Что такое духовная культура примеры

Духовная культура: понятие, примеры, отличия от материальной культуры

Что такое духовная культура примеры. Смотреть фото Что такое духовная культура примеры. Смотреть картинку Что такое духовная культура примеры. Картинка про Что такое духовная культура примеры. Фото Что такое духовная культура примеры

Культура — это совокупность накопленных обществом норм и ценностей, относящихся как к миру вещей, так и к внутренней культуре отдельных людей. Культуру разделяют на материальную и духовную, и в этой статье мы поговорим о духовной культуре, ее особенностях, функциях и значении.

Что такое духовная культура?

Духовная культура — это сферу деятельности людей, охватывающая разнообразные аспекты духовной составляющей в жизни социума и человека, а также систематизированные идеи и знания, присущие отдельному обществу или всему человечеству. В состав духовной культуры входит множество элементов культуры нематериальной, например, обычаи, мифология, язык, моральные и нравственные ценности.

Процесс возникновения духовной культуры основывается на отсутствии ограничения людьми собственного чувственного опыта, а также на признании ими главенствующей и руководящей роли духовного опыта в жизни, оценке предметов и взаимодействии с окружающими. По сути, именно духовный опыт является важнейшей составляющей при определении человеком смыслов и высших целей своей жизни, своей роли в окружающем мире.

Возникая на основе потребности людей осмыслять и осваивать действительность с помощью образов и чувств, на практике духовная культура реализуется через такие специфические формы, как наука, религия, философия и др. В жизни человека нет ни одной сферы, где не проявлялась бы духовная культура, усвоенная индивидом благодаря языку, воспитанию и общению с другими людьми. Усваивая духовные нормы в процессе воспитания и социализации, человек приобретает способность оценивать и воспринимать идеалы, принятые в определенном социуме.

К противоположной духовной культуре сфере относят материальную культуру, формирующую искусственную среду жизни индивида и состоящую из техники, материальных ценностей и производственного опыта, накопленного людьми в процессе их развития.

Примеры духовной культуры

А теперь приведем несколько понятных и знакомых всем примеров духовной культуры. К таковым относят:

Признаки духовной культуры

Духовная культура обладает рядом характерных лишь для нее черт, отличающих ее от всех остальных областей культуры. К данным признакам относят:

Как создаётся духовная культура?

К процессам создания, распространения и сохранения духовной культуры причастно множество представителей различных профессий, включая учителей, художников, кинематографистов, ученых, библиотекарей и работников музеев. Помимо этого, целям создания духовной культуры служит ряд специализированных учреждений, к примеру, учебных заведений, театров, музеев, библиотек, консерваторий и т.д.

Существуют и учреждения, занимающиеся подготовкой кадров для данной области, к ним можно отнести учебные заведения, занимающиеся подготовкой профессиональных работников культуры, науки, образования и др. К тому же, созданием духовных ценностей часто занимаются люди, не имеющие профессионального образования в данной сфере, например, участники кружков художественной самодеятельности, и иные лица, создающие произведения искусства в свое личное время.

Духовные ценности

Духовную культуру можно рассматривать как совокупность духовных ценностей. Ученые выделяют социальные, нравственные и абсолютные духовные ценности.

Развитие личности всегда приводит к усвоению человеком тех либо иных духовных ценностей, в процессе чего индивид наделяется чертами, характерными для представителей своего социума, становясь его неотъемлемой органической частью. Естественно, багаж духовных ценностей у двух разных людей может значительно отличаться как по их составу, так и по важности, которую они несут для своего обладателя. Духовные ценности являются индивидуальным выражением отношения конкретного индивида к долгу, дружбе, счастью и другим основополагающим для человека понятиям, позволяющих ему выстраивать собственную жизнь.

Функции духовной культуры

К числу основных функций духовной культуры относят:

Различия между духовной и материальной культурой

Специалисты относят разделение культуры на материальную и духовную составляющие к условностям, поскольку точно определить их границы уже невозможно, т.к. духовная культура находит свое воплощение на материальных носителях, к которым относят книги, картины и орудия производства. Кроме того, к материальной культуре относят весь перечень созданных людьми вещей и явлений, они призваны обеспечить человеку комфортную жизнь, предоставив ему возможность конструктивно взаимодействовать с обществом. Следовательно, материальная культура призвана удовлетворить личные потребности людей.

К отличительным признакам материальной культуры относят следующие черты:

В отличие от материальной, духовная культура относится к непредметным явлениям, базирующимся на чувствах, эмоциях и идеях. К ее главным отличительным признакам относят:

Заключение

Таким образом, обладающие высоким уровнем духовной культуры люди отличаются не только хорошим вкусом и воспитанием, но и воспринятыми ими нравственными и моральными нормами. Как правило, они являются хорошо образованными и эрудированными людьми, а потому, даже работая в собственной узкой профессиональной сфере, такой индивид продолжает живо интересоваться происходящим вокруг него, расширяя багаж своих знаний и не замыкаясь исключительно в отведенной ему профессиональной области.

Источник

Что такое культура: понятие, примеры, признаки, виды, функции

Что такое духовная культура примеры. Смотреть фото Что такое духовная культура примеры. Смотреть картинку Что такое духовная культура примеры. Картинка про Что такое духовная культура примеры. Фото Что такое духовная культура примеры

Мы часто слышим и употребляем слово «культура» в повседневной жизни. Культурой называют уровень воспитания человека, причём как искренне, так и с иронией. На полях растут сельскохозяйственные культуры, а в каждой деревне есть свой Дом культуры (или даже Дворец). Пока биологи выращивают в чашках Петри культуры бактерий, археологи раскапывают культуры древних цивилизаций. Да что археологи? В каждой профессии есть своя культура – профессиональная.

Можно подумать, что у слова «культура» много разнообразных значений, но суть в том, что все его значения имеют общий смысл. Культура – это всё, что создано человечеством, и именно этот смысл так или иначе подразумевается во всех перечисленных выше случаях. Сегодня мы подробно разберём это понятие, чтобы впредь понимать, насколько глубокий смысл кроется в таком простом и привычном слове.

Что такое культура?

Культура – это совокупность результатов человеческой деятельности во всех её духовных и материальных проявлениях, которые являются отличительными признаками конкретного общества или социальной группы. Данное определение является наиболее универсальным, охватывающим максимальное количество аспектов, связанных с понятием «культура». Однако, это определение далеко не единственное. Давайте так же рассмотрим что такое культура в широком и узком смысле.

В повседневной жизни под культурой обычно подразумевают совокупность ценностей, моральных и нравственных принципов, а также уровень воспитания и образования отдельно взятого человека или группы людей.

Человеку свойственно трансформировать мир вокруг себя для достижения самых разных целей. Это и называется культурой, и в этом смысле она противопоставляется природе. Например, упомянутые выше микроорганизмы являются культурой лишь в чашке Петри, но не в гнилом яблоке или прокисшем супе. Также культуру можно определить как совокупность традиций, ценностей и прочих признаков, свойственных определенному обществу или социальной группе.

Применительно к разным сферам жизни культура изучается такими науками как культурология, история, философия, искусствознание, этнология, психология и множество других научных дисциплин. Авторство термина «культура» приписывается немецкому филологу Иоганну Кристофу Аделунгу, который впервые использовал его в 1782 году в своём эссе «Опыт истории культуры человеческого рода».

Признаки культуры

Как мы выяснили выше, можно по-разному понимать, что такое культура, акцентируя внимание на разных её аспектах. Устранить эту неоднозначность позволяют основные признаки, которыми она должна обладать:

Последний пункт важно учитывать, изучая культуры, ценности которых сильно отличаются от современных (например, те, в которых практиковались рабство, жертвоприношения и прочие явления, неприемлемые в современном мире). Это нельзя использовать как оправдание. Просто важно понимать, что у каждой культуры свои эталоны нравственности и морали, а также свои представления о социальной справедливости, добре, зле и прочих категориях.

Виды культуры, примеры

В любом достаточно большом обществе одновременно есть 3 основных вида культуры: элитарная, народная и массовая. Кроме того, параллельно с ними обычно существуют субкультуры и контркультуры. Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее, а так же ознакомимся с примерами.

1. Элитарная культура

Элитарная культура – это часть общей культуры, доступная для понимания лишь небольшой части общества, обладающей определенными знаниями, эрудицией или образованием.

Основные признаки элитарной культуры:

К элитарной культуре относятся такие явления как театр, классическая музыка, «сложная» литература, авторское кино. В некоторых случаях объекты элитарной культуры выглядят для большинства населения не просто бессмысленно, но и глупо (например, сатирические карикатуры, тонко высмеивающие злободневные проблемы).

2. Массовая культура

К массовой культуре относятся произведения, нацеленные на основную массу населения. Это эстрадная музыка, цирк, жёлтая пресса, молодёжные комедии, мелодрамы и «мыльные оперы», современные сериалы и прочие культурные объекты массового потребления.

Основные признаки массовой культуры:

Иногда объекты массовой культуры с целью повышения популярности мимикрируют под элитарную культуру (например популярный сериал «Теория большого взрыва» с закадровым смехом позволяет зрителям ощущать себя причастными к современной науке).

3. Народная культура

Одним из главных признаков народной культуры является анонимность авторов (не потому, что авторы скрываются специально, а потому что произведение распространяется без упоминания авторства). К народной культуре относятся мифы, легенды, народные сказки и песни, анекдоты, афоризмы и прочие «мудрые высказывания».

Основные признаки народной культуры:

Важно также учитывать, что между разными видами культур наличествует определенная «диффузия». Например, если какое-то классическое произведение становится популярным и звучит в качестве рингтона из каждого второго смартфона, это переводит его из элитарной культуры в массовую.

Кроме того, многое зависит и от самого общества. Например, произведения Пушкина при его жизни принадлежали к элитарной культуре, поскольку 98% населения Российской империи в те времена не умело читать. Но сейчас с его произведениями знаком каждый, а значит, их можно относить к массовой культуре.

4. Субкультуры и контркультуры

Субкультура представляет собой обособленную часть общей культуры, выделяющуюся на общем фоне за счёт собственной системы ценностей, особых правил поведения, традиций и прочих социокультурных особенностей. К субкультурам относятся всевозможные молодёжные течения, а также сообщества фанатов литературных произведений (рассказы Лавкрафта, Толкиена), фильмов (Звёздные войны) или компьютерных игр (Fallout, StarCraft).

Контркультура – это специфический тип субкультуры, построенный на отрицании ценностей доминирующей культуры. То есть, представители контркультуры стремятся не только отстраниться от «мейнстрима», но и противопоставить себя ему, целенаправленно нарушая законы и правила общества, в котором живут.

Функции культуры

Для полного и точного понимания того, что такое культура, важно знать её основные функции. Она является не только главным признаком общества и всей человеческой цивилизации, но и главной движущей силой, поддерживающей и непрерывно стимулирующей развитие. Она оказывает влияние на каждого члена общества, формируя его внутренний мир, взгляды, ценности и жизненные цели.

В качестве наиболее важных исследователи выделяют следующие функции культуры:

Материальная и духовная культура

В завершение нашей статьи также поговорим о том, что культура традиционно делится на 2 фундаментальных вида: материальную и духовную.

К материальной культуре принято относить материальные объекты, созданные людьми и представляющие собой культурную ценность. К таковым обычно относят всевозможные исторические артефакты, строения, орудия труда, ритуальные аксессуары и прочие предметы, которые можно «потрогать руками».

К духовной культуре относят объекты, ценность которых не привязана к материальной оболочке. Это наука, просвещение, искусство, мифы, всевозможные художественные и литературные произведения, теоретические и эмпирические знания.

Важно понимать, что чётких границ между материальной и духовной культурой не существует. К примеру, дом точно является объектом материальной культуры. Но что можно сказать о проекте, по которому этот дом построен? С одной стороны, он материален, поскольку начерчен или распечатан на бумаге. С другой стороны, проект как «идею» дома можно рассматривать как нематериальный объект.

А что насчёт стихотворений Пушкина? Можно предположить, что это духовная ценность. И покупая томик стихов, мы платим лишь за бумагу и работу типографии, а духовную составляющую получаем бесплатно. Но всё станет гораздо сложнее, если мы захотим купить рукопись поэта. Тут выяснится, что хоть ценность и духовная, но за вполне материальный предмет заплатить придётся немало. То же относится к картинам великих художников и прочим предметам искусства, духовная ценность которых попросту неотделима от их материального воплощения.

Заключение

Культура – важнейший признак любого общества. Именно она определяет среду, в которой происходит воспитание и социализация людей, а значит, формируются их цели, ценности и жизненные принципы, манеры поведения и повседневные привычки. В этом проявляется одна из главных особенностей культуры – воспроизводимость. Вырастая в определённом обществе, человек «впитывает» его культурные особенности, и в будущем транслирует их следующим поколениям.

Источник

Духовная сфера: понятие, примеры, структура, функции

Что такое духовная культура примеры. Смотреть фото Что такое духовная культура примеры. Смотреть картинку Что такое духовная культура примеры. Картинка про Что такое духовная культура примеры. Фото Что такое духовная культура примеры

С точки зрения социологии, человеческое общество – это сложная система, включающая четыре подсистемы: экономическую, политическую, социальную и духовную. Все эти подсистемы, называемые также сферами жизни общества, связаны между собой и в то же время достаточно разграничены, чтобы можно было однозначно определить, к какой из них относится то или иное явление. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой духовная сфера, как она устроена, какие функции выполняет и какое значение имеет.

Что такое духовная сфера общества?

Духовная сфера жизни общества – это совокупность процессов, связанных с созданием, сохранением, распространением и потреблением духовных ценностей. Она отвечает за формирование человеческого сознания, а также за нравственное и интеллектуальное развитие личности как на этапе социализации, так и в дальнейшем. К данной сфере относятся такие элементы общественной жизни как образование, искусство, культура, религия, мораль, нравственность и прочее.

Все подсистемы общества взаимосвязаны и зависят друг от друга. Поэтому духовная сфера может успешно развиваться лишь при условии, что в экономической, политической и социальной сферах всё благополучно.

Духовная сфера направлена на удовлетворение нематериальных потребностей человека, развитие личности, формирование ценностей и взглядов. В этом плане она противопоставляется остальным трём сферам, которые призваны удовлетворять повседневные потребности. Духовная сфера жизни отвечает за сохранение нравственных, моральных, культурных и религиозных ценностей. Поэтому от неё в первую очередь зависит, в каком направлении будет развиваться общество в ближайшие десятилетия.

Примеры функционирования духовной сферы

Практически у каждого человека присутствует внутреннее стремление к созданию, сохранению и воспроизведению продуктов творческой деятельности, ценность которых имеет не материальную, а духовную природу. Поэтому люди генерируют идеи, основывают новые направления в искусстве, создают картины и литературные произведения, занимаются просветительской и преподавательской деятельностью.

По сути, духовная жизнь общества подразумевает два вида деятельности:

Духовная сфера отличается от остальных тем, что основана на бескорыстных стремлениях. Во всех остальных сферах любая деятельность подразумевает получение определённой выгоды для себя. И только в духовной сфере личность создаёт нематериальные ценности ради того, чтобы подарить их человечеству. А главной наградой обычно является общественное признание ценности и важности проделанной работы (хотя это совсем не отрицает получения материального вознаграждения).

Структура духовной сферы

В качестве основных составляющих духовной сферы жизни общества социологи выделяют такие элементы как:

Являясь частью социума, каждый человек взаимодействует с этими элементами духовной жизни и развивается под их влиянием. При этом каждый сам для себя выбирает баланс между ними, но так или иначе использует их все, чтобы найти своё место в обществе.

Значение и функции духовной сферы

Значимость духовной сферы заключается в том, что она формирует ценностно-нормативную систему общества, развивает его интеллектуальный и нравственный потенциал, обеспечивает развитие общественного сознания. Это происходит как на уровне всего общества, так и на уровне каждого отдельно взятого индивида. Кроме того, духовная сфера напрямую связана с остальными тремя, и эта связь действует в обоих направлениях, благодаря чему обеспечивается благополучное и гармоничное развитие общества.

При этом духовная сфера выполняет такие функции как:

Отличие духовных ценностей от материальных

У человека имеется широкий спектр материальных потребностей, которые в значительной мере являются не только биологическими, но и социальными. К примеру, выбирая одежду, мы смотрим не только на её практичность, но и на внешнее оформление, поскольку нам не безразлично, как нас воспринимают. К духовным потребностям это относить нельзя, поскольку стремление быть успешным в обществе объясняется социальными инстинктами, которые есть даже у животных.

Духовные потребности полностью противоположны материальным. Они не направлены на выживание, завоевание статуса или удовлетворение биологических нужд. При этом формируются и развиваются они в процессе социализации. Становясь зрелой личностью, индивид формирует свой собственный набор духовных ценностей и потребностей.

Удовлетворение духовных потребностей происходит посредством двух видов деятельности, которые мы рассмотрели выше: создания и воспроизведения духовных ценностей. В первом случае индивид создаёт что-то новое (например, композитор пишет музыку), получая удовольствие от самого процесса и от осознания того, что это оценят другие люди. Во втором случае человек получает удовольствие от того, что сам потребляет духовную ценность (слушает музыку) или способствует тому, чтобы она стала доступна другим людям (исполняет на концерте, создаёт аудиозапись).

Заключение

Духовная сфера объединяет в себе моральные, этические, эстетические, религиозные, культурные и прочие нематериальные аспекты жизни общества. Основная её функция заключается в том, чтобы обеспечить моральное, нравственное и интеллектуальное развитие личности, предоставив ей максимум возможностей для улучшения собственной жизни и жизни окружающих. Данная функция работает как в отношении отдельно взятой личности, так и в масштабе всего общества и даже всего человечества.

Источник

Духовная культура

Что такое духовная культура примеры. Смотреть фото Что такое духовная культура примеры. Смотреть картинку Что такое духовная культура примеры. Картинка про Что такое духовная культура примеры. Фото Что такое духовная культура примеры Что такое духовная культура примеры. Смотреть фото Что такое духовная культура примеры. Смотреть картинку Что такое духовная культура примеры. Картинка про Что такое духовная культура примеры. Фото Что такое духовная культура примеры

Всего получено оценок: 26.

Всего получено оценок: 26.

Говоря о понятии «культура», следует разграничивать два его толкования. Культура в широком смысле — это всё, что создано человеком на протяжении истории. В узком смысле это система ценностей и норм, включающая такие области, как мораль, религия, мировоззрение, эстетика и уровень воспитанности человека. Рассмотрим, что в себя включает сфера духовной культуры, чем она характеризуется.

Сфера духовной культуры

Духовная культура общества — это совокупность духовных ценностей, норм и принципов, а также деятельность людей, основанная на их разработке и применении в жизни. Если говорить о том, что относится к данной сфере, следует упомянуть мораль, образование, науку, философию, религию, искусство как проявления культуры.

Все перечисленные элементы оказывают влияние на формирование нашего внутреннего мира. Под воздействием духовной культуры человек из биологического существа превращается в личность. Он усваивает нормы морали, получает образование, впитывает религиозные взгляды, пытается философски осмыслить действительность, восхищается произведениями искусства.

Духовные ценности

Духовная культура — это система определённых ценностей. Кратко познакомимся с основными из них, узнаем, какие компоненты включает каждая группа.

Существует понятие «вечных» ценностей. Это те ценности, которые являются важными для всех людей во все времена. Примерами являются добро и польза, любовь, свобода, честь и достоинство, истина и справедливость, красота, верность.

Что такое духовная культура примеры. Смотреть фото Что такое духовная культура примеры. Смотреть картинку Что такое духовная культура примеры. Картинка про Что такое духовная культура примеры. Фото Что такое духовная культура примеры

Что мы узнали?

Духовная культура — это совокупность ценностей и идеалов и деятельность людей по их разработке и применению. Она включает следующие элементы: мораль, наука, образование, философия, религия, искусство. К духовным ценностям относятся мировоззренческие, нравственные, религиозные, эстетические.

Источник

Духовная культура

Что такое культура

Существует более 250 определений культуры. Самое широкое принадлежит американскому культурантропологу М. Херсковицу.

Культура — часть человеческого окружения, созданная самими людьми.

В этом смысле к культуре принадлежит любой, даже простейший предмет, сделанный человеком, каждая мысль, зародившаяся в его сознании. В понятии «культура» заключено много смыслов. Оно обозначает расу, национальность или этническое самосознание, музыку, изобразительное искусство, пищу, одежду, ритуалы, традиции и т. д.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Определение духовной культуры

Философы XIX века разделяли культуру на материальную и духовную. Сейчас принято делить ее на три компонента:

Духовная культура — это совокупность духовного опыта, ценностей и норм, познавательной деятельности и ее результатов.

Духовная культура является одновременно и средством, и результатом развития общества. Именно она формирует познавательную способность личности, ее нравственные ценности, отношение к другим людям, к природе и к себе.

Духовная культура может существовать только в условном измерении реальности. Проявления духовной деятельности человека неосязаемы, но их можно вообразить и осознать.

Продукты духовной культуры

Мыслительная деятельность

Интеллектуальная деятельность людей — продукт духовной культуры. Представления об интеллекте очень различны и в известной мере отражают ценности того или иного общества.

В англоязычных странах это понятие включает в себя определенный набор умений, способностей и знаний; в целом оно характеризует умственные способности индивидуума.

При этом в некоторых языках нет даже слова, которое обозначало бы интеллект в западном понимании. У ряда народов существуют понятия, по содержанию очень близкие к европейскому определению интеллекта. Например, у китайцев это «обладание хорошим умом и талантами», передаваемое одним иероглифом и часто связанное со способностью к подражанию, с настойчивостью и социальной ответственностью.

У народности баганда в Южной Африке есть слово «обугези», обозначающее соединение умственных и социальных навыков; подразумевается также развитие таких черт личности, как твердость характера, осторожность и дружелюбие.

В России, согласно исследованию Н.Л. Смирновой, важны морально-этические характеристики интеллекта, т. е. по-настоящему умный человек обязан быть добрым. Подобный взгляд на интеллект распространен и в Японии.
Мыслительные процессы, в частности, логические, одинаковы у всех людей. Но содержание этих процессов, т. е. то, о чем человек думает, а также исходные посылы, которые считаются истинными либо ложными в данной культуре, и научные представления о мире могут быть совершенно разными.

Творческая деятельность

Немецко-американский психолог Эрих Фромм полагал, что творчество — родовая черта людей, отличающая их от остальных живых существ. Предметом творчества могут быть не только произведения искусства и изобретения, но и сама человеческая жизнь. В творчестве личность изменяется, обогащается и развивается. По сравнению с творческой деятельностью все иные формы самореализации, например, достижение богатства или власти, выглядят гораздо менее значимыми.

Креативная деятельность

В конце XIX века возникла тенденция противопоставлять художественное и научно-техническое творчество. Например, французский философ Анри Бергсон сознательно возвысил художественное искусство в ущерб науке и технике: творчество для него — непрерывное рождение нового, сущность жизни, наука и техника лишь комбинируют старое и не способны дать абсолютное знание о мире. В то же время прагматически настроенные мыслители подходили к творчеству, как к изобретательству, цель которого — решение конкретных жизненных задач.

В XX веке выделили понятие более широкое, чем творчество — креативность. Проявлять креативность в своей работе может и повар, и токарь, и слесарь. Креативная деятельность невозможна без опоры на творческое мышление, но при этом является проектно ориентированной, т. е. нацелена на результат, и опирается не на интуицию, а на деятельность сознания.

Креативность прямо не связана с интеллектом. Более того, творческие личности нередко хуже решают простые, шаблонные интеллектуальные задачи, чем прочие испытуемые.

В тестах на выявление креативности измеряют выраженность следующих способностей:

Что относится к материальной культуре

Материальная культура — это вещественная составляющая культурной деятельности. Она существует в виде артефактов — предметов искусственного происхождения, использующихся в производстве и повседневности.

Поскольку для различных обществ характерны различные культуры, то, соответственно, для уровня обобщения рассматривают материальную культуру человечества, отдельного народа и тому подобное.

Архитектура

Архитектура определяет материальные условия быта и повседневности: жилища, общественные здания, парки, города созданы людьми и в свою очередь являются средой их обитания, влияя на эстетические представления последующих поколений.

Архитектура — вид искусства, соответственно, она входит и в сферу духовной культуры. Определенные идеи заложены архитектором в форму здания, украшения фасадов, расположение помещений. Особенности организации пространства многое говорят о взаимодействии людей, об отношениях в семье, о представлениях людей о красоте и уюте.

Одежда

В большинстве культур одежда определяла различия между женщинами и девушками, мужчинами и юношами, крестьянами и аристократами и т. д. На покрой и материал одежды влияли повседневные занятия и доходы, таким образом, окружающие с первого взгляда на чей-либо костюм получали информацию о возрасте человека, социальном статусе, профессии, месте проживания. Народные костюмы вместе с языком, традициями, обрядами, фольклором образуют единую знаковую систему, аккумулирующую в себе культурные установки конкретного общества.

Техника

Уровень технического развития общества влияет на его культуру. Появление автомобилей, поездов, самолетов сильно изменило повседневную жизнь людей и их представления о мире, например, восприятие расстояний. В основе современной информационной культуры лежат сложные технические устройства: компьютеры, смартфоны. Появление новых технических изобретений способствует появлению и развитию новых видов искусства: фотография, кино, телевизионные шоу, компьютерные игры возникли только после соответствующих изобретений, но за короткое время стали важными элементами не только материальной, но и духовной культуры.

Предметы быта

Строя дом, изготовляя одежду, мастеря домашнюю утварь, люди следовали образцам, существовавшим издревле. Образы большинства вещей, окружавших людей в повседневной жизни, сохранялись неизменными из поколения в поколение.

В восприятии древних материал вещи, форма и назначение были слиты воедино, все характеристики вещи приобретали сакральное значение, поскольку именно так лепить горшки завещали предки. А им, вполне возможно, передали эти знания сами боги. Материал тоже наделялся особыми свойствами и даже одушевлялся, и потому, например, китайские мастера-резчики медитировали перед тем, как приступить к делу, и не всегда соглашались выполнить заказ, если им казалось, что этот кусок камня хочет стать другим предметом.

Даже когда вещи перестали одушевлять, повседневное материальное окружение продолжало влиять на культурное становление личности, поскольку предметы быта так или иначе выражают специфику, традиции и социальные ценности общества, а также демонстрируют социальный статус владельца.

Функциональные различия материальной и духовной культуры

Сфера духовной культуры:

Она объединяет разрозненные элементы общественного сознания в цельное мировоззрение. Примерами такого мировоззрения являются мифология, религия.

Сфера материальной культуры — конкретные технические навыки и умения, позволяющие воспроизводить материальные предметы и пользоваться ими в повседневной жизни. Знания, входящие в духовную культуру, не заменяют практический опыт, передаваемый от учителя к ученику.

Книга, носитель знаний, имеет материальное воплощение, в отличие от устного сказания. В таком случае для различения нужно посмотреть на функцию предмета в конкретной ситуации: если кто-то удовлетворяет духовные потребности, читая книгу, она будет предметом духовной культуры, а если ей растапливают печь — материальной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *