Что такое дудка волосянка
Дудка
Под названием «дудка» объединено несколько разновидностей продольных флейт, которые использовались в фольклоре русских, украинских и белорусских народов, распространялись в других странах, становясь частью и их музыкальной культуры. Несмотря на небольшие музыкальные возможности, эта представительница семейства духовых пользовалась большой популярностью среди простого народа.
Конструкция
Устройство деревянного инструмента простое. Это трубка со свистковым устройством и отверстиями. Отличаются друг от друга дудки размером и формой. Длина может варьироваться от 20 до 50 сантиметров. Концы бывают суженные или расширенные, конусообразные или ровные.
Встречаются цельные и разборные дудочки. Иногда исполнители играют сразу на двух трубках, объединенных одним мундштуком. Такой инструмент называется двойной дудкой.
Мастера создавали конструкции, выдалбливая или высверливая из древесины. Использовались разные породы дерева: ясень, липа, граб, сосна, орешник. Неплохое звучание давали камыш и бузина, вербная кора.
Разновидности дудок
Музыкальный инструмент представлен несколькими видами, каждому из которых дано свое название. Они отличаются размерами и особенностями конструкции.
Поршневка
Трубка в виде цилиндра имеет не только свистковое устройство, но и поршень. При игре музыкант ритмичными движениями меняет положение поршня, изменяя высоту звука. При вдувании воздуха при закрытом поршне дудка-поршневка звучит высоко.
Открытая дудка
Еще один вид русской народной продольной флейты со скошенным концом, который имеет щель. Воздух направляется на скошенный край, а язык выполняет роль пыжа, то закрывая, то открывая щель. Открытая дудка тоньше, чем поршневка, диаметр внутреннего канала у этого вида составляет не более одного сантиметра. Корпус инструмента может иметь разное количество звуковых отверстий, в Курской области известны образцы с 5 отверстиями.
Калюка
Длинная дудка, одна из разновидностей обертоновой продольной флейты. Инструмент взрослого исполнителя может достигать в длину 70-80 сантиметров, но каждый музыкант подбирает дудочку в соответствие со своим ростом и длиной рук. Дело в том, что размер столба воздуха во время игры регулируется открыванием и закрыванием указательным пальцем нижнего отверстия. Калюку изготавливают из плотных стеблей растений. Верхнее отверстие более широкое, чем нижнее.
Калюка
Сопилка
Эта разновидность распространена на Украине. Сопилка в свою очередь объединяет три типа:
Первые два типа характерны для народов Западной Украины, второй распространен в южный и восточных районах.
Сопилка
Дудка с тремя отверстиями
На Западной Украине еще встречается вид продольной народной флейты, который в Европе называют волынкой. Чтобы играть на дудке с тремя отверстиями, нужна ловкость, сноровка и чувство ритма, потому что исполнитель одновременно играет на дудке и колокольчике, держа их в разных руках.
Существует огромное количество разновидностей, характерных для разных народов и регионов. Они могут выглядеть и называться по-разному: жалейки, свирели, рожки, дуда, сопль, чибизга.
Использование
На Руси дудка появилась еще до прихода христианства. Русский деревянный духовой инструмент изначально полюбили пастухи. С помощью жалейки они подзывали скот. Имел инструмент и сакральный смысл, его звучание сопровождало заговоры при болезни скота, а на Карпатах считалось, что если играть на трубке ночью, то музыка привлечет темные силы.
Позднее наигрыши вошли в быт народа, стали доступным развлечением. Редкий фольклорный ансамбль народных инструментов может обойтись без дудочки. Большую популярность и известность в Советском Союзе обрел первый ансамбль народных инструментов под руководством В.В. Андреева. Ему удалось передать многим простейшим представителям семейства духовых академическое звучание.
Сегодня психологи и педагоги рекомендуют родителям давать в руки детям дудочки, чтобы они не только развивали слух и речь, но и мелкую моторику. Звучание инструмента также положительно влияет на психику, его активно используют в музыкальной терапии.
Дудка в культуре
В книгах исследователей фольклора этот инструмент упоминается очень часто. О дудочке говорится в потешках, сказаниях, песнях, пословицах и поговорках. О безропотных, послушных людях говорили, что они «пляшут под чужую дуду», а про талантливых и успешных – «и швец, и жнец и на дуде игрец».
Наравне с гуслями, трещотками, ложками, бубнами дудка вошла в состав народного ансамбля, используется для аккомпанемента фольклорных и авторских композиций.
Свирель — музыкальный инструмент, история, фото
Происхождение, история свирели
Русская свирель ещё недостаточно изучена. Специалисты давно пытаются соотнести бытующие свистковые инструменты с древнерусскими названиями. Наиболее часто летописцы употребляют три названия инструментов такого типа — свирель, сопель и цевница.
Слово «свирель» более древнее, чем «сопель«, поскольку оно встречается в общеславянском языке и, следовательно, существовало еще в эпоху, предшествовавшую разделению этого языка на восточную, западную и южную ветви. Однако относилось ли такое название к инструменту определенного вида сказать трудно: в древней Руси «свирцом», «свирянином» называли исполнителя на любом духовом инструменте, кроме рога и трубы — «трубачея».
Итак, традиции игры на свирелях у русских народов видимо много старше эпохи восточнославянской общности. На раскопках Древнего Новгорода в 1951—1962 годах обнаружены две свирели. Одна из них, датируемая концом XI века, имеет ширину 22,5 см и 4 игровых отверстия. Вторая свирель относится к началу XV века, она имеет длину 19 см и только 3 игровых отверстия.
Какова была древнерусская свирель, была ли она парной или одинарной флейтой, сказать трудно, сведений об этом не сохранилось. Положение усложняется еще тем, что нередко перемешиваются названия сходных инструментов родственных национальностей: русских, украинцев, белорусов.
Н.И.Привалов закрепил название «свирель» за парной флейтой, потому что так назывался этот инструмент на Смоленщине — основном районе его бытования. Одинарную свирель в таком случае называют «сопелью». В наше время свирелью все чаще называют инструмент типа продольной флейты со встроенным в верхнюю его часть свистковым устройством.
Устройство свирели
Свирель представляет собой простую деревянную, иногда металическую, дудку. На одном конце её есть свистковое устройство в виде клюва, а на середине лицевой стороны вырезаны разное количество игровых отверстий — обычно шесть. Изготавливается инструмент из крушины, орешника, клёна, ясеня или черёмухи.
Двойная свирель(двойница, двойчатка) состоит из двух однотипных дудок неравномерной длины. Каждая дудка имеет свистковое приспособление для вдувания воздуха и по три игровых отверстия. Размеры двойной свирели колеблются в широких пределах. Длина большой дудки 29-47 см, малой 22-35 см. Обычно большую дудку держат в правой руке, малую в левой.
Объединение двух дудок в один инструмент даёт возможность исполнения двухголосных мелодий одним игроком. Репертуар наигрышей на двойной свирели обширен и весьма разнообразен. Двойная свирель была неравномерно распространена по Руси.
В первые годы нашего столетия В.В.Андреев ввел в свой оркестр свирели, снабженные клапанной механикой. Инструменты такой конструкции встречаются и в современных оркестрах народных инструментов.
Описание
Изготавливается из дерева, имеющего мягкую сердцевину. Сердцевина эта вывёртывается тоненькой палочкой или выжигается раскаленной проволокой. Один конец дудки срезается наискосок. Близ отверстия отщепляется тоненький язычок и затем по длине дудки прорезается от 4 до 8 отверстий. Иногда такие дудки делают из камыша, дягиля, тростника или другого пустотелого материала.
Нотация свирелей производится ниже их реального звучания: свирели в строе Ре — на октаву, в строе До — на малую септиму, Ля — на чистую квинту. То есть нотация и аппликатура для этих свирелей одинаковая (за основу взята нотация свирели с наиболее распространённым строем Ре).
Русскую свирель изготавливают из дерева, тростника или металла. В качестве древесины чаще всего используют орешник, клён, крушину, ясень или черёмуху. Сердцевина удаляется тонкой палочкой или выжигается с помощью раскаленной проволоки. В результате получается дудка, один конец которой отрезают наискось. Рядом с ним отщепляется тоненький язычок. Игровые отверстия проделывают сбоку. У классической свирели таких отверстий шесть.
У других народов количество используемых для изготовления инструмента материалов гораздо больше. Это могут быть глина, кость, бамбук, и даже серебро, фарфор или хрусталь.
Двуствольная свирель
Русские народные музыкальные инструменты XIX-XX вв. (слева направо):
дудка, дудка-двойчатка, пыжатка, тростниковые дудки (двойная жалейка).
Двуствольная свирель (двойни́ца, двойчатка) впервые упоминается в «Слове Даниила Заточника» (12—13 века). Распространена в Смоленской, Орловской и Могилёвской (Белоруссия) областях.
Состоит из двух нескреплённых между собой стволов, на которых исполнитель играет одновременно. Концы стволов при игре немного раздвинуты в стороны. Длина одного ствола 30—35 см, другого 45—47 см. На каждом из них по три игровых отверстия. Между звуками стволов (при одинаковой аппликатуре) образуется интервал в кварту.
Свирель на Руси
На Руси считалось, что свирель – особый инструмент, созданный для любви. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады — Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы и услаждал слух девушек мелодичными наигрышами.
Свирель насчитывает уже сотни лет. Так, на раскопках Древнего Новгорода в двадцатом веке было обнаружено две свирели, одна из которых датируется одиннадцатым веком, а другая – пятнадцатым. Уже один этот факт наглядно доказывает, что свирель «шла в ногу» с историей развития человеческого общества и никогда не устаревала.
Конфигурации претерпевала лишь ее внешняя форма. Так, свирель в одиннадцатом веке имела четыре игровых отверстия и длину около двадцати трех сантиметров, а более поздняя свирель имела уже три игровых отверстия и была короче на четыре сантиметра. До сих пор неизвестно, как точно называлась свирель.
Искусствовед Н.И. Привалов первым стал называть парную флейту свирелью, потому что именно так назывался этот инструмент на Смоленщине. Именно этот район и стал основным местом бытования свирели. Что касается одинарной флейты, то ее стали называть сопелью. В наше время свирелью называют инструмент типа продольной флейты со встроенным в верхнюю его часть свистковым устройством.
В мифах и легендах древней Греции неоднократно упоминались флейты. Сейчас трудно сказать, на территории какого именно государства появилась первая свирель, но бесспорно, что инструменты такого типа еще в далекие времена существовали у разных народов.
«Продольной флейтой» свирель стали называть в Европе, начиная с восемнадцатого века. Но за долгое время существования инструмента менялось не только его название, но и устройство.
Можно проследить особенности конструкции свирели, которые вносили в нее различные национальности. У разных народов этот инструмент имеет свое название. Например, башкиры называют его «курай», узбеки – «най», беларусы – «дудка». Под именем «флуэр» он известен у молдаван, «саламури» – у грузин и «сопилка» у украинцев.
История дудки
Флейта — духовой инструмент времён палеолита
Дудки и их разновидности относятся к классу продольных флейт, самой древней формой которых является свистковая. Выглядела она следующим образом: трубка из тростника, бамбука или кости. Вначале ее использовали только для свиста, но затем люди поняли, что если вырезать или выдолбить в ней отверстия, а затем при игре закрывать и открывать некоторые из них, можно получить различные по высоте звуки.
Возраст самой древней флейты, найденной археологами, составляет приблизительно 5000 лет до нашей эры. Материалом для её изготовления послужила кость молодого медведя, в которой сбоку при помощи клыка животного были аккуратно проделаны 4 отверстия. Со временем примитивные флейты усовершенствовали. Сначала на них заостряли один из краёв, позже появилось специальное свистковое устройство и наконечник, напоминающий птичий клюв. Это существенно облегчило звукоизвлечение.
Дудки распространились по всему земному шару, приобретая в каждой стране свои индивидуальные особенности. К ближайшим родственникам дудок из класса продольных флейт относятся:
— Сиринга, древнегреческий духовой инструмент, упоминавшаяся в «Илиаде» Гомера.
— Кена, тростниковая флейта с 7 отверстиями без свистка, распространённая в Латинской Америке.
— Вистл (от английского слова whistle – свист), широко используемый в ирландской и шотландской народной музыке и изготовляемый из дерева или лужёной жести.
— Блокфлейта (флейта с небольшим блоком в головной части инструмента), получившая широкое распространение в странах Европы в начале прошлого тысячелетия.
Использование дудок у славян
Какие же именно духовые инструменты принято называть дудками? Дудка представляет собой трубку, длина которой может варьироваться от 10 до 90 см, с 3–7 отверстиями для игры. Чаще всего материалом для изготовления является древесина ивы, бузины, черёмухи. Однако часто используют и менее долговечные материалы (тростник, камыш). Форма также различается: трубка может быть ровной цилиндрической, может сужаться или расширяться к концу в зависимости от вида инструмента.
Одна из старейших разновидностей дудок – жалейка. Преимущественно она использовалась пастухами для подзывания скота. Выглядит она как короткая трубочка из тростника (её длина составляет примерно 10-15 см) с раструбом на конце. Игра на ней достаточно проста и не требует специальных навыков или подготовки. В Тверской области также получила распространение разновидность жалейки, изготовленная из ивы брёлка, обладающая гораздо более нежным звучанием.
В Курской и Белгородской областях пастухи предпочитали играть на пыжатке – продольной деревянной флейте. Своё название она получила из-за втулки со срезом, напоминающей птичий клюв, вставленной с одного конца инструмента. Звучание пыжатки слегка приглушенное, шипящее: оно придается ниткой, пропитанной воском и намотанной вокруг трубки.
Одним из самых распространённых инструментов стала калюка, также известная как «травяная дудка» или «выгонка». Материалом для её изготовления обычно служили колючие растения (отсюда и пошло название «калюка»), но часто делали и недолговечные лужные флейты из борщевика или растений с пустыми стеблями. В отличие от вышеперечисленных видов дудок, в выгонке было всего два игровых отверстия – входное и выходное, и высота звука менялась в зависимости от угла и силы подаваемой струи воздуха, а также от того, насколько открыто или закрыто отверстие в нижнем конце инструмента. Калюка считалась исключительно мужским инструментом.
Использование дудок в настоящее время
Конечно же, сейчас популярность традиционных русских инструментов не столь велика, как к примеру, несколько веков назад. Их вытеснили более удобные и обладающие большими возможностями духовые инструменты – поперечные флейты, гобои и другие. Однако и сейчас их продолжают использовать при исполнении народной музыки в качестве аккомпанемента.
Свирель
Русский народный инструмент, упоминаемый во множестве литературных произведений и кинофильмов, существует с глубокой древности. Мелодичный звук свирели славяне считали магическим, а ее саму связывали с богиней Ладой, покровительствующей влюбленным. В преданиях говорится, что игрой на березовой дудке услаждал слух юных дев бог любви и страсти Лель.
Что такое свирель
С общеславянского «свиреть» – «свистеть». Свирель – группа свистковых инструментов, состоящих из одного или двух стволов. Инструмент относится к продольным флейтам, удерживаемым в процессе игры вдоль тела, распространен на территориях проживания восточных и южных славян.
Существует двойной тип дудки – двойчатка. Сегодня она используется редко. Двойчатка представляет собой пару соединенных стволов, равных или неравномерных по длине. Преимущество двойной свирели – возможность применять эффект двухголосия в воспроизведении музыки. Бывают экземпляры, в которых один из стволов предназначен для создания фонового звука.
Как звучит свирель
Продольная флейта – идеальный музыкальный инструмент для создания фолк-музыки. Издаваемый звук нежный, трогательный, пронзительный, изобилующий обертонами. Нижние тона чуть сиплые, их используют редко. В музыкальном творчестве предпочтение отдают сочным, ярким, волнующим тонам верхнего регистра.
Играть технически несложно. Дырки в стволе поочередно закрывают и открывают пальцами, вдувая выдыхаемый воздух в свистковое отверстие – клюв.
Музыкальные лады преимущественно диатонические, но при неплотном закрытии выходных отверстий возникают хроматические. Диапазон свирели – 2 октавы: от ноты «ми» 1-ой октавы, до «ми» 3-ей.
Устройство свирели
Продольная флейта может выглядеть как деревянная либо металлическая трубочка. Диаметр – 1,5 см, длина – около 35 см. Клюв, в который вдувают воздух, находится на конце изделия. Отверстия (от 4-х до 8-ми, но в классическом варианте 6) для выдувания воздуха пробиты в центральной части, устремлены вверх.
В русской традиции вырезать дудку из клена, ясеня, лещины, крушины, тростника. В других странах продольную флейту делают бамбуковой, костной, керамической, серебряной, даже хрустальной.
Внутренность трубки делают полой с помощью тонкого скребка или раскаленного металлического прута. Один конец срезают наискосок – получается клюв.
История инструмента
Когда появился прототип свирели, сказать невозможно. История музыкального инструмента началась, когда древний человек взял полую деревянную палочку, проделал в ней дырки, воспроизвел первую мелодию.
На земли древних славян духовой инструмент попал предположительно из Греции. В летописных источниках есть упоминание трех его разновидностей:
Термин «свирель» самый старый из перечисленных, его использовали, когда еще славяне не разделились на восточные, западные и южные племена. Но невозможно сказать, назывался так конкретный вид музыкального инструмента или все духовые источники музыки, поскольку древние славяне называли свирцами музыкантов, играющих на любых духовых инструментах.
Сегодня музыкальные термины «сопель» и «цевница» не употребляются, все разновидности (а не только двуствольные экземпляры) принято называть свирелью.
Первый письменный источник, в котором упомянут музыкальный инструмент, относится к 12 веку – «Повесть временных лет», составленная Нестором Летописцем.
В 1950-е под Псковом и Новгородом археологами были найдены две дудки:
На дудке играли преимущественно скоморохи и пастухи. Многие десятилетия музыкальный инструмент считался сельским, примитивным, неинтересным. Лишь в конце 19 века русский дворянин Андреев, изучавший народную культуру, усовершенствовал свирель, включил в состав оркестра народной музыки.
Народный инструмент с многовековой историей и мелодичным звучанием сегодня нельзя назвать популярным. Его используют преимущественно в концертах народной музыки, исторических фильмах, спектаклях. Все более востребованной свирель становится в детских музыкальных школах, а значит, есть шанс возрождения интереса к ней.
Субподрядчиков по гос. контрактам отправили на поиски дудки-волосянки.
Правительством РФ принято постановление от 15.05.2017 г. № 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом», которое устанавливает новые требования к генподрядчику.
Так, с даты вступления в силу указанного постановления и до 01.07.2018 г. объем работ, который генподрядчик должен выполнить самостоятельно составляет 15% от цены контракта, а с 01.07.2018 г. увеличивается до 25%.
В самом постановлении перечень работ обширный, соблюсти требование которого под силу крупным и средним компаниям.
Таким образом укрупнение бизнеса продолжится, у мелких игроков рынка останется выбор или как-то обходить это ограничение, либо присоединятся к более крупным конкурентам, либо вообще сворачивать свою деятельность.
Отдельно интересна ответственность за не надлежащее выполнение данного условия в виде штрафа в 5% от стоимости работ.
Данный ход правительства не однозначный с точки зрения легитимности, с одной стороны он призван ограничить доступ к тендерам «шабашников», с другой ограничивает конкуренцию при проведении тендерной закупки и налагает на участников дополнительные расходы для привлечения в свой штат квалифицированных специалистов, и их простоя, увеличение документооборота, и т.д.
Поживём, увидим, как будет работать данный барьер, а учитывая не простую ситуацию у подрядчиков будет очень интересно понаблюдать за их реакцией.