Что такое джамаат в исламе
Что такое Джамаат? Важность Джамаата.
Великая миссия каждого человека, каждого мусульманина – принятие истинности Ислама и стремление распространять эту божественную религию. Аллах, ниспослав нам Коран, объемлет своей милостью всё человечество. Ислам – это милость Господа, которая распространяется не только на земную жизнь, но и на жизнь следующую.
Всем мусульманам необходимо объединиться, ведь у всех нас есть очень много общего. Хвала Аллаху, все мы мусульмане. Мы верим во все предписания нашей религии Ислам. У нас общая культура, общая история, мы признаём всех пророков и посланников, читаем намаз, даём закят, мечтаем отправиться в хадж, держим пост. Но есть люди, которые, вместо того, чтобы объединять на основе явного, разделяют, основываясь на мелочах. Мы должны сторониться такого, ведь как говорил Пророк: “Тот, кто скажет, что все люди погибли, а он обрел спасение, тот поистине находится в самом гиблом положении”.
Наша задача помогать незнающим, не отталкивать их, и тем более не унижать, а приобщать в свой джамаат. Некоторые мусульмане погружаются в неведение и беспечность, они забывают, что есть другой мир и полностью посвящают себя только этой жизни, ищут материальные блага, утоляют жажду своего нафса, который полностью управляет ими. Мусульманину необходимо осознать, что Ислам был послан не для того, чтобы храниться в мозгу, как просто какая-то память, но, прежде всего, для того, чтобы человек претворял Ислам в жизнь и распространял его. И до тех пор пока мы не начнем выстраивать свой жизненный путь в соответствии с Исламом, мы не сможем начать жить совершенной исламской жизнью. Достичь такого состояния поможет джамаат. Когда человек находится в обществе праведных людей, он сам постепенно перенимает их качества и тоже становится праведником. Это можно проследить на примере многих сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). До Ислама некоторые сподвижники были жестокими людьми, но познакомившись с Пророком и с его окружением, они изменились, Аллах открыл их сердца и наполнил своей милостью.
Поэтому давайте объединяться. Будем поддерживать друг друга, помогать друг другу всем, чем сможем.
И сейчас у каждого есть возможность посетить сплоченный джамаат. Наша община мусульман «Рисалят», в своей резиденции (адрес которой : Огородный проезд, дом 5, строение 4, этаж 4,5) во время месяца Рамадан в четверг, пятницу, субботу и воскресение проводит духовно-просветительский цикл встреч.
Каждый раз мы собираемся все вместе, читаем намазы, читаем зикры, слушаем интересные лекции, я думаю, что каждый, побывавший на подобной встрече, ждёт с нетерпением следующей встречи. И проводить Рамадан вместе куда приятнее. Чем больше людей, тем больше добрых дел мы можем сделать. Также вместе намного легче держится пост, да и радость от ифтара умножается во много раз, когда люди, которые ради довольствия своего Господа отказались на целый день от еды, собрались вместе и теперь, по милости Аллаха могут начать трапезу.
Также, сразу после окончания благословенного месяца Рамадан, мы отправляемся в Турцию, где цикл наших встреч продолжится, но уже на берегу в моря в комфортабельном отеле.
Главная особенность нашего исламского лагеря — праведный джамаат, в котором вы будете находиться. Окружающие вас люди — это ваши единоверцы и единомышленники, сторонники праведного пути Ислама.
Мы приглашаем Вас в это интересное путешествие, наполненное духовностью и гармонией, где вы сможете обрести новых друзей, новые полезные знания и навыки. Мусульмане должны держаться вместе, чтобы никогда не забывать о своей богатой истории и своей силе.
Джамаат. Общность в Исламе.
Но как быть похожим на Пророка, если вокруг мы видим грех, мерзость, грязь, ведь бывает, что приходят моменты осветления, когда понимаешь, что вот, наступил момент истины, и ты становишься на истинный путь… Но как только выходишь на улицу, ты слышишь мат, видишь полуголых женщин, видишь бездомных, поглощающих «огненную воду» в огромных количествах, толкающихся и дерущихся людей, и сердце, только вчера обретшее вроде бы успокоение, вдруг черствеет и полнится отвращением к окружающим.
А как Пророк сохранил свою любовь? Как он привёл таких злых людей, которые только и жили, что разбоем да удовлетворением своих низких потребностей, к великой покорности Господу? Пророк любил их! Пророк любил всех людей и выступал против зла, которое таилось внутри них. Зло грызло их сердца. Появлялись дыры, сквозь которые улетучивались прекрасные качества, дарованные каждому человеку при рождении Аллахом, но которые мы теряем, попав в общество, где поклоняются Шайтану. А Пророк видел в этих людях остатки добра, он вылечил их души, залечил раны своим состраданием и своей искренностью, а затем собрал их вместе. Пророк собрал их в общину! Общность и союз! Союз, основанный на благочестии и благородстве, любви и свободе от греха.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Верующие, во взаимной любви между собой, милосердии и обходительности по отношению друг к другу, подобны единому телу, если один орган жалуется, то всё остальное тело отзывается бессонницей и жаром» (хадис привели аль-Бухари и Муслим).
Верующие должны помогать друг другу и быть вместе. Не думайте о деньгах или своём имуществе, когда ваши братья или сёстры нуждаются в помощи, помогите им, и Аллах Всевышний поможет вам. А если ты обладатель большого имущества, то заплати мусульманину больше, чтобы его торговля шла лучше и ему не приходилось бы обманывать и совершать грех, чтобы обеспечивать свою семью. Сделайте скидку верующему человеку, отдайте даром, порадуйте мусульманина, и Аллах Всевышний обрадует вас, если в ваших поступках была искренняя любовь к творению, а в любви к творению была любовь к Творцу. Господь говорит об истинных мусульманах в Коране: «Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам, несмотря на любовь к ней. Они говорят: «Мы кормим вас лишь ради Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!» (76:8-9)
Также Господь говорит: «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» (2:177).
Пророк Мухаммад сказал в назидание всей своей умме: «Не уверует ни один из вас, пока не пожелает для своего брата того же, чего желает самому себе» (хадис привели аль-Бухари и Муслим).
То есть никто не уверует… Никто, абсолютно никто. Ведь Пророк не лжёт, никогда не произносит слова, которые не являются действительностью. Никто, до тех пор, пока не полюбит другого человека так, как любит самого себя. Что это значит? А значит это, дорогие братья и сёстры, что как бы ты ни молился, как бы ни совершал поклонение, не будет в твоём сердце веры, пока не полюбишь ты людей, окружающих тебя и не начнёшь им желать того, чего желаешь самому себе.
И снова возникает вопрос. А чего я желаю самому себе? Чего же хочет каждый мусульманин и мусульманка? Рай. Вот чего мы все хотим. Рай, райские сады, где все будут счастливы, где будут только верующие. Поэтому, чтобы поверить, нужно рассказывать всем людям о своей вере, рассказывать им об Исламе, вывести их из тьмы на путь истины и добра и привести их тем самым в Рай, о котором мы мечтаем.
Но как нам сохранить любовь, как отдалиться от грехов? В этом нам поможет джамаат. Именно среди мусульман мусульманин обретает покой, ведь он знает, что брат всегда подскажет, как правильно поступить, брат не будет укорять, а даст дельный совет.
Всевышний Аллах говорит в Коране: «Многие из их тайных бесед не приносят добра, если только они не призывают раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей. Тому, кто поступает так, стремясь к довольству Аллаха, Мы даруем великую награду» (сура 4:114).
Именно такие беседы ведут человека в Рай. А с кем ещё говорить о таком, как не со своими верующими братьями. Джамаат – это убежище верующего от мирских дел, от жажды наживы, от грехов, сластолюбия, тщеславия и гордости. В джамаате все равны. Как равны будут все перед Всевышним в последний день, День Суда.
Сообщается, что Джарир ибн Абдулла аль-Баджали сказал: «Я присягал пророку (мир ему и благословение Всевышнего) на выполнение молитвы, выдачу обязательной милостыни (закят) и чистосердечности по отношению к каждому мусульманину» (хадис передали аль-Бухари и Муслим).
Всем обладателям знаний и тем, кто находится в поиске знаний, необходимо помнить об этом и поступать соответственно, в большей степени, чем другие люди. Носители знания обладают особым достоинством и ответственностью, ведь они наследники пророков, и выполняют миссию, которую изначально несли посланники Аллаха. Имамы и студенты медресе должны быть искренни к своим ученикам, к незнающим и к людям, которые ещё не обрели веру. Не возгордитесь те, кто знает, ибо Шайтан тоже знал, но будет гореть в Аду.
Побуждение к одобряемому и предостережение от порицаемого являются важными составляющими мусульманского единства. Аллах сказал о верующих:
«Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное». (Коран 9: 71)
К этому относятся все способы доведения до людей знаний о религии Аллаха, это и обучение тех, кто не знает, и обращение с проповедями, и добрый совет, и исправление заблудших и грешников, и любая другая посильная помощь в деле распространения Истины. Аллах сказал:
Сахабы вместе с Пророком образовали непобедимое единство. Пророк открывал им знания. Сахабы совершали добро. Они поддерживали друг друга и защищались вместе от врагов. Когда их враги видели такую сплоченность, они присоединялись к ним и становились такими же братьями, потому что не видели предвзятости. Свет ислама озарит сердца людей лишь в том случае, если мы будем следовать заповедям последнего пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), который призывал к правде, добрососедству, добродушию, гостеприимству, миру и единству всех верующих людей. Так давайте просить у Всевышнего, чтобы он открыл сердца всем людям, которые стремятся к истине, даровал им знания и отворил ворота в Рай.
Джамаат
Автор: Кавказский Узел
01 декабря 2021, 17:20
Руководство Ингушетии лишь формально отреагировало на избыточную демонстрацию силы чеченской стороной в пограничном споре, это говорит о слабости ингушских властей и их готовности к уступкам, указали политолог Сергей Жаворонков, кавказоведы Алексей Малашенко и Ахмет Ярлыкапов.
01 декабря 2021, 17:13
Южный окружной военный суд приговорил Шамиля Умаханова к 25 годам лишения свободы по обвинению в посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов в ходе рейда Басаева на Дагестан. Уроженец Махачкалы Умаханов с 2004 года отбывает 24-летний срок заключения по делу о бандитизме и участии в незаконных вооруженных формированиях.
01 декабря 2021, 16:53
01 декабря 2021, 16:17
Полиция сорвала сегодня акцию в защиту активиста Салеха Рустамова, проводящего в заключении голодовку с требованием освобождения. Организаторы акции были задержаны до ее начала, в ходе акции с Площади фонтанов в Баку полиция увезла не менее 20 активистов.
01 декабря 2021, 15:58
Соглашение о двойном гражданстве вступит в силу после того, как Россия и Южная Осетия обменяются ратификационными грамотами, сообщил сегодня МИД Южной Осетии. Cоглашение позволит обеспечить жителей Южной Осетии социальной защитой, а также даст возможность получения российских пенсий, пояснил ранее президент Южной Осетии Анатолий Бибилов.
01 декабря 2021, 04:48
Пользователи соцсетей раскритиковали депутатов за поддержку закона о QR-кодах в Кабардино-Балкарии
30 ноября 2021, 21:40
Дагестанский фермер объявил голодовку с требованием встречи с Меликовым
30 ноября 2021, 19:26
Глава парламента Ингушетии отреагировал на пограничный конфликт с Чечней
30 ноября 2021, 16:33
Пенсионер МВД повторно приговорен к ограничению свободы за убийство махачкалинки
30 ноября 2021, 13:50
Слова Кадырова о женщинах вошли в противоречие с действиями чеченских властей
30 ноября 2021, 00:57
Уничтожение деревьев в Хамышках привлекло внимание к проблеме сохранения черкесских садов
01 декабря 2021, 16:17
Активисты задержаны в Баку на акции в поддержку Салеха Рустамова
01 декабря 2021, 15:58
Парламент Южной Осетии утвердил соглашение о двойном гражданстве с Россией
01 декабря 2021, 14:45
Гражданин Грузии задержан за нарушение границы с Южной Осетии
01 декабря 2021, 13:40
Суд арестовал министра промышленности Карачаево-Черкесии
01 декабря 2021, 11:58
Организатор экскурсии обвинен в гибели двух туристов в горах Карачаево-Черкесии
01 декабря 2021, 10:46
Жители свыше 230 дагестанских сел попали в зону отключения электричества
01 декабря 2021, 09:01
Замглавы Майкопа получил условный срок по делу о превышении полномочий
01 декабря 2021, 08:39
Военно-Грузинская дорога закрыта для большегрузов
Джамаат объединяет верующих
Джамаат в переводе с арабского дословно переводится как община или коллектив. Данным термином принято называть группу мусульман, объединившуюся для совместного изучения ислама, регулярного общения, взаимопомощи и проведения обрядов.
Количество верующих, которые ходят в одну мечеть, строго не регламентируется. Может использоваться даже не мечеть – при отсутствии таковой для проведения обрядов подходит любое неокрашенное, чистое помещение. Джамаат может создаваться согласно территориальным особенностям или в зависимости от того, как представители разных направлений ислама толкуют религиозные догмы.
Знаток особенностей проведения обрядов в исламе (имам) является руководителем джамаата. В зависимости от числа последователей, посещающих общину, имам может иметь помощников. Также согласно исламским богословам джамаатами считаются и сами имамы, мухаддисы, ученые, факихи.
Толкование джамаата согласно шариатским текстам
В Благородном Коране термин Джамаат не упоминается, но он неоднократно приводится в пречистой сунне. Существует две группы текстов, которые по разному помогают трактовать данное понятие.
В первом случае рассматривается программа или призыв, которой джамаат призывает.
Во втором случае тексты указывают на политический строй или государство, которое сформировалось для защиты и непосредственной реализации данной программы.
Организация порядка в джамаате
По своей природе человек – полностью социальное существо и в исламе объединение людей является просто необходимостью. Жизнь человека без джамаата не возможна, ведь он рождается, живет и умирает в обществе. При отсутствии организации в джамаате общество охватит хаос, отдельно взятые личности и общественные порядок будут нарушены и погублены.
Понравился материал? Пожалуйста, репост!
«Таблиги Джамаат». Что это за религиозная организация?
На прошлой неделе в парламенте обсуждался вопрос о «Таблигии джамаат», где были высказаны разные мнения об этой религиозной организации. Представитель ГКНБ заявил, что она не представляет угрозы для страны. Но почему в Казахстане и России эта организация запрещена? Каково влияние «Таблиги Джамаата» в Пакистане?
В парламенте вспомнили «Таблигии Джамаат»
«Таблиги Джамаат» признается экстремистской не только в документе ШОС, но и в соглашении ОДКБ. Деятельность этой религиозной организации запрещена судом в Казахстане, России, Узбекистане, Китае и Таджикистане, считающихся стратегическими партнерами Кыргызстана. Но официальный Бишкек не поддерживает этот запрет и ведет самостоятельную политику в сфере религии.
Отвечая на вопросы парламентариев, заместитель председателя ГКНБ Асылбек Кожобеков отметил, что ситуацию в Кыргызстане надо рассматривать отдельно:
— В Узбекистане, Таджикистане и Казахстане религиозная ситуация совсем другая. У Узбекистана и Таджикистана имеются вооруженные оппозиционные силы религиозной направленности за пределами страны. У нас, слава богу, в этом отношении религиозная ситуация намного лучше. В нашем случае «Таблиги джамаат» поддерживает исключительно традиции благотворительности. С научной точки зрения, благотворительность не несет угрозы джихада. Да, есть определенная критика по поводу того, как они одеваются, выглядят и проповедуют. Но муфтият сейчас предпринимает по этому поводу различные меры и наводит порядок.
Об истории дааватистов
Корнями «Таблиги Джамаат», представителей которой называют дааватистами, уходит в Пакистан, Индию и Бангладеш. Организацию в 1926 году в Индии основал Мухаммад Илияс. Последователи течения заявляют, что они не вмешиваются в политику и придерживается умеренного ислама.
Но некоторых экспертов беспокоит связь движения «Таблиги Джамаат» с такими нестабильными и бедными государствами, как Пакистан и Бангладеш, где нет особого контроля над религиозной ситуацией. Они опасаются, что центры «Таблиги Джамаат» в этих странах могут принять решения, идущие вразрез с интересами государства. Например в Казахстане, при запрете деятельности этой организации во внимание принималось именно это обстоятельство.
Ежегодно десятки проповедников из Кыргызстана совершают даават в Пакистан, Индию и Бангладеш, участвуют там в ежегодных собраниях. Кроме того, десятки детей из Кыргызстана уехали учиться в специальные центры и медресе «Таблиги Джамаат» в этом государстве. Эксперт Канатбек Мурзахалилов, исследовавший деятельность этой организации, остановился на следующих моментах:
— Если говорить как человек, написавший книгу об этой организации, то в отличие от других движений «Таблиги Джамаат» не призывает изменить общественный строй или строить халифат. И на самом деле машфара (собрания) этой организации проводятся ежегодно 15 октября в Бангладеш и Пакистане, в них участвуют около миллиона человек. Принимаемые там решения распространяются сторонникам и защитникам «Таблигии Джамаата» по всему миру. Но эти решения и требования лидеры дааватистов на местах подгоняют под наши законы и менталитет. Потому что лидеры «Таблиги Джамаата» в Кыргызстане занимают руководяшие должности в Духовном управлении мусульман Кыргызстана и его региональных отделениях.
Доктор политологических наук Нурлан Наматов ставит вопрос: не финансируется ли «Таблигии Джамаат» из зарубежья:
— Меня немного беспокоит другое обстоятельство. Это вопрос о том, не финунсируется ли «Таблиги Джамаат» из зарубежья. Если финансируется, то я не считаю, что это хорошо. Если же средства выделяют сами дааватисты, то я не вижу ничего плохого.
Согласно предположениям аналитика Канатбека Мурзахалилова, по Кыргызстану можно насчитать до 20 тысяч последователей «Таблиги Джамаата» в возрасте от 18 до 70 лет.
«Таблиги Джамаат» в Пакистане
Известно, что корни «Таблиги Джамаат» уходят в Индийский субконтинент. Эта организация является одной из крупнейших религиозных групп в Пакистане. Насколько движение «Таблиги Джамаат» влиятельно в этой стране? Своим мнением с «Азаттыком» по этому вопросу поделился директор пакистанского Института исследования мира Мухаммад Амир Рана.
«Азаттык»: Господин Мухаммад, расскажите сначала об организации «Таблиги Джамаат» и объясните ее отличие от других течений.
Мухаммад Амир Рана: Эта организация была создана в Индии. В 1947 году, когда Индия и Пакистан разделились, ячейки «Таблиги Джамаата» стали появляться на территории нынешнего Пакистана. Провинция Лахор стала основным, после Индии, центром, открыв в истории «Таблиги Джамаата» важную страницу.
Основным отличием организации можно назвать даават. Это организация не политическая. Она не поддерживает террористические группы. Сторонники организации также выражают мнение против радикального ислама на ежегодных слетах в Лахоре. Они преследуют целью направлять мусульман по правильному пути ислама.
В «Таблиги Джамаат» в какой-то степени придерживаются ценностей суфизма. Но они стараются сторониться суфистов. Они верят, что человек может очистить свой внутренний мир с помощью религии.
В зависимости от времени и своих возможностей они совершают трехдневный, 40-дневный или 4-месячный дават. Проповедям они посвящают малую часть этого времени. Большую часть времени они читают намаз и Коран. Они стараются исполнить процедуры и соблюсти шесть условий, такие как служение семье, проявление уважения к мусульманам и другие.
«Азаттык»: Насколько я знаю, в Пакистане ряд известных людей, в том числе певцы, игроки в крикет присоединились к «Таблиги Джамаат». Можно ли назвать эту религиозную организацию самой влиятельной и крупной в Пакистане?
Мухаммад Амир Рана: Трудно назвать «Таблиги Джамаат» крупнейшей религиозной организацией. Потому что есть и другие крупные движения, придерживающиеся суннизма. Например, озвучиваются данные о том, что у религиозной группы «Даават ислами» есть тысячи последователей.
Но вместе с этим, несомненно, «Таблиги Джамаат» достаточно влиятелен в Пакистане. Известные спортсмены, кинорежиссеры, политики стали сторонниками этого движения.
Но в «Таблиги Джамаат» нет механизма, который регистрировал бы его членов. Любой желающий в любое время может присоединиться к этой организации и выйти из нее, когда захочет.
«Азаттык»: Известно, что у «Таблиги Джамаата» есть последователи в десятках таких государств как Кыргызстан. Ежегодные собрания, о которых вы говорили, проходят не только в Пакистане, но и в Индии и Бангладеш. Сообщается, что там организуются дискуссии на тему религии, принимаются серьезные решения. Не может случится так, что решения, принимаемые там, будут противоречить законам стран, в которых живут сторонники «Таблиги Джамаата»?
Мухаммад Амир Рана: Я считаю, что это проблема для таких регионов, как Центральная Азия. Потому что политическое и социальное устройство этого региона отличается.
«Таблиги Джамаату» присуща культура Южной Азии. В Индонезии и Малайзии есть крупные пакистанские диаспоры. Поэтому увеличивается количество ячеек «Таблиги Джамаата».
Я думаю, в Центральной Азии понятие религиозного человека отличается от понимания в Южной Азии. Возможно, в Центральной Азии религиозность может рассматриваться как проблема. В Пакистане, например, иначе.
Поэтому проведение ежегодных собраний здесь рассматривается как обычный ритуал. Но только в некоторых странах эту организацию характеризуют как проповедующую консервативный образ жизни, открыто или тайно поддерживающую какие-то террористические организации.
«Азаттык»: В Кыргызстане последователи «Таблиги Джамаата» утверждают, что сами финансируют даават. Какова ситуация в Пакистане? И вообще, кто финансирует эту организацию в Пакистане? Можно ли утверждать, что последователи «Таблиги Джамаата» в других странах финансируются извне?
Мухаммад Амир Рана: Желающие участвовать в мероприятиях этой организации должны вносить денежный вклад. Совершающие даават сами оплачивают проезд и питание. Но иногда, если у кого-то нет средств, ему могут помогать другие. Несмотря на это, такое явление не одобряется, Потому что они говорят, что совершать даават надо на свои деньги.
Сторонники «Таблиги Джамаата» верят, что пока не потратишь свои деньги ради пути божьего, не сможешь очиститься. Поэтому в этой группе работает механизм самофинансирования.
Кроме того, есть мечети, финансируемые богатыми людьми. Но если в месте, где они совершают даават нет их мечети, они могут ходить в любую суннитскую мечеть в Пакистане.
«Азаттык»: Китай, Россия и некоторые страны Центральной Азии признали «Таблиги Джамаат» экстремистской организацией. С чем вы связываете причины такого решения?
Мухаммад Амир Рана: В целом, Китай не доверяет всем религиозным организациям. Власти установили ограничения для определенной религиозной одежды и обычаев. Я считаю, что некоторые страны Центральной Азии могут готовить аналогичные меры. Я бы сказал, что это вопрос религиозной свободы.
Происхождение «Йакын инкар»
В Кыргызстане обеспокоенность общественности вызывала радикальная организация «Йакын Инкар», которая отделилась от «Таблиги Джамаат». Ее последователи отличаются тем, что отказываются от материальных и культурных ценностей, современной медицины и обучения детей в школах. Мужчины не стригут волос, носят длинную одежду, женщины закрывают лицо.
Октябрьский районный суд Бишкека 15 июня 2017 года признал течение «Йакын инкар» экстремистским и запретил деятельность этой организации на территории КР. С этого момента часть представителей течения была задержана и привлечена к ответственности. Эксперты отмечают, что последователей течения в Кыргызстане около тысячи, но сейчас их число сократилось:
Среди теологов в мире нет однозначного мнения по поводу «Таблиги Джамаат». Некоторые теологи говорят о том, что они используют не самые строгие хадисы, предпочтение отдают получению образования нежели проведению даавата.
Осужденные в России дааватчи
В новейшей истории первые дааватчи в Кыргызстане появились в начале 90-х годов прошлого века. За эти годы «Таблиги Джамаат» прошла несколько этапов становления. Некоторые аналитики считают организацию антисоциальной, поскольку в ее приоритеты не входит получение светского образования, людям предлагается жить по старым канонам, не пользоваться благами цивилизации, приветствуется многоженство.
Кроме того, есть трудности с регистрацией дааватчи, а их внутренние правила не соответствуют законодательству Кыргызстана. К примеру, несовершеннолетние дети занимаются миссионерством. Также неизвестно точное число людей, отправляющихся на даават:
Обратный эффект распространения религии
В Кыргызстане дааватчи уходят из дома и месяцами обходят с проповедями территории, дома, людей в то время, как их семьи остаются без присмотра. Муфтият объясняет это тем, что такое на практике происходит редко – один на тысячу случаев. Редактор Пакистанской службы «Азаттык» Дауд Хан говорит, что навязывание своего мнения со стороны дааватчи порой становится причиной семейных скандалов и споров среди родственников:
— Во-первых, если посмотреть на формат проведения проповедей, то мы не можем включать их в число организаций экстремистского характера в Пакистане. Но есть обстоятельства, которые порождают негативные моменты. К примеру, член одной семьи стал сторонником «Таблиги Джамаат», а остальные к нему не присоединились. Один человек пытается проповедовать старые правила ислама среди других членов семьи. А остальным это не нравится. В результате в семье назревает раскол. Со временем увеличивается число людей, которые присоединяются к «Таблиги Джамаат». Но сложно сказать, в каком масштабе.
В 2009 году в Кыргызстане поднимали инициативу запрета движения «Таблиги Джамаата», вопрос обсуждали в Совете безопасности, но власти не решились на этот шаг. Пришедшая после 2010 года власть дала понять, что не имеет ничего против дааватчи. Депутат Исхак Масалиев считает, что религиозные движения не должны навязывать свои требования:
— Мы живем в 21 веке. К примеру, в 2009 году Совет безопасности Кыргызстана внес предложение запретить в КР деятельность «Таблиги Джамаата». Но почему-то все было остановлено. Возможно, если взять положительные стороны этого движения и вместе с государством вести правильную работу, то будет успех. Но если такие движения будут выдвигать свои требования, заставлять других, что надо себя вести так или одеваться вот так, то это будет нарушением закона. Во-вторых, когда некоторые богословы говорят о том, что дети должны одеваться в школе так-то или давать на что-то разрешение, то это не соответствует закону. Принуждение не приведет ни к чему хорошему.
В Кыргызстане 20 организаций были признаны террористическоми или экстремистскими и были запрещены. Их ряды пополнила группа «Йакын Инкар», которая отделилась от «Таблиги джамаат».
BK/JsO
Перевод с кыргызского. Сокращенный вариант. Оригинал материала можно прочитать здесь.