Что такое джины в исламе
Кто такие джинны в Исламе?
В данном посте не будет подробного описания природы джиннов, так как из-за незнания арабского языка я ограничен переводами на русский язык. Здесь будет просто краткое собрание из доступных источников. Извините, если это будет трудным для чтения или неинтересным, красноречием не блещу. Здесь могут быть пропущены важные вещи. Если мне на это укажут, буду благодарен.
Указание на существование джиннов.
«Я создал джиннов и людей лишь ради того, чтобы они поклонялись Мне». (Рассеивающие прах, 56)
Муслим в своем «Сахихе» приводит достоверный хадис со слов Аиши, которая сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ангелы созданы из света, джинны — из пламени огня, а люди — из того, что было вам разъяснено (Кораном)».
Сотворил Всемогущий и Великий Аллах «Сумая», отца джиннов за две тысячи лет до сотворения Адама, мир ему. И сказал Всемогущий и Великий «Сумае»: желай… И сказал «Сумая»: желаю, чтобы мы видели, и не были видимыми, … и чтобы возмужалый из нас становился юношей. И Всемогущий Аллах откликнулся на желание «Сумая», и поселил его на земле, … Таким образом, джинны были первыми, кто поклонялись Господу на земле. [Источник: Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах ].
Однако пришло поколение из джиннов, вместо того, чтобы продолжать благодарить Господа, за то, что Он даровал им из милостей, распространяли на земле нечестие, путем убийства друг друга… И Господь велел своей армии из ангелов совершить поход на землю, для того, чтобы искоренить зло, которое охватило его, и наказать сыновей джинна за их распространение нечестия на ней.
И ангелы совершили поход на землю, убили, кого убили, и были изгнаны из джинов кто был изгнан… Убежало же из джинов малое количество, они скрылись на островах и на вершинах гор. И захватили в плен ангелы из джиннов «Иблиса», который тогда был маленьким, и взяли его с собой на небо, [Источник: тафсир Ибн Масуда]. «История сначала», аль-Карни.
История Иблиса (сатаны).
В Исламе нет такого, что ангелы вдруг восстали против Бога и были изгнаны и прокляты. После того, как ангелы взяли Иблиса с собой, он стал много поклоняться Богу. Из-за этого он стал не по природе, но по делам стал равен ангелам, поэтому, когда Аллах велел ангелам склониться перед Адамом, это обращение было также и к нему.
«Вот сказали Мы ангелам: «Падите ниц перед Адамом!» Все они поклонились, кроме Иблиса. Он был одним из джиннов и ослушался воли своего Господа». (Пещера, 50)
Иблис не хотел занимать места Бога, он просто возгордился своим положением и происхождением.
Иблис сказал: «Не подобает мне падать ниц перед человеком, которого Ты сотворил из сухой звонкой глины, полученной из видоизмененной грязи». (Хиджр, 33)
Иблис сказал: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его сотворил из глины». (Сад, 76)
Но при своем изгнании, Иблис попросил у Бога.
Иблис сказал: «Посмотри на того, кому Ты отдал предпочтение предо мною. Если ты дашь мне отсрочку до Последнего дня, то я покорю его потомство, за исключением немногих».
Аллах сказал: «Ступай! И если кто последует за тобой, то Геенна будет для вас воздаянием, полным воздаянием.
Возбуждай своим голосом, кого сможешь, пускай в ход против них свою конницу и пехоту, дели с ними их богатства и детей и давай им обещания. Воистину, обещания дьявола — всего лишь обольщение.
Воистину, ты не властен над Моими рабами. Довольно того, что твой Господь является их Попечителем и Хранителем». (Ночной перенос, 62-65)
Так те из джиннов, кто последовали за ним были названы шайтанами, как и он сам.
Среди джиннов есть верующие и неверующие.
«Среди нас есть праведные и те, которые ниже этого. Мы были разрозненными группами» (Джинны, 11).
Ибн Аббас о словах «Мы были разрозненными группами» сказал: «Т.е. среди нас есть верующие и неверные!» См. «Тафсир Ибн Касир» 4/430.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: «Т.е. различные пути: мусульмане и неверные, приверженцы Сунны и приверженцы нововведений». См. «Рисаля аль-джинн» 27.
ДЖИННЫ
Unagdomed
Administrator
Множество культурных источников свидетельствуют о том, что арабы с давних пор, еще до появления Корана, верили в существование незримых существ, или джиннов. Слово «джинн» является производным от арабского «джанна», что означает «спрятать», «скрыть», «сделать неясным». «Джиннами» называются существа скрытые, недоступные для восприятия органами чувств человека. Противоположным по значению является арабское слово «инс», буквально – «род человеческий». Уже здесь, на языковом уровне, подчеркивается сущностное различие существ из огня (джиннов) и существ из плоти и крови (людей).
К джиннам в широком смысле слова относятся ангелы, шайтаны и собственно джинны:
АНГЕЛЫ – добродетельные создания из света. Они не совершают греха, не вводят человека в заблуждение и подчиняются повелениям Аллаха.
ШАЙТАНЫ (или дьяволы) – существа, вводящие человека в заблуждение и направляющие его к совершению зла. Они имеют ту же природу, что и джинны (в узком смысле этого слова).
ДЖИННЫ находятся между ангелами и шайтанами. Им свойственны как добродетели, так и пороки. Они созданы Аллахом из чистого огня.
Джиннам посвящена целая сура Корана – «Аль–Джинн». В других сурах мы также встречаем множество разъяснений, касающихся их природы. Так, в суре «Ар-Рахман» сказано:
«И создал джиннов из чистого огня».
В суре «Аль-Хиджр» мы видим сравнение джиннов с человеком:
«Воистину, Мы сотворили человека из сухой звонкой глины, из ила, отлитого в форме. А до того [Мы сотворили] джиннов из палящего огня».
Среди джиннов есть мужчины и женщины, они рождаются и умирают, но живут гораздо дольше людей. Джинны делятся на разные группы: большинство из них неверующие, но есть среди джиннов и праведные мусульмане. В суре «АльДжинн» об этом сказано так:
«Среди нас есть и праведные, и неправедные- и мы следовали разными путями. Мы знали, что мы не умалили силы Аллаха на земле и не спасемся от Него бегством. Когда же мы услышали [призыв] к истинному пути (т.е. Коран), то уверовали в него. А тому, кто верует в Господа своего, нечего бояться ни ущерба [себе], ни притеснения. Среди нас есть и мусульмане, и отступившиеся [от Ислама]. Те, кто покорны [Аллаху], встали на прямой путь. А отступившиеся же [от Ислама] – они топливо для Ада».
Джинны могут принимать различные виды и формы, они обладают огромной силой и способностью передвигаться с невероятной скоростью. Это позволяет им выполнять самую трудную физическую работу.
Некоторые сюжеты Корана повествуют о том, что Всевышний отдал джиннов в распоряжение пророку Сулейману (мир ему), известному как царь Соломон. Джинны могли беседовать с ним, так как имели способность принимать видимый облик. Царь использовал их для выполнения сложных и тяжелых работ. В частности, как сказано в суре «Ан-Намль», он повелел перевезти трон царицы Балкис из Йемена:
«Некий ифрит из джиннов сказал: «Я принесу его тебе до того как встанешь со своего места. Ведь я в этом силен и достоин доверия».
Интересно, что, согласно письменным источникам, джинны не владеют знанием о сокровенном. Однако эти существа выходят за пределы физического мира, благодаря чему они видят и знают многое из того, что недоступно человеку.
Джинны, как и люди, созданы для выполнения определенных задач, возложенных на них Аллахом.
«Я создал джиннов и людей только ради того, чтобы они поклонялись Мне», – сказано в суре «Аз-Зарийят».
Эта функция джинна наиболее известна европейцу. Мы видим джинна как доброго помощника в сказках о старике Хоттабыче и Алладине. Но есть истории совсем другие. Вспомнить хотя бы картину «Человек в бутылке» из сериала «Сумеречная зона», а также фильмы серии «Исполнитель желаний». Злой джинн исполняет в них желания с точностью, да не так, как хотелось бы. Но здесь дело не просто в противостоянии добра и зла. Образ исполнителя желаний имеет в своей основе особую мудрость.
Сохранился древний рассказ о том, как несколько джиннов в человеческом обличье посещали разных людей и задавали один и тот же вопрос: «Что бы ты хотел получить больше всего»?
Первый человек пожелал верблюдов. Тогда джинны сказали ему: «Ты любишь несчастья, тревогу и длительные бедствия. Ты будешь изгнан далеко от того, что любишь».
Второй ответил, что более всего он хотел бы получить рабов. На это было сказано: «Будет ли польза от собственности с проклятиями?»
Третий видел свое счастье в овцах. И ему был ответ: «Еда для того, кто ест, а подаяние – просящему. Овца не сможет нести тебя на себе во время войны, не останется с тобой во время разорения, не выручит тебя из беды».
Придя к четвертому человеку, джинны спросили: «Что бы ты хотел получить больше всего?» В ответ они услышали: «Единственное, чего я желаю, – это смерть». Удивленные джинны сказали: «Ты пожелал того, чего еще ни один человек до тебя не желал». Он сказал: «Почему нет? Если я хороший человек, она сохранит для меня мои хорошие деяния, если плохой, она защитит меня от моего зла. Если я богат, она обеспечит мою бедность, если беден – сохранит мою бедность для меня». И когда джинны покидали его, то думали о нем как о лучшем среди людей.
Согласно мнению большинства мусульманских ученых-богословов, Пророк Мухаммад (мир ему), был направлен с пророческой миссией не только к людям, но и к джиннам.
«Скажи [о, Мухаммад!]: «Дано мне в откровении, что сборище джиннов подслушивало [чтение Корана] и они сказали: «Воистину, мы слышали дивный Коран, который наставляет на истинный путь. Мы уверовали в него, и мы не будем поклоняться никому, кроме Господа нашего» (сура «АльДжинн»).
Абдаллах ибн Масуд, который присутствовал на чтении Корана пророком, описывал потом видимых ему существ-джиннов: «Некоторые из них принимали форму грифов, некоторые – змей, другие же проявлялись в форме высоких темнокожих людей в белых одеяниях».
В доисламский период люди поклонялись шайтанам и джиннам как божествам. Для этого использовались магические ритуалы и специальные заклинания.
«Они поклонялись наряду с Аллахом и джиннам, а ведь [именно] Он и создал джиннов. Они, ничего о том не ведая, утверждали, что у Него есть сыновья и дочери. Пречист Он и превыше того, что Ему приписывают» (сура «Аль-Ан’ам»).
Есть также разногласия по вопросу о сущности джиннов. Одни считают их телесными существами, а другие это отрицают, но признают способность джиннов к воплощению.
Шайтан – это взбунтовавшийся, заблудший и сбившийся с истинного пути джинн. Предводителем шайтанов считается Иблис. Последний когда-то находился среди ангелов. Но однажды Иблис сравнил свою огненную природу с глиняной природой Адама (мир ему) и возгордился. А когда Аллах повелел ангелам поклониться Адаму (мир ему), Иблис отказался сделать это:
«И тогда Мы повелели ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Все пали ниц, кроме Иблиса, который отказался, возгордился и стал неверующим» (сура «Аль-Бакара»).
Иблис считал, что у огня есть преимущество перед глиной, хотя признавал, что и огонь, и глина созданы Аллахом. Задетый благородством Адама (мир ему), Иблис не принимал его в качестве наместника Аллаха на земле. Не истина двигала Иблисом, а его самолюбие. Он проявил высокомерие не только по отношению к Адаму (мир ему), но и к Самому Всевышнему.
Аллах изгнал Иблиса из Рая, отсрочив наказание до Судного дня. Тогда Иблис стал сбивать с истинного пути непокорных слуг Аллаха, вменив это себе в обязанность. В суре «Аль-Араф» дается подробное описание этого события:
«[Аллах] сказал: «Низвергнись отсюда! Негоже тебе кичиться в Раю. Изыди, ибо ты – из числа презренных». Иблис взмолился: «Дай мне отсрочку до того дня, когда будет воскрешен [род Адама]». [Аллах] сказал: «Воистину, ты в числе тех, кто получил отсрочку». [Иблис] сказал: «За то, что Ты отвратил меня [от пути истины], я буду мешать им [следовать] по Твоему истинному пути. Я непременно буду являться к ним спереди, сзади, справа и слева, и Ты убедишься, что большинство из них неблагодарны [Тебе]». [Аллах] сказал: «Изыди из Рая униженным, обесславленным! А теми, кто последует за тобой, Я заполню до отказа геенну огненную».
Иблис стал во главе джиннов, непокорных Аллаху. Шайтаны – еще одно название для этих существ. На протяжении всей истории человечества шайтан показывал дурное и злое в приукрашенном виде и делал все для того, чтобы люди отошли от истинного пути. Именно он обманул пророка Адама (мир ему) и его супругу Хаву. Именно он стал причиной того, что первые люди совершили роковую ошибку и были изгнаны из Рая.
Считается, что именно шайтаны раздувают пламя вражды и ненависти между людьми, между мужем и женой, между индивидуумом и обществом. Их ценность в глазах Иблиса тем выше, чем больше они способны на всякого рода козни и злодеяния. В Судный день шайтан оставляет человека наедине с его злыми делами. Сам же заявляет, что не имеет к ним никакого отношения.
«И сказал шайтан, когда дело уже свершилось: «Воистину, Аллах обещал вам доподлинно, и я обещал вам, но я не сдержал [данного] вам слова, так как у меня не было над вами иной власти, кроме как зазывать вас [обольщениями на путь лжи]. А вы послушались меня, так теперь порицайте не меня, а самих себя. Я не могу прийти к вам на помощь, а вы не можете помочь мне. Я непричастен к тому, что вы прежде поклонялись мне [наряду с Аллахом]». Воистину, нечестивцам уготовано мучительное наказание» (сура «Ибрахим»).
КАКОЙ РУКОЙ ПРИНИМАТЬ ПИЩУ
В исламе пищу и питье принято брать правой рукой. В хадисах Ибн Умара встречается интересное обоснование этого обычая: «Если кто-то из вас ест, пусть он ест правой рукой, и если он пьет, пусть пьет своей правой, ибо, поистине, шайтан ест и пьет своей левой».
Благочестивая Айша, жена Пророка Мухаммада (мир ему), рассказывала следующее: «Однажды Посланник Аллаха (мир ему) поздно вечером вышел из дома. Я почувствовала ревность. Чуть позднее Мухаммад (мир ему) вернулся и, заметив мою ревность, спросил у меня: – Что с тобой, Айша? Уж не приревновала ли ты меня? Я ответила:
– Разве я могу такого человека, как ты, не ревновать? Тогда Посланник Аллаха сказал мне:
– Тебя, наверное, посетил твой шайтан. Я спросила:
– О, Посланник Аллаха (мир ему), разве рядом со мной присутствует шайтан?
Пророк (мир ему) ответил:
– Да.
– И что же, рядом с любым смертным находится шайтан?
– Да, находится.
Я снова спросила:
– И даже рядом с тобой, Посланник Аллаха?
И услышала следующий ответ:
– Да, но мне Мой Господь помог, и он покорился мне».
У людей, искренне верующих и не нарушающих запретов Аллаха, нет причины опасаться влияния шайтанов.
«Воистину, если богобоязненным людям предстанет наваждение от шайтана, то они вспоминают [его козни] и распознают его» (сура «Аль-Араф»).
Аллах многократно предупреждает о происках шайтана, призывает людей остерегаться его наущений и учит защищаться от него. Поэтому каждый, кто идет дорогой посланника Аллаха (мир ему), имеет преимущество перед шайтаном. Ибо когда человек предупрежден и следует всем предписаниям Аллаха, он может достичь, как и праведный халиф Омар, такой степени благочестия и набожности, когда сам шайтан будет бояться встречи с ним. Пророк (мир ему) сказал в связи с этим следующее:
«О, сын Хаттаба Омар! Тебе не дано встретиться с шайтаном. Ибо когда ты идешь своей дорогой, он, увидев тебя, непременно свернет с твоего пути и пойдет другой дорогой».
Как-то утром Абд ал-Кадир ал-Гилани продолжал спать, хотя уже наступило время утренних молитв. К нему подошел кот и стал расталкивать его, пока тот не проснулся. Заметив, что время уже позднее, Абд ал-Кадир быстро совершил молитву. Благодаря своей духовной проницательности он понял, что кот на самом деле – дьявол. Это озадачило великого святого, и он спросил: «Я вижу, что ты – дьявол, так почему же ты разбудил меня на молитву?»
Кот ответил: «Раз уж ты распознал меня, я отвечу. Я знал, что если бы ты пропустил обязательную молитву, то совершил бы сто дополнительных молитв в качестве возмещения. Поэтому я и разбудил тебя – чтобы ты пожал плоды только одной молитвы».
СУЩЕСТВО ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ИМЕН ВСЕВЫШНЕГО
Мусульманские ученые-богословы говорят о том, что в создании шайтана есть сокровенный смысл. Всевышний создал вещи вместе с их противоположностями, чтобы людям была более заметной разница между ними. Шайтан создан как противоположность чистому созданию – ангелу, наставляющему рабов Божьих на совершение праведных и богоугодных дел.
Для того, чтобы имена Всевышнего – Побеждающий, Сокрушающий, Справедливый, Уничтожающий, Возвышающий – стали очевидными, необходимо существо, через которое они проявляются. Если бы люди и джинны были по своей природе подобны ангелам, то тогда эти Имена не проявились бы.
Пророк Мухаммад (мир ему) высказался об этом следующим образом:
«Если бы вы не совершали грехов, то тогда Аллах непременно, устранив вас, создал бы людей, которые, согрешив, просили бы у Него прощения своих грехов».
Итак, если бы шайтан не был создан, то тогда такие совершенные качества Аллаха, как прощение грехов, снисходительность к своим рабам, их спасение, не были бы проявлены и не стали бы очевидными.
Как выглядит Джин
Всевышним были созданы существа двух видов, которых он наделил свободой выбора: люди и джинны. Все остальные существа на земле свободой выбора не обладают, а лишь совершают то, что в них вложил Всевышний. Также свободой выбора не обладают ангелы, которых создал Творец для послушания и подчинения Всевышнему. Джины же имеют возможность выбирать сами, по своему желанию, в кого верить и кому поклоняться.
Как же выглядит джин, и что это существо собой представляет – дух или осязаемое существо? «Джинн» в переводе с арабского означает «скрытый, тайный», а джинны обычно человеческому взгляду не видны. Это только в мифологии, в арабских сказках и мультипликационных фильмах джинн предстает в образе духа, иногда доброго, способного выполнить три желания, живет в волшебной лампе и можно вызвать джина из этой лампы и загадать желание. В сказке говорится, что для того, чтобы вызвать джинна из волшебной лампы или сосуда, в котором он заточен, достаточно потереть лампу.
Где живут джины?
Кто такие шайтаны?
Тех духов, что сводят с ума и сбивают с истинного пути, искушают, пытаются вызвать желание совершить грех, называют шайтанами – в попытке вызвать джина люди часто недооценивают масштаб творимого ими греха, ослепленные греховными желаниями, потому что эти духи выполняют задание Иблиса (дъявола, который также является джином), работая на него. С шайтанами работают гадалки, колдуны черной магии и предсказатели, которые могут вызвать джина специальными ритуалами, и тогда за определенную плату или в обмен на что-либо шайтаны могут выполнять желание колдуна, нанося определенному человеку вред.
Что случилось с джинами с приходом пророка ﷺ?
Религия джинов
Н екоторые джинны являются мусульманами. В Священном Коране сказано, что среди джиннов встречаются и мусульмане, и уклонившиеся. Те из джиннов, которые стали мусульманами, изъявили желание избрать прямой путь и последовали им.
Подобно людям, джинны обладают правом выбора, которым наделил их Всевышний: они могут по своему желанию выбирать религию для себя, как это могут делать и люди. Среди джиннов встречаются как мусульмане, так и христиане, и иудеи. Среди джиннов встречаются и те, которые, как и некоторые люди, поклоняются Ибли c у.
Как выглядит Джин?
Как сказано в Священном Коране, «…Мы сотворили джиннов из палящего пламени» (сура Аль-Хиджр (Хиджр), 27-й аят), а поскольку Иблис – не падший ангел, ведь нет среди ангелов падших, потому что они безгрешны и не способны проявлять по отношению к своему Творцу непокорность, то Иблис также является джинном. Сказан о, что Аллах обратился к Иблису с вопросом: «Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками? Ты возгордился или же принадлежишь к числу превозносящихся?», на что Иблис ответил:
«Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его сотворил из глины» (сура Аль-Араф (Ограды), 12-й аят) и не изъявил желания падать ниц перед Адамом.
В Священном Кор а не также сказано, что, когда Аллах сказал ангелам пасть ниц перед Адамом, они все пали ниц, но только один из джиннов Иблис не пал, ослушавшись воли своего Творца и поступив по своему желанию.
Отвечая на вопрос о том, как выглядит джин, стоит не только остановиться на том, как они выглядят, но и какими уникальными способностями, удивительными для человека, они обладают. Способности джиннов делают их отличными от людей, не подобными им: многие их возможности находятся за пределами возможностей людей. Один из джиннов мог принести трон царицы Савской пророку Сулейману как доказательство его пророчества и силы до того еще, как закончится собрание, на котором они находились в тот момент. У некоторых джиннов есть способность принимать облик любого животного, а другие джинны обладают способностью летать.
Вред и польза от джинов
Люди, которые занимаются колдовством и магией, используют джиннов в колдовстве для своих целей – либо чтобы причинить другому человеку зло, либо чтобы помочь ему, излечить его или защитить. Но в Коране сказано, что те, кто обращался за покровительством к джиннам, вместе с покровительством и исполнением желания получали все увеличивающийся страх и беззаконие.
Люди должны помнить, что вред людям джинны могут нанести только по воле Аллаха, поэтому надо всегда стремиться к тому, чтобы Аллах помог людям защититься от джиннов. И если не будет соизволения Всевышнего на то, все козни джиннов, тайные беседы от дьявола, целью которых – сбить уверовавшего с пути истинного, ни к чему не приведут.
Могут ли джины вселиться в человека?
На возникающие вопросы о том, способны ли джинны вселяться в людские тела, вызывая у здорового и физически, и психически помешательство, Шариат отвечает следующим образом.
Ряд современников утверждают, что вхождение джинна в тело человека, скорее объясняется случаями умственных расстройств, и они отрицают сам факт наличия у джиннов умения вселяться в человеческое тело.
Но приверженцы Сунны единогласно утверждают, что джины способны вселяться в людские тела по собственному желанию. Этот факт встречал отрицание только со стороны разных философов, считающих данное утверждение не соответствующим здравому смыслу. Также отрицали умение джиннов вселяться в людей мутазилиты, об этом упоминал имам ас-Суюты.
Сунниты же приводят по этому вопросу следующие доводы. Поскольку Всевышним было сказано, что «…те, которые пожирают ростовщичество, восстанут, как восстает тот, кого шайтан поверг своим прикосновением» (сура Аль-Бакара (Корова), 275-й аят), то это говорит о том, что в Судный день будут воскрешены ростовщики, как те люди, которых поразил джин. На таком объяснении данного аята сходятся все толкователи Священной Книги Коран, как утверждает и мам ибн Джуз а й аль-Кальби. Приводятся также слова Сафийи о том, что Пророком Мухаммадом ﷺ было сказано, что «…шайтан перемещается в сынах Адама с кровью!», и этот хадис, по утверждению имама ибн Хаджара аль-Хайтами, опровергает мнение тех, кто отрицает факт того, что шайтан может входить в тело человека.
О том, как поступать с пострадавшим, в которого вселился джин, ведется немало споров. В ряде хадисов есть упоминания о том, что во время лечения людей Пророк Мухаммад ﷺ ударял их: мог стукнуть их в грудь, а ребенка мог постучать по спине. Из этого многие делают вывод, что для лечения верующего, в которого вселился джин, следует его ударить или даже избить. Ученые не пришли по данному вопросу к единому мнению. Шейхуль-Ислам ибн Таймия высказывал уверенность, что, если для лечения верующего, пораженного джином, его потребуется ударить, то нужно это сделать это, и бить много, если это потребуется, помня, что боль доставляется не человеку, а джину, который в нем находится. Тому подтверждением могут быть слова излеченных, что они ничего не чувствовали. А имам ибн Муфлих подтверждал это, говоря, что когда ибн Таймия лечил пораженного джинном, он увещевал поразившего, потом повелевал ему, а потом запрещал ему. Если же джин не соглашался покинуть тело, то имаму приходилось бить пострадавшего до тех пор, пока джин не выходил.
Возможно вам также будет интересно прочитать и увидеть изгнание джиннов.
Но этот пример вовсе не означает, что поступки ученых мужей могут служить каким-то доводом в исламской религии, и даже тот факт, что Пророк ﷺ легонько постукивал пораженного, не говорит о том, что кого-то можно избивать в попытке вылечить, нанося часто ему серьезные увечья, как это делают многие изгоняющие шайтанов в наше время.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)