Что такое дворня челядь кто ее составляет
Значение слова «челядь»
1. Население феодальной вотчины древней Руси, находившееся в разных формах зависимости от феодала (холопы, закупы, смерды и др.). Древнейшая «Правда» очень хорошо знает и «челядь», и рабов. Греков, Киевская Русь. Бояре ехали отдельно, за каждым челядь в два ряда. Симонов, Ледовое побоище.
2. Дворовые люди, слуги, прислуга. Сбежалась челядь у ворот Прощаться с барами. 661 Пушкин, Евгений Онегин. Вся громовская челядь: горничная, кухарка, повар, нянька и кучер с двумя конюхами неодобрительно посмеивались. Шишков, Угрюм-река. || перен.; с определением. Пренебр. Люди, занимающие низкое служебное или общественное положение. — [Я] перебывал у всех соседей, звал и угощал у себя уездную челядь, заседателей, исправников и прочих. И. Гончаров, Воспоминания. Вся канцелярская челядь, в том числе и я, под предводительством письмоводителя, отправилась в ближайший трактир. В. Никитин, Многострадальные. || перен.; с определением. Те, кто лакейски прислуживает кому-л., угодничает перед кем-л. Но дело эксплуататоров и их интеллигентской челяди — безнадежное дело. Ленин, Как организовать соревнование?
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В VI–IX веках челядь — рабы-пленники.
В IX–X веках они стали объектом купли-продажи.
С XI века термин «челядь» относился к части зависимого населения, занятого в феодальном хозяйстве. В середине XI века его сменил термин «холопы».
Несколько иное значение термин «czeladź» приобрёл с XVI века в Речи Посполитой, а после её раздела в конце XVIII века в Российской империи.
В России в XVIII–XIX веках слово «челядь» обозначало дворовых людей помещика.
ЧЕ’ЛЯДЬ, и, мн. нет, собир., ж. 1. До отмены крепостного права — дворовые слуги (истор.). Детина в красной рубахе бренчит на балалайке перед дворовой челядью. Гоголь. Свободно действовал один, держа под страхом всю семью и челядь жалкую свою. Некрасов. Много разной челяди и приживальщиков ютилось под его кровлей. Тургенев. 2. перен. Прислужники (презрит.). . Часть народного дохода, шедшая до сих пор для кормления эксплоататорских классов и их челяди, должна остаться отныне в самом производстве. Сталин.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
че́лядь
1. истор. дворовые слуги помещика (в Российском государстве до отмены крепостного права) ◆ — Прощайте, батюшка Александр Михайлович! Прощайте! — кричала мне в дорогу вся дворовая челядь. М. Н. Загоскин, «Искуситель», 1838 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Стол, уставленный множеством блюд, был окружён суетливой и многочисленной челядью, между которою отличался дворецкой строгим взором, толстым брюхом и величавой неподвижностию. А. С. Пушкин, «Арап Петра Великого», 1828 г.
2. собир. любые слуги ◆ …на лестнице беготня и толкотня ливрейных лакеев и трактирной челяди… О. М. Сомов, «Вывеска», 1827 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова колорист (существительное):
Тенью (ивр. ЦЕЛ защита) руки (ивр. ЙАД рука)
Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою
изостренною; в колчане Своем хранил Меня
Исаия 49:2
* Екклесиаст 2:7: «приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы (ивр. БЕН сын, потомок) были у меня; также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня в Иерусалиме».
1) Существующая этимология
а) Викисловарь
Корень: челядь. Встречается также вариант написания: чадь. Значение: истор. дворовые слуги помещика (в Российском государстве до отмены крепостного права); собир. любые слуги. Этимологии нет, статья не оформлена.
2) Применение термина в русском языке
а) Повесть временных лет (XII в.), под 911 г.
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4869
«О том, аще украденъ будеть челядинъ рускый, или ускочить, или по нужи проданъ будет, и жаловати начнуть русь, да покажеться таковое о челядине, да имуть и; въ Русь».
б) Национальный корпус русского языка
* Никоновская летопись (1176–1362 гг.) (1526-1530): «Новогородци же пришедъше въ Новъгородъ, и сотвориша вече по своему ихъ обычаю изстаринному на посадника на Дмитреа и на братію его, … а братьи его дворы разграбиша, и именіе и богатство ихъ поимаша, и села ихъ, и люди и челядъ ихъ изпродаша, и потаеныа сокровища ихъ изыскаша, и поимаша безъ числа кождо себе, …».
* Из Степенной книги царского родословия. Житие святой блаженной и равноапостольной. княгини Ольги… (1560-1563): «И в Киеве Святославъ рече матери своей и боляром своим: «Не угодно ми есть жити в Киеве, но хощу жити в Переславцы, иже на Дунаи, яко той есть среди земли моея, и ту вся благая мне сходятся: от греков;злато, и паволоки, и вино, и овощие различнии; от чахов же и угров;сребро и кони; а из Руси;белки, и мед, и воск, и челяд»».
3) ЕЭБЕ/Семья/Род и родовой быт (по Библии)
* Семья. В древности у евреев было два рода семьи: «большая» и «малая», или индивидуальная. Так, Яков со всеми своими сыновьями и внуками (70 душ) составлял большую С. (Быт. 46, 31), между тем каждый из его сыновей со своими женами и детьми составлял, в свою очередь, индивидуальную семью (Исх. 1, 1). «Большая семья» является подразделением рода (см. Род и родовой быт) и представляла родственный союз индивидуальных семей. Состав «больших» семей подвергался еще в большей степени изменениям, чем род; случай, когда две таких семьи слились в одну вследствие малочисленности членов, упоминается в I Хрон., 23, 10, 11. К семье присоединялись рабы и члены других семей и родов. …
Старшина, по-видимому, был представитель самой могущественной индивидуальной семьи, входившей в состав «большой» семьи, и наследовал свою должность по праву первородства. …
Во главе семьи стоял отец (Иош. 7, 14), который имел большую власть над детьми, мог продать свою дочь в рабство, подвергнуть смертной казни провинившуюся невестку (Быт. 38, 24). Вообще все права членов семьи определялись по отношению к отцу как к главе семьи: родство, принадлежность к данному племени, право наследства — все это направлялось по отцовской линии.
* Род. Род (клан), является самой крупной (после колена) общественной единицей в древнем Израиле. Род мог состоять из нескольких сотен членов (Суд. 18, 11) и из нескольких тысяч (Чис. 26); … Организация рода покоилась на кровном родстве членов (Числ. 27, 11). Но члены рода связаны между собою не только узами родства, но и общностью интересов. …
Общими делами рода управлял совет «глав семейств» (старейшины), которые, в свою очередь, были в зависимости от вождей племен (Чис., 36, 1). Представители рода имели власть над жизнью и имуществом сородичей, но впоследствии центральная власть царя могла вторгаться во внутренние дела рода и мешать выполнению приговора родовых начальников (II Сам. 14, 7, 8). Рода, в свою очередь, распадался на семейства. Организация рода сохранилась до очень позднего времени.
4) Обобщение и вывод
а) Комментарии и историко-религиозная обстановка
Этимологи не объясняют термин в связи с его графикой и фонетикой, Макс Фасмер считает термин «праславянским» и ищет родство с «др.-инд. k;lam «стадо, рой, род», ирл. cland, сlаn «потомство, род, клан»». Исследователи игнорируют идеологию (религию), организация племенного славянского общества в IX-XI вв. претерпела коренные изменения, на базе иудеохристианства образовались новые этнические сообщества.
б) Образ зависимого человека в древнерусской лексике
* Словарь русского языка XI-XVII вв., РАН, М., 1977, вып. 22, см. ст. Рука
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_22.pdf
«Под законными руками бытии», Ефр. Корм. XII в.
«От государевы высокие руки (покровительство) тех диких людей отгонили», Н.Головину, 1638.
«Се раба твоя в руку твою, твори еи, яко же ти есть годно». Библ. Геннадия, 1499, 1097 г.
«И держать их буду… под своею рукой», 1587 г. и т.д.
Целесообразно рассмотреть связь термина «челядь» (образ – под рукой, защитой) с библейскими образами (под рукой, защитой) и терминологией (рука). Религиозные и общественные отношения на Руси формировались на Программе иудеохристианства, обучением и воспитанием населения (проповедь, молитва) занималась Церковь.
5) Терминология иврита и библейский образ
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни составного слова – ЧЕЛЯДЬ = ЧЕЛ+ЯДЬ. У нас моментально появляются, соответствующие ОБРАЗУ (под рукой, защитой) корни иврита; ЦЕЛ кров, защита + ЙАД рука.
* Русск. ЧЕЛ = ивр. ЦЕЛ кров, защита.
См. стронг ивр. 6738, ЦЕЛ
См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_404.htm
* Русск. ЯДЬ = ивр. ЙАД рука.
См. стронг ивр. 3027, ЙАД
См. Еврейский и халдейский этимологический словарь…, Вильно, 1878 г.
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_174.htm
Русск. ЧЕЛЯДЬ (слуги, рабы) = ЧЕЛ + ЯДЬ = ивр. ЦЕЛ + ЙАД = ивр. ЦЕЛ кров, защита + ЙАД рука; т.е. находящийся под кровом властителя.
Составной древнерусский термин ЧЕЛ+ЯДЬ показывает, что члены семьи, рода находились «под кровом», защитой (под рукой) бояр или князя. Очевидно, что жизнедеятельность человека без покровительства знатного лица (владельца земли) в то время была невозможна.
Пояснение. Википедия/ Чоканье. Цоканье (Ч-Ц)
* Чоканье — не различение звуков на месте аффрикат [ц] и [ч’] русского литературного языка, совпадение их в одном звуке, в мягком [ч’] или в твёрдом [ч].
* Цоканье — не различение аффрикат /ц/ и /ч’/, совпадение их в звуках [ц] и [ц’].
б) Библейский образ
* Судей 9:15: «Терновник сказал деревам: если вы по истине поставляете меня царем над собою, то идите, покойтесь под тенью (ЦЕЛ защита) моею; если же нет, то выйдет огонь из терновника и пожжет кедры Ливанские».
* Екклесиаст 7:12: «потому что под сенью (ЦЕЛ) ее то же, что под сенью (ЦЕЛ) серебра; но превосходство знания в том, что мудрость дает жизнь владеющему ею».
* 1-я Царств 25:8: «спроси слуг твоих, и они скажут тебе; итак да найдут отроки благоволение в глазах твоих, ибо в добрый день пришли мы; дай же рабам твоим и сыну твоему Давиду, что найдет рука (ЙАД) твоя».
Таким образом, сравнив древнерусские и библейские тексты, мы обнаруживаем тождественность образов и слов-понятий. Древнерусский термин ЧЕЛ+ЯДЬ составное слово из двух корней иврита – ЦЕЛ (кров, защита) + ЙАД (рука), передано на русский язык методом транслитерация (передача другим алфавитом).
* Примечание (у кого есть время)
См. ст. Игоря Фроянова. Рабство и данничество у восточных славян
Источник:
30.11.2016 г.
Холопы и челядь. Институт рабства в Древней Руси
Основную массу населения древней Руси составлял сельский люд. Древняя Русь знала рабов. Труд рабов-холопов широко использовался в хозяйстве князей, бояр, дружинников и прочих «лучших мужей».
В древнейших, дошедших до нас источниках, в договорах князей Олега и Игоря с Византией, заключающих в себе отрывки еще более древнего «Закона Русского», в «Русской Правде» Ярослава говорится о холопах (рабах) и челяди.
Челядь — древнейший термин, обозначающий всякого рода зависимый люд. «Челядь» — прежде всего рабы, приобретаемые главным образом в результате захвата в плен («полона»), в процессе войн. Но понятие «челядь» несколько шире, чем собственно раб — «холоп» или «роба». Эти последние выступают в более поздних источниках под названием «челядин полный». Итак, всякий холоп — челядин, но не всякий челядин — холоп. Челядью являются и слуги, работающие в хозяйстве господина и ведающие его хозяйством, и всякого рода зависимый и эксплуатируемый люд. Но не челядь составляла основную массу сельского населения. В глубокой древности для обозначения его существовал один термин — «люди». Термин «люди» в обозначение сельского населения, несомненно, уходит в первобытную древность и среди славян был широко распространен от Ладожского и Онежского озер до Балкан и Эгейского моря, где болгарское слово «люднэ» обозначало сельское население в целом. Термин «люди» в смысле «сельское население», «данники», существовал и на севере, в новгородских землях, где, заимствованный из русского языка, он стал самоназванием вепсов («людики»), вошедших в состав карельской народности.
Такое социальное значение термина «люди» сохранилось и гораздо позднее; еще в XVIII и XIX вв. о крестьянах и дворовых, принадлежавших каким-либо Шереметьевым или Юсуповым, говорилось, как об их «людях». Вместе с тем на Руси с каких-то пор (установить точно это пока невозможно) сельское население в целом стало обозначаться термином «смерд». Термин «смерд» уходит в седую даль времен, к тем временам, когда люди разных племен чаще всего называли себя просто «люди».
Постепенно термин «смерд» начинает обозначать то же, что и «люди», «простая чадь» сел и весей. Позднее он вытеснится словом «крестьянин». В источниках XII-XIII вв. мы уже часто встречаем термин «смерд», обозначающий сельское население вообще (смерды — данники, поданные; смерды — жители сел; смерды — работники, землепашцы, страдники и т. п.). Как и позднее термин «крестьянин», слово «смерд» в древней Руси имело несколько значений. Смердом именовали свободного общинника-земледельца, обязанного лишь платить дань князю и выполнять некоторые повинности. Смердом называли вообще любого поданного, буквально «находящегося под данью», подчиненного, зависимого. Смердом назывался в недалеком прошлом еще свободный данник, ныне княжеским повелением, т. е. путем внеэкономического принуждения, ставший рабочей силой княжеской или боярской вотчины. Такое разнообразие значения термина «смерд» обусловлено тем, что по мере развития феодальных отношений усложнялось положение тех категорий сельского населения, которые выступали под этим названием.
Позднее термин «смерд» в устах феодальной верхушки приобретает оттенок пренебрежения. Еще позже он заменится словом «мужик». «Беззаконники из племени смердья», — говорит Ипатьевская летопись о двух неугодных князю галицких боярах. «Пойди, смерд, прочь! Ты мне не надобен», — крикнул Василий III знатному боярину. Таким образом, смерды — это общинники-данники, с которых во время «полюдья» собирают всякие поборы княжеские дружинники. Позднее, с оседанием дружин на земле, бояре-дружинники превращали смердов из данников в зависимых людей, т. е. теперь они были заинтересованы не в дани со смердов, а в самих смердах, в их хозяйстве. Смерд — зависимый от князя человек. Об этом говорит вознаграждение за убийство и за «муку» смерда, идущее в пользу князя, переход имущества умершего смерда князю, если у покойного не было сыновей, штраф за убийство смерда, равный цене, уплачиваемой князю за убийство его холопа, пастьба скота смерда вместе со скотом князя и т. д. (См. «Правда Русская», т. I, стр. 113-114). Смерд прикреплен к земле, он дарится вместе с ней. Изменить свое состояние он может, только выйдя из общины, бежав и тем самым перестав быть смердом. Смерд обязан платить оброк, т. е. дань, превратившуюся в феодальную ренту. Покидавший общину, разоренный смерд вынужден был искать заработка на стороне или закабаляться. В этом случае он превращался в рядовича, закупа, «наймита». Превращенный в раба, он становится холопом.
Каким же путем шло превращение общинников в зависимый люд? Древняя Русь знала две стороны этого процесса: захваты феодалами общинных земель и закабаление общинников.
В IX-XI вв. на Руси общинники в большинстве были уже «подданными» в том смысле, что они состояли «под данью», платили дань. Причем число общинников, только платящих дань, быстро сокращалось. Вначале князья раздают своим дружинникам не столько земли, сколько дани с земель, а затем уже сама земля смерда захватывается князьями и дружинниками, дарится и раздается. Вместе с землей и угодиями дарятся и раздаются и живущие на этой земле общинники. Экспроприируется их собственность, а они сами, всей общиной, превращаются в собственность князя, боярина, церкви, передаются по наследству, продаются.
Но была и другая сторона процесса превращения общинников в зависимых — их закабаление.
Неурожаи, голод, стихийные бедствия, нападения врагов, грабеж со стороны дружинников, чрезмерные поборы разоряли общинников. Разоренный общинник вынужден был выходить из общины (если она сама не распадалась в силу ряда причин) и закабаляться. Превращаясь в закупа, рядовича и т. д., он уже не именовался «сельским людином», «простой чадыо» или «смердом». Изменение в его положении вызывало изменение в его наименовании. Вырванный по тем или иным причинам из общины, «верви», «мира», общинник становился легкой добычей для феодала; он попадал в число зависимой от него «челяди» и выступал под этим или под более точно определявшим его положение названием.
Так ширилось на Руси феодальное землевладение, усложнялись формы феодальной зависимости, росло число и умножались категории эксплуатируемого населения. Феодальные отношения распространялись по всей территории Восточной Европы.
Рост феодальной эксплуатации не мог не вызвать антифеодальных народных движений, восстаний сельского люда и городской бедноты.
Сопротивление в те времена принимала различные формы. Она проявлялась в бегстве, когда крестьяне буквально уходили от феодализма на те места, куда он не успел еще проникнуть. Приобретает она форму разрозненных, стихийных, местных восстаний. Выражается классовая борьба и в попытках сельского жителя восстановить общинную собственность. Сельский общинник считал своим все то, что возделано его руками, полито его потом, что освоено им, его отцом и дедом, все то, что, как позднее говорили крестьяне на Руси, «исстарь потягло» к его двору, к его общине, все, «куда топор, соха, коса ходили», но что теперь превратилось в собственность князя, его «мужей», дружинников.
Смерд шел в лес собирать мед на те же бортные урожаи, где исстари собирал мед он, его отец и дед, несмотря на то, что бортное дерево, на котором ему был известен каждый сучок, уже было отмечено свежевырубленным на коре знаком княжеской собственности. Смерд запахивал своей «сошкой кленовой» тот участок земли, который он сам «выдрал» из-под леса, спалив лесные исполины и выкорчевав пни, несмотря на то что межа, проложенная каким-нибудь сельским тиуном-княжеским или боярским слугой уже приобщила это политое его потом поле к обширным владениям князя или боярина. Он выгонял свою скотину на поле, где пас ее с юных лет, но поле это было уже княжим, боярским.
Эти попытки сельского люда восстановить свое древнее общинное право владеть землями и угодьями по затраченному труду господствующая феодальная верхушка считала преступлением, нарушением ее «законных» прав. «Русская Правда» впоследствии учтет эти преступления и установит наказания за них; но это было преступлением только с точки зрения господствующей знати.
Для сельских «людей» Руси, являвшихся в IX-X и начале XI в. чаще всего еще только данниками князя и общинниками, совладельцами своих земель и угодий, это была справедливая борьба за восстановление их попранных прав, за возвращение того, что исстари принадлежало им, так как было освоено их трудом и давало средства к жизни. К новым порядкам привыкнуть смерду было нелегко; он защищал старую общинную собственность, считая ее справедливой, и, наоборот, боролся против частной феодальной собственности, будучи уверен в ее незаконности. «Русская Правда» так много внимания уделяет преступлениям против частной феодальной собственности именно потому, что в тот период борьба с ней простого сельского и городского люда представляла собой нечто обыденное и повседневное.
Что такое челядь
Челядь в Древней Руси
Начиная приблизительно с 6 века в восточнославянских племенах челядью называли полностью зависимых от своих хозяев слуг. Челядины были полностью бесправны и являлись собственностью свои хозяев. Фактически это были рабы.
Восточные славяне чтили свою свободу, поэтому челядь формировалась из представителей соседних племен. Во время многочисленных войн между племенами захватывалось большое количество пленных, которые впоследствии и становились челядинами.
Впервые челядь упоминается в «Повести временных лет», содержащая тексты договоров Руси с Византией.
Владение большим количеством челяди подчеркивало высокий социальный статус хозяина. Активно практиковалась торговля челядью, существовали даже специальные рынки, где такая торговля осуществлялась. Хозяин мог и подарить челядинов своим знакомым или обменять их на какой-нибудь товар.
Впоследствии челядью стали называть не только бесправных рабов, но и более широкую группу феодально-зависимого населения. Приблизительно в 11 веке слово «челядь» было вытеснено словом «холопы».
Челядь в Российской Империи
В 18-19 веках это слово вновь стало актуальным. Челядью стали называть дворовых крестьян (дворовых людей). Это была особая разновидность крестьянства. Челядь, в отличие от остальных крестьян, жила при дворе помещика и не занималась земляными работами.
Челядь отвечала за все, что было связано с обслугой господского дома и господской усадьбы. Фактически это была домашняя прислуга.
Во главе дворовых крестьян стоял дворецкий, который следил за порядком в доме. Среди челяди были кухарки, уборщицы, няни, лакеи, кучера, конюхи и многие другие. Количество дворовых слуг у крупных помещиков могло достигать нескольких сотен. Такая толпа людей приносила определенные издержки. «До молотьбы далеко, а челядь корми», – гласила популярная пословица.
Дворовые челядины нередко становились приближенными к помещикам особами.
Челядь в наши дни
Употребляется это яркое слово и сейчас. Челядью называют тех, кто прислуживает перед другими людьми, подлизывается, старается угодить. Понятно, что в таком наименовании силен оттенок пренебрежения.
Некоторые словари дают еще более широкое толкование данного слова. Под челядью могут подразумеваться вообще любые слуги. Это такое собирательное слово для обозначения представителей данной социальной группы. Употребляя слово в данном значении, говорящий также передает своему адресату презрительное отношение к объекту своей речи.
Челядь
Точность | Выборочно проверено |
Че́лядь; челяди́н, наряду с холопами, изначально — сословное название зависимого населения в Древней Руси, Речи Посполитой и Российском государстве. Также челядью могли быть родственники или друзья хозяина, которые не имели дома и денег и жили за его счёт. Позднее челядью стали называть также (крепостных) слуг в господском доме.
В России в XVIII–XIX веках слово «челядь» означало дворовых людей помещика. В коми-зырянском и коми-пермяцком языках слово «челядь» означает «дети», что сравнимо с этимологией раб — робёнок (ребёнок).
Содержание
Челядь в прозе [ править ]
Тогда, велев убрать для него и его челяди его же собственною утварью прекрасную комнату и приготовить большой пир, на который вместе со многими людьми замка явилась и вся челядь аббата, Гино отправился к нему на другое утро и сказал: «Мессере, так как вы чувствуете себя хорошо, пора выйти из больницы»; и, взяв его за руку, он повел его в приготовленный для него покой; оставив его там с его людьми, он пошел распорядиться, чтобы пир вышел великолепным. Аббат отвел несколько душу со своими приближенными и рассказал им, какова была его жизнь, они рассказали ему, наоборот, что Гино удивительно как учествовал их. Когда настал час трапезы, аббат и все другие по порядку угощаемы были отличными кушаньями и хорошими винами, а Гино все еще не давал признать себя аббату.
Когда аббат прожил таким образом несколько дней, Гино, велев собрать в одной зале всю его кладь, а на дворе внизу всех его коней до самой жалкой клячонки, пошел к аббату и спросил его, как он себя чувствует и считает ли себя достаточно сильным для верховой езды. На это аббат ответил, что он достаточно силен и хорошо поправился желудком и почувствовал бы себя отлично, если бы вышел из рук Гино. Тогда Гино повел аббата в залу, где было его имущество и его челядь. [1]
Вдобавок к этому, какую огромную и какую праздную толпу представляют священники и так называемые чернецы! Прикинь сюда всех богачей, особенно владельцев поместий, которых обычно именуют благородными и знатью; причисли к ним челядь, именно, весь этот сброд ливрейных бездельников; присоедини, наконец, крепких и сильных нищих, предающихся праздности под предлогом какой-либо болезни, — и в результате тебе придется признать, что число тех, чьим трудом создается все то, чем пользуются смертные, гораздо меньше, чем ты думал.
Если бы чія челядь невольная втекла, а заповѣдана бы зъ якого перейму, и женучи за нею въ погоню въ кого ее нашолъ; тогды маеть тому, въ кого челядь зостанетъ, переемъ дати, съ чого будеть первей заповѣдалъ. А естьли бы заповѣди и перейму, въ кого оную челядь нашолъ, недалъ, а тотъ бы ему не хотѣлъ тое челяди безъ перейму выдати, и взялъ поземъ кгвалтомъ, а до права о то былъ позванъ; тогды тотъ за тымъ позвомъ повиненъ будеть сторонѣ жалобливой платити яко за кгвалтъ дванадцать рублей грошей. А естли бы хто чію челядь въ себе ховалъ, а тотъ по колко кроть заповѣди и по торгу закликалъ, оповѣдаючы ее, и потомъ бы тотъ, чія челядь, въ колко недѣляхъ тую челядь свою въ него нашолъ; тогды только маеть, за страву ему отъ кождого челядника на недѣлю по два гроши давши, челядь свою добровольнѣ взяти.
И государю с женою о том, о всяком обиходе, в домашнем, советовати, и ключнику наказывати, как челядь кормити по вся дни; в мясные дни: хлеб решотной, и шти да каша с ветчиною житкая, а иногда густая, с салом, переменяя что мяса, как лучится дадут к обеду. А в неделю, и в праздники: иногды пироги, а иногда кисель, а иногда блины, или иная ества; а у ужены шти, да молоко, или каша. А в постные дни: шти да каша житкая, — иногда с соком, иногда сущ, иногда репия; а у ужины: иногда шти, капуста, толокно; иногда расол, иногда ботвинья. По неделям, по праздникам: к обеду пироги какие, или гуща, или яглы, или селедовая кашка, и что Бог лучит; а у ужены: капуста, росол, ботвинья, толокно. А у жен, у челядиных, и у девок, и у робят потому же; а страдным, людем ества таже, да прибавь остатков столовых государевых и гостиных; а лутчие люди, которые торгуют, тех государь в столе у себя сажает. А коли гости едят, и они стряпают; а после стола едят ествы, с прибавкою из столовых остатков. А у государыни мастерицам и швеям потому же: сама за столом их кормит и подает им от себя. А челяди исток пивной; а в неделю, и в праздники, и браги дадут, а торговым всегда брага; а питием государь жалует, или прикажет; а в прохлад и самим пивца дадут.
Еще мало: к его действию присоединилось и насилие: знатные и случайные бессовестно укрепляли и не слуг, а всякого беззащитного, кто им нравился художеством, рукодельем, ловкостию или красотою. Но в дешевое время охотно умножав свою челядь, дворяне во время голода начали распускать ее: воля обратилась в казнь и мучительство! Люди, еще совестные, выгоняли слуг из дому по крайней мере с отпускными; а злые без всякого письменного вида, с намерением клепать их в бегстве и в сносе, чтобы ябедою суда разорять тех, которые могли бы из человеколюбия дать им у себя дело и пищу: ужас разврата обыкновенного в годины бедствий! Несчастные гибли или разбойничали, вместе со многими людьми вельмож ссыльных, Романовых и других, осужденными вести жизнь бродяг (ибо никто не смел принять слуг опального) ― вместе с украинскими беглецами, ходившими из гнезда своего в добычу и внутрь России. [2] Майор на все согласился, ожидая верного успеха от знахаря-жида, которого чародейскую силу видел он уже на опыте, то есть при укреплении мельничной плотины. Дворня всякого помещика, самого мелкопоместного, есть в малом виде образчик того, что делается в большом и, скажу более, в огромнейшем размере. Домашняя челядь всегда и везде сметлива: она старается вызнать склонности, слабости, самые странности своего господина, умеет льстить им и чрез то подбиться в доверие и милость. Так было и в доме Максима Кирилловича Нешпеты. После старого капрала, ближний двор его составляли хлопцы, или псари, и пользовались особым благорасположением своего пана. Но как нельзя же быть шести любимцам вдруг, то каждый из них, наперерыв перед другими, старался прислуживаться своему господину, угодничать любимому коньку его и увиваться ужом перед всем, что усмехается будущею милостию. [3] ― Да нам и не впервой, ― прибавил хозяин. ― У нас стаивали не раз, ― вот эти, что за польским-то войском таскаются… как бишь их зовут. де! лагерная челядь. Почище наших разбойников, да и тут бог миловал! Только и ксёндз у них на их же стать, и с виду даже не похож на христианского попа: пьет и гуляет с ними и говорит нечестивым языком своим срамные речи. Ни в чем не уступает им и челядь: позакидали назад рукава оборванных жупанов своих и ходят козырем, как будто бы что путное. Играют в карты, бьют картами один другого по носам. Набрали с собою чужих жен. Крик, драка. Паны беснуются и отпускают штуки: хватают за бороду жида, малюют ему на нечестивом лбу крест; стреляют в баб холостыми зарядами и танцуют краковяк с нечестивым попом своим. [5] Няни, мамы и сенные девушки расступились, как только боярышня вскочила в среду их, и снова скучились сзади ее, оставляя пленницу впереди себя, лицом к лицу с Никитою Плодомасовым. «Людей! Людей! — закричал барин. — Собирайся, челядь дворовая, запускай невода, закидай сети шёлковые!» Собралась челядь дворовая, закинула сети шёлковые; Алёнушка и поймалась. Вытащили её на бережок, отрезали камень, окунули её, сполоснули в чистой воде, белым полотном обернули, и стала она ещё лучше, чем была, и обняла своего мужа. Баранчик стал опять братец Иванушка, и зажили все по-старому, по-хорошему, только ведьме досталось; ну да ей, говорят, туда и дорога, об такой не жалеют! [7] Челядь в поэзии [ править ]А там израненный герой, Глазами недвижными нелюди Оклеветали Калигулу ― Источники [ править ]См. также [ править ]
|