Что такое двумерный штрих код
Визитки, реклама, платежи: как возникли и для чего используются QR-коды
Что такое QR-код
QR (от английского Quick Response, «быстрый отклик») — это двумерный тип штрих-кода, который легко считывается цифровым устройством и хранит информацию в виде серии пикселей в квадратной сетке, которая внешне выглядит как черно-белый узор. QR-код, в отличие от штрих-кода, читается в двух направлениях — по горизонтали и по вертикали. Это позволяет хранить в нем больше данных. При сканировании QR-кода пользователь получает доступ к этим данным мгновенно.
В наши дни QR-коды используются во множестве отраслей как для хранения данных (ссылки на сайты, номера телефонов или тексты), так и для предоставления доступа к Wi-Fi, отправки и получения платежной информации и прочих целей.
В 2020 году многие люди впервые столкнулись с QR-кодами. Сначала их ввели для контроля режима самоизоляции и передвижений, а затем начали использовать для пропуска вакцинированных в различные заведения. По данным агентства Bitly, за полтора года пандемии число считываний QR-кодов во всем мире выросло на 750%.
В последний локдаун, который начался 28 октября и продлился до 7 ноября, многие регионы России разрешили вход в культурно-развлекательные учреждения только по QR-кодам вакцинированных и переболевших коронавирусом. РБК Тренды разобрались, как развивалась эта технология, в чем заключается принцип ее работы и какие у нее перспективы.
История QR-кодов
В 1960-х годах, когда Япония вступила в период быстрого экономического роста, во многих районах страны начали появляться супермаркеты, торгующие широким спектром товаров. Кассирам приходилось вручную вбивать их стоимость на кассовых аппаратах. Из-за этого у многих работников развивались синдром запястного канала. Была разработана POS-система, в которой цена товара автоматически отображалась на кассовом аппарате, когда его штрих-код сканировал оптический датчик. Но по мере распространения штрих-кодов стали очевидны и их ограничения. Самым заметным из них был тот факт, что такой код может содержать не более 20 цифро-буквенных символов.
В начале 1990-х годов японская Denso Wave Inc., дочерняя структура Toyota, которая занималась разработкой считывателей штрих-кодов, решила создать новые коды, которые могли бы содержать больше информации. Чтобы ускорить чтение кода, разработчики добавили угловые метки, которые сначала видит считыватель. Затем они изучили соотношение белых и черных областей на изображениях и символах в листовках, журналах, на картонных коробках и прочей продукции. Исследователи выбрали самое непопулярное соотношение, которое не использовалось в печатной продукции и в штрих-кодах и при этом могло считываться под любым углом.
В 1994 году был представлен первый QR-код. Он мог кодировать до 7 тыс. знаков и считывался в 10 раз быстрее, чем штрих-код. Первой такие коды стала использовать автомобильная промышленность. Они значительно упростили все управленческие задачи от контроля производства до доставки и выдачи квитанций о транзакциях.
Denso Wave открыла свою разработку для свободного использования. В 2000 году Международная организация по стандартизации внесла QR-код в список одобренных стандартов кодирования информации.
Как работают QR-коды
Узор QR-кода хранит зашифрованную последовательность данных в двоичном формате (1 и 0) в виде матрицы. Каждой отдельной ячейке сетки присваивается значение в зависимости от цвета (черный или белый). Затем ячейки группируются в более крупные узоры. Ключи закодированных данных содержат дубликаты, поэтому при повреждении поверхности QR-кода до определенных масштабов его можно считать.
Устройство (специальный сканер или смартфон) распознает QR-код по трем квадратным меткам, расположенным по его углам. Они указывают, в каком направлении читать код. Обнаружив их, сканер считывает содержание квадрата, а затем анализирует QR-код, представляя его в виде сетки. Процесс считывания обеспечивает специализированное программное обеспечение, способное извлекать данные из шаблонов в матрице.
Также каждый QR-код имеет полосы синхронизации, чтобы его можно было считать даже на неровной поверхности.
Кроме того, QR-код включает маркер его версии, то есть сведения о формате, в котором закодированы данные. Всего их четыре: цифровое, буквенно-цифровое, двоичное и кандзи для японских иероглифов.
QR-код имеет также блоки исправления ошибок Рида — Соломона, которые располагаются по краям. Коды Рида-Соломона представляют собой специальную группу кодов, исправляющих ошибки при чтении QR. Таким образом, даже при повреждении 30% поверхности QR-кода, сканер считывает его правильно.
Наконец, каждый QR-код отделяется от внешнего пространства белым пространством или «тихой зоной». Она нужна, чтобы сканер распознал код.
В смартфонах последних лет выпуска присутствует встроенный считыватель QR-кода, который расположен в камере. Для считывания достаточно навести камеру на код под любым углом. Даже если на телефоне нет встроенного считывателя QR-кода, его можно скачать в магазинах приложений. В этом случае для считывания потребуется открыть приложение.
QR-коды можно считать и на компьютере с помощью одной из специализированных программ. Например, bcTester умеет сканировать разные типы QR-кодов, а bcWebCam работает напрямую с веб-камерой.
Виды QR-кодов
Есть несколько типов QR-кодов, которые можно использовать для разных целей. Они включают:
В некоторых отраслях используются коды, которые не имеют отношения к Denso Wave. Например, Aztec Code с квадратом в центре можно увидеть на авиа- и железнодорожных билетах, MaxiCode используется в грузоперевозках, DataMatrix в промышленности, а прямоугольный PDF417 — для документов.
Для чего нужны QR-коды
В зависимости от области применения используются статические и динамические QR-коды. Первые содержат информацию, которую нельзя редактировать после создания кода. Они подходят для личного использования, например, настройки подключения к Wi-Fi или создания визиток, идентификации сотрудников, значков событий, технической документации по продукту и т.д.
В случае с динамическом QR-кодом информацию можно обновлять, редактировать и изменять сам тип такого кода уже после его создания. Коды такого вида больше подходят для бизнеса и маркетинговых целей. В рамках рекламной кампании с помощью QR-кодов можно собирать и измерять статистику при каждом сканировании.
Бизнес, некоммерческие организации и даже отдельные пользователи могут применять QR-коды для своих задач.
Как развиваются QR-коды
Генеральный директор и соучредитель агентства цифровых продуктов Very Big Things Крис Стегнер отмечает, что пандемия радикально изменила способ взаимодействия людей друг с другом и с окружающей средой, так как физическое здоровье стало главным приоритетом. Этот сдвиг быстро ускорил рост бесконтактной экономики. По мнению Стегнера, именно QR-коды позволят решить множество проблем повседневного взаимодействия людей благодаря широкому распространению смартфонов. В 2021 году количество пользователей смартфонов в мире достигло 6,4 млрд человек или 80,76% населения Земли.
По данным Juniper Research, к 2022 году владельцы смартфонов будут использовать 5,3 млрд купонов с QR-кодами, а пользователи 1 млрд смартфонов будут иметь постоянный доступ к QR-кодам. Ключевые области, на которых будет сосредоточена технология QR-кодов, — это приложения. Другие области роста — системы бесконтактных платежей, транспорт и туризм, здравоохранение и маркетинг. Например, через QR-платформу бронирования пациенты клиник смогут записываться на прием к специалистам и даже отправлять свои медданные. Постоянное взаимодействие людей с QR-кодами упростит задачу и компаниям, которые смогут ненавязчиво предлагать свои продукты в нужное время и в нужном месте. Южнокорейская Homeplus уже организовала виртуальные магазины прямо на станциях метро. Витрины содержат изображения продуктов с QR-кодом. При сканировании кода продукт добавляется в корзину в мобильном приложении магазина. После этого покупка доставляется прямо на дом.
Властям это поможет выстраивать грамотную систему навигации и туризма, когда QR-коды будут выдавать информацию о маршруте и его загруженности, а при посещении исторического места — рассказывать его историю вместо гида. Также технология упрощает обратную связь. В Нью-Йорке QR-коды уже не первый год размещают на строящихся домах, чтобы любой желающий мог проверить разрешения на строительство, получить подробную информацию о текущем проекте, а также напрямую связаться с департаментом строительства и подать жалобу на нарушения.
Стегнер признает, что полностью бесконтактный опыт возможен не для всех сценариев. Но, по его словам, существует огромное число возможностей реализовать его, к примеру, в банкоматах. Пользователи смогут просто сканировать QR-код, чтобы запустить приложение банка и уже оттуда управлять терминалом. Важную роль QR-коды могут сыграть в трансформации общественных пространств. Например, их можно будет размещать на дверях лифтов, чтобы человек мог просто отсканировать код, включить лифт и выбрать на смартфоне свой этаж.
Компании уже всячески экспериментируют с QR-кодами. Немецкий звукозаписывающий лейбл Kontor Records искал новый метод продвижения своей музыки. Компания решила отправить рекламным агентствам конверт, похожий на проигрыватель винила, с QR-кодом в углу. Когда код сканировали, дисплей смартфона пользователя превращался в интерактивную иглу проигрывателя. Устройство можно было поместить на пластинку, которая была в конверте, и игла на дисплее двигалась.
В Kontor Records рассказали, что получатели отсканировали 71% из 900 отправленных им QR-кодов, что на 64% больше обычного показателя ответов рекламщиков.
Штрих код: что это, каким бывает и как используется
Штрихкод товара — это графическое изображение, содержащее закодированные буквы и цифры и необходимое для автоматизации учета. Оно представлено в виде комбинации черных полос разной ширины с набором цифр под ними или прямоугольного поля, заполненного черно-белыми модулями.
Штрихкодирование активно используется практически во всех областях экономики: торговле, промышленности, транспортной сфере, рекламе и других, где необходима оптимизация учета продукции, материалов, событий. Применение штрихкодов не просто оправдано, а необходимо с точки зрения конкурентоспособности бизнеса.
В статье разберемся, какие бывают штрих коды, по какому принципу они работают, и какие сведения содержат.
Штрихкод на товаре: для чего нужен
Штрихкоды используются для идентификации любых объектов учета. Они содержат информацию, которая помогает определить принадлежность товара к какой-либо категории, заданной пользователем (производителем).
Для чего нужен штрих код на товаре? Он предоставляет основные характеристики изделий, тем самым облегчает и ускоряет работу с ними на различных предприятиях.
Зачем нужен штрих код:
Виды и типы штрих кодов
Существуют два способа кодирования:
Рассмотрим виды и основные типы штрихкодов подробнее.
Линейный штрих код: описание, какие бывают
Линейный (одномерный или 1D-) штрих код представляет собой рисунок, состоящий из комбинации черных полос разной ширины и пробелов между ними. Под линиями располагаются цифры, дублирующие информацию.
Штрихкод содержит закодированные по определенным стандартам текстовые и/или числовые данные. Их запись обеспечивается двоичной системой кодирования, где полосы обозначаются символом «1», а пробелы — «0».
Характерные особенности штрихкода:
Какие бывают 1D-штрихкоды (наиболее распространенные типы):
EAN — самый популярный тип линейных штрихкодов, используемый практически во всех торговых точках. Обычно кодировка состоит из 13 символов, но для небольших упаковок, где не хватает места для размещения полноразмерного кода, может использоваться EAN-8.
Цифры, расположенные под вертикальными штрихами, дублируют данные, зашифрованные в комбинации полос. Это нужно для того, чтобы при повреждении кода можно было получить информацию, вбив в учетную базу числовое сочетание.
Как выглядит штрих код EAN-13:
ITF-14 — обычно используется для учета оптовых партий товаров и организации складского хранения. Содержит 14 цифровых символов. Отличительная особенность кода — черная полоса по периметру, которая нужна для снижения вероятности неправильного чтения.
Двумерный штрих код: описание, какие бывают
Двумерный (2D-) штрихкод — изображение в виде прямоугольника или квадрата, которое считывается сразу в двух плоскостях. Такой способ шифрования позволяет экономить место на этикетке или упаковке и при этом хранить большой объем данных о товаре (до нескольких страниц текста). Применяется в торговле, в области документооборота, удостоверения личности, в складском учете, при маркировке товаров, транспортировке грузов и не только.
Характерные особенности кода:
На какие две распространенные группы делятся 2D-штрих коды:
QR-код — пожалуй, самый популярный тип. Он активно используется в торговле, рекламе, маркетинге, туризме, сервисах продаж электронных билетов и многих других сферах.
Любой QR-код содержит несколько обязательных элементов — 3 квадрата, благодаря которым сканер может определять положение рисунка, а также исправлять искажение.
Data Matrix — код, представляющий собой изображение из модулей контрастных цветов (чаще черного и белого). С двух сторон ограничивается линиями, благодаря которым сканер понимает ориентацию штрихкода. Алгоритмы шифрования позволяют восстанавливать утраченные фрагменты.
В России применяется для обязательной маркировки продукции. Такой код может иметь размеры 0,5 × 0,5 см, благодаря этому его удобно размещать на небольших упаковках, например, пачках сигарет или лекарств.
Какую информацию несет в себе штрих код
Наиболее распространенная в России кодировка — EAN (13 или 8 символов). Второй вариант используется, когда нет физической возможности расположить на упаковке или товаре первый, расширенный тип.
Штрихкод включает:
первые 1–3 символа — код национальной компании, в чьих реестрах зарегистрирован производитель товара. Можно было бы сказать, что это информация о стране-производителе, но это не совсем корректно, поскольку регистрирующая организация может находиться в другом государстве.
Каждая страна имеет одну или несколько уникальных комбинаций кода, например, для России это 460–469, США и Канады — 00–13, Китая — 690–693. Номера присваиваются Международной Ассоциацией товарной нумерации (GS1).
вторые 4–5 цифр — номер регистрации компании-изготовителя. Он выдается национальным органом страны, в которой был произведен товар.
следующие 3–5 символов — сведения о товаре. Номер, под которым продукция занесена в базу данных компании-продавца. И уже в ней под порядковым номером со штрихкода зарегистрированы название товара, габариты, стоимость и другие характеристики.
последняя цифра — контрольное число, необходимое для проверки сканером подлинности товара.
поле, содержащее знак «>» — «свободная зона» (пустое пространство, по которому сканер определяет конец штрихкода).
Информация, зашифрованная в штрих коде, как правило, не предназначена для покупателей. Но с введением в России обязательной маркировки кодами Data Matrix, это изменилось. Теперь содержание штрихкода доступно для потребителей и является свидетельством качества продукции.
Какую информацию несет в себе штрихкод (что зашифровано в нем):
Идентифицировать товары без штрихкодов очень трудно, а порой невозможно, так как визуально они могут быть совершенно одинаковыми. Кроме того, штрихкодирование значительно ускоряет процесс продажи. Если кассиру приходилось бы при реализации каждого товара вручную вводить его параметры, на кассе образовывались бы огромные очереди.
Что в штрихкоде стандартизировано
Что может быть стандартизировано в самом штрихкоде? Например, номинальные размеры кода. Для EAN ширина и высота символа составляют 37,29 мм и 25,93 мм, высота штриха — 22,85 мм. Стандарт позволяет пропорционально увеличивать элементы кода до 200% или уменьшать до 80% от указанных номинальных значений.
Преимущества работы со штрихкодами
Использование системы штрихкодирования имеет ряд преимуществ для компании:
Использовать штрихкодирование для организации учета на предприятии — довольно просто. Для внедрения достаточно купить принтер этикеток с расходными материалами и сканер штрихкодов. При помощи товароучетной системы каждому изделию присваивается персональный код, он распечатывается на принтере и наносится на упаковку или поверхность объекта.
При продаже товара кассир считывает код, информация сравнивается с той, что имеется в учетной базе магазина или склада, стоимость автоматически пробивается на кассе.
Если компания занимается продажей продукции, подлежащей обязательной маркировке, порядок действий несколько сложнее. Для начала необходимо зарегистрироваться в единой системе прослеживаемости «Честный ЗНАК» при помощи электронной подписи, описать остатки товара в магазине и на складе (для розницы) и заказать на них коды Data Matrix, затем распечатать и наклеить на продукцию.
При реализации товаров кассир сканирует штрихкоды и выдает чек покупателю. Данные с онлайн-кассы автоматически поступают в «Честный ЗНАК», и коды маркировки выводятся из оборота.
Автоматизация работы со штихкодами и обязательной маркировкой с DataMobile
Чтобы работать с товарами, подлежащими обязательной маркировке, в соответствии с требованиями законодательства, необходимо грамотное программное обеспечение. DataMobile Маркировка — решение, разработанное специально для автоматизации учета товаров с кодами Data Matrix.
Софт позволяет:
Работать с ПО DataMobile Маркировка удобно благодаря быстрой интеграции с любой товароучетной системой, простой настройке галочками, понятному интерфейсу, поддержке большинства современных моделей сканеров штрихкодов и терминалов сбора данных (ТСД). Также важным преимуществом являются регулярные бесплатные обновления в соответствии с меняющимися требованиями законодательства. Чтобы выполнять операции с новыми категориями товаров, не нужно покупать или устанавливать другое ПО.
Функциональность софта можно расширять за счет перехода на старшую версию (по разнице в цене) и подключения дополнительных модулей (ЕГАИС, RFID, Конструктор).
Штрихкодирование значительно упрощает учет товаров в магазинах, на складах, производстве, в офисе. Помимо этого, оно активно используется для идентификации любых объектов и даже людей: на выставках, в кино, рекламе, в медучреждениях и не только.
Применение штрихкодов не только автоматизирует все процессы в компании, но и помогает выйти на новый уровень дохода за счет оптимизации работы и роста эффективности труда. Главное, грамотно определить цели предприятия и подобрать соответствующий вид и тип штрихкода.
Ссылки на материалы, законы, постановления, использованные в статье:
Двухмерные штрихкоды — что это такое и с чем их едят
Павел Крижепольский
Что такое двухмерный штрихкод (2d barcode)? Многие считают, что этот синоним «QR-код». Однако, на самом деле, это не совсем так — видов двухмерных штрихкодов намного больше. Именно о них мы и поговорим в этой статье.
Хочу сразу предупредить, что в этот раз текста будет довольно много, а цветных картинок мало. Да и тема довольно специфическая, и будет интересна далеко не всем. Тем более, что недавно на сайте уже была статья Виталия Буздалова про QR коды, где были четко и лаконично описаны все основные моменты — http://android.mobile-review.com/market/10514/
К сожалению, WorldPress не позволяет вставлять видео с youtube в текст статьи (либо я не разобрался как это сделать). Из-за этого пришлось вставлять картинку, при клике на которую откроется само видео.
Основное достоинство любого штрих кода — простота использования. Двухмерные коды не являются исключением, все работает по принципу «навел — снял — прочитал» и не требует каких-то специальных пояснений. Сами же программы-сканеры обычно имеют стандартный набор функций, и в детальном обзоре тоже не нуждаются. Поэтому получился в большей степени обзор самих разновидностей двухмерных штрихкодов, а не программ для их распознавания. Какой-то эксклюзивной информации в статье нет, все данные взяты из открытых источников.
Статья делится на две части — теоретическая (разновидности 2D кодов, их особенности и способы применения) и практическая (программы для сканирования и генерации кодов, сайты-генераторы и пр. )
ТЕОРИЯ
Все штрихкоды можно разделить на два типа: линейные и двухмерные.
Линейный штрихкод — это код, который читается в одном направлении. Такие штрихкоды очень просты и дешевы в использовании.
Авторами первого линейного штрихкода можно считать Бернарда Сильвера и Джозефа Вудланда. В 1948 они стали случайными свидетелями разговора между президентом крупной сети продуктовых компаний и деканом Института Технологии Университета Дрекселя, которые обсуждали создание системы, автоматически считывающей информацию о продукте.
Идея штрихкода родилась не сразу. Вначале было перепробовано несколько других вариантов, таких как метки, нанесенные ультрафиолетовыми чернилами и др. Но по разным причинам, все эти идеи оказались нежизнеспособны. На идею же самого штрихкода Джозефа Вудланда натолкнула Азбука Морзе. По его словам, он просто расширил точки и тире вниз и сделал из них узкие и широкие линии.
В 1951 году они показали свое изобретение компании IBM, но в ней почитали, что ее реализация потребует слишком сложного оборудования. Отчасти это было правдой — лазерных сканеров тогда еще не существовало и считывать штрихкоды было довольно сложно. Фактически, идея Джозефа и Сильвера опередила свое время более чем на десять лет.
Впервые широкой публике штрихкоды были продемонстрированы лишь в 1971 году на конференции по розничной торговле. Они были нанесены на лотерейные жетоны и состояли не из линий, а из окружностей. В дальнейшим от круглого варианта штрихкодов отказались — при их печати краска часто смазывалась и они становились нечитаемы.
Первый коммерческий формат штрихкода был разработан в 1972 году и получил название UPC — Universal Product Code. С тех пор форматы штрихкод многократно совершенствовались и менялись. На сегодняшний день существует более 300 стандартов штрих-кодирования.
Главный недостаток линейных штрихкодов — малое кол-во кодируемой информации. Именно для преодоления этого недостатка и были разработаны двухмерные штрихкоды.
PDF417
Сайт-генератор — http://barcode.tec-it.com
Программа-сканер — Accusoft Barcode Scanner
PDF417 был разработан компанией Symbol Technologies в 1991 году. Название PDF происходит от «Portable Data File». Число «417» отражает структуру кода — штрихкод имеет длинну в 17 модулей, состоящих из 4-х «штрихов» и «пробелов». По сути, такие блоки являются одномерным штрихкодом.
Теоретически, это должно упростить его считывание и декодирование. И скорее всего, для специальных сканеров именно так оно и есть. А вот с программами-сканерами для мобильных устройств часто бывают проблемы. Во всяком случае, у меня такие коды считываются в лучшем случае через раз. Впрочем, винить тут стоит не сам код, а исключительно программы-сканеры.
Код можно встретить на товарах, документах, билетах. Если не ошибаюсь, именно он используется на билетах АэроЭкспресса. Правда, прочитать его программой-сканером я не смог. Часто его можно увидеть и в мaгазинах, в частности на бутылках с алкогольной продукцией.
DataMatrix
Сайт-генератор — http://www.qrcc.ru/generator.php
Программа-сканер — Barcode Scanner
Код DataMatrix был изобретен компанией International Data Matrix, которая позже была объединена в Acuity CiMatrix и в 2005 году куплена компанией Siemens. Существенное влияние на разработку кода DataMatrix оказал предшествующий ему многострочный штрих-код PDF-417. В настоящее время Data Matrix описывается соответствующими стандартами ISO. Код может быть использован свободно, без каких либо лицензионных отчислений.
Код представляет собой двухмерную матрицу из черно-белых точек или модулей. В коде должно содержаться четное число таких модулей как по вертикали, так и по горизонтали. DataMatrix код может состоять как из одного, так и из нескольких блоков. В каждом блоке обязательно содержится две сплошные пересекающиеся линии в виде буквы L — так называемый «шаблон поиска», который помогает понять ориентацию кода для считывающего устройства. Две другие стороны блока состоят из чередующихся черных и белых точек, которые указывают считывающему устройству размер кода. Код использует стандарт коррекции ошибок, основанный на алгоритме Рида-Соломона. В случае повреждения кода, это позволит восстановить до 30% полезной информации.
Главное прeимущество этой разновидности двухмерных кодов — его сверхмалый размер. С помощью DataMatrix можно поместить информацию в 50 символов на площадь размером в два квадратных миллиметра. При этом, код может быть нанесен на поверхность огромным кол-вом способов : это и струйная печать, и гравировка, и лазер и многое другое. Кроме того, у кода есть две возможные формы: квадрат и прямоугольник. Это позволяет еще более эффективно использовать доступную для размещения кода площадь.
Все это делает DataMatix отличным кодом для маркировки малых объектов, например, микросхем. И именно поэтому Data Matrix очень активно применяется в промышленности. В частности, его активно используют такие крупные компании как Intel, AMD, BMW, Mercedes Benz, Siemens, Philips, NASA, Vodaphoone. Во многих странах он также используется для сортировки почты, но как с этим обстоит дело в России я не знаю. Впрочем, потихоньку он начинает появляться и у нас. Например, текущий формат больничного листа предусматривает специальное поле для размещения Data Matrix кода:
«для упрощения процедуры машинной обработки данных из больничного, в левый верхний угол бланка было добавлено поле для впечатывания в него двухмерного штрих-кода в формате Data Matrix, содержащего те же сведения, что и сам листок, причем этот штрих-код нужно иметь возможность впечатывать в заполненный ранее бланк отдельно даже в том случае, если бланк уже был сложен в несколько раз»
информация взята с сайта ФСС. Разумеется, пока наличие такого кода не является обязательным, но в будущем ситуация может и поменяться.
Хотя в промышленности DataMatrix является безусловным фаворитом, в повседневной жизни намного более распространен другой тип двумерного штрихкода — QR-код.
QR-код
Сайт-генератор – http://qrcc.ru/generator.php
Программа-сканер – Barcode Scanner
QR код это еще одна разновидность матричного кода. Его название происходит от английского «Quick Response» — «Быстрый Отклик». Он был создан компанией Denso-Wave в 1994 году в Японии. И именно в Японии он получил наиболее широкое распространение. Согласно данным опросов, в этой стране его использует более половины всех пользователей мобильной связи. В первую очередь это связано с тем, что в отличие от многих конкурентов, он понимает символы каны.
Само название «QR Code» является официально зарегистрированной торговой маркой компании Denso Wave Incorporated. Тем не менее, его использование бесплатно как для физический, так и юридических лиц и не попадает под действия каких либо лицензий.
Размеры кода могут варьироваться в довольно широких пределах : от 11 модулей в версии Micro QR (M1) до 177×177 модулей в Version 40 QR code. Официальных стандартов QR кодов, насколько мне известно, не существует. Ниже приведены примеры QR кодов разных версий, взятых из Википедии.
Как вы видите, любой QR код содержит несколько обязательных элементов. В первую очередь, это три больших «квадратика», окруженных пустым пространством. Именно по ним программа-сканер определяет позицию кода и корректирует искажение перспективы. Кроме того, код содержит еще один «квадратик» меньшего размера. Он служит для определения ориентации служебных областей. Стоит отметить, что в версии Micro QR используется всего одна метка позиционирования. Как и многие другие штрихкоды, QR код требует свободное пространство вокруг самого кода. Для полной версии кода оно состовляет 4 модуля, для микро версии — два модуля.
Как и в DataMatrix, в QR коде используется метод коррекции ошибок, основанный на алгоритме Рида-Соломона. Это позволяет легко прочитать даже поврежденный или загрязненный QR код. Существует четыре уровня коррекции ошибок. Они отличаются кол-вом информации, доступной для восстановления – L (7%), M (15%), Q (25%), H (30%). Благодаря такому «запасу прочности» можно разместить на QR коде произвольное изображение или текст. И если не будут задеты служебные области, то код все равно останется читаемым. Правда, стоит понимать, что в этом случае дальнейшая возможность коррекции ошибок сильно падает. |
Подробнее про разметку QR кодов можно прочитать на сайте анг. Википедии. Кроме того, на habrahabr.ru есть статья о том, как можно вручную прочитать QR код
У QR кодов довольно много применений. В первую очередь, они очень активно используются в рекламе и маркетинге. Начиная от банальной ссылки на рекламный ролик, размещенной на рекламном щите и заканчивая целыми интерактивными стендами. Например, на видео ниже вы видите стенд компании Tesco, размешенный в метро Южной Кореи.
С помощью мобильного телефона, люди могут на ходу заказать нужный товар, который будет доставлен им курьером как раз к моменту их приезда домой. Такие интерактивные стенды позволили компании увеличить прибыль от доставки товаров на 130%
А на фотографии ниже представлена реклама купальников Victoria’s Secret в Америке. Самое интересное заключается в том, что самих купальников на билбордах как раз нет. Есть только сама модель и QR код, сосканировав который можно увидеть альтернативный вариант плаката. С остальными фотографиями вы сможете ознакомиться на сайте первоисточника — http://ibigdan.livejournal.com/9908100.html
Интересно, насколько возросли продажи? =)
Не менее широко распространены QR коды и в туризме. Например, QR коды все чаще стали размещать на туристических объектах. В самом простом случае, такой код будет содержать короткую справку об объекте на разных языках или ссылку на Wikipedia. Но есть и более интересные варианты — например, прочитав QR код, вы сможете увидеть, как выглядел этот объект 100 лет назад. В качестве примера можно привести город Львов, где QR кодами отмечено более сотни туристических объектов. Информация есть, например, на этом сайте Аналогичные решения очень часто применяются и в музеях. Один клик — и вы находитесь на веб странице, содержащей всю информацию о заинтересовавшем вас экспонате.
Отдельно хочу отметить одно очень оригинальное решение, при котором сканируя один и тот же QR код, каждый пользователь автоматически попадет на статью именно на своем родном языке. Это стало возможно благодаря проекту QRpedia. Подробнее о нем можно прочесть тут: http://ru.wikipedia.org/wiki/QRpedia
С QR кодами можно все чаще встретиться и при оформлении билетов. В этом году и в России и в Украине собирались ввести QR коды на железнодорожных билетах. Это даст возможность заказать билет через интернет и просто распечатать QR код (или просто открыть его на экране мобильного телефона) для прохода через турникет или для предъявления проводнику. К сожалению, не знаю, работает ли уже такая система в РЖД, но точно могу сказать, что именно так обстоят дела в АэроЭкспрессе. На заказ билета через интернет я потратил несколько минут, после чего не пришлось даже его печатать – турникет успешно считал код с экрана телефона. Правда, код там используется не QR, а скорее PDF417.
Применений QR кодов сотни, они все чаще начинают проникать в нашу повседневную жизнь. Например, буквально на днях впервые «вживую» увидел визитку с QR кодом. И это оказалась действительно очень удобная штука, которая избавляет от необходимости вбивать все данные контакта вручную. Достаточно сосканировать QR код, и все данные контакта в вашем телефоне: имя, фамилия, компания, должность, e-mail, рабочие и мобильные телефоны. Не знаю, насколько такие визитки приживутся, но, на мой взгляд, идея отличная. Разумеется, на этом идеи использования QR кодов не заканчиваются. Есть масса других вариантов — татуировки с QR кодом, содержащим ссылку на страничку в соц. сети, брелоки с QR кодом, в котором зашифрованы имя и телефон владельца, QR код со ссылкой на аудио поздравление на подарке… Хорошо проиллюстрировано применение QR кодов в статье Виталия Буздалова.
Двумерный код данного формата начинает применяться и в Сбербанке (Источник — http://www.arendamest.ru/qr-kod-v-terminalach-sberbanka)
Почему он стал столь популярен на фоне уже довольно распространенного Data Matrix? Точного ответа на этот вопрос я не знаю, но мне кажется, что дело главным образом в его узнаваемости. В отличие от несколько безликого Data Matrix, он имеет свое лицо, интереснее выглядит, на него проще обратить внимание потенциальных пользователей. Учитывая, что чаще всего он применяется в маркетинге, это оказалось весьма важно. А сильные стороны Data Matrix (меньший размер, стандарт ISO ) здесь наоборот, практически не имеют значения.
Как мы видим, хотя в России QR коды пока распространены не так сильно, как во многих других странах, но, тем не менее, они постепенно становятся популярны и у нас.
Aztec Code
Сайт-генератор — http://barcode.tec-it.com/
Программа-сканер — Accusoft Barcode Scanner
Подробнее с алгоритмом декодирования Aztec Code можно ознакомиться на сайте odamis.ru по следующей ссылке. Как и в случае QR кода, у Aztec существует своя компактная версия.
Как и DataMatrix, Aztec код возможно применять там, где площадь для нанесения кода сильно ограничена. В первую очередь это обусловлено тем, что он не требует свободного места вокруг кода. Но, в отличие от DataMatrix, Aztec код может быть только квадратным. Сторона квадрата содержит от 15 до 151 модуля. Код может объединяться в блоки. Разумеется, как и остальные типы кодов, Aztec код поддерживает коррекцию данных по принципу Рида-Соломона. При этом он позволяет настроить избыточность данных от 5% до 95%.
Во многих странах данный код используется железнодорожными компаниями в электронных билетах. Кроме того, он был выбран международной ассоциацией воздушного транспорта для электронных билетов. В частности, по информации Википедии, он используется на электронных билетах Российской авиакомпании S7 Airlines. Ниже приведу цитату с офф. сайта s7.ru :
«В аэропорту вашего вылета должно быть специальное устройство, распознающее 2D-штрихкод мобильного посадочного талона. Оно находится перед входом в зону контроля безопасности и работает следующим образом: считывает информацию 2D-штрихкода мобильного посадочного талона с экрана вашего телефона, а затем распечатывает посадочный талон на бумаге.»
К сожалению, тип 2D штрихкода в этом сообщении не указан, но думаю, что Википедия не ошиблась.
Microsoft tag (High Capacity Color Barcode — HCCB)
Сайт-генератор — http://tag.microsoft.com
Программа-сканер — Microsoft Tag
Данный штрихкод был специально разработан компанией Microsoft для мобильных фотокамер. Это дает ряд преимуществ при сканировании и декодировании кода. Например, код удастся расшифровать, даже если он оказывается не в фокусе, что весьма актуально для простеньких телефонных камер без автофокуса.
Microsoft Tag довольно сильно отличается от большинства своих собратьев. Первое, что сразу бросается в глаза: в отличие от QR, Data Matrix и других монохромных кодов, он может быть цветным. Помимо белого используется еще три цвета: Yellow, Magenta, Cyan. Такой выбор цветов позволяет избежать ошибок декодирования из-за плохой цветопередачи CMYK принтера. Дополнительные цвета позволяют «впихнуть» в код больше информации не меняя его размер. Тем не менее, у штрихкода существует и черно-белый вариант.
Второе, не менее важное отличие: в штрихкоде содержатся не сами данные, а только ссылка на них (13 байт + 1 контрольный). Сами же данные хранятся на сервере Microsoft. Очевидный минус такого решения состоит в том, что без доступа в интернет воспользоваться таким кодом невозможно. С другой стороны, это дает и дополнительные возможности: можно в любой момент отредактировать «привязанную» к коду информацию, можно узнать кол-во считываний кода, можно установить срок действия кода.
Кроме того, у Microsoft Tag есть огромные возможности кастомизации. В штрихкоде этого формата вся информация закодирована в цветных точках в центрах треугольников. Все остальное поле может быть каким угодно. Это позволяет сделать штрих код действительно уникальным. Главное не перестараться, иначе кроме вас никто вообще не поймет, что это штрихкод.
Microsoft Tag распространен намного меньше, чем его аналоги. Тем не менее, кое-где он постепенно начинает входить в обиход. Например, в Татарстане, если верить новостям, правительство обязало владельцев туристических и спортивных объектов Универсиады размещать такие штрихкоды для доступа к соответствующим сайтам интернета. Новость проскальзывала, в частности, на этом сайте. Кроме того, с помощью таких же кодов можно оплачивать и гос. услуги.
У меня эта технология оставила смешанное чувство. Когда упоминание о Microsoft Tag впервые попалось мне на глаза, я отмахнулся от него, не вникая в детали. Штрихкод, для декодирования которого нужен доступ к интернету? Это не для Российских реалий. Да и напечатать цветной код сложнее, чем черно-белый. Изначально мне казалось, что при таких недостатках все плюсы этого кода уже не имеют значения. Но давайте на минуту задумаемся, какая именно информация чаще всего закодирована в 2D штрихкоде? В большинстве случаев, это ссылка на ресурс в интернете. Это может быть что угодно : сайт компании, рекламный ролик, статья об историческом объекте, но в любом случае, без доступа в интернет эта ссылка не имеет никакой практической ценности. И вот тут уже Microsoft Tag смотрится очень выигрышным вариантом. Информацию можно в любой момент поменять или обновить не меняя сам код, собрать статистику просмотров и пр. Потенциал у Microsoft Tag, безусловно, есть, но сможет ли Microsoft его реализовать — вопрос открытый.
Взгляд вперед
Вначале появились линейные штрихкоды. Затем двухмерные. Что может ждать нас в будущем?
Весьма интересной выглядит идея компании MIT Media Lab — bokode. Название произошло от слов bokeh и barcode. Прототип был показан еще в 2009 году. Диаметр метки данного кода составлял всего несколько квадратных миллиметров. Сама метка состоит из светодиода, на который накладывается специальная маска и особой линзы. Информация поступает на считывающее устройства в виде потоков света, проходящих через маску на светодиоде.
Такой код способен передавать в тысячи раз больше информации, чем линейные штрихкоды. Кроме того, его можно считать с расстояния в несколько метров (теоретический предел — 20 метров).
Более подробную информацию можно найти на сайте BBC или посмотрев видео от самой MIT Media Lab :
ПРАКТИКА
Сайт-генератор http://qrcc.ru
Один из популярных генераторов 2D штрихкодов. Позволяет создавать коды QR, Micro QR и DataMatrix. Интерфейс сайта интуитивно понятен, и я думаю, что нет смысла останавливаться на нем подробно. Вверху можно выбрать тип кода. В левой колонке — указать тип содержания. Внизу можно выбрать дополнительные параметры: иконку, которая будет отображаться на коде, текст над и под кодом, цвета текста и самого кода.
В отличие от многих подобных сайтов, qrcc.ru поддерживает большое кол-во разных типов данных. Разумеется, данные любого типа можно просто закодировать как обычный текст. Но в этом случае смартфон не сможет автоматически распознать их тип и понять, что с ними делать. В качестве примера приведу два кода с одинаковым текстом.
Как вы видите, в первом случае программа — сканер предлагает позвонить по этому номеру или сохранить его в телефонной книге. Во втором случае, программа не воспринимает этот набор цифр как номер и предлагает стандартный набор действий: поиск этих данных в интернете либо «поделиться» данными через электронную почту или смс. Впрочем, возможно это зависит еще и от самой программы.
Сайт позволяет сгенерировать данные следующих типов:
Визитка (VCARD) — после сканирования кода у пользователя будет возможность в один клик создать контакт со всеми данными в телефонной книге.
Произвольный текст — просто набор данных, программа-сканер будет реагировать на него стандартным образом
Телефонный звонок — после сканирования кода, программа предложит сохранить введенный вами номер в адресной книге либо позвонить на него.
СМС-сообщение — программа-сканер предложит пользователю отправить заданный им текст, указанный им номер в виде смс или ммс сообщения
Координаты Google Maps — позволяет вам выбрать на карте определенную точку и закодировать ее местоположение в 2D штрихкод. Сами данные по сути являются обычной ссылкой на Google Maps. Пользователю предложат перейти по ссылке, либо поделиться ей. При переходе по ссылке, сам смартфон предлагает открыть ее в браузере либо Google Maps (зависит от настроек смартфона).
E-mail адрес — пользователь сможет либо отправить по этому адресу письмо, либо добавить его в телефонную книгу. Тоже самое будет, если закодировать e-mail адрес и обычным способом, как «произвольный текст».
E-mail сообщение — содержит поля «E-mail получателя», «Тема» и «Текст». Предлагает пользователю отправить введенное им сообщение на соответствующий адрес.
Запланированное событие(VCALENDAR) — позволяет ввести название, начало и конец события. При сканировании такого кода будет возможность импортировать данное событие в календарь.
WI-FI — позволяет ввести SSID сети, пароль и тип шифрования. После сканирования такого кода, смартфон предложит вам подключиться к этой сети.
Сайт-генератор http://barcode.tec-it.com
Еще один хороший сайт-генератор. Позволяет создавать коды десятков различных типов, как линейные, так и двухмерные. Имеет более запутанный интерфейс, но предлагает больше возможностей.
Вверху сайта необходимо выбрать тип кода. Предлагает следующие варианты:
1D коды. Сюда входят 12 типов линейных штрихкодов, такие как Code-128, Code-11 и другие. У каждого кода указывается допустимый тип данных (только цифры, полный набор ASCII и пр.). Открыв раздел «дополнительные опции штрихкода» можно настроить такие параметры, как цвет кода, ориентация, зона молчания (место вокруг штрих кода).
2D коды. Сюда входят такие коды как QR, DataMatrix, Aztec, Codablock-F, PDF417, MaxiCode, MicroPDF417, Micro QR. Настройки кода аналогичны прошлой категории, но в «дополнительных параметрах» добавилась опция «корректировка ошибок» (пока поддерживается только QR кодом). Она позволяет вручную указать уровень коррекции — L, M, Q, H
Далее идет еще множество различных категорий линейных кодов: UAN \ UPC (ипользуются на товарах в магазинах), ISBN (книги и другая печатная продукция), почтовые коды, др. В конце списка представлены «Визитки» (поддерживается QR и DataMatrix), «События» (тоже QR и DataMatrix), WI-FI коды (QR и DataMatrix) — в этих пунктах все аналогично qrcc.ru
Сайт-генератор http://tag.microsoft.com
tag.microsoft.com заметно отличается от прошлых рассмотренных нами ресурсов. И в первую очередь, это связанно с особенностями формата Microsoft Tag. На самом сайте содержится масса справочного материала как по особенностям этого формата кода, так и по работе с самим генератором. К сожалению, информация доступна только на английском.
Для работы с сайтом требуется Microsoft account. Если у вас его нет — придется регистрироваться. Далее заходим в «My Tag» — «Tag manager». Для создания новой метки, выбираем «Create a tag» в левом верхнем углу менеджера.
Tag Title — имя метки, которое будет отображаться под самим штрихкодом в «истории» программы сканера
Tag Tipe — тип метки. Поддерживаются метки следующих типов: URL (ссылка), App Download (загрузка приложения, позволяет задать для каждой платформы отдельные ссылки на скачивание), Free Text (произвольный текст, до 1000 знаков), vCard (можно как загрузить готовую vCard, так и внести данные контакта вручную), Dialer (ввод телефонного номера)
Tag Notes — описание метки, длинной до 200 символов. Описание отображается только на сайте в самом в самом менеджере. Пользователь его не увидит.
Upload Thumbnail — загрузка эскиза метки, рекомендованный размер — 200 x 200, форматы JPEG, GIF, PNG
Start Date — дата, с которой метка начнет работать
End Date — дата окончания работы метки. Можно выбрать вариант «No End Date»
Поле для ввода данных — зависит от выбранного вами типа метки.
После ввода всех данных сохраняем метку, нажав на кнопку «Save». Созданная метка теперь отображается в менеджере. При необходимости, ее в любой момент можно отредактировать либо удалить. Кроме того, всегда можно посмотреть график кол-ва просмотров. Теперь загружаем созданную метку, нажав на синюю стрелочку «Download» справа.
Перед загрузкой метки необходимо выбрать формат ее кодирования. Доступные варианты: Tag Barcode (стандартный Microsoft Tag с рисунком в виде треугольников), Custom Tag Barcode (Microsoft Tag, на который нанесены только сами точки, в которых кодируется информация), QR Code, NFC URL. Здесь же можно выбрать формат файла и сам размер кода. В случае использования Microsoft Tag можно выбрать его монохромный вариант.
При сканировании QR кода обычной программой-сканером отобразится просто ссылка вида tagr.com/xxx. Для получения доступа к самой информации, необходимо открыть ее в браузере. При сканировании кода «родной» программой Microsoft Tag данные загрузятся с сервера MS автоматически. При этом будет отображена и дополнительная информация, такая как название метки, картинка метки в «истории» и пр. В общем и целом, использования QR кода в данном случае совершенно нецелесообразно.
Подробнее о сканировании кодов Microsoft Tag можно будет прочесть в описании самого сканера. Скажу только пару слов про формат Custom Tag Barcode. Как я уже писал, формат Microsoft Tag имеет огромный потенциал кастомизации. Фактически, код можно перекрашивать как угодно, главное не менять цвет точек, несущих информацию и не залезать на служебные области. При этом сами точки могут являться частью рисунка, их не требуется как-то выделять из окружающего их фона.
Проще всего открыть скаченный файл в Photoshop или любом другом редакторе, умеющем работать со слоями. Сам слой с точками не трогаем, под ним просто создаем еще один и делаем с ним все, что хотим. Более подробно ознакомиться с кастомизацией Microsoft Tag можно по следующей ссылке (англ.)
Программы сканеры
Barcode Scanner
Поддерживаемые форматы 2D кодов: QR, DataMatrix
Программа бесплатна. Имеет платную версию с поддержкой дополнительных форматов.
Начать хотел бы с классики жанра — программы Barcode Scanner (Zxing от Google).
Кто-то считает этот сканер слишком простым, но лично мне он очень нравится. В программе есть все, что нужно для выполнения ее основной функции и никаких лишних «наворотов». Этакий Linux way. Кому-то такой подход нравится, кому-то нет.
Обзор программы на Android.MR уже есть — http://android.mobile-review.com/market/87/ Отмечу только то, что программа умеет не только сканировать коды, но и генерировать их. Все происходит предельно просто и быстро. Например, содержимое буфера можно перевести в QR код буквально в один клик. Зачем это нужно? Например, быстро поделиться контактом, длинной ссылкой, координатами в Google Maps и пр. Один человек выводи QR код на экран своего телефона, другой считывает его. Получается некий аналог Android Beam, который не требует поддержки NFC. Которая пока встречается далеко не в каждом аппарате.
Accusoft Barcode Scanner
Поддерживаемые форматы 2D кодов: QR, DataMatrix, Aztec и PDF417
QR Droid
Именно эта программа упоминалась в недавней статье Виталия Буздалова. Она также использует библиотеки Zxing, но обладает большим функционалом. К примеру, есть возможность предпросмотра ссылки, редактирования смс из самой программы, назначать действия по умолчанию для разных типов кодов и пр.
Нужно это или нет, каждый решает для себя сам. Кроме того, в программе есть довольно функциональный генератор кодов.
Кроме стандартных действий по генерации и чтению кодов, программа предлагает и ряд других полезных функций. Например, через нее можно быстро создать короткую ссылку. Это может быть весьма полезно для того, чтобы избежать излишнего «раздувания» QR кода. Кроме того, у вас всегда будет возможность посмотреть статистику переходов по такой ссылке. Еще один пример: можно загрузить изображение в интернет и сразу же сгенерировать на него ссылку в виде QR кода.
Microsoft Tag
В то время, как обычный сканер предлагает отправить смску, сканер Microsoft Tag выводит просто весь набор закодированных данных.
В верхней части окна программы находится кнопка «Scan», в центре — список меток истории сканирования. Метки представлены в виде иконок, которые были назначены автором кода. Тут же отображается и название метки. Обычные QR коды, которые не имеют названия и иконки, в списке не отображаются. Разумеется, метки из списка истории можно открывать повторно.
На скриншоте ниже приведет результат сканирования кодов с закодированным текстом и с закодированной ссылкой на Android.MR
Обратите внимание, что ссылка сразу открывается в самой программе-сканере, а не предлагает пользователю открыть ее в браузере. Кроме того, в верхней части окна отображается название метки.
Выводы
Разумеется, рассказать о всех видах штрихкодов, программ для их чтения и ресурсах в рамках одной статьи невозможно. Поэтому, я упомянул только про некоторые из них, которые на мой взгляд, являются самыми актуальными.