Что такое двухточечные ремни безопасности
Разновидности ремней безопасности. Это стоит знать каждому водителю
За время существования автомобилей было разработано бесчисленное множество систем безопасности для водителей и пассажиров, одним из которых является ремень. Мало кто знает, что их разделяют на пять видов, о каждом из которых мы подробнейшим образом поговорим в данном материале.
Инерционные ремни безопасности
Инерционными ремнями безопасности в настоящее время оснащены все автомобили. Причина этому проста — мобильность. Ремень, будучи в непристегнутом состоянии, втягивается специальным устройством. Чтобы использовать ремень по назначению, его нужно вытянуть и закрепить в специально предназначенном замке. Удобно то, что ремень не занимает в автомобиле много места, а также легко пристегивается и отстегивается.
Неинерционные ремни безопасности
Эта разновидность ремня безопасности существенно уступает предыдущей. Во-первых, неинерционные ремни остаются лежать на сиденье, когда находятся в непристегнутом состоянии, что не очень-то удобно. Во-вторых, если предыдущий ремень сам подстраивает длину под пассажира, то для этого нужно все регулировать самостоятельно, что, конечно, не слишком удобно.
Помните, что ремень не должен быть слишком тугим или наоборот ослабленным. Водителю необходимо самостоятельно подобрать длину под себя, чтобы езда не доставляла неудобств.
Двухточечные, трехточечные и многоточечные
Наиболее распространенными из перечисленных выше ремней — трехточечные, которые крепятся к корпусу автомобиля в трех точках: за плечом пассажира, с этой же стороны, но снизу и с другой стороны при помощи специального замка.
Стоит заметить, что центральное сиденье в большинстве случаев оборудуется двухточечными ремнями безопасности, которая являет собой простую лямку. Закрепляется она в двух местах от пассажира и проходит по поясу.
Очевидно, чем больше точек крепления ремня к корпусу автомобиля, тем лучше. В настоящее время производители проводят различные эксперименты с такими ремнями, добиваясь того, чтобы они безукоризненно выполняли свою основную задачу.
Основные ошибки при использовании ремня безопасности:
Какой ремень безопасности надежнее: двухточечный и трехточечный?
Если в автомобиле мы привыкли использовать ремень безопасности, который проходит диагонально поверх грудной клетки, то в автобусе и самолете мы пристегиваемся ремнем, проходящим только поверх бедер, пишет Lux Express. Является ли первый более надежным чем второй?
Это вопрос, который часто возникает, когда пассажиры в автобусе слышат призыв использовать ремни.
”Для обеспечения безопасности нужно пристегивать себя тем ремнем, какой находится у кресла — это касается как трехточечного, так и двухточечного ремня. При том, что при лобовом столкновении трехточечный ремень обеспечивают безопасность лучше, двухточечный ремень также надежно удерживает человека на сиденье, что и является самым важным с точки зрения безопасности во время происшествия. Поэтому не стоит как-то по-разному относиться к ремням, и если в автобусе есть ремни, то обязательно нужно пристигнуть себя и своего попутчика для обеспечения безопасности”, — напоминает ведущий чиновник правопорядка Департамента полиции и погранохраны Сирле Лойго.
Так же эксперт превентивного отдела Департамента шоссейных дорог Диана Окас обращает внимание пассажиров на необходимость всегда пристегиваться ремнем безопасности.
”Все пассажиры, находящиеся в автобусе, движутся с ним с такой же скоростью. В случае торможения или столкновения ремни замедляют пассажиров в соответствии с замедлением автобуса. Но не пристегнутые пассажиры продолжают свое движение с той же скоростью, что и была ранее. Например, если автобус ехал со скоростью 85 км/ч, то, в случае резкого торможения или столкновения, пассажир продолжить двигаться со скоростью 85 км/ч до столкновения с чем-либо”, — описывает Окас ситуацию в случае неожиданного торможения или столкновения.
”Резкое изменение скорости означает, что на нее влияет нечто более мощное, чем само ускорение. Но эта большая сила означает и большие повреждения. Подводя итог, в случае аварии пассажир, не воспользовавшийся ремнем, может просто вылететь из автобуса или же врезаться в других пассажиров, и тем самым нанести увечья как себе, так и другим”, — поясняет Окас и подчеркивает, что автобус — такое же средство передвижение, как и автомобиль и поэтому в нем необходимо использовать ремень безопасности.
Двухточечные и трехточечные ремни — что есть что?
Для большинства пассажиров более знакомы трехточечные ремни, которые используются в большинстве автомобилей. Благодаря своей конструкции, они проходят по бедрам и диагонально по грудной клетке, и закрепляют с двух сторон около бедер и со стороны правого или левого плеча. Трехточечные ремни используются в автомобилях на всех сидениях, а также, например, на передних сидениях в автобусах. Они фиксируют человека на сидении так, что его грудная клетка не двигается в сторону удара во время столкновения.
Двухточечные ремни пролегают только поверх бедер и закрепляют по обе стороны от них. Такие ремни используются на пассажирских местах как в автобусах, так и в самолете. Двухточечные ремни фиксируют человека на сиденье, но ограничивают частичное движение верхней части тела — эту роль выполняет находящаяся впереди спинка сиденья или же установленный барьер.
Половина пассажиров не использует ремень безопасности
В ходе международного опроса по вопросам безопасности, который прошел в октябре, были исследованы мнения 5200 пассажиров Lux Express. Исследование показало, что автобусе по своему желанию пристегиваются только 53% эстонских пассажиров, тогда как в автомобиле им всегда пользуются 89%.
”Сегодня во всех наших автобусах установлены ремни безопасности и призыв использовать их есть на билетах, в специальном видеоклипе, который проигрывается при запуске персонального развлекательного устройства, а также к этому призывает и водитель в обращении к пассажирам, которое делается с помощью микрофона перед началом поездки. Несмотря на то, что мы постоянно инвестируем в надежность автобусов и занимаемся повышением квалификации наших водителей, но все же каждый пассажир должен сам использовать свой ремень безопасности. Наша сильное желание заключается в том, чтобы использование ремня безопасности в автобусе было бы столь же естественным, как и в автомобиле”, — пояснил коммерческий руководитель Lux Express Мярт Сибрик.
Важность использование ремня безопасности в автобусах будет поднята в ходе специальной информационной кампании, которую в ноябре организуют Департамент полиции и погранохраны, Департамент шоссейных дорог, Lux Express, Simple Express и Таллиннский автовокзал. В ходе кампании внимание обращается на то, что помимо профессионализма водителей автобусов, хорошего технического состояния автобусов, соблюдения закона о дорожном движение и верного поведения на дороге, обеспечение безопасности зависит и от пассажира. Во время кампании будет разъясняться важность использование ремня безопасности в автобусах через проведение контрольных рейдов в автобусах и давая возможность пассажирам протестировать влияние ремня безопасности в случае дорожного происшествия.
Устройство и виды ремней безопасности
Сейчас автомобили комплектуются значительным количеством систем и средств безопасности. Направлены они на предотвращение потери контроля на авто во время нештатных ситуаций (активные системы) и максимально возможное снижение травмирования пассажиров при ДТП (пассивные средства).
Начиналось же все с ремней безопасности, которые «перекочевали» на автотранспорт с авиации. Первые прототипы ремней появились практически с началом самой автомобильной эры. В 1903 году была предложена первая версия такой системы безопасности на авто, но тогда она не прижилась. Более активно ими стали интересоваться в 50-х годах прошлого века. Причем поначалу ремни предлагались только в качестве опции и лишь немного спустя – как штатное оборудование.
Стоит отметить, что в одно время конструкторы пытались заменить ремни на другую систему – подушки безопасности. Но впоследствии оказалось, что от самостоятельного использования подушек толку мало, а вот в сочетании с ремнями они достаточно серьезно повышают безопасность.
В общем, ремни безопасности – одно из самых «старых», но при этом эффективных средств предотвращения травмирования, то есть они относятся к пассивной системе.
Составные части, используемые в конструкции
Основным элементом этого средства является лента, изготовленная из волокон полиэстера. Этот материал отличается высокими показателями на разрыв и способна выдерживать громадные нагрузки. Из этой ленты формируется лямка, которая удерживает водителя в определенном положении и не дает телу податься вперед при фронтальном столкновении. Это в свою очередь исключает вылет пассажира из авто, столкновение с лобовым стеклом, рулем, передней панелью.
Помимо этого, устройство ремня безопасности современных моделей включает в себя еще ряд элементов:
Но все эти элементы появились в конструкции ремня безопасности не сразу. История этих средств очень обширна, о чем говорит немалое количество существующих видов.
Виды и их особенности
При этом разница между разными видами сводится только к количеству точек крепления. Но от этого параметра достаточно сильно зависит травмобезопасность.
В целом, ремни безопасности по количеству точек крепления делятся на:
Отметим, что помимо травмобезопасности ремней учитывается также и удобство их пользования, поэтому не всегда большее количество точек – лучший вариант.
Двухточечные ремни
Двухточечные – первый вариант, который массово стал использоваться на авто. Но этот тип – самый малоэффективный в плане безопасности.
На автотранспорте применялось две вариации – поясной и грудной. В первом случае ремень проходил поперечно сиденью в поясной зоне. Одна из точек крепления находилась возле порога или внизу на боковой стойке, вторая же устанавливалась между сиденьями на центральном тоннеле, и она включала в себя замок. Этот вариант плох тем, что лямка удерживала только нижнюю часть туловища, а верхняя же в случае удара из-за инерции сильно подавалась вперед, то есть травмы от ударов о переднюю панель и руль были гарантированы.
Грудной вариант двухточечного ремня проходил диагонально по грудной клетке. Такую укладку лямки обеспечивало верхнее расположение точки крепления на боковой стойке. Крепежная точка с замком оставалась на прежнем месте – между сиденьями. В этом варианте верхняя часть туловища при ДТП удерживалась, но из-за отсутствия нижней фиксации существовала вероятность «подныривания» тела под ремень, что опять же наносило серьезные травмы.
Трехточечный тип
Ремни безопасности с тремя точками крепления – один из самых оптимальных вариантов для использования, поскольку они обеспечивают должную фиксацию тела и достаточно удобны в пользовании.
Фиксация лямки в этом типе осуществляется в трех точках – верхней и нижней на боковой стойке и с замком – на центральном тоннеле. Одна из точек на стойке – концевая для лямки (к ней крепиться конец), вторая же оснащается катушкой для сматывания ремня. Что касается язычка, которым ремень фиксируется в замке, то он – подвижен и может перемещаться вдоль лямки.
После протяжки лямки и фиксации ее в замке, одна часть ее располагается диагонально и проходит по грудной клетке, а вторая – поперечно в поясничной зоне. То есть, трехточечный тип совмещает в себе одновременно оба варианта двухточечной версии.
Такое расположение ленты обеспечивает удержание верхней части тела и исключает вероятность «подныривания». Также он удобен в использовании, поскольку для укладки достаточно лишь потянуть ремень и зафиксировать его только в одной точке – с замком.
Конструкция с четырьмя точками
Ремни с четырьмя точками крепления используется по большей части на спортивных автомобилях. Распространение на массовых моделях они не получили из-за неудобства использования.
Примечательно, что точки крепления в этом варианте могут быть разными. Один из вариантов – две вертикальные лямки со статичным неразъемным креплением и одна разъединяющаяся – в поясничной зоне. Особенность этой версии заключается в том, что вертикальные ремни крепятся не к элементам кузова, а непосредственно к сиденью.
Неудобство посадки заключено в том, что сначала необходимо накинуть на плечи вертикальные ленты (по типу надевания рюкзака), а после протянуть и зафиксировать поясничный ремень.
Второй вариант отличается тем, что вертикальные лямки – не статичны и могут отсоединяться. Но для этого на их концах имеются фиксирующие язычки и устанавливаются они на специальный дополнительный замок, расположенный на поясничном ремне.
Пяти- и шеститочечные виды
Пятиточечный вариант также применяется на спортивных авто. Дополнительно она нашел применение в детских автокреслах. По сути, этот тот же самый четырехточечный ремень, но у него имеется еще одна лямка. Тянется она снизу сиденья, укладывается между ног и фиксируется в замке, который используется для крепления вертикальных ремней. Этот вариант обеспечивает надежное удержание тела и улучшенное распределение нагрузки по ремню.
Отличие шеститочечного вида заключается в том, что снизу сиденья у него идет не один, а два ремня. Фиксация тела в пяти- и шеститочечных типах ремней безопасности – очень надежная, что снижает вероятность получения травм. Но вместе с тем, они очень неудобны, поскольку пассажиру приходится сначала протянуть поясничную лямку, затем зафиксировать вертикальные, а после еще и закрепить один или два нижних. Поэтому такие типы ремней на моделях массового производства не используются.
Составные элементы и их назначение
Отметим, что не все составляющие могут входить в конструкцию средств безопасности на тех или иных моделях.
Крепеж
Начнем с точек крепления. Зачастую они устанавливаются на элементах кузова. Обусловлено это тем, что тело человека в момент инерционного смещения вперед создает значительную нагрузку на ремень. В случае использования точки крепления, вмонтированной в сиденье, из-за сильной нагрузки конструкция может не выдержать, и спинка подастся вместе с телом. В случае с креплением к кузову, то этого не произойдет.
Но в устройствах с четырьмя и более точками, некоторые из них все же монтируются в сиденье (вертикальных лямок). При этом отметим, что и конструкция сидений в спортивных авто – значительно жестче и рассчитана на восприятие сильных нагрузок, поэтому и допускается установка в них креплений. А вот что касается крепежа поясничной лямки, то она фиксируется к кузову.
Теперь по поводу удобства точек крепления (касается верхних). Ремни, вмонтированные в сиденье – удобны, поскольку они выходят над плечами. А вот точки на стойке могут вызвать дискомфорт. При высоком ее положении у людей низкого роста диагональная часть ремня будет проходить практически по шее, что не только неудобно, но и небезопасно. А для высоких людей низкое положение верхней точки обеспечит прохождение ремня ниже плеча, что стеснит движения руки. Поэтому верхние точки крепления на стойках производители делают регулируемыми. На крепежах, расположенных на сиденьях регулировка не требуется.
Замок
Замок обеспечивает разъемную точку крепежа. Она и обеспечивает удобство укладки лямок. Работа замка очень проста – на язычке, расположенном на ремне проделывается отверстие, а в замке используется штифт. При установке язычка штифт заходит в отверстие, тем самым обеспечивается надежная фиксация. Для разъединения необходимо лишь нажать на специальную клавишу замка, чтобы втянуть штифт и высвободить язычок.
Инерционные катушки
Эффективность ремней во многом зависит в правильном их натяжении. Ранее для этого необходимо было регулировать длину лямок «под себя» специальными петлями. Это особо не доставляло проблем водителю, поскольку ему достаточно было раз отрегулировать ремень. А вот пассажирам с разной комплекцией приходилось каждый раз проводить регулировку.
Механизм инерционной катушки
Эта проблема отпала с появлением инерционных катушек. Она обеспечивала автоматическое сматывание ленты, чтобы он не мешал. Вытянуть же его обратно можно только плавным движением. Резко размотать лямку при такой катушке не получиться, поскольку механизм при быстром разматывании блокирует ее.
Использование инерционной катушки решило сразу несколько проблемы – при отстегивании лента сама сматывается, что очень удобно. Также катушка самостоятельно регулирует натяжку, выбирая лишнюю часть ремня. Еще одно положительное качество – блокировка катушки при резком разматывании. Она не дает размотаться ремню, поэтому он «ловит» тело, не давая ему сильно уйти вперед. Но есть и негативное качество – она блокируется не сразу, и длина ремня все же немного увеличивается, из-за чего туловище успевает набрать небольшое ускорение. А это повышает вероятность травмирования.
Ограничители
Ограничители позволяют немного увеличить длину ремня, но плавно. Суть вот в чем, тело при инерционном отклонении испытывает значительные перегрузки. Если его резко остановить, что и делает ремень, то возможно получение травмы. Но если лямка немного будет увеличивать свою длину, то это позволит частично погасить энергию и повысить травмобезопасность.
Ограничитель представляет собой торсион, который выступает в роли оси для катушки. При столкновении катушка блокирует разматывание ремня, тело упирается в ремень, что создает нагрузку на ленту. При достижении определенного усилия на лямке, торсион начинает скручиваться, проворачивая катушку и отматывая ремень. Из-за этого и происходит плавное гашение усилия на ремне. Стоит отметить, что тоже самое делает и сама лямка. Полиэстеровая лента может немного растягиваться при создании значительной нагрузки на нее.
Преднатяжители
Преднатяжители появились на авто совсем недавно, но роль их значительна. Как уже отмечено, катушка блокируется не сразу, поэтому тело все же получает ускорение. Чтобы этого не допустить и применяются преднатяжители, которые натягивают ремень еще до того, как тело начинает инерционное движение. То есть он предотвращает получение ускорения. Эти устройства работают на опережение и для этого используются датчики удара, применяемые в конструкции подушек безопасности.
Работают преднатяжители так: в момент удара при столкновении датчики регистрируют его и подают сигнал на блок управления. Тот в свою очередь задействует исполнительные механизмы, и они мгновенно натягивают ленту, исключая даже малейшее смещение тела вперед. Преднатяжители бывают двух типов – пиропатронные и электроприводные.
Как все работает?
Напоследок рассмотрим полный принцип работы ремней безопасности в современных авто. За пример возьмем механизмы трехточечного типа, поскольку они – самые распространенные.
Итак, водитель садится в авто и плавно вытягивает ленту, пока длины его не будет достаточно, чтобы установить и зафиксировать язычок в замке. После этого инерционная катушка выберет излишки, но не полностью, чтобы не сковывать движения водителя. Если устройство безопасности оснащено преднатяжителем, то на этом функция катушки завершена.
Если преднатяжителей нет, то функцию удержания тела выполняет катушка. Резкое ускорение тела приводит к блокированию катушки и лямки «ловят» тело. Далее уже задействуется торсион.
Новые наработки
Разработки для улучшения этого средства безопасности ведутся постоянно. Последним новшеством, массово задействованным на авто, стали преднатяжители. Но они — не последняя технология.
Уже разрабатываются ленты, которые действуют еще и как подушки. Суть сводится к тому, что при ударе она наполняется газом, благодаря чему площадь контакта тела с лямкой увеличивается, что способствует лучшему распределению нагрузки и снижению травмирования.
Также развивают электронную самоадаптирующуюся систему преднатяжителя, в зависимости от пользования и вытягивания лямки она определяет, по заданным алгоритмам, вес пассажира и соответственно необходимое усилие для его удержания в момент аварии.
Старекс, ПДД, 2х точечные ремни и самое дорогое на свете
Давно задался этим вопросом, но нигде ответа не нашел.
Сразу оговорюсь, никаких неприятностей с законом у меня не произошло. Просто мысли вслух.
У меня авто 2010 г.в. ПТС получен когда 3х точечные ремни не были обязательны, соответственно они у меня в заводском исполнении, 2х точечные, т.е. поясные. Кроме передних боковых разумеется.
Таких авто в РФ ввезено не мало и вопрос наверняка не у меня одного может возникнуть.
Соответственно есть п. 22.9 ПДД, который гласит:
Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
Наименование детской удерживающей системы ISOFIX приведено в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР РС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».
Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
Установка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств).
Запрещается перевозить детей в возрасте младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла.
Все здорово, все понятно, все хорошо.
Заботятся о безопасности маленьких пассажиров. Ок.
Понятно, что ISOFIX нет, по этому остается только ремни и детские удерживающие системы (устройства) соответствующих весу и росту ребенка.
И если детенка от 7 до 11 лет можно перевозить пристегнув штатным ремнем на заднем сиденье, то до 7 лет только детские удерживающие системы (устройства) соответствующих весу и росту ребенка.
Но мне не понятно, что за такие системы для 2х точечных ремней?
Может кто знает?
Я в продаже не видел таких. Значит автоматически штраф.
КоАП РФ Статья 12.23. Нарушение «правил» перевозки людей
3. Нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения, —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.
Каково?
Предложения оборудоваться на 3х точечные ремни — в сад. Спинки ломаются на ура и тушка улетает.
«Поджопники» тоже не рассматриваю. Ремень вместо того, чтобы держать за таз, ложится на бедра. Что очевидно хуже в плане фиксации в кресле.
Лайкакть запись не обязательно, мне это не уперлось, а вот дельным мнениям буду рад.
Как выбрать ремень безопасности
Ремнями безопасности, к несчастью, пренебрегают многие водители. А ведь пристегнутый человек имеет большие шансы отделаться несерьезными травмами даже при аварии. В отличие от подушек безопасности, то есть активного средства безопасности, пассивный элемент безопасности – ремень – существует уже более ста лет назад. За это время удалось собраться достаточно информации для того чтобы заключить, что ремень безопасности является крайне эффективным средством защиты водителя и пассажиров авто. Сегодня такие ремни могут иметь самое разное исполнение, так что мы считаем важным поделиться с автолюбителями информацией о том, чем отличается один тип ремня безопасности от другого, а также как эти ремни выбирать.
Экскурс в историю
Первые ремни безопасности появились в далеком 1913 году. Их использовали в самолетах. Это был прообраз знакомо почти всем двухточечного ремня, то есть того, что крепится в лишь в двух точках к кузову. Серийно двухточечные ремни безопасности стали устанавливать в американских автомобилях. К несчастью, они чаще калечили, нежели спасали людей – опоясывающие живот ремни наносили огромный урон органам брюшной полости. Со временем начали появляться Y-образные ремни, и вот история пассивных систем безопасности автотранспорта получила логичное начало.
Под конец 50-х год прошедшего века в Швеции был изобретен трехточечный ремень. Что интересно, изобрел его авиационный ремень. Первые ремни трехточечной конструкции появился в автомобилях марки Volvo в далеком 1959 году. Он был намного безопаснее, нежели двухточечный. Уже с конца 70-х годов в подавляющем большинстве стран с развитой автомобильной промышленностью ремни безопасностью стали обязательным атрибутом выпускающихся транспортных средств. Не за горами было изобретение и активное использование автомобильных четырехточечных, пятиточечных и даже шеститочечных ремней. Давайте разберемся, чем все типы ремней отличаются друг от друга.
Типы ремней безопасностей
Как вы уже поняли из вышеописанного, сегодня встречается четыре типа ремня. Они отличаются количеством точек, то есть количеством мест креплений, и формой. Эксперименты с различными материалами и адаптерами дали интересные результаты. Так что сегодня выбор у автолюбителя очень большой. Но начинать нужно с понимания того, в чем же кроются особенности ремней безопасности разных типов. А типы таковы:
— Двухточечные ремни. Сегодня их можно встретить как в автобусах, так и в некоторых легковых автомобилях, где они установлены на задних сиденьях. Такие ремни не слишком удобны и безопасны, но зато просты и не сковывают пристегнутого человека;
— Трехточечные ремни. Внешне напоминают наклоненную букву V. Именно такие ремни входят в комплектацию подавляющего большинства автомобилей. От двухточечных отличаются лучшей системой фиксацией: вокруг пояса и по диагонали от бедра пассажира / водителя к его плечу. Довольно безопасны, так как обеспечивают равномерное распределение нагрузок и не акцентируются на тех областях человеческого тела, где есть слабозащищенные внутренние органы;
— Четырехточечные ремни. Компоновка пары плечевых ремней и одного поясного – и есть четырехточечный ремень безопасности. Безопасность никак не омрачается неудобствами, связанными с излишней фиксацией пассажира / водителя – ремень дает возможность дотянуться, к примеру, до бардачка. Четырехточечная конструкция ремня широко используется в спортивных автомобилях;
— Пятиточечные ремни. Выбор гонщиков, делающих ставку не на удобство, а на повышенную безопасность. Представляют собой систему из пары поясных, пары плечевых ремней и отдельного вертикального ремня, фиксирующегося между ног. С такой пассивной защитой мобильность человека падает очень сильно – водителю сложно даже дотянуться до бардачка. Пятиточечные ремни также входят в комплектацию детских автомобильных кресел;
— Шеститочечные ремни. Все те же пятиточечные, но имеющие дополнительный «промежножный» ремень. Гарантируют самую надежную фиксацию водителя и пассажиров, но, к несчастью, они крайне неудобны.
Особняком стоят надувные ремни безопасности, которые являются всеми теми же трехточечными, но использующими в качестве ленты специальный резервуар для воздуха. При срабатывании ремень увеличивается в объеме, равномерно распределяя нагрузку по телу пассажира или водителя. Такие ремни наименее травмоопасны, но пока что используются очень редко.
Оптимальным решением для пассивной безопасности являются трехточечные ремни. Любителям спортивной езды вполне подойдут и четырехточечные, а вот ремни с большим количеством точек для повседневной езды не подходят совсем. Езда же без ремней безопасности является рискованным делом. Что, впрочем, многие водители игнорируют. Давайте разберем мифы о ремнях безопасности, которые можно услышать даже от бывалых автолюбителей.
О чем важно знать
Защиту, которую дают ремни безопасности, часто ставят под сомнение. Однако статистика автомобильных катастроф показывает, что те водители и пассажиры, которые ехали пристегнутыми, в случае ДТП страдают меньше своих коллег, не желающих пристегиваться. Так что приведем несколько распространенных мифов, связанных с ремнями безопасности, и попробуем их опровергнуть:
1. Пристегиваться неудобно. Как показывает практика, те из водителей и пассажиров, что никогда не пристегивались ранее, испытывают некоторые проблемы с ремнями безопасности. На самом деле пристегивание осуществляется за считанные секунду. Исключением является лишь использование пятиточечных и шеститочечных ремней, но они для повседневного использования не очень подходят;
2. Активная система безопасности (подушки, эирбеги) и так дает достаточную защиту. На самом деле все сложно. Ремень безопасности призван снизить скорость, с которой человек будет двигаться навстречу эирбегу в случае столкновения автомобиля с препятствием. Если ремня нет, то человек ударяется о подушку так, будто она на самом деле сделана из бетона – травм не избежать. Комбинирование ремней и подушек безопасности, напротив, повышает защиту;
3. Лучше быть выброшенным из авто. Не через дверь, разумеется. На самом деле если человека выбрасывает из машины через разбившееся лобовое стекло, шансов остаться целым у него нет;
4. Ремень безопасности не дает выйти из горящего или утопающего автомобиля. Это отчасти верно, но давайте рассуждать здраво: автомобиль загорается или попадает в воду в 99% случаев после серьезной аварии. Если ремень безопасности есть, находящиеся внутри авто люди останутся в сознании и смогут выбраться, пусть даже и при помощи ножа – заклинивание замка ремня редко, но случается, так что ремень приходится перерезать;
5. При езде на короткие дистанции ремень безопасности не нужен. Как показывает статистика, порядка 70% непристегнувшихся пассажиров получали серьезные травмы после столкновения авто с препятствием на скорости менее 50 километров в час. Более того, каждая вторая их трех автокатастроф происходит на расстоянии до 15 километров от места проживания;
6. Ремни безопасности не нужны пассажирам на задних сиденьях. Вне зависимости от того где сидит человек в случае ДТП он ударится об элементы салона автомобиля и даже может оказаться в другой от салона стороне. Ремень безопасности обязателен для всех.
Как видите, плюсов от использования ремней безопасности масса. Это же показывает статистика. А пристегнуться можно всего за секунду-две – небольшая трата время на повышение своей безопасности. Мифы о бесполезности ремней так и остаются мифами. Отдельно затронем другой вопрос: по ПДД в такси пристегиваться не нужно. Это странное правило уходит корнями в советскую эпоху. Тогда считалось, что поскольку таксисту часто приходится останавливаться, ремень безопасности сильно снижает его мобильность. Как однажды сказал президент ассоциации перевозчиков Киева Валерий Липецкий, все люди должны ездить на абсолютно равных условиях, т.е. пристегиваться.
Также напомним, что пристегивать детей особым образом не отрегулированным ремнем категорически запрещается. Ремень надо регулировать по высоте. В ином случае он может стать причиной серьезной травмы шейной части позвоночника.
Эволюция ремней безопасности
Те из автолюбителей, кому повезло ездить на раритетных автомобилях, наверняка помнят, что установленные в них ремни нужно было самым тщательным образом регулировать. Дело в том, что они были статическими – системы подтягивания ремня еще не существовало, так его излишки всегда провисали рядом с пристегнувшимся человеком. Трехточечные ремни также подразделяются на следующие:
— Статические;
— Инерционные.
Инерционные ремни автоматически подтягивают остатки материи. К слову, с их появлением количеством пристегивающихся почти в два раза. Инерционный ремень оборудован специальным маятниковым или же шариковым механизмом катушки, который фиксирует ленту, а также не дает ей разматываться после сматывания. Также механизм не дает ленте размотаться в случае крена, заноса, опрокидывания или резкого торможения автомобиля. В идеале ремень должен частично расслабиться, не фиксируя тело человека мертвой хваткой, а быстро замедляя его движение в случае, скажем, резкого торможения. Но так срабатывает не всегда. На замену примитивным инерционным ремням, установленным в большинстве автомобилей, приходят специальные ремни и преднатяжителями.
Первым эффективным решением преднатяжения ремня, т.е. его срабатывания на опережение, является использование пиропатрона. Получая сигнал от системы управления, пиропатрон срабатывает, натягивает ремень с нагрузкой не более 150 килограмм, после чего расслабляется. К несчастью, пиропатрон одноразовый. Электрические натяжители могут выполнять свою основную задачу многократно. Отличными дополнениями к механизму преднатяжения являются датчики и радары.
Неисправности инерционных ремней
Поскольку на сегодняшний день статические ремни практически не используются, можно говорить лишь о неисправностях инерционных ремней безопасности. Обычно автолюбители сталкиваются с проблемами в пассивной системе безопасности спустя довольно продолжительный период их эксплуатации. А проблемы могут быть следующими:
— Ремень не втягивается (болтается);
— Ремень не вытягивается;
— Не удается застегнуть или отстегнуть ремень.
В первом случае можно говорить об износе всей системы блокировки или же отдельного ее элемента. Ремень может не втягиваться в случае износа роликового механизма или сильного мороза – салон автомобиля стоит прогревать перед началом езды. Многие неисправности связаны непосредственно с замком ремня. К примеру, его может заклинить после того, как автомобиль попал в аварию. Особняком стоят неисправности, связанные с датчиками ремней безопасности. Во всех случаях механизм ремня нужно менять. Иногда его, впрочем, удается отремонтировать. Прежде чем отправляться в магазин за новым устройством попробуйте сделать следующее:
1. Снимите ремень. Для этого понадобится крестообразная отвертка, которой откручиваются шурупы на накладке для получения доступа к механизму;
2. Отсоедините катушку ремня. Нужно открутить болт, который ее фиксирует. Катушку можно обнаружить на специальном кронштейне внутри механизма ремня;
3. Определите, где находится так называемое блокирующее устройство. Стоит потрясти ремень – с той стороны, где зазвенел шарик, и находится данное устройство;
4. Открутив 4 пистона, начните аккуратно снимать крышку;
5. Продолжите разбирать катушку. Вам нужно добраться до так называемого блокирующего храповика;
6. Разобрав механизм ремня, очистите его от загустевшей смазки, пыли и грязи. Нанесите новую смазку, устойчивую к воздействию низких температур. Отлично подойдет литол;
7. Подогните скобу, которая действует на шарик. Это позволит механизму работать четче. Возможно, скоба была разогнута – уменьшите угол сгиба;
8. Соберите механизм.
Если ремень по-прежнему плохо застегивается, не втягивается или, напротив, не вытягивается, продолжать что-то делать с механизмом нет смысла. Датчики ремней не ремонтируются, так что им, как и механизму с лентой, придется искать замену. Найти ее не так уж сложно.
Как подобрать ремень безопасности
Выбрать новый ремень безопасности довольно просто. У автолюбителя есть несколько способов найти ремень, полностью аналогичный уже установленному. А искать замену износившемуся механизму и ленте можно по:
— VIN-коду. Этот метод поиска уж точно может похвастать высокой точностью и надежностью;
— Данным авто. А конкретнее, по марке/модели, году выпуска. Обычно по данным автомобиля запчасти ищут в электронных каталогах – это довольно просто и удобно.
Также автолюбитель может подобрать саму ленту ремня по своему усмотрению. Нужно обращать внимание на ширину, длину ленты и фирму-производителя. Заметьте, что новая лента будет эластичнее старой. Часто автолюбители подшивают слишком длинные ремни, пользуясь цыганской иглой и прочной нейлоновой нитью. При шитье стоит полностью повторить заводские швы. Прошивка, скажем, пары ремней занимает довольно много времени. Работу по прошивке ремня нужно выполнять качественно! От этого будет зависеть безопасность водителя и пассажиров.
Экскурс по брендам
Проще всего найти оригинальный ремень и механизм. Если автолюбитель хочет сэкономить, он может купить б/у запчасть на авторазборке, но в этом случае нет никаких гарантий, что, скажем, устройство ремня не выйдет из строя спустя несколько месяцев эксплуатации. А вот если у автолюбителя есть желание поставить вместо штатных трехточечных ремней четырехточечные, то найти отличные варианты можно под именами вот таких брендов:
— Sandtler (Германия);
— Prosport (Тайвань);
— Schroth (Германия);
— Monza (Италия).
— Трехточечный ремень
В комплекте с ремнями будут идти все необходимые крепежи. К слову, такая замена оригинальным ремням не только будет гарантировать большую безопасность, но также станет приятным дополнением к дизайну салона. К примеру, в каталогах немецкой фирмы Sandtler можно найти много интересных и очень функциональных автомобильных аксессуаров.
Вывод
Водителям и пассажирам всегда стоит пристегиваться. Речь идет как о длительных поездках, так и о коротких заедках по городу – возможно, именно ремень безопасности в случае аварии спасет людские жизни. Игнорировать неисправности ремней безопасности ни в коем случае нельзя. Часто механизм ремня удается отремонтировать. Если ремонт не дал результатов, всегда можно купить оригинальный ремень или же его более совершенный многоточечный аналог. Всегда помните: безопасность на первом месте.