Что такое джамоат дехот

Джамоаты содействуют реализации права граждан на участие в управлении делами общества и государства, объединяют их с целью решения социальных и хозяйственных задач на своей территории, наиболее важных вопросов, непосредственно затрагивающих интересы населения, оказывают содействие органам государственной власти в исполнении Конституции и законов Республики Таджикистан, актов Президента, Маджлиси Оли, Правительства Республики Таджикистан и решений соответствующих Маджлисов народных депутатов и их Председателей.

Джамоаты создаются по территориальному принципу.

Территории, на которых действуют органы самоуправления, определяются законодательством Республики Таджикистан.

Основной формой осуществления местного самоуправления граждан является собрание представителей. В работе Джамоатов принимают участие граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста и постоянно проживающие на данной территории.

Порядок выборов, организация деятельности и объем полномочий органов самоуправления в поселке и селе регулируются настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Таджикистан.

Орган самоуправления в поселке и селе пользуется правами юридического лица и имеет гербовую печать установленного образца.

II. Порядок созыва Джамоата

Для ведения Джамоата избирается рабочий президиум. Джамоат ведет его председатель. Решения по всем вопросам принимаются открытым голосованием и простым большинством голосов присутствующих.

Председатель Джамоата избирается Джамоатом по представлению Председателя соответствующего города, района.

Численный состав заместителей председателя Джамоата устанавливается Председателем города, района.

Председатель, заместители председателя и секретарь Джамоата избираются сроком на 5 лет.

IY. Экономические и финансовые основы деятельности органов самоуправления

Собственностью органов самоуправления являются построенные, приобретенные ими или переданные им в установленном законом порядке объекты общественного, социально-бытового и иного назначения, а также приобретенные транспортные средства, хозяйственные инвентарь и другое имущество.

Финансовые ресурсы органов самоуправления складываются из бюджетных средств, выделяемых городским, районным Маджлисом народных депутатов, добровольных пожертвований граждан и трудовых коллективов, ассигнований из благотворительных фондов и других источников в порядке, определенном законодательством.

Финансовые средства органов самоуправления хранятся на их счетах в банках, используются ими самостоятельно и изъятию не подлежат.

Y. Полномочия органов самоуправления

утверждает программу деятельности и смету расходов органа самоуправления, планы мероприятий по благоустройству и улучшению санитарного состояния населенных пунктов;

определяет основные направления работы председателя Джамоата и его заместителей, ежегодно заслушивает их отчеты;

на добровольной основе кооперирует средства населения, предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности для развития социальной инфраструктуры своей территории;

организует контроль за расходованием денежных средств, находящихся в его распоряжении, в случае необходимости создает ревизионную комиссию и утверждает положение о ней;

рассматривает вопросы создания на своей территории, в установленном законодательством порядке, малых предприятий, кооперативов, мастерских, цехов народных промыслов;

рассматривает вопросы изменения границ подведомственной территории, административно-территориальных образований, наименования и переименования улиц, площадей и других объектов и готовит предложения в соответствующие государственные органы;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

Джамоат в пределах предоставленных ему полномочий принимает решения, которые обязательны для исполнения всеми гражданами, проживающими на соответствующей территории.

Джамоат утверждает представления председателя Джамоата о земельных участках, выделяемых для ведения личного подсобного хозяйства, решения председателя Джамоата о предоставлении земель во владение, пользование, в аренду предприятиям, учреждениям, гражданам и прекращения прав владения, пользования землей этими субъектами, а также об изъятии земель в границах поселков и сельских населенных пунктов, не входящих в состав землевладений сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий, учреждений и организаций.

Джамоат в соответствии с законодательством Республики Таджикистан решает и другие вопросы в области земельных отношений.

Джамоат по согласованию с органами государственной власти устанавливает удобные для населения часы работы предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, образует административную комиссию.

YI. Структура и организация деятельности органов самоуправления

Председатель Джамоата имеет свой аппарат, численность которого устанавливается по согласованию с городским, районным Маджлисом народных депутатов или его Председателем.

Работа председателя, заместителей, секретаря и работников аппарата Джамоата оплачивается за счет средств районного, городского бюджета.

YII. Полномочия председателя Джамоата

организует работу по исполнении Конституции, законов Республики Таджикистан, актов Президента, Маджлиси Оли, Правительства Республики Таджикистан и решений местных органов государственной власти;

распоряжается финансовыми ресурсами, заключает договора с юридическими и физическими лицами, подписывает финансовые, банковские и юридические документы;

может представлять интересы граждан в органах государственной власти, в судебных инстанциях, в отношениях с предприятиями, учреждениями и организациями в случаях, предусмотренных законодательством;

принимает меры по улучшению материальных и жилищно-бытовых условий граждан;

организует участие граждан в благоустройстве и озеленении территории, содействует улучшению торгового и коммунально-бытового обслуживания населения, использует в этих целях предоставляемые материальные и иные средства предприятий и организаций, расположенных на соответствующей территории;

организует общественный контроль за работой торгово-бытовых, социально-культурных предприятий и учреждений, находящихся на данной территории;

содействует осуществлению контроля за санитарным состоянием населенных пунктов, источников водоснабжения, жилищ, школ и других учреждений;

организует общественную работу по содержанию в надлежащем состоянии кладбищ, иных мест захоронения;

оказывает помощь органам связи в развитии местной телефонной и почтовой связи, радиофикации, охране местных сооружений связи;

принимает меры к сохранности и использованию бесхозного имущества, а также имущества, перешедшего к государству в порядке наследования;

организует регистрацию семейно-имущественных разделов дехканских дворцов, учет жителей в границах своей территории;

осуществляет контроль за исполнением и охраной земель на территории поселков, сел, вносит на рассмотрение Джамоата вопросы регулирования земельных отношений;

организует общественный контроль за соблюдением правил застройки, содержания придворных территорий. Ветеринарных правил содержания животных;

содействует своевременному поступлению от населения налоговых, страховых и иных платежей;

организует проведение противопожарных мероприятий в населенных пунктах, а в случае необходимости привлекает граждан на предотвращение стихийных бедствий и на ликвидацию их последствий;

оказывает содействие правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка на соответствующей территории;

организует оповещение военнообязанных и призывников о их вызове в военные комиссариаты, привлекает население к проведению мероприятий по гражданской обороне;

вносит в государственные и общественные органы предложения об улучшении материальных и жилищно-бытовых условий инвалидов, малоимущих граждан и лиц, пострадавших от стихийных бедствий;

организует работу по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, содействует устройству детей, оставшихся без попечения родителей в соответствующие государственные учреждения, а также трудоустройству молодежи;

организует культурно-просветительные и оздоровительные мероприятия, развитие сети спортивных сооружений;

содействует организации и проведению на соответствующей территории общественно-политических мероприятий, а также мероприятия, связанные с праздничными днями и знаменательными датами;

вносит в государственные органы предложения Джамоата по вопросам переименования улиц, площадей, составных частей населенных пунктов;

производит прием граждан, рассматривает заявления и жалобы граждан, принимает по ним соответствующие меры;

организует выдачу гражданам справок, удостоверяющих личность, семейное, имущественное положение, и другие документы, предусмотренные законодательством Республики Таджикистан;

в случаях, предусмотренных законодательством Республики Таджикистан, производит регистрацию актов гражданского состояния, совершает отдельные нотариальные действия;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

Председатель Джамоата принимает и подписывает собственные решения, принятые в пределах его компетенции.

Действия председателя Джамоата могут быть обжалованы в городском, районном Маджлисе народных депутатов или в судебном порядке.

Источник

Особенности территориальной организации местного самоуправления в республике Таджикистан *

Мухторов Киромуддин Точиевич, соискатель юридического факультета Таджикского национального университета права, бизнеса и политики.

В статье рассматриваются проблемы территориальной организации местного самоуправления в современном Таджикистане. Ставится вопрос об актуальности и преимуществах введения местного самоуправления на всей территории государства. С этой целью детально анализируются критерии административно-территориального деления с учетом природы местного самоуправления и факторов, определяющих особенности его осуществления (наличие сложившейся социальной и коммунальной инфраструктуры, хозяйственная специфика и др.).

Ключевые слова: джамоаты; территории местного самоуправления; административно-территориальные единицы; типология муниципальных образований; многоуровневая система; уровень, приближенный к населению; субординационное отношение; неравномерное расселение.

The paper considers the problem of the territorial organization of local governmentin modern Tajikistan. The question about the relevance and benefit of maintaininga system of local government throughout the state. For this purpose to, a detailed analysis of the territorial division of the criteria for administrative-territorial units, taking into account peculiarities of local government: the union of common interests, social and municipal infrastructure, the impact of economic and other industry specific factors.

Key words: jamoats; area of local self-administrative units; the typology of municipalities; multi-level system; the level of approximation to the population; the subordinaterelationship; uneven settling.

Таджикская советская энциклопедия / Под ред. М.С. Осимова. Ч. 7. Душанбе, 1987. С. 93.

В 1994 г. с ликвидацией Советов и становлением самоуправления поселков и сел прежнее административно-территориальное деление территорий на трехуровневой основе потеряло свой смысл. С принятием Конституции Республики Таджикистан и Закона Республики Таджикистан от 1 декабря 1994 г. N 1094 «Об органах самоуправления в поселке и селе» была предпринята попытка по-новому подойти к решению вопроса о территориальных основах местного самоуправления, ограничив его уровнем поселков и сел.

См.: Научно-публицистические комментарии Конституции Республики Таджикистан / Под ред. М.А. Махмудова. Душанбе: Шарки Озод, 2009. С. 417.

Сказанное позволяет поставить вопрос: является ли обязательным условием для государства организация местного самоуправления на всей своей территории? На наш взгляд, поиск ответа на данный вопрос требует обращения к праву граждан на местное самоуправление.

Авакьян С.А. Размышления конституционалиста: Избранные статьи. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. С. 172.

Возможное формирование на одном уровне как местного государственного управления, так и местного самоуправления не означает тождества их правовой природы. Хотя оба являются элементами единой публичной власти, но местное самоуправление имеет свои специфические особенности (отличительные черты). Так, по определению Р.В. Бабуна, местное самоуправление:

В этом контексте считаем, что организация и деятельность местного самоуправления на всей территории Республики Таджикистан чрезвычайно выгодны и важны.

Таким образом, считаем, что наиболее приемлемым представляется действующий порядок в Таджикистане, когда для сельского и поселкового джамоатов районные органы управления являются координирующими, контролирующими и консультативными звеньями, а не административно-командными, что противоречило бы принципам самоуправления.

Немаловажной проблемой в организации и деятельности органов местного самоуправления в Республике Таджикистан является их неравномерная территориальная организация. Если исходить из типологии муниципальных образований, то в литературе выделяют три ее разновидности: поселенческий, территориальный и территориально-поселенческий. Закон Республики Таджикистан от 5 августа 2009 г. N 549 «Об органах самоуправления поселков и сел» связывает территориальную организацию местного самоуправления с административно-территориальными единицами, т.е. предполагает приоритет территориального принципа перед поселенческим.

Ни Закон N 549, ни Конституционный закон Республики Таджикистан от 4 ноября 1995 г. N 100 «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Таджикистан» не закрепляют критерии территориальной дифференциации административно-территориальных единиц с учетом особенностей местного самоуправления. Понятие «установление границ местного самоуправления» отождествляется с понятием черты поселения, определяющей границы существующей и планируемой в обозримый период застройки, а не с определением черты, обозначающей территорию, на которой осуществляется власть местного самоуправления. На наш взгляд, территория самоуправления должна быть такой, чтобы проживающее в ее границах население было объединено общими интересами в тех вопросах, решение которых отнесено к ведению местного самоуправления. Территория должна быть достаточной для ведения хозяйственной деятельности. На территории местного самоуправления должна существовать необходимая для решения местных вопросов социальная и коммунальная инфраструктура.

Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 1995. N 21. Ст. 239.

Рассмотрение поселка и села в качестве одного и того же уровня административно-территориального деления в условиях неравномерности расселения и размещения населенных пунктов привело к тому, что органы местного самоуправления поселков с численностью населения более 50 тыс. человек и сельских поселений с численностью жителей менее тысячи человек получили одинаковый объем функций и полномочий, хотя инфраструктурные, ресурсные, кадровые и иные возможности, а также их территориальные проблемы существенно различаются.

См.: Население Республики Таджикистан 2010. С. 13.
Там же. С. 14.
См.: Статистический ежегодник Согдийской области. Худжанд, 2010. С. 203.
См.: Статистический ежегодник Согдийской области. Худжанд, 2010. С. 203.

Сложная система расселения и размещения населенных пунктов вызывает трудности также и в государственном управлении, требуя ее кардинального улучшения. В противном случае вопросы эффективности управления и обеспечения прозрачности бюджетно-финансовых отношений окажутся неразрешимыми.

См.: Справочник под джамоатам поселок и сел. С. 14.
См.: Монография и атлас Республики Таджикистан. Государственный Комитет статистики Республики Таджикистан. Душанбе, 2010. С. 38.

Источник

Что такое джамоат дехот

Мухторов Киромуддин Точиевич, соискатель юридического факультета Таджикского национального университета права, бизнеса и политики

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Особенности территориальной организации местного самоуправления в Республике Таджикистан

В статье рассматриваются проблемы территориальной организации местного самоуправления в современном Таджикистане. Ставится вопрос об актуальности и преимуществах введения местного самоуправления на всей территории государства. С этой целью детально анализируются критерии административно-территориального де­ления с учетом природы местного самоуправления и факторов, определяющих особенности его осуществления (наличие сложившейся социальной и коммунальной инфраструктуры, хозяйственная специфика и др.).

В Республике Таджикистан вопросы территориальных основ местного самоуправления на разных этапах решались по-разному. Закон Республики Таджикистан «О местном самоуправлении и местном хозяйстве в

Республике Таджикистан» 1991 г.>, так же как и Закон СССР «Об общих началах «местного самоуправления и местного хозяйство в СССР» (1990 г.), определяя тер­риториальные основы местного самоуправления, исхо­дил из существующего административно-территориального деления. С 1991 по 1994 г. на базе трехступенчатой системы Советов была сформирована трехступенчатая (трехуровневая) система органов местного самоуправления. При создании этой системы 512 местных Совета (4 — областных, 40 — районных, 18 — городских, 302 — кишлакских и 48 — поселковых) были преобразованы в органы местного самоуправления без учета новых критериев территориальной организации местного самоуправления.

В 1994 г. с ликвидацией Советов и становлением самоуправления поселков и сел прежнее административно-территориальное деление территорий на треху­ровневой основе потеряло свой смысл. С принятием Конституции Республики Таджикистан и Закона Республики Таджикистан от 1 декабря 1994 г. № 1094 «Об органах самоуправления в поселке и селе» была предпринята попытка по-новому подойти к решению вопроса о территориальных основах местного самоуп­равления, ограничив его уровнем поселков и сел.

При формировании современной системы местной власти и разграничения территории местного самоуправления были учтены специфические территориальные особенности республики, а также критерии (управляемость, сплоченность, охватывающие всю страну, коммуникабельность и т.п.) административно-территориального деления. К 2010 г. Таджикистан состоял из 3 областей и 62 районов, из которых 58 сельских (куда входят 13 районов республи­канского и 45 областного подчинения) и 4 городских района города Душанбе. Горно-Бадахшанская автономная область (ГБАО) состоит из 7 районов и 1 города. В стране 22 города, 47 поселков, 4229 населенных мест, из которых 3803 являются малыми.

Согласно ст. 3 Конституционного закона Республики Таджикистан от 17 мая 2004 г. No 28 «О местных органах государственной власти» новая структура властей на уровне областей, городов и районов, а также городских районов осуществляется как местное государственное управление. Местное самоуправление согласно ст. 3 Закона №549 функционирует на уровне, более приближенном к населению, — поселков и сел. В настоящее время в республике насчитывается 356 джамоатов, действующих в 3803 селах, и 47 поселковых джамоатов.

В комментарии к ст. 78 Конституции Республики Таджикистан при определении правового статуса органов местного самоуправления и разграничении властных полномочий авторский коллектив издания по отношению к последним использует выражение — уровень, максимально приближенный к населению. Очевидно, что во внимание надо принимать именно приближенность к населению. С точки зрения структуры это, собственно, единственный уровень местного самоуправления, другого, вышестоящего, нет, и можно говорить о «первом уровне, но не нижнем». Нижний уровень как категория относится к субординационному построению органов государственной власти.

Закрепленное в ч. 6 ст. 78 Конституции Республики Таджикистан и ч. 1 ст. 3 Закона 2009 г. No 549 положение о том, что органы самоуправления поселков и сел являются джамоатами, не означает, что первый уровень власти полностью охвачен местным самоуправле­нием. По установленному порядку разделения административно-территориальных единиц в Республике Таджикистан, предусмотренному ст. 2 Конституционного закона Республики Таджикистан от 4 ноября 1995 г. Ne 2895 «О порядке решения вопросов административ­но-территориального устройства Республики Таджикистан» (в ред. законов Республики Таджикистан от 29 ноября 2000 г. № 26, от 22 апреля 2003 г. № 23), города, поселки, села и дехоты можно отнести к первичному уровню публичной власти. Однако в городах осуществляется местное управление, а в поселках, селах и дехотах — местное самоуправление. Другими словами, в зависимости от вида территориальной единицы на одном (первичном) уровне осуществляется либо государственное управление (в городах), либо местное самоуправление (в поселках и селах). Местное самоуправление не осуществляется на всей территории Таджикистана.

Сказанное позволяет поставить вопрос: является ли обязательным условием для государства организация местного самоуправления на всей своей территории? На наш взгляд, поиск ответа на данный вопрос требует обращения к праву граждан на местное самоуправление.

С местным самоуправлением, отмечает С.А. Авакьян, связано право граждан. на осуществление местного самоуправления.

Если следовать мнению некоторых ученых (В.И. Васильев, Е.С. Шугрина), то права на самоуправление как субъективного права не существует, и его присут­ствие на территории всего государства не зависит от воли отдельных граждан или их коллективов. Оно учреждено в системе публичной власти общей волей всего народа, и необходимо говорить о субъективном праве граждан на осуществление местного самоуправления, содержание которого не связано с учреждением или упразднением местного самоуправления как такового. Отсюда можно прийти к выводу о том, что в силу отсутствия субъективного права на местное само­управление наличие местного самоуправления на всей территории государства также не является обязательным. Однако если исходить из того, что местное самоуправление является обязательным институтом конституционного строя, а его наличие на территории всего государства не может зависеть от воли отдельных граждан или их коллективов, то следует сделать иной вывод.

Возможное формирование на одном уровне как местного государственного управления, так и местного самоуправления не означает тождества их правовой природы. Хотя оба являются элементами единой публичной власти, но местное самоуправление имеет свои специфические особенности (отличительные черты). Так, по определению Р.В. Бабуна, местное самоуправление:

♦как одна из форм публичной власти претворяет в жизнь политику государства на местах, принимает обязательные для исполнения решения по вопросам мест­ного значения, обеспечивает охрану общественного порядка, управляет муниципальной собственностью, выполняет другие властные функции;

♦как организатор местного хозяйства выполняет экономические функции по жизнеобеспечению местного сообщества, организует предоставление жителям ряда важнейших услуг на местном уровне;

♦как часть гражданского общества обеспечивает самоорганизацию граждан, их непосредственное участие в решении вопросов местного значения, в управлении местными делами.

Государство выполняет политические и частично хозяйственные (государственный сектор экономики) функции, но самоорганизация граждан — не его дело. Функцию самоорганизации граждан выполняют общественные и другие некоммерческие (негосударственные, неправительственные) организации третьего сектора. Многие из них занимаются хозяйственной деятельностью, не обладая властными полномочиями. Только местное самоуправление одновременно выполняет все три функции.

Местное самоуправление решает такие задачи, до которых у государства «не доходят руки». Оно освобождает органы государственной власти от «малых» дел и позволяет им сконцентрироваться на решении стратегических проблем. Местное самоуправление изыскивает и привлекает для решения своих задач «невидимые» с государственного уровня местные ресурсы. Еще одна важная роль местного самоуправления в условиях современного Таджикистана — это роль так называемого «мостика» между народом и государственной властью. Как отмечал А. Солженицын, «самоорганизация населения на местном уровне — это единственная возможность ликвидировать пропасть между властью и народом, реализовать потенциал энергии, сознания и силы народа».

В этом контексте считаем, что организация и деятельность местного самоуправления на всей территории Республики Таджикистан чрезвычайно выгодны и важны.

В настоящее время можно выделить одноуровневую и многоуровневую модели территориальной организации местного самоуправления. В рамках много­уровневой модели органы местного самоуправления функционируют единолично или параллельно с местными органами государственной власти.

Весьма существенным в отношении организации системы местного самоуправления является ее многоуровневое устройство. Е.С. Шугрина отмечает, что в местном само»правлении возможна только одноуровневость, поскольку иерархичность структуры разрушает саму идею самоуправления: при этом неизбежны отношения власти и подчинения. В.В. Таболин считает, что возможны органы местного самоуправления разных уровней, но только при отсутствии подчиненности органам более высокого уровня. По мнению А.И. Имомова, «субординационное отношение между органами местного самоуправления и государственной властью губит саму идею самоуправления»2. Как отмечает М. Чудаков, «существует прямая зависимость системы местных органов от формы государственного устройства».

Трехступенчатая система местного самоуправления в Республике Таджикистан, просуществовавшая в течение трех лет (1991-1994 гг.), показала свою непригодность в условиях унитарного государственного устройства. В период действия такой системы государственными органами оставались лишь президент, парламент и правительство, т.е. общегосударственные органы. Однако было бы утопично-лолагать, что реализация государственных функций достигается при отсутствии на местах органов государства, замене их во всех территориальных единицах органами местного самоуправления.

В последнее время отдельными таджикскими учеными выдвигаются различные организационные варианты обеспечения системы местного самоуправления на всей территории Таджикистана. Например, Б.С. Аминджанов считает, что в республике наиболее приемлемой является двухуровневая система местного самоуправления с включением в нее районного звена. Однако, на наш взгляд, автор не учитывает ряд важнейших обстоятельств, и прежде всего — назначение районов.

Во-первых, местное самоуправление на уровне района не в состоянии функционировать без государственной администрации. В современных условиях районы являются основными узловыми звеньями адми­нистративно-территориального деления в сельской местности. Без района низовые поселенческие звенья и местное самоуправление будут неработоспособными. Именно за районами до настоящего времени закреплены коммунальные функции в полном объеме. Одновременно сельские районы служат основным звеном административно-государственной системы. За годы деятельности советов наблюдалась тенденция к укреплению районной администрации (исполнительных комитетов). Эта тенденция сохраняется и в наше время. Район — не просто административно-территориальная единица. В районном центре сконцентрирована экономическая база местного самоуправления сельской местности. Основная сельская социально- бытовая инфраструктура сосредоточена не в отдельных населенных пунктах, а в районах. Объективно сложилось так, что транспорт, коммунальное хозяйство, связь, здравоохранение, сельскохозяйственные служ­бы и другие отрасли организационно оформлялись не на уровне села, а на уровне района. Такой дуализм в системе местного управления отрицательно сказыва­ется на управляемости территорий.

Во-вторых, нецелесообразным является формирование местного самоуправления на уровне так называемых районов республиканского подчинения (далее — РРП), обладающих особым статусом. В настоящее время в Таджикистане 13 РРП. Прямая их связь с республиканскими органами (отсутствие областного звена) ограничивает их возможности в осуществлении некоторых своих прав и интересов, а также в защите прав населения, проживающего здесь. Например, отсутствие у них областного суда лишает людей возможности обращаться во вторую судебную инстанцию за защитой своих прав. Они, сразу минуя областной суд, обращаются в Верховный суд республики. Кроме того, при формировании верхней палаты парламента, которая в основном создается из представителей областей и города Душанбе (по 5 представителей от каждой области, г. Душанбе и РРП), для районов республиканского подчинения, которые не имеют своей области, законодатель был вынужден придумать новую структуру — это совместное собрание народных депутатов районов и городов республиканского подчинения. Собрание созывается только для избрания представителей РРП в верхнюю палату парламента. После избрания этих представителей собрание распускается, других полномочий оно не имеет. В дополнение к этому осуществление местного самоуправления на уровне районов республиканского подчинения приведет к их неработоспособности.

Таким образом, считаем, что наиболее приемлемым представляется действующий порядок в Таджикистане, когда для сельского и поселкового джамоатов районные органы управления являются координирующими, контролирующими и консультативными звеньями, а не административно-командными, что противоречило бы принципам самоуправления.

Немаловажной проблемой в организации и деятельности органов местного самоуправления в Республике Таджикистан является их неравномерная терри­ториальная организация. Если исходить из типологии муниципальных образований, то в литературе выделяют три ее разновидности: поселенческий, территориальный и территориально-поселенческий. Закон Республики Таджикистан от 5 августа 2009 г. № 549 «Об органах самоуправления поселков и сел» связывает территориальную организацию местного самоуправления с административно-территориальными единицами, т.е. предполагает приоритет территориального принципа перед поселенческим.

Ни Закон №549, ни Конституционный закон Республики Таджикистан от 4 ноября 1995 г. № 100 «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Таджикистан» не закрепляют критерии территориальной дифференциации админист­ративно-территориальных единиц с учетом особенностей местного самоуправления. Понятие «установление границ местного самоуправления» отождествляется с понятием черты поселения, определяющей границы суще­ствующей и планируемой в обозримый период застройки, а не с определением черты, обозначающей территорию, на которой осуществляется власть местного самоуп­равления. На наш взгляд, территория самоуправления должна быть такой, чтобы проживающее в ее границах население было объединено общими интересами в тех вопросах, решение которых отнесено к ведению местно­го самоуправления. Территория должна быть достаточной для ведения хозяйственной деятельности. На территории местного самоуправления должна существовать необходимая для решения местных вопросов социальная и ком­мунальная инфраструктура.

Не стоит забывать, что Таджикистан является аграрным государством. Более 73,5%28 населения страны живет в сельской местности. Территориальная орга­низация местного самоуправления должна исходить не только из собственно территориальных факторов, но и из специфики осуществляемой хозяйственной деятельности. Сельскохозяйственное производство, связанное с землей, тяготеет к территориальному принципу организации хозяйственной жизни и к дисперсному расселению населения. В то же время специфика промышленного производства, его концентрация на небольших территориях приводят к возникновению ком­пактных поселений как социально-территориальной общности. Например, представляется весьма интересным такой случай, когда в одном из районов Ассоциация дехканских (фермерских) хозяйств (АДХ) имени С. Урунхаджаева объединяет в себе территорию четырех сельских джамоатов: Унджи, X. Усмон, Ева и Д. Холматова. Фактически данной территорией управляют одновременно два субъекта — АДХ и органы самоуправления, которые по отдельным, связанным с хозяйственной деятельностью, параметрам имеют схожий объем прав и обязанностей: в сферах экономики и финансов, социальной защиты, благоустройства, охраны окружающей среды и т.п. Обычно на практике хозяй­ствующие субъекты организуются внутри джамоатов, составляют хозяйственную структуру местного самоуправления, в определенной мере они зависимы от его органов. Такое фактическое «двоевластие», по нашему мнению, отрицательно влияет на развитие территории. Исходя из этого, считаем, что территории местно­го самоуправления должны определяться в каждом конкретном случае с учетом условий его осуществления.

Рассмотрение поселка и села в качестве одного и того же уровня административно-территориального деления в условиях неравномерности расселения и размещения населенных пунктов привело к тому, что органы местного самоуправления поселков с численностью населения более 50 тыс. человек и сельских поселений с численностью жителей менее тысячи человек получили одинаковый объем функций и полномочий, хотя инфраструктурные, ресурсные, кадровые и иные возможности, а также их территориальные проблемы существенно различаются.

Оптимальные размеры территории и численность населения должны стать отправной точкой в становлении и развитии реального самоуправления в нашей стране, так как это имеет важное значение для повышения эффективности управляемости территорией. Из числа районов областного подчинения примерно 15 районов — с населением около 200 тыс. человек, 2 района (например, Б. Гафуровский) — с населением около 300 тыс. человек. В то же время имеется 15 районов с населением от 12 до 40 тыс. человек (не считая районов Горно-Бадахшанской автономной области), около 50 джамоатов с населением от 975 (Джамоат шахрак Дарбанд) до 53 тыс. (Джамоат дехота Кистакуз). В этом существенном территориально-организационном несовершенстве кроется социальная несправедливость. Приведем пример.

В каждом из 6 джамоатов районов Согдийской области (Гули Сурх, Кистакуз, Исфисор, Х.У смон, Ёва, Оббурдон) проживает более 31 тыс. населения, а во всем Шахристанском районе этой же области проживает 28 тыс. человек, т.е. меньше, чем в каждом из указанных джамоатов. При этом в джамоате с населением 31 тыс. человек штат государственных служащих составляет всего 4-5 человек, что не позволяет эффективно управлять соответствующей территорией. В районе же с такой или меньшей численностью населения имеется районный исполнительный орган (исполнительный аппарат председателя района, отделы, комитеты, комиссии), Маджлис народных депутатов, собственный бюджет и др. Сравнение бюджетов показывает, что в 2010 г. бюджет Шахристанского района (28 тыс. населения) составлял 5 961 684 сомони, а бюджет Джамоата дехота Кистакуз (53 тыс. населе­ния) в том же году — 297 776 сомони. Налицо явная неравномерность распределения финансовых средств и неадекватная реализация бюджетной политики.

По мнению ряда авторов, с которыми мы полностью согласны, местное самоуправление эффективно лишь в том случае, если оно строится на сравнительно небольшой территории с оптипальной численностью жителей. Оче­видно, развитие реального самоуправления в Республике Таджикистан усложняется в принципиально новых подходах к решению вопрооса о территориальной основе местного самоуправления. Думается, что для определения статуса района и статуса джамоата необходимо ввести разграни­чение именно по численности их жителей. Для эффективности самоуправления, на наш взгляд, необходимо произвести и перераспределение сельских населенных пунктов между джамоатами с учетом оптимальной численности населения, находящейся под юрисдикцией одного джамоата.

Сложная система расселения и размещения населенных пунктов вызывает трудности также и в государственном управлении, требуя ее кардинального улуч­шения. В противном случае вопросы эффективности управления и обеспечения прозрачности бюджетно-финансовых отношений окажутся неразрешимыми.

Эффективность самоуправления также зависит от плотности населения поселков и сел. Если в городе оказание общественных услуг является более успешным в силу высокой концентрации жителей в рамках ограниченного пространства, то в сельской местности оно затруднено в силу рассредоточенности населения на большой территории. Например, Джамоат дехота «Иван-таджик» в Горной Матче Согдийской области объединяет 30 сел, общая территория этих сел составляет 214 кв. км, что больше, чем территория городов Табошара (112 кв. км) или Канибадама (7,14 кв. км) Согдийской области. В этой ситуации следует учиты­вать критерий доступности до административного центра. Например, территория дехота, в состав которого входят два и более села, должна устанавливаться с уче­том пешеходной доступности до административного центра и обратно в течение одного рабочего дня для жителей всех сел, входящих в его состав. Это позволит обеспечить всем жителям возможность непосредственного обращения в органы местного самоуправления в условиях слаборазвитой транспортной инфра­структуры в джамоате.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *