Что такое дрсо хвс
Что такое ХВС в квитанции об оплате ЖКХ?
Введенные с недавних пор квитанции на оплату услуг ЖКХ должны были упростить проведение оплат, но из-за огромного количества не всем понятных сокращений вызывают множество вопросов. Одна из аббревиатур – ХВС. Давайте подробней остановимся на этой графе расходов.
ХВС в квитанции — это сумма, которая начисляется за использование холодной воды. Стоит сразу акцентировать внимание потребителей на том, что горячая и холодная вода поставляется и обслуживается разными компаниями, поэтому и оплата проводится на два разных счета.
Как насчитывают оплату за ХВС?
Начисление оплаты за ХВС проводится несколькими способами.
По нормативу
Если дом или квартира не оборудованы приборами учета, плата за использование холодной воды начисляется исходя из установленных в регионе тарифов и расчетных нормативов ХВС на человека. Чтобы узнать, какой норматив и тариф в конкретном населенном пункте, необходимо обратиться в управляющую компанию или потребительский отдел горводоканала. Получить нужную информацию можно также на официальном сайте «Государственные информационные системы», а также на портале городских органов власти.
По нормативам начисляется оплата если:
Окончательная сумма зависит от количества зарегистрированных жильцов.
Важно! УК имеет право проверить соответствие проживающих фактически и прописанных граждан. Если людей проживает больше, оплата будет насчитываться исходя из этого.
Чтобы проверить самостоятельно правильность суммы в квитанции, воспользуйтесь следующей формулой:
Если применяется повышающий коэффициент, окончательная сумма будет больше в полтора раза.
Расчет по приборам учета
Если в квартире или доме установлены все необходимые приборы учета, начисление оплаты контролировать гораздо проще. Счетчики на холодную и горячую воду часто устанавливаются рядом, важно учитывать это. ИПУ ХВС имеет корпус синего цвета. Снимать показатели нужно до 25 числа текущего месяца. Записывается количество использованных кубометров, начальные нули и цифры дробной составляющей не указываются.
От полученного показателя нужно отнять предыдущие показатели, а разницу умножить на тариф.
Важно! Счетчики с просроченным сроком обязательной поверки считаются недействительными, их показатели не учитываются.
Производить оплату по показаниям приборов учета гораздо выгодней, особенно если, к примеру, в квартире прописано 4 человека, а фактически проживают два.
Расчет по КПУ
Еще одним способом начисления оплаты за использование холодной воды, является ХВС КПУ. Для многих это звучит как абракадабра. В квитанции ХВС КПУ — это сумма, которая насчитывается за потребление холодной воды по коллективным приборам учета. Сейчас во всех новостройках, да и во многих домах уже давно сданных в эксплуатацию, устанавливаются коллективные приборы учета.
Если на дом установлен КПУ, его показатели равными частями делятся между общим количеством жильцов. Если в квартирах установлены индивидуальные приборы учета, с общих показаний КПУ отнимаются индивидуальные, а оставшиеся кубометры делятся на те квартиры, где счетчиков нет (опять же по количеству прописанных граждан).
Что такое ХВС на СОИ?
СОИ – это содержание общего имущества многоквартирных домов. Холодная вода может использоваться для уборки подъездов, лифтов, промывки коммуникационных систем, для полива газонов и пр.
Если в доме установлен коллективный прибор учета на холодное водоснабжение, то от снимаемого показателя отнимается сумма всех показаний ИПУ, а оставшееся число делится на количество жильцов. Если КПУ не установлен, оплата начисляется по тарифу. Сумма зависит от категории помещения, площади мест общего пользования.
Решение проводить оплату по факту выносится на общем собрании жильцов. В любом случае, если оплачивать реальное использование воды затраты будут ниже, поэтому рекомендовано во всех домах устанавливать коллективные приборы учета.
Что такое подогрев ХВС для ГВС?
Сразу стоит сказать, что если в доме централизованное горячее водоснабжение, то дополнительный нагрев не проводится, а значит и строки ХВС для ГВС в платежке быть не должно. Чтобы самостоятельно рассчитать стоимость нужно исходить из нормативов и тарифа. Подогрев холодной воды для нужд горячего водоснабжения составляет 0,22 Гкал. По нормативам на одного человека в месяц используется 3,6 м3, при нагревании воды до 75 градусов. Количество проживающий нужно умножить на 1458,4 руб./Гкал.
Если есть счетчики учета горячей воды, показатели умножаются на 0,0611 и тарифную стоимость 1 Гкал в вашем регионе.
Как уменьшить расходы на оплату ХВС?
Многие граждане подходят к оплате коммунальных платежей не только ответственно, но и стараются сэкономить. Чтобы меньше платить за холодное водоснабжение нужно:
В любом случае, следует помнить, что оплачивать ХВС и передавать показания нужно регулярно, это поможет избежать пени и штрафов.
Как расшифровать аббревиатуру ХВС в квитанции ЖКХ
Услуги жилищно-коммунального хозяйства прописываются в сокращенном виде в квитанции на оплату. Не всегда понятно, что конкретно подразумевается под той, или иной графой.
В каждом регионе устанавливаются свои формы квитанций. Но на государственном уровне все услуги ЖКХ регулируются рядом законодательных актов. Именно эти акты устанавливают верхнюю планку тарифов, за которые региональные власти не могут выходить. Цена на водоснабжения будет зависеть от ряда факторов. К ним будет относиться и наличие водных ресурсов, их объём, пригодность воды к употреблению, потому как есть вероятность в дополнительных обеззараживающих действиях.
Водоснабжение и водоотведение?
Обе услуги предоставляются коммунальными предприятиями, и люди пользуются ими в равной степени. Но они принципиально отличаются друг от друга. Подача воды в жилище, ее нагрев, обеззараживание – все это водоснабжение. А вот вывод сточных вод, который происходит 24 часа в сутки, является водоотведением.
Водоснабжение
Потребители получают воду круглосуточно. Поставка холодной и горячей воды требует затрат как на обеззараживание, транспортировку, так и на подогрев. В квитанции данная услуга прописывается двумя графами: ХВС и ГВС.
ХВС – это холодное водоснабжение, а ГВС – горячее.
ХВС и ГВС
Услуги по водоснабжению потребляют непосредственно жильцы домов, но не только. Есть определенные затраты всех услуг (газ, электричество) и на содержание дома (лифт, кладовые, чердак, подъезды и прочее). Нормативными актами установлено, что общедомовые нужды обязаны оплачивать жильцы. Оплата ХВС начисляется всем жильцам равнозначно, а ГВС – согласно общему счетчику. Каков тариф у дома, жильцы могут ознакомиться на сайте компании, которая ответственна за дом.
Водоотведение
В водоотведение входит целый комплекс услуг:
Как производится расчёт?
Существуют разные тарифы для расчета суммы:
Тарифы по всем трем способам начисления будут отличаться
Прописанных в квартире может быть несколько человек, а проживает при этом 1 жилец, соответственно и количество потребляемых ресурсов будет в разы меньше по факту. Если производить оплату по тарифам, то начисления производятся на всех прописанных жильцов, то же самое будет и с начислениями при наличии общего счетчика.
Для снижения платежей рекомендуется установить индивидуальный прибор учета. Для этого достаточно обратиться в управляющую компанию с заявлением на установку счётчика. Затем необходимо приобрести прибор.
Необходимо учитывать, что покупать надо два прибора: для горячей и холодной воды. При покупке выбирать нужно более новые, не те, которые длительное время лежат на прилавках. Устанавливать их можно самостоятельно или воспользоваться услугами аккредитованной компании. Последним этапом является опломбирование прибора.
ДПУ и КПУ
В квитанции может наравне с аббревиатурами ХВС и ГВС могут стоять и такие сокращения как ДПУ и КПУ, что они означают? ДПУ – домовой прибор учета, т. е. расчет оплаты производится по коллективному счетчику, установленному на весь дом. КПУ, в свою очередь – квартирный прибор учёта., т. е. все показатели можно снимать самостоятельно в квартире. Такие приставки к ХВС и ГВС будут означать, на какой вид водоснабжения производится расчёт по какому счетчику.
То же самое касается и услуг водоотведения, если в квитанции к ним есть приставки ДПУ и КПУ. Стоит обратить внимание на то, что количество потребляемой воды стоков одинакова в квитанции, хотя по факту разница есть. Часть воды идет на приготовление пищи, полив, и прочее. Отдельных счетчиков на стоки не существует, как и законодательных актов. А значит уменьшить оплату в этой графе не получится.
Согласно государственным законам РФ, каждый дом должен быть оснащен общим счетчиком. Исключения составляют только те дома, где установка их невозможна.
Холодное водоснабжение на ГВС
В квитанции может быть еще один показатель ХВС для ГВС. Это означает, что холодная вода подогревается и подается в жилище. За эту услугу оплата производится дополнительно согласно тарифам. Этот показатель могут разбивать на два подпункта: отдельно подача холодной воды и отдельно её нагрев. Это неоплата за одну услуг два раза, а расчёт за отдельные этапы предоставления услуг по горячему водоснабжению. Тариф на нагрев холодной воды будет дороже приблизительно в 2 раза.
Оплата услуг
Квитанция предоставляется управляющими компаниями, где подробно расписана не только поставка и отведение воды, но и другие услуги коммунальщиков. Жильцы обязаны своевременно производить оплату получаемых услуг. Это регламентируется законодательными актами.
Жильцы могут должны регулярно следить за начислениями. Управляющие компании могут завышать тарифы. Для проверки можно посчитать тарифы согласно нормативам. Завышение суммы, это повод обратиться в компанию с требованием перерасчета. Любое заявление необходимо дублировать и один экземпляр оставлять у себя с отметкой о том, что компания приняла заявление. Если в течение 30 дней никаких ответов не последовало, тогда смело можно обращаться в суд.
Иногда потребители сталкиваются с некачественным оказанием услуг. Если такой факт имеет место, качество воды не соответствует нормам, либо водоотведение не функционирует полноценно, жильцы имеют полное право обращаться в компанию с требованиями провести проверки и улучшить качество.
Все перечисленные этапы требуют финансовых затрат. Необходимо поддерживать работу, ремонт и обслуживание всех узлов водоснабжения и водоотведения, самих очистных сооружений, закупка средств для дезинфекции, утилизацию очищенной воды.
Определение объемов холодной и горячей воды на СОИ в МКД с ИТП или с бойлерами
В настоящей статье рассмотрим вопросы, возникающие у управляющих организаций, организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, и теплоснабжающих организаций, по порядку определения объемов холодной и горячей воды, потребляемой в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с нецентрализованной системой горячего водоснабжения, в том числе в случаях, когда для таких многоквартирных домов не утвержден норматив потребления горячей воды в целях содержания общего имущества
О рассматриваемых отношениях
На страницах журнала неоднократно разъяснялся вопрос о порядке определения объемов тепловой энергии, используемой в целях потребления горячей воды на содержание общего имущества (далее – на СОИ) в многоквартирных домах с централизованной системой теплоснабжения и нецентрализованной системой горячего водоснабжения, к которым относятся многоквартирные дома с индивидуальными тепловыми пунктами или бойлерами*.
В этот раз рассмотрим порядок определения объемов холодной и горячей воды, потребляемой на СОИ в таких многоквартирных домах, в т.ч. в условиях, когда в отдельных регионах не утвержден норматив потребления горячей воды на СОИ для многоквартирных домов с нецентрализованной системой ГВС.
Участниками отношений, связанных с расчетами, относящимися к потреблению в таких многоквартирных домах холодной и горячей воды на СОИ, являются управляющая организация и потребители, а также организация, осуществляющая холодное водоснабжение, и теплоснабжающая организация.
Надеемся, что представленные ниже разъяснения помогут организациям принять правильные решения по организации расчетов за поставляемые в многоквартирные дома с ИТП или с бойлерами холодную, воду и тепловую энергию, потребляемые в таких домах в целях горячего водоснабжения на СОИ.
Об определении нормативов потребления холодной воды или холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества
В первую очередь ответим на вопросы, возникающие часто у управляющих организаций: должен ли быть установлен норматив потребления горячей воды на СОИ в многоквартирных домах с нецентрализованной системой горячего водоснабжения, и если такой норматив не устанавливается, должен ли норматив потребления холодной воды на СОИ в таких домах устанавливаться с учетом расхода воды на горячее водоснабжение?
В соответствии с пп. «а» п.4 и пп. «а» п.4(1) Правил № 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, коммунальных услуг по горячему водоснабжению, а также нормативов потребления холодной воды и горячей воды в целях содержания общего имущества учитываются такие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома, как вид системы теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Пунктом 29 Правил № 306 установлено, что нормативы потребления холодной и горячей воды на СОИ включают технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома, а также объем холодной и горячей воды, потребляемых при выполнении работ, услуг по содержанию и ремонту общего имущества, включаемых в минимальный перечень работ, услуг.
Таким образом, Правила № 306 не содержат исключений по определению норматива потребления горячей воды на СОИ для многоквартирных домов с нецентрализованной системой ГВС.
Пункт 54 Правил № 354 подтверждает, что в многоквартирных домах с нецентрализованной системой ГВС определяется объем горячей воды, потребляемой на общедомовые нужды (на СОИ), для случая, когда в таких многоквартирных домах предоставляется коммунальная услуга по горячему водоснабжению в отсутствии лица, управляющего многоквартирный домом.
О причине отсутствия утвержденного норматива потребления горячей воды на СОИ в МКД с ИТП или с бойлерами может дать пояснение только орган, уполномоченный на утверждение нормативов потребления коммунальных услуг в соответствующем регионе (далее – уполномоченный орган), который в т.ч., вправе принимать решение об утверждении новых нормативов, в т.ч. по обращениям управляющих или ресурсоснабжающих организаций.
Право уполномоченного органа устанавливать нормативы для многоквартирных домов, категории которых не указаны в приложении № 2 к Правилам № 306, исходит из положения п.11 Правил № 306, абзацем 2 которого предусмотрено «при наличии в субъекте Российской Федерации многоквартирных домов и жилых домов, имеющих конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, не предусмотренные категориями жилых помещений, определенными в приложении № 2 к настоящим Правилам, по решению уполномоченного органа категории многоквартирных домов и жилых домов могут быть дополнены».
Порядок включения в норматив потребления холодной воды на СОИ объема горячей воды на СОИ ни Правила № 306, ни Правила № 354 не содержат. Применение норматива потребления горячей воды на СОИ сопровождается одновременным применением к такому объему горячей воды норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды, который невозможно применить к нормативу потребления холодной воды на СОИ.
Таким образом, поскольку жилищное законодательство (п.54 Правил № 354) предусматривает наличие факта потребления горячей воды на СОИ в многоквартирных домах с нецентрализованной системой ГВС, то случай неутверждения уполномоченным органом такого норматива для участников жилищных отношений не может квалифицироваться как исключающий потребление горячей воды на СОИ в таких домах, а признается случаем, когда для таких многоквартирных домов норматив потребления горячей воды на СОИ не установлен.
О порядке определения в МКД с ОПУ холодной воды объемов холодной и горячей воды на СОИ в условиях утверждения таких нормативов
Порядок определения объемов холодной воды на СОИ, использованной в МКД с нецентрализованной системой ГВС в целях ХВС на СОИ и ГВС на СОИ, установлен в п.11(1) приложения № 2 к Правилам № 354. Указание в данном пункте на его применение в случае установления двухкомпонентного тарифа на горячую воду является ошибочным. Двухкомпонентный тариф на горячую воду устанавливается только для теплоснабжающих организаций, подающих произведенную ими горячую воду по централизованной системе ГВС.
Соответственно, объем горячей воды, подаваемой в МКД теплоснабжающей организацией по централизованной системе ГВС, не может измеряться прибором учета холодной воды, подаваемой Водоканалом.
При этом расчетные формулы 11(1) и 11(2) предусматривают распределение объема холодной воды, подаваемой Водоканалом, в целях её потребления на ХВС на СОИ и ГВС на СОИ.
Так в п.11(1) приложения № 2 к Правилам № 354 указано, что по приведенным в данном пункте формулам распределяется «объем холодной воды, использованной в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме при потреблении коммунальных услуг холодного водоснабжения и горячего водоснабжения, измеренный коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды». Такой случай возможен только в МКД с нецентрализованной системой горячего водоснабжения.
Таким образом, объем холодной воды на СОИ, использованной в МКД с нецентрализованной системой ГВС в целях ХВС на СОИ и ГВС на СОИ, определяется по формулам 11(1) и 11(2) приложения № 2 к Правилам № 354.
Управляющей организацией и (или) организацией, осуществляющей холодное водоснабжение в многоквартирный дом, применяется следующая последовательность расчетов:
1) определяется объем холодной воды, потребленной в МКД на содержание общего имущества, в т.ч. на ХВС на СОИ и ГВС на СОИ, по формуле 11 приложения № 2 к Правилам № 354
V ХВ СОИ МКД = V ОПУ ХВ – (ƩV КУ ХВС + ƩV КУ ГВС),
2) определяется объем холодной воды на СОИ и объем горячей воды на СОИ по формулам 11(1) и 11(2) приложения № 2 к Правилам № 354:
V ХВ СОИ = V ХВ СОИ МКД × Н ХВ СОИ / (Н ХВ СОИ + Н ГВ СОИ )
V ГВ СОИ = V ХВ СОИ МКД × Н ГВ СОИ / (Н ХВ СОИ + Н ГВ СОИ ),
3) управляющей организацией определяется объем тепловой энергии, использованной в МКД в целях потребления горячей воды на СОИ:
где Q РАСХ. Т/Э ГВС – норматив расхода т/э на подогрев воды.
Обращаем внимание, что норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды не утверждается отдельно для подогрева воды, потребляемой на СОИ. В соответствии с абзацем 7 п.54 Правил № 354 объем тепловой энергии (коммунального ресурса), использованной (использованного) для подогрева холодной воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды, определяется «исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях представления коммунальной услуги по горячему водоснабжению». В соответствии с формулой 20.2 и пояснением показателя удельного расхода коммунального ресурса на подогрев воды, приведенным к формуле 20 приложения № 2 к Правилам № 354, удельный расход тепловой энергии на подогрев воды определяется в размере утвержденного уполномоченным органом норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях представления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Таким образом, случай отсутствия утвержденного уполномоченным органом норматива потребления горячей воды на СОИ в МКД с нецентрализованной системой ГВС, не приводит к отсутствию норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в таком доме, если уполномоченным органом утвержден норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды при утверждении норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению для соответствующей категории многоквартирного дома.
О порядке определения в МКД с ОПУ холодной воды объемов холодной воды и горячей воды на СОИ в отсутствии нормативов потребления горячей воды на СОИ
В отсутствии норматива потребления горячей воды на СОИ управляющая организация не сможет применить расчетные формулы 11(1) и 11(2) Правил № 354.
В таком случае возможны три варианта расчетов за холодную и горячую воду на СОИ в зависимости от соответствующих решений по таким расчетам, принимаемых управляющей организацией и теплоснабжающей организацией, поскольку для организации, осуществляющей холодное водоснабжение, последствия применения любого из возможных вариантов одинаковые.
1 вариант может применяться для случая, если УО признает факт отсутствия потребления горячей воды на СОИ в многоквартирном доме, и теплоснабжающая организация согласится с такой позицией УО.
В таком случае определяемый ежемесячно по формуле 11 приложения № 2 к Правилам № 354 объем холодной воды на СОИ подлежит оплате собственниками помещений в составе платы за содержание жилого помещения в МКД, находящемся в управлении управляющей организации, при условии принятия собственниками помещений решения об определении расходов на оплату коммунальных ресурсов на СОИ исходя из показаний ОПУ, т.е. в размер платы за содержание жилого помещения будет включаться ежемесячно только расход холодной воды на СОИ, определяемый по формуле 11.
Такой порядок определения размера платы за холодную воду на СОИ не нарушает интересы УО и потребителей, если собственниками принято решение об оплате холодной воды на СОИ исходя из показаний ОПУ. Лицом, которое может нести убытки в таком случае, является теплоснабжающая организация, которая не может предъявить к оплате УО объем тепловой энергии, поставленной в такие дома в целях её использования на ГВС на СОИ. Соответственно, теплоснабжающая организация является заинтересованным лицом для обращения в уполномоченный орган в целях утверждения для МКД с бойлерами норматива расхода горячей воды на СОИ.
Однако указанный порядок расчетов по холодной воде на СОИ несет риски для управляющей организации, связанные с отсутствием у собственников всех многоквартирных домов с ИТП или с бойлерами обязанностей принять решение об оплате холодной воды, потребляемой в МКД на СОИ, исходя из показаний ОПУ. Следовательно, по тем многоквартирным домам, в которых такие решения не будут приняты, в отсутствии установленного Правительством РФ порядка перерасчета размера платы за коммунальные ресурсы на СОИ у управляющей организации возникнут «выпадающие доходы» на весь период начисления платы за холодную воду на СОИ исходя из нормативов потребления холодной воды на СОИ, поскольку весь такой период (например, календарный год) оплата управляющей организацией холодной воды в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение, должна осуществляться исходя из фактически поставленного объема холодной воды в многоквартирный дом.
Кроме того, считаем, что отсутствие расчетов в многоквартирном доме по горячей воде на СОИ приводит к увеличению платы за коммунальные услуги по отоплению в отопительный период в МКД с ОПУ тепловой энергии, поскольку абзацем 3 п.54 Правил № 354 и абзацем 8 п.42(1) Правил № 354 предусмотрено, что объем тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления в многоквартирном доме, определяется как разница между объемом тепловой энергии, измеренной ОПУ тепловой энергии, и объемом тепловой энергии, использованной на подогрев воды, потребленной в помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды. А такое обстоятельство может привести к спорам с потребителями.
2 вариант может применяться в силу подтверждения в абзаце 7 п.54 Правил № 354 потребления на СОИ горячей воды, произведенной в многоквартирном доме. В таком случае, в условиях невозможности применения формул 11(1) и 11(2) приложения № 2 к Правилам № 354 управляющая организация вправе руководствоваться аналогией жилищного законодательства (ч.1 ст.7 ЖК РФ) и общими началами и смыслом жилищного законодательства (ч.2 ст.7 ЖК РФ).
Под общими началами жилищного законодательства в рассматриваемом случае признается порядок определения объемов коммунальных услуг или коммунальных ресурсов при наличии приборов учета – исходя из показаний приборов учета, и при их отсутствии – исходя из нормативов потребления. То есть в отсутствии утвержденного уполномоченным органом норматива потребления горячей воды на СОИ, управляющая организация вправе определить такой объем исходя из показаний ОПУ холодной воды путем применения аналогичных норм жилищного законодательства.
Так, в случае наличия в МКД с ИТП или с бойлером ОПУ холодной воды, УО вправе произвести следующий расчет объемов холодной и горячей воды на СОИ:
1) Определить общий объем холодной воды, потребленной в целях ХВС на СОИ и ГВС на СОИ по формуле 11 приложения № 2 к Правилам № 354 (V ХВ СОИ МКД );
2) Определить объем холодной воды на СОИ исходя из норматива потребления холодной воды на СОИ, установленного уполномоченным органом для таких многоквартирных домов (V ХВ СОИ);
3) Определить объем горячей воды на СОИ по следующей формуле:
V ГВ СОИ = V ХВ СОИ МКД – V ХВ СОИ
Право управляющей организации на применение таких расчетов подтверждается судебной практикой.
Так, при рассмотрении Арбитражным Судом Поволжского округа (постановление от 9.12.2016 № Ф06-5281/2015) спора между управляющей организацией и ГЖИ о перерасчете размера платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению на ОДН в отсутствии нормативов потребления таких коммунальных услуг (2015г.), суд признал выданное управляющей организации предписание недействительным и признал действия управляющей организации по определению платы за такие коммунальные услуги исходя из показаний ОПУ не нарушающими жилищное законодательство. Такое решение Суда поддержано Определением Верховного Суда РФ от 12.02.2017 № 306-КГ17-128. В обоснование судебных решений были сделаны следующие выводы: «Действующее законодательство не предусматривает полного освобождения собственника жилого помещения в многоквартирном доме от оплаты полученного коммунального ресурса», при этом «отсутствие установленных нормативов препятствует их применению», а «требование госоргана в оспариваемых предписаниях произвести перерасчет размера платы по указанным в предписании адресам без установления конкретной суммы превышения начисления обществом платы за сверхнормативное потребление не может не нарушать права заявителя, имеющего право получать плату за предоставленные услуги».
Указанная позиция судов, в т.ч. Верховного Суда РФ позволяет признать правомерным предъявление потребителям к оплате потребленного ими коммунального ресурса исходя из показаний ОПУ при невозможности применить нормативно предусмотренный порядок определения объемов таких коммунальных ресурсов.
3 вариант предусматривает установку управляющей организацией на оборудовании, с помощью которого приготавливается горячая вода, прибора учета горячей воды или прибора учета холодной воды, потребляемой в многоквартирном доме в целях ГВС. Правовое основание применения данного варианта расчетов аналогично основанию, приведенному к расчетам по варианту 2.
В таком случае УО вправе произвести следующий расчет:
1) Определить общий объем холодной воды, потребленной в целях ХВС на СОИ и ГВС на СОИ по формуле 11 приложения № 2 к Правилам № 354 (V ХВ СОИ МКД );
2) Определить объем горячей воды на СОИ (V ГВ СОИ) по формуле:
где V ПУ ГВ – объем горячей воды или объем холодной воды, потребленный в МКД на цели ГВС, измеренный прибором учета, установленным на оборудовании, с помощью которого приготавливается горячая вода в многоквартирном доме.
3) Определить объем холодной воды на СОИ (V ХВ СОИ) по следующей формуле:
Из предложенных выше вариантов расчетов, по нашему мнению, применение 2 или 3 варианта не нарушает интересы всех участников соответствующих жилищных отношений: потребителей, управляющей организации, организации, осуществляющей холодное водоснабжение, и теплоснабжающей организации. В отсутствии прямого регулирования таких расчетов их применение не может быть признано несоответствующим жилищному законодательству.
О случае, когда объем горячей воды на СОИ не определяется
Единственным случаем, при котором в отсутствии нормативов потребления горячей воды на СОИ для многоквартирного дома с нецентрализованной системой ГВС объем горячей воды на СОИ не определяется, является случай отсутствия в таком многоквартирном доме ОПУ холодной воды на вводе в дом.
В таком случае объем горячей воды на СОИ не определяется ни в расчетах с потребителями в многоквартирном доме, ни в расчетах с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение в многоквартирный дом, ни, соответственно, в расчетах с теплоснабжающей организацией, ввиду невозможности определения такого объема горячей воды. В первую очередь в этом случае нарушаются интересы теплоснабжающей организации, которая должна инициировать установление нормативов потребления горячей воды на СОИ для таких домов.
* см. публикации на эту тему в журналах Жилкомаудит № 2-2018 стр.123, № 4-2018 стр.106, № 3-2019 стр.20, № 3-2020 стр.57, № 4-2020 стр.71