглашенных, т. е. о тех людях, которые имеют желание креститься и проходят курс христианского образования (оглашения на церковнославянском). Ектения и молитвы об оглашенных всегда следуют в конце Литургии оглашенных, перед началом Литургии верных. На этой части Божественной литургии некрещеный человек не может присутствовать, поэтому Церковь возносит об оглашенных молитвы и перед Херувимской песнью они удаляются из храма.
Схемой любой ектении является прошение священника – иерея или диакона как ходатая перед Господом за народ, обращенное к Богу. Это прошение усиливает хор словами «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Данная звуковая схема является отголоском того, что в древности все прихожане храма пели вышеупомянутые молитвы «Господи, помилуй» или «Подай, Господи» вместе, единодушно от лица всего человечества, прося у Бога тех или иных благ.
Итак, великая (мирная) ектения.
Ею начинается любое богослужение, как-то вечерня, утреня, Литургия. Если вы внимательно вслушаетесь в ее молитвословия, то услышите, что прошения мирной ектении начинаются с просьбы о самых главных духовных благах и заканчиваются просьбами о земном благоденствии. Потому ее прошения похожи на лестницу, ведущую с неба на землю, где каждое молитвословие определенная ступенька.
Начало же «Миром Господу помолимся» двояко. С одной стороны, оно символизирует мир как полноту православного человечества, пребывающего в Церкви, с другой – мир душевный как особый молитвенный настрой.
Каждая ектения завершается священническим возгласом, в котором тем или иным образом священник благодарит Господа за его благодеяния по отношению к человечеству. Если прошения ектении может произносить диакон, то возглас – только иерей или архиерей.
И в этой конструкции ектении мы видим образ устройства самой Церкви, образ Ее полноты и силы.
В идеале диакон берет благословение у священника, который литургически, в богослужебном смысле прообразует собой Христа. Т. е. сам Бог благословляет диакона, а с ним и весь народ православный на молитву. Диакон выходит на амвон и поднимает правую руку с орарем вверх. Часто диакона называют «режиссером» или «дирижером» службы, потому что он настраивает людей на молитву, словно камертон. Итак, диакон, стоя лицом к алтарю воздевает руку с орарем вверх. Почему священнослужитель стоит лицом к алтарю? Потому что он устремлен к Богу, и в данном случае он ходатай за народ перед Ним. Почему рука воздета вверх? Потому что сердце возведено горе. И диакон показывает, что мы душевно и умственно должны покинуть землю и устремить свое внимание в небеса, в молитву – к Богу. На каждое диаконское прошение хор от лица всего народа отвечает «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Это символ того, что вся человеческая христианская вселенная в данный миг молится – вся полнота земной Церкви.
Завершает ектению возглас священника, который уже сугубо перед Престолом Божиим ходатайствует за народ о всех тех духовных и материальных благах, которые люди просят у своего Творца. Он возводит ектению на еще более высокий уровень – уровень ангельский, уровень благодарения и славословия Святой Троицы. Именно оно – ядро каждого священнического возгласа. Хор же от лица всех молящихся отвечает «Аминь», что переводится с еврейского языка «да будет так», «истинно так». Этим подтверждается тот факт, что все верующие в данной молитве единодушны со священником и словно бы являются Единой душой, устремленной к Богу – Его Возлюбленной Святой Соборной и Апостольской Церковью.
Тюльганское благочиние
церковь-тюльган.рф
Свежие записи
Ектения
«Ектеньи – молитвы совершенно особого характера. Они рассчитаны на возможно меньшее утомление внимания, на постоянное возбуждение его. Ввиду этого цельная молитва делится на ряд кратких отрывочных прошений, которые прерываются пением еще более кратких молитвенных восклицаний «Господи, помилуй», «Подай, Господи».
Название этой молитвы «ектения», εκτενή – напряженное, прилежное моление, в греческих богослужебных книгах, впрочем, усвояется только так называемой у нас «сугубой ектении»; ектения же вообще называется там συναπτή (подразумевается ευχή) – составная молитва. Название ектеньи усвоено этого рода молитвам потому, что они являются особенно усердными молитвами, возносимыми от всех верующих. С целью привлечения к участию в них всех они произносятся не священником, лицом, по первоначальному обычаю, преклонного возраста («пресвитер»), а диаконом, почему ектения в древних памятниках богослужения называлась τα διακονικά, «диаконства».
Ввиду же того, что диакон не является священнодействующим лицом в собственном смысле, ектения составляется не в собственно молитвенных выражениях, а в выражениях, приглашающих к молитве и указывающих предметы ее. Но по временам (на великой ектении в конце, в последнем прошении, а на сугубой и просительной в начале) это приглашение к молитве возвышается до настоящей молитвы («Заступи, спаси…», «Помилуй нас, Боже…»)».
Диакон Сергий Полиданов произносит Великую Ектению на праздничном богослужении
Во время Богослужения мы часто слышим ряд молитвенных прошений, произносимых протяжно, медленно, возглашаемых диаконом или священником от лица всех молящихся. После каждого прошения хор поет: «Господи, помилуй!» или «Подай, Господи». Это так называемые ектении, от греческого наречия ектенос – «усердно».
Виды ектеньи
Ектеньи разделяются на несколько видов:
Великая ектения
Великая ектения состоит из 12 прошений или отделов.
Это значит; Призовем на наше молитвенное собрание мир Божий, или благословение Божие и под сению лица Божия, с миром и любовью к нам обращаемого, приступим к молениям о наших нуждах. Равным образом и молиться будем в мире, простивши взаимные обиды (Мф.5:23–24).
«Мир свышний» – это мир земли с небом, примирение человека с Богом или получение от Бога прощения в грехах чрез Господа нашего Иисуса Христа. Плодом же прощения грехов или примирения с Богом, служит спасение наших душ, о чем мы также молимся во втором прошении Великой ектении.
В третьем прошении мы молимся не только о согласной и дружной жизни между людьми на земле, не только о мире всей вселенной, но и мире, более широком и более глубоком, это: мир и согласие (гармония) во всем мире, в полноте всех Божиих творений (неба и земли, моря и «вся яже в них», ангелов и человек, живых и умерших).
Благоговение и страх Божий выражаются в молитвенном настроении, в отложении житейских попечений, в очищении сердца от вражды и зависти. С внешней стороны благоговение выражается в телесной чистоте, в приличной одежде и в воздержании от разговоров и озираний по сторонам.
Молиться о Святом Храме, значит просить Бога, чтобы не отступал никогда Он от храма своею благодатию; но сохранил от осквернения врагами веры, от пожаров, землетрясений, грабителей, чтобы в храме не оскудевали средства для поддержания его в цветущем состоянии.
Храм именуется святым по святости священных действий, в нем совершаемых и по благодатному присутствию в нем Бога, со времени освящения. Но не для всякого доступна благодать, в храме пребывающая, а только для вступающих в него с верою, благоговением и страхом Божиим.
Мы молимся не только о своем городе, но о всяком другом городе и стране, и о жителях их (потому что по христианскому братолюбию, мы должны молиться не только о себе, но и о всех людях).
В этом прошении мы просим Господа даровать нам хлеб насущный, то есть все необходимое для нашей земной жизни. Просим благоприятной погоды для произрастания хлебов, а также мирного времени.
В этом прошении Св. Церковь приглашает нас молиться не только о присутствующих, но и об отсутствующих: 1) находящихся в дороге (плавающих, путешествующих), 2) болящих, недугующих (то есть хворых и слабых по телу вообще) и страждущих (то есть прикованных к одру опасной болезнью) и 3) о находящихся в плену.
В этом прошении мы просим Господа избавить нас от всякой скорби, гнева и нужды, то есть от горя, бедствий и невыносимого стеснения.
В этом прошении мы молим Господа оградить нас, сохранить и помиловать чрез Его милость и благодать.
Матерь Божию мы потому постоянно призываем в ектениях, что Она служит нашей Заступницей и Ходатайницей перед Господом. После обращения за помощью к Матери Божией Св. Церковь советует себя, друг друга и всю жизнь нашу поручить Господу.
Великая ектения иначе называется «мирною» (потому что в ней часто испрашивается людям мир).
В древности ектеньи были сплошными молитвами по форме и общими молитвами всех присутствующих во храме, доказательством чего и является, между прочим, слова «Господи помилуй», следующие за возглашениями диакона.
Сугубая ектения
Вторая ектения называется «сугубой», то есть усиленною, потому что на каждое прошение, произносимое диаконом, певчие отвечают тройным «Господи помилуй». Сугубые ектеньи состоят из следующих прошений:
Просительная ектения
Просительные ектеньи состоит из ряда прошений, оканчивающихся словами «у Господа просим», на которые певчие отвечают словами: «подай Господи». Читается просительная ектения так:
Совершим (или дополним) нашу молитву к Господу.
Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Испросим у Господа, чтобы нам этот день (или вечер) провести целесообразно, свято, мирно и безгрешно.
Испросим у Господа Св. Ангела, который является верным наставником и хранителем души нашей и тела.
Испросим у Господа прощения и оставления грехов (тяжких) и прегрешений (легких) наших.
Испросим у Господа всего полезного и доброго нашим душам, спокойствия всем людям и всему миру.
Испросим у Господа, чтобы оставшееся время нашей жизни мы прожили в мире и спокойной совести.
Испросим у Господа, чтобы кончина наша была бы христианской, то есть с исповедью и Причащением Св. Тайн, безболезненной, непостыдной и мирной, то есть чтобы мы перед кончиной помирились со своими близкими. Испросим доброго и безбоязненного ответа на Страшном Суде.
Малая ектения
Малые ектеньи представляет собой сокращение великой ектении и заключает только следующие прошения:
Иногда к этим прошениям великой, сугубой, малой и просительной ектений присоединяются еще другие, составленные по специальному поводу, например, по случаю погребения или поминовения усопших, по случаю освящения воды, начала учения, наступления Нового Года.
Эти ектений с дополнительными «изменяющимися прошениями» содержатся в особой книге для молебных пении.
Заупокойная ектения
а) Великая:
б) Малая
в) Тройная заупокойная ектения
Малая и тройная ектеньи состоят из трех прошений, в которых повторяются мысли великой ектении.
Ектения об оглашенных
Ектения о выходе оглашенных
Ели́цы оглаше́нии, изыди́те; оглаше́ннии, изыди́те; ели́цы оглаше́ннии, изыди́те. Да никто́ от оглаше́нных, ели́цы ве́рнии, па́ки и па́ки ми́ром Го́споду помо́лимся.
Сугубая молитва о здравии – что это такое
Молитва о здравии
Сугубая молитва о здравии – что это такое? Чтобы найти ответ на этот вопрос, необходимо разобраться в значении православной молитвы. Она представляет собой искреннее обращение к Богу, совершаемое с верой и смирением, с осознанием собственной греховности и покаянием. Но в то же время с надеждой на милость Господа и преклонением перед Его волей.
Молитва устанавливает между человеком и Богом благодатную связь. Она помогает нам не только в спасении души, но и в преодолении житейских трудностей. Так, сугубая молитва о здравии — просьба к Богу об укреплении здоровья, о покровительстве в нашей земной жизни. Православным христианам можно и нужно молиться о здоровье. Святой преподобный Нил Синайский наставлял:
«В болезнях, прежде врачей и лекарств, пользуйся молитвой».
В то же время необходимо помнить, что болезни – испытания, посылаемые Богом для нашей духовной пользы. Либо они — следствия наших собственных грехов. Поэтому преодолевать их нужно со смирением и благодарением. Святитель Тихон Задонский в труде «Об истинном христианстве» отмечает:
«Болезнь хотя и расслабляет тело, но укрепляет душу… Человек научается смирению, терпению, памяти смертной и от нее усердному покаянию, молитве, презрению мира и мирской суеты… Болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления греховного и не позволяет страстям зарождаться в нас».
Сугубая молитва о здравии – что это такое?
Сугубая молитва – что это? Слово «сугубая» – означает то же, что и «удвоенная», «усиленная». К такой молитве православный христианин прибегает в конкретных жизненных ситуациях. Так, о здравии человека принято молиться даже, если он здоров. Сугубая молитва о здравии — специальная усиленная просьба к Богу о выздоровлении болящего.
Прилагательное «сугубая» не означает, что такая молитва более эффективна, чем обычная. Оно лишь указывает на усердный характер прошения в конкретной ситуации. Плоды принесёт любая молитва, творимая с верой и покаянием.
Церковное сугубое поминовение христиан совершается священником во время Божественной литургии. Записки с сугубыми прошениями принимаются заранее в свечной лавке храма. Следует помнить, что любое церковное поминовение возможно лишь в отношении крещёных православных христиан.
Записки с прошениями передаются в алтарь ко священнику. Первое сугубое поминовение он совершает на проскомидии (греч. «приношение»). Так называется первая часть литургии. В это время священник, поминая членов Церкви, приготовляет из хлеба и вина основу для Евхаристии. Позже усердное молитвенное прошение о христианах повторяется в середине литургии, на сугубой ектении.
Слово «ектения» переводится с греческого как «протяжное» (моление). В богослужении так называется последовательность различных молитвенных обращений. Они произносятся диаконом (или священником) при участии хора. По содержанию и продолжительности различают великую, сугубую, просительную и малую ектении. В сугубой ектении каждому прошению сопутствует троекратный возглас хора (и всех присутствующих в храме) «Господи, помилуй».
Как ещё сугубо молиться о здравии
Сугубая молитва о здравии также совершается в частном богослужении (на молебне) и индивидуально дома. Христиане молятся о здравии, самостоятельно читая канон или молитвы о болящем.
О здоровье можно молиться Господу, Богородице, ангелам, святым. Однако традиционно в такой нужде часто обращаются к прославленным в лике святых целителям и врачам. Среди них, например, живший в 3-4 веках великомученик Пантелеймон и выдающийся учёный-хирург 20 века святитель Лука Крымский.
Покровительницей болящих также почитается жившая в 20 веке блаженная Матрона Московская. Она страдала от нескольких тяжких недугов (слепота, паралич ног). Но при этом показала христианам величайший пример смирения перед болезнями. Божьей Матери о здравии традиционно молятся перед Её иконой «Целительница», написанной в честь чудесного выздоровления одного из московских церковнослужителей 18 века.
Наконец, сугубая молитва о здравии нередко выражается в молитве по соглашению. Так называется совершаемое группой православных христиан чтение какого-либо молитвенного правила по договорённости в одно и то же время. Основанием для такого вида молитвы считаются Евангельские слова:
«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20).
Обычно по соглашению читаются главы Псалтири или Евангелия. К ним добавляется специальная «молитва по соглашению», а затем формулируется конкретное прошение к Богу. В нашем случае это просьба об исцелении болящего. Молиться подобным образом рекомендуется по благословению священника.
Освящение души и тела в болезнях
Болящий человек особенно нуждается в освящении души и тела, то есть в участии в Церковных Таинствах. Прежде всего, это Соборование (Елеосвящение), Исповедь и Причастие. Соборование заключается в помазании болящего освящённым маслом (елеем), а также в призвании Божественной благодати. Она преображает человека, помогая ему очиститься от духовной и телесной скверны. Таинство Соборования уходит своими корнями в Евангельское предание:
«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15).
В Таинстве Исповеди человек выражает пред Богом искреннее раскаяние в своих грехах и твёрдое намерение трудиться над спасением души. Священник при этом выступает свидетелем, посредником. Господь прощает раскаявшегося грешника и дарует ему силы для борьбы с грехом. Преподобный Ефрем Сирин учит:
«Исповедь во грехах служит к уничтожению прегрешений. Бог хочет услышать от нас грехи наши не потому, что не знает их, напротив того, Ему угодно, чтобы мы чрез исповедь пришли в сознание своих грехопадений» («Творения»).
Евхаристия (Причастие) – это приобщение ко Господу, наполнение человека Христом через вкушение Его Тела и Крови (в виде хлеба и вина):
«Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает и Я в нем» (Ин. 6:56).
Через Причастие происходит исцеление падшей человеческой природы от гибельной болезни греха. Это восстановление нашего первозданного естества и разжигание в нём огня Божественной любви. В молитве ко Причащению прямо говорится, что оно совершается «во исцеление души и тела».
Церковные Таинства не всегда приводят к полному избавлению от телесных болезней. Ведь главная их цель несравнимо важнее – соединение человека с Богом. В то же время напитанная Его благодатью душа непременно обретает силы для перенесения недуга и смиренное понимание пользы болезни для очищения души.
Молитвы о здравии
Молитва об исцелении больного
О Премилосердный Боже, Отче, Сыне и Святый Душе, в Нераздельней Троице покланяемый и славимый, призри благоутробно на раба Твоего (имя), болезнию одержимаго; отпусти ему вся согрешения его; подай ему исцеление от болезни; возврати ему здравие и силы телесные; подай ему долгоденственное и благоденственное житие, мирные Твои и премирные блага, чтобы он вместе с нами приносил благодарные мольбы Тебе, Всещедрому Богу и Создателю нашему.
Пресвятая Богородице, всесильным заступлением Твоим помоги мне умолить Сына Твоего, Бога моего, об исцелении раба Божия (имя).
Все святые и Ангелы Господни, молите Бога о больном рабе Его (имя). Аминь.
Молитва Божьей Матери перед её иконой «Целительница»
Приими, о Всеблагословенная и Всемощная Госпоже Владычице Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе приносимыя от нас, недостойных раб Твоих, ко Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой зде сущей и внемлющей молению нашему.
По коемуждо бо прошению исполнение твориши, скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленныя и недужныя исцеляеши, от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от бед избавлявши, прокаженныя очищаеши и малыя дети милуеши: еще же, Госпоже Владычице Богородице, от уз и темниц свобождаеши и всякия многоразличныя страсти врачуеши: вся бо суть возможна ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пресвятая Богородице!
Не престай молитися о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих Тя, и поклоняющихся со умилением Пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодеве Преславней и Непорочней, ныне и присно и во веки веков Аминь.
Молитва по соглашению
(читается в т.ч. о здравии)
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими: «Аминь глаголю вам, яко аще двое от вас совещаются на земли всякой вещи, ее же аще просите, будете иметь от Отца Моего, Иже на Небесех: где же два или трое собрались во имя Мое, ту есмь Аз посреде их». Непреложны словеса Твоя, Господи, милосердие Твое безприкладно и человеколюбию Твоему несть конца. Сего ради молим Тя: даруй нам, рабам Твоим (имена), согласившимся просить Тя (просьба), исполнения нашего прошения. Но обаче не якоже мы хотим, но якоже Ты. Да будет во веки воля Твоя. Аминь.
Молитва великомученику и целителю Пантелеимону
Святый великомучениче и целителю Пантелеимоне, Бога милостиваго подражателю! Призри благосердием и услыши нас, грешных, пред святою твоей иконою усердне молящихся. Испроси нам у Господа Бога, Емуже со Ангелы предстоиши на небеси, оставление грехов и прегрешений наших: исцели болезни душевныя же и телесныя рабов Божиих, ныне поминаемых, зде предстоящих и всех христиан православных, к твоему заступлению притекающих: cе бо мы, по грехом нашим люте одержимы есмы многими недуги и не имамы помощи и утешения: к тебе же прибегаем, яко дадеся ти благодать молитися за ны и целити всяк недуг и всяку болезнь; даруй убо всем нам святыми молитвами твоими здравие и благомощие души и тела, преспеяние веры и благочестия и вся к житию временному и ко спасению потребная, яко да, сподобившися тобою великих и богатых милостей, прославим тя и Подателя всех благ, дивнаго во святых, Бога нашего, Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Молитва святителю Луке Крымскому
О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов! Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чадо отца молилм тя всеусердно: услыши нас грешных и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбцу Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли.
Испроси у Христа Бога нашего да утвердит во святей своей Православней Церкви дух правыя веры и благочестия: пастырям ея да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабыя и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противная обличати.
Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная. Градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление. Скopбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление.
Подаждь нам всем твое архипастырское и святое благословение, да тобою осеняеми избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов. Даруй нам богоугодно прейти поприще временной жизни, настави нас на путь ведущий в селения праведных, избави нас воздушных мытарств и моли о нас всесильнаго Бога, да в вечней жизни с тобою непрестанно славим Отца и Сына и Святаго Духа, Емуже подобает всякая сладва, честь и держдва во веки веков. Аминь.
Молитва блаженной Матроне Московской
О блаженная мати Матроно, услыши и приими ныне нас, грешных, молящихся тебе, навыкшая во всем житии твоем приимати и выслушивати всех страждущих и скорбящих, с верою и надеждою к твоему заступлению и помощи прибегающих, скорое поможение и чудесное исцеление всем подавающи; да не оскудеет и ныне милосердие твое к нам, недостойным, мятущимся в многосуетнем мире сем и нигдеже обретающим утешения и сострадания в скорбех душевных и помощи в болезнех телесных: исцели болезни наша, избави от искушений и мучительства диавола, страстно воюющаго, помози донести житейский свой Крест, снести вся тяготы жития и не потеряти в нем образ Божий, веру православную до конца дней наших сохранити, упование и надежду на Бога крепкую имети и нелицемерную любовь к ближним; помози нам по отшествии из жития сего достигнути Царствия Небеснаго со всеми угодившими Богу, прославляюще милосердие и благость Отца Небеснаго, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.