Что такое душа осипов

Алексей Ильич Осипов

Профессор Московской Православной Духовной Академии

Что такое душа осипов. Смотреть фото Что такое душа осипов. Смотреть картинку Что такое душа осипов. Картинка про Что такое душа осипов. Фото Что такое душа осипов

Как объяснить неверующему человеку, что такое душа и почему она бессмертна?

Вопрос: «Как лучше объяснить неверующему человеку, что такое душа? Чем она отличается от сознания и почему она бессмертна?»

Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:

– Если кто-нибудь когда-либо занимался этим вопросом, то, наверное, помнит, что наша душа трехсоставна: есть растительная сторона (то есть общая часть с растениями), животная сторона и, наконец, есть высшая сторона – дух. Это первое и очень важное. А общая с высшими животными составная часть человека еще в древнегреческой философии называлась психеей. Это, если говорить коротко.

Как убедить человека. Для начала надо договориться с человеком: а есть ли эта третья составляющая – дух? На древнем языке эта составляющая называется – словесность, потому что только человек имеет этот понятийный аппарат, этот аппарат ума и интеллекта, который не свойственен даже животным.

О бессмертии души. О том, что душа есть отдельная и важнейшая составная часть человека – имеется очень много фактического материала. Именно – фактического материала! Причем, материала – совершенно бесспорного! Я уже не говорю о том, что сейчас появилась (в связи с отказом от «единственно научного мировоззрения» под названием «Атеизм») возможность говорить и о религии. Есть много литературы, причем, литературы, в которой приводится фактический материал. Началось это, по-моему, с книги «Жизнь после жизни» и продолжилось целым рядом других книг, в которых описывается состояние человека, который умирал и который в последствии передавал свои ощущения.

Можно, конечно, сказать, что это было внутреннее состояние человека, но я вам приведу пример, который есть факт. У меня был сосед – очень простой человек, который преподавал в начальной школе. И он рассказал, что с ним произошло, и я даже попросил его всё записать…

Случилось это где-то в 20-х годах XX столетия. Он очень тяжело заболел, и его положили в больницу. В какой-то момент температура у него поднялась до сорока градусов и выше. Он почувствовал странное облегчение и тут же увидел себя, лежащим на больничной койке. Вначале его это особенно не заинтересовало. Потом он увидел других больных, потом увидел дверь. Он вышел через нее, причем вышел очень легко. Потом он подумал: а что же делают мои друзья? А было первое мая. И он тут же оказался около них. Они сидели, выпивали и вели крамольные разговоры. Потом он подумал о своей подруге и так же моментально оказался рядом с ней. Она с кем-то разговаривала. А потом он вспомнил, что он в больнице, и тут же оказался опять в своей палате и увидел, что около его постели стоят врач и две сестры милосердия. Врач произносит: «Он скончался. Отнесите его в мертвецкую». Но кто-то сказал: «Он жив», – и он открывает глаза. Температура тут же спала. Его выписали на следующий день. Выздоровел! Но интересно то, что он рассказал дальше: «Я пошел проверить. Рассказал своим друзьям о том, что они делали в тот день и о чем говорили. «Откуда ты знаешь?» – спросили они удивленно. Рассказал и своей девушке о том, что она делала и о чем говорила, заставив тем самым ее покраснеть». То есть – всё было на самом деле и это не какие-то психические процессы, происходящие у него внутри, и которые можно рассматривать как угодно. Это был факт! И таких фактов очень много.

Все эти факты свидетельствуют о том, что душа, как некая субстанция, действительно присутствует в человеке, и что она, оказывается, может покидать тело человека. А если мы дальше обратимся уже к религиозным описаниям, то, исходя из этого, нет ничего удивительного в том, что душа бессмертна.

Для лучшего ознакомления с этой темой нужно почитать литературу. Например, посмотрите Дьяченко «Из области таинственного» или «Свет незримый» Лодыженского, а также – современную литературу на эту тему. Сейчас много такой литературы и, по-моему, для человека, серьезно интересующегося этой темой, это будет достаточным основанием, чтобы задуматься над этим.

Наука состоит не в том, чтобы отрицать факты, противоречащие ее взглядам, а изменять свою теорию в соответствии с фактами. Иначе науки не будет, а объективных данных сейчас достаточно.

Источник

А.И. Осипов. Душа человека. Часть 1

Аудио
Поделиться:
Нравится:

Персоны

Предыдущие выпуски

Помощь телеканалу

Что такое душа осипов. Смотреть фото Что такое душа осипов. Смотреть картинку Что такое душа осипов. Картинка про Что такое душа осипов. Фото Что такое душа осипов

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

«Православная газета»

Мы в контакте

Последние телепередачи

Поддержите «Союз»! Священник Анатолий Першин

А.И. Осипов. Особенности христианского учения о Боге. Часть 2

Путь к храму (Новосибирск). 3 декабря

Благая часть. 3 декабря

У книжной полки. Жизнь Пресвятой Богородицы. Из книг Четьи-Минеи

Вопросы и ответы

Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?

Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?

Какой была подготовка к причастию у первых христиан?

Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?

© 1999-2021 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

Дорогие друзья

Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.

Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!

Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!

Источник

Что такое душа осипов

А.И.Осипов. Посмертная жизнь

БОГОЗДАННАЯ ПЛОТЬ ЧЕЛОВЕКА

Для более цельного понимания этой тайны необходимо сначала сказать о теле, как доме души. Святоотеческое учение вполне определенно говорит, что человек до грехопадения, до нынешнего его состояния обладал телом духовным, но материальным, или, если хотите, материальным, но духовным! Как это понять? Разве духовное и материальное не исключают друг друга? По христианскому учению – нет. Напротив, только тогда материальное тело и приобретает нормальный образ своего существования, когда становится духовным. Увидеть это парадоксальное явление можно на Христе воскресшем.

Можно строить разные гипотезы для объяснения этого явления. Однако все они будут, в конечном счете, гаданиями на кофейной гуще, ибо теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно (1 Кор. 13,12). Но если хотите, вот одно из таких гаданий. В настоящее время в связи с более глубоким научным пониманием пространства и времени можно предполагать, что тело, остающееся материальным, но ставшее духовным, пребывает вне нашего трехмерного пространства, в иных «пространствах», находящихся «внутри» нашего. В них тело для своей жизни не нуждается ни в каких материальных посредствах. И через эти «пространства» духовное тело может беспрепятственно входить в любую точку нашего земного пространства-времени, приобретая все обычные для него свойства. Но, повторяю, это не более, чем гадания сквозь тусклое стекло. А вот точно знаю, что все мы скорее, чем думаем, окажемся там, и всё это познаем тогда лицем к лицу (1 Кор. 13,12). Поэтому не будем торопиться и подождем немного.

Относительно же того, что тело действительно может быть духовным, прямо пишет апостол Павел: «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении… сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное… Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор.15; 42, 44, 53). Апостол пишет о будущем состоянии тела, однако таковым оно было и до грехопадения.

Также и святые Отцы учат, что по всеобщем воскресении все люди будут иметь такое же духовное тело, какое имел первозданный человек (даже более совершенное), которое обладало необычными, чудесными для настоящего нашего состояния свойствами: не знало ни болезней, ни боли, ни страданий, ни смерти; не нуждалось в одежде, защите от каких-либо внешних воздействий; не испытывало голода, жажды, плотских вожделений и, как видим на воскресшем Спасителе, не зависело от нашего времени и пространства. И как нельзя причинить боль воздуху, ударив по нему палкой, таким же неуязвимым, бесстрастным, неподверженным каким-либо страданиям было и будет и тело, и душа человеческие. Святой Ефрем Сирин (IV в.), например, писал: «Туда и сюда носятся пред праведниками ветры в раю; один навевает им пищу, другой изливает питие… Духовно питают там ветры живущих духовно.… Для духовных существ и пища духовна» [18]. «Райское благоухание насыщает без хлеба; дыхание жизни служит питием… Тела, заключающие в себе кровь и влагу, достигают там чистоты одинаковой с самою душою … Там плоти возвышаются до степени душ, душа возносится на степень духа…» [19] и пребывает в состоянии постоянной радости.

Святитель Афанасий Великий (IV в.) такими словами охарактеризовал душевно-телесные свойства первозданного человека: «Ибо до преступления Адамова не было ни печали, ни боязни, ни утомления, ни голода, ни смерти» [20]. Преподобный Антоний Великий, говоря о тех изменениях, которые происходят уже здесь на земле с телом святого человека, писал: «Таким образом тело все навыкает всякому добру и, подчиняясь власти Святого Духа, так изменяется, что, наконец, становится в некоторой мере причастным тех свойств духовного тела, какие имеет оно получить в воскресение праведных» [21]. Тоже самое говорит и святитель Кирилл Иерусалимский: «Восстанет это тело… но не останется таким же, а пребудет вечным. Не будет оно иметь нужды ни в подобных снедях для поддержания жизни, ни в лестницах для восхождения, потому что соделается духовным, чем-то чудным, таким, что и выразить сего, как должно, мы не в состоянии…» [22].

То же самое о духовном состоянии плоти говорит и преп. Макарий Египетский:

«ВОПРОС. [Нагими] ли предстают перед Бо­жеством воскресающие тела Адама или имеют на себе одежду, и иной ли [питаются] пищей? Как тогда покрывается одеждой тело и чем насыщается (ведь живущим в веке сем мужчинам и женщинам нужно прикрывать срам и питаться тленной пищей [ср. Ин. 6:27])?Понадобится ли еще такое воскресшим после земного разрешения и вернувшимся к прежнему составу или нет?

ОТВЕТ. Вопрос кажется мне неуместным и необдуманным; ведь мы знаем, что все тварное благолепие (ср. Иак. 1: 11) и состав упраздняется при разрешении (конце мира – А.О.), и земля более уже не производит пло­дов для пропитания тела, но и небо преходит (ср. Мф. 24: 35)со всей его красотой. Откуда люди будут добывать себе пропитание [и готовить одежду], если, по слову Господа, разрешится все види­мое? Не ясно ли, что есть нечто иное помимо зримого, что и будет даровано? … Бог, уже теперь одевающий душу славой и наполняющий ее Своим огнем, в ту долгожданную пору и тело тоже оденет и сообразным славному [телу] Своему представит (Флп. 3,21), дав тогда, наконец, упокоение пищей и одеяниями небесными и делание нетленное ангельское» [24].

ПОСЛЕДСТВИЯ ГРЕХА ПРАРОДИТЕЛЕЙ

Таковы три главные болезни, которые возникли в нашей природе вследствие грехопадения прародителей и передаются всем людям без исключения. Они все вместе не удачно названы «первородным грехом». Ибо в данном случае слово «грех» означает, как видим, не личную виновность каждого из потомков Адама за его грех, а единую для всех поврежденность, болезненность человеческой природы.

Таким образом, три совсем разные явления называются одним и тем же словом «грех». Но грехом в прямом смысле слова является только грех личный. Первородный же и родовой именуются грехом в переносном значении, поскольку они являются наследственной болезненностью, а не тем личным деянием, за которое только человек бывает ответственен. Непонимание этого терминологического различия ведет к серьезным вероучительным заблуждениям, одно из которых касается воспринятой Богом-Словом человеческой природы и, отсюда главнейшего христианского догмата – смысла Жертвы Христовой.

Действительно, если Сын Божий уже в Воплощении исцелил человеческую природу, восприняв ее бесстрастной, нетленной, бессмертной, то Крест становится ненужным. Так упраздняется главное в христианстве – Крестная Жертва Христова, утверждается прямое крестоборчество.

Потому святитель Афанасий Великий, возмущенный тем, что некоторые приписывают воспринятой Сыном Божиим человеческой природе первозданные свойства, писал: «Да умолкнут утверждающие, что плоть Христова недоступна смерти, но бессмертна по естеству!» [31]. То же утверждало великое множество Отцов. Например, Григорий Богослов (IV в.): «Он (Христос) утомлялся, и алкал, и жаждал, и был в борении, и плакал – по закону телесной природы» [32]. Св. Ефрем Сирин: «Он был сыном того Адама, над которым, как говорит Апостол, царствовала смерть» [33]. Григорий Палама: «Слово Божие приняло плоть такую, как у нас, и хотя совершенно чистую, однако, смертную и болезненную» [34]. Выражением литургического понимания данного вопроса является, например, Заамвонная молитва на Литургии Преждеосвященных Даров в Великий Понедельник в Иерусалиме. В ней есть такие слова: «Царю веков. Христе Боже наш. бедную нашу восприемый природу. не причастен бо еси страсти по Божеству природы, аще бы не облеклся еси в страстное наше и смертное естество вольно» [35]. В богослужениях нашей Церкви содержится множество подобных текстов [36].

Должно при этом отметить, что в католичестве и в протестантизме по этим и другим вопросам как вероучительного характера, так и духовной жизни (понимания первородного повреждения, Жертвы Христовой, условий спасения, греха и добродетели, таинств, посмертного состояния души, молитвы, молитв за усопших, духовной жизни…) содержится множество заблуждений принципиального характера.

ГДЕ ПРЕБЫВАЕТ ДУША ПО СМЕРТИ ТЕЛА

Что говорит об этом православное предание?

Соприкосновение человека с тем миром нередко начинается уже перед смертью и душа часто приходит в полное недоумение перед открывающейся ей совершенно иной действительностью. Об этом свидетельствуют бесчисленные факты. Приведу два достоверно известных мне случая.

Мой родной дядя учился в Туле. Получив телеграмму о смерти матери, которая жила в деревне, он срочно отправился домой. Уже глубокой ночью приехал в город Плавск, который находится в 15 километрах от родной деревни. Никакого транспорта нет, идти страшно. Но пошел. И вот, выйдя из города, он вдруг с изумлением отчетливо увидел впереди себя идущую мать. Бросился догонять ее, но безуспешно. Как только он начинал идти быстрее, она точно также ускоряла свой шаг. И это продолжалось, пока он не дошел до самой деревни, где видение неожиданно исчезло. Так, душа матери явилась своему сыну и ободрила его в трудную минуту жизни.

Другой мой дядя, умирая в полном сознании на глазах у всех нас родных, вдруг прямо заявил: «Вот пришли двое, вы мне теперь не поможете».

Устойчивая церковная традиция утверждает, что в первые два-три дня после своей кончины (хотя наше время и не соотносимо с той категорией, которую мы называем Вечностью), человек, вернее, его душа, пребывает в условиях «земного притяжения». Оказавшись там, в вечности, она не сразу отрывается от попытки привычного общения с родными и близкими людьми.

Интересное объяснение этих дней поминовения находим у преп. Макария Александрийского (IV в.). Он спросил ангела: «Когда отцам предано совершать в церкви приношение Богу за усопшего в третий, девятый и четыредесятый день, то какая из того происходит польза душе преставившегося?».

Ангел отвечал: «Бог не попустил ничему быть в Церкви Своей неблагопотребному и неполезному; но устроил в Церкви Своей небесныя и земныя таинства и повелел их совершать.

Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущаго ее ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом; получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, от чего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжении двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней ангелами, ходить по земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, в котором положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой христианской душе на небеса для поклонения Богу всяческих. Итак, благое Церковь имеет обыкновение совершать в третий день приношение и молитву за душу.

После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные мучения нечестивых, находясь в которых, души грешников непрестанно рыдают и скрежещут зубами. По этим различным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в них. В сороковой день опять она возносится на поклонение Богу; и тогда уже Судия определяет приличное ей по ее делам место».

СООБЩЕНИЯ ОТТУДА

Часто задают вопрос: могут ли придти к нам души умерших? И здесь не всегда лишь праздное любопытство. Известно немало фактов, когда усопшие являлись близким во сне, полудреме или даже наяву и извещали о чем-то важном. Так, например, святителю Филарету (Дроздову), митрополиту Московскому, за три месяца до смерти явился во сне его покойный отец и сказал: «Помни девятнадцатое число». Действительно митрополит скончался 19 ноября. Подобных фактов много. Также не мало вполне достоверных сообщений о явлениях только что скончавшегося своему родному или очень близкому человеку. Многочисленные факты подобного рода сообщаются в работе «Дух, душа и тело» архиепископа Луки Войно-Ясенецкого, в книгах «Многообразие религиозного опыта» В. Джеймса, «Темная сила» М. Лодыженского, «Таинственные явления человеческой психики» Васильева А., «О жизни после смерти» К.Г. Юнга и др.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин описывает случай с одним монахом, который, будучи строжайшим подвижником, начал доверять снам и погиб. Вот это сообщение: «Дьявол, желая прельстить его, часто показывал ему истинные [то есть сбывающиеся] сновидения, чтобы через это расположить его к принятию обольщения, в которое хотел ввести его впоследствии. Итак, в одну ночь показывает ему с одной стороны народ христианский с апостолами и мучениками мрачным, покрытым всяким бесславием, изнуренным от скорби и плача, а с другой – народ иудейский с Моисеем, патриархами и пророками – в сиянии лучезарного света и живущий в радости и весели. Между тем прельститель советовал ему принять обрезание [то есть иудаизм], если хочет быть участником в блаженстве и радости народа иудейского, что прельщенный действительно и исполнил. Из всего сказанного видно, что все, о коих мы говорили, не были бы осмеяны столь жалким и бедственным образом, если бы имели в себе дар рассудительности» [38].

Преподобный Иоанн Лествичник писал: «Кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своею тенью и старается схватить ее» [39]. «Если станем покоряться бесам в сновидениях, то и во время бодрствования они будут ругаться над нами. Кто верит снам, тот вовсе не искусен; а кто не имеет к ним никакой веры, тот любомудр» [40].

Так поступали все святые! А уж нам, грешным, тем более нужно быть особенно осторожными.

«ЗЕМНЫЕ ВЕЩИ ПРИНИМАЙ ЗДЕСЬ ЗА САМОЕ СЛАБОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ НЕБЕСНЫХ»

Один из подходов к пониманию реальностей того мира мы можем найти в современной науке, которая описывает, например, мир атома для широкой аудитории с помощью земных аналогий. Так, физики, исследующие элементарные «частицы», утверждают, что в макромире — нашем мире — нет понятий, способных адекватно выразить реальности микромира. Поэтому, чтобы как-то представить их публике, физики вынуждены находить и придумывать слова, названия и образы, взятые из нашего привычного опыта. Правда, картина подчас вырисовывается фантастическая, но тем не менее понятная по своей идее.

Вот как, например, описывает поведение электрона создатель первой атомной бомбы Оппенгеймер: «Если мы спросим, постоянно ли нахождение электрона, нужно сказать «нет»; если мы спросим, изменяется ли местонахождение электрона с течением времени, нужно сказать «нет»; если мы спросим, неподвижен ли электрон, нужно сказать «нет»; если мы спросим, движется ли он, нужно сказать «нет» [44].

Таких парадоксов современная наука предлагает множество. Чем они для нас полезны? Тем, что показывают, если так ограничены возможности человека в познании и выражении на «человеческом языке» реальностей даже этого мира, то, очевидно, эти возможности еще более ограничены в понимании мира того. Поэтому все его описания носят условный, знаковый характер. Библия наполнена так называемыми антропоморфизмами, когда Бог изображается подобным человеку. И, к сожалению, мы очень часто склонны принимать образы и аналогии в описаниях того мира за саму действительность, в результате чего создаются совершенно искаженные представления не только о рае, аде, мытарствах и др., но и о духовной жизни, о спасении, о Самом Боге. Эти искажения легко могут ввести христианина в заблуждение, увести в язычество. А христианин-язычник – что худшего может быть?

Так, католицизм, например, своим догматом о чистилище и учением о т.н. лимбе глубоко исказил картину посмертного состояния человека. Чистилище это место страданий для возмещения недостатка так называемых заслуг человека в удовлетворении правосудию Бога. Лимб – место между Раем и чистилищем, где находятся души некрещеных младенцев, которые и не страдают, и не наслаждаются. (Вот до какого теологического неразумия можно дойти, не считаясь со святоотеческим учением.)

Церковное предание гласит, что душа по смерти тела сначала проходит райские обители, а затем в большинстве, по-видимому, случаев и т.н. мытарства. Те и другие для души являются своего рода экзаменами. И как любые экзамены, они, естественно, могут быть сданы различно.

[18] Ефрем Сирин, св. Твор. Т. 5. С. 287. «Отчий дом». 1995.

[20] Афанасий Великий. Творения. М. 1994. Т. 4. С. 466.

[21]Преп. Антоний Великий. Наставления о жизни во Христе. § 20. Добротолюбие. Т.1.

[22] Кирилл Иерусалимский, свт. Слова огласительные. 18, §18. С. 228. Изд. Сойкина. СПб.

[23] Иоанн Златоуст, свт. Творения. Толкование на евангелиста Матфея 26, 26-28. СПб. 1911. Т. 7. С. 822.

[24] Преп. Макарий Египетский. Духовные слова и послания. Изд. «Индрик». М. 2002. Слово 18, 6 (1). С. 588-589.

[25] Св. Максим Исповедник. Творения. Книга 2. Вопросоответы к Фаласcию. Вопрос 42. Изд.: «Мартис». 1993. C.111.

[26] Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Гл. ХХ. СПб., 1994, с. 185.

[27] Св. Григорий Нисский. Творения, ч. VII. М. 1865, с. 522.

[28] Св. Григорий Палама. Беседы. Москва.1993. Беседа 16-я. Т.1. С.155.

[29] Христианство. Энцикл. словарь в 3-х томах. Т.1. М.1993. С.150.

[30] Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., 1992. С. 268.

[31] Свт. Афанасий Великий. Творения. Т. 3. М., 1994. С. 298.

[32] Свт. Григорий Богослов. Творения. Т. 1. Св.-Троицкая Серг. Лавра, 1994. С. 679.

[33] Св. Ефрем Сирин.Толков. на Четвертое Евангелие. С. Посад. 1896.С.293.

[34] Свт. Григорий Палама. Беседы. Ч. 1. М., 1993. С. 165.

[35] А. Дмитриевский. «Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X в.». Казань. 1894.С.51-53.

[36] Например: Октоих. Глас 1, канон воскресный, песнь1, тропарь: «Руце распростерл еси на Кресте, от земли взывая тленное мое тело, еже от Девы приял еси». Глас 2, ин. канон, песнь 5, тропарь: «Естеством человеческим страстен же и смертен был еси…». Глас 3, канон воскресный, песнь 1, тропарь: «…страстную бо плоть одушевленную прием…»; песнь 4, тропарь: «Телом смертным, Животе, смерти причастился еси…» и др.

[37] Максим Исповедник. Творения. Книга 2. Вопросоответы к Фалассию. Изд. «Мартис».1993. Ответ №42.

[38] Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания М. 1892. О рассудительности. Гл. 8. С. 193-194.

[39] Лествица. Слово 3, §26.

[40] Лествица. Слово 3, §28.

[41] Преп. Григорий Синаит. Наставление безмолвствующим // Добротолюбие. Т.5. М. 1900. С. 224.

[43] Митр. Макарий Московский. Православно-догматическое богословие, СПб.: 1895, т. 2, с. 538.

[44] Ф. Капра. Дао физики. СПб.1994. С.130.

[45] Добротолюбие. Т. 2. Св.-Тр. Сергиева Лавра. 1993. С. 60.

[46] Слово на исход души. Следованная псалтирь. Цит. по: Настольная книга священнослужителя.. М. 1983. Т.4, с. 457.

Что такое душа осипов. Смотреть фото Что такое душа осипов. Смотреть картинку Что такое душа осипов. Картинка про Что такое душа осипов. Фото Что такое душа осипов Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *