Что такое двадцать пятый кадр
25 кадр: правда или миф?
Понятие 25 кадра известно, наверное, каждому, но мало кто углублялся в этот вопрос и имеет четкое представление о том, что это на самом деле. Давайте попробуем разобраться
Что же такое 25-й кадр?
По сути, 25 кадр — это некое послание, которое относится к сублиминальным, то есть неосознанным. Обычно в этом случае речь идет о методике в принципе несуществующей, когда в какой-то видеоряд вставляются дополнительные кадры. Это может быть простой фильм или иное видео.
На самом деле создатель этой методики уже признавался в том, что она не дает предполагаемого результата, а выводы, которые в свое время публиковались — всего лишь фальшивка. Это могло означать полный провал эксперимента.
Суть методики 25 кадра
Если углубиться в этот вопрос, то мы обнаруживаем следующее. Считается, что мозг человека способен воспринимать на уровне сознания 24 кадра за 1 секунду, а если добавить к этому лишний кадр, то он, минуя сознание, сразу же откладывается в подсознании.
Однако фактически все наоборот. Сначала человек воспринимает информацию на подсознательном уровне, а затем уже на сознательном. Это было доказано и обнародовано учеными еще в далеком 1958 году, но, тем не менее, мифы про 25 кадр продолжают жить.
История появления
История 25 кадра началась в 1957 году. Именно тогда некий Дж. Вайкери сообщил, что им в одном из американских кинотеатров проводился новый эксперимент. Был показан фильм, в который включили скрытую рекламу знаменитых рекламных продуктов — Кока-Колы и попкорна. Согласно опубликованным результатом после этого продажи и того, и другого значительно выросли, и создатель даже запатентовал свою методику.
В дальнейшем ученые пытались повторить эксперимент. В результате воздействие «25 кадра» на подсознание не было обнаружено, и в дальнейших экспериментах Вайкери просто отказывал.
Затем один из студентов пытался написать реферат на эту тему, однако обнаружил полное несоответствие действительности той информации, которую в свое время предоставлял Вайкери. Во-первых, кинотеатр, в котором якобы проводился эксперимент, просто не мог вместить такое количество людей, о котором говорилось. Во-вторых, директор заведения утверждал, что никаких реальных экспериментов не проводилось.
Все это привело к тому, что сам Вайкери был вынужден признаться в фальсификации результатов своего первого эксперимента и в дальнейшем от своих слов не отказывался.
Развитие событий
Но даже после всех этих событий шумиха вокруг эффекта 25 кадра не утихала. Некоторые СМИ утверждали, что метод эффективен, а ученые из Нидерландов самостоятельно провели ряд исследований и пришли к выводу, что в том случае, если скрытая реклама занимает не более 1/25 секунды, то действительно может воздействовать на подсознание человека. Означает ли это, что эффективность доказана? Неизвестно.
Итоги
Вокруг этого эксперимента всегда было много толков, домыслов и мифов. Например, некоторые журналисты предположили, что если эффект действительно существует, то он может использоваться не только для рекламы, но и стать инструментом пропаганды.
Не обошли это внимание и российские СМИ. Так, в 90-х годах в них появлялась информация о зомбировании населения с помощью этой методики. Кроме того, было множество рекламных объявлений, в которых утверждалось, что с помощью 25 кадра можно почти мгновенно выучить иностранные языки и получить другие знания. В дальнейшем, 15 лет спустя, 25 кадр в РФ был запрещен, хотя эффективность его до сих пор находится под вопросом.
Скандалы вокруг методики
Из-за 25 кадра возникало немало конфликтов.
Впервые обвинению в использовании метода подверглась Япония. Утверждалось, что создатели мультипликационного фильма «Покемон» применяли 25 кадр, а у детей из-за этого случались приступы эпилепсии, то есть он опасен.
Следующей эстафету приняла Украина. Украинский избирком обвинил «Партию регионов» в том, что она применяла 25 кадр в своих агитационных предвыборных роликах.
Наконец, опять же в Украине, прозвучало обвинение в адрес России, в частности — российского канала «Россия 24». СНБО обвинило телеканал в том, что он применяет 25 кадр для психологического воздействия на население (как россиян, так и украинцев).
Споры вокруг методики не утихают до сих пор. О ней много говорят, кто-то верит в эффект 25 кадра, а кто-то категорически его отрицает. Как бы то ни было, но 25 кадр на слуху и часто используется кинематографистами и писателями как часть сюжета своих произведений. Например, о нем идет речь в кинофильме «Бойцовский клуб», сериале «Коломбо»
Есть и другие произведения, в которых речь идет о 25 кадре, и при желании можно найти их на просторах интернета. Верить ли в него или нет — личное дело каждого. С одной стороны, сам создатель признался в том, что это фальшивка, с другой — некоторые ученые подтверждают эффективность. В любом случае, поскольку ни то, ни другое не доказано, на данный момент для воздействия на подсознание лучше использовать проверенные методики.
Противостоять любым манипуляциям, очистить свое сознание от стереотипов поможет курс «Критическое мышление». Авторские методики, представленные в нем, легко освоить, а ценные навыки, которые вы приобретете, останутся с вами на всю жизнь!
Вся правда о 25 кадре и манипуляциях с сознанием
25-й кадр — таинственная конспирологическая теория о магическом эффекте дополнительного “рекламного” кадра в видеоряде.
Даже далекий от кино и видеорекламы человек что-то слышал о методике 25-го кадра. Мол, человеческий глаз способен воспринимать только 24 кадра в секунду. Если добавить в видео 25-й кадр и “зашить” в него тайное сообщение, то оно отпечатается в подсознании человека.
Таким образом можно манипулировать людьми и незаметно подсовывать транслировать им в голову то, что нужно манипулятору, какие товары покупать, кого поддерживать на выборах, куда пойти сегодня вечером.
А теперь любопытный факт. Прямо сейчас вы сидите за монитором, экран которого обновляется с частотой 75 кадров в секунду или больше.
Не спешите надевать шапочку из фольги. Давайте рассмотрим, как это работает на самом деле с позиции профессионалов видеопроизводства.
Откуда взялась история про 25-й кадр
Утку о чудодейственном эффекте 25-го кадра запустил рекламщик Джеймс Вайкери (James Vicary). В 1957 году он испытывал свою теорию подсознательных сообщений в одном из кинотеатров Нью-Джерси.
В обычный проходной триллер “Пикник” вставили 25-й кадр с сообщением “Голодны? Ешьте попкорн. Пейте Кока-Колу”. Слова появлялись на экране всего на 1/300 секунды с частотой раз в пять секунд. Глаз зрителя просто не мог их заметить.
Однако Вайкери поспешил отчитаться, что в залах, где транслировали 25-й кадр, продажи попкорна выросли на 57%, а колы — на 18%.
Затем Вайкери запатентовал свое изобретение, открыл собственное агентство и стал грести деньги за чудо-технологию с продвинутых бизнесменов (ничего не напоминает?).
И все бы кончилось хорошо, но историю раздула американская пресса. Ведь, если при помощи 25-кадра можно внушать людям мысль “иди и купи”, значит, можно запрограммировать их на “иди и убей”. Газеты пестрели заголовками про тайные методы зомбирования людей, которые применяют гигантские корпорации, рекламные компании и спецслужбы.
Дошло до того, что в историю вмешалось ЦРУ, а американские и британские власти официально запретили встраивать 25-й кадр в фильмы. Высокопоставленные лица вплоть до конгрессменов и академиков требовали от Вайкери снова продемонстрировать эксперимент и зафиксировать результаты, но гений маркетинга под разными предлогами отказывался.
Мистификация окончательно вскрылась, когда Вайкери вызвался повторить трюк с 25-м кадром в эфире телешоу. В трансляцию вставили призыв “позвони сейчас”, который повторили более 350 раз, но никакого увеличения звонков не последовало.
Позже эксперименты с 25-м кадром проводили несколько групп ученых. Эффект не подтвердился. А в 1958 году Американская Психологическая Ассоциация (АПА) опровергла психологическое воздействие “технологии” двадцать пятого кадра.
В конце концов журналисты приперли Вайкери к стенке. В одном из интервью, он признался, что выдумал всю эту историю чтобы прославиться и заработать. В дальнейшем маркетолог-шарлатан пропал из поля зрения медиа, но миф живет и по сей день.
Почему именно 25-й кадр?
В 50-е года индустрия кино действительно пришла к тому, что оптимальная скорость показа фильма — 24 кадра в секунду. Частично это связано с особенностями человеческого восприятия, а еще вмешалась банальная экономика.
Знаете ли вы, что такое инерция зрения? Именно на ней завязана вся магия кино. Когда вы смотрите фильм в кинотеатре, проектору нужно время, чтобы протянуть пленку и вывести на экран следующий кадр. На это мгновение объектив проектора полностью закрывается и зритель сидит в полной темноте. Но он этого даже не ощущает, потому что в его восприятии все еще застыла картинка из предыдущего кадра.
На самом деле слайд-шоу превращается в анимацию (оживает) уже при частоте 18 кадров в секунду. Именно с этой скоростью крутили фильмы на заре звукового кино.
Однако инерция зрения у всех разная, поэтому при 18 кадрах в секунду изображение “прыгало” и дергалось, а у зрителей через какое-то время начинали болеть глаза. Тогда киношники и пришли к золотому стандарту 24 кадра в секунду. Это скорости хватало, чтобы изображение было достаточно плавным, а еще она была оптимальной, чтобы пары катушек 35-миллиметровой пленки хватало на весь сеанс.
Современные же блокбастеры с супер-четким качеством изображения крутят на скорости 48 кадров в секунду. Каждый оригинальный кадр транслируют дважды, чтобы свести мерцание к минимуму.
Геймеры вовсе стремятся выжать из видеокарты до 60 FPS (frames per second), чтобы добиться ультра-реалистичной графики. И заметьте, никто не распространяет мифов о 61-м кадре, зомбирующем людей.
Почему же именно миф о 25-м кадре оказался таким живучим
Люди по-прежнему хотят волшебную таблетку.
После того как из мистификации Вайкери раздули историю глобального масштаба, на прилавки магазинов хлынули кассеты с эффектом 25-кадра, которые легко помогут бросить курить, избавиться от лишнего веса, выучить испанский, привлечь покупателей и черт знает что еще, при помощи пресловутого гипнотического эффекта.
В эпоху интернета по той же схеме наивным людям впаривают “продающие видео”, денежное мышление, автоворонки и передовые онлайн-сервисы. В общем волшебные инструменты, которые не предполагают долгой методичной и системной работы. А люди с удовольствием ведутся. Несложно обмануть того, кто и сам рад обмануться.
25 кадр в России
Как это обычно бывает, в Россию все приходит с запозданием, поэтому великий миф 25 кадра активно тиражировался желтой прессой, начиная с 90-х годов. Миф получил серьезное распространение. Через некоторое время был принят Федеральный Закон “О рекламе” 38-ФЗ от 13.03.2006, пункт 9. Ст. 5, запрещающий скрытую рекламу в любом виде, который гласит:
“Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.”
Итог
В заключение остается сказать, что в арсенале деятелей кино и видеорекламы действительно есть целый ряд трюков для привлечения и удержанию внимания зрителя. Но связаны они не с мифическим зомбированием, а с мастерской работой с камерой, звуком и монтажом + точным попаданием в “боль” зрителя.
Если не сработало, тогда просто переходи на наш сайт, чтобы заказать видео или почитать другие интересные статьи в блоге.
Эффект 25 кадра: вымысел или реальность?
Что значит двадцать пятый кадр?
Установлено, что человек за одну секунду времени сознательно улавливает и воспринимает 24 кадра. Правда, этот параметр зависит от четкости картинки и скорости движения изображения на экране. Поэтому дополнительный кадр, показываемый в этот промежуток времени, воспринимается исключительно подсознанием.
Что такое эффект 25 кадра? Это видео-технология, которая, как правило, используется, чтобы на экран не поступало свечение от аппаратуры. Для появления эффекта используют два вида техники. Кинопроектор устроен таким образом, что после выдачи кадров закрывается шторкой или обтюратором. В образовавшуюся паузу на экран выводят 25 кадр. Для этого нужен еще один проектор, который воспроизводит нужную информацию. При этом соблюдаются условия. Но как увидеть 25 кадр в фильмах?
Человек за одну секунду времени сознательно улавливает и воспринимает 24 кадра
Изображение 25 кадра должно быть светлее, чем остальные кадры, транслируемого фильма, передачи или мультика. Плюс подбирается длительность изображения. Она должна быть меньше по времени, чем основные кадры. Иначе информация считывается сознанием, а не уходит в подсознание.
Как видите, данный процесс трудный для осуществления. Поэтому скептики и отвергают существование феномена 25 кадра и его влияние на людей. Чтобы не теряться в догадках, проверьте наличие феномена самостоятельно. Для этого понадобится компьютерная техника и стандартная программа по видеомонтажу. Вставленное изображение или слово просматривается и читается, зрение у человека не отключается, он фиксирует информацию, но не придает ей значение. Если не совсем понятно, как это происходит, то представьте шумное помещение, где много людей ведет беседу. Разобрать слова отдельного человека невозможно, но плач ребенка прослушивается в этом гамме.
История появления 25 кадра
Впервые о данном явлении заговорил Джеймс Вайкери. Он предоставил общественности выводы, которые сделал согласно собственным наблюдениям. Для этого бизнесмен провел эксперимент в одном из кинотеатров США. В течение летнего сезона Джеймс демонстрировал популярную ленту, вставляя между обычными кадрами, изображения с колой и поп-корном.
Как утверждал бизнесмен, маркетинговый ход сработал: продажи газированного напитка и кукурузы повысились вдвое. Вайкери запатентовал открытие и открыл компанию, оказывающую услуги по добавлению 25 кадра с рекламой товаров в кинофильмы.
Скептики отвергают существование феномена 25 кадра и его влияние на людей
История появление 25 кадра дает понять, что явление вызвано искусственно и имеет определенную задачу, а именно создание бизнеса и зарабатывание денег на продаже услуги
Гораздо позже 25 кадр стали воспринимать, как угрозу для детей и взрослых.
Эффект 25 кадра: вымысел или реальность?
Так что же скрывается за данным явлением? Это вымысел или реальность? Существует ли 25 кадр в видео-рекламе? Приведем известные факты, чтобы найти ответы на эти вопросы:
Эффект 25 кадра для похудения
Удивительно, но люди понимая воздействие 25 кадра на подсознание, сознательно приобретают курсы с его записью. Особенно популярен эффект 25 кадра для похудения. В сети находится множество восторженных и отрицательных отзывов.
Как действует подобная методика? Похудение с помощью 25 кадра представляет собой ролик, со словами, картинками, изображениями. Устанавливается курс на компьютер и просматривается ежедневно по 30 минут в день. Разработчики программы рекомендует делать месячный перерыв, затем вновь повторять курс. Для улучшения результата следует проговаривать фразы из ролика перед сном. Все, больше ничего делать не надо. Просто ожидайте, когда из пышки превратитесь в стройную богиню.
Удивительно, что люди верят, что можно похудеть от просмотра ролика. Почему так происходит? Известные программы по сбрасыванию веса предполагают серьезный труд, связанный с коррекцией питания и физическими нагрузками.
Эффект 25 кадра для похудения
Похудение посредством 25 кадра – это легкий путь, при этом программы не стоят больших денег. Так почему бы не попробовать? Тем более что существуют положительные отзывы об использовании программы.
Прежде, чем решиться на покупку данного курса, задумайтесь, уверены ли вы в том, что программа не принесет вреда. Какие еще внушения могут быть записаны под темой похудения? Плюс учтите, что положительные отзывы о программе – это элементарно неправда, которую пишут подставные люди. Хотя эффект программы возможен благодаря действию другого малоизученного явления – феномена плацебо: веря в эффективность программы, некоторые люди действительно сбрасывают 2–3 кг.
Эффект 25 кадра в мультфильмах
Вопрос о наличие 25 кадра в программах для детей и мультиках неоднократно поднимался детскими психологами. Неравнодушные люди создали ролик, доказывающий присутствие лишнего кадра и влияния на детей.
Многие родители задавались вопросом, есть ли 25 кадр в диснеевских мультфильмах. Особенно досталось мультфильмам производства Дисней. Обсуждались жесткие действия героев мультика Шрек, в частности, в ролике говорилось о подмене понятий: за положительным героем скрывались жестокие и агрессивные действия. Например, принцесса Фиона убивает птичку, а Шрек надувает лягушку. Со временем шум вокруг детских передач снизился, а мультики не были запрещены.
Тем не менее, стоит задаться вопросом: чем опасен 25 кадр в мультиках? Возможно, родители зря поднимают панику… Но пока мы не имеет однозначного ответа, советуем подходить внимательно к выбору передач для ребенка. Маленькие дети воспринимают происходящее в кадре буквально и применяют увиденное в реальной жизни. Ребенок обычно не в состоянии отличить хорошее от плохого, так как за плечами нет накопленного опыта. Особенно поддаются влиянию увиденного на экране дети до 6 лет.
До конца не известно, используют ли 25 кадр в мультиках
Показывайте детям мультики по возрасту. Начинайте с картин для самых маленьких. Подбирайте мультфильмы, рекомендованные и протестированные психологами. Плюс учитывайте время, которое ребенок проводит за телевизором: ограничьте его до 30–60 мин. в день.
Несмотря на официальное заявление человека, открывшего 25 кадр, о подтасовке фактов, его продолжают изучать и применять. Выпускаются курсы для изучения английского языка, 25 кадр вставляют в политическую рекламу, используют для привлечения детского внимания. Реальное воздействие не доказано, поскольку информация считывается подсознанием, которое у каждого человека срабатывает индивидуально.
25-й кадр
25-й кадр (сублиминальная реклама, Subliminal message) — якобы эффективная методика воздействия на сознание и подсознание людей посредством вставки в видеоряд на одном из кадров (или между кадрами) скрытой рекламы.
Содержание
Принцип действия [ ]
Идея заключается в том, что зрение человека якобы способно различать не более чем 24 кадра в секунду (хотя эта граница зависит от чёткости краёв и скорости движения объектов на экране). Поэтому инородный кадр, показываемый менее чем на 1/24 секунды, минуя сознание, воздействует сразу на подсознание.
В момент смены кадра кинопроектор закрывает объектив шторкой, чтобы не было мерцания на экране. Пока шторка 1-го аппарата закрыта, 2-й кинопроектор открывает свою шторку и показывает пресловутый «25»-й кадр, то есть кадр демонстрируется зрителю, так же, как и кино, ровно 24 раза в секунду. Длительность и яркость «25»-го кадра занижены по сравнению с фильмом.
В действительности 25-й кадр скрытым не является: каждый кадр отмечается глазом наблюдателя, но из-за инертности зрения сливается с подобными и не выделяется человеком. Однако благодаря этому же эффекту заметить «лишний» рекламный кадр не составляет труда. Можно даже прочитать короткое слово, если оно набрано крупным шрифтом и знакомо зрителю — в этом легко самостоятельно убедиться, используя домашний компьютер и программу видеомонтажа. Простая аналогия: трудно различить речь отдельных людей в шумной толпе, но плач ребёнка отчётливо слышен на этом фоне.
История [ ]
В 1957 году Джеймс Вайкери (James Vicary) заявил, что провёл в кинотеатрах Нью-Джерси следующий эксперимент. Во время показа триллера «Пикник» в моменты смены кадра с помощью дополнительного проектора демонстрировались кадры скрытой рекламы, такие как «Кока-кола», «Ешьте поп-корн». Фильмы показывались на протяжении всего лета 1957 года. Продажа кока-колы в буфете кинотеатра (по заявлению Вайкери) повысилась на 17 %, а поп-корна — на 50 %. Затем Джеймс Вайкери запатентовал эту технологию и открыл компанию по сублиминальной рекламе в фильмах.
Сообщения в СМИ привлекли внимание учёных, рекламных агентов и правительственных работников к методике Вайкери, которые потребовали провести ещё один эксперимент. Вайкери устроил несколько демонстраций, которые не привели к желаемому результату. Испытуемые не ощущали особого желания исполнять сублимируемые им команды.
В 1958 году Advertising Research Foundation потребовал от Вайкери предоставить данные и описание эксперимента, проведённого в 1957 году, на что получил отказ.
Реакция СМИ [ ]
Этот эксперимент породил множество мифов в средствах массовой информации и вызвал волну возмущений в обществе. В 1957 году Норман Казинис в Saturday Review опубликовал статью «Запятнанное подсознание», в которой пришёл к выводу, что 25-й кадр можно использовать не только в рекламе поп-корна, но и пропаганде идей «25-й кадр»: правда и вымыслы.
Позднее американский публицист Брайан Ки привлёк внимание общественности к возможности использования 25-го кадра не только в кино и телевидении, но и в рисунках, фотографиях и даже рекламных объявлениях. Он утверждал, что такая методика используется повсеместно рекламными агентствами, торговыми корпорациями и Федеральным правительством.
Впрочем, в журнале New Scientist утверждается, что в некоторых случаях подсознательная реклама работает Subliminal advertising may work after all. Для этого сообщение должно быть замаскировано в потоке скачущих букв и цифр и должно появляться на время, намного превышающее 1/25 с (ориентировочно 0,3—0,4 с). Испытуемые не просто наблюдали бессмысленный видеоряд, а должны были подсчитывать число букв в мелькавших словах.
Возрождение в России [ ]
В 1990-е годы — с опозданием почти на 40 лет — усилиями «жёлтой прессы» в России возрастает интерес к 25-му кадру. В газетах появляются статьи о «зомбировании населения», реклама видеокассет для изучения английского языка, лечения различных заболеваний (например, алкоголизма) с помощью 25-го кадра. Газетные статьи перепечатывались столько раз, что мало у кого возникали сомнения в их истинности. Более того, были даже приняты соответствующие законы.
Видеотерапия [ ]
Эффект 25-го кадра применяется при лечении наркомании и алкоголизма. Видеотерапия состоит их нескольких этапов:
Весь сеанс занимает 40 минут.
Также эффект 25-го кадра применяется для снятия нервного напряжения и лечения функциональных расстройств. Эта методика разработана российскими учеными из Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова.
Закон [ ]
В Японии приветствуется использование 25-ых кадров. В этой стране они применяются для пропаганды здорового образа жизни. В США сублиминальная реклама запрещена с конца 1950-х годов.Неизбежное зло или…, Вера-Эском, март 2003 В российском законодательстве Ст. 10 Федерального закона «О рекламе» № 108-ФЗ от 18.07.95 (в редакции от 21.07.2005); п. 9 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 (вступил в силу с 1 июля 2006) использование 25-го кадра, равно как и других методов скрытой рекламы, запрещено, однако некоторые телекомпании несколько раз были уличены в использовании 25-го кадра.
Законом Украины «О телевидении и радиовещании» Закон України «Про телебачення і радіомовлення», ст. 6 п. 3 запрещается «использование в программах и передачах на телевидении и радио скрытых вставок, действующих на подсознание человека и/или оказывающих вредное воздействие на состояние их здоровья».
Обвинения в использовании 25-го кадра [ ]
Интересные факты [ ]
Кинотехника [ ]
В середине XX века был распространён миф о том, что человеческий мозг якобы может воспринять лишь 24 кадра в секунду — а 25-й кадр, если его вставить в воспроизведение, якобы будет восприниматься человеком на подсознательном уровне. Из этого заблуждения были сделаны выводы об эффективности «феномена 25-го кадра» в различных видах внушения и подсознательного воздействия (например, в целях политической пропаганды, коммерческой рекламы, при обучении иностранным языкам, лечении от наркозависимости и пр.). Здесь важно подчеркнуть, что верхняя пороговая частота мелькания, воспринимаемая человеческим мозгом, в среднем составляет 39—42 герца и индивидуальна для каждого человека. Поэтому все вымыслы о влиянии 25-го кадра на подсознание человека не имеют отношения к реальности.
Весь фокус в том, что применить «25 кадр» возможно только в кинотеатрах — он показывается в момент смены кадра, когда основное изображение перекрыто обтюратором. Как известно, один и тот же кадр показывается дважды, причём продолжительность стояния кадра и чёрного поля должны быть одинаковыми, только для этого случая действительна выбранная в кинематографе «критическая частота мельканий» не ниже 48 Гц. В этом случае показанный лишь один раз в секунду «25-й кадр» будет незаметен зрителю. В телекартинку невозможно вставить уже «26-й кадр» на чёрное поле, в этот момент происходит обратный ход луча развёртки. Вставка же кадра в телекартинку вместо кадра полезного изображения вызывает неприятные ощущения и позволяет быстро определить наличие «25 кадра», что и произошло на Украине с видеоклипом «Если не будет гражданской войны».