Что такое духовная память духовный опыт человека

Формирование готовности к самоопределению на уроках литературы. Память как духовный опыт человека в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна и герой рассказа (6-й класс)

Разделы: Литература

Класс: 6

Перед изучением рассказа учащиеся прочитали его самостоятельно и письменно ответили на вопрос: «Понравился рассказ В.Распутина «Уроки французского» или нет? Что запомнилось? Чему он научил?» На основе высказываний учащихся и строились уроки, углублялось их понимание рассказа, который произвёл огромное впечатление, заставил эмоционально сопереживать герою, восхищаться поступком учительницы.

К уроку учащиеся получили индивидуальные и групповые задания, причём выбирали их самостоятельно и сами же формировали группы.

Поисковая группа собрала интересный материал об Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери писателя Александра Вампилова, именно ей посвящает В.Распутин свой рассказ. Другая группа инсценировала эпизод «Игра в замеряшки». Два человека выбрали индивидуальные задания: художественное чтение отрывка и сочинение «Что такое духовная память и духовный опыт человека?» То есть ещё во время подготовки урока учащиеся были поставлены в ситуацию выбора, самоопределения, самооценки. И сам рассказ «Уроки французского» имеет огромное воспитательное значение, учит умению выбирать правильную жизненную позицию, пониманию, бескорыстию и доброте, заряжает детей положительными эмоциями. Подсказывает искать хорошее рядом, в тех, с кем постоянно общаешься.

Для усиления эмоционального восприятия темы урока и облегчения понятия философских категорий «духовная память», «духовный опыт» к уроку были подобраны эпиграфы:

О память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной:
К.Н.Батюшков. «Мой гений».

Оборудование и материалы, необходимые для проведения урока:

1) Портреты В.Г.Распутина и А. П. Копыловой.

2) Иллюстрации к рассказу, выполненные учащимися.

3) Костюмы для инсценирования эпизода из рассказа «Уроки французского».

4) Выставка книг В.П.Распутина.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с рассказом В. Распутина «Уроки французского». И начнем урок с ваших впечатлений от рассказа, с того, что затронуло вашу душу.

«В этом рассказе мне понравилась доброта, дружба и понимание между учителем и учеником. Запомнился эпизод, где учительница играла с мальчиком на деньги:»

«В рассказе «Уроки французского» меня поразили взаимоотношения между Лидией Михайловной и героем рассказа. Ведь сначала он не любил французский, а после того, как Лидия Михайловна заинтересовалась игрой на деньги, наш герой заинтересовался французским».

«Запомнилось, как учительница помогала голодающему ученику, который, сам того не подозревая, брал эту помощь»

«Рассказ мне очень понравился. Он заставляет о многом задуматься. Там есть захватывающие эпизоды. Например, когда Лидия Михайловна передала посылку с макаронами и гематогеном главному герою, их игра в пристенок».

Все ли авторы этих ответов поняли суть рассказа? Какую цель вы поставите перед собой на этом уроке?

Ответы учащихся разные: научиться вчитываться в текст, пересказать близко к тексту эпизод, проверить, правильно ли разобрались в прочитанном.

Учитель обобщает сказанное:

Сегодня на уроке мы постараемся глубже вникнуть в прочитанное, понять те духовные ценности, о которых рассказывает автор и которые необходимы каждому человеку.

Она решает выяснить, почему ее ученик играет на деньги, приглашает мальчика для беседы после уроков.

Диалог учительницы и мальчика читается по ролям (стр. 145-146).

Обратим внимание на портреты Лидии Михайловны и мальчика. Как вы думаете, почему эти описания автор поставил рядом? Как называется этот прием?

Антитеза (термин знаком учащимся)

Работа в парах. Выбор ключевых слов из текста для портретной характеристики героя-рассказчика и учительницы.

Тощий диковатый мальчишка, неопрятный, одинокий, разбитое лицо, застиранный пиджачишка, маркие светло-зеленые штаны, чирки.

Почему учительница решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок?

К.Н.Батюшков называл духовную память «памятью сердца».

Не обязательно из своей жизни, помогают ему в этом искусство, литература. В.Г.Распутину очень повезло, что на его пути встретилась Лидия Михайловна, о которой он рассказал и нам.

Вот как удалось ответить на вопросы 14-15 одной из моих учениц в небольшом домашнем сочинении, подготовленном к данному уроку. (Реализация индивидуального задания.)

Что такое духовная память и духовный опыт человека? Чтобы ответить на этот вопрос, надо подумать. Прежде всего, что значит «духовная память»? Память духа. Значит, чтобы узнать, что же такое духовная память, надо понять значение слова «дух».

Но есть и другой способ приобрести опыт. Именно для того, чтобы поделиться с нами, писатели пишут романы, повести и рассказы, оберегают нас от лишних страданий. Зачем страдать самому, если можно почувствовать состояние литературного героя?

Выводы.

Так о каких уроках пишет В.Распутин в рассказе «Уроки французского»?

Это были уроки не только французского языка, но доброты и душевной щедрости, внимательного и чуткого отношения друг к другу, бескорыстия, что более всего остается в нашей душе и памяти и перерастает в духовный опыт. Это вечные ценности: «Душа есть всё-всюду-вечно» (М.Цветаева).

IV. Итог урока. Выставление оценок в группах. Само- и взаимооценка.

Из ответов учащихся выяснилось, что они оценили заботу и доброту родителей и учителей, свои душевные качества; захотели стать добрей и внимательней к людям.

Задача учителя на данном уроке состоит в том, чтобы дать возможность высказаться максимально большому числу учащихся, обобщить сказанное, отметить хорошие ответы для создания ситуации успеха и раскрепощения учащихся. Как показывает практика, применение дифференцированных заданий и работы в парах и группах позволяет успешно решить эту задачу.

Возможности такой работы при изучении литературы значительны, особенно при формировании готовности учащихся к самоопределению. Уже много лет учитель использует эту форму познавательной коллективной деятельности в своей практике и видит высокую эффективность таких уроков. Учащиеся добывают знания в совместной деятельности, когда каждый вовлечен в процесс познания и отвечает за качество работы не только перед собой, но и перед группой, в составе которой он трудился. Решение конкретной задачи, порученной ученику группой, ставит его в положение исследователя, поднимает авторитет, если задача успешно решена. Работая в группе и паре, ученик развивает способность к рефлексии.

Формирование адекватной само- и взаимооценки школьников, как показателя готовности к самоопределению, имеет важное значение в становлении личности. От самооценки зависит успешность в учебной деятельности, эмоциональное самочувствие, стремление к саморазвитию.

На личностно ориентированных уроках стимулируется оценочная деятельность учащихся. В качестве оценочного задания может служить проблемная ситуация, вопрос, разрешить который однозначно часто бывает сложно не только для подростков, но и для взрослых. В данный урок была органично включена небольшая дискуссия, в ходе которой учащиеся смогли выразить понимание данного вопроса, определить свое отношение, сообразуясь с собственными представлениями о мире и нравственными принципами.

Очень важна на личностно ориентированных уроках позитивная эмоциональная поддержка учителя, выбор приемов и методов, рассчитанных на конкретного ученика, направленных на развитие его личностных ресурсов, выработку самостоятельной позиции и способности делать личностный выбор, что способствует формированию готовности к самоопределению.

Источник

Опыт духовный (религиозный)

О́пыт духо́вный (рели­ги­оз­ный, мисти­че­ский) — пол­нота знаний, личных пере­жи­ва­ний и ощу­ще­ний, прак­ти­че­ских навы­ков и умений, при­об­ре­тён­ных в про­цессе рели­ги­озно-нрав­ствен­ной дея­тель­но­сти, направ­лен­ной на еди­не­ние с Богом, духов­ное пре­об­ра­же­ние и совер­шен­ство.

Что явля­ется фун­да­мен­таль­ной осно­вой и глав­ными источ­ни­ками хри­сти­ан­ского духов­ного опыта?

Осно­вой духов­ного опыта явля­ется вера. Вера служит опорой и внут­рен­ним стерж­нем хри­сти­а­нина. Без веры невоз­можно ни пра­виль­ное устро­е­ние жизни вообще, ни стя­жа­ние духов­ного опыта в част­но­сти. Необ­хо­димо отме­тить, что пол­но­цен­ный духов­ный опыт при­об­ре­та­ется лишь в рамках пра­вед­ной жизни, ибо «в лука­вую душу не войдёт пре­муд­рость и не будет оби­тать в теле, пора­бо­щен­ном греху» ( Прем.1:4 ).

Наи­бо­лее доступ­ными и пер­вич­ными источ­ни­ками духов­ного опыта явля­ются устные настав­ле­ния и пись­мен­ные посо­бия, прежде всего — Свя­щен­ное Писа­ние и свя­то­оте­че­ские сочи­не­ния. Кроме того при­умно­же­нию опыта служит иссле­до­ва­ние и анализ соб­ствен­ной жизни.

Изучая Свя­щен­ное Писа­ние и Пре­да­ние Церкви, слушая про­по­веди и поуче­ния, чело­век при­об­ре­тает тео­ре­ти­че­ские знания, необ­хо­ди­мые для долж­ного устро­е­ния жизни. В про­цессе хри­сти­ан­ской прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти чело­век совер­шает грехи, испы­ты­вает скорби, но вместе с тем — кается, сове­стится, пре­одо­ле­вает ошибки, испы­ты­вает бла­го­дат­ную радость. Все это вкупе обо­га­щает прак­ти­че­ские знания, при­умно­жает духов­ную муд­рость.

По мере упо­доб­ле­ния Богу и еди­не­ния с Ним чело­веку могут открыться и такие воз­мож­но­сти, как непо­сред­ствен­ное лич­ност­ное обще­ние с Богом и Его свя­тыми, непо­сред­ствен­ное созер­ца­ние Боже­ствен­ного Света. Это особая сфера духов­ного опыта — мисти­че­ская. Такой мисти­че­ский опыт дости­жим на высших сту­пе­нях подвиж­ни­че­ской жизни. (Разу­ме­ется, в исклю­чи­тель­ных слу­чаях Бог может явить Себя даже и греш­ни­кам. В этих обсто­я­тель­ствах у греш­ника появ­ля­ется допол­ни­тель­ный шанс при­слу­шаться к Гос­поду и начать кар­ди­нально менять свою жизнь. К сожа­ле­нию, часто бывает наобо­рот: греш­ник не вос­при­ни­мает Боже­ствен­ное откро­ве­ние с долж­ным вни­ма­нием, не делает далеко веду­щих пра­виль­ных выво­дов).

Когда на пути вос­хож­де­ния по лест­нице духов­ных совер­шенств подвиж­ник всту­пает в брань с духами злобы, кото­рым нена­вистно его стрем­ле­ние к Добру, учится рас­по­зна­вать их вну­ше­ния, пре­одо­ле­вать козни, избе­гать ловчих сетей, запад­ней, он обо­га­ща­ется опытом духов­ной борьбы. Многие подвиж­ники, по Про­мыслу Божию, созер­цали демо­нов чув­ствен­ным обра­зом или духовно. Тео­ре­ти­че­ские и прак­ти­че­ские знания, выне­сен­ные из опыта обще­ния и про­ти­во­дей­ствия падшим анге­лам также попол­няли сокро­вищ­ницу их духов­ного опыта.

Как про­ве­рить соот­вет­ствие своего лич­ного духов­ного опыта цер­ков­ному?

Хри­сти­ан­ская жизнь немыс­лима без лич­ного рели­ги­оз­ного опыта. Из содер­жан­ния Свя­щен­ного Писа­ния видно, что апо­столы для убеж­де­ния веру­ю­щих ссы­ла­лись на аутен­тич­ность своего лич­ного сви­де­тель­ства: «О том, что было от начала, что мы слы­шали, что видели своими очами, что рас­смат­ри­вали и что ося­зали руки наши» ( 1Ин.1:1 ); «И видев­ший засви­де­тель­ство­вал, и истинно сви­де­тель­ство его» ( Ин.19:35 ). И сама­ряне ( Ин.4:42 ), и святой Иоанн Кре­сти­тель ( Ин.1:34 ) также при­бе­гали к непо­сред­ствен­но­сти своего опыта.

Духов­ный опыт спо­соб­ство­вал святым отцам пра­вильно тол­ко­вать слово Божие, осу­ществ­лять пас­тыр­скую дея­тель­ность. Стяжая духов­ный опыт и опи­ра­ясь на него под руко­вод­ством опыт­ных духов­ни­ков, хри­сти­ан­ские подвиж­ники пре­одо­ле­вали гре­хов­ные стра­сти, при­умно­жали в себе доб­ро­де­тели.

Однако опыт опыту — рознь. Рели­ги­оз­ный опыт может быть как поло­жи­тель­ным (Бого­об­ще­ние, обще­ние со свя­тыми или Анге­лами), так и отри­ца­тель­ным (воз­дей­ствие падших духов, устра­ша­ю­щих чело­века, вво­дя­щих его в заблуж­де­ние, соблазн). Конечно, даже и из отри­ца­тель­ного опыта, при пра­виль­ном к нему отно­ше­нии (пра­виль­ной его оценке, пра­вильно сде­лан­ных выво­дах), можно выне­сти пози­тив­ные уроки. Но так бывает далеко не всегда. Как в древ­но­сти, так и в наше время встре­ча­лось немало слу­чаев, когда лже­ду­хов­ный опыт вос­при­ни­мался, как духов­ный, напри­мер, когда под видом доб­рого ангела или даже Бога подвиж­нику являлся бес. Слу­ча­лось, что в резуль­тате такого опыта люди закан­чи­вали жизнь само­убий­ством, поки­дали оби­тели, отре­ка­лись от веры.

Для того, чтобы не совер­шать подоб­ных ошибок, необ­хо­димо вни­ма­тельно отно­ситься к лич­ному опыту. Личный опыт про­ве­ря­ется его соот­вет­ствием: 1) Свя­щен­ному Пре­да­нию (опыту Церкви); 2) реко­мен­да­циям духов­ника — духов­ного настав­ника хри­сти­а­нина. Но что это значит? Под­линно духов­ный опыт не должен отвле­кать чело­века от веры, не должен про­ти­во­ре­чить нормам добра, под­тал­ки­вать его ко греху, воз­буж­дать стра­сти. Дог­маты веры и пра­вила духовно-нрав­ствен­ной жизни как раз и рас­крыты в Пре­да­нии, в опыте Церкви. Помочь чело­веку пра­вильно осу­ществ­лять свою духов­ную жизнь может духовно опыт­ный настав­ник, духов­ник.

Можно ли утра­тить духов­ный опыт?

Духов­ный опыт как знание закреп­ля­ется в памяти чело­века. Между тем, внут­рен­нее отно­ше­ние к этому накоп­лен­ному знанию со вре­ме­нем может меняться, в зави­си­мо­сти от отно­ше­ния чело­века к Богу, кото­рое тоже может меняться, и от состо­я­ния его веры в Него.

Скажем, то, что сего­дня один при­ни­мает за дей­ствие Про­мысла, напри­мер, помощь при раз­ре­ше­нии тех или иных жиз­нен­ных ситу­а­ций, завтра, по мере охла­жде­ния веры, он может спи­сать на слу­чай­ное сте­че­ние обсто­я­тельств или на исклю­чи­тельно личные усилия.

Чем руко­вод­ству­ются хри­сти­ане, утвер­ждая, что только их духов­ный опыт исти­нен?

Источ­ни­ком хри­сти­ан­ства явля­ется вопло­тив­шийся Бог, а не учения Его тво­ре­ний — людей, живу­щих в падшем мире, несу­щих послед­ствия гре­хо­па­де­ния и под­вер­жен­ных воз­дей­ствию падших духов.

Осно­во­по­лож­ни­ком хри­сти­ан­ства явля­ется вопло­тив­шийся Бог, а не люди, несу­щие на себе послед­ствия гре­хо­па­де­ния и под­вер­жен­ные воз­дей­ствию падших духов. Хри­сти­ан­ский духов­ный опыт есть опыт, осу­ществ­ля­е­мый под кон­тро­лем Церкви, кото­рая явля­ется стол­пом и утвер­жде­нием истины ( 1Тим.3:15 ), и Главой кото­рой явля­ется Сам Гос­подь. Этот опыт осу­ществ­ля­ется: 1) на основе истин­ных знаний о добре и зле, откры­тых Самим Богом; 2) при содей­ствии Боже­ствен­ной бла­го­дати, обе­ре­га­ю­щей хри­сти­а­нина от ложных шагов и направ­ля­ю­щей его по вер­ному пути. Таковы пред­став­ле­ния самого хри­сти­а­нина, обу­слов­лен­ные его внут­рен­ней верой.

Что каса­ется вопроса об обос­но­ва­нии истин­но­сти хри­сти­ан­ского опыта перед сомне­ва­ю­щи­мися, колеб­лю­щи­мися, ино­вер­цами или ате­и­стами, это вопрос раз­ре­ша­ется исходя из обос­но­ва­ния истин­но­сти Откро­ве­ния, лежа­щего в основе хри­сти­ан­ской веры вообще. Истин­ность Откро­ве­ния под­твер­жда­ется: 1) сбыв­ши­мися про­ро­че­ствами (таких про­ро­честв насчи­ты­ва­ется десятки); 2) чуде­сами, зна­ме­ни­ями; 3) под­твер­жде­нием одних Книг Свя­щен­ного Писа­ния дру­гими; 4) вне­биб­лей­скими источ­ни­ками (в част­но­сти исто­рией и биб­лей­ской архео­ло­гией, под­твер­жда­ю­щей под­лин­ность Писа­ния как исто­ри­че­ского доку­мента); 5) опытом святых.

Рели­ги­оз­ный опыт можно в самых общих чертах опре­де­лить как пере­жи­ва­ние, свя­зан­ное с чув­ством реаль­ного при­сут­ствия в нашей жизни неко­его Выс­шего Начала, кото­рое направ­ляет и делает осмыс­лен­ным наше суще­ство­ва­ние. Это ощу­ще­ние дается через непо­сред­ствен­ное «виде­ние», испол­нен­ное такой же внут­рен­ней досто­вер­но­сти, какую имеет виде­ние соб­ствен­ного «Я». И, только про­ходя через интел­лек­ту­аль­ное осмыс­ле­ние, этот опыт кри­стал­ли­зу­ется в поня­тия и сим­волы.
прот. Алек­сандр Мень

Источник

Духовный опыт: истинный и ложный

Что такое духовная память духовный опыт человека. Смотреть фото Что такое духовная память духовный опыт человека. Смотреть картинку Что такое духовная память духовный опыт человека. Картинка про Что такое духовная память духовный опыт человека. Фото Что такое духовная память духовный опыт человека

Истинный духовный опыт открывает божественность человека, а ложный духовный опыт не дает благодати Божией действовать в человеческой жизни. Поэтому истинность опыта является необходимым условием духовной жизни.

Как же нам распознать это? Разумеется, речь идет не об интеллектуальной аргументации. Абсолютный характер для нас имеют слова Господа: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф. 12: 30), «никто не может служить двум господам» (Мф. 6: 24), «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8: 34) и «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5: 20).

Кроме того, в Евангелии мы видим, как Господь отвергает человеческое право одного из Своих учеников – присутствовать на похоронах своего отца (см.: Мф. 8: 22), предрекает мученичество и испытания для всех, кто следует за Ним (см.: Мф. 24), обличает теплохладность (см.: Откр. 3: 16), требует поста и молитвы и ставит целью совершенство (см.: Мф. 17: 21, Еф. 4: 13; Иак. 1: 4).

Бог абсолютен, вечен, и Божия истина наполняет человека, но оставляет в нем ощущение, что она превосходит его. Это нечто необъятное. Но от желающих последовать Ему Бог ищет не чего-то превышающего их силы и возможности – все это восполняет Его благодать, – а искренности в согласии следовать за Ним, твердости в воле и последовательности в решениях. Только такой человек пригоден к жизни с Богом, может следовать по Его стопам и различать Его следы.

В Писании мы часто видим, как апостолы для убеждения читающих ссылаются на аутентичность своего личного свидетельства: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши» (1 Ин. 1: 1); «И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его» (Ин. 19: 35). И самаряне (см.: Ин. 4: 42), и святой Иоанн Креститель (см.: Ин. 1: 34) также прибегают к непосредственности своего опыта. Свидетельство опыта – это самый убедительный аргумент в пользу истинности того, что мы говорим.

Давайте посмотрим, каково значение подлинного опыта в жизни христианина. Апостол Петр подлинен даже в падении своем, потому что непосредственен. Он просит доказательства, и Господь приглашает его пойти по воде, а он проявляет маловерие и начинает тонуть (см.: Мф. 14: 28–29), спонтанно исповедует, что из уст Христа исходят слова жизни (см.: Ин. 6: 68), просит Господа избежать страданий, отказывается, чтобы Господь умыл ему ноги, а затем особенно выразительно соглашается (см.: Ин. 13: 5–14), дерзко отсекает ухо Малху и получает укор от Господа (см.: Ин. 18: 10), отрекается от Господа и сразу же раскаивается (см.: Мк. 14: 72), услышав весть о Воскресении, сомневается и потому бежит ко гробу, чтобы самому удостовериться (см.: Ин. 20: 3–4), – он падает и встает, грешит и кается, не «играет», остается самим собой, он свободен, даже когда действует по-человечески. Он совершает ошибки, но исправляется, не безгрешен – но истинен.

Подлинный человек – не тот, кто не совершает грехов, а тот, кто осознает их, исповедует их и кается в них. И он не только непосредственен в своих действиях, но и искренен в своей вере.

Вера – это не идеология, с которой нам нужно согласиться, не мысль, которую нужно воспринять, не чувство, не нравственный закон, не психологическое переживание, не цель, которая достигается человеческими усилиями. Вера – это жизнь и истина, которая обретается конкретным образом. Бог дает веру, а она открывает Бога.

Итак, кто же является истинным христианином? Святитель Василий Великий говорит, что это те, кто пребывают, «как ученики Христовы, которые подражают только тому, что видят в Нем или слышат от Него; как святые храмы Божии, чистые и наполненные только тем, что служит Богу; как чада Божии; как соль земли»; и чуть далее он продолжает: «Какова отличительная черта христианина? Та, что как Христос умер за грехи людские раз и навсегда, так и он мертв и недосягаем для всякого греха… любит других, как и Христос заповедал… всегда помнит Господа».

Согласно святому Иоанну Златоусту, «если ты христианин, то не имеешь своего города на земле. Даже если мы получим всю вселенную, то останемся в ней странниками и пришельцами. Мы записаны на небо. Там наш город».

Итак, опыт христианина истинен, когда мы любим крест больше, чем комфорт, когда переживаем Царство Божие как нечто более реальное, чем исторические события, когда в наших трудностях больше молимся и меньше рассуждаем, когда наш брат для нас ближе собственного «я», когда жаждем смерти больше, чем жизни.

Главные признаки истинного христианского опыта

Обратимся к 1-й главе Евангелия от Иоанна, где рассказывается о призвании апостолов Андрея, Филиппа и Нафанаила. Все трое встречают призыв с воодушевлением. Апостол Андрей восклицает: «Мы нашли Мессию»; апостол Филипп быстро идет к Нафанаилу и говорит: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» (Ин. 1: 45), а Нафанаил обращается к Господу и говорит: «Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» (Ин. 1: 49).

Первый важный признак подлинного опыта – осознание обращенного к человеку призыва Божия и спонтанный ответ на него – таков плод незлобия души. Душа мгновенно, непосредственно, без долгих дум, без колебаний, без рассуждений откликается на Его призыв. И Господь говорит Нафанаилу: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства» (Ин. 1: 47), – нет смущения, запутанности, сердце его полно чистоты и невинности.

Церковная служба на день памяти апостола Андрея говорит нам, что его спонтанный отклик был порожден «душой, которая ждала и жаждала Его пришествия». Это подводит нас еще к двум признакам: сильное, до боли, желание обрести Бога, потребность в Нем и – ожидание Господа и Его пришествия.

Эту душевную боль, надежду, сокровенное чаяние святые отцы называют «израненностью» души. Пребывание в ожидании того, что Господь придет, чтобы посетить мою душу, изменить, преобразить и обновить мою жизнь и меня самого, – все это знак подлинного христианского опыта.

Важно отметить, что воодушевление апостолов не было простым выражением радости, а имело характер великого исповедания веры, которое Церковь держит как сокровище в своих руках. С самого начала они исповедовали Христа как Бога, но это еще не все.

Они сделали следующий шаг: приобщили окружающих людей к своей вере и быстро распространили эту весть. Апостол Андрей привел к Иисусу своего брата Симона, апостол Филипп обратился к Нафанаилу со словами: «Пойди и посмотри». Это общение по любви Божией, которая течет в нас и изливается на наших ближних, есть тоже признак подлинности христианского опыта.

И завершим еще одним признаком: желание мученичества. Все апостолы собственной кровью запечатлели свое призвание. С какой легкостью они последовали за Господом на земле, с такой же легкостью они отдали свою жизнь за Него, желая вечно следовать за Ним и соединиться с Ним в Его Царствии.

Характерные черты ложного опыта

Вопреки упомянутому, ложный духовный опыт делает нас, христиан, теми, кто, вместо того чтобы спасать себя в Церкви, чувствует, что должен «спасать истину»; кто, вместо того чтобы видеть в христианине своего брата во Христе, видит противника, которого нужно сокрушить, или единомышленника, который нужен для подкрепления нашего мнения; кто, вместо того чтобы поверять свое душевное состояние силою благодати Божией, с преступной наивностью доверяется ненадежному «скальпелю» научных оценок и рационалистического мировоззрения.

Так мы вместо того, чтобы быть частицей духовного тела Христова, начинаем смотреть на Церковь как на сообщество – с членами, уставом, правами и обязанностями, которое больше нуждается в нашей помощи, чем другие.

Поэтому-то мы вместо того, чтобы иметь глубокое смирение, жертвенность, кротость, уважение и снисходительность к другим и надежду на одну лишь благодать Божию, поступаем как светские люди с земными привязанностями, с претензиями, непреодолимой похотью, скрытым эгоизмом, лицемерием, мелочностью, бессмысленными конфликтами, неверностью, чувством превосходства, компромиссами, самооправданием, неспособностью воспринять критику, готовностью судить всех и вся.

Подобный образ мыслей заставляет нас выдумать такого «Бога», который сам себя ставит под сомнение, «Бога», который постоянно отрицает себя и скорее является психологической фикцией, сопровождающей болезненное состояние неудовлетворенности, или неким идеологическим убежищем. Это не Бог – Отец, воспитывающий нас, а «Бог» – слуга, решающий наши нелепые проблемы; не Бог, Который поддерживает нас, а «Бог», которого мы выдумали, чтобы поддерживать его; это «Бог», который не существует и который, естественно, не заслуживает того, чтобы кто-то верил в него.

Такое понимание Бога приводит нас и к ложному пониманию Церкви, которая оказывается не Божиим, а нашим созданием. Она представляет собой механизм, который помещает человека в определенную социальную группу, скрывая и удушая его перспективу богоуподобления. Такая Церковь не заслуживает доверия; ты можешь лишь «механически» исповедовать веру в нее.

В значительной степени это происходит под влиянием современных общественных установок, которые действуют на наше восприятие и обезличивают нашу жизнь, особенно духовную. Мы, христиане, все чаще говорим о величии науки, которая «прекрасно согласуется с религией», о демократии как ценности, которая «позволяет Церкви существовать свободно», и о правах человека как о наивысших ценностях. Мы знаем, что наука сделала нас горделивыми, как никогда прежде, так как на место Бога поставила идола из человека, который сам себе поклоняется; знаем, что демократией заменили волю Божию, что человеческими правами отменили право Бога вмешиваться в нашу жизнь и действовать, как Бог.

Так мы доходим до состояния христиан, которые сами пытаются понять что-то, но не могут довериться Богу; которые ищут отдыха и покоя, но пренебрегают внутренним миром. Христиане, которые произносят слово «любовь», но имеют в виду эгоистичные предпочтения или патологическую привязанность, потому что отказываются сочетать с любовью снисхождение, терпение и жертвенность, а предпочитают иллюзорность эгоистичного удовольствия.

В таком состоянии мы читаем книги об опыте святых, оставивших множество проникновенных сочинений, и обсуждаем их в наших удобных залах, при отсутствии у нас всякого желания подвига, жертвы и умирания для греха. И вместо того чтобы читать священные тексты для смирения, мы используем их для осуждения наших братьев. Мы, при нашей светской жизни и тяге к самооправданию, желаем подражать святым мученикам в частоте причащения, но не в их покаянии и вере.

В сущности, это не что иное, как рационализация религиозности с болезненной привязанностью к внешним формам. Это диавольский обман, который, ведя к псевдодобродетелям, только разжигает страсти, бессилие, жестокосердие; это не имеет отношения к Духу Божию и Преданию Церкви. Оказавшись на этом пути, мы часто жалуемся на то, что нас обидели, на трудности, на то, что Бог нас не слышит, а ближние не понимают. Это ведет нас к убеждению, что чудес не бывает и святых теперь нет, а спасение маловероятно; это порождает в нас сомнения, уныние, леность и нежелание подвигов. Все это – естественное следствие для христианина, который перестал быть собой, перестал быть истинным.

Величие «нового человека»

Как и каждый христианин в истории Церкви, мы нуждаемся в подлинном опыте Божией благодати. Этот опыт ведет нас к величию «нового человека», который достиг такого состояния, когда он становится богоподобным, осознавая при этом и свои возможности, и немощи других. Когда наш разум смирится, тогда рождается вера. Когда наши чувства ощущают опасность, тогда появляется благодать. Когда отрекаемся от своей воли, тогда переживаем Его любовь. Человек способен освободиться от своего эгоизма и таким образом соединиться с Богом и братьями.

Подлинный опыт преподобных, мучеников, апостолов, пророков включает в себя подвиг, пот, кровь, боль, смирение ума. Настоящий христианин испытывает радость в подвигах, лишениях и жертвах. В лице своего брата он видит Самого Христа. Перед ним он смиряется, терпит, с ним делит веру, жизнь, благодать, помня, что мы не можем спастись иначе, чем через наших ближних, то есть чрез заповеданную Христом любовь к ним. Истинный христианин не увлекается суетой мира; как говорят святые отцы, «он живет на земле, но является гражданином неба» и потому заботится не о земном, а о небесном. И это осознание хранит в нем божественную надежду.

Вера, надежда и любовь являются основанием подлинного опыта каждого христианина. Бог взирает на его лицо, которое отражает лучи Его благодати. Он никогда не один, он открыт для всех, и Бог наполняет его Своим светом.

Эта подлинность делает христианина современным – не в светском понимании, как поверхностного подражателя и пассивного выразителя нравов эпохи, в которой он живет, а в том смысле, что он воплощает вечную Божию весть в настоящем времени. Он воплощает в себе Предание Церкви.

Подлинность открывает путь к святости, даже вопреки человеческой слабости и несовершенству. Напротив, поврежденное сознание и компромиссы угашают действие Божией благодати и лишают человека участия в таинствах.

Для всякого христианина величайшие образцы подлинного опыта – прародители до их грехопадения, детские души и Христовы ученики. Господь сказал: «Кто не примет Царствия Божия как дитя, тот не войдет в него» (Лк. 18: 17). Это показывает, что для спасения непременно необходимо возвращение своего ума в подобное состояние. Подлинный человек, подобно прародителям до грехопадения, не скрывается и не вооружается средствами защиты; он, подобно младенцам, невинен и способен доверять; подобно апостолам, простодушен и не надмевается знанием.

Поэтому подлинный человек не только везде видит «перст Божий», но и всегда ощущает Его прикосновение. И Бог дает ему прикоснуться к Себе, как позволил апостолам, и он через это непрестанно получает подтверждение своей вере.

Подлинен тот, в ком может открыться Бог.

Может быть, все, что мы сказали выше, покажется преувеличением. Мы так чужды этому, так далеки! Но и так близки, так родственны этому! Природа человека включает в себя все это. Церковь призывает нас познать себя, открыть для себя простую истину о себе как о человеке, личности и христианине, чтобы стать естественными, как прародители, невинными, как дети, и непосредственными, как ученики Христа.

Перевел с болгарского диакон Георгий Максимов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *