Что такое дублирование работника

Стажировка, дублирование и допуск работников к работе

Что такое дублирование работника. Смотреть фото Что такое дублирование работника. Смотреть картинку Что такое дублирование работника. Картинка про Что такое дублирование работника. Фото Что такое дублирование работника Что такое дублирование работника. Смотреть фото Что такое дублирование работника. Смотреть картинку Что такое дублирование работника. Картинка про Что такое дублирование работника. Фото Что такое дублирование работника Что такое дублирование работника. Смотреть фото Что такое дублирование работника. Смотреть картинку Что такое дублирование работника. Картинка про Что такое дублирование работника. Фото Что такое дублирование работника Что такое дублирование работника. Смотреть фото Что такое дублирование работника. Смотреть картинку Что такое дублирование работника. Картинка про Что такое дублирование работника. Фото Что такое дублирование работника

Что такое дублирование работника. Смотреть фото Что такое дублирование работника. Смотреть картинку Что такое дублирование работника. Картинка про Что такое дублирование работника. Фото Что такое дублирование работника

Что такое дублирование работника. Смотреть фото Что такое дублирование работника. Смотреть картинку Что такое дублирование работника. Картинка про Что такое дублирование работника. Фото Что такое дублирование работника

Вновь на предприятие работники после первичного инструктажа на рабочем месте до начала самостоятельной работы должны под руководством опытных, квалифицированных работников пройти стажировку протяжении 2-15 смен или дублирование в течение не менее шести сми.

Допуск к стажировке (дублирование) оформляется приказом (распоряжением) по предприятию (структурному подразделению), в котором определяются продолжительность стажировки (дублирования) и указывается фамилия рабо ботника, ответственного за проведение стажировки (дублирования) Перечень должностей и профессий работников, которые должны проходить стажировку (дублирование), а также его продолжительность определяются работодателем соответственно нормативно-правовых актов по охране труда.

Продолжительность стажировки (дублирования) зависит от стажа и характера работы, а также от квалификации работника Работодателю предоставляется право своим на приказом освобождать от прохождения стажировки (дублирования) работника, имеющего стаж работы по соответствующей профессии не менее трех лет или переводится из одного цеха в другой, если характер его рабо ты и тип оборудования, на котором он будет работать, не изменяютсяься.

Стажировка (дублирование) проводится на рабочих местах по программам для конкретной профессии, должности, рабочего места, которые разрабатываются на предприятии и утверждаются руководителем предприятия (структ турного подразделения).

В процессе стажировки (дублирования) работник должен:

— закрепить знания о правилах безопасной эксплуатации технологического оборудования, технологических и должностных инструкций и инструкций по охране труда;

— овладеть навыками ориентирования в производственных ситуациях в нормальных и аварийных условиях;

— усвоить в конкретных условиях технологические процессы и оборудование и методы безаварийного управления ими с целью обеспечения требований охраны труда

Если во время стажировки (дублирования) работник не овладел необходимыми производственными навыками или получил неудовлетворительную оценку по результатам противоаварийных и противопожарных тренировок, то стажировка (дублювання) новым приказом может быть продлен на срок, не превышающий двух смен По окончании стажировки (дублирования) и при удовлетворительных результатах проверки знаний по вопросам охраны труда приказом м работодателя (или руководителя структурного подразделения) работник допускается к самостоятельной работе, о чем делается запись в журнале регистрации инструктажейв.

Государственный надзор и общественный контроль за охраной труда 141 Органы государственного надзора за охраной труда, их основные полномочия и права Государственный надзор за соблюдением законодательных и иных нормативно-правовых актов по охране труда осуществляют:

— органы государственного надзора за охраной труда Государственного комитета Украины по промышленной безопасности, охране труда и горного надзора (специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти за охраной труда);

— органы Главной государственной инспекции по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Министерства экологии и природных ресурсов Украины;

— органы государственного пожарного надзора Государственного департамента пожарной безопасности Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы;

— органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения Украины Каждый из перечисленных органов выполняет функции в пределах своих полномочий, определенных положениями об этих органах Высший надзор за соблюдением и правильным применением законодательства по охране труда осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами Органы государственного надзора за охраной труда не зависят от любых хозяйственных органов, субъектов предпринимательства, объединений граждан, политических формирований, местных органов исполнительной власти и орг ганов местного самоуправления, им неподотчетны и неподконтрольной.

Что такое дублирование работника. Смотреть фото Что такое дублирование работника. Смотреть картинку Что такое дублирование работника. Картинка про Что такое дублирование работника. Фото Что такое дублирование работника

Должностные лица органов государственного надзора за охраной труда (государственные инспекторы) имеют право:

— беспрепятственно посещать подконтрольные предприятия (объекты), производства физических лиц, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд, и проводить в присутствии работодателя или е ого представителя проверку соблюдения законодательства по вопросам, относящимся к их компетенции;

— получать от работодателя и должностных лиц письменные или устные объяснения, заключения экспертных обследований, аудитов, материалы и информацию по соответствующим вопросам, отчеты об уровне и состоянии профилактической р работы, причины нарушений законодательства и осуществление мероприятий по их устранению;

— выдавать в установленном порядке работодателям, руководителям и другим должностным лицам юридических и физических лиц, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд, министерствам и другим ц центральным органам исполнительной власти, Совету министров Автономной Республики Крым, местным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания (распоряжения) об устранении нарушений и недостатков в области охраны труда и промышленной безопасности, использования и охраны недр, безопасной эксплуатации объектов повышенной опасности;

— запрещать, приостанавливать, прекращать, ограничивать эксплуатацию предприятий, отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест, зданий, сооружений, помещений, выпуск и эксплуатацию машин, механизмов, обору ткування, транспортных и других средств производства, выполнения определенных работ, применение новых опасных веществ, реализацию продукции, а также отменять или прекращать действие выданных ими разрешений и лицензий до устранения нарушений, создающих угрозу жизни работниковиків;

— привлекать к административной ответственности работников, виновных в нарушении законодательства по охране труда;

— привлекать к уплате штрафа юридических и физических лиц, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд, за нарушение законодательства по охране труда в части безопасного производства работ т и невыполнение распоряжений должностных лиц Госгорпромнадзора;

— направлять работодателям представления о несоответствии отдельных должностных лиц занимаемым должностям, передавать материалы органам прокуратуры для привлечения этих лиц к ответственности согласно закону Должностные лица органов государственного надзора за охраной труда несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей согласно законодательству.

Источник

Об утверждении Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации

VI. Дублирование

66. Дублирование должно являться одним из этапов подготовки по новой должности для диспетчерского, оперативного и оперативно-ремонтного персонала, а также обязательной формой работы с указанным персоналом после перерыва в работе.

Дублирование должно проводиться:

после перерыва в работе от 60 календарных дней до 6 месяцев.

67. Продолжительность дублирования конкретного работника должна составлять:

Программу дублирования после перерыва в работе допускается не разрабатывать.

68. Допуск к дублированию при подготовке по новой должности должен быть оформлен организационно-распорядительным документом организации (ее филиала, представительства), содержащим сроки дублирования, указание лиц, ответственных за дублирование работника, допущенного к дублированию, предоставленные работнику, допущенному к дублированию, права (ведения оперативных переговоров, переключений) на период дублирования.

Допуск к дублированию после перерыва в работе более 30 календарных дней должен быть оформлен в порядке, определенном организацией.

О допуске к дублированию при подготовке по новой должности диспетчерского, оперативного и оперативно-ремонтного персонала должны быть уведомлены соответствующий персонал своей организации, а также персонал субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, с работниками которых осуществляется технологическое взаимодействие.

За действия работника, допущенного к дублированию на рабочем месте, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, в равной мере как сам работник, допущенный к дублированию, так и работник, под руководством и контролем которого проводится дублирование.

69. В период дублирования при подготовке по новой должности с работником должны быть проведены:

71. Если в период дублирования при подготовке по новой должности работник не приобрел достаточных производственных навыков, в том числе были выявлены ошибки в применении им отраслевых актов и (или) инструктивно-технических документов, являющихся обязательными для использования в работе и исполнения согласно его должностным обязанностям (трудовым функциям), или работник получил неудовлетворительную оценку по результатам контрольной противоаварийной или противопожарной тренировки, допускается продление срока его дублирования (но не более основной продолжительности) и дополнительное проведение контрольных противоаварийных и противопожарных тренировок. Продление дублирования должно быть оформлено организационно-распорядительным документом организации (ее филиала, представительства).

72. Если в период дублирования при подготовке по новой должности будет установлена профессиональная непригодность работника к выполнению требуемых по данной должности трудовых функций, процедура подготовки по новой должности должна быть прекращена. В указанном случае принятие руководителем организации (ее филиала, представительства) решения о возможности продолжения с работником трудовых отношений, необходимости перевода работника на другую работу (должность), соответствующую его квалификации, или расторжения с работником трудового договора должно осуществляться в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Источник

Дублирование: с кем проводить и как организовать

Что такое дублирование работника. Смотреть фото Что такое дублирование работника. Смотреть картинку Что такое дублирование работника. Картинка про Что такое дублирование работника. Фото Что такое дублирование работника

Обучение по охране труда

Дублирование: с кем проводить и как организовать

Екатерина СИТЬКО, эксперт журнала «Справочник специалиста по охране труда»

Что такое дублирование работника. Смотреть фото Что такое дублирование работника. Смотреть картинку Что такое дублирование работника. Картинка про Что такое дублирование работника. Фото Что такое дублирование работника

Отдельные категории электротехнического персонала после обучения и проверки знаний обязаны проходить дублирование. Задача специалиста по охране труда — проконтролировать соблюдение этого требования. В статье в формате пошагового алгоритма расскажем, кто такие дублеры и как документально оформить дублирование. Для удобства воспользуйтесь готовыми шаблонами.

Шаг 1. Определите, кто должен проходить дублирование

Дублирование проходят оперативные руководители, оперативный и оперативно-ремонтный персонал. Дублером называют работника, который проходит дублирование.

Дублер управляет энергоустановкой, что требует определенных знаний и навыков, поэтому перед дублированием работник проходит инструктажи по охране труда и пожарной безопасности, стажировку, обучение, проверку знаний правил, норм по охране труда, правил технической эксплуатации, пожарной безопасности и других государственных норм и правил. Дублирование также проводят после перерыва в работе более шести месяцев или в других случаях по усмотрению руководителя организации или структурного подразделения.

Чтобы организовать дублирование сотрудников, используют Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики РФ, утвержденные приказом Минэнерго (далее — Правила № 49). Этими правилами могут пользоваться любые организации, у которых в штате есть электротехнический и теплотехнический персонал. В этом случае применение Правил № 49 в организации определяют приказом или распоряжением (п. 1.2 Правил № 49).

Шаг 2. Установите продолжительность дублирования

Продолжительность дублирования конкретного работника устанавливает комиссия по проверке знаний в зависимости от уровня его профессиональной подготовки, стажа и опыта работы (п. 9.4 Правил № 49). Комиссия делает отметку о продолжительности дублирования в протоколе проверки знаний правил работы в электроустановках (приложение 4 к Правилам по охране труда при эксплуатации электроустановок, утв. приказом Минтруда н). Минимальную продолжительность дублирования смотрите на схеме 1.

Схема 1. Продолжительность дублирования

Что такое дублирование работника. Смотреть фото Что такое дублирование работника. Смотреть картинку Что такое дублирование работника. Картинка про Что такое дублирование работника. Фото Что такое дублирование работника

Шаг 3. Оформите допуск к дублированию

Допуск к дублированию оформляют приказом руководителя организации или структурного подразделения (п. 9.2 Правил № 49). В приказе указывают срок дублирования и назначают ответственного за подготовку дублера. Ответственным назначают непосредственного руководителя работника или наиболее опытного наставника. Если руководителем назначают наставника, ему устанавливают за это доплату.

Если к дублированию допускают оперативных руководителей, об этом нужно уведомить соответствующие оперативные службы и организации, с которыми ведут оперативные переговоры (п. 9.2 Правил № 49)

Шаг 4. Проведите дублирование

Дублирование проводят по программам, которые утверждает руководитель организации (п. 9.3 Правил № 49). В период дублирования работник должен принять участие в контрольных противоаварийных и противопожарных тренировках, поэтому в программе подготовки дублера указывают количество и тематику контрольных противоаварийных и противопожарных тренировок.

Во время дублирования работник самостоятельно управляет энергоустановкой и выполняет все необходимые функции на рабочем месте. За действиями дублера наблюдает назначенный руководитель дублирования. За все действия дублера на рабочем месте в равной мере отвечают как основной работник, так и дублер (п. 9.2 Правил № 49).

Если работник не приобрел необходимых производственных навыков, дублирование продляют, но не более чем на основной срок. Продление дублирования оформляют приказом. Если во время дублирования установят профессиональную непригодность работника, его снимают с подготовки. Вопрос о дальнейшей работе такого сотрудника решает руководитель организации (п. 9.7 Правил № 49).

Шаг 5. Организуйте контрольные противоаварийные и противопожарные тренировки

Противоаварийные тренировки проводят на рабочих местах или тренажерах, либо используют другие технические средства. Время тренировок включают в рабочее время. Можно совмещать противоаварийные и противопожарные тренировки. Периодичность проведения тренировок смотрите на схеме 2.

Обратите внимание

Число противоаварийных и противопожарных тренировок можно увеличить в зависимости от уровня профессиональной подготовки и навыков персонала по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций (п. 12.3 Правил № 49

Схема 2. Периодичность противоаварийных и противопожарных тренировок

Что такое дублирование работника. Смотреть фото Что такое дублирование работника. Смотреть картинку Что такое дублирование работника. Картинка про Что такое дублирование работника. Фото Что такое дублирование работника

Результаты проведения противоаварийных и противопожарных тренировок заносят в специальный журнал. Рекомендуемые формы журналов есть в приложениях 5, 6 к правилам проведения противоаварийных тренировок персонала электрических станций и сетей Минэнерго СССР (РД 34.12.201–88).

Сотрудников, которые без уважительной причины пропустили тренировку, к самостоятельной работе не допускают. Если дублер получил неудовлетворительную оценку за тренировку, он должен пройти повторную. Сроки повторной тренировки определяет руководитель организации или структурного подразделения (п. 12.7 Правил № 49).

Если дублер во второй раз не прошел тренировку, он должен повторно пройти обучение и проверку знаний, объем и сроки определяет руководитель организации или структурного подразделения (п. 12.8 Правил № 49).

Шаг 6. Оформите допуск к самостоятельной работе

Приказ о проведении дублирования

«___» ______________ 20__ года № ______

О проведении дублирования _________________________________

В связи с успешным прохождением __________________________________________

(должность, фамилия и инициалы)

1. Допустить ______________________________________________________________

(должность, фамилия и инициалы)

к дублированию с «___» ______________ 20__ г.

2. Установить продолжительность дублирования – 12 рабочих смен.

3. Назначить ответственным за подготовку дублера _____________________________

(фамилия и инициалы)

(должность, фамилия и инициалы)

4. ______________________________ проконтролировать прохождение контрольных

(фамилия и инициалы)

противоаварийных и противопожарных тренировок дублером.

5. Контроль за исполнением приказа возложить на _____________________________.

(должность, фамилия и инициалы)

Генеральный директор _________________________ __________________________

С приказом ознакомлены:

________________ _________________ ______________________ __________________

(должность) (подпись) (инициалы и фамилия) (дата)

________________ _________________ ______________________ __________________

(должность) (подпись) (инициалы и фамилия) (дата)

«___» ______________ 20__ года № ______

О допуске к самостоятельной работе ___________________________

В связи с успешным прохождением __________________________________________

(должность, фамилия и инициалы)

инструктажей, стажировки, обучения, проверки знаний, дублирования, контрольных противоаварийных и противопожарных тренировок

1. Допустить ______________________________________________________________

(должность, фамилия и инициалы)

к самостоятельной работе в _____________________________________________________

с «___» ______________ 20__ г.

2. Контроль за исполнением приказа возложить на _____________________________.

(должность, фамилия и инициалы)

Генеральный директор _________________________ __________________________

С приказом ознакомлены:

________________ _________________ ______________________ __________________

(должность) (подпись) (инициалы и фамилия) (дата)

Источник

Что такое дублирование работника

До 22 ноября 2021 года у работодателей по Трудовому кодексу РФ не было законных оснований оформлять кадровые документы только в электронном виде. К ним относились, например, трудовой и ученический договоры, договор о материальной ответственности и ещё порядка 30 видов других кадровых документов.

Всем давно было очевидно, что сфера трудовых отношений давно отстаёт в своей цифровизации.

Три новых статьи ТК РФ о кадровом ЭДО

Федеральный закон от 22.11.2021 № 377-ФЗ с 22 ноября 2021 года ввёл в ТК РФ следующие новые статьи:

В ст. 22.1 ТК РФ дано определение кадрового ЭДО (электронного документооборота в сфере трудовых отношений):

Что такое дублирование работника. Смотреть фото Что такое дублирование работника. Смотреть картинку Что такое дублирование работника. Картинка про Что такое дублирование работника. Фото Что такое дублирование работника

Это понятие в полной мере распространяется и на лиц, поступающих на работу.

При приеме на работу соискатель может предъявить свои документы в электронном виде.

По обновленным правилам работодателям разрешено вводить кадровый ЭДО в том числе в отношении дистанционных работников (ст. 312.1 ТК РФ в ред. Закона № 377-ФЗ).

Отметим, что помимо введения в ТК РФ новых статей, Закон № 377-ФЗ установил новые правила оформления приема на работу, изменив ч. 1 и изъяв ч. 2 ст. 68 ТК РФ. По новым правилам прием на работу оформляют не приказом (распоряжением) работодателя, а трудовым договором.

То есть, теперь приказ о приеме на работу можно не оформлять. Если же работодатель решил издать такой приказ, его содержание должно соответствовать условиям трудового договора.

Содержание новых статей ТК РФ раскроем в следующих разделах.

Переход на кадровый ЭДО: обязанность или право?

В ч. 1 ст. 22.2 ТК РФ прописано, что «работодатель вправе принять решение о введении электронного документооборота». Получается, что в настоящее время закон не обязывает в безусловном порядке переходить на кадровый ЭДО. Такое решение каждая организация принимает самостоятельно.

2 варианта кадрового ЭДО

Для организации кадрового ЭДО работодатель может использовать следующие информационные системы (ст. 22.1 ТК РФ):

В итоге, работники могут через применяемую в компании ИС предоставлять работодателю и получать от него электронные документы, а также знакомиться с ними.

Закон не заставляет работодателей в обязательном порядке создавать собственную ИС для кадрового ЭДО, но и не запрещает такой формы взаимодействия с работниками.

ВИД ИНФОСИСТЕМЫ

ПОЯСНЕНИЕ

Подсистема ЭКДО портала «Работа в России»Успешно апробирована в ходе эксперимента и включает взаимодействие с Госуслугами, которые в свою очередь завязаны на ЕСИА

Нужна регистрация работодателя на платформе «Работа в России».Собственная или сторонняя информационная системаДолжна обеспечивать:

Документы-исключения

Требования, установленные новыми статьями ТК РФ, применяют в отношении документов, оформление которых в письменном виде или ознакомление с которыми под роспись работника прямо предусмотрено трудовым законодательством.

При этом новые ст. 22.1 – 22.3 ТК РФ не применяют в отношении:

Электронные подписи на портале «Работа в России»

С переходом на ЭКДО на первый план выходит применение электронной подписи и её необходимый вид.

Работодатели могут подписывать электронные кадровые документы на платформе «Работа в России» с помощью усиленной квалифицированной (УКЭП) или усиленной неквалифицированной электронной подписи (УНЭП), выданной с использованием инфраструктуры электронного правительства.

Работникам разрешено подписывать электронные документы на этом портале с помощью:

Электронные подписи для собственной инфосистемы

Работники и работодатели могут применять УКЭП во всех случаях и для всех кадровых электронных документов. А для отдельных документов этот вид подписи обязателен (ст. 22.3 ТК РФ).

1. Электронные подписи работодателя

Что такое дублирование работника. Смотреть фото Что такое дублирование работника. Смотреть картинку Что такое дублирование работника. Картинка про Что такое дублирование работника. Фото Что такое дублирование работника

Иные электронные кадровые документы работодатель может подписывать как УКЭП, так и с помощью неквалифицированных электронных подписей.

2. Электронные подписи работников

Для работников предусмотрены другие требования по виду электронной подписи для подписания электронных кадровых документов (ст. 22.3 ТК РФ).

Что такое дублирование работника. Смотреть фото Что такое дублирование работника. Смотреть картинку Что такое дублирование работника. Картинка про Что такое дублирование работника. Фото Что такое дублирование работникаПри подписании иных электронных документов работник помимо УКЭП и УНЭП может применять простую ЭП (при оформлении специального соглашения между работником и работодателем).

Работник или лицо, поступающее на работу, вправе использовать ранее полученную самостоятельно УКЭП.

Приказ о переходе на кадровый ЭДО

Если работодатель решил применять кадровый ЭДО, ему нужно издать приказ или иной локальный акт, в котором указать (ст. 22.2 ТК РФ):

Работодателю также нужно разработать и утвердить порядок кадрового ЭДО, в котором прописать:

Приказ о введении кадрового ЭДО и порядок его применения нужно согласовать с профсоюзом (при его наличии в компании).

Согласие работников

Работодатель, решивший применять кадровый ЭДО, должен уведомить каждого работника об этом в срок, указанный в приказе.

Работник имеет право согласиться или отказаться от применения кадрового ЭДО. Согласие оформляют в письменной форме. Закон позволяет отказавшемуся работнику впоследствии передумать и дать такое согласие (ст. 22.2 ТК РФ).

Вновь принимаемых на работу сотрудников работодателю нужно проинформировать о применении кадрового ЭДО.

Порядок получения согласия на применение кадрового ЭДО зависит от того, есть у работника стаж на 31.12.2021 или нет:

Работодатель не вправе отказывать в приеме на работу соискателю или увольнять действующего сотрудника при отсутствии его согласия на применение кадрового ЭДО либо отсутствии у него электронной подписи (ст. 22.2 ТК РФ).

Как же быть с теми работниками, которые не дали согласия на применение кадрового ЭДО? Законодатели предусмотрели, что работодателю надлежит безвозмездно выдавать им заверенные надлежащим образом бумажные документы, связанные с работой в компании.

Нюансы для новичков

Лица, поступающие на работу к применяющему кадровый ЭДО работодателю, вправе (ст. 22.2 ТК РФ):

Лица, поступающие на работу (как и действующие сотрудники) могут подписывать электронные кадровые документы УКЭП, которая была получена ими ранее самостоятельно.

Если у работника нет электронной подписи, расходы на ее получение и использование оплачивает работодатель.

Детали электронного взаимодействия

Работники и поступающие на работу лица вправе направлять в электронной форме работодателю предусмотренные ТК РФ заявления, уведомления и сообщения, если в их отношении у данного работодателя имеет место электронный документооборот. Они считаются полученными работодателем на следующий рабочий день после их направления.

Работник вправе подать работодателю заявление о выдаче документов, связанных с работой, или их заверенных копий, несколькими способами:

Работодатель обязан безвозмездно выдать документы/заверенные копии в течение 3-х рабочих дней со дня подачи такого заявления.

Если в отношении документов применяется кадровый ЭДО, их нужно выдать в форме, указанной работником в заявлении. Это может быть:

Сохранность документов работодатель должен обеспечить в течение сроков, установленных Росархивом.

Сроки перехода на ЭКДО

Большинство изменений, внесенных в ТК РФ Федеральным законом № 377-ФЗ, действуют с 22 ноября 2021 года ─ даты его опубликования. А для участников эксперимента по переходу на электронные кадровые документы еще раньше ─ с 16.11.2021 (сразу после окончания эксперимента) с завершением перехода на кадровый ЭДО до 01.07.2022.

Закон № 377-ФЗ был разработан с учетом эксперимента по использованию электронного кадрового документооборота, который проходил с 2020 года по Закону от 24.04.2020 № 122-ФЗ и успешно завершился 15 ноября 2021 года. Его участники применяют новые правила с 16.11.2021, если пожелали продолжить кадровый ЭДО.

Для таких работодателей также предусмотрен переходный период до 01.07.2022, в течение которого необходимо выполнить предусмотренные изменениями в ТК РФ мероприятия по переходу на ЭКДО, продолжая вести электронное кадровое делопроизводство, как это было в период эксперимента.

Работодатели, которые не захотели продолжать использование электронных документов, связанных с работой, по завершении эксперимента возвращаются к кадровому документообороту на бумаге в соответствии с нормами действующего трудового законодательства.

В рамках эксперимента была выявлена избыточная обязанность оформлять приказ о приеме на работу, хотя его содержание аналогично некоторым положениям трудового договора. Поэтому соответствующая норма исключена из ТК РФ.

Отдельный срок предусмотрен для начала применения единых требований к составу и форматам электронных документов, который разработает Минтруд совместно с Минцифры и Росархивом ─ с 1 марта 2023 года. Этот переходный период нужен, чтобы компаниям и ИП доработать и развить своё программное обеспечение. При этом документы, сформированные в информационной системе работодателя до вступления в силу единых форматов Минтруда, имеют юридическую силу.

Новые положения ТК РФ о взаимодействии платформы «Работа в России» и ИС работодателя с Госуслугами применяют с 1 сентября 2022 года (ст. 2 Закона № 377-ФЗ).

Что нужно знать про форматы электронных кадровых документов

Как было сказано, Минтруд России утверждает единые требования к формам (составу обязательных типов данных) и форматам базовых электронных документов, определяющих условия трудовых отношений. Это нужно для:

Формат электронного документа – это описание структуры файла, содержащего сведения электронного документа.

Форма электронного документа – это совокупность установленных трудовым законодательством реквизитов, которые в нем представлены.

В частности, Минтруд устанавливает требования к форматам и формам электронных документов, формируемых в информационных системах работодателей. Это трудовые договоры, договоры о материальной ответственности, ученические договоры, договоры на получение образования без отрыва или с отрывом от работы и др. Для иных электронных документов Минтруд утверждает требования только к их электронным форматам.

В любом случае обязательное условие – машиночитаемость форматов таких документов. Соблюдение данных требований к форматам кадровых документов позволяет:

Известно, что в рамках развития платформы «Работа в России» Роструд обеспечит разработку и утверждение форм и форматов для всех электронных документов, используемых в рамках эталонных моделей (бизнес-схем) документирования процессов в сфере трудовых отношений, обеспечивающих предотвращение нарушений трудового законодательства.

Эти модели будут предусматривать применение форматно-логического и контроля по параметрам не только к отдельно взятым кадровым документам и данным в них, но и цепочкам связанных документов. В том числе – последовательности и срокам их формирования.

Указанные модели вместе с формами и форматами позволят работодателю предупреждать нарушения трудового законодательства уже на этапе формирования документов. Нарушения могут возникать в силу недостаточной правовой подготовки сотрудника, ведущего кадровое делопроизводство, или случайной ошибки.

Реализованные на платформе «Работа в России» эталонные модели (бизнес-схемы) процессов трудовых отношений будут носить рекомендательный характер и для информационных систем работодателей.

Не исключено, что в будущем работодатели, использующие для ЭКДО платформу «Работа в России» или доработавшие свои инфосистемы для соответствия единым требованиям к формам и форматам документов, а также эталонным моделям документирования процессов трудовых отношений, могут рассчитывать на снижение категории риска и периодичности проведения проверок. Вплоть до полной отмены плановых проверок в отношении работодателей низкой категории риска.

Расходы работодателей

Работодатели и работники могут бесплатно использовать сервис «Электронный кадровый документооборот» на платформе «Работа в России».

В федеральном бюджете до 2023 года вкл. заложено на обеспечение работы указанного сервиса и подключение к нему более 600 млн руб., выделяемых в рамках реализации проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика РФ».

Работодателям, организующим свою ИС для кадрового ЭДО, придется найти дополнительные деньги на ее создание и эксплуатацию, а также на создание, использование и хранение электронных документов, включая расходы по приобретению и использованию электронной подписи работников (ч. 8 ст. 22.1 ТК РФ).

Что даёт переход на ЭКДО

В частности, вот какие новые возможности и преимущества возникают с переходом на электронные документы по кадрам:

В итоге, Закон № 377-ФЗ оптимизирует взаимодействие между работодателями и работниками, а также их представительными органами. Кроме того, он позволяет работникам оперативно получать государственные, муниципальные, банковские и иные услуги, где нужны данные от работодателя: необходимые сведения можно запросить через его информационную систему.

Отвечаем на основные вопросы

Что такое кадровый ЭДО

Электронный документооборот в сфере трудовых отношений (кадровый ЭДО/ЭКДО) ─ это создание, подписание, использование и хранение работодателем/работниками документов, связанных с работой, оформленных в электронном виде без дублирования на бумажном носителе.

Обязан ли работодатель переходить на кадровый ЭДО

Не обязан, но вправе перейти.

Каким документом закреплены нормативные основы кадрового ЭДО

Вопросам кадрового ЭДО посвящены три новые статьи 22.1 – 22.3 ТК РФ в ред. Федерального закона от 22.11.2021 № 377-ФЗ.

Как работодателю перейти на кадровый ЭДО

Нужно определиться с подходящей для него ИС (на платформе «Работа в России» или в собственной системе), издать приказ о переходе на кадровый ЭДО, разработать порядок использования кадрового ЭДО в компании, получить письменные согласия от работников и т. д.

Сколько придется потратить работодателю на кадровый ЭДО

Сервисом на платформе «Работа в России» работодатели и работники могут пользоваться бесплатно. Дополнительные затраты возникнут, если работодатель решит создать собственную ИС для кадрового ЭДО ─ на ее создание и эксплуатацию, а также на создание, использование и хранение электронных документов, включая расходы по приобретению и использованию электронной подписи работников.

Заключение

Хотим успокоить: изменения в ТК РФ, внесённые рассмотренным Законом № 377-ФЗ, не устанавливают новые обязательные требования для работодателей и работников. Решение о переходе на электронный документооборот организация принимает самостоятельно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *