Что такое дзш в электрике

13-2. Дифференциальная защита шин

а) Принцип действия

Что такое дзш в электрике. Смотреть фото Что такое дзш в электрике. Смотреть картинку Что такое дзш в электрике. Картинка про Что такое дзш в электрике. Фото Что такое дзш в электрике

При коротком замыкании на шинах в зоне действия защиты шин по всем линиям ток подтекает к месту к. з., в реле проходит сумма токов, под действием которой оно срабатывает (рис. 13-2, а):

Что такое дзш в электрике. Смотреть фото Что такое дзш в электрике. Смотреть картинку Что такое дзш в электрике. Картинка про Что такое дзш в электрике. Фото Что такое дзш в электрике

При внешнем к. з. на одной из линий (рис. 13-2, б) сумма токов, подтекающих к шинам по двум линиям, равна току, оттекающему от шин по поврежденной линии. Сумма токов равна нулю, и реле не действует:

Что такое дзш в электрике. Смотреть фото Что такое дзш в электрике. Смотреть картинку Что такое дзш в электрике. Картинка про Что такое дзш в электрике. Фото Что такое дзш в электрике

На самом деле при внешнем к. з. в реле проходит ток небаланса, обусловленный разной погрешностью трансформаторов тока, включенных в схему защиты: Что такое дзш в электрике. Смотреть фото Что такое дзш в электрике. Смотреть картинку Что такое дзш в электрике. Картинка про Что такое дзш в электрике. Фото Что такое дзш в электрикеЧто такое дзш в электрике. Смотреть фото Что такое дзш в электрике. Смотреть картинку Что такое дзш в электрике. Картинка про Что такое дзш в электрике. Фото Что такое дзш в электрике

Что такое дзш в электрике. Смотреть фото Что такое дзш в электрике. Смотреть картинку Что такое дзш в электрике. Картинка про Что такое дзш в электрике. Фото Что такое дзш в электрике

В отличие от продольной дифференциальной защиты генератора ток небаланса в дифференциальной защите шин определяется не только и не столько различием характеристик трансформаторов тока, но главным образом различием нагрузки на трансформаторы тока поврежденного и неповрежденных присоединений, определенных разными величинами проходящих по ним токов. На рис. 13-3 приведена характеристика намагничивания Е2 = f (Iнам), которая принята одинаковой для всех трансформаторов тока.

На трансформаторах тока неповрежденных присоединений, через каждый из которых проходит только часть тока к. з., Е2 сравнительно невелика; невелики и обусловленные ими токи намагничивания I2нам и I3нам. На поврежденном же присоединении, трансформаторы тока которого обтекаются полным током к. з., Е2 велико. Большое значение имеет и ток намагничивания I1нам. В результате ток небаланса может достичь очень большой величины.

Очевидно, что разница между величинами Е2 для трансформаторов тока, установленных на поврежденном и неповрежденных присоединениях, будет увеличиваться с увеличением числа присоединений. Особенно большой ток небаланса может возникнуть, если трансформатор тока поврежденного элемента при внешнем к. з. будет работать в насыщенной части характеристики намагничивания, как показано на рис. 13-3.

Для уменьшения тока небаланса в реле дифференциальной защиты шин, что требуется для повышения ее чувствительности, необходимо:

применять трансформаторы тока с высокими характеристиками намагничивания, наилучшие характеристики имеют трансформаторы тока класса Д, которые обычно и используются в схемах дифференциальных защит шин;

уменьшать вторичные токи за счет увеличения коэффициента трансформации трансформаторов тока;

уменьшать нагрузку на трансформаторы тока путем увеличения сечения и сокращения длины соединительных проводов токовых цепей.

Опыт эксплуатации показывает, что наиболее эффективным средством для повышения надежности дифференциальных защит шин является использование трансформаторов тока с вторичным номинальным током 1 А.

В настоящее время разработаны схемы более совершенных дифференциальных защит шин с торможением и дифференциально-фазная защита, основанная на сравнении фаз токов. Эти защиты обеспечивают лучшую отстройку от токов небаланса при внешних к.з. и могут применяться, когда простая дифференциальная токовая защита шин не проходит из-за больших погрешностей трансформаторов тока при внешних к. з.

б) Схема дифференциальной защиты шин для подстанций с одной рабочей и одной резервной системами шин

Наиболее проста схема дифференциальной защиты шин для подстанций, работающих нормально на одной системе шин (рис. 13-4). Вторая система шин находится в резерве, без напряжения. В схему дифференциальной защиты шин 110—500 кВ входят три токовых реле Т типа РНТ, каждое из которых включено на разность токов трансформаторов тока одноименных фаз всех присоединений подстанции. Для подстанций 35 кВ применяется аналогичная схема, но с двумя токовыми реле и двумя трансформаторами тока на каждое присоединение.

Использование в схеме защиты шин реле с быстронасы-щающимися трансформаторами, так же как и в схемах дифференциальных защит генераторов и трансформаторов, позволяет лучше отстроиться от токов небаланса и предотвратить излишнее срабатывание защиты при внешних коротких замыканиях. Реле Т, срабатывая при коротком замыкании в зоне защиты, подают плюс па обмотки промежуточных реле П1 и П2, первое из которых отключает все присоединения, а второе — шиносоединительный выключатель.

Что такое дзш в электрике. Смотреть фото Что такое дзш в электрике. Смотреть картинку Что такое дзш в электрике. Картинка про Что такое дзш в электрике. Фото Что такое дзш в электрике

Трансформаторы тока шиносоединительного выключателя нормально не подключены к токовым цепям дифференциальной защиты шин. Сделано это для того, чтобы при подаче напряжения на резервную систему шин включением шиносоединителыюго выключателя во время опробования она оказалась бы в зоне защиты. Благодаря этому будет обеспечено быстрое отключение повреждения. При этом, однако, целесообразно отключить только шиносоединительный выключатель, сохранив в работе неповрежденную рабочую систему шин. В рассматриваемой схеме это обеспечивается с помощью размыкающего контакта дополнительного блокирующего реле П3, включенного в цепь обмотки промежуточного реле П1. Реле П3 срабатывает при подаче импульса, от ключа управления на включение шиносоеди-нительного выключателя и размыкает цепь обмотки П1. Если при этом подействует дифференциальная защита шин вследствие включения на поврежденную резервную систему шин, произойдет отключение только шиносоединительного выключателя от реле П2, так как цепь обмотки реле П1 будет разомкнута контактом П3. После включения шиносоединительного выключателя и возврата ключа управления реле П3 вернется, восстанавливая цепь обмотки П1.

Для того чтобы предотвратить ненужный вывод защиты при многократном опробовании выведенного в ремонт шиносоединительного выключателя, предусмотрена накладка Н2 шунтирующая контакт реле П3. В качестве П3 обычно используется реле типа РЭ-500, имеющее замедление на возврат порядка 1—2 с.

Если шиносоединительный выключатель будет включен длительно в работу при использовании его вместо ремонтируемого выключателя одного из присоединений, его токовые цепи подключаются к токовым цепям дифференциальной защиты шин с помощью испытательного блока.

Как известно, обрыв токовых цепей одного из плеч дифференциальной защиты влечет за собой нарушение баланса токов и появление большого тока в реле. При этом защита может подействовать ложно либо сразу, если ток ее срабатывания не отстроен от тока нагрузки присоединения, на котором произошло нарушение токовых цепей, либо впоследствии при внешнем коротком замыкании. Вследствие большой ответственности дифференциальной защиты шин, ложное срабатывание которой влечет за собой отключение большого числа присоединений, в схеме защиты предусмотрена блокировка, осуществляющая вывод ее из действия в случае неисправности токовых цепей.

В рассматриваемой схеме эта блокировка осуществляется с помощью токового реле нулевой последовательности Т0, включенного в нулевой провод токовых цепей защиты. В случае обрыва провода одной из фаз плеча любого из присоединений несбалансированный ток этой фазы,’пройдя через соответствующее реле защиты, замкнется через нулевой провод и вызовет срабатывание реле Т0, которое подаст плюс на обмотку реле времени В; последнее, доработав, подаст плюс на обмотку промежуточного реле П4. Это реле самоудерживается через свой замыкающий контакт, а размыкающими контактами снимает плюс с контактов токовых реле Т, выводя защиту из действия. Возврат блокировки в исходное положение осуществляется с помощью кнопки КH1.

Кроме токового реле Т0, для контроля за исправностью токовых цепей предусмотрен миллиамперметр mA, установленный в нулевом проводе защиты. Нормально обмотка этого прибора зашунтирована кнопкой КH2, которая размыкается при производстве замеров. Эти замеры раз в смену производит оперативный персонал, проверяющий, что показание прибора, измеряющего ток небаланса, не превышает допустимой величины.

Что такое дзш в электрике. Смотреть фото Что такое дзш в электрике. Смотреть картинку Что такое дзш в электрике. Картинка про Что такое дзш в электрике. Фото Что такое дзш в электрике

В ряде случаев применение чувствительного токового реле нулевой последовательности затруднено вследствие его недостаточной термической устойчивости к токам, которые могут длительно проходить через нулевой провод защиты при обрыве фазы одного из плеч токовых цепей. При этом может быть применена схема, приведенная на рис. 13-5, в которой обмотка реле Т0 после того, как доработает реле времени и выведет защиту из действия, шунтируется контактом промежуточного реле П5 типа РП-341.

Рассмотренная схема блокировки защиты при неисправности токовых цепей (рис. 13-4 и 13-5) имеет недостаток, заключающийся в том, что она работает лишь при нарушении одного или двух проводов данного плеча защиты. В случае же, если цепь данного плеча будет нарушена полностью, т. е. будут отсутствовать все три фазы, блокировка не подействует вследствие отсутствия тока в нулевом проводе.

Для исключения этого недостатка в последнее время в качестве пускового реле, фиксирующего неисправность токовых цепей, используют трехфазное токовое реле типа РТ-40/Р, каждая обмотка которого включается последовательно с обмоткой реле защиты шин. Эта блокировка будет срабатывать при любом нарушении одного из плеч токовых цепей.

В цепях обмоток токовых реле дифференциальной защиты шин целесообразно устанавливать испытательные блоки, что позволяет упростить операцию по измерению тока небаланса в реле, осуществляемую при проверке защиты током нагрузки.

в) Особенности выполнения защиты на подстанциях с двумя рабочими системами шин

На подстанциях, работающих нормально на двух системах шин с двумя выключателями на присоединение (полуторная схема, схема с двумя выключателями на лилию), для каждой системы шин предусматривается отдельная дифференциальная защита шин по схеме, аналогичной рис. 13-1. При коротком замыкании на одной системе шин сработает только одна из защит и отключит все выключатели, подключенные к поврежденной системе шин. Защита второй, неповрежденной системы шин при этом не сработает. Существенные особенности имеет дифференциальная защита шин подстанций с двумя рабочими системами шин при фиксированном распределении элементов по системам шин. В этой схеме коммутации каждое присоединение, имеющее один выключатель и два разъединителя, подключается, или, иначе говоря, фиксируется, на определенной системе шин. В процессе эксплуатации фиксация может изменяться, любое присоединение может быть переключено на другую систему шин. Для того чтобы при новом распределении элементов по системам шин обеспечить правильное действие защиты шин, персонал службы защиты должен произвести переключения в токовых и оперативных цепях защиты. Временно же до осуществления этих переключений защита каждой системы шин будет неселективной и может подействовать неправильно при к. з. на другой системе шин. С учетом этих особенностей дифференциальная защита шин подстанции с двумя рабочими системами шин при фиксированном распределении присоединений осуществляется с тремя комплектами реле РНТ (рис. 13-6): два индивидуальных комплекта Т1 и Т2 для каждой системы шин, включенные на сумму токов присоединений каждой системы шин; суммарный комплект Т3 для защиты обеих систем шин при нарушении фиксации, включенный на сумму токов всех присоединений обеих систем шин подстанции.

Что такое дзш в электрике. Смотреть фото Что такое дзш в электрике. Смотреть картинку Что такое дзш в электрике. Картинка про Что такое дзш в электрике. Фото Что такое дзш в электрике

В нормальном режиме работы подстанции при фиксированном распределении присоединений все три комплекта токовых реле находятся в работе, плюс на контакты индивидуальных комплектов Т1 и T2 подается через замыкающие контакты реле суммарного комплекта Т3. При внешнем коротком замыкании ни одно из реле дифференциальной защиты не должно сработать. При к. з. на одной из систем шин сработают суммарный комплект и один из индивидуальных комплектов Т1 или Т2, благодаря чему будет отключена поврежденная система шин.

При нарушении фиксации присоединений, как отмечалось выше, индивидуальные комплекты становятся неселективными, и временно до выполнения переключений в цепях оперативного и переменного тока их необходимо вывести из действия. Это осуществляется с помощью рубильника Р1, шунтирующего контакты токовых реле индивидуальных комплектов. При этом в работе сохраняется только суммарный комплект Т3. В случае короткого замыкания во внешней сети дифференциальная защита шин не сработает, так как, несмотря на изменение фиксации присоединений, суммарный комплект остается селективным, поскольку к нему подключены токовые цепи всех присоединений обеих систем шин. При к. з. на любой из систем шин суммарный комплект подействует на отключение всех присоединений обеих систем шин.

Для уменьшения нагрузки на трансформаторы тока и снижения тока небаланса при внешних к. з. при работе с нарушенной фиксацией целесообразно также объединить вторичные цепи всех трансформаторов тока с помощью рубильника Р2, устанавливаемого в распределительном устройстве. Замкнутое положение обоих рубильников сигнализируется.

В схемах подстанций с двумя рабочими системами шин при одном выключателе на присоединение обычно предусматриваются специальная резервная обходная система шин и обходной выключатель, который вводится в работу для замены выводимого в ремонт рабочего выключателя любого присоединения. Токовые цепи обходного выключателя нормально отключены и подключаются к одному из индивидуальных комплектов защиты шин при вводе его в работу.

В схеме, приведенной на рис. 13-6, трансформаторы тока установлены только с одной стороны шиносоединителыюго выключателя, а именно со стороны II системы шин. При таком расположении трансформаторов тока в случае короткого замыкания между ними и шиносоединительным выключателем сработает первый индивидуальный комплект дифференциальной защиты шин и отключит шиносоединительный выключатель и все присоединения I системы шин. Это, однако, не приведет к ликвидации короткого замыкания, которое останется связанным с II системой шин. Второй индивидуальный комплект защиты шин при этом повреждении не сработает, так как оно расположено вне зоны его действия. Ликвидация короткого замыкания при рассматриваемом повреждении возлагается обычно на специальное устройство, так называемое устройство резервирования отказа выключателя (УРОВ), которое в данном случае подействует и спустя выдержку времени 0,3—0,5 с даст импульс на отключение всех присоединений II системы шин [Л. 5].

г) Осуществление чувствительного комплекта защиты шин для действия при опробовании поврежденной системы

При подаче от одного из присоединений напряжения на поврежденную систему шин вручную или после действия АПВ ток к. з. будет значительно меньше, чем при повреждении, возникающем на шинах в полной схеме. Если чувствительность защиты шин при этом оказывается недостаточной, применяется специальный чувствительный комплект, который вводится в работу кратковременно при подаче напряжения от одного из присоединений.

д) Особенности выполнения токовых цепей защиты при наличии на подстанции трансформаторов тока с разными коэффициентами трансформации

В ряде случаев на подстанции устанавливаются трансформаторы тока с разными коэффициентами трансформации. Так, например, на понизительной подстанции коэффициент трансформации трансформаторов тока, установленных в цепи мощных автотрансформаторов, в 2—3 раза превышает коэффициент трансформации трансформаторов тока, установленных на линии. Обычно число разных коэффициентов трансформации трансформаторов тока на подстанции не превышает двух.

Что такое дзш в электрике. Смотреть фото Что такое дзш в электрике. Смотреть картинку Что такое дзш в электрике. Картинка про Что такое дзш в электрике. Фото Что такое дзш в электрике

Для компенсации разности вторичных токов при этом используется специальная схема включения токовых реле типа РНТ-567, показанная на рис. 13-7. Токовые цепи от трансформаторов тока с одинаковым коэффициентом трансформации, как показано на рис. 13-7, собираются вместе и подводятся к соответствующим обмоткам реле РНТ-567.

При этом реле индивидуальных и суммарного комплектов включены по-разному. В реле индивидуальных комплектов токовые цепи от каждой группы трансформаторов тока с одинаковыми коэффициентами трансформации подключаются к своей обмотке. Число витков этих обмоток выбирается таким образом, чтобы в нормальном режиме, а также при внешнем коротком замыкании суммарная намагничивающая сила в реле равнялась нулю. В реле суммарного комплекта токовые цепи подводятся так, что по одной обмотке проходит ток от группы трансформаторов тока с большим коэффициентом трансформации, а по другой — разность токов групп трансформаторов тока с разными коэффициентами трансформации.

Такое включение обмоток реле суммарного комплекта [Л. 75] обеспечивает лучшие условия по термической устойчивости, благодаря чему предотвращается перегрев обмоток реле при нарушении токовых цепей одного из плеч или одной из групп трансформаторов тока.

Контроль исправности токовых цепей в рассматриваемой схеме может быть выполнен аналогично рис. 13-4 или 13-5 с помощью токового реле нулевой последовательности, включенного в общий нулевой провод. Следует иметь в виду, что при использовании двух групп трансформаторов тока с разными коэффициентами трансформации эта схема имеет недостаток, состоящий в том, что при наличии длительной несимметрии в первичной сети реле Т0 может сработать и вывести дифференциальную защиту шин из действия при исправных токовых цепях.

е) Выбор уставок реле

Ток срабатывания пусковых токовых реле в схеме дифференциальной защиты шин выбирается по двум условиям: отстройки от максимального тока нагрузки наиболее нагруженного присоединения, что необходимо для предотвращения ложного срабатывания дифференциальной защиты шин при обрыве токовых цепей; отстройки от тока небаланса при внешнем к. з.

По первому условию

Что такое дзш в электрике. Смотреть фото Что такое дзш в электрике. Смотреть картинку Что такое дзш в электрике. Картинка про Что такое дзш в электрике. Фото Что такое дзш в электрике

где Что такое дзш в электрике. Смотреть фото Что такое дзш в электрике. Смотреть картинку Что такое дзш в электрике. Картинка про Что такое дзш в электрике. Фото Что такое дзш в электрике—коэффициент надежности, равный 1,2; Iн.макс— максимальный ток нагрузки наиболее нагруженного присоединения.

В схеме с двумя группами трансформаторов тока, имеющих разные коэффициенты трансформации, следует проверить также величину тока, которая будет проходить в реле при обрыве соединительного провода от одной из групп трансформаторов тока. Если этот ток окажется больше максимального тока нагрузки наиболее нагруженного присоединения, его и следует принять для определения тока срабатывания согласно (13-2).

По второму условию

Что такое дзш в электрике. Смотреть фото Что такое дзш в электрике. Смотреть картинку Что такое дзш в электрике. Картинка про Что такое дзш в электрике. Фото Что такое дзш в электрике

Трансформаторы тока, используемые в схеме дифференциальной защиты шин, должны удовлетворять кривым 10%-ной погрешности в соответствии с порядком расчета, изложенным в гл. 6. Тогда

Что такое дзш в электрике. Смотреть фото Что такое дзш в электрике. Смотреть картинку Что такое дзш в электрике. Картинка про Что такое дзш в электрике. Фото Что такое дзш в электрике

где Что такое дзш в электрике. Смотреть фото Что такое дзш в электрике. Смотреть картинку Что такое дзш в электрике. Картинка про Что такое дзш в электрике. Фото Что такое дзш в электрике— коэффициент надежности, равный 1,5; Что такое дзш в электрике. Смотреть фото Что такое дзш в электрике. Смотреть картинку Что такое дзш в электрике. Картинка про Что такое дзш в электрике. Фото Что такое дзш в электрике— коэффициент, учитывающий переходный процесс, при использовании РНТ принимается равным 1; Iк.з.макс — максимальный ток внешнего короткого замыкания, проходящий через трансформатор тока защиты.

Принимается больший из двух токов срабатывания, определенных по формулам (13-2) и (13-3а).

Число витков рабочей обмотки РНТ-567 определяется по следующему выражению:

Что такое дзш в электрике. Смотреть фото Что такое дзш в электрике. Смотреть картинку Что такое дзш в электрике. Картинка про Что такое дзш в электрике. Фото Что такое дзш в электрике

где 100 — намагничивающая сила срабатывания реле РНТ-567; nT. T — коэффициент трансформации трансформаторов тока.

При наличии в схеме подстанции двух групп трансформаторов тока с разными коэффициентами трансформации число витков обмотки РНТ, подключаемой к трансформаторам тока с большим коэффициентом трансформации, определяется по выражению (13-4), а число витков другой обмотки как индивидуальных, так и суммарного комплекта должно удовлетворять условию (13-5):

Что такое дзш в электрике. Смотреть фото Что такое дзш в электрике. Смотреть картинку Что такое дзш в электрике. Картинка про Что такое дзш в электрике. Фото Что такое дзш в электрике

Чувствительность пусковых реле защиты должна проверяться при минимальном токе короткого замыкания на шинах в реальном режиме работы. Коэффициент чувствительности должен быть не меньше 2. В режиме опробования шин коэффициент чувствительности может быть понижен до 1,5. В случае, если коэффициент чувствительности основной защиты шин при опробовании оказывается меньше 1,5, необходимо использовать специальную чувствительную защиту, вводимую на время опробования.

На короткозамкнутой обмотке целесообразно принимать отпайки А — А или сопротивление Rк.з = 10 Oм.

Ток срабатывания токового реле нулевой последовательности, установленного для контроля исправности токовых цепей, принимается минимально возможный. Так, например, при использовании реле типа РТ-40/0,6 ток срабатывания принимается 0,15 А.

Выдержка времени реле времени устройства контроля исправности токовых цепей принимается больше максимальной выдержки времени резервных защит в прилежащей сети.

Токовое реле нулевой последовательности должно быть проверено на термическую устойчивость при использовании схемы на рис. 13-4 на максимальный ток, который может проходить через реле при обрыве провода одного из плеч защиты, а при использовании схемы на рис. 13-5 при токе, равном току срабатывания промежуточного реле П5.

Источник

Особенности выполнения дифференциальной защиты шин

Назначение и принцип действия ДЗШ–110 (220) кВ.

Дифференциальная токовая защита шин 110 (220) кВ (далее ДЗШ) предназначена для отключения без выдержки времени всех видов повреждений, возникающих на системах шин 110 (220) кВ. Защита выполнена на дифференциальных реле, включенных на геометрическую сумму токов трансформаторов тока присоединений 110 (220) кВ.

Принцип действия дифференциальной токовой защиты основан на сравнении величины и фазы токов от ТТ всех присоединений, зафиксированных на данной системе шин. В нормальном режиме и при токах внешних КЗ, геометрическая сумма токов, протекающих через ТТ, близка к нулю (имеется ток небаланса

). При КЗ в защищаемой зоне направление и величина токов изменяются, и в дифференциальном реле возникает ток, достаточный для срабатывания защиты.

В зону действия защиты входят шины 110 (220) кВ и оборудование присоединений 110 (220) кВ, ограниченное ТТ. Для нормальной схемы ОРУ-110 (220) кВ (схема ОВ-110 (220) кВ разобрана разъединителями) ТТ ОВ-110 (220) кВ исключены из схемы ДЗШ, отключение ОВ-110 (220) кВ от ДЗШ выведено накладкой.

Защита состоит из общего пускового и двух избирательных органов. При повреждении в защищаемой зоне любой системы шин срабатывают пусковой орган ДЗШ, а срабатыванием избирательного органа определяется поврежденная СШ-110 (220) кВ, в результате чего защита действует на отключение всех присоединений поврежденной системы шин.

При нарушении фиксации присоединений токи в плечах ДЗШ не балансируются и в избирательных органах протекает повышенный ток небаланса, вследствие чего защита может неправильно выбрать систему шин или отказать в действии. Для обеспечения правильной работы ДЗШ кВ при нарушении фиксации присоединений 110 (220) кВ необходимо избирательные органы выводить из действия. Защита шин в этом случае осуществляется только пусковым органом, который при возникновении повреждения подает импульс на отключение присоединений обеих систем шин. Вывод избирателей при нарушении фиксации производится рубильником Р2 — «ДЗШ без фиксации по оперативным цепям» на панели ДЗШ, рубильником или блоком БИ в шкафу ДЗШ на ОРУ-110 (220) кВ.

Нормально ДЗШ должна быть включена действием на отключение выключателей всех присоединений, по которым на шины может быть подано напряжение. С присоединений, постоянно работающих в тупиковом режиме (за исключением линий с двигательной нагрузкой), действие ДЗШ должно быть снято.

Для обеспечения чувствительности в режиме автоматического опробования системы шин после отключения короткого замыкания на шинах, ДЗШ дополнена чувствительным комплектом дифференциальной защиты шин 110 (220) кВ.

После отключения от ДЗШ выключателей присоединений систем шин, происходит их автоматическое повторное включение, для чего используются имеющиеся на указанных присоединениях устройства АПВ.

АПВ шин осуществляется в порядке, определяемом временем АПВ присоединений.

В ДЗШ имеется чувствительный комплект, нормально выведенный из работы. Чувствительный комплект вводится кратковременно, автоматически при срабатывании ДЗШ для надёжного отключения от ДЗШ первого опробующего шины присоединения при неуспешном АПВ СШ-110 (220) кВ, с запретом АПВ остальных присоединений данной СШ.

В нормальном режиме в токовых цепях реле ДЗШ протекает ток небаланса, который должен контролироваться с помощью миллиамперметра, установленного на панели ДЗШ. Величина тока небаланса не должна превышать 30-50 мА (в зависимости от местных условий может быть снижена до 20 мА).

В ДЗШ имеется устройство автоматического контроля целостности токовых цепей. При неисправностях токовых цепей, вызванных обрывом провода или ошибочном исключении трансформатора тока присоединения из схемы ДЗШ, автоматически с выдержкой времени 10÷20 секунд снимается “плюс” оперативного тока со схемы ДЗШ и выпадает блинкер РУ– «Неисправность токовых цепей ДЗШ», РУ – «Отсутствие оперативного тока ДЗШ» и загорается лампа ЛС – «Блинкер не поднят» на панели ДЗШ, а также загорается сигнальное табло «Неисправность ДЗШ» на панели ЦС.

Для возврата схемы в рабочее состояние после устранения неисправности необходимо нажать кнопку К2 – «Возврат схемы» на панели ДЗШ.

В режиме опробования обходной СШ от ОВ или 1 (2) СШ от ШСВ на ДЗШ должна быть введены накладка «Замедление ДЗШ при включении ОВ» или накладка «Замедление ДЗШ при включении ШСВ» соответственно. Введением этих накладок достигается следующее: при включении ключом управления выключателя (команда «включить») происходит кратковременная (до 1 сек) Замедление действия ДЗШ на отключение выключателей всех присоединений, кроме включаемого ОВ или ШСВ, чем предотвращается обесточение СШ в случае включения на КЗ.

Дифференциальная защита шин

ДЗШ является быстродействующей защитой с абсолютной селективностью, которая охватывает все элементы РУ, присоединенные к секции шин, и действует без замедления при всех видах коротких замыканий (КЗ) на отключение выключателей этих элементов с пуском их УРОВ и запретом их АПВ при неуспешном АПВ шин. По своему принципу действия ДЗШ не срабатывает ложно при внешних КЗ и качаниях.

Современные ДЗШ предусматриваются с дополнительным торможением для отстройки от токов небаланса установившегося и переходного режимов при длительном внешнем КЗ с большой апериодической составляющей.

ДЗШ подключается к отдельным вторичным обмоткам трансформаторов тока (ТТ) таким образом, что бы ее зона действия максимально перекрывалась с зонами действия защит присоединений:

В ДЗШ предусмотрен контроль исправности токовых цепей с действием на сигнализацию и автоматическую блокировку защиты при неисправности. Предусматривается возможность:

В современных терминалах ДЗШ предусматривается программное выравнивание токов плеч и установка промежуточных ТТ не требуется.

ДЗШ имеет в своем составе:

Пусковой орган имеет большую (относительно ЧТО) по величине уставку тока срабатывания и предназначен для отключения секции шин при КЗ на шинах.

ЧТО нормально из работы выведен и вводится в работу в следующих режимах:

В этих режимах к месту КЗ на шинах протекает ток только одного присоединения, и его величина может быть недостаточна для срабатывания пускового органа, а в случае отказа выключателя одного из присоединений – для удерживания пускового органа в сработанном положении для действия УРОВ.

После работы ДЗШ может применятся АПВ шин.

Здесь хотелось бы видеть: Добавить раздел с выбором параметров

Порядок вывода ДЗШ из работы при возникновении неисправности.

ДЗШ выводится из работы в случаях, указанных в п. 2.5 настоящей Инструкции.

При возникновении неисправности ДЗШ оперативный персонал должен:

5.1. Получить разрешение диспетчера на вывод из работы ДЗШ.

5.2. Ввести оперативное ускорение ступеней резервных защит автотрансформаторов, направленных в сторону системы шин вводимой ДЗШ

5.3. Вывести накладки SX28 «Пуск УРОВ от ДЗШ 1 СШ» и SX29 «Пуск УРОВ от ДЗШ 2СШ» панель ДЗШ _Р.

5.4. Вывести накладку SX1 – «(+) оперативного тока ДЗШ» на панели ДЗШ.

5.5. Сообщить диспетчеру о выполненных действиях.

5.6. Вызвать персонал РЗА.

Порядок действий, выполняемых оперативным персоналом после срабатывания ДЗШ.

При срабатывании ДЗШ оперативный персонал в числе прочего должен:

-зафиксировать все выпавшие блинкеры;

-действовать в соответствии с инструкцией по предотвращению развития и ликвидации технологических нарушений на подстанции.

Изменения положения переключающих устройств ДЗШ при различных режимах работы.

7.1. Опробование 1(2) СШ 110 (220) кВ (после ремонта) с помощью ШСВ.

7.1.1. Проверить включённое положение рубильника Р2 на панели ДЗШ _Р.

7.1.2. На панели ДЗШ _Р ввести накладку SX4 «Замедление ДЗШ при включении ШСВ».

7.1.3. Опробовать 1 (2) СШ-110 (220) кВ включением ШСВ-110 (220) кВ.

7.1.4. Вывести накладку SX4 «Замедление ДЗШ при включении ШСВ» на панели ДЗШ _Р.

Перевод ДЗШ–110 (220) кВ в режим “без фиксации”.

7.2.1. Включить рубильник Р2 с на панели ДЗШ _Р – «ДЗШ без фиксации по оперативным цепям».

7.2.2. Вставить рабочую крышку блока БИ-Р – «ДЗШ без фиксации по токовым цепям», ОРУ-110 (220) кВ, шкаф № 2 ДЗШ.

7.2.3. Замерить Iнб миллиамперметром на панели ДЗШ.

Опробование ОВ обходной системы шин 110 (220) кВ.

7.3.1. Ввести защиты ОВ-110 (220) кВ и пуск УРОВ от защит ОВ.

7.3.2. В шкафу ДЗШ на ОРУ-110 (220) кВ установить следующие крышки блоков:

-при опробовании от 1СШ на БИ7 – рабочая крышка,

-при опробовании от 2СШ на БИ8 – рабочая крышка,

-БИ9 – холостая (пустая) крышка блока в обоих случаях (устанавливается вместо крышки БИ7 при опробовании от 1 СШ и вместо крышки БИ8 при опробовании от 2 СШ).

7.3.3. Зафиксировать ОВ по оперативным цепям за избирательным органом ДЗШ соответствующей системы шин, установив на панели ДЗШ _Р рабочую крышку блока 6БИ для 1 СШ или 7БИ для 2 СШ

7.3.4. Ввести накладки на панели ДЗШ–110 (220) кВ _Р :

SX3 – «Замедление ДЗШ при включении ОВ».

SX7 – «Отключение ОВ от ДЗШ».

7.3.5. Опробовать обходную систему шин включением ОВ-110 (220) кВ.

7.3.6. При успешном опробовании обходной СШ-110 (220) кВ вывести накладку SX3 – «Замедление ДЗШ при включении ОВ», панель ДЗШ–110 (220) кВ _Р;

Критерии и пределы безопасного состояния и режимов работы ДЗШ.

Устройства ДЗШ предназначены для работы в следующих условиях:

-диапазон температур от +5 до +40° С;

-относительная влажность воздуха до 80% при температуре 25° С;

-высота над уровнем моря до 2000 м.

-окружающая среда невзрывоопасная, не содержащая токопроводящей пыли, агрессивных газов и паров в концентрациях, разрушающих изоляцию и металлы:

-место установки панелей должно быть защищено от попадания брызг воды, масел, эмульсии, а также от прямого воздействия солнечной радиации;

-рабочее положение в пространстве – вертикальное, с отклонением до 5° в любую сторону.

Требования по безопасности труда и пожарной безопасности при эксплуатации и оперативном обслуживании устройств РЗА

8.1. При эксплуатации и оперативном обслуживании устройств РЗА необходимо руководствоваться требованиями «Межотраслевых правил по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок» (РД 153-34.0-03.150-00) и «Инструкции по применению и испытанию средств защиты используемых в электроустановках», Москва 2003 г.

8.2. При организации и производстве работ на защитах ВЛ необходимо руководствоваться: «Инструкцией по организации и производству работ в устройствах релейной защиты и электроавтоматики электростанций и подстанций» (СО 34.35.302-2006), «Инструкцией для оперативного персонала по обслуживанию устройств релейной защиты и электроавтоматики энергетических систем» (СО 34.35.502-2005), оперативными указаниями филиалов ОАО «СО ЕЭС».

8.3. Устройства РЗА входят в «Перечень оборудования, находящегося под напряжением до 0,4 кВ, которое по условиям технологии не может быть обесточено в случае возникновения пожара».

8.4. При возникновении пожара необходимо действовать в соответствии с указаниями оперативных карточек пожаротушения.

Приложение к Типовой инструкции

Инструкция по оперативному обслуживанию ДЗШ и УРОВ

Инструкция по оперативному обслуживанию дифференциальных защит шин (ДЗШ) и устройств резервирования отказа выключателя (УРОВ)

Знание настоящей инструкции обязательно для:

При составлении и пересмотре инструкций по оперативному обслуживанию ДЗШ и УРОВ обязательно использовать данную инструкцию как руководящий материал.

1. В инструкции используются следующие сокращения:

РЗА — релейная защита и автоматика ДЗШ — дифференциальная защита шин УРОВ — устройство резервирования отказа выключателей ВВ — воздушный выключатель АПВ — автоматическое повторное включение БАПВ — быстродействующее автоматическое повторное включение ВЧТО — высокочастотное телеотключение КЗ — короткое замыкание ШСВ — шиносоединительный выключатель ШСВВ — шиносоединительный воздушный выключатель АВР — автоматический ввод резерва ДФЗ — дифференциально-фазная высокочастотная защита ОДС — опережающее деление сети АГП — автоматическое гашение поля ОВВ — обходной воздушный выключатель ТН — трансформатор напряжения СШ — система шин ТТ — трансформатор тока ТЦ — токовые цепи ЗЗ — земляная защита АССДР — автоматическая сборка схемы доаварийного режима

2. Назначение ДЗШ и схемы ее включения

2.1. ДЗШ предназначена для отключения всех элементов от системы шин, на которой возникло короткое замыкание. В зону действия защиты входят: шины, шинные разъединители, выключатели всех присоединений, трансформаторы напряжения, их ошиновка, разрядники. Короткие замыкания, возникшие на присоединениях за трансформаторами тока ДЗШ, являются внешними КЗ и не приводят к ее срабатыванию. Тупиковые присоединения, по которым не возможна подпитка КЗ на шинах, от ДЗШ могут не отключаться. 2.2. На подстанциях и электростанциях Донбасского региона ДЗШ выполнены трех типов. 2.2.1. С фиксированным присоединением элементов. При данном исполнении в работе находятся обе системы шин подстанции или электростанции. Шиносоединительный выключатель может находиться как во включенном, так и в отключенном состоянии, если это допустимо по условию согласования защит. ДЗШ с фиксированным присоединением элементов представляет избирательную дифференциальную защиту каждой системы шин. При коротком замыкании отключаются все присоединения, включенные на поврежденную систему шин, а также шиносоединительные и секционные выключатели. Присоединения, подключенные к неповрежденной системе шин, остаются в работе. При нарушении фиксации, дифзащита переводится на работу по нефиксированной схеме и отключает все присоединения, подключенные к шинам подстанции или электростанции. 2.2.2. С жестким присоединением элементов. Данное исполнение защиты применяется на подстанциях или электростанциях, имеющих полуторную схему, одиночную секционированную или не секционированную систему шин, а также двойную систему шин, если нормально предусматривается работа на одной системе шин. При коротком замыкании в зоне защиты отключаются все присоединения, подключенные к рабочей системе шин или секции. 2.2.3. Неполная. К неполной относится ДЗШ, к токовым цепям которой подключаются цепи только питающих присоединений. Неполная ДЗШ обычно выполняется двухступенчатой. Первая ступень — токовая отсечка, предназначается для действия при КЗ на шинах, вторая ступень — максимальная токовая защита, резервирует защиты отходящих линий. Указанная защита применяется для защиты шин 6-10 кВ электростанций и подстанций.

3. Питание цепей ДЗШ и сигнализация ее срабатывания

3.1. Токовые цепи ДЗШ питаются от отдельных обмоток трансформаторов тока, установленных на каждом присоединении. При установке на подстанции масляных выключателей со встроенными трансформаторами тока для ДЗШ используются трансформаторы тока, встроенные в выключатель со стороны линии или трансформатора. 3.2. Цепи постоянного тока ДЗШ питаются от отдельных автоматов (предохранителей). Оперативный ток на отключение выключателей отдельных присоединений и запрет АПВ при работе ДЗШ подается от автоматов (предохранителей) управления соответствующих присоединений. 3.3. Действие ДЗШ на отключение сигнализируется: 3.3.1. Срабатыванием указательных реле «Работа ДЗШ 1 СШ» или «Работа ДЗШ 2 СШ» на панели дифзащиты в цепях реле, отключающих присоединения 1 или 2 систем шин соответственно. 3.3.2. Появлением светового сигнала «Работа ДЗШ» и звукового сигнала аварийного отключения на панели центральной сигнализации. 3.4. Действие АПВ шин сигнализируется появлением светового сигнала «Блинкер не поднят» (выпавший флажок указательного реле комплекта АПВ) на панели автоматики того присоединения, которым осуществляется АПВ шин. При неуспешном АПВ шин дополнительно появляются сигналы несоответствия ключей управления выключателями на пультах (панелях) управления. 3.5. Неисправность цепей переменного и оперативного тока ДЗШ сигнализируется световым и звуковым сигналом на панели центральной сигнализации или панели шинных аппаратов. При неисправности цепи переменного тока ДЗШ автоматически выводится из работы. При этом выдается сигнал.

4. Указания по эксплуатации ДЗШ

4.1. Общие требования. 4.1.1. Запрещается производство операций воздушными выключателями, шинными разъединителями при выведенной из работы ДЗШ. При невозможности ввода в работу ДЗШ и необходимости выполнения операций по переключениям необходимо: 4.1.1.1. Ввести оперативное ускорение резервных защит противоположных сторон линий. 4.1.1.2. Ввести оперативное ускорение ступеней резервных защит автотрансформаторов, направленных в сторону системы шин выведенной ДЗШ. 4.1.1.3. При наличии опережающего отключения ШСВ от резервных защит автотрансформаторов ввести оперативное ускорение опережающего отключения ШСВ. 4.1.2. На оперативный персонал объектов возлагается контроль фиксации элементов за системами шин, способами выполнения АПВ и способами опробования поврежденной системы шин. 4.1.3. При любом нарушении фиксации элементов за системами шин ДЗШ должна переводиться в режим работы по «нефиксированной схеме», если не предусмотрена оперативная перефиксация по цепям ДЗШ и УРОВ присоединения, переведенного на другую систему шин. 4.1.4. При выводе в ремонт выключателя, токовые цепи отключенного присоединения должны быть исключены из ДЗШ. 4.1.5. При выведенной из работы ДЗШ запрещается вывод из работы резервных защит линий с шин противоположной стороны линии, а также резервных защит автотрансформаторов (трансформаторов), подключенных к системе шин, где выводится ДЗШ. 4.1.6. При увеличении тока небаланса выше допустимого значения для данной защиты шин, ДЗШ должна выводиться из работы общей накладкой. Замер тока небаланса производится один раз в смену с записью в оперативном журнале. 4.1.7. При освобождении одной из работающих систем шин (при переводе присоединений с рабочей системы шин на резервную) после перевода присоединений перед отключением шиносоединительного выключателя необходимо убедиться, что цепи напряжения трансформаторов напряжения освобождаемой и остающейся в работе систем шин не объединяются через КСА, реле-повторители, переключающие устройства и т.д. Для чего, отключив автомат (сняв предохранители), с низкой стороны ТН освобождаемой системы шин, по вольтметру проверить отсутствие напряжения во вторичных цепях ТН и освобождаемой СШ. При наличии объединения операции прекращаются до выявления и устранения объединения. 4.1.8. Для безопасной работы оперативного персонала необходимо при выполнении операций с шинными разъединителями и ВВ в схемах ДЗШ с АПВ шин и с автоматической сборкой доаварийного режима при операциях с шинными разъединителями или ВВ, вводить запрет АПВ обеих систем шин от ДЗШ, запрет автоматического вывода ДЗШ или сигнализацию автоматического вывода. 4.1.9. При опробовании обходной системы шин включением обходного выключателя или одной из систем(секции) шин включением шиносоединительного(секционного) выключателя, токовые цепи ШСВ(СВ) или ОВ должны быть исключены из ТЦ ДЗШ обеих систем шин. ДЗШ должна находиться в работе. Накладки на отключение обходного, секционного или шиносоединительного выключателей от ДЗШ должны быть введены. ДЗШ должна быть переведена в режим «опробование» — введена накладка «опробование». 4.1.10. При наличии в токовых цепях ДЗШ испытательных блоков все операции по исключению ТЦ присоединений из ТЦ ДЗШ и их подключение должны выполняться на отключенных присоединениях (без тока) без вывода ДЗШ из работы. Небаланс измеряется по прибору, установленному на панели оперативным персоналом. 4.1.11. При отсутствии в токовых цепях ДЗШ испытательных блоков операции по исключению токовых цепей из ДЗШ и подключению токовых цепей к ДЗШ выполняются релейным персоналом после вывода ДЗШ из работы общей накладкой. После замера тока небаланса ДЗШ вводится в работу. Небаланс измеряется релейным персоналом на пусковых и избирательных органах. 4.1.12. При выводе из работы ДЗШ для технического обслуживания и наличии УРОВ необходимо предварительно выводить пуск УРОВ от ДЗШ и воздействие УРОВ на выходные реле ДЗШ. При наличии у УРОВ отдельных выходных реле, действующих на отключение выключателей присоединений систем шин, выводится только пуск УРОВ от ДЗШ. Примечание: необходимость предварительного полного вывода УРОВ при выводе из работы ДЗШ решается для каждого объекта индивидуально в зависимости от схемы первичных соединений и схемы выполнения УРОВ. 4.1.13. При автоматическом выводе из работы ДЗШ из-за неисправности токовых цепей, УРОВ из работы не выводится. 4.1.14. При выводе из работы УРОВ ДЗШ остается в работе. Цепи воздействия УРОВ на ДЗШ должны быть выведены накладками согласно местной инструкции на данном объекте.

4.2. Токовые цепи ДЗШ 4.2.1. При раздельной работе систем шин с нормально отключенным воздушным или малогабаритными масляными с выносными ТТ шиносоединительным (секционным) выключателем, не находящимся под АВР (без разбора схемы), и сохранении фиксированной схемы подстанции, токовые цепи шиносоединительного (секционного) выключателя должны исключаться из схемы ДЗШ обеих систем шин. Указанное необходимо для исключения неселективной работы ДЗШ одной СШ и обеспечение работы ДЗШ другой при возникновении повреждения между выносными трансформаторами тока ШСВ (секционного) и воздушным шиносоединительным выключателем ШСВВ. При введенном АВР токовые цепи ШСВ (СВ) должны быть подключены к ДЗШ. 4.2.2. Исключение токовых цепей ШСВ (СВ) из схемы ДЗШ обеих систем шин производится после отключения шиносоединительного (секционного) выключателя. 4.2.3. При необходимости разбора схемы ШСВ (СВ) исключение токовых цепей выполняется до разбора схемы. 4.2.4. Перед включением воздушного шиносоединительного (секционного) выключателя токовые цепи ШСВВ (СВ) должны быть подключены к ДЗШ обеих систем шин. 4.2.5. При раздельной работе систем шин с нормально отключенным масляным шиносоединительным (секционным) выключателем, имеющих встроенные ТТ не находящимся под АВР и сохранении фиксированной схемы подстанции, токовые цепи шиносоединительного (секционного) выключателя остаются подключенными к ДЗШ. 4.2.6. При выводе выключателя какого-либо присоединения в ремонт, токовые цепи этого присоединения отключаются от ДЗШ. Накладка на отключение выключателя от ДЗШ, данного выключателя устанавливается в положение «выведена». 4.2.7. При выводе в ремонт воздушного или масляного шиносоединительного (секционного) в схемах ДЗШ как с фиксированной, так и с жесткой схемой исключаются его токовые цепи из схемы ДЗШ обеих систем (секций) шин. 4.2.8. При выводе в ремонт обходного выключателя токовые цепи ОВВ или ОМВ из схемы ДЗШ должны быть исключены в соответствии с местной инструкцией. 4.2.9. При создании режима, во время которого часть присоединений выделяются на одну из систем шин, например, при создании транзитов, не предусмотренных нормальным режимом работы подстанции и электростанции, или при выделении генератора электростанции на отдельную нагрузку, из токовых цепей ДЗШ должны быть исключены токовые цепи выделенных транзитом на систему шин присоединений и ШСВВ. При этом вывести действие ДЗШ на отключение данных выключателей. 4.2.10. Для РУ с ШСВ, имеющим выносные ТТ и не имеющие УРОВ, при создании ремонтных схем необходимо руководствоваться следующим правилом: при взятии присоединения через ШСВ всегда освобождается та СШ, в сторону которой расположены ТТ ШСВ. Последнее необходимо для включения в зону действия ДЗШ шиносоединительного выключателя и ошиновки между ТТ и ШСВ.

4.3.1. Дифзащитами шин не отключаются тупиковые присоединения, не имеющие подпитки от других классов напряжения и синхронных двигателей мощностью 4 МВт и выше, резервные трансформаторы собственных нужд, а также трансформаторы, питающие тупиковую нагрузку. 4.3.2. Дифзащитами шин подстанций не отключаются силовые трансформаторы, через которые исключена возможность подпитки КЗ со стороны 6-35 кВ. Подпитка должна отсутствовать при действии АВР в сети или на подстанции. 4.3.3. Выводится действие ДЗШ на отключение транзитных присоединений, а также линий с отпайками при переводе транзита на тупиковый режим работы, если от приемной подстанции отсутствует подпитка. 4.3.4. При секционировании систем шин разъединителями в случае работы систем шин с нормально включенными секционными разъединителями необходимо вводить в работу взаимное воздействие выходных промежуточных реле избирательных органов ДЗШ секций, объединенных секционным разъединителем. В этом случае повреждения одной из секций ДЗШ действует на отключение выключателей присоединений и ШСВ обеих секций. При раздельной работе секций шин взаимное воздействие дифференциальных защит шин вывести.

4.4. Ввод и вывод ДЗШ. Нормально ДЗШ должна быть всегда введена в работу. 4.4.1. Порядок ввода ДЗШ:

4.4.2. Порядок вывода ДЗШ Вывод ДЗШ из работы производится в обратной последовательности, указанной в пункте 4.4.1. 4.4.3. Общей накладкой ДЗШ выводится из работы в случаях, указанных в пунктах 4.4.6.1, 4.4.6.2, 4.4.6.4, 4.4.6.7. 4.4.4. Общей накладкой и накладками в цепях отключения каждого присоединения ДЗШ выводится из работы в случаях, указанных в пунктах 4.4.6.3, 4.4.6.5, 4.4.6.6. При выводе ДЗШ для технического обслуживания необходимо, кроме общей накладки и накладок в цепях отключения каждого присоединения и пуска УРОВ от ДЗШ вывести накладки запрета АПВ присоединений от ДЗШ (при их наличии). 4.4.5. При неисправностях в цепях ДЗШ дежурный персонал подстанций и электростанций выводит ее из работы с последующим уведомлением диспетчера, в чьем ведении находится ДЗШ, и местного релейного персонала. 4.4.6. ДЗШ из работы выводится при: 4.4.6.1. Появлении сигналов о неисправности защиты. 4.4.6.2. Увеличении тока небаланса ДЗШ более указанного в инструкции. 4.4.6.3. Техническом обслуживании ДЗШ. 4.4.6.4. Кратковременных работах релейного персонала в токовых цепях ДЗШ, например, при подключении и отключении токовых цепей присоединений, где отсутствуют испытательные блоки. 4.4.6.5. Опробовании выключателя какого-либо присоединения от действия ДЗШ выводится отключение и запрет АПВ всех присоединений, кроме опробуемого. 4.4.6.6. Работах, связанных с возможным сотрясением панели ДЗШ. 4.4.6.7. Создании режима, во время которого часть присоединений выделяется на одну из систем шин, например, при создании транзитов, не предусмотренных нормальным режимом работы подстанций и электростанций или при выделении генератора станции на отдельную нагрузку. Если указанный режим создается кратковременно (плавка гололеда) и в токовых цепях ДЗШ отсутствуют испытательные блоки, то ДЗШ выводится из работы после отключения ШСВ. 4.4.7. При выводе из работы ДЗШ или УРОВ и сохранении фиксированной схемы подстанции на ШСВ (СВ) вводятся в работу делительные защиты, ускорения резервных защит АТ.

5. Перевод присоединений на работу через обходной выключатель

5.1. Общие положения. При переводе присоединения через обходной выключатель необходимо: 5.1.1. Опробовать обходную систему шин в соответствии с местной инструкцией. ТЦ ОВВ при опробовании должны исключаться из токовых цепей ДЗШ. 5.1.2. Перед включением разъединителя на обходную систему шин вывести АПВ линии, переводимой через обходной выключатель с обеих сторон. После отключения линейного разъединителя АПВ ввести. 5.1.3. Направленную защиту с ВЧ блокировкой или ДФЗ переводимого присоединения, вывести из работы с обеих сторон, если ВЧ блокировка или ДФЗ не переводится на обходной выключатель. Согласно инструкции ввести оперативное ускорение. 5.1.4. На подстанциях, оборудованных УРОВ, перед включением обходного воздушного выключателя (выключатель с пофазным приводом) вывести из работы чувствительные ступени земляных защит обходного и собственного выключателей и пуск УРОВ от них. Если предусмотрен перевод ДФЗ на ОВВ и земляные защиты не имеют поступенчатого вывода, они выводятся полностью. Защиты и пуск УРОВ от них вводятся в работу немедленно после полнофазного отключения собственного выключателя. Примечание: чувствительными ступенями земляных защит считать защиты, уставки которых меньше максимального тока нагрузки по присоединению. 5.1.5. При переводе линии с обходного выключателя на собственный перед включением собственного выключателя земляные защиты выводятся из работы согласно указаниям пункта 5.1.4. 5.1.6. При переводе линии с обходного выключателя на собственный необходимо перед включением линейного разъединителя вывести АПВ ВЛ с обеих сторон. После включения линейного разъединителя и отключения ШР ОСШ ввести АПВ. 5.1.7. Если на переводимом через обходной выключатель присоединении имеется АВР, то цепи АВР должны быть переведены на нормально отключенный обходной выключатель. 5.1.8. При выполнении перевода на обходной выключатель и обратном переводе на собственный выключатель без нарушения фиксации присоединений по системам шин, обходной выключатель должен включаться на ту же систему шин, за которой закреплено переводимое присоединение. Допускается, по условиям РЗА, включать присоединение через обходной выключатель на другую систему шин.

5.2. Оперативные указания по переводу присоединения через обходной выключатель. 5.2.1. Защита ДФЗ линии переводится на обходной выключатель. 5.2.1.1. Проверить, что обходная система шин находится в резерве, обходной выключатель отключен и схема его разобрана. 5.2.1.2. На защитах и АПВ обходного выключателя выполнить уставки, заданные СРЗА. Проверить выведенное положение накладок «Пуск УРОВ» от защит обходного выключателя. Опробовать действие защит на отключение обходного выключателя. 5.2.1.3. Ввести защиты в работу на обходном выключателе. Ввести в работу пуск УРОВ от введенных защит обходного. 5.2.1.4. Ввести оперативное ускорение резервных защит на выключателе переводимого присоединения. 5.2.1.5. Вывести на выключателе переводимого присоединения пуск УРОВ от ДФЗ, БАПВ и ДФЗ со стороны подстанции, на которой производится перевод присоединения. Опробовать отключение обходного выключателя от ДФЗ. На выключателе присоединения, выводимого в ремонт, ввести в работу ДФЗ, БАПВ и пуск УРОВ от ДФЗ. Вывести оперативное ускорение резервных защит на собственном выключателе. 5.2.1.6. Без вывода из работы ДЗШ, в соответствии с местной инструкцией, исключить токовые цепи обходного выключателя из схемы ДЗШ и произвести операции с накладками с целью перевода ДЗШ в режим опробования обходной системы шин, замерить ток небаланса ДЗШ. 5.2.1.7. Ввести запрет АПВ шин. 5.2.1.8. Включить разъединители обходного выключателя на обходную систему шин и рабочую систему шин. Произвести опробование обходной системы шин включением обходного выключателя без АПВ. При успешном опробовании обходной выключатель отключить. 5.2.1.9. В соответствии с местной инструкцией, подключить токовые цепи обходного выключателя к токовым цепям ДЗШ той системы шин, за которой закреплено переводимое присоединение и на которую включен ШР ОВ, и произвести операции с накладками с целью перевода присоединения через обходной выключатель. Проверить ток небаланса ДЗШ и произвести операции с накладками с целью возврата ДЗШ из режима опробования в рабочее положение. 5.2.1.10. Вывести АПВ линии со всех сторон. 5.2.1.11. Включить на обходную систему шин разъединитель переводимого присоединения. 5.2.1.12. Ввести оперативное ускорение резервных защит на выключателе переводимого присоединения (при отсутствии ускорения, выполненного на аппаратуре ВЧТО-М). 5.2.1.13. Вывести из работы пуск УРОВ от ДФЗ, БАПВ и ДФЗ на той подстанции, где производится перевод. ДФЗ подключить на сумму токов выключателя линии и обходного выключателя. Произвести обмен ВЧ сигналами и подключить ДФЗ на отключение выключателей линии и обходного. Ввести пуск УРОВ от ДФЗ на линейном и обходном выключателях. 5.2.1.14. Вывести оперативное ускорение резервных защит на переводимом присоединении. 5.2.1.15. Вывести из работы чувствительные ступени земляной защиты на ОВВ и выключателе переводимого присоединения и пуск УРОВ от этих защит. 5.2.1.16. При наличии приема отключающего импульса с противоположной стороны ВЛ по аппаратуре ВЧТО или контрольному кабелю необходимо установить накладки на отключение обходного выключателя и пуск УРОВ от указанных устройств. 5.2.1.17. Без АПВ включить обходной выключатель, проверить наличие нагрузки на нем. Отключить выключатель переводимого присоединения. 5.2.1.18. Проверить на месте отключенное положение выключателя переводимого присоединения. Разобрать схему этого выключателя. Проверить отключенное положение разъединителей. Если разъединители управляются дистанционно, снять оперативные цепи управления разъединителями. 5.2.1.19. Вывести накладки на отключение собственного выключателя и пуск УРОВ от устройств телеотключения. 5.2.1.20. Ввести защиты от замыканий на землю и оперативное ускорение резервных защит на обходном выключателе (при отсутствии ускорения, выполненного на аппаратуре ВЧТО-М). 5.2.1.21. Вывести со стороны подстанции, на которой производится перевод присоединения, ДФЗ и пуск УРОВ от ДФЗ данного присоединения. 5.2.1.22. В соответствии с местной инструкцией, исключить токовые и оперативные цепи выведенного выключателя с целью перевода ДФЗ на отключение только обходного выключателя. 5.2.1.23. Произвести обмен ВЧ сигналами и ввести ДФЗ, БАПВ и пуск УРОВ от ДФЗ на обходном выключателе. 5.2.1.24. вывести из работы оперативное ускорение резервных защит на обходном выключателе. 5.2.1.25. Вывести запрет АПВ шин и ввести АПВ по ВЛ со всех сторон с вводом АПВ на ОВ. 5.2.1.26. Вывести резервные защиты и пуск УРОВ от резервных защит выведенного выключателя. 5.2.1.27. Исключить токовые цепи выключателя переводимого присоединения из ДЗШ и снять накладку отключения его от ДЗШ. Замерить ток небаланса ДЗШ. 5.2.1.28. Вывести накладки на отключение собственного выключателя от устройств телеотключения (например, первая команда — отказ совместного выключателя линии и блока) и пуск УРОВ от них.

5.2.2. Защита ДФЗ линии не переводится на обходной выключатель 5.2.2.1. Проверить, что обходная система шин свободна и находится в резерве, обходной выключатель отключен, схема его разобрана. 5.2.2.2. На защитах и АПВ обходного выключателя выполнить уставки, заданные СРЗА. Проверить выведенное положение накладок «Пуск УРОВ» от защит обходного выключателя. Опробовать действие защит на отключение обходного выключателя и ввести в работу защиты, ввести оперативное ускорение этих защит. Ввести в работу пуск УРОВ от введенных защит. 5.2.2.3. В соответствии с местной инструкцией, перевести ДЗШ в режим опробования обходной системы шин. Замерить ток небаланса ДЗШ. 5.2.2.4. Ввести запрет АПВ шин. 5.2.2.5. Включить разъединители ОВ на обходную систему шин и ту систему шин, за которой зафиксировано переводимое присоединение. Произвести опробование обходной системы шин включением обходного выключателя без АПВ. При неуспешном опробовании обходной выключатель отключить. Перевести ДЗШ из режима «опробования» в рабочий. 5.2.2.6. К ДЗШ, в соответствии с местной инструкцией, подключить цепи обходного выключателя к той системе шин, за которой закреплено переводимое присоединение и на которую включен ШР ОВ, произвести операции с накладками с целью перевода присоединения через обходной выключатель. Проверить ток небаланса ДЗШ. 5.2.2.7. Вывести АПВ линии со всех сторон. 5.2.2.8. Включить на обходную систему шин разъединитель переводимого присоединения. 5.2.2.9. Ввести оперативное ускорение резервных защит на выключателе переводимого присоединения (при отсутствии ускорения, выполненного на аппаратуре ВЧТО-М) и противоположном конце ВЛ. При выводе ДФЗ ввести оперативное ускорение резервных защит на обходном выключателе, если оно задано для переводимого присоединения. 5.2.2.10. Вывести из работы с обеих сторон переводимого присоединения ДФЗ, пуск УРОВ от ДФЗ и БАПВ. 5.2.2.11. При наличии приема отключающего импульса с противоположной стороны ВЛ по аппаратуре ВЧТО или кабелю необходимо установить накладки на отключение обходного выключателя и пуск УРОВ от них. 5.2.2.12. Вывести из работы чувствительные ступени земляной защиты и пуск УРОВ от них на ОВВ и выключателе переводимого присоединения. 5.2.2.13. Без АПВ включить обходной выключатель, проверить наличие нагрузки на нем. Отключить собственный выключатель. 5.2.2.14. Ввести в работу чувствительные ступени земляной защиты на ОВВ и пуск УРОВ от них. 5.2.2.15. Проверить на месте отключенное положение собственного выключателя переводимого присоединения. Разобрать схему выведенного выключателя. Проверить отключенное положение разъединителей. Если разъединители управляются дистанционно, снять оперативные цепи управления разъединителями. 5.2.2.16. Вывести накладки на отключение собственного выключателя от резервных защит и пуск УРОВ от них, а также пуск УРОВ и отключение выключателя от устройства телеотключения. Цепи воздействия защит на выводимый выключатель исключить. 5.2.2.17. Вывести запрет АПВ шин и ввести АПВ по ВЛ со всех сторон со вводом на ОВ. 5.2.2.18. Вывести оперативное ускорение резервных защит на выключателе переводимого присоединения. 5.2.2.19. Из ДЗШ исключить токовые цепи выключателя переводимого присоединения и снять накладку отключения его от ДЗШ. Замерить ток небаланса.

6. Перевод присоединения с обходного выключателя на собственный

6.1. Защита типа ДФЗ переводится на обходной выключатель. 6.1.1. Снять переносные заземления, если последние устанавливались. Отключить заземляющие ножи выключателя переводимого присоединения. Проверить их отключенное положение. Подключить оперативный ток на выключатель присоединения. 6.1.2. Подключить цепи воздействия защит (кроме ДФЗ) на выключатель переводимого присоединения. Накладки «Пуск УРОВ» от указанных защит должны быть выведены. Опробовать действие защит (кроме ДФЗ) на выключатель переводимого присоединения. Примечание: работы по пункту 6.1.2 могут быть выполнены и до сдачи выключателя диспетчеру (снятие заземлений) при условии их оформления оперативной заявкой. 6.1.3. Вывести из работы ДЗШ и УРОВ, опробовать действие ДЗШ и УРОВ на выключатель переводимого присоединения. Ввести в работу ДЗШ и УРОВ. 6.1.4. Вывести из работы АПВ линий со всех сторон. 6.1.5. При наличии дистанционного управления подключить оперативные цепи управления разъединителями. Включить линейный разъединитель переводимого присоединения. Включить и отключить выключатель линии. Проверить его отключенное положение. 6.1.6. Подключить к ДЗШ токовые цепи выключателя, переводимого присоединения и ввести накладку отключения выключателя переводимого присоединения от ДЗШ. Проверить ток небаланса ДЗШ. 6.1.7. Ввести оперативное ускорение резервных защит на обходном выключателе (если отсутствует телеускорение по аппаратуре ВЧТО-М). 6.1.8. Вывести пуск УРОВ от ДФЗ, БАПВ и ДФЗ со стороны подстанции, на которой производится перевод присоединения. ДФЗ подключить на сумму токов обходного и собственного выключателей. Произвести обмен ВЧ сигналами и опробовать действие ДФЗ на отключение собственного выключателя. Подключить ДФЗ на отключение собственного и обходного выключателей. Ввести пуск УРОВ от ДФЗ. 6.1.9. Вывести оперативное ускорение резервных защит на обходном выключателе. 6.1.10. Ввести запрет АПВ шин. 6.1.11. Включить шинный разъединитель переводимого присоединения на ту систему шин, за которой зафиксировано присоединение. 6.1.12. Вывести чувствительные ступени земляных защит и пуск УРОВ от земляных защит на собственном и обходном выключателях. 6.1.13. При наличии приема отключающего импульса с противоположной стороны ВЛ по аппаратуре ВЧТО или контрольному кабелю необходимо установить накладки на отключение собственного выключателя ВЛ и пуск УРОВ от них. 6.1.14. Без АПВ включить выключатель переводимого присоединения, проверить наличие нагрузки на нем. Отключить обходной выключатель. 6.1.15. Вывести накладки на отключение обходного выключателя и пуск УРОВ при отказе обходного выключателя от устройств телеотключения. 6.1.16. Ввести на собственном выключателе присоединения чувствительные ступени земляных защит и оперативное ускорение резервных защит. Ввести пуск УРОВ от земляных защит. 6.1.17. Вывести со стороны подстанции, на которой производится, пуск УРОВ от ДФЗ, ДФЗ. 6.1.18. В соответствии с местной инструкцией, исключить токовые и оперативные цепи обходного выключателя с целью перевода ДФЗ с действием на отключение только собственного выключателя. 6.1.19. Произвести обмен ВЧ сигналами и ввести в работу ДФЗ, БАПВ и пуск УРОВ от ДФЗ на выключателе переводимого присоединения. 6.1.20. Вывести из работы оперативное ускорение резервных защит на собственном выключателе. 6.1.21. Проверить на месте отключенное положение обходного выключателя. 6.1.22. Отключить разъединитель переводимого присоединения от обходной системы шин, проверить его отключенное положение. 6.1.23. Ввести АПВ линии со всех сторон. 6.1.24. Разобрать схему обходного выключателя и проверить отключенное положение его разъединителей. 6.1.25. Вывести запрет АПВ шин. 6.1.26. Вывести пуск УРОВ от резервных защит и резервные защиты обходного выключателя. Из ДЗШ исключить токовые и оперативные цепи обходного выключателя. Проверить ток небаланса ДЗШ.

6.2. Защита типа ДФЗ не переводится на обходной выключатель. 6.2.1. Снять переносные заземления, если последние устанавливались. Отключить заземляющие ножи выключателя переводимого присоединения. Проверить их отключенное положение. 6.2.2. Подключить оперативный ток на собственный выключатель присоединения. Подключить цепи воздействия резервных защит и ДФЗ на отключение собственного выключателя присоединения, накладки «Пуск УРОВ» от указанных защит должны быть выведены, и опробовать действие этих защит на отключение собственного выключателя. 6.2.3. Вывести из работы ДЗШ и УРОВ. Опробовать действие ДЗШ и УРОВ на собственный выключатель присоединения. Ввести в работу ДЗШ и УРОВ. 6.2.4. Вывести АПВ линии со всех сторон. 6.2.5. Подключить оперативные цепи управления разъединителями. Включить линейный разъединитель переводимого присоединения.. Включить и отключить собственный выключатель. Проверить его отключенное положение. 6.2.6. Подключить токовые цепи переводимого присоединения к ДЗШ и ввести накладку «Отключение выключателя переведенного присоединения от ДЗШ». 6.2.7. Ввести запрет АПВ шин. 6.2.8. Включить шинный разъединитель переведенного присоединения на ту систему шин, за которой зафиксировано присоединение. 6.2.9. Ввести на собственном выключателе оперативное ускорение резервных защит и пуск УРОВ от этих защит. 6.2.10. При наличии приема отключающего импульса с противоположной стороны линии по аппаратуре ВЧТО или контрольному кабелю, необходимо установить накладки на отключение собственного выключателя ВЛ и пуск УРОВ от них. 6.2.11. Вывести из работы чувствительные ступени земляной защиты и пуск УРОВ от них на ОВВ и выключателе переводимого присоединения. 6.2.12. Без АПВ включить выключатель переводимого присоединения. Отключить обходной выключатель. Убедиться на месте в том, что обходной выключатель отключен и собственный включен. 6.2.13. Ввести в работу чувствительные ступени земляной защиты и пуск УРОВ от них на выключателе переводимого присоединения. 6.2.14. Вывести накладки на отключение обходного выключателя и пуск УРОВ при отказе обходного выключателя от устройств телеотключения. 6.2.15. Произвести обмен ВЧ сигналами. Ввести в работу с обеих сторон переводимого присоединения ДФЗ, БАПВ и пуск УРОВ от ДФЗ. 6.2.16. Ввести оперативное ускорение резервных защит. 6.2.17. Отключить разъединитель переводимого присоединения от обходной системы шин, проверить его отключенное положение. 6.2.18. Ввести АПВ линии со всех сторон. 6.2.19. Разобрать схему обходного выключателя и проверить отключенное положение его разъединителей. 6.2.20. вывести запрет АПВ шин. 6.2.21. Вывести пуск УРОВ и защиты на обходном выключателе. 6.2.22. Исключить токовые и оперативные цепи обходного выключателя из ДЗШ. 6.2.23. Проверить ток небаланса ДЗШ.

ПУЭ 7. Правила устройства электроустановок. Издание 7

3.2.119. Для сборных шин 110 кВ и выше электростанций и подстанций отдельные устройства релейной защиты должны быть предусмотрены:

1) для двух систем шин (двойная система шин, полуторная схема и др.) и одиночной секционированной системы шин;

2) для одиночной несекционированной системы шин, если отключение повреждений на шинах действием защит присоединенных элементов недопустимо по условиям, которые аналогичны приведенным в 3.2.108, или если на линиях, питающих рассматриваемые шины, имеются ответвления.

3.2.120. Для сборных шин 35 кВ электростанций и подстанций отдельные устройства релейной защиты должны быть предусмотрены:

3.2.121. В качестве защиты сборных шин электростанций и подстанций 35 кВ и выше следует предусматривать, как правило, дифференциальную токовую защиту без выдержки времени, охватывающую все элементы, которые присоединены к системе или секции шин. Защита должна осуществляться с применением специальных реле тока, отстроенных от переходных и установившихся токов небаланса (например, реле, включенных через насыщающиеся трансформаторы тока, реле с торможением).

При присоединении трансформатора (автотрансформатора) 330 кВ и выше более чем через один выключатель рекомендуется предусматривать дифференциальную токовую защиту ошиновки.

3.2.122. Для двойной системы шин электростанций и подстанций 35 кВ и выше с одним выключателем на присоединенный элемент дифференциальная защита должна быть предусмотрена в исполнении для фиксированного распределения элементов.

В защите шин 110 кВ и выше следует предусматривать возможность изменения фиксации при переводе присоединения с одной системы шин на другую на рядах зажимов.

3.2.123. Дифференциальная защита, указанная в 3.2.121 и 3.2.122, должна быть выполнена с устройством, контроля исправности вторичных цепей задействованных трансформаторов тока, действующим с выдержкой времени на вывод защиты из работы и на сигнал.

3.2.124. Для секционированных шин 6-10 кВ электростанций должна быть предусмотрена двухступенчатая неполная дифференциальная защита, первая ступень которой выполнена в виде токовой отсечки по току и напряжению или дистанционной защиты, а вторая — в виде максимальной токовой защиты. Защита должна действовать на отключение питающих элементов и трансформатора собственных нужд.

Если при указанном выполнении второй ступени защиты не обеспечивается требуемая чувствительность при КЗ в конце питаемых реактированных линий (нагрузка на шинах генераторного напряжения большая, выключатели питаемых линий установлены за реакторами), следует выполнять ее в виде отдельных комплектов максимальных токовых защит с пуском или без пуска напряжения, устанавливаемых в цепях реакторов; действие этих комплектов на отключение питающих элементов должно контролироваться дополнительным устройством, срабатывающим при возникновении КЗ. При этом на секционном выключателе должна быть предусмотрена защита (предназначенная для ликвидации повреждений между реактором и выключателем), вводимая в действие при отключении этого выключателя. При выделении части питающих элементов на резервную систему шин должна быть предусмотрена неполная дифференциальная защита шин в исполнении для фиксированного распределения элементов.

Если возможны частые режимы работы с разделением питающих элементов на разные системы шин, допускается предусматривать отдельные дистанционные защиты, устанавливаемые на всех питающих элементах, кроме генераторов.

3.2.125. Для секционированных шин 6-10 кВ электростанций с генераторами мощностью 12 МВт и менее допускается не предусматривать специальную защиту; при этом ликвидация КЗ на шинах должна осуществляться действием максимальных токовых защит генераторов.

3.2.126. Специальные устройства релейной защиты для одиночной секционированной и двойной систем шин 6-10 кВ понижающих подстанций, как правило, не следует предусматривать, а ликвидация КЗ на шинах должна осуществляться действием защит трансформаторов от внешних КЗ и защит, установленных на секционном или шиносоединительном выключателе. В целях повышения чувствительности и ускорения действия защиты шин мощных подстанций допускается применять защиту, включенную на сумму токов питающих элементов. При наличии реакторов на линиях, отходящих от шин подстанций, допускается защиту шин выполнять по аналогии с защитой шин электростанций.

3.2.127. При наличии трансформаторов тока, встроенных в выключатели, для дифференциальной защиты шин и для защит присоединений, отходящих от этих шин, должны быть использованы трансформаторы тока, размещенные с разных сторон выключателя, чтобы повреждения в выключателе входили в зоны действия этих защит.

Если выключатели не имеют встроенных трансформаторов тока, то в целях экономии следует предусматривать выносные трансформаторы тока только с одной стороны выключателя и устанавливать их по возможности так, чтобы выключатели входили в зону действия дифференциальной защиты шин. При этом в защите двойной системы шин с фиксированным распределением элементов должно быть предусмотрено использование двух сердечников трансформаторов тока в цепи шиносоединительного выключателя.

При применении отдельных дистанционных защит в качестве защиты шин трансформаторы тока этих защит в цепи секционного выключателя должны быть установлены между секцией шин и реактором.

3.2.128. Защиту шин следует выполнять так, чтобы при опробовании поврежденной системы или секции шин обеспечивалось селективное отключение системы (секции) без выдержки времени.

3.2.129. На обходном выключателе 110 кВ и выше при наличии шиносоединительного (секционного) выключателя должны быть предусмотрены защиты (используемые при проверке и ремонте защиты, выключателя и трансформаторов тока любого из элементов, присоединенных к шинам);

При этом на шиносоединительном (секционном) выключателе должны быть предусмотрены защиты (используемые для разделения систем или секций шин при отсутствии УРОВ или выведении его или защиты шин из действия, а также для повышения эффективности дальнего резервирования):

Допускается установка более сложных защит на шиносоединительном (секционном) выключателе, если это требуется для повышения эффективности дальнего резервирования.

На шиносоединительном (секционном) выключателе 110 кВ и выше, предназначенном и для выполнения функции обходного выключателя, должны быть предусмотрены те же защиты, что на обходном и шиносоединительном (секционном) выключателях при их раздельном исполнении.

Рекомендуется предусматривать перевод основных быстродействующих защит линий 110 кВ и выше на обходной выключатель.

На шиносоединительном (секционном) выключателе 3-35 кВ должна быть предусмотрена двухступенчатая токовая защита от многофазных КЗ.

3.2.130. Отдельную панель защиты, предназначенную специально для использования вместо выводимой на проверку защиты линии, следует предусматривать при схемах электрических соединений, в которых отсутствует обходной выключатель (например, четырехугольник, полуторная схема и т. п.); такую отдельную панель защиты следует предусматривать для линий 220 кВ, не имеющих отдельной основной защиты; для линий 330-500 кВ.

Допускается предусматривать отдельную панель защиты для линий 110 кВ, не имеющих отдельной основной защиты, при схемах электрических соединений «мостик» с выключателями в цепях линий и «многоугольник», если при проверке защиты линии ликвидировать повреждения на ней в соответствии с предъявляемыми требованиями более простыми средствами технически невозможно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *