Что такое духовная память духовный опыт человека
Формирование готовности к самоопределению на уроках литературы. Память как духовный опыт человека в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна и герой рассказа (6-й класс)
Разделы: Литература
Класс: 6
Перед изучением рассказа учащиеся прочитали его самостоятельно и письменно ответили на вопрос: «Понравился рассказ В.Распутина «Уроки французского» или нет? Что запомнилось? Чему он научил?» На основе высказываний учащихся и строились уроки, углублялось их понимание рассказа, который произвёл огромное впечатление, заставил эмоционально сопереживать герою, восхищаться поступком учительницы.
К уроку учащиеся получили индивидуальные и групповые задания, причём выбирали их самостоятельно и сами же формировали группы.
Поисковая группа собрала интересный материал об Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери писателя Александра Вампилова, именно ей посвящает В.Распутин свой рассказ. Другая группа инсценировала эпизод «Игра в замеряшки». Два человека выбрали индивидуальные задания: художественное чтение отрывка и сочинение «Что такое духовная память и духовный опыт человека?» То есть ещё во время подготовки урока учащиеся были поставлены в ситуацию выбора, самоопределения, самооценки. И сам рассказ «Уроки французского» имеет огромное воспитательное значение, учит умению выбирать правильную жизненную позицию, пониманию, бескорыстию и доброте, заряжает детей положительными эмоциями. Подсказывает искать хорошее рядом, в тех, с кем постоянно общаешься.
Для усиления эмоционального восприятия темы урока и облегчения понятия философских категорий «духовная память», «духовный опыт» к уроку были подобраны эпиграфы:
О память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной:
К.Н.Батюшков. «Мой гений».
Оборудование и материалы, необходимые для проведения урока:
1) Портреты В.Г.Распутина и А. П. Копыловой.
2) Иллюстрации к рассказу, выполненные учащимися.
3) Костюмы для инсценирования эпизода из рассказа «Уроки французского».
4) Выставка книг В.П.Распутина.
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с рассказом В. Распутина «Уроки французского». И начнем урок с ваших впечатлений от рассказа, с того, что затронуло вашу душу.
«В этом рассказе мне понравилась доброта, дружба и понимание между учителем и учеником. Запомнился эпизод, где учительница играла с мальчиком на деньги:»
«В рассказе «Уроки французского» меня поразили взаимоотношения между Лидией Михайловной и героем рассказа. Ведь сначала он не любил французский, а после того, как Лидия Михайловна заинтересовалась игрой на деньги, наш герой заинтересовался французским».
«Запомнилось, как учительница помогала голодающему ученику, который, сам того не подозревая, брал эту помощь»
«Рассказ мне очень понравился. Он заставляет о многом задуматься. Там есть захватывающие эпизоды. Например, когда Лидия Михайловна передала посылку с макаронами и гематогеном главному герою, их игра в пристенок».
Все ли авторы этих ответов поняли суть рассказа? Какую цель вы поставите перед собой на этом уроке?
Ответы учащихся разные: научиться вчитываться в текст, пересказать близко к тексту эпизод, проверить, правильно ли разобрались в прочитанном.
Учитель обобщает сказанное:
Сегодня на уроке мы постараемся глубже вникнуть в прочитанное, понять те духовные ценности, о которых рассказывает автор и которые необходимы каждому человеку.
Она решает выяснить, почему ее ученик играет на деньги, приглашает мальчика для беседы после уроков.
Диалог учительницы и мальчика читается по ролям (стр. 145-146).
Обратим внимание на портреты Лидии Михайловны и мальчика. Как вы думаете, почему эти описания автор поставил рядом? Как называется этот прием?
Антитеза (термин знаком учащимся)
Работа в парах. Выбор ключевых слов из текста для портретной характеристики героя-рассказчика и учительницы.
Тощий диковатый мальчишка, неопрятный, одинокий, разбитое лицо, застиранный пиджачишка, маркие светло-зеленые штаны, чирки.
Почему учительница решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок?
К.Н.Батюшков называл духовную память «памятью сердца».
Не обязательно из своей жизни, помогают ему в этом искусство, литература. В.Г.Распутину очень повезло, что на его пути встретилась Лидия Михайловна, о которой он рассказал и нам.
Вот как удалось ответить на вопросы 14-15 одной из моих учениц в небольшом домашнем сочинении, подготовленном к данному уроку. (Реализация индивидуального задания.)
Что такое духовная память и духовный опыт человека? Чтобы ответить на этот вопрос, надо подумать. Прежде всего, что значит «духовная память»? Память духа. Значит, чтобы узнать, что же такое духовная память, надо понять значение слова «дух».
Но есть и другой способ приобрести опыт. Именно для того, чтобы поделиться с нами, писатели пишут романы, повести и рассказы, оберегают нас от лишних страданий. Зачем страдать самому, если можно почувствовать состояние литературного героя?
Выводы.
Так о каких уроках пишет В.Распутин в рассказе «Уроки французского»?
Это были уроки не только французского языка, но доброты и душевной щедрости, внимательного и чуткого отношения друг к другу, бескорыстия, что более всего остается в нашей душе и памяти и перерастает в духовный опыт. Это вечные ценности: «Душа есть всё-всюду-вечно» (М.Цветаева).
IV. Итог урока. Выставление оценок в группах. Само- и взаимооценка.
Из ответов учащихся выяснилось, что они оценили заботу и доброту родителей и учителей, свои душевные качества; захотели стать добрей и внимательней к людям.
Задача учителя на данном уроке состоит в том, чтобы дать возможность высказаться максимально большому числу учащихся, обобщить сказанное, отметить хорошие ответы для создания ситуации успеха и раскрепощения учащихся. Как показывает практика, применение дифференцированных заданий и работы в парах и группах позволяет успешно решить эту задачу.
Возможности такой работы при изучении литературы значительны, особенно при формировании готовности учащихся к самоопределению. Уже много лет учитель использует эту форму познавательной коллективной деятельности в своей практике и видит высокую эффективность таких уроков. Учащиеся добывают знания в совместной деятельности, когда каждый вовлечен в процесс познания и отвечает за качество работы не только перед собой, но и перед группой, в составе которой он трудился. Решение конкретной задачи, порученной ученику группой, ставит его в положение исследователя, поднимает авторитет, если задача успешно решена. Работая в группе и паре, ученик развивает способность к рефлексии.
Формирование адекватной само- и взаимооценки школьников, как показателя готовности к самоопределению, имеет важное значение в становлении личности. От самооценки зависит успешность в учебной деятельности, эмоциональное самочувствие, стремление к саморазвитию.
На личностно ориентированных уроках стимулируется оценочная деятельность учащихся. В качестве оценочного задания может служить проблемная ситуация, вопрос, разрешить который однозначно часто бывает сложно не только для подростков, но и для взрослых. В данный урок была органично включена небольшая дискуссия, в ходе которой учащиеся смогли выразить понимание данного вопроса, определить свое отношение, сообразуясь с собственными представлениями о мире и нравственными принципами.
Очень важна на личностно ориентированных уроках позитивная эмоциональная поддержка учителя, выбор приемов и методов, рассчитанных на конкретного ученика, направленных на развитие его личностных ресурсов, выработку самостоятельной позиции и способности делать личностный выбор, что способствует формированию готовности к самоопределению.
Опыт духовный (религиозный)
О́пыт духо́вный (религиозный, мистический) — полнота знаний, личных переживаний и ощущений, практических навыков и умений, приобретённых в процессе религиозно-нравственной деятельности, направленной на единение с Богом, духовное преображение и совершенство.
Что является фундаментальной основой и главными источниками христианского духовного опыта?
Основой духовного опыта является вера. Вера служит опорой и внутренним стержнем христианина. Без веры невозможно ни правильное устроение жизни вообще, ни стяжание духовного опыта в частности. Необходимо отметить, что полноценный духовный опыт приобретается лишь в рамках праведной жизни, ибо «в лукавую душу не войдёт премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху» ( Прем.1:4 ).
Наиболее доступными и первичными источниками духовного опыта являются устные наставления и письменные пособия, прежде всего — Священное Писание и святоотеческие сочинения. Кроме того приумножению опыта служит исследование и анализ собственной жизни.
Изучая Священное Писание и Предание Церкви, слушая проповеди и поучения, человек приобретает теоретические знания, необходимые для должного устроения жизни. В процессе христианской практической деятельности человек совершает грехи, испытывает скорби, но вместе с тем — кается, совестится, преодолевает ошибки, испытывает благодатную радость. Все это вкупе обогащает практические знания, приумножает духовную мудрость.
По мере уподобления Богу и единения с Ним человеку могут открыться и такие возможности, как непосредственное личностное общение с Богом и Его святыми, непосредственное созерцание Божественного Света. Это особая сфера духовного опыта — мистическая. Такой мистический опыт достижим на высших ступенях подвижнической жизни. (Разумеется, в исключительных случаях Бог может явить Себя даже и грешникам. В этих обстоятельствах у грешника появляется дополнительный шанс прислушаться к Господу и начать кардинально менять свою жизнь. К сожалению, часто бывает наоборот: грешник не воспринимает Божественное откровение с должным вниманием, не делает далеко ведущих правильных выводов).
Когда на пути восхождения по лестнице духовных совершенств подвижник вступает в брань с духами злобы, которым ненавистно его стремление к Добру, учится распознавать их внушения, преодолевать козни, избегать ловчих сетей, западней, он обогащается опытом духовной борьбы. Многие подвижники, по Промыслу Божию, созерцали демонов чувственным образом или духовно. Теоретические и практические знания, вынесенные из опыта общения и противодействия падшим ангелам также пополняли сокровищницу их духовного опыта.
Как проверить соответствие своего личного духовного опыта церковному?
Христианская жизнь немыслима без личного религиозного опыта. Из содержанния Священного Писания видно, что апостолы для убеждения верующих ссылались на аутентичность своего личного свидетельства: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши» ( 1Ин.1:1 ); «И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его» ( Ин.19:35 ). И самаряне ( Ин.4:42 ), и святой Иоанн Креститель ( Ин.1:34 ) также прибегали к непосредственности своего опыта.
Духовный опыт способствовал святым отцам правильно толковать слово Божие, осуществлять пастырскую деятельность. Стяжая духовный опыт и опираясь на него под руководством опытных духовников, христианские подвижники преодолевали греховные страсти, приумножали в себе добродетели.
Однако опыт опыту — рознь. Религиозный опыт может быть как положительным (Богообщение, общение со святыми или Ангелами), так и отрицательным (воздействие падших духов, устрашающих человека, вводящих его в заблуждение, соблазн). Конечно, даже и из отрицательного опыта, при правильном к нему отношении (правильной его оценке, правильно сделанных выводах), можно вынести позитивные уроки. Но так бывает далеко не всегда. Как в древности, так и в наше время встречалось немало случаев, когда лжедуховный опыт воспринимался, как духовный, например, когда под видом доброго ангела или даже Бога подвижнику являлся бес. Случалось, что в результате такого опыта люди заканчивали жизнь самоубийством, покидали обители, отрекались от веры.
Для того, чтобы не совершать подобных ошибок, необходимо внимательно относиться к личному опыту. Личный опыт проверяется его соответствием: 1) Священному Преданию (опыту Церкви); 2) рекомендациям духовника — духовного наставника христианина. Но что это значит? Подлинно духовный опыт не должен отвлекать человека от веры, не должен противоречить нормам добра, подталкивать его ко греху, возбуждать страсти. Догматы веры и правила духовно-нравственной жизни как раз и раскрыты в Предании, в опыте Церкви. Помочь человеку правильно осуществлять свою духовную жизнь может духовно опытный наставник, духовник.
Можно ли утратить духовный опыт?
Духовный опыт как знание закрепляется в памяти человека. Между тем, внутреннее отношение к этому накопленному знанию со временем может меняться, в зависимости от отношения человека к Богу, которое тоже может меняться, и от состояния его веры в Него.
Скажем, то, что сегодня один принимает за действие Промысла, например, помощь при разрешении тех или иных жизненных ситуаций, завтра, по мере охлаждения веры, он может списать на случайное стечение обстоятельств или на исключительно личные усилия.
Чем руководствуются христиане, утверждая, что только их духовный опыт истинен?
Источником христианства является воплотившийся Бог, а не учения Его творений — людей, живущих в падшем мире, несущих последствия грехопадения и подверженных воздействию падших духов.
Основоположником христианства является воплотившийся Бог, а не люди, несущие на себе последствия грехопадения и подверженные воздействию падших духов. Христианский духовный опыт есть опыт, осуществляемый под контролем Церкви, которая является столпом и утверждением истины ( 1Тим.3:15 ), и Главой которой является Сам Господь. Этот опыт осуществляется: 1) на основе истинных знаний о добре и зле, открытых Самим Богом; 2) при содействии Божественной благодати, оберегающей христианина от ложных шагов и направляющей его по верному пути. Таковы представления самого христианина, обусловленные его внутренней верой.
Что касается вопроса об обосновании истинности христианского опыта перед сомневающимися, колеблющимися, иноверцами или атеистами, это вопрос разрешается исходя из обоснования истинности Откровения, лежащего в основе христианской веры вообще. Истинность Откровения подтверждается: 1) сбывшимися пророчествами (таких пророчеств насчитывается десятки); 2) чудесами, знамениями; 3) подтверждением одних Книг Священного Писания другими; 4) внебиблейскими источниками (в частности историей и библейской археологией, подтверждающей подлинность Писания как исторического документа); 5) опытом святых.
Религиозный опыт можно в самых общих чертах определить как переживание, связанное с чувством реального присутствия в нашей жизни некоего Высшего Начала, которое направляет и делает осмысленным наше существование. Это ощущение дается через непосредственное «видение», исполненное такой же внутренней достоверности, какую имеет видение собственного «Я». И, только проходя через интеллектуальное осмысление, этот опыт кристаллизуется в понятия и символы.
прот. Александр Мень
Духовный опыт: истинный и ложный
Истинный духовный опыт открывает божественность человека, а ложный духовный опыт не дает благодати Божией действовать в человеческой жизни. Поэтому истинность опыта является необходимым условием духовной жизни.
Как же нам распознать это? Разумеется, речь идет не об интеллектуальной аргументации. Абсолютный характер для нас имеют слова Господа: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф. 12: 30), «никто не может служить двум господам» (Мф. 6: 24), «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8: 34) и «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5: 20).
Кроме того, в Евангелии мы видим, как Господь отвергает человеческое право одного из Своих учеников – присутствовать на похоронах своего отца (см.: Мф. 8: 22), предрекает мученичество и испытания для всех, кто следует за Ним (см.: Мф. 24), обличает теплохладность (см.: Откр. 3: 16), требует поста и молитвы и ставит целью совершенство (см.: Мф. 17: 21, Еф. 4: 13; Иак. 1: 4).
Бог абсолютен, вечен, и Божия истина наполняет человека, но оставляет в нем ощущение, что она превосходит его. Это нечто необъятное. Но от желающих последовать Ему Бог ищет не чего-то превышающего их силы и возможности – все это восполняет Его благодать, – а искренности в согласии следовать за Ним, твердости в воле и последовательности в решениях. Только такой человек пригоден к жизни с Богом, может следовать по Его стопам и различать Его следы.
В Писании мы часто видим, как апостолы для убеждения читающих ссылаются на аутентичность своего личного свидетельства: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши» (1 Ин. 1: 1); «И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его» (Ин. 19: 35). И самаряне (см.: Ин. 4: 42), и святой Иоанн Креститель (см.: Ин. 1: 34) также прибегают к непосредственности своего опыта. Свидетельство опыта – это самый убедительный аргумент в пользу истинности того, что мы говорим.
Давайте посмотрим, каково значение подлинного опыта в жизни христианина. Апостол Петр подлинен даже в падении своем, потому что непосредственен. Он просит доказательства, и Господь приглашает его пойти по воде, а он проявляет маловерие и начинает тонуть (см.: Мф. 14: 28–29), спонтанно исповедует, что из уст Христа исходят слова жизни (см.: Ин. 6: 68), просит Господа избежать страданий, отказывается, чтобы Господь умыл ему ноги, а затем особенно выразительно соглашается (см.: Ин. 13: 5–14), дерзко отсекает ухо Малху и получает укор от Господа (см.: Ин. 18: 10), отрекается от Господа и сразу же раскаивается (см.: Мк. 14: 72), услышав весть о Воскресении, сомневается и потому бежит ко гробу, чтобы самому удостовериться (см.: Ин. 20: 3–4), – он падает и встает, грешит и кается, не «играет», остается самим собой, он свободен, даже когда действует по-человечески. Он совершает ошибки, но исправляется, не безгрешен – но истинен.
Подлинный человек – не тот, кто не совершает грехов, а тот, кто осознает их, исповедует их и кается в них. И он не только непосредственен в своих действиях, но и искренен в своей вере.
Вера – это не идеология, с которой нам нужно согласиться, не мысль, которую нужно воспринять, не чувство, не нравственный закон, не психологическое переживание, не цель, которая достигается человеческими усилиями. Вера – это жизнь и истина, которая обретается конкретным образом. Бог дает веру, а она открывает Бога.
Итак, кто же является истинным христианином? Святитель Василий Великий говорит, что это те, кто пребывают, «как ученики Христовы, которые подражают только тому, что видят в Нем или слышат от Него; как святые храмы Божии, чистые и наполненные только тем, что служит Богу; как чада Божии; как соль земли»; и чуть далее он продолжает: «Какова отличительная черта христианина? Та, что как Христос умер за грехи людские раз и навсегда, так и он мертв и недосягаем для всякого греха… любит других, как и Христос заповедал… всегда помнит Господа».
Согласно святому Иоанну Златоусту, «если ты христианин, то не имеешь своего города на земле. Даже если мы получим всю вселенную, то останемся в ней странниками и пришельцами. Мы записаны на небо. Там наш город».
Итак, опыт христианина истинен, когда мы любим крест больше, чем комфорт, когда переживаем Царство Божие как нечто более реальное, чем исторические события, когда в наших трудностях больше молимся и меньше рассуждаем, когда наш брат для нас ближе собственного «я», когда жаждем смерти больше, чем жизни.
Главные признаки истинного христианского опыта
Обратимся к 1-й главе Евангелия от Иоанна, где рассказывается о призвании апостолов Андрея, Филиппа и Нафанаила. Все трое встречают призыв с воодушевлением. Апостол Андрей восклицает: «Мы нашли Мессию»; апостол Филипп быстро идет к Нафанаилу и говорит: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» (Ин. 1: 45), а Нафанаил обращается к Господу и говорит: «Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» (Ин. 1: 49).
Первый важный признак подлинного опыта – осознание обращенного к человеку призыва Божия и спонтанный ответ на него – таков плод незлобия души. Душа мгновенно, непосредственно, без долгих дум, без колебаний, без рассуждений откликается на Его призыв. И Господь говорит Нафанаилу: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства» (Ин. 1: 47), – нет смущения, запутанности, сердце его полно чистоты и невинности.
Церковная служба на день памяти апостола Андрея говорит нам, что его спонтанный отклик был порожден «душой, которая ждала и жаждала Его пришествия». Это подводит нас еще к двум признакам: сильное, до боли, желание обрести Бога, потребность в Нем и – ожидание Господа и Его пришествия.
Эту душевную боль, надежду, сокровенное чаяние святые отцы называют «израненностью» души. Пребывание в ожидании того, что Господь придет, чтобы посетить мою душу, изменить, преобразить и обновить мою жизнь и меня самого, – все это знак подлинного христианского опыта.
Важно отметить, что воодушевление апостолов не было простым выражением радости, а имело характер великого исповедания веры, которое Церковь держит как сокровище в своих руках. С самого начала они исповедовали Христа как Бога, но это еще не все.
Они сделали следующий шаг: приобщили окружающих людей к своей вере и быстро распространили эту весть. Апостол Андрей привел к Иисусу своего брата Симона, апостол Филипп обратился к Нафанаилу со словами: «Пойди и посмотри». Это общение по любви Божией, которая течет в нас и изливается на наших ближних, есть тоже признак подлинности христианского опыта.
И завершим еще одним признаком: желание мученичества. Все апостолы собственной кровью запечатлели свое призвание. С какой легкостью они последовали за Господом на земле, с такой же легкостью они отдали свою жизнь за Него, желая вечно следовать за Ним и соединиться с Ним в Его Царствии.
Характерные черты ложного опыта
Вопреки упомянутому, ложный духовный опыт делает нас, христиан, теми, кто, вместо того чтобы спасать себя в Церкви, чувствует, что должен «спасать истину»; кто, вместо того чтобы видеть в христианине своего брата во Христе, видит противника, которого нужно сокрушить, или единомышленника, который нужен для подкрепления нашего мнения; кто, вместо того чтобы поверять свое душевное состояние силою благодати Божией, с преступной наивностью доверяется ненадежному «скальпелю» научных оценок и рационалистического мировоззрения.
Так мы вместо того, чтобы быть частицей духовного тела Христова, начинаем смотреть на Церковь как на сообщество – с членами, уставом, правами и обязанностями, которое больше нуждается в нашей помощи, чем другие.
Поэтому-то мы вместо того, чтобы иметь глубокое смирение, жертвенность, кротость, уважение и снисходительность к другим и надежду на одну лишь благодать Божию, поступаем как светские люди с земными привязанностями, с претензиями, непреодолимой похотью, скрытым эгоизмом, лицемерием, мелочностью, бессмысленными конфликтами, неверностью, чувством превосходства, компромиссами, самооправданием, неспособностью воспринять критику, готовностью судить всех и вся.
Подобный образ мыслей заставляет нас выдумать такого «Бога», который сам себя ставит под сомнение, «Бога», который постоянно отрицает себя и скорее является психологической фикцией, сопровождающей болезненное состояние неудовлетворенности, или неким идеологическим убежищем. Это не Бог – Отец, воспитывающий нас, а «Бог» – слуга, решающий наши нелепые проблемы; не Бог, Который поддерживает нас, а «Бог», которого мы выдумали, чтобы поддерживать его; это «Бог», который не существует и который, естественно, не заслуживает того, чтобы кто-то верил в него.
Такое понимание Бога приводит нас и к ложному пониманию Церкви, которая оказывается не Божиим, а нашим созданием. Она представляет собой механизм, который помещает человека в определенную социальную группу, скрывая и удушая его перспективу богоуподобления. Такая Церковь не заслуживает доверия; ты можешь лишь «механически» исповедовать веру в нее.
В значительной степени это происходит под влиянием современных общественных установок, которые действуют на наше восприятие и обезличивают нашу жизнь, особенно духовную. Мы, христиане, все чаще говорим о величии науки, которая «прекрасно согласуется с религией», о демократии как ценности, которая «позволяет Церкви существовать свободно», и о правах человека как о наивысших ценностях. Мы знаем, что наука сделала нас горделивыми, как никогда прежде, так как на место Бога поставила идола из человека, который сам себе поклоняется; знаем, что демократией заменили волю Божию, что человеческими правами отменили право Бога вмешиваться в нашу жизнь и действовать, как Бог.
Так мы доходим до состояния христиан, которые сами пытаются понять что-то, но не могут довериться Богу; которые ищут отдыха и покоя, но пренебрегают внутренним миром. Христиане, которые произносят слово «любовь», но имеют в виду эгоистичные предпочтения или патологическую привязанность, потому что отказываются сочетать с любовью снисхождение, терпение и жертвенность, а предпочитают иллюзорность эгоистичного удовольствия.
В таком состоянии мы читаем книги об опыте святых, оставивших множество проникновенных сочинений, и обсуждаем их в наших удобных залах, при отсутствии у нас всякого желания подвига, жертвы и умирания для греха. И вместо того чтобы читать священные тексты для смирения, мы используем их для осуждения наших братьев. Мы, при нашей светской жизни и тяге к самооправданию, желаем подражать святым мученикам в частоте причащения, но не в их покаянии и вере.
В сущности, это не что иное, как рационализация религиозности с болезненной привязанностью к внешним формам. Это диавольский обман, который, ведя к псевдодобродетелям, только разжигает страсти, бессилие, жестокосердие; это не имеет отношения к Духу Божию и Преданию Церкви. Оказавшись на этом пути, мы часто жалуемся на то, что нас обидели, на трудности, на то, что Бог нас не слышит, а ближние не понимают. Это ведет нас к убеждению, что чудес не бывает и святых теперь нет, а спасение маловероятно; это порождает в нас сомнения, уныние, леность и нежелание подвигов. Все это – естественное следствие для христианина, который перестал быть собой, перестал быть истинным.
Величие «нового человека»
Как и каждый христианин в истории Церкви, мы нуждаемся в подлинном опыте Божией благодати. Этот опыт ведет нас к величию «нового человека», который достиг такого состояния, когда он становится богоподобным, осознавая при этом и свои возможности, и немощи других. Когда наш разум смирится, тогда рождается вера. Когда наши чувства ощущают опасность, тогда появляется благодать. Когда отрекаемся от своей воли, тогда переживаем Его любовь. Человек способен освободиться от своего эгоизма и таким образом соединиться с Богом и братьями.
Подлинный опыт преподобных, мучеников, апостолов, пророков включает в себя подвиг, пот, кровь, боль, смирение ума. Настоящий христианин испытывает радость в подвигах, лишениях и жертвах. В лице своего брата он видит Самого Христа. Перед ним он смиряется, терпит, с ним делит веру, жизнь, благодать, помня, что мы не можем спастись иначе, чем через наших ближних, то есть чрез заповеданную Христом любовь к ним. Истинный христианин не увлекается суетой мира; как говорят святые отцы, «он живет на земле, но является гражданином неба» и потому заботится не о земном, а о небесном. И это осознание хранит в нем божественную надежду.
Вера, надежда и любовь являются основанием подлинного опыта каждого христианина. Бог взирает на его лицо, которое отражает лучи Его благодати. Он никогда не один, он открыт для всех, и Бог наполняет его Своим светом.
Эта подлинность делает христианина современным – не в светском понимании, как поверхностного подражателя и пассивного выразителя нравов эпохи, в которой он живет, а в том смысле, что он воплощает вечную Божию весть в настоящем времени. Он воплощает в себе Предание Церкви.
Подлинность открывает путь к святости, даже вопреки человеческой слабости и несовершенству. Напротив, поврежденное сознание и компромиссы угашают действие Божией благодати и лишают человека участия в таинствах.
Для всякого христианина величайшие образцы подлинного опыта – прародители до их грехопадения, детские души и Христовы ученики. Господь сказал: «Кто не примет Царствия Божия как дитя, тот не войдет в него» (Лк. 18: 17). Это показывает, что для спасения непременно необходимо возвращение своего ума в подобное состояние. Подлинный человек, подобно прародителям до грехопадения, не скрывается и не вооружается средствами защиты; он, подобно младенцам, невинен и способен доверять; подобно апостолам, простодушен и не надмевается знанием.
Поэтому подлинный человек не только везде видит «перст Божий», но и всегда ощущает Его прикосновение. И Бог дает ему прикоснуться к Себе, как позволил апостолам, и он через это непрестанно получает подтверждение своей вере.
Подлинен тот, в ком может открыться Бог.
Может быть, все, что мы сказали выше, покажется преувеличением. Мы так чужды этому, так далеки! Но и так близки, так родственны этому! Природа человека включает в себя все это. Церковь призывает нас познать себя, открыть для себя простую истину о себе как о человеке, личности и христианине, чтобы стать естественными, как прародители, невинными, как дети, и непосредственными, как ученики Христа.
Перевел с болгарского диакон Георгий Максимов