Что такое дсд ржд
Датацентр РЖД
На маленькой улице поблизости от набережной Обводного канала стоит здание, выделяющееся лишь загадочной конструкцией на крыше.
После конференции «InfoTrans 2013» мне удалось побывать там, где не ступала нога журналиста, — в Санкт-Петербургском Информационно-вычислительном центре РЖД. Это один из трёх больших датацентров РЖД, управляющих всеми железными дорогами страны.
В информационно-вычислительном центре работает множество различных служб и диспетчерских, во многих из которых дежурство ведётся круглосуточно. Это диспетчерские линий связи, систем продажи билетов, центра обработки данных, колл-центры поддержки пассажиров и служб железной дороги.
Центр управляет всеми процессами автоматизации железной дороги — от продажи билетов до управления движением поездов и учёта перевозимых грузов.
В ЦОД консолидированы четыре крупных комплекса:
• АСОУП — автоматизированная система оперативного управления перевозками, предоставляющая оперативную информацию по нахождению и состоянию локомотивов, вагонов, контейнеров, локомотивных бригад. В неё входит также отдельная система АСУ ГП — грузовые перевозки пяти железных дорог.
• Экспресс — комплекс продажи билетов 12 дорог (Северо-запад, Сибирь, Урал).
• АСУ ФР — финансовые ресурсы восьми дорог.
• АСУ ТР — трудовые ресурсы восьми дорог.
Кроме того в центре работают системы АСУ Т — операции с локомотивами, АСУ Станции — формирование и отправка составов, распределение движения составов по путям.
Здесь обрабатываются все операции по продаже билетов трёх регионов — Северо-западного, Уральского и Сибирского.
Продажа билетов через кассы и интернет сейчас обслуживает одна и та же система. Вот так выглядит терминал кассира. Такие установлены во всех железнодорожных кассах страны.
Интересно, что авторизация кассира происходит по ключу Touch Memory. Точно такие же ключи используются в домофонах.
Диспетчерская линий связи. За шумонепроницаемой стеной, сделанной из обычных пластиковых окон и дверей, расположено оборудование, обеспечивающее связь датацентра с другими вычислительными центрами и объектами РЖД по всей России.
Сердце любого датацентра — серверный зал.
Здесь установлено более пятидесяти серверных стоек с мейнфреймами, блейдсерверами, накопителями, системами резервного копирования и сетевым оборудованием. Зал был построен в 2007 году, но постоянно дооснащается новым оборудованием.
Гордость датацентра — мейнфреймы IBM Z196, установленные в прошлом году. Мощь этих компьютеров такова, что в каждой стойке даже размещена своя дополнительная система кондиционирования. Кстати, это первые Z196, установленные в России.
Интересное наблюдение: в последние годы у серверных стоек, которые почти никто никогда не видит, появился дизайн. Теперь многие из них не серые шкафы, а практически произведения искусства.
Из глубин ЦОДа появляется классический сисадмин с клавиатурой в руках.
Работу серверного зала непрерывно контролируют два диспетчера.
Все важные системы дублируются и при сбое нагрузка может быть быстро перенесена на резервные сервера. Команда диспетчеров регулярно тренируется, перенося нагрузку на резервные системы в тестовом режиме.
Я побывал в нескольких датацентрах в разных городах нашей страны, и каждый раз восхищаюсь людьми, которые изобрели системы такой сложности и мощи, а ещё восхищаюсь людьми, которые заставляют такие системы работать и понимают, как это всё работает.
ОАО РЖД
ОАО «Российские железные дороги» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Год основания |
---|
Вид деятельности | Показатель | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Грузовые перевозки | грузооборот (трлн т.км). | 1,85 | 2,31 | 2,4 | |
к пред. году | +3,1 % | +5 % | |||
грузов (млрд т.). | 1,40 | ||||
к пред. году | +4 % | ||||
Пассажирские перевозки | пассажирооборот (млрд пасс.км.) | 118,9 | 174,1 | 176 | |
к пред. году | +3,8 % | +1 % | |||
пассажиров (млн пасс.) | 1352,8 | 1296 | |||
к пред. году | +2,5 % | ||||
численность персонала (тыс. чел.) | 1127 | 1099 |
В 2006 по российским железным дорогам было перевезено 1352,8 млн пассажиров, что на 33,9 млн человек или 2,5 % больше, чем в 2005. В том числе перевезено:
Общая численность персонала ОАО «РЖД» — 1300 тыс. человек.
Показатели | 2005 | 2006 [6] [7] | 2007 [8] [9] | ||
---|---|---|---|---|---|
Выручка | 749 млрд руб | ▲ | 877,9 млрд руб | ▲ | 1,016 трлн руб |
Операционные расходы | 684,7 млрд руб | ▲ | 821,5 млрд руб | ||
Операционная прибыль | 194,7 млрд руб | ▼ | 194,6 млрд руб | ||
EBITDA | 267,5 млрд руб | ||||
Чистая прибыль | 114 млрд руб | ▲ | 139,8 млрд руб | ▲ | 144,9 млрд руб |
По итогам 2006 года прибыль компании по РСБУ составила 59,2 млрд руб., а чистая прибыль — 26,4 млрд руб. Прибыль от грузовых перевозок достигла 105,3 млрд руб., а убыток от пассажирских — 43,2 млрд руб. [10]
Коэффициент износа зданий и сооружений на железной дороге в 2005 году составлял 70 %, пассажирских вагонов — 65,5 %. В 2006—2007 годах должно быть списано по сроку службы 10 % вагонного парка, средний возраст вагонов превысил 18 лет; 70 % парка не оборудовано системами кондиционирования воздуха. Объем закупаемых вагонов снизился с 1615 единиц в 1992 году до 183 в 1998 году. В 2006 году планируется закупить 731 вагон, однако этого явно недостаточно. Дефицит инвестиционных ресурсов в пассажирском комплексе, по оценкам РЖД, составляет не менее 60 млрд рублей в год.
Подвижной состав РЖД
Инвестиционная программа
Подвижной состав | 2006 | 2007 | 2008-2010 |
---|---|---|---|
Локомотивы | 278 | 319 | 1,9 тысяч [14] |
Грузовые вагоны | свыше 8,5 тысяч | свыше 11,4 тысяч | около 40 тысяч |
Пассажирские вагоны | 738 | 895 | |
Пригородные электропоезда (электрички) | около 750 | свыше 740 | |
Инвестиции | более 53 млрд руб | более 80 млрд руб |
В рамках инвестиционной программы в 2008 году РЖД было закуплено 1042 вагона (на 132 единицы больше, чем в 2007), из них 329 плацкартных, 602 купейных, 41 СВ, 4 спецвагона, 40 вагонов-ресторанов и 26 вагонов повышенной комфортности. На эти цели было выделено 21,8 млрд. рублей.
Большинство единиц подвижного состава – производства Тверского вагоностроительного завода, который 18 декабря 2008 поставил РЖД тысячный с начала года пассажирский вагон. [15]
Дочерние компании
Слияния и поглощения
Перспективные проекты
В связи с проведением олимпиады в Сочи РЖД анонсировало проект скоростного сообщения Москва-Адлер, стоимостью в 481,3 млрд руб. [19]
Ребрендинг
Фирменный стиль РЖД основывается на разработанном берлинским бюро HardCase Design в 2007—2008 годах по заказу рекламного агентства BBDO семействе корпоративных шрифтов RussianRail, состоящем из 15 начертаний. Авторы семейства — Дмитрий Лавров и Ральф дю Карруа. В новом логотипе компании использован гротесковый шрифт RussianRail Grotesque Medium. Окончательный вариант логотипа РЖД также реализован HardCase Design во взаимодействии с BBDO в конце 2007 года.
Новый логотип «РЖД» имеет сходство с логотипом компании Kowloon-Canton Railway — китайского оператора железных дорог.
Все участки диагностики дистанций пути соберут в одной структуре
Передача участков диагностики из дистанций пути в отдельную дирекцию позволит сделать мониторинг и контроль независимыми, а результаты – более достоверными
В понедельник, 29 марта, состоялось совещание под председательством заместителя начальника Центральной дирекции инфраструктуры Сергея Максимцева. На нём принято решение передать участки диагностики дистанций пути Октябрьской дирекции инфраструктуры в структуру Санкт-Петербургского центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры Дирекции мониторинга ОАО «РЖД» (РЦДМ). Предполагается, что это повысит эффективность использования средств рельсовой дефектоскопии и качество диагностики.
Сейчас на Октябрьской дороге 28 дистанций пути и три дистанции инфраструктуры, обслуживающие малодеятельные участки. На каждом предприятии есть свой участок диагностики: специалисты при помощи съёмного оборудования – дефектоскопных тележек – осуществляют контроль состояния пути, который содержат путейцы, чтобы своевременно выявлять повреждения. Также диагностика состояния пути осуществляется мобильными средствами: дефектоскопными вагонами и автомотрисами, диагностическими комплексами. Всего на ОЖД их 10. Так, более 104 тыс. км путей полигона Октябрьской дороги подлежат проверке съёмным оборудованием, более 210 тыс. км – мобильными средствами.
Передача 31 участка в состав РЦДМ будет заключаться в первую очередь в переводе основного штата работников: операторов дефектоскопных тележек, операторов по путевым измерениям, наладчиков железнодорожно-строительных машин и механизмов, которые отвечают за исправное состояние съёмного оборудования, начальников участков диагностики. В целом предприятие пополнится 479 специалистами.
Передача участков диагностики в региональный центр имеет несколько преимуществ. Главное и основное – у одного процесса будет один владелец.
«Передача участков диагностики из дистанций пути в отдельную дирекцию позволит уйти из-под влияния начальников дистанций пути, что сделает мониторинг и контроль независимыми, а результаты – более достоверными», – говорит заместитель начальника Санкт-Петербургского центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры Дирекции мониторинга ОАО «РЖД» по неразрушающему контролю Виталий Павлов. К примеру, прирост дефектных рельсов в первом полугодии 2020 года составил 250%: на начало года выявлено 4 тыс. дефектных рельсов, а по итогам инвентаризации – 10 тыс.
Второе преимущество – уход от непроизводительных потерь. Доставка железнодорожников к месту работ станет более удобной. «Нам нет смысла доставлять операторов тележек Сортавальской дистанции инфраструктуры куда-нибудь в Будогощь. Мы сможем привлечь специалистов Тихвинской или Хвойнинской дистанций пути. Так мы сократим время на их доставку и проверку участков, оптимизируя затраты», – пояснил Виталий Сергеевич. Однако здесь кроется и отрицательная сторона: доставку к месту работ хотят оставить в ведении дистанций пути и инфраструктуры, так как у них есть ресурсы, а вот на балансе центра нет автомобилей и авточасов. Поэтому в случае внеплановых работ может получиться срыв, если не удастся выделить транспорт.
Недостатком передачи может стать снижение уровня управляемости процессами: сотрудники удалены от работодателя, и следить за соблюдением трудовой дисциплины и самоорганизацией будет сложнее. Ещё сложнее будет организовать работу в выходные дни, ведь диагностика не позволяет оставлять без внимания участки, где нужно проводить вторичный контроль. «Этот вопрос решаем: нам на помощь придут технологии. Мы можем общаться в специальных приложениях, связываться в мессенджерах по видео. Главное – составить регламент взаимодействия между Дирекцией инфраструктуры и Дирекцией диагностики», – говорит Виталий Павлов.
У проекта есть и экономический эффект. Принято решение, что мониторинг путей группы «грузовые» 3–5-х классов будет осуществляться только мобильными средствами диагностики – это 7600 км в год. Благодаря этому высвободятся пять дефектоскопных тележек и 12 операторов. Обслуживание и содержание одной тележки составляет 1,26 млн руб. в год. Таким образом, годовой экономический эффект проекта составит 6,3 млн руб. «За счёт применения мобильных средств повысится качество диагностики – мы получим объективную картину состояния устройств инфраструктуры», – добавляет Виталий Павлов.
Он отмечает, что минусы и плюсы от внедрения проекта – предполагаемые. Пока не начнётся эксплуатация, действительные результаты неизвестны. Изначально этот проект должен был стать пилотным и внедряться только на Октябрьской магистрали, однако сейчас рассматривается вариант его реализации на полигонах всех дорог. На ОЖД передача участков должна произойти во втором полугодии.
На сети РЖД идёт сертификация системы менеджмента безопасности движения
Аудит подавших заявки предприятий продолжится до конца месяца
Как стало известно «Гудку», в Департаменте безопасности движения подвели промежуточные итоги ежегодной корпоративной сертификации системы менеджмента безопасности движения (СМБД). К середине ноября проведено 234 аудита СМБД. Успешно прошедшие его предприятия получат сертификат соответствия обеспечения гарантированной безопасности и надёжности перевозочного процесса, на три года освобождающий от технических ревизий и контрольных проверок комиссиями главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги и его заместителей. Аудит подавших заявки предприятий продолжится до конца месяца. Итоги нынешней сертификации будут подведены в декабре.
В Департаменте безопасности движения «Гудку» пояснили, что в ежегодной сертификации могут добровольно участвовать все подразделения филиалов ОАО «РЖД». Цель сертификации – подтверждение организации работы в соответствии с нормами СМБД.
«Сертификат подтверждает высокую степень организационного развития предприятия, говорит о том, что его коллектив работает как единое целое, имея общие ценностные ориентиры. Его получение – своего рода знак качества управления, причём не только в сфере безопасности движения. Руководитель предприятия, способный выстроить чёткую работу СМБД, и все остальные процессы организует на высоком уровне», – считает главный инженер службы пути Московской дирекции инфраструктуры Роман Клёсов, имеющий положительный опыт проведения сертификации.
Процедура сертификации действует с 2018 года и с каждым годом привлекает всё больше участников. По данным заместителя начальника отдела технического аудита Департамента безопасности движения Дениса Лаврёнова, в этом году руководителями функциональных филиалов утверждены и рекомендованы к аудиту 893 заявки. Это на 183 заявки больше, чем в минувшем году.
«Таким образом, с учётом 436 подразделений, уже получивших сертификаты в 2018 и 2019 годах, в корпоративную сертификацию оказываются вовлечены 1329 предприятий РЖД, или 70,3% от имеющих право участия», – говорит Денис Лаврёнов.
При этом, если в течение года, включая период после утверждения заявки, предприятием будут допущены грубые нарушения безопасности движения, оно отстраняется от сертификации, так же как и при невыполнении целевых показателей по безопасности движения и снижению количества отказов технических средств, невыполнении мотивационного задания. Кстати, если серьёзное нарушение будет допущено уже имеющим трёхгодичный сертификат подразделением или будет выявлено скрытое от учёта – сертификат также аннулируется.
Окончательное решение о выдаче или невыдаче сертификата принимается первыми заместителями начальников железных дорог на основании результатов сертификационного аудита, проверяющего соответствие заявленных параметров реальному положению дел. В состав группы аудита включаются ревизоры, работники управления железной дороги, а также представители соответствующего филиала.
Аудиторы исследуют соответствие организации работы предприятия критериям, определяющим наличие и функционирование СМБД. Перечень проверяемых параметров состоит из восьми общих для всех разделов, каждый из которых содержит несколько пунктов. Кроме того, по каждому хозяйству проверяется функционирование основных производственных процессов, связанных с обеспечением безопасности движения поездов. На основании оценки критериев определяется степень соответствия организации работы предприятия СМБД в процентах – от 0% до 100%. Сертификат выдаётся при оценке соответствия от 91% и более.
Денис Лаврёнов назвал несколько наиболее характерных ошибок, выявляемых аудиторами в прошлые годы.
Так, в разделе «Политика в области безопасности движения» работники в отдельных подразделениях линейного уровня бывают не ознакомлены ни с политикой, ни с декларацией о политике в области безопасности движения своего филиала. Декларацию утверждает руководитель филиала ОАО «РЖД» и знакомит с ней всех подчинённых, включая работников линейных подразделений.
Ещё одной распространённой причиной снижения оценок при аудите является несоответствие результатов деятельности по целевым показателям в области безопасности движения и невыполнение плана по их достижению. В этом случае чаще всего бывает, что невыполнение показателей и планов происходит уже после подачи заявки, в течение текущего года.
Контроль за функционированием элементов СМБД должен быть распределён между руководителями предприятия, дирекций. «При проведении аудитов выявляются случаи, когда функционал перекладывается на инженера, допустим, технического отдела или отдела эксплуатации. А должны этим заниматься руководитель и все его заместители, каждый из которых отвечает за функционирование своего элемента», – рассказывает Денис Лаврёнов.
Сложным в части понимания для линейных предприятий остаётся вопрос управления рисками. «Некоторые работники ещё не до конца понимают, как измерить риск, как повлиять на риск, как составлять карты рисков, как разрабатывать под них мероприятия или оценить эффективность разработанных мероприятий», – констатирует Денис Лаврёнов.
Также бывает, что обнаруживается необходимость актуализации и утверждения реестра записей поступления и учёта документов, регламентирующих вопросы безопасности движения, определения перечня источников информации и автоматизированных систем для работников, ведения реестра регламентов взаимодействия со смежными подразделениями и ознакомления с ними непосредственных исполнителей.
В Департаменте безопасности считают, что уже само принятие решения об участии в сертификации говорит о том, что руководитель планирует вывести своё подразделение на более высокий организационный уровень. А результаты аудита помогают увидеть слабые места, ликвидировав которые можно получить сертификат в будущем году.
- Что такое дсд лесегаис
- Что такое дсд формат