Что такое движение накатом
Езда «накатом» — пережиток прошлого или возможность сэкономить бензин?
Глушить или не глушить? Катиться или ехать? Эти уже совсем не шекспировские вопросы мучают не одну светлую водительскую голову. Хотя, более актуальным этот материал будет для водителей, имеющих автомобили с механической коробкой передач. Поскольку на «автомате» ехать накатом не получится.
Еще со времен детства мне запомнилось выражение «езда накатом». А вот в чем его смысл стало понятно позже, «когда ноги стали доставать до педалей».
Итак, давайте проясним: «езда накатом» – это движение автомобиля на нейтральной скорости.
Зачем это нужно? Тут вариантов несколько. Но, один из наиболее распространенных – это экономия бензина. Мол, если машина катится сама по себе – обороты будут небольшими, и автомобиль не будет потреблять дополнительное топливо. Вроде все понятно.
А теперь давайте разберемся…
С учетом того, что карбюраторных автомобилей становится все меньше и меньше (автопром на месте не стоит), то вряд ли езда накатом поможет вам экономить бензин. В советские и перестроечные времена ездить «накатом» водителей заставляла несовершенная конструкция двигателей старых машин. Сегодня автомобили становятся все более технологически совершенными. Так, даже инжекторные машины при движении на передаче по инерции, бензин потребляют в минимальных количествах – для поддержания холостых оборотов двигателя. Поэтому, куда более эффективно просто отпустить педаль газа, не выключая передачу, в этом случае подача топлива полностью прекращается, и автомобиль двигается по инерции.
Не всегда поможет съекономить и заглушенный двигатель. Так если вы стоите в пробке менше 5 минут – глушить двигатель бесполезно, потому как слишком частые запуски мотора приведут только к перерасходу, так как в момент старта потребуется не меньше топлива, чем для 2-3 минутного простоя, к тому же увеличится нагрузка на аккумулятор.
Кроме того, такой стиль езды «накатом» весьма небезопасен. Ведь по-сути, вы можете попасть в неуправляемый занос. А вот интенсивное экстренное торможение будет намного эффективнее если вы тормозите на передаче — меньше тормозной путь.
Что такое движение накатом
Даже начинающему мотоциклисту известно, что если разогнать мотоцикл до значительной скорости, а затем сбросить газ, то движение замедляется постепенно. При выключенном сцеплении или установке шестерен коробки передач в нейтральное положение расстояние, проходимое таким способом, увеличивается. Постепенно замедляющееся движение по инерции и называют накатом.
Накат зависит от веса машины — чем он больше, тем накат продолжительнее; от профиля пути (спуск или подъем); сопротивления свободному качению в трансмиссии и в ходовой части мотоцикла, вызванного трением; сопротивления воздуха — при попутном ветре накат увеличивается.
Существуют ли какие-то приемы разгона — наката? В чем особенности такой езды? Эти вопросы всегда интересуют начинающего водителя. Тем более, что в литературе, посвященной мотоделу, и в руководствах о накате не говорится ничего. Разве что некоторые инструкции рекомендуют использовать разгон — накат при обкатке новой машины.
Главный смысл наката — экономия топлива. Это особенно важно, если мотоцикл в силу особенностей конструкции двигателя и других причин при обычных приемах езды расходует много топлива.
Движение накатом с полностью прикрытым дросселем, но включенным сцеплением и передачей (хотя бы высшей) будет непродолжительным, так как при этом возникает торможение двигателем. А потому не дает и экономии топлива. Но если, разогнав машину и закрыв дроссель, быстро отключить заднее колесо (движитель) от двигателя, расстояние, проходимое по инерции, увеличится в несколько раз, а расход топлива намного сократится по сравнению с равномерным движением.
Тут, возможно, последует возражение: «Но ведь такой метод сбережения топлива и масла может привести к тому, что сцепление машины, особенно если оно сухое, преждевременно выйдет из строя».
Существуют два способа отключения двигателя от заднего колеса. Первый, безусловно, негодный, — двигаться накатом с рычагом, зажатым в левой руке.
Второй — когда, лишь на секунду выключив сцепление, водитель быстро ставит нейтраль, и тогда сцепление даже некоторое время «отдыхает». Нагрузка на его элементы, как и на некоторые детали коробки передач (первичный и промежуточный валы и их подшипники), значительно снижается. Уменьшение износа деталей трансмиссии — второе достоинство наката.
Здесь тоже не исключено возражение: «Пока вы «отыщете» нейтраль, посылая педаль переключения то вверх, то вниз, и сцепление будет портиться и накат пропадать». Оговоримся: для достижения наката не обязательно отыскивать фиксируемое нейтральное положение, находящееся, как известно, между первой и второй передачами. Следует поступить иначе. На мгновение выключив сцепление, легким движением ступни послать педаль вниз, на так называемую нефиксируемую нейтраль, находящуюся между третьей и четвертой (или между второй и третьей у легких мотоциклов типа М-103) передачами, и после этого машина катится свободно. У мотоциклов типа «Ява» и «Чезет» надо без всякого выключения сцепления послать педаль слегка вверх. У тяжелых же мотоциклов установить нейтраль можно, действуя либо педалью, либо рычагом ручного переключения передач.
Отыскание нефиксируемой нейтрали требует известных навыков и, возможно, будет получаться не сразу. Но после непродолжительной тренировки этот прием, безусловно, может освоить каждый.
Но всегда ли целесообразно двигаться накатом?
В условиях интенсивного городского движения, когда водителю приходится то уменьшать, то увеличивать скорость, этот метод не годится.
Нельзя пользоваться им и на мокрой или скользкой проезжей части, когда торможение разобщенного с двигателем заднего колеса может вызвать его боковое скольжение — занос.
Но на сухой проезжей части загородных шоссе, причем с небольшим уклоном, движение накатом можно только приветствовать.
Полезно и даже необходимо применять накат, когда водитель, двигаясь с значительной скоростью на перегоне большой протяженности, приближается к перекрестку. Особенно на таких городских трассах, где движение организовано по принципу «зеленой волны». Такая езда значительно безопаснее, экономичнее и выгоднее для сбережения трансмиссии, тормозов и шин.
Точно так же, используя накат, водитель должен поступать и приближаясь к закрытым поворотам на шоссе, к железнодорожным шлагбаумам, к участкам оживленного движения пешеходов, то есть к таким местам, где может возникнуть неожиданная опасность.
Последний совет. Двигаясь по инерции, не следует доводить скорость до минимума. Если она сильно упадет, то дальнейший разгон не только потребует повышенного расхода бензина, но и вынудит водителя заняться переключением передач, что в итоге значительно снизит скорость движения.
У наката есть еще одно достоинство — психологическое. Когда мотоциклист почувствует, что улучшение движения накатом стоит в прямой зависимости от состояния силовой передачи, подшипников колес, тормозов и шин, он будет лучше заботиться о своей машине — обращать значительно больше внимания на регулировки и уход за всеми этими деталями.
Вот в общих чертах и все особенности наката.
Движение накатом: мифы и реальность
Читайте далее
В каких случаях можно нарушать ПДД безнаказанно
Накат — давно известный всем способ движения, цель которого, по мнению многих водителей, в том, чтобы экономить топливо, а также продлить работу механизмов сцепления.
Умение управлять автомобилем, пользуясь только сцеплением и газом и практически не используя тормоза, считается верхом профессионализма.
Движение накатом: мифы и реальность
Езда накатом — это движение после переключения на нейтральную передачу, когда двигатель отсоединён от трансмиссии. В теоретических статьях о том, как экономить топливо, часто можно встретить смелую рекомендацию двигаться накатом.
Действительно ли это экономит горючее? Насколько безопасен накат?
В данном вопросе нужно принять во внимание следующие факты.
Экономия топлива?
На нейтральной передаче, независимо от того, в движении машина или стоит с работающим двигателем, топливо расходуется для поддержания холостых оборотов. В каком количестве?
Это зависит от объёма двигателя. По данным производителей некоторых марок авто, один час работы двигателя на холостом ходу приравнивается к 10 километрам езды.
Расчёт обычно производится так: объём двигателя в кубических сантиметрах делится пополам. Получается приблизительный расход на холостом ходу. Например, при объёме в 3000 см расход в час может быть 1,5 литра. Если, конечно, при этом не включены энергопотребляющие устройства.
Итак, если расход на 100 км составляет примерно 7–8 литров, соответственно, на 50 км — 3,5–4 литра, можно задаться вопросом, насколько существенна экономия?
И это не беря во внимание небольшой прогрев двигателя в холодное время перед выездом.
Уменьшается ли тормозной путь?
Если резко нажать на педали сцепления и тормоза, это облегчит тормозной системе возможность заблокировать колёса. Ей не нужно будет преодолевать силу крутящего момента, передаваемого с коленвала на ведущий мост. Однако на тормозной путь это существенно не влияет, так как даже на передаче экстренное торможение остановит крутящий момент и двигатель заглохнет.
«Торможение двигателем» и нажатие на тормоз — вот что обеспечит быструю остановку.
Продлевается ли работа деталей сцепления?
В деталях, используемых в узлах зацепления и трения, при изготовлении учтён коэффициент прочности и износостойкости. Они рассчитаны на определённую частоту срабатываний. Если механизм используется правильно, то есть применяются передачи, соответствующие скоростному режиму, своевременно заменяется масло, то все детали отработают свой срок добросовестно.
Срок службы механизма сцепления напрямую зависит от правильности его использования.
Собираем идеальную аптечку водителя
Реальный расход топлива
В действительности на расход топлива влияют факторы как зависящие, так и не зависящие от водителя. Например, долгий прогрев двигателя в холодное время, а также частый переход на пониженные передачи зимой. Езда в сумерки или ночью — нагрузка на генератор, особенно если автомобиль оснащён дополнительными фарами. Движение по городу, с пробками и светофорами приводит к «пережогу». Многое зависит от состояния дороги и загруженности автомобиля. А наличие прицепа приводит к 20% увеличению расхода топлива.
Технические неисправности также играют далеко не последнюю роль. Засорившийся воздушный или топливный фильтр, неисправности в ходовой части, трансмиссии, низкое давление в шинах, оснащённость машины автоматической коробкой передач, кондиционером и другими удобствами, напрямую связанными с работой двигателя — всё это тоже факторы, влияющие на расход.
Опасности езды накатом
Попытка сэкономить на капле горючего часто создаёт дополнительные трудности во время движения другим водителям. На скользкой поверхности накат тем более опасен — водитель не сможет вывести машину из заноса, а судорожные попытки восстановить управление приводят нередко к ошибочным действиям.
Перед спуском, особенно в зимнее время, отсутствие контроля переключением передач и торможение двигателем может обернуться непоправимыми последствиями.
Особенно опасно выключение двигателя, которым нередко сопровождается накат. Это полностью лишает водителя контроля. Если это современная марка авто, она наверняка оборудована гидроусилителем руля и усилителем тормоза, которые работают только при включённом двигателе. А поворот ключа в замке может вызвать блокировку руля. И всё это во время движения машины!
Реальность: автомобиль является средством, всегда несущим в себе потенциальную опасность. Чем лучше контроль над ним, тем он безопаснее для всех участников движения.
Итак, сопоставляя достоинства и недостатки данного вида передвижения, следует в первую очередь принимать во внимание факты.
Движение накатом-мифы и реалии
Авто, движущееся накатом, все равно, что корова на льду – такое же неуправляемое. Другого сравнения подобрать нельзя. Однако же преимущества до сих пор заставляют автолюбителей пользоваться этим приемом.
Движение накатом — мифы и реалии
Хорошо, что в современных машинах нельзя отключать двигатель при этом, так как перестает функционировать:
— гидроусилитель руля;
— тормозная система;
— может сработать блокиратор руля, и машиной невозможно будет управлять.
А вот советские автомобилисты еще и двигатель отключали.
Что движет людьми?
Водители полагают, что получают преимущества в виде:
— экономии топлива;
— снижения тормозного пути;
— сохранения исправности сцепления.
На самом деле, накат не оказывает никакого влияния на автомобиль: не улучшает его характеристики, не увеличивает и не снижает срок службы. Он лишь разобщает автомобиль с водителем. Но прежде чем опровергнуть эти «преимущества», давайте разберемся, что такое движение накатом.
Что такое движение накатом?
Накатом называют движение авто, когда колеса крутятся по инерции, а не за счет работы двигателя, например, при спуске или после разгона. В этот момент рычаг коробки передач находится в нейтральном положении. То есть двигатель работает вхолостую. Соответственно и режим мотора переключается на холостой ход. А в таком режиме, как известно, расходуется меньше топлива. Но…
Движение накатом: открываем глаза водителям
1. Накат экономит топливо – это правда, об этом уже было сказано выше. Но стоит водителю отпустить педаль газа, не выжимая сцепления и не ставя рычаг на нейтралку, как расход вообще прекращается. Объясняется все просто, таким образом происходит торможение двигателем. По логике топливо не может в него поступать, потому что это увеличило бы скорость, но никак не замедлило хода ТС. Вывод: торможение двигателем вообще не расходует топливо, не лишая водителя полного контроля над авто.
2. Движение накатом позволяет сократить тормозной путь – полная чушь. При накате работает только тормозная система, которая полностью блокирует колеса, тем самым, уменьшая силу сцепления с дорогой. Это приводит к неуправляемому заносу. Когда двигатель подключен к трансмиссии, то замедляют ход уже две силы: тормозная система и мотор. Торможение происходит эффективнее. Кроме этого, двигатель не позволяет колесам полностью заблокироваться, а значит, вы не теряете статуса хозяина трассы.
3. Повышается срок службы сцепления – очередная байка. Неважно сколько раз вы будете нажимать на педаль – это никак не влияет на состояние сцепления. Важно, как вы это делаете и в какой последовательности.
Безопасное вождение: движение накатом
или можно ли ездить на «нейтралке»?
Движение накатом – на нейтральной передаче или с выжатой педалью сцепления — тоже один из извечных вопросов и тем для спора. Можно, нельзя, нужно, не нужно? Тут на самом деле все просто и однозначно, но решение принимать все равно вам. Рассказываю…
Нужно ли выжимать сцепление? Нужно ли включать нейтралку?
Вообще, откуда все это пошло? Езду накатом придумали наши деды и прадеды. В те времена двигатели были слабенькими и ненадежными, поэтому надо было регулярно давать им остыть – снижать обороты до холостых, для чего и включали нейтраль. Кроме того, на старых машинах так экономили топливо. Оно и логично: меньше обороты мотора – меньше расход топлива.
А что сегодня? Сегодня двигатели надежны, как гвозди, и здоровы, как быки. Они не нуждаются в дополнительном охлаждении, тем более таком, как включение нейтрали, и даже рассчитаны на интенсивную работу на высоких оборотах.
Экономия топлива
Что касается расхода топлива, уже лет 30 как существует режим принудительного холостого хода. Суть его в том, что при отпускании педали газа на включенной передаче топливо перестает поступать в двигатель, и расход во время замедления равен нулю. Сложно поверить? Если маршрутный компьютер в вашей машине умеет считать моментальный расход топлива, попробуйте сами и посмотрите на показания расхода топлива во время торможения. Вы увидите там ни что иное, как нуль без палочки. А при движении на нейтрали двигатель работает на холостых оборотах и потребляет 1-2 литра в час топлива. Выходит, тормозить на передаче с отпущенным газом экономичнее, чем на нейтрали или с выжатой педалью сцепления. Полностью тему экономичного вождения я раскрываю на эксклюзивном курсе нашей школы «курс МВА для водителя: Мастерство Вождения Автомобиля».
Движение накатом и безопасность вождения
Теперь порассуждаем на тему «безопасно ли ездить на нейтралке?»
Что значит водить безопасно?
Вернемся к определению безопасности вождения, которое я дал в статье «Безопасное вождение: крутящий момент двигателя» и в своей книге «100 способов избежать аварии«: безопасность – это возможность совершить маневр, который позволил бы избежать ДТП. Маневров может быть три:
1. Изменение направления движения (действия рулем).
3. Ускорение (нажатие на педаль газа)
Педаль газа доступна не всегда
Руль и педаль тормоза активны всегда, а педаль газа – не всегда, а только при включенной передаче. Поэтому если в движении включена нейтраль или нажата педаль сцепления, у вас неактивна педаль газа и нет возможности тормозить двигателем или ускоряться. То есть вы вооружены только двумя возможностями маневра из четырех, и ваше движение – «наполовину безопасно» 🙂 А можно ли быть «немножко беременной»? :)))
Приведу такой пример. Представьте себе, что у вас в салоне машины есть кнопка включения педали тормоза. Пока она выключена, педаль тормоза неактивна: нажимай-не нажимай, машина тормозить не будет. И только при включенной кнопке педаль тормоза будет работать. Как бы вы предпочли ездить – с включенной кнопкой или выключенной? 🙂 Представляю себе картину: водитель едет, вдруг перед ним неожиданно возникло препятствие и нужно экстренное торможение, чтобы избежать столкновения. Водитель в шоке вспоминает о кнопке, судорожно ее ищет, впопыхах пытается включить ее и только потом начинает тормозить. Смешно, не правда ли?
Так вот, ездить на нейтралке – все равно что с выключенной кнопкой педали тормоза. Так оно вам надо?
Вот и решайте: можно ли ездить накатом? Можно, но не нужно. Вы теряете в безопасности, в экономии топлива и ничего не приобретаете взамен.
Безопасное торможение – на передаче
Выходит, самый правильный способ торможения – на включенной передаче, что называется комбинированным торможением. Так вы и топливо экономите, и сохраняете связь колес с двигателем во избежание блокировки колес, что актуально для машин без АБС, и имеете запас тяги на случай необходимости торможения двигателем или разгона. Кстати, а что общего между всеми торможениями? То, что после каждого торможения следует ускорение! И часто от нас требуется ускорение интенсивное – хотя бы для того, чтобы избежать столкновения с автомобилем сзади, который не успевает за вами затормозить.
О нюансах торможения на передаче вы можете прочитать в статьях «Как правильно тормозить?» и «Как правильно тормозить на механике?» или на практическом курсе «Магия переключения передач». А здесь напишу лишь, что правильно тормозить на передаче практически до полной остановки и выжимать педаль сцепления только тогда, когда стрелка тахометра приблизится к холостым оборотам – 1000 об/мин. А нейтраль включать уже после остановки машины.
В следующей статье — о том, какие есть недостатки автомата с той же точки зрения — безопасного вождения.