Что такое джаз модерн танец

История зарождения танца джаз-модерн

Что такое джаз модерн танец. Смотреть фото Что такое джаз модерн танец. Смотреть картинку Что такое джаз модерн танец. Картинка про Что такое джаз модерн танец. Фото Что такое джаз модерн танец

Танец джаз-модерн знаком не только танцорам, но и большинству современных людей, хотя бы немного интересующихся культурой, искусством и танцем. Изящный и амплитудный, свободный и чувственный, красивый и пластичный – все это про джаз-модерн.

Джаз-модерн

Яркость, эмоциональность и свободная легкость джаза дополняли глубокую философию модерна.

Это направление современной сценической хореографии появилось в 70-е годы прошлого века в Америке, а потом уже «захватило» Европу. Два танцевальных стиля – джаз и модерн объединились в новое направление. Но чтобы узнать историю танца, нужно заглянуть в начало XX века.

«Рождение» джаза

Джаз как танец «расцвел» в 20-е годы XX века, исполнялся и придумывался афроамериканцами в бытовой среде, но быстро стал фаворитом сцены – бродвейские постановки не обходились без него.

Одна из основателей стиля – Кэтрин Данхэм. «Черный», как его называют, танец, обязан афроамериканцам их неповторимой пластикой, образностью, чувством стиля и свободой всех частей тела в движении.

Новый танец быстро завоевал Голливуд

«Рождение» модерна

Модерн «гремел» на протяжении XX века, сопровождая все мировые перипетии и бурные изменения. Стиль стал реакцией на классический танец со строгими формами, ритмами и движениями. Танцовщики устали от балета, а новый, быстро менявшийся, мир, требовал современного, свободного и пластичного танца с иными темами.

Айседора Дункан первая представила на сцене модерн

Модерн не был рожден в «низах», в отличие от джаза. Айседора Дункан первая представила на сцене модерн, но своей школы не создала.

Главный теоретик стиля, благодаря которому современная американская балетная школа сейчас выглядит именно так – Марта Грехэм. Философию, технику и неповторимую энергетику танца также разрабатывали Лои Фуллер, Рут Сен-Дени, Тэд Шоун, Дорис Хамфри.

Что такое джаз модерн танец. Смотреть фото Что такое джаз модерн танец. Смотреть картинку Что такое джаз модерн танец. Картинка про Что такое джаз модерн танец. Фото Что такое джаз модерн танец Постановка Пины Бауш

С высокой скоростью распространился модерн по всей Европе. Так мир узнал о талантливых хореографах – Морисе Бежаре, Пине Бауш и других.

Из российских представителей стиля известны Евгений Панфилов, Алла Сигалова, хотя такого развития, как в Европе, в модерне мы не достигли. Вскоре компоненты стиля стали использоваться в балетных постановках и классическом танце.

Джек Коул – «отец» танца джаз-модерн

Два разных направления недолго просуществовали раздельно и скоро объединились в джаз-модерн. Джек Коул – педагог, первый грамотно соединивший техники этих стилей, а уже в 1966 выпустили учебник с описанием особенностей нового направления. После этого джаз-модерн начал развиваться самостоятельно.

Джек Коул репетирует с Мэрилин Монро

Что такое джаз модерн танец. Смотреть фото Что такое джаз модерн танец. Смотреть картинку Что такое джаз модерн танец. Картинка про Что такое джаз модерн танец. Фото Что такое джаз модерн танец

Что такое джаз модерн танец. Смотреть фото Что такое джаз модерн танец. Смотреть картинку Что такое джаз модерн танец. Картинка про Что такое джаз модерн танец. Фото Что такое джаз модерн танец

Яркость, эмоциональность и свободная легкость джаза дополняли глубокую философию модерна. Танец стал полноценным, музыка сливалась с движениями, выразительных элементов появлялось все больше. Это позволило танцовщикам разных профессиональных уровней, подготовки и телосложения исполнять джаз-модерн на высоком уровне, развиваться в нем.

Сейчас джаз-модерн активно меняется, вбирая в себя новые формы, техники и элементы иных стилей – хип-хопа, например.

Джаз-модерн сегодня

Музыка подбирается по настроению танца, ритм тоже может быть разный – от афро-джаза до мелодичных и умеренных классических композиций. Порой берут и поп/рок-хиты.

Что такое джаз модерн танец. Смотреть фото Что такое джаз модерн танец. Смотреть картинку Что такое джаз модерн танец. Картинка про Что такое джаз модерн танец. Фото Что такое джаз модерн танецГлавное – музыка не должна быть простой, несвязной или пустой. Эмоциональность, бурные всплески, лиричность и драматичность, – все отраженное в танце должно дополняться композицией.

Источник

Что такое:: джаз-модерн

Джаз-модерн — это танец, удивительным образом сочетающий в себе элементы джазовой хореографии, стилистику направления модерн и технику классического танца. Это направление очень экспрессивно, позволяет при помощи движений выразить сложные эмоции. Джаз-модерн отличают динамичные и свободные движения корпуса, грациозные вращения и прыжки. Это танец энергии, жизни, постоянного движения.

Что такое джаз модерн танец. Смотреть фото Что такое джаз модерн танец. Смотреть картинку Что такое джаз модерн танец. Картинка про Что такое джаз модерн танец. Фото Что такое джаз модерн танец

Что такое джаз модерн танец. Смотреть фото Что такое джаз модерн танец. Смотреть картинку Что такое джаз модерн танец. Картинка про Что такое джаз модерн танец. Фото Что такое джаз модерн танецДжаз-модерн — это танец, удивительным образом сочетающий в себе элементы джазовой хореографии, стилистику направления модерн и технику классического танца. Это направление очень экспрессивно, позволяет при помощи движений выразить сложные эмоции.

Джаз-модерн отличают динамичные и свободные движения корпуса, грациозные вращения и прыжки. Это танец энергии, жизни, постоянного движения.

Истоки джаз-модерна

Что такое джаз модерн танец. Смотреть фото Что такое джаз модерн танец. Смотреть картинку Что такое джаз модерн танец. Картинка про Что такое джаз модерн танец. Фото Что такое джаз модерн танецКак уже было сказано, джаз-модерн представляет собой поразительный и парадоксальный сплав во энергичного джаз-танца, утонченного модерна и возвышенного и академичного классического танца.

1. Джаз-танец. Это направление развилось из фольклорных танцев американцев африканского происхождения. Еще в 18 веке «черное» искусство было признано равным «белому». В связи с этим начинается активное развитие афроамериканского танца, обогащение его элементами из других направлений.

Джазовый танец сложился к 20 веку и стал довольно распространен. Он был лишен академичной холодности классического танца, в нем отсутствовала идейная тенденциозность модерна. Джазовый танец отличался легкостью и беззаботностью. Частично он заимствовал некоторые движения из бытового танца.

Джазовый танец нравился публике энергичностью, эмоциональностью. Его часто использовали в различных спектаклях, мюзиклах, кинофильмах.

2. Модерн. Это направление возникло, как и джаз-танец, возникло в начале 20 века. Однако в отличие от него, в основе модерна лежала определенная философия исполнителя. При помощи движений артист старался показать свое мироощущение. В какой-то мере, модерн — это протест строгой академичности балетного искусства.

Не связан модерн и с фольклорными и бытовыми течениями. Его можно назвать авторским танцем. Впервые модерн начали танцевать Айседора Дункан, Марта Грэхэм, Дорис Хэмфри, Тэд Шоун и др. Со временем мастера этого течения начали создавать собственные школы со своей техникой, движениями и хореографией. Однако общих закономерностей у стиля модерн все же нет. Каждый исполнитель индивидуален.

Что такое джаз модерн танец. Смотреть фото Что такое джаз модерн танец. Смотреть картинку Что такое джаз модерн танец. Картинка про Что такое джаз модерн танец. Фото Что такое джаз модерн танец3. Классический танец. Это направление родилось еще в 16 веке из историко-бытового танца. За долгие века существования классический танец обрел свою символику, систему образов, эстетику. Кроме того, четко сложились принципы подготовки танцоров и методика обучения этому виду танца с развитой терминологией (каждое балетное движение имеет название на французском языке.)

Эти три направления легли в основу джаз-модерна и являются его фундаментальными частями. Но в настоящее время джаз-модерн также обогащается и за счет других направлений. Он заимствует повороты и шаги латиноамериканских танцев, некоторые движения брейкданса и т.д.

Возможность использовать различные комбинации элементов делает джаз-модерн универсальным и самобытным направлением. Фактически каждый преподаватель обучает своих подопечных немного по-своему. Освоив основные движения ученик, в свою очередь, может добавлять особенные элементы, делая манеру исполнения индивидуальной.

Обучение джаз-модерну

Что такое джаз модерн танец. Смотреть фото Что такое джаз модерн танец. Смотреть картинку Что такое джаз модерн танец. Картинка про Что такое джаз модерн танец. Фото Что такое джаз модерн танецДжаз-модерн, по сути позволяет обучать практически универсальных танцоров. Они владеют сразу несколькими техниками, умеют сочетать, казалось бы, несочетаемые танцевальные направления, своим танцем рождая уникальное действо. Танцоров джаз-модерна учат энергичным, четко координированным и стремительным движениям джазового танца.

Также они осваивают дыхательную технику, перемещения веса и свободу модерна. В то же время упражнения, взятые из классического танца, позволяют выработать выворотность стоп, отработать шаги, вращения и прыжки.

Кому стоит попробовать себя в джаз-модерне?

Прежде всего, джаз-модерн — это довольно экспрессивное направление, которое как нельзя лучше подойдет темпераментным людям, которые хотят в танце найти источник самовыражения. Кроме того, если вы против всяких ограничений и рамок, джаз-модерн предоставит вам безграничную свободу для творчества.

В этом танце ваше тело может совершать совершенно любые движения, как во вертикальной оси, так и по горизонтальной. Кроме того, джаз-модерн хорошо развивает координацию движений, пластику, музыкальность. Вы лучше научитесь управлять собственным телом, сможете развивать его гармонично. Также через некоторое время вы заметите, что у вас улучшилась память, развилась творческая фантазия и воображение.

Джаз-модерн — уникальный танец, сочетающий в себе философскую сосредоточенность на внутренних ощущений модерна, беззаботность и стремительность джазового танца, а также строгость и изящность балета. Это танец для неординарных личностей, жаждущих самовыражения.

Источник

Что такое джаз модерн танец

Отличительными особенностями джазового танца являются РИТМ ДИНАМИКА АКЦЕНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ.

Что такое джаз модерн танец. Смотреть фото Что такое джаз модерн танец. Смотреть картинку Что такое джаз модерн танец. Картинка про Что такое джаз модерн танец. Фото Что такое джаз модерн танец

Что такое джаз модерн танец. Смотреть фото Что такое джаз модерн танец. Смотреть картинку Что такое джаз модерн танец. Картинка про Что такое джаз модерн танец. Фото Что такое джаз модерн танец

Появление других центров вращения, оппозиция (движение одной части тела в противоположном направлении относительно ее оппозиционной части, например, верха относительно низа, правой части корпуса относительно левой и т.п.). Каждый центр имеет свое пространство движения (то есть максимально достижимые точки) и свою ось движения.

Каждая часть тела, или каждый центр, имеет свое собственное поле напряжения или свое собственный центр движения, в своем движении изолированные центры могут сочетаться друг с другом (координироваться).
Полицентрия – это основополагающий принцип танцевальной техники. Для того, чтобы перевести его в реальную видимость танца, существует технический прием, который называется изоляцией и подразумевает, что каждая часть тела, центр, двигается независимо от другой части. Это, на первый взгляд, простая задача, достаточно сложна для начинающего танцора, так как по анатомическим особенностям нашего тела все центры тесно связаны между собой, и движения, например головы, естественно вызывает напряжения в плечевом поясе или грудной клетке. Однако изоляция – это основной технический прием, с которого начинается обучение джаз – танцу.

В джазовой хореографии ценится умение использовать различные уровни при передвижении танцовщика в пространстве (падения, перекаты и т.п.) Джаз, как и классика-прежде всего танец, где важнейшим элементом является форма. Но в отличие от классики и модерна, джаз невозможен без яркого выражения эмоций исполнителя на сцене, и эти эмоции в большей степени зависят не от идеи или сюжета, а от телесных ощущений танцовщика при исполнении заданной балетмейстером формы. Помимо внешней техники, джаз требует от исполнителя некоторого набора специфических черт характера, таких как легкость, раскованность, жизнерадостность, чувство юмора, умение не показывать свое плохое настроение. Основное отличие джаз танца, танца модерн и классического танца лежит в держании позвоночника. Если в классическом балете позвоночник является осью всего тела, осью вращения и прыжка, то в джазовом танце всё диаметрально противоположно-позвоночник в основном свободный и расслабленный. В танце модерн позвоночник, как и в классическом танце, является осью движения, но эта ось, как правило, не направляется вертикально, а изгибается и вращается в различных отделах.

Основные понятия джаза

Источник

Что такое джаз модерн танец

История развития джаз-модерна

В 1975 году появился первый учебник (автор учебника- Гас Джордано (Gus Giordano), посвященный технике модерн-джаз танца. До сегодняшнего времени этот учебник является основой в практике педагогов всего мира.

Современный : Танцевальный стиль, ранее исполняемый под музыку популярную в текущий период времени, позднее, в конце 1950-х – под музыку Современного джаза, под произведения таких музыкантов как Диззи Гиллеспи, Арт Татум и Дейв Брубек.

Джаз сегодня (Today’s Jazz Dance) : Танец в данной дисциплине может быть исполнен с использованием разных стилей и ритмов – афро-кубинских, восточных, испанских и т.д. Композиция может быть представлена в образе персонажа – Ковбоя, Моряка, Клоуна и т.д., а может быть абстрактна по своей природе. В танец также могут быть включены элементы Модерна или Лирического джаза, исполняемого под такую музыку как «Wind Beneath My Wings» Бетти Мидлер.
Примечание: Не следует путать Современный балет с дисциплиной Джаз. Элементы Современного балета не могут быть использованы в данной дисциплине. Допускается использование элементов других современных стилей, таких как Хип-Хоп, Диско, Брейкданс, однако, они не должны доминировать над движениями основного стиля.
Jazz vs Show Dance
Порой очень непросто отличить Show Dance от Джаза, однако, некоторые различия все таки есть. Существует огромное количество джазовых направлений – начиная со стиля 1920-х и заканчивая современными вариациями. Как правило, номер в тиле Джаз представляет собой лишь танец, без какой-либо определенной темы или идеи. Джаз – это постоянно развивающееся танцевальное направление. Некоторые могут сказать, что все танцы в стиле Street Dance содержат в себе элементы Джаза. Чем же отличается Джаз от Street Dance? Определенно музыкой. Именно музыка диктует стиль танца. Значит ли это, что мотивы Хип-Хоп или Брейкданс не могут быть включены в джазовую композицию? Да, так как именно музыка определяет танцевальную дисциплину.
Тем не менее, танец в стиле Джаз может быть исполнен под музыку Хип-Хоп или Брейкданс, однако не наоборот.

Джаз в ОРТО (IDO). Общие положения

В данной дисциплине представлены следующие категории: Соло Мужчины, Соло Женщины, Дуэт, Малая группа и Формейшен.

1. Характеристика движений: Джаз представляет собой многогранную форму искусства. Вышеперечисленные джазовые стили – это лишь некоторые варианты того, что может быть представлено в данной дисциплине.
2. Весь номер должен состоять только из элементов, характерных для Джаза – прыжков, port de bras, а также из движений ногами и верхней части тела. При выставлении оценок учитывается координация и ритмичность движений танцоров. Обязательно ношение специальной обуви.
3. Акробатические движения: В данной дисциплине допускается использование акробатических элементов, в том случае, если при их выполнении тело танцора касается земли, и если данные движения не доминируют в танце над остальными.
4. Поддержки: Разрешается использование в танце поддержек в соответствии с Общими положениями для категорий Юниоры и Взрослые.
Примечание: Использование поддержек НЕ допускается в категории Дети.
5. Реквизит: Использование реквизита допускается в следующих случаях:
Костюмы: Ношение аксессуаров, таких как шляпы, шарфы, перчатки, пояса и т.д., допускается в том случае, если они являются частью костюма. Танцоры могут снимать их, сбрасывать с себя или передавать друг другу. Запрещается оставлять аксессуары на сцене по окончании номера. Если, например, участник во время исполнения композиции сбрасывает с себя шарф, то по окончании номера выступающий обязан поднять шарф и унести его с собой со сцены.
Ручной реквизит: Допускается использование ручного реквизита (тростей, зонтов, чемоданов, зеркал, флагов и т.д.), в том случае, если реквизит является неотъемлемой частью танца. Танцоры могут ставить реквизит на пол во время своего выступления, однако по окончании номера должны обязательно унести реквизит со сцены. Ручной реквизит не может быть использован в качестве напольного реквизита. Другими словами, нельзя, например, выйти на сцену с зонтом, положить его на пол и протанцевать весь танец без использования зонта.
Напольный реквизит: Допускается использование напольного реквизита (стульев, коробок, лестниц и т.д.), в том случае, если танцоры при выходя на сцену самостоятельно его выносят. Напольный реквизит должен быть составной частью танца и использоваться во время всей композиции. Использование предметов для украшения сцены запрещено. По окончании номера танцоры обязаны унести реквизит со сцены.
Декорации: Использование любых декораций запрещено.
6. Пение под фонограмму запрещено в данной номинации.

Как правило, танец в дисциплине Show Dance имеет какую-либо тему, рассказывает какую-либо историю, однако возможны и другие варианты. Например, в основе танца могут лежать эмоции, цвет или слово.
Танец в стиле Джаз не обязательно должен подчиняться какой-либо идее, в основе композиции может лежать лишь танец.
Техника Модерна может составлять основу танца в стиле Джаз или Show Dance. Однако, это зависит от того, насколько номер представляет собой «шоу». Лирическая композиция, исполняемая в номинации Show Dance под песню Уитни Хьюстон, без определенной темы или идеи может получить низкие оценки по системе 4-D. Однако, если композиция оценивается по системе 3-D, возможны и высокие оценки за ту же композицию.
В дисциплине Show Dance большое значение имеет способность участников с помощью техники раскрыть тему танца. Хореография танца и то, как ее представляет танцор, должны представлять сценическую ценность. Важную роль также играет образ, создаваемый танцором. Однако, в номинации Джаз сценическая ценность танца не должна влиять на оценки судей. Оценки должны быть выставлены только по соответствующим параметрам: за технику, хореографию и образ, общий внешний вид танцора.

Модерн в ОРТО (IDO). Общие положения

В данной дисциплине представлены следующие категории: Соло Мужчины, Соло Женщины, Дуэт, Малая группа и Формейшен.

Модерн – это художественная форма, которая вобрала в себя элементы многих танцевальных стилей, которая изменялась и развивалась на протяжении многих лет.
Модерн – один из наиболее свободных и гибких стилей танца, в котором хореограф использует настроение и эмоции при построении композиции, в отличие от Балета, в котором все движения четко структурированы. В Модерне во многих элементах преднамеренно обыгрывается сила тяжести, гравитация, в то время как в Балете все движения легки и воздушны.
Развитие стиля Модерн логически вытекает из танцевальных стилей 20 века. В то время многие танцоры стремились выйти за твердые рамки Балета, который они считали слишком негибким, строгим и сдерживающим. Они искали новые формы и техники, и, в итоге, положили начало новому танцевальному стилю.
В данной танцевальной дисциплине используются современные танцевальные техники, по большей части, созданные в первой половине 20 века великими европейскими и американскими танцорами и хореографами, такими как Марта Грэм, Хосе Лимон, Элвин Эйли, Мерс Каннингем, Лестер Хортон, Мэри Вигман, Ханья Хольм и другие.
Однако, это вовсе не значит, что танцоры, выступающие в стиле Модерн, должны использовать только техники прошлого века в их первоначальном виде. Напротив, приветствуется использование современных тенденций и совершенно новых, экспериментальных техник, оригинальных идей в танце. Модерн постоянно рассказывает новое о теле, о том, как оно работает, предлагает иное качество движений и самовыражения, дает пространство для творчества и эксперимента.

1. Характеристика движений: Танец должен включать в себя элементы современных танцевальных техник и новых течений, а также соответствовать возрастной категории и танцевальным навыкам участников.
Включение в композицию элементов Современного балета не допускается. Допускается использование элементов других современных стилей, таких как Хип-Хоп, Диско, Брейк данс, однако, они не должны доминировать над движениями основного стиля.
Главный критерий оценки выступления – уровень танцевальной подготовки участников наряду с тематикой, идеей танца. История, сюжет танца также учитываются, однако, им не придается такое значение, как, например, в Show Dance. В первую очередь оценивается настроение, эмоциональный посыл композиции.
В данной дисциплине идея или концепт танца, его тематика должны соответствовать возрастной категории участников, особенно если композиция затрагивает тему личных переживаний человека, его близких отношений с другими людьми.
2. Акробатические элементы и поддержки: Использование акробатических движений допускается, если это оправданно тематикой композиции. Не допускается большое количество гимнастических движений. Танец в стиле Модерн не должен выглядеть как акробатический номер. Поддержки запрещены в категории Дети.
3. Реквизит и декорации: Допускается использование реквизита, однако он не должен затмевать танец. Использование задников запрещено.
4. Костюмы: Костюмы танцоров должны быть хорошо подобраны с эстетической точки зрения и в соответствии с возрастом участников

Источник

Танец Джаз Модерн

Что такое джаз модерн танец. Смотреть фото Что такое джаз модерн танец. Смотреть картинку Что такое джаз модерн танец. Картинка про Что такое джаз модерн танец. Фото Что такое джаз модерн танец

Танец джаз-модерн — одно из направлений современной зарубежной хореографии, зародившееся в кон. XIX — начало. XX вв. в США и Германии.

Термин «Танец модерн» появился в США для обозначения сценической хореографии, отвергающей традиционные балетные формы. Войдя в употребление, вытеснил другие термины (свободный танец, дунканизм, танец босоножек, ритмопластический танец, выразительный, экспрессионистский, абсолютный, новый художественный), возникавшие в процессе развития этого направления.

Общим для представителей танца модерн, независимо от того, к какому течению они принадлежали и в какой период провозглашали свои эстетические программы, было намерение создать новую хореографию, отвечавшую, по их мнению, духовным потребностям человека XX века.

Основные её принципы: отказ от канонов, воплощение новых тем и сюжетов оригинальными танцевально-пластическими средствами. В стремлении к полной независимости от традиций представители т.м. пришли, в конце концов, к принятию отдельных технических приёмов, в противоборстве с которыми зародилось новое направление. Установка на полный отход от традиционных балетных форм на практике не смогла быть до конца реализована.

Модерн обычно исполняется босиком.

Идеи, жест, освобождённый от условности и стилизации (в том числе музыкальной), способен правдиво передавать все нюансы человеческих переживаний. Его идеи получили распространение в начале 20 в. после того, как были художественно реализованы двумя американскими танцовщицами, гастролировавшими в Европе. ЛоиФуллер выступала в 1892 в Париже.

Её танец «Серпантин» строился на эффектном сочетании свободных телодвижений, стихийно порождаемых музыкой, и костюма — огромных развевающихся покрывал, освещённых разноцветными прожекторами. Однако основоположницей нового направления в хореографии стала Айседора Дункан.

Её проповедь обновлённой античности, «танца будущего», возвращённого к естественным формам, свободного не только от театральных условностей, но и исторических и бытовых, оказала большое влияние на многих деятелей искусства стремившихся освободиться от академических догм.

Источником вдохновения Дункан считала природу. Выражая личные чувства, её искусство не имело общих черт с какой-либо хореографической системой. Оно обращалось к героическим и романтическим образам, порождённым музыкой такого же характера.

Техника не была сложной, но сравнительно ограниченным набором движений и поз танцовщица передавала тончайшие оттенки эмоций, наполняя простейшие жесты глубоким поэтическим содержанием. Дункан не создала законченной школы, хотя и открыла путь новому в хореографическом искусстве. Импровизационность, танец босиком, отказ от традиционного балетного костюма, обращение к симфонической и камерной музыке — все эти принципиальные нововведения Дункан предопределили пути танца модерн.

В России одними из первых ее последователей были студии свободного, или пластического танца и музыкального движения.

Другим источником, существенно воздействовавшим на его формирование, была система Э. Жака-Далькроза — ритмика.

Ритмопластический танец, развившийся на её основе, был во многом противоположен дунканизму. Жак-Далькроз исходил из аналитичного, внеэмоционального воплощения исполнителями музыки; танец не был произвольной трактовкой её тематической программы, разные части тела создавали как бы пластический контрапункт, в котором движения танцовщиков соответствовали отдельным голосам музыки.
Но даже в своих первых крупных постановках в Хеллерау («Эхо и Нарцисс» на собственную музыку, 1912; [[Свободный танец и опера К.В. Глюка «Орфей и Эвридика»: столетие творческого союза, 1902-2005|«Орфей»]] на муз.Глюка, 1913) Далькроз воплотил не только структуру музыкального произведения, но передал их эмоциональное содержание, что потребовало уже чисто пластической выразительности жеста и позы.

Против такого безраздельного господства музыки над танцем выступил австрийский хореограф Р.Лабан, ставший ведущим теоретиком танца модерн. Для обоснования своих взглядов он обратился к философско-эстетическим учениям древней Индии, пифагорийцев и неоплатоников. В теоретическом труде «Кинетография» (1928)

Лабан изложил универсальную концепцию танцевального жеста, которая оказалась применимой для анализа и описания всех пластико-динамических характеристик движений независимо от того, к какой национальности, стилевой и жанровой категории они принадлежат. Не менее существенной для формирования эстетики танца модерн была мысль Лабана о том, что художественно осмысленное движение должно быть выражением внутренней жизни его творца, а не содержания музыки. Наиболее полную реализацию идеи Лабана получили в его постановке «Мерцающие ритмы» (без музыкального сопровождения, 1925).

Творчество ученика и сотрудника Лабана Курта Йосса было направлено на создание нового танцевального театра. Йосс использовал сценографию, музыку, хоровую декламацию, возрождал традиции мистериального и культового театров. Однако все эти приёмы рассматривались как служебные, возбуждающие «энергию движения тела». Танцевальная пластика для представителей «выразительного танца», как себя стали называть последователи Лабана, оставалась главным и часто единственным, средством создания художественного образа.

Один из первых хореографов танца модерн — Йосс осознал необходимость синтеза выразительности, танца с техникой классического танца и не балетной пантомимы. Новаторство Йосса проявилось и в обращении к совершенно новым для балетного театра темам; например, «Зелёный стол» (1932) — первый балет с ярко выраженной политической и антимилитаристской направленностью. Расширению круга тем и образов хореографии содействовала и немецкая танцовщица и хореограф Мэри Вигман (ученица Лабана). Её искания шли в русле экспрессионизма.

Она отказалась от движений, традиционно считавшихся красивыми. Уродливое и страшное Вигман считала также достойным воплощения в танце. Её сольные и групповые постановки («Жалоба», циклы — «Жертва», «Танцы матери» и «Семь танцев о жизни») отличались крайней напряжённостью и динамизмом форм. Вигман привлекали темы одержимости, страсти, страха, отчаяния, смерти. В искусстве Вигман отсутствовал пафос протеста, оно выражало образы-символы общечеловеческих эмоций. Идеи Вигман оказали глубокое воздействие на развитие танца модерн.

Её ученица Ханя Хольм распространила идеи Вигман в США. Грета Палукка, другая ученица Вигман, обращалась не только к мрачному и трагическому. Юмористичные, просветлённые, лирические темы и образы также находили выражение в её творчестве. Музыка, от которой Вигман часто отказывалась, в искусстве Палукки снова обрела должное значение: танцевально-пластическое воплощение получили произведения Б. Бартока, Р. Штрауса, И. Брамса, Г. Ф. Генделя. Палукка внесла в танец модерн технику высоких прыжков и разработала свою методику преподавания. У Вигман также учились известные представители танца модерн — И. Георги, X. Кройцберг, М. Терпис, В. Скоронель, Г. Лейстиков.

Индивидуальный стиль этих хореографов, равно как и других мастеров танца модерн (сестёр Визенталь, А. Сахарова и К. Дерп, Г. Боденвизер, Л. Глосар, Сент-Махезы, работавших в Германии, Австрии, Нидерландах, Швеции и Швейцарии), складывался под воздействием основных школ немецкого танца модерн и разнообразных художеств, течений европейского искусства первой трети 20 в.
Характерны две ведущие тенденции развития.
Представители одной, следуя эстетическим концепциям экспрессионизма, видели в выражении субъективных переживаний хореографа основополагающий принцип творчества.

Представители этого направления утверждали, что и в групповых постановках возможна полная свобода формотворчества, позволяющая каждому исполнителю в зависимости от его индивидуальности развивать самостоятельный, пластический мотив. Второе направление сложилось под влиянием конструктивизма и абстракционизма.

В искусстве его представителей форма приобретала значение не только средства выражения, но становилась непосредственным содержанием танцевального образа. О. Шлеммер (сотрудник нем. школы строительства и конструирования Баухауз) рассматривал танец как точно рассчитанную конструкцию.

Тело исполнителя в его «танцевальной математике» (так Шлеммер называл свою хореографию) служило лишь способом выявления «чисто кинетических формул», подчинённых тем же числовым закономерностям, что и движения механизмов.

Другое проявление конструктивизма в танце модерн — т. н. «танцы машин» — массовые ритмопластические композиции, имитировавшие работу различных механизмов, в основе которых были движения танцовщиков, близкие гимнастическим, намеренно лишённые эмоциональной окраски (В. Скоронель в Германии и Н. М. Форрегер в СССР). Виднейшие мастера немецкого танца модерн были связаны с левым политическим движением.

Американский танец модерн

Труппы танца модерн имеются в Аргентине, Бразилии, Гватемале, Колумбии. Большое распространение танец модерн получил на Кубе, где сложилась своя школа.

Первые труппы были организованы в начале 60-х гг. Р. Геррой и Альберто Алонсо. Продолжая развивать традиции американского и мексиканского танца модерн, кубинские хореографы проявляют особый интерес к негритянском фольклору, причём не только в его латино-американских формах, но и в африканских. И Европе существует несколько крупных учебных центров танца модерн — «Палукка-шуле» (Дрезден, ФРГ) и «Фолькванг-шуле» (Эссен, ФРГ) и др.

Широкое распространение танец модерн получил и в других странах. Шведский танцевальный театр (Б. Кульберг и И. Крамер), Нидерландский театр танца, Печский балет (Венгрия). «Батшева» и «Инбал» (Израиль), танцевальная труппа культурного центра искусств (руководитель А. Рейес, Филиппины) и другие. Стиль этих коллективов определяется принадлежностью их руководителей к американским или немецким школам танцам модерна, а также степенью использования национального фольклора и не балетной пантомимы, владением техникой классического танца.

Танец модерн оказал влияние и на классический танец.

Ни один из крупнейших балетмейстеров 20 в. начиная с А. А. Горского, М. М. Фокина и В. Ф. Нижинского и кончая Дж.Баланчиным и Ю. Н. Григоровичем, не прошёл мимо отдельных частных открытий в этом направлении. Однако элементы танца модерн претворялись ими на основе иных идейно-хореографической концепций. С середины 50-х гг. стремление к синтезированным поискам некоего нового языка современного танца становится заметной тенденцией зарубежной хореографии.

Многих произведениях хореографов танца модерн и балетмейстеров классической школы (Морис Бежар, Р. Пети, Ж. Шарра, Альберто Алонсо, X.Лефебр, А. Де Милль, Дж. Роббинс, Х. Ван Манен, Р. Джофри, Дж. Арпино, Г. Тетли, М. Рамберт, Э. Тюдор, Дж. Крэнко, К.Макмиллан, М. Эк, Т. Гзовская, Т. Шиллинг, К.Я. Голейзовский, Май Мурдмаа и др.) трудно причислить к тому или иному направлению.

Возрастает интерес к танцу модерн и в странах с давними традициями классического танца. В 1967 г. в Лондоне был организован крупнейший в регионе центр по изучению танца модерн, при котором созданы школа и труппа — Лондонский современный театр танца (под рук.Р. Коэна).

В 1972 г. Ж. Руссильо создал труппу Балетный театр Жозефа Руссильо во Франции. Старейшие балетные труппы этих стран — «Балле Рамбер» и парижская Опера также включают в репeртуар постановки танца модерн (с 1974 при парижской Опере работает экспериментальная группа — Театр исканий (рук. К. Карлсон).

На гастроли в СССР приезжали: Балет города Печ. труппы Алвина Эйли, Хосе Лимона, Кубинский ансамбль современного танца, Танцевальный ансамбль Крамера, Театр танца культурного центра Филиппин, Ансамбль танца под руководством Пола Тейлора, Балетный театр Жозефа Руссильо и другие.

Самобытно интерпретировали танец модерн современные хореографы Л. В. Якобсон (хореографические миниатюры по скульптурам Родена), О. М. Виноградов («Ярославна» Тищенко), Н. Н. Боярчиков («Орфей и Эвридика» на муз.Журбина) и другие.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *