Что такое дуалы на велосипеде
Типы навесного оборудования Shimano для шоссейных, городских, гравийных и электро велосипедов
Прежде всего, поясним, что такое «навесное оборудование». Это любая деталь или запчасть, которая крепится к раме велосипеда.
Самый известный мировой производитель велосипедного навесного оборудования – японская корпорация SHIMANO.
Она изготавливает всю линейку компонентов, необходимых для комплектации различных типов велосипедов. Всё оно делится на классы (уровни), отличающиеся, прежде всего, своим назначением, качеством изготовления и, самое главное, ценой.
Почти на всех деталях нанесена фирменная маркировка Shimano и разные надписи, включающие буквы и цифры. Среди них есть маркировка конкретной запчасти и название класса (уровня, типа) к которому она принадлежит. Вот об этих названиях мы и поговорим.
Всё, что касается оборудования для MTB велосипедов, подробно рассмотрено в отдельной статье «Типы навесного оборудования Shimano для MTB велосипедов».
В этой статье будут рассмотрены классы оборудования Shimano, делящиеся от базового до профессионального уровня для линеек:
Еще одно маленькое замечание. Все классы, рассмотренные ниже, не являются застывшими и незыблемыми. Время идет, появляется что-то новое, некоторые типы оборудования «растворяются» в более низких классах или вообще остаются только на рынке б/у оборудования. Регулярно появляются что-то новое, основанное на новейших технологиях, материалах и инженерных решениях. Цель этой статьи дать общее представление и понятие, а не точную характеристику и описание всех нюансов каждого класса.
Классификация оборудования SHIMANO для шоссейных велосипедов
Прежде всего, напомним, что шоссейные велосипеды предназначены для поездок только по дорогам и шоссе с качественным асфальтовым покрытием. В принципе, отсюда и их название – шоссейники.
Обычно у них
Shimano Tourney (Шимано Турней, Турни)
Это самый начальный и дешевый уровень городских байков – аналогично уровню Tourney для MTB велосипедов.
Shimano Claris (Шимано Кларис)
Оборудование начального уровня для установки на бюджетных шоссейных велосипедах.
Shimano Sora (Шимано Сора)
Отличный вариант за вполне приемлемую цену для шоссейника начального уровня с 16-24 скоростями. Shimano Sora надолго сохранит безукоризненную работу при минимальном количестве настроек.
Соответстует Alivio для горных велосипедов.
Shimano Tiagra (Шимано Тиагра)
Средний класс оборудования для шоссера. Аналог Deore для горных байков. С ним можно выступать в любительских соревнованиях.
Shimano 105 (Шимано 105)
«Золотая середина» в шоссейном оборудовании. Велосипедист получает максимум качества за приемлемую цену. Отличается продуманным дизайном, а так же технологичностью и надежностью.
Shimano Ultegra (Шимано Ультегра, Ултегра)
Это уже профессиональное оборудование, предназначенное для продвинутых любителей и профессионалов. Как утверждает Shimano: «Наилучший баланс между жесткостью и небольшим весом».
Качество компонентов этого класса не уступает следующему классу, но немного тяжелее и дешевле. Соответствует Deore XT оборудованию для MTB велосипедов.
Shimano Dura-Ace (Шимано Дура-Асе)
Наивысший уровень для шоссейников. Это высокотехнологичное оборудование дает самое лучшее сочетание жесткости, легкости и эффективности. Ну и соответственно – это самое дорогое оборудование. По уровню оно соответствует классу XTR для MTB велосипедов.
Предназначено для шоссейных велосипедов высокого уровня и используется профессионалами на серьезных соревнованиях.
Есть еще подкласс Dura-Ace Track. В нём только несколько деталей, но очень специфичных именно для велосипедов, участвующих в трековых гонках.
Классификация навесного оборудования SHIMANO для городских велосипедов
Shimano Nexave (C810, C600, C500) (Шимано Нэксави)
Изначально, в начале 2000 годов, разрабатывалось для туристических велосипедов. Впервые появилось на рынке в 2002 году. Многие элементы этого оборудования «плавно перешли» в другие классы горного направления от Tourney до Acera.
Shimano Nexus (Шимано Нексус)
Nexus — это классическое оборудование для городских велосипедов. Главная его «фишка» в том, что оно требует минимального обслуживания. В этом классе представлены планетарные втулки от 3 до 8 передач, с внутренними тормозами, шатуны, манетки и другое оборудование. Оно специально разработано с максимальной защитой от грязи для уменьшения быстрого износа, отсутствия необходимости регулярного обслуживания и смазки элементов трансмиссии и ориентированное на режимы городской езды.
Можно сказать, что это лучшее оборудование для городских велосипедов с планетарной втулкой.
Shimano Capreo (Шимано Капрео)
Это оборудование среднего уровня специально разработанного Shimano для компактных и складных велосипедов.
Только в этом классе есть специфическое решение – кассета, в которой на самой маленькой звезде 9 зубьев, вместе со специальной втулкой.
Shimano Alfine (Шимано Алфайн, Алфине)
Это продвинутое оборудование для городских велосипедов уровня «комфорт». Включает: планетарные втулки, встроенные во втулки генераторы, веломоторы, гидравлические дисковые тормоза, натяжители цепи.
Shimano Metrea (Шимано Метреа)
Это новый тип оборудования из прочных материалов для городских байков. Оно является средним между скоростными шоссейными и комфортными городскими велосипедами
В дизайне Metrea преобладают:
Изюминкой этого типа являются специально разработанные для H-type рулей очень удобные рычаги тормозов и ручки переключения скоростей. С их помощью можно практически мгновенно переключать скорости. Для этого используются OPTISLICK тросики, обеспечивающие ровное и плавное переключение.
В этом классе трансмиссия представлена в конфигурациях 1×11 или 2×11.
Классификация навесного оборудования SHIMANO для туристических велосипедов
Туристические велосипеды – похожи на шоссейные, но предназначенны не просто для дальних поездок, а для долгих и многодневных путешествий, опять же, в основном, по дорогам с твердым покрытием.
В отличие от шоссейника у туристического велосипеда:
Оборудование для туристических велосипедов представлено тремя классами:
Классы Deore и Deore XT являются аналогами таких же классов, что и для горных велосипедов, но отличается в назначении, например, в наличие контактных педалей или ободных тормозов.
Можно сказать, что Deore XT – это высший класс комплектующих, а Deore – по аналогии с MTB, оборудование хорошего среднего уровня.
А вот оборудование класса Deore LX называют «визитной карточкой» для туристических велосипедов и считается средним между Deore и Deore XT.
Оно отличается
Классификация навесного оборудования SHIMANO для гравийников
Название гравийный велосипед или гравел байк происходит от английского gravel bike — велосипед для гравийных дорог.
Главное отличие гравийника от туристического байка в его способности хорошо катиться не только по асфальту, но и по дорогам без твердого покрытия: проселочным, покрытым гравием, лесным тропам, не очень сильной грязи. По сути гравийник объединяет в себе туристический и горный велосипед.
Они очень универсальны и подходят для продолжительных комфортных поездок.
Гравел байк характеризуется:
Это новый тип велосипедов, но Shimano уже и для него разработала свои классы навесного оборудования.
Они представлены следующими моделями одной серии:
Серия GRX разработана для трех вариантов трансмиссий 2х10, 1х10 и 1х11.
В RS600 и RS800 используется одна звезда спереди и 11 скоростные кассеты.
RS800 выпускается в двух вариантах:
Di2 – значительно дороже.
В серии GRX есть дополнительные тормозные ручки, устанавливающиеся на руль, для быстрого торможения в момент, когда руки велосипедиста находятся не на дуалах.
Для GRX Shimano рекомендует использовать кассеты и цепи классов: 105, Tiagra, Deore, SLX, XT или Ultegra.
Для систем с двумя передними звездами на шатунах Shimano советует использовать кассеты с диапазоном 11-30Т, 11-32Т и 11-34Т, а для систем с одной передней звездой – кассеты с большим диапазоном, к примеру: 11-40Т и 11-42Т.
Еще один интересный момент.
При использовании только одной передней звезды левый рычаг переключения передач становится не нужным. Но Shimano предложила вариант использования его для изменения высоты подседельного штыря. Двигая рычаг вправо-влево можно поднимать или опускать такой подседльный штырь с изменяемой высотой.
Классификация навесного оборудования SHIMANO для электровелосипедов
Оборудование для электрических велосипедов у Shimano представлено 4 классами
Серии оборудования Shimano с индексом Di2
Серии с индексом Di2 изготавливаются с использованием электронных компонентов. В них нет тросиков, но есть провода, аккумуляторы, сервоприводы, которые прячут, где это возможно, например, в раме, руле, подседельном штыре. В электробайках все сервоприводы сразу подключаются к аккумулятору.
Чуть более подробно об этом можно почитать здесь
«Колхоз имени Синдзабуро Кампаньолы» или Антимаркетинг
Так получилось, чт о думая о трансмиссии велосипеда маркетологи и велосипедисты всегда решают немного противоположные задачи.
С первыми все просто — они хотят продавать как можно дороже и как можно больше.
Вторые же — хоть и любят тратить деньги на драгоценное хобби — все-таки желают делать это с определенным намеком на разумность. Как минимум — пытаются ее, эту самую разумность — имитировать.
Поскольку в специально организованных местах армию маркетологов уже долгие годы обучают «сравнительно честным способам отъема денег у населения», попробуем что-нибудь этому противопоставить.
«Юному маркетологу»
Основа увеличения выручки компании — представление продуктов в максимальном широком спектре сегментов рынка.
Если коротко, общая теория этого безобразия выглядит так:
Во-первых: мы должны продавать тем, у кого вообще есть хоть какие-то деньги, чтобы покупать нашу продукцию. Тут важно быть настолько дешевым, насколько это возможно — так мы заберем деньги потребителя для которого важна цена. Если мы должны сознательно ухудшить качество собственной продукции, чтобы не конкурировать со своим основным продуктом — мы обязательно это сделаем. Таким путем появляется трансмиссия уровня Shimano SIS, Tourney и Sram X3
Так, для этого сегмента мы готовим товар с внушительными ограничениями, с целью ухватить клиента по минимальной цене — клиента уже отдавшего нам своими деньги и, потенциально, мечтающего о наших товарах следующего уровня.
Во-вторых: мы должны создавать и активно продать товар не имеющий серьезных компромиссов в плане качества и возможности удовлетворять потребности покупателей. То есть — мы должны продавать тем, кому нужен именно наш товар и кто готов приносить свои деньги именно нам, потому что мы делаем именно то что нужно по приемлемой цене.
Для покупателей из второго сегмента — мы заботимся о качественном и массовом товаре, глубоко удовлетворительного качества — этот покупатель — основа нашего материального благополучия.
И, наконец, самое приятное — в-третьих — мы должны продавать товар тем, кто не признает никаких компромиссов в плане качества и готов «за ценой не постоять».
Для нуворишей из третьего сегмента — мы снимаем с себя все ограничения, исполняем все капризы, создаем легенды и снимаем с этих ребят свои финансовые сливки.
Мы делаем DuraAce, XTR, Red, X1 Eagle, SuperRecord.
Все просто, понятно, логично, мы готовы к завоеванию Вселенной — но, что это?
Первые маркетологи столкнувшиеся с этой проблемой поймали за петличку в коридоре парочку инженеров и перепуганные маркетологами инженеры, как обычно, нашли техническое решение экономической проблемы — ввели стандарт.
А давайте, предложили они — придумаем стандарт.
Свой собственный, как Луна-парк.
Так, чтобы все части трансмиссии были совместимы между собой только если их купили у нас.
Маркетологи напряглись — и, конечно, — все потребителю обосновали.
Так начался один из самых великих холиваров. Датой начал можно считать 1984 год, когда Shimano представила индексную трансмиссию — до этого покупатели особо не беспокоились о совместимости компонентов.
Никакого волшебства
Давайте определимся с терминологией и механикой всего этого трансмиссионного дела.
Переключение передач на велосипеде обеспечивает механически связанная конструкция:
Манетка (шифтер, дуал) — задний переключатель скоростей — кассета.
Помимо количества передач, каждый элемент трансмиссии обладает собственными параметрами:
Арифметика простая: ход троса манетки умножается на коэффициент переключателя — получается расстояние перемещения заднего переключателя — оно должно быть максимально близко к расстоянию между звездами кассеты.
Для любых комбинаций, где эта математика складывается с минимальной погрешностью — использование возможно.
Мы не будем приводить здесь все полные таблицы таблицы параметров — их можно найти по ссылкам в конце статьи.
Постараемся описать общие принципы и конкретные, проверенные примеры рабочих комбинаций оборудования разных уровней и производителей.
Если вы катаете исключительно на МТБ, используете только мтб манетки и не планируете никакого колхоза связанного с дуалами и шоссейной трансмиссией, то у меня для вас хорошие новости — большую часть этой статьи можно не читать.
Коэффициент параллелограмма Шимано фиксирован для всех групп от 6-ти до 9-ти скоростей и составляет 1,7.
Вы можете брать ЛЮБОЙ задний переключатель Shimano 7-9 скоростей, без разницы — горный или шоссейный и он будет работать с любой манеткой Shimano на 7-9 скоростей и соответствующей манетке кассетой.
Ограничения — длина лапки переключателя должна соответствовать размеру максимальной звезды кассеты и обязательно учитываться паспортная «емкость переключателя», рассчитываемая по формуле:
Максимальная звезда кассеты — Минимальная звезда кассеты + Максимальная звезда системы — Минимальная звезда системы.
К результату к этой формулу еще докидывается +2 если речь идет о трипле, а не дабле.
Количество скоростей на вашем велосипеде задает именно шифтер и кассета — важно, какая у вас стоит манетка, а не задний переключатель!
Для 10 и 11 скоростей Shimano уже есть различие между шоссейными и горными переключателями.
У них разные коэффициенты параллелограмма:
МТБ — 1,2 для 10-ти, 1,1 для 11-ти.
(Оба эти стандарта Shimano называет Dyna-Sys — но, как понятно из разных соотношений — они несовместимы).
Задние переключатели Sram на 7-9 скоростей имеют коэффициент параллелограмма 1,1.
Родной коэффициент Sram переключателей — 1.1 — такой же, как у 11-ти скоростного шимановского горного (Dyna-sys).
То есть — если у вас вдруг завалялся 8-9 скоростной Sram переключатель, а вы решили переходить на модную 11-ти скоростную трансмиссию, то возможно решительно сэкономить на заднем переключателе, прикупив только шимановские Dyna-Sys манетку и кассету.
Переключатели Campagnolo бывают двух типов — «старые» и «новые». С коэффициентом, соответственно 1,4 и 1,5.
К «старым» относятся переключатели до 9 скоростей включительно. Найти их уже достаточно проблематично даже на вторичном рынке.
К «новым» — переключатели от 9 скоростей и выше. Да, вы все правильно поняли — 9-ти скоростной переключатель может быть как и старой, так и новой версии. Впрочем, вероятность наткнуться на «старый» — крайне мала.
Отдельный ребус для пользователей представляет из себя шоссейная серия Shimano 4700.
Тут маркетологи Shimano гульнули на все деньги.
Хотя эта серия относится к 10-ти скоростной шоссейной трансмиссии, коэффициент заднего переключателя 4700 — 1,4
Такой же как у 11-ти скоростного.
Но, для обеспечения совместимости с 10-ти скоростными кассетами Shimano — ход тросика у шифтеров Tiagra 4700 свой собственный — 2,8 мм.
Если на вашем велосипеде стоит полный групсет Tiagra 4700 и вы желаете перейти на 11-ти скоростную шоссейную трансмиссию Shimano — вы можете оставить задний переключатель 4700 и заменить только шифтеры и кассету, сэкономив на стоимости заднего переключателя.
Посмотрим повнимательнее на ход тросика шифтеров Tiagra 4700…
2,8 мм — что-то совсем знакомое и родное — это же ход демократичной Шимановской восьмерки!
Хм, то есть, если вам почему-то захочется вместо дешевого Claris’а использовать дуалы Tiagra 4700 — милости просим!
Здравого смысла, впрочем, в этом не очень много.
Следите за руками
Посмотрим на ход тросика 4700 еще раз…
Судя по всему, психостимуляторы для шимановских маркетологов работавших с серией 4700 частично спонсировали инженеры Campagnolo.
Ход в 2,8 мм — это классические, обожаемые народом дуалы 10-ки Campagnolo!
Задний переключатель серии 4700 — это ваш льготный билет в чудесный мир где обитают волшебные шоссейные дуалы из солнечной Италии с поэтически-манящими названиями: Xenon, Mirage, Veloce, Centaur и даже Record.
Точнее — для организации такого колхоза подходит любой 11-ти скоростной шоссейный переключатель Shimano, просто 4700 — самый демократичный вариант по цене.
Так уж повелось, что камповские дуалы всегда получались легче и дешевле чем соответствующие по уровню дуалы Shimano.
Но Campagnolo уверенно зарабатывала свое на задних переключателях и кассетах.
Например, покупка 10-ти скоростных шифтеров Veloce вместо дуалов Tiagra 4700 сэкономит вам 110 грамм веса и примерно 50 евро. При сопоставимом уровне качестве и лучшей, по мнению некоторых велосипедистов, эргономике.
Появление заднего переключателя Tiagra 4700 — позволит использовать вместе с камповскими дуалами шимановские 10-ти скоростные кассеты, более дешевые, и, самое важно — доступные.
10-ти скоростные дуалы Campagnolo + задний переключатель Shimano Tiagra 4700 + любая 10-ти скоростная кассета стандарта Shimano — прекрасно сочетаются в одно целое.
С появлением заднего переключателя 4700 — степень колхоза при объединении Campagnolo и Shimano уменьшается в разы.
Больше никаких хитроумных подстроек и hubhub’ов (нестандартный способ крепления тросика к заднему переключателю.
Можно долго ломать копья в холиварах, но многие вполне обосновано считают эргономику шоссейных дуалов Campagnolo более приятной, чем Shimano и Sram.
Если Вам вдруг захотелось заколхозить какой грэвел или монстеркросс, и емкость шоссейных кассет вас категорически не устраивает, а использовать модный в этом сезоне Sram Rival 1×11 не позволяют финансы или религиия — шоссейные дуалы Shimano или Microshift на 10 скоростей прекрасно можно спарить с задним переключателем Shimano МТБ на 9 скоростей. Это позволит использовать 10-ти скоростные кассеты до 40 зубьев включительно (при использовании переключателя с длинной лапкой).
Вы можете использовать 10-ти скоростные дуалы Campagnolo для работы вместе с 8-ми скоростной трансмиссией Shimano. Это достаточно оправданный вариант, если сравнить вес и стоимость дуалов.
Если вы оказались случайным или неслучайным обладателем дуалов Campagnolo, но категорически не желаете связываться с кассетами (а также барабанами задних втулок) собственного кампаньоловского стандарта — ваш ждет увлекательное путешествие в мир нетрадиционного способа закреплять тросик на заднем переключателе.
Это позволить использовать следующие комбинации:
11-ти скоростные дуалы Campagnolo + шоссейный переключатель Shimano (8-10 ск) = шоссейная кассета Shimano на 10 передач.
10-ти скоростные дуалы Campagnolo + шоссейный переключатель Shimano (8-10 ск) = шоссейная кассета Shimano на 9 передач.
Лишние положения (щелчки) дуалов можно попробовать заблокировать с помощью подстроечных болтов
В чем смысл подобных пертурбаций?
Дуалы Campagnolo дешевле и легче дуалов Shimano. И, по мнению многих фанатов — удобнее.
(при использовании подержанных компонентов — эта разница в цене может быть еще больше).
Или, например — у вас уже есть оборудование разных производителей и вы хотите использовать его вместе.
Хотя, если вы в достаточной степени безумны — с трудом могу представить ситуацию, когда это может понадобиться — любой Шимано-совместимой 8-ми скоростной мтб-манеткой без дополнительной подстройки можно управлять 10-ти скоростной трансмиссией Campagnolo (переключатель+кассета). С потерей пары звезд кассеты, естественно.
Скорее жив
Хотя в ряде велодисциплин происходит достаточное обоснованное, по мнению многих, отмирание переднего переключателя скоростей — он все еще остается обязательной деталью трансмиссии, там где ширина диапазона или близость передаточных чисел остается важным фактором (в туризме и шоссейном спорте). В этих областях альтернативы переднему переключателю пока не предвидится.
Что касается совместимости — несмотря на различный ход тросика для шоссейных и горных переключателей (6,75 против 9,75) — обычно, (в случае дабла) никаких проблем с переключением мтб переключателя шоссейным дуалом не случается.
Вопрос, как правило в одном — подходит передний переключатель к вашей раме или нет.
Передние переключатели различаются по:
Если коротко — использование шоссейных дуалов с мтб системой и мтб переключателем на мтб раме — обычно не вызывает проблем. Появление шоссейного переключателя на мтб раме — нежелательно — большинство шоссейных переключателей с нижней тягой, что крайне редко встречается на рамах горных велосипедов.
Исключение опять составляют передние переключатели линейки Tiagra 4700 и 11-ти скоростной шоссейной Shimano — здесь совсем иной ход тросика и коэффициент параллелограмма — использовать их с другими трансмиссиями не получится.
Передние переключатели довольно свободно относятся с несоответствию по количеству передач, но надо понимать, что переключатели 10 скоростной трансмиссии немного уже — широкая 8-9 скоростная цепь с большей вероятностью будет задевать передний переключатель при крайних положениях на кассете.
При выборе дабла или трипла стоит обратить внимание что умеет делать ваша левая манетка/дуал.
Шоссейные дуалы Shimano четко разделяются на дабл/трипл. То есть если вам захочется с дабла перейти на три звезды в системе — вам обязательно придется менять левый дуал.
При переходе наоборот — с трипла на дабл — менять дуал необязательно. Лишнее движение переключателя можно убрать регулировочными болтами.
Левые дуалы Campagnolo Ergopower до серий PowerShift были универсальными — они умели переключать и дабл и трипл. В последней серии — PowerShift это «исправлено». 🙂
Если подгорает
И так, если все-таки Вы увидели смысл во всем этом «велико-лепии» — и желание что-нибудь немедленно «слепить» неистово Вас обуревает, подведем итоги:
Способы совмещения компонентов условно можно поделить на: