Что такое джемиться в музыке
Искусство джемовать. Часть 2
Добро пожаловать на вторую часть мастер класса в котором Виктор Вутен и Стив Бэйли рассказывают о том, как сделать так, чтобы ваш джем-сейшен звучал словно подготовленная композиция. Если вы не читали первую часть, то можете сделать это здесь. А для тех, кто уже ознакомился с ней мы продолжаем.
Виктор: Иногда в джемах возникает ситуация, когда несколько музыкантов играют на одном и том же инструменте, будь-то бас, труба, вокал или что-то еще. В таком случае убедитесь, что вы обмениваетесь ролями. Например, если я играю басовый аккомпанемент в начале песни, то я должен подстрекнуть другого басиста продолжить басовый аккомпанемент в следующей части песни. Это мгновенно расширит динамику и пространство в песне. Постоянно обмениваясь ролями таким образом и аккомпанируя различным солистам вы как-бы играете в игру, а это всегда весело! Просто запомните, что все это должно звучать музыкально.
Вокалисты, принимающие участие в джеме, особенно джазовые чаще всего выбирают скэт для импровизаций. Это нормально, но желательно понимать, что в этот момент вы берете на себя роль инструмента. А на сцене, обычно, уже достаточно инструменталистов. Так что вот вам вызов: спойте что-то словами! Сочиняйте их на ходу если понадобится. Они не должны быть идеальны, но они дадут тему или сюжет для песни и для слушателей. Пусть они будут простыми, так чтоб все могли их запомнить когда снова наступит время для припева или куплета. Подумайте вот о чем: группа Beatles создала хит просто напевая “She loves you—yeah, yeah, yeah!” снова и снова! Так что когда вы поете даже самые простые слова, это намного мощнее чем просто скэт.
Стив: Самый важный навык для музыканта — умение слушать и слышать. Вы должны посвятить время тренировке слуха. Нужно уметь быстро называть различные диатонические интервалы из мажорной гаммы, а также различать четыре основных типа аккордов: мажор, минор, уменьшенный, увеличенный. У меня были ученики, которые достигали такого уровня менее чем за неделю осознанных занятий. Затем, когда вы услышите смену баса или аккорда в песне, вы будете мгновенно понимать что происходит и что вы должны делать. Повторюсь, ключ ко всему этому умение слушать.
Виктор: Один известный музыкант однажды напомнил мне, что у меня есть два уха. Он сказал: «Одно из них для тебя, а другое для всех остальных участников группы». Этот урок я никогда не забуду.
Victor Wooten
Стив: Тренировать слух можно и вместе с группой. Остановитесь в середине песни и узнайте, что каждый член команды слушал до остановки. Может ли гитарист пропеть рисунок бочки? А знает ли басист слова песни? Понимает ли барабанщик, что играл пианист в левой руке? Независимо от ответа, как только песня заиграет снова, все начнут слушать друг друга более внимательно. И помните: играть меньше нот — это нормально. Добавляя пространство в песню вы делаете ее лучше. Интересно, что слова «listen» (слушать) и «silent» (тишина) состоят из одних и тех же букв.
Виктор: Для создания наиболее благоприятной атмосферы для всех во время джема, думайте о нем как о командной работе. Если кто-то «повернул влево» в музыкальном смысле, то все должны следовать за ним. Один за всех и все за одного — этот принцип беспрекословно используется в жанре импровизированной комедии, и джем-сейшен также выиграет следуя ему. Используйте эти правила во время следующего джема, а потом обратите внимание на комплименты от других музыкантов.
Развитие этих навыков может открыть новые горизонты вашей музыкальности и даст вам чувство музыкальной свободы. Джемуя таким образом, вы можете оттачивать свои композиторские навыки. Я гарантирую, что используя знания о форме песни, импровизируя простые мелодии и придумывая слова каждый ваш джем будет похож на новую песню. А используя эти принципы при игре джазовых стандартов и других известных тем поможет вдохнуть в них новую жизнь.
5 ПРИЧИН РЕГУЛЯРНО ДЖЕМИТЬ СО СВОЕЙ ГРУППОЙ
Если вы привыкли к регулярным репетициям со своей группой, то наверняка вам известно, как неструктурированные джем-сессии могут отнимать драгоценное время, которое могло быть потрачено на работу над песнями. Именно поэтому многие коллективы стараются свести к минимуму количество таких музыкальных «блужданий», или же вообще к ним не прикасаться. Однако же, если подходить к джемам правильно, то они могут быть невероятно полезны для музыки, даже если они и не приносят ощутимого результата немедленно.
Если вы все еще сомневаетесь в том, что джем нужно практиковать регулярно, то вот несколько соображений, которые заставят вас пересмотреть свою позицию:
1. ДЖЕМ СОЗДАЕТ «ХИМИЮ»
Одно из самых главных удовольствий в наблюдении за игрой, например, джаз-коллектива – это то ощущение химии, которой есть между музыкантами и передается зрителям. Эта химия появляется только в том случае, если определенный круг музыкантов джемит на протяжении долгого времени. Группе, играющей неимпровизированную музыку, порой довольно тяжело достигнуть того же уровня химии, поэтому джемы крайне важны именно для тех коллективов, которые не играют джаз.
Джемы помогают лучше слышать других участников группы, находить способы поддержки своих товарищей, и даже предугадывать их движения. Все эти навыки крайне полезны не только при импровизации, но и при работе над уже написанным материалом.
2. ДЖЕМЫ ПРИВОДЯТ К НОВЫМ ИДЕЯМ ДЛЯ ПЕСЕН
Многие группы используют коллективные импровизации как ключевой инструмент для нахождения новых идей, к которым они бы никогда не пришли, играй участники группы каждый по отдельности. Когда в репетиционной комнате происходит джем, никто не беспокоится об ошибках или неправильных аккордах. Эта свобода зачастую позволяет прийти к каким-то совершенно неожиданным идеям.
Если вы приносите наброски песен на репетиции, а потом вместе с группой джемите «на тему» этих набросков, это должно приводить к интересным результатам. Другие люди (участники вашей группы) слышат звуки совершенно иначе, нежели слышите их вы, так что вы никогда не знаете, куда вас уведут ваши товарищи в работе над песней.
3. ДЖЕМ ПОМОГАЕТ СФОКУСИРОВАТЬСЯ
Иногда может показаться, будто групповые джемы лишены какой-либо концентрации, однако если вы структурируете свои джемы, то увидите, насколько полезно это может быть для фокусировки. Например, после работы над тяжелым отрывком песни, можно организовывать короткий сеанс джема для того, чтобы все пришли в себя, расслабились и «перезагрузились» для дальнейший работы. Позже можно вновь вернуться к сложной части, и над ней будет уже гораздо легче работать после того, как вы выпустите пар, импровизируя. Как если вы заучиваете стихи, которые вам даются тяжело, затем ложитесь спать и наутро просыпаетесь и понимаете, что вы в состоянии прочесть все идеально – так же и здесь, джем – это отличный отдых для мозга и время для структуризации материала у вас в голове.
4. ДЖЕМ ПОМОГАЕТ БОРОТЬСЯ СО СТРАХОМ СЦЕНЫ
Если вы джемите, то воспринимаете игру как некое приключение, и именно это помогает вам более расслабленно рисковать и не бояться делать ошибки. Это вовсе не значит, что вы автоматически начнете делать больше ошибок на сцене, но если вы рискуете на постоянной основе, то день за днем чувствуете себя более комфортно, играя на своем инструменте. А это приводит к уверенности в себе во время выступлений.
5. В КОНЦЕ КОНЦОВ, ДЖЕМИТЬ ВЕСЕЛО
Не такая уж это и новость, но зачастую джем – это именно веселье, а не просто приятные чувства. Например, исследования в спорте показали, что те спортсмены, которые уделяют больше времени свободным тренировкам гораздо реже уходят «со сцены» или страдают от переутомления, чем те, которые посвящают все свое время работе над развитием навыков.
То же самое можно сказать и о музыкантах – у тех, кто уделяет больше времени музыкальному веселью во время репетиций, гораздо больше шансов остаться в деле на долгое время. Что касается групповых репетиций, то получение удовольствия, развлечение – это не такая уж и легкая вещь, как может показаться сначала. Особенно, если вы перфекционист.
Разумеется, репетиции не предназначены для того, чтобы перманентно развлекаться – нужно делать большое количество важной работы, так что нельзя джемить постоянно. Однако вы можете удивиться, насколько мягче будет идти эта важная работа и насколько более удовлетворительными будут результаты, если сначала вы устроите небольшую импровизационную сессию. Вовсе необязательно посвящать импровизациям половину репетиции – даже пяти минут свободного джема в начале каждой репетиции может быть достаточно для того, чтобы каждый почувствовал себя комфортно и был готов к продуктивной работе.
КАК НАУЧИТЬСЯ ДЖЕМИТЬ С КЕМ УГОДНО?
Возможно, вы привязаны к своему коллективу и никогда не играли больше ни с кем, кроме определенного круга людей. Или же занимаетесь сольными проектами. Однако для поддержания музыкального тонуса очень полезны джемы с другими музыкантами.
Один из самых сильных барьеров, удерживающих нас от того, чтобы просто взять и поиграть с другими людьми – это наши представления о том, что существует правильный и неправильный способы исполнения музыки. Подобное представление формируется благодаря многим разным факторам, но оно само по себе «неправильно». Почему это происходит:
— Вы учились в музыкальной школе/ВУЗе, и переоценили значение музыкальной теории, которая якобы диктует правила, которым необходимо следовать;
— Вы участвуете в коллективе, в котором люди постоянно критикуют вас;
— Вы в принципе окружены людьми, которые привыкли вас критиковать.
Эти факторы накладывают на вас тяжелое бремя постоянной самокритики, которое заставляет вас бояться сыграть что-то не так, как нужно. Проблема подобного образа мышления с ног на голову переворачивает фундаментальную природу и цель музыки, которая заключается в том, чтобы передавать то, что вы думаете и чувствуете.
Первое, что необходимо сделать – это найти способ заглушить свою или чужую критику у себя в голове и постараться начать доверять собственным ушам. Запомните, в любой музыкальной ситуации финальное решение остается именно за ними, и никогда – за чужим мнением. Это ваше собственное выражение мыслей и чувств, а не чей-то музыкальный вкус.
ВАЖНОСТЬ РИСКОВ
Чтобы найти то, что вам нравится слышать, нужно научиться брать на себя музыкальные риски и не бояться делать ошибок. Музыкальный джем не опасен ни для чьей жизни, не сулит никому болезней, от него не страдает ничья репутация или финансовое положение, поэтому слово «риск» здесь – это просто фигура речи. Многие крутые идеи рождаются именно из ошибок – на репетициях, во время сессий записи, концертов и других ситуаций, когда вам нужно исполнять музыку. И поскольку ошибки могут быть настолько ценными, лучше всего нарочно вводить себя в зоны риска:
— Сыграть тот аккорд, который «не предполагается» в конкретной песне;
— Играть случайный набор нот на вашем инструменте;
— Хотя бы иногда слушать альбомы с экспериментальной музыкой и пытаться понять ее структуру.
Чем больше вы будете практиковаться в этих «рисках», тем больше вероятность появления хороших идей. Не забывайте записывать свои джемы, чтобы вы всегда могли вспомнить идею и воспользоваться ей позже.
С ЧЕГО НАЧИНАТЬ?
Конечно, прочтения этой статьи недостаточно для того, чтобы сразу схватить телефон и позвонить знакомому музыканту с предложением. Потренируйтесь немного в одиночестве. Запишите под метроном самую простую басовую партию (мы имеем в виду, ОЧЕНЬ простую) и играйте под нее. Это будет своеобразным джемом с самим собой. Также можно включить известную песню – но не из любимых. Возможно даже ту, которая вам не нравится, или в которой, как вам кажется, чего-то не хватает.
Разумеется, не нужно приходить на первую джем-сессию с полным отсутствием идей. Принесите с собой какие-то мелодии и риффы, ритмы – пусть у вас будет несколько заготовок. И убедитесь, что те или тот, с кем вы собираетесь встретиться, тоже принесут что-то с собой. Так вы сможете настроиться друг на друга и получить максимальное количество удовольствия и пользы.
● Джем-сейшн ( jam-session) — длительная импровизация музыкантов одной или разных групп, во время которой каждый может блеснуть своим индивидуальным мастерством.
Джемами часто завершаются сборные концерты или фестивали.
Сам термин джем (jam) пришел из джаза приблизительно к 1929-ому году и понимался, как короткая и свободная импровизация всей музыкальной группы.
● Здесь вы найдете интересные джемы, анонсы о джемах, репортажи с музыкальных джемов.
Master-Jam Jazz Fest
1 октября Международный день Музыки!
Желаем Вам успевать делать паузы, вовремя брать новый вдох в ритме и темпе вашей жизненной музыки и.. чаще слушать концерты Тишины! 😉
Интуитивная музыка (англ. Intuitive music) — одна из форм спонтанной музыкальной импровизации на основе экспромтного звукового воплощения какой-либо идеи, которая изначально может быть выражена в виде слов, графики, пластики или каким-либо иным способом.
Термин «интуитивная музыка» был введён в 1968 году немецким композитором Карлхайнцем Штокхаузеном
Интересное!
28 сентября в Козлове должен быть жааркий джем!
Дело в том, что вместе с Иглесиасом гастролирует бэнд мирового масштаба, и последние два раза, когда он приезжал в Москву, благодаря знакомству с русскими фанк-музыкантами, происходили спонтанные джемы в клубах Москвы.
Теперь музыканты Иглесиаса, собираясь к нам, заранее просят московских друзей устроить джем-пати.
Показать полностью.
На этот раз Иглесиас привез с собой легендарных музыкантов – Zachary Alford (барабанщика Дэвида Боуи) и вокалистку Imani Coppola Также на джеме вновь будут перкуссионист Gilmar Gomes, басист Joe Ayoub, гитариcты Alex Feder, и Brett Grau, другие виртуозы из команды Энрике.
Россию на джеме представят музыканты фанк-формации C.L.O.N.E.: Роман Гринёв (бас), Александр Мельник (барабаны), Феликс Лахути (электроскрипка), Андрей Цехер (клавиши), Смитана, Наталья Евелина, Ариф Акимов (вокалы), Павел Семилетков (гитара) и многие другие
Судя по прошлому опыту, на джеме будеу звучать фанк, соул, хип-хоп и, конечно, горячие латинские ритмы.
Ждите видео с этого джема!
Jam-music в кафе «Море внутри»
Хей-хей!
Вы уже забыли, что надо собираться импровизировать, экспериментировать с музыкой?
В эти холодные, дождливые дни так и тянет завернуться в плед и наслаждаться волной из нот. Обнять саксофон или виолончель. Забыть, что за окном уже осень.
Показать полностью.
Джем-сейшны от проекта JMS проходят в кафе «Море Внутри».
Это открытое мероприятие, которое каждый может посетить совершенно свободно.
Ждем всех: и любителей, и профессиональных музыкантов и слушателей!
22 сентября, 21:00-23:00 джем-сейшн в рамках выставки.
Адрес: кафе-веранда «Море Внутри», парк Сокольники, Песочная аллея 7А
Вход по системе PAY WHAT YOU WANT
Master-Jam Jazz Fest
MASTER-JAM FEST НАЧАЛ РЕГИСТРАЦИЮ УЧАСТНИКОВ
ОНЛАЙН СЕЗОНА 2013-2014
Проезд и проживание участников, вышедших в финальный тур, оплачиваются фестивалем.
Первый финал MJF состоялся в Одессе в июне 2013. Впервые в мировой практике джазовых фестивалей в финале «Master-Jam Fest 2013» в Одессе встретились более 40 ярких импровизаторов из 16 стран и объединились в звездные составы, чтобы в атмосфере драйва определить лучшего. Также в рамках фестиваля прошли мастер-классы и презентации арт-проектов. Финальные дни фестиваля-конкурса сопровождали ТВ и Интернет-трансляции.
Проект стал ярким явлением джазового сообщества, о чем свидетельствуют обзоры авторитетных джазовых критиков, многочисленные позитивные отзывы зрителей и 1000 публикаций в СМИ многих стран.
MJF сопровождают ТВ- и Интернет-трансляции.
За развитием проекта наблюдают профессионалы и любители джаза более чем из 150 стран мира.
Что такое джемиться в музыке
А теперь музыкальные правила!
5 простых правил, которые ты должен знать и использовать. Без них, тебе нечего делать в джеме.
» Ещё не закрытая Википедия определяет джем или джем-сейшн (jam session) следующим образом:“совместная последовательная индивидуальная и общая импровизация на заданную тему. Музыкальное действие, когда музыканты собираются и играют без особых приготовлений и определённого соглашения, либо когда взять инструмент и выступить может каждый из присутствующих.”
Это ёмкое и предельно ясное обозначение понимают все музыканты. Я предлагаю считать это единственно верным обозначением. Однако, есть в нём одна деталь, которая может перевернуть сознание джемующих юношей и дам.
Что же это за деталь? Это – “заданная тема”.
“Заданная тема” – самая проблемная и болезненная для музыкантов деталь этого значения.
Отсутствие темы делает джем невозможным. «
Читай полностью:
http://csbrjournal.blogspot.ru/2015/08/blog-post.html
Записаться на джем: vk.cc/3MgTx1
Очень полезно для начинающих джемующих заранее, перед джемом определить тему, вокруг которой и будет осуществляться импровизация. Очень трудно на ранних этапах музыкального развития сразу выдать готовую мелодию, которую все поймут и будут в состоянии обыграть согласно элементарным музыкальным правилам.
Выбрав тему, все участники должны заранее разучить выбранную тему и научиться играть её в разных тональностях. После этого можно пробовать играть её всем вместе, эксперементируя с ритмикой, темпом, гармонией. Уже на этом этапе вы сможете потренироваться формировать в группе диалог в режиме реального времени.
С опытом и временем появляются навыки исполнения мелодии «здесь и сейчас».
А с этим как? Или на базе собираются такие самцы, которые могут навалить без подготовки?