Что такое древнегреческий полис

Полис (античность)

Территория полиса обычно включала собственно городской центр и хору — прилегающую сельскохозяйственную округу. Полис составляли полноправные граждане — члены общины, — каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права. Часть населения в полисе не состояла и не имела прав граждан: метэки, периеки, вольноотпущенники, рабы.

Иногда полис рассматривают в качестве одного из видов т. н. «города-государства». Последнее обозначение в данном случае, впрочем, представляется крайне некорректным, так как было показано Г. А. Кошеленко что типичный полис не был городом, и как было показано М. Берентом, он не был и государством. В своей основе полис представляет собой земледельческую общину, поэтому к важнейшим чертам полиса относится верховная собственность общины над земельными участками граждан. Полис — не только политическая и хозяйственная, но и религиозная организация, в которой духовная и светская власти совпадали, и полисное жречество входило в систему полисных магистратур.

Города-государства Микенской Греции не являлись классическими полисами. Полисное устройство в Греции складывается в Архаический период. Интенсивный рост полисов, называемый городской революцией, начался в середине VIII века до н. э. Важным этапом в истории становления многих древнегреческих полисов был синойкизм — объединение нескольких первичных общин — фем (Римский аналог фемы — триба) — в общем городском центре. Синойкизм способствовал формированию полисного правительства.

В период римского господства, полисы распространились по всей территории империи, используясь как удобная форма местного самоуправления. В ряде регионов (например, в римском Египте) полисы были только формой территориального управления, а их граждане не имели римского гражданства. На собственно римских территориях существовала аналогичная полису система муниципий.

Библиография

Полезное

Смотреть что такое «Полис (античность)» в других словарях:

Полис (античная гражданская община) — У этого термина существуют и другие значения, см. Полис. Полис (др. греч. πόλις) городская гражданская община, которая конституирует себя в качестве политической организации; особая форма организации общества, характерная для античного мира … Википедия

АНТИЧНОСТЬ — педагогическая мысль и воспитательная практика. Пед. мысль и система воспитат. институтов впервые достигли зрелых форм в Греции к 4 в. до н. э. после длит. эволюции полиса (города государства), в Риме к кон. 1 в. до н. э., когда рабовладельч.… … Российская педагогическая энциклопедия

Античность — термин, восходящий к лат. antiquitas древность, старина; в широком смысле слова он вполне равнозначен русскому «древность», чаще имеет особое употребление в том же значении «древность», но в приложении к Древней Греции (включая эллинизм)… … Большая советская энциклопедия

Античность — педагогическая мысль и воспитательная практика. Педагогическая мысль и система воспитательных институтов впервые достигли зрелых форм в Греции к 4 в. до н.э. после длительной эволюции полиса (города государства), в Риме к концу 1 в. до н.э.,… … Педагогический терминологический словарь

Античный полис — это город, включающий прилегающие к нему земельные территории. Соответственно он является местом поселения земледельцев, самостоятельно ведущих свое хозяйство. Сама обработка земли в Греции (каменистая почва, сравнительно сухой климат, отсутствие … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

Частное право: Античность — Воззрения на частное право в Древней Греции В литературе по истории права отмечается, что вплоть до настоящего времени пока ещё никому не удалось с уверенностью доказать факта заимствования греками или римлянами законов, выполненных в виде… … Википедия

Древняя Греция — античность. античный (# мир), древность. древний, классический (# языки). эллинизм. эллинский. эллинистический. ♥ люди:, демос. периэки. эфеб. геоморы. евпатриды. илоты. метеки. жизнь:, полис. гинекей. дионисии. симмахия. синойкизм. сисситии.… … Идеографический словарь русского языка

ГРЕЦИЯ Древняя — Эллада (Ellas), группа рабовладельч. гос в, занимавших Ю. Балканского п ова, о ва Эгейского м., побережье Фракии и зап. береговую полосу М. Азии и распространивших свои владения в период греч. колонизации (8 6 вв. до п. э.) на Юж. Италию и Вост.… … Советская историческая энциклопедия

Пантин, Владимир Игоревич — Владимир Игоревич Пантин Дата рождения: 23 апреля 1954(1954 04 23) (58 лет) Место рождения: Москва, СССР Страна … Википедия

Источник

Как был устроен античный полис, и почему в современном мире нет таких городов

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Что такое древнегреческий полис. Смотреть фото Что такое древнегреческий полис. Смотреть картинку Что такое древнегреческий полис. Картинка про Что такое древнегреческий полис. Фото Что такое древнегреческий полис

Полис – не равно город

Понятие полиса сложнее, чем просто «город, живущий как отдельное государство». Первые полисы возникали еще в архаический период истории Греции, с VIII в. до н. э., просуществовали на протяжении классического периода и стали уходить в небытие с возникновением империи Александра Македонского (эллинистический период). Собственно говоря, полисы существовали куда дольше, чем существуют многие современные государства, и еще более устойчивыми оказались те ценности и те правила, на которых основывалась жизнь в полисе.

Что такое древнегреческий полис. Смотреть фото Что такое древнегреческий полис. Смотреть картинку Что такое древнегреческий полис. Картинка про Что такое древнегреческий полис. Фото Что такое древнегреческий полис

Это были самостоятельные и независимые поселения, действительно, обладающие многими чертами государства – в полисах даже чеканили собственную монету. Управляли таким поселением сами граждане, все важные вопросы решались на общих собраниях, у полиса были собственные вооруженные силы, а право собственности на землю и на другое имущество могло быть общинным и частным, в первом случае судьбу объекта права решали опять-таки сами граждане.
Более тысячи – столько полисов насчитали ученые за всю историю существования таких общин, каждый включал в среднем по пять тысяч граждан (что совершенно не совпадало с количеством проживающих в полисе человек). Были и исключения, например, Афинский полис в отдельные периоды своей истории достигал отметки в сто тысяч граждан, занимая и огромную для античных времен территорию.

Что такое древнегреческий полис. Смотреть фото Что такое древнегреческий полис. Смотреть картинку Что такое древнегреческий полис. Картинка про Что такое древнегреческий полис. Фото Что такое древнегреческий полис

Торговля с другими полисами, завоевания и прочие способы улучшения своего экономического положения для античных полисов были делом скорее второстепенным. Эти города-государства стремились к автаркии – полному самообеспечению, а значит, все в полисе было подчинено, в первую очередь, поддержанию комфортной жизни собственных граждан. И достигалась эта цель вовсе не использованием рабского труда, как можно было бы предположить.

Что располагалось внутри полиса и за пределами его стен

Территорию полиса окружали стены, которые защищали живущих в нем граждан от нападений извне. А вокруг, за этими стенами, находилась хора – пригород, прилегающая территория, определенная под сельское хозяйство. Хора занимала гораздо большую площадь, чем «городская» часть. У тех граждан, что были заняты земледелием, в собственности были наделы – там выращивали оливковые деревья, виноград, зерновые культуры.

Что такое древнегреческий полис. Смотреть фото Что такое древнегреческий полис. Смотреть картинку Что такое древнегреческий полис. Картинка про Что такое древнегреческий полис. Фото Что такое древнегреческий полис

К обработке земли привлекали домашних рабов, вольноотпущенных и иностранцев – никто из них не имел статуса гражданина, но все же основой сельскохозяйственного производства оставался труд членов общины, работали обычно семьями. На территории надела могли располагаться постройки, но граждане, как правило, жили в пределах городских стен, отправляясь на свои угодья, как на работу.
Другую категорию граждан полиса представляли ремесленники – они производили все то, что требовалось жителям. Торговлю вели на рыночной площади, которая была одной из частей агоры – центра полиса, большого открытого пространства, где решались все вопросы общинной жизни. На агоре располагались храмы и мастерские, включая и помещения, где творили скульпторы – например, Фидий и Пракситель создавали свои шедевры на Афинской агоре. Здесь собирались для решения политических вопросов, здесь проводились главные мероприятия полиса, включая религиозные празднества.

Что такое древнегреческий полис. Смотреть фото Что такое древнегреческий полис. Смотреть картинку Что такое древнегреческий полис. Картинка про Что такое древнегреческий полис. Фото Что такое древнегреческий полис

Каждый из античных полисов имел свои культы, часто один из богов наделялся званием покровителя полиса. Все религиозные обряды и традиции осуществлялись за счет самого полиса и на его усмотрение – единого для древнегреческого мира порядка поклонения богам не существовало.
На самом высоком месте сооружали акрополь (в переводе – «верхний город», это было укрепленное святилище, часто со священным источником. Самым известным акрополем стал опять-таки афинский, на котором сохранились руины Парфенона, храма богини Афины.

Что такое древнегреческий полис. Смотреть фото Что такое древнегреческий полис. Смотреть картинку Что такое древнегреческий полис. Картинка про Что такое древнегреческий полис. Фото Что такое древнегреческий полис

Распространенный по всей Элладе культ здоровья, физической красоты и силы привел к появлению в полисах гимнасиев – учреждений, где юноши тренировались в различных видах античного спорта, а кроме того, получали навыки чтения и письма, что было все-таки вторично по отношению к занятиям физкультурой. Поначалу гимнасий представлял собой просто открытую квадратную площадку, обсаженную по периметру тополями, потом стали строить помещения для каждого из видов физических упражнений.

Что такое древнегреческий полис. Смотреть фото Что такое древнегреческий полис. Смотреть картинку Что такое древнегреческий полис. Картинка про Что такое древнегреческий полис. Фото Что такое древнегреческий полис

На кого не распространялись блага полиса

Для гражданина полиса его принадлежность к общине была важнейшим способом самоидентификации. Перед тем, как назвать имя человека, произносили «афинянин», или «фиванец», или другое соответствующее его малой родине определение. Однако не все живущие в городе люди считались полноправными гражданами. Некоторые из тех, кто обладал личной свободой, например, вольноотпущенники или приехавшие из другого полиса, получали статус метеков и не могли участвовать в принятии решений, а ряд действий, например, участие в суде, осуществляли лишь при посредничестве какого-либо гражданина.

Что такое древнегреческий полис. Смотреть фото Что такое древнегреческий полис. Смотреть картинку Что такое древнегреческий полис. Картинка про Что такое древнегреческий полис. Фото Что такое древнегреческий полис

Что такое древнегреческий полис. Смотреть фото Что такое древнегреческий полис. Смотреть картинку Что такое древнегреческий полис. Картинка про Что такое древнегреческий полис. Фото Что такое древнегреческий полис

В эллинистический период наблюдался упадок полисной организации общин, многие города-государства теряли свою независимость, подчиняясь отныне власти царя и сохранив самоуправление лишь частично. Правда, культура полисов существовала еще долго, больше того, многие из народов, вошедших в состав империи, перенимали полисные правила жизни.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Как был устроен древнегреческий Полис

Что такое древнегреческий полис. Смотреть фото Что такое древнегреческий полис. Смотреть картинку Что такое древнегреческий полис. Картинка про Что такое древнегреческий полис. Фото Что такое древнегреческий полис

В те времена создавались прекрасные статуи, начали проводить Олимпийские игры, тогда зародился и развивался театр, а еще – философские школы, культ здорового тела, удивительные архитектурные сооружения… Возможно ли вернуть те времена и жить по античным правилам и в городах, созданных по подобию древнегреческого полиса? Увы, нет.

Полис – не равно город

Понятие полиса сложнее, чем просто «город, живущий как отдельное государство». Первые полисы возникали еще в архаический период истории Греции, с VIII в. до н. э., просуществовали на протяжении классического периода и стали уходить в небытие с возникновением империи Александра Македонского (эллинистический период). Собственно говоря, полисы существовали куда дольше, чем существуют многие современные государства, и еще более устойчивыми оказались те ценности и те правила, на которых основывалась жизнь в полисе.

Что такое древнегреческий полис. Смотреть фото Что такое древнегреческий полис. Смотреть картинку Что такое древнегреческий полис. Картинка про Что такое древнегреческий полис. Фото Что такое древнегреческий полис

Несмотря на свою автономность, полисы были похожи друг на друга

Это были самостоятельные и независимые поселения, действительно, обладающие многими чертами государства – в полисах даже чеканили собственную монету. Управляли таким поселением сами граждане, все важные вопросы решались на общих собраниях, у полиса были собственные вооруженные силы, а право собственности на землю и на другое имущество могло быть общинным и частным, в первом случае судьбу объекта права решали опять-таки сами граждане.

Более тысячи – столько полисов насчитали ученые за всю историю существования таких общин, каждый включал в среднем по пять тысяч граждан (что совершенно не совпадало с количеством проживающих в полисе человек). Были и исключения, например, Афинский полис в отдельные периоды своей истории достигал отметки в сто тысяч граждан, занимая и огромную для античных времен территорию.

Что такое древнегреческий полис. Смотреть фото Что такое древнегреческий полис. Смотреть картинку Что такое древнегреческий полис. Картинка про Что такое древнегреческий полис. Фото Что такое древнегреческий полис

Л. фон Кленце. Афинский акрополь

Торговля с другими полисами, завоевания и прочие способы улучшения своего экономического положения для античных полисов были делом скорее второстепенным. Эти города-государства стремились к автаркии – полному самообеспечению, а значит, все в полисе было подчинено, в первую очередь, поддержанию комфортной жизни собственных граждан. И достигалась эта цель вовсе не использованием рабского труда, как можно было бы предположить.

Что располагалось внутри полиса и за пределами его стен

Территорию полиса окружали стены, которые защищали живущих в нем граждан от нападений извне. А вокруг, за этими стенами, находилась хора – пригород, прилегающая территория, определенная под сельское хозяйство. Хора занимала гораздо большую площадь, чем «городская» часть. У тех граждан, что были заняты земледелием, в собственности были наделы – там выращивали оливковые деревья, виноград, зерновые культуры.

Что такое древнегреческий полис. Смотреть фото Что такое древнегреческий полис. Смотреть картинку Что такое древнегреческий полис. Картинка про Что такое древнегреческий полис. Фото Что такое древнегреческий полис

За пределами стен полиса размещались сельскохозяйственные земли

К обработке земли привлекали домашних рабов, вольноотпущенных и иностранцев – никто из них не имел статуса гражданина, но все же основой сельскохозяйственного производства оставался труд членов общины, работали обычно семьями. На территории надела могли располагаться постройки, но граждане, как правило, жили в пределах городских стен, отправляясь на свои угодья, как на работу.

Другую категорию граждан полиса представляли ремесленники – они производили все то, что требовалось жителям. Торговлю вели на рыночной площади, которая была одной из частей агоры – центра полиса, большого открытого пространства, где решались все вопросы общинной жизни. На агоре располагались храмы и мастерские, включая и помещения, где творили скульпторы – например, Фидий и Пракситель создавали свои шедевры на Афинской агоре. Здесь собирались для решения политических вопросов, здесь проводились главные мероприятия полиса, включая религиозные празднества.

Что такое древнегреческий полис. Смотреть фото Что такое древнегреческий полис. Смотреть картинку Что такое древнегреческий полис. Картинка про Что такое древнегреческий полис. Фото Что такое древнегреческий полис

Руины храма Аполлона в Коринфе

Каждый из античных полисов имел свои культы, часто один из богов наделялся званием покровителя полиса. Все религиозные обряды и традиции осуществлялись за счет самого полиса и на его усмотрение – единого для древнегреческого мира порядка поклонения богам не существовало.

На самом высоком месте сооружали акрополь (в переводе – «верхний город», это было укрепленное святилище, часто со священным источником. Самым известным акрополем стал опять-таки афинский, на котором сохранились руины Парфенона, храма богини Афины.

Что такое древнегреческий полис. Смотреть фото Что такое древнегреческий полис. Смотреть картинку Что такое древнегреческий полис. Картинка про Что такое древнегреческий полис. Фото Что такое древнегреческий полис

Распространенный по всей Элладе культ здоровья, физической красоты и силы привел к появлению в полисах гимнасиев – учреждений, где юноши тренировались в различных видах античного спорта, а кроме того, получали навыки чтения и письма, что было все-таки вторично по отношению к занятиям физкультурой. Поначалу гимнасий представлял собой просто открытую квадратную площадку, обсаженную по периметру тополями, потом стали строить помещения для каждого из видов физических упражнений.

Что такое древнегреческий полис. Смотреть фото Что такое древнегреческий полис. Смотреть картинку Что такое древнегреческий полис. Картинка про Что такое древнегреческий полис. Фото Что такое древнегреческий полис

Гимнасий поначалу представлял собой открытую площадку для занятий разными видами спорта

В полисах сооружали и театры. Греки гораздо выше ценили устное слово, предпочитая его письменному. Искусство рассказывать истории и привело к появлению нового вида искусства – трагедий, что представляли собой рассказы о героях и их борьбе против рока.

На кого не распространялись блага полиса

Для гражданина полиса его принадлежность к общине была важнейшим способом самоидентификации. Перед тем, как назвать имя человека, произносили «афинянин», или «фиванец», или другое соответствующее его малой родине определение. Однако не все живущие в городе люди считались полноправными гражданами. Некоторые из тех, кто обладал личной свободой, например, вольноотпущенники или приехавшие из другого полиса, получали статус метеков и не могли участвовать в принятии решений, а ряд действий, например, участие в суде, осуществляли лишь при посредничестве какого-либо гражданина.

Что такое древнегреческий полис. Смотреть фото Что такое древнегреческий полис. Смотреть картинку Что такое древнегреческий полис. Картинка про Что такое древнегреческий полис. Фото Что такое древнегреческий полис

Руины древнегреческого театра

Что такое древнегреческий полис. Смотреть фото Что такое древнегреческий полис. Смотреть картинку Что такое древнегреческий полис. Картинка про Что такое древнегреческий полис. Фото Что такое древнегреческий полис

Руины агоры в Коринфе

В эллинистический период наблюдался упадок полисной организации общин, многие города-государства теряли свою независимость, подчиняясь отныне власти царя и сохранив самоуправление лишь частично. Правда, культура полисов существовала еще долго, больше того, многие из народов, вошедших в состав империи, перенимали полисные правила жизни.

Материалы по теме

А вот ещё:

Немецкий погром в Москве 1915г

Что такое древнегреческий полис. Смотреть фото Что такое древнегреческий полис. Смотреть картинку Что такое древнегреческий полис. Картинка про Что такое древнегреческий полис. Фото Что такое древнегреческий полис

Пятьдесят тысяч москвичей в мае 1915 г. устроили националистический погром, разнесли семьсот помещений и убили несколько человек. Два дня город был во власти толпы.

Против «внутреннего врага» — погромы 1914 года

Начало Первой мировой войны вызвало в России небывалый всплеск национализма и германофобии. Июль и август 1914 года сопровождались патриотическими манифестациями и воззваниями. Почти сразу это привело к беспорядкам, направленным против этнических немцев (очень многочисленных в империи). В июле 1914 года в Петербурге демонстранты призывали к бойкоту немецких товаров и предприятий, разгромили несколько немецких лавок и кафе, «венскую булочную» и редакцию газеты «St Petersburger Zeitung». Полиция препятствовала погромщикам, но её численности едва хватало. Не удалось городовым и удержать толпу от разгрома здания немецкого посольства на Исаакиевской площади.

Общество в целом отнеслось к погромам неодобрительно. На какое-то время они прекратились. В Москве власти приняли некоторые предупредительные меры, в том числе сняли множество немецких вывесок. В Первопрестольной беспорядки начались только осенью 1914 г. 10 октября на Красной площади состоялся молебен, после которого молодёжь пошла по городу и под возгласы «Долой немцев!» громила магазины — всего пострадало 30 немецких контор, а также 1 русское, 1 английское и 2 бельгийских предприятия.

Сотрудник газеты «Речь» писал, как выглядела Москва после погрома: «Я проехал по Мясницкой. Точно неприятель побывал на одной из главных деловых артерий города. Было жутко и стыдно глядеть. Зияли дыры на месте окон, поблёскивало на электрическом свете битое стекло, белели доски, которыми наскоро зашиты злополучные магазины. То же, хотя и не так часто — на Кузнецком мосту, на Петровке, Арбате».

Патриотическая манифестация в Санкт-Петербурге, 1914. Источник: pastvu.com

Полиция арестовала 21 человека из числа наиболее яростных погромщиков и продержала их по 3 месяца в тюрьме; московские власти обещали строго карать хулиганов в случае повторения беспорядков. Тем не менее волна германофобии в обществе продолжала нарастать. Народ бойкотировал немецкие фирмы, на многих предприятиях увольняли немецких служащих (чего часто требовали их русские коллеги), газеты плодили слухи о шпионах и изменниках в правительстве и при дворе. Журналисты давно уже называли русских немцев, даже обрусевших, которых нельзя было заподозрить в каком-либо сотрудничестве с врагом, «мирными завоевателями» и «спрутом», а само их присутствие — «засильем».

Насаждался образ «немца-врага», происками которого объяснялись многие проблемы и происшествия. Русский генерал Ю. Н. Данилов вспоминал, как «шпиономания не щадила никого, и самые нелепые и гнусные обвинения возводились на людей с безупречным именем». Правительство, с одной стороны, шло у общественного мнения на поводу, с другой — само подогревало германофобию различными антинемецкими мерами (например, запретом преподавания на немецком языке, переименованием столицы в Петроград, выселением интернированных, ограничениями для немецких коммерсантов и т. д.).

» height=»445″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/79c/79c5487eaae190a658cf16858395fa42.webp» title=»Ещё одна демонстрация в Петербурге на Дворцовой площади, 1914. (russianphoto.ru)» width=»600″ />

Ещё одна демонстрация в Петербурге на Дворцовой площади, 1914. Источник: russianphoto.ru

На этом фоне с особенной яростью москвичи встретили вести о военных неудачах — 1−6 мая немцы прорвали фронт под Горлицей-Тарновом, и последовало «Великое отступление» Русской императорской армии. В то же самое время в очередной раз подорожали продукты питания — народная молва вновь объясняла это происками «врагов-немцев». К 26 мая Москва уже готова была разбушеваться и начать «бить немца» в тылу. Это и случилось.

» height=»458″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/70f/70fcf26d8e8b1bb0a2e2c5b2e7470740.webp» title=»Патриотическая манифестация в Москве, январь 1915 г. (pastvu.com)» width=»600″ />

Патриотическая манифестация в Москве, январь 1915 г. Источник: pastvu.com

Майская «буря разрушения»

26 мая 1915 года на Тверской заставе начался «бабий бунт» — небольшая группа женщин не получила подработку в благотворительном комитете великой княгини Елизаветы Фёдоровны (немки по происхождению) и теперь у дома генерал-губернатора Москвы Феликса Феликсовича Юсупова требовала сатисфакции; тут же к ним присоединились зеваки, зазвучали антинемецкие речи. Полиция разогнала манифестантов. В это же время рабочие ситценабивной фабрики Гюбнера взяли портреты императора и пошли по московским улицам — требовать удалить с фабрики всех немцев. Полиция не рискнула разгонять их, дабы не спровоцировать беспорядки. Но это не сработало.

27 мая толпа (в этот раз собралось ещё больше людей) двинулась «бороться с немецким засильем» к «мануфактуре Эмиль Циндель». Полиция бездействовала. Манифестанты ворвались во двор и занялись яростным избиением директора фабрики Карлсена. Дочь Карлсена, сестра милосердия, видела, как убивают её отца. Шесть полицейских попытались спасти директора, но тщетно. После этого погромщики разгромили фабрику Роберта Шрадера, а затем и дом её хозяина, где убили четырёх женщин (жену распорядителя Э. Янсен, его сестру К. Янсен, пожилую тёщу Э. Штолле и подданную России Б. Энгельс).

» height=»319″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/228/228979ce8002a8ab1e8fa5f48cea24d5.webp» title=»Начало погрома, Тверская улица. (pastvu.com)» width=»600″ />

Начало погрома, Тверская улица. Источник: pastvu.com

Утром 28 мая полиция свозила немцев, владевших московскими предприятиями, в тюрьму — только там им не угрожал суд Линча. А погромы продолжились. Грабежи сопровождались распитием украденного в немецких магазинах спиртного, что усиливало кураж выпивших. В тот же день манифестанты на Красной площади осмелели настолько, что выкрикивали уже не только антинемецкие лозунги, но требовали отречения Николая II и замены его на великого князя Николая Николаевича, обругивали Распутина и придворных.

В погромах участвовали рабочие, студенты, националисты, городская беднота

Тем временем начался погром на Мясницкой и других центральных улицах — Тверская, Петровка, Большая Спасская, Сретенка, Пресня… Газетчики уже давно опубликовали списки немецких предприятий в центре города — для тех, кто присоединился к их бойкоту. По этим спискам погромщики и действовали, а заодно наведывались ко всем иностранцам и вламывались прямо в их квартиры.

Спасти от разгрома жилища человека могли только документы, доказывающие его не немецкое происхождение. О происходившем на Кузнецком мосту вспоминал свидетель: «По обеим сторонам улицы из многих магазинов летели вещи, грохотал треск, звенело стекло, лязгало железо. Впечатление увеличивалось до демонических размеров тем, что на всех улицах, пересекающих Кузнецкий, бушевала такая же буря разрушения».

» height=»407″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/49f/49fbd959d13cb793e2eff17319653611.webp» title=»Одна из разгромленных лавок. (LiveJournal)» width=»600″ />

Одна из разгромленных лавок. Источник: LiveJournal

Вечером погром охватил весь город. Буйство продолжалось и ночью на 29 мая. Очевидцы позднее рассказывали, что из разгромленных лавок и домов вещи таскали даже полицейские, — тоже не постеснялись «поживиться». Беспорядки происходили и в Лефортове, где избивали немцев и одного из них убили (Г. Г. Филиппа). Днём и вечером бушевали москвичи в Петровско-Разумовском — громили и жгли дачи немцев и австрийцев. За последние сутки погромов в Москве произошло 150 пожаров.

Власти наконец поняли, что пора действовать. Утром 29 мая в Москву вошли войска, которые занялись разгоном бушующих толп. В ряде случаев пришлось прибегнуть к стрельбе — погибло 16 погромщиков. К позднему вечеру город успокоился.

Через несколько дней чиновники занялись выяснением последствий случившегося. Москвичи разгромили 476 торгово-промышленных заведений и 217 жилищ; пострадало 113 подданных Германии и Австро-Венгрии и 485 подданных России с иностранными фамилиями; под горячую руку попали и 90 человек с русскими именами и фамилиями. Потерпевшие понесли убытки более чем на 50 млн рублей; историк Н. В. Савинова констатирует, что при этом «более всего пострадали российские подданные и подданные нейтральных и дружественных Российской империи государств».

Ф. Ф. Юсупов. Источник: wikipedia.org

Правительство отреагировало на погромы противоречиво. С одной стороны — однозначно осудило их. Юсупов лишился своего поста, под суд попали градоначальник Адрианов и его помощник полицеймейстер Севенард. В отставку вышел и министр внутренних дел Н. Маклаков. Пострадавшим назначили компенсации — беспроцентные ссуды (не невозвратные, но хотя бы так…). С другой стороны — 1 июня 1915 г. московские власти издали указ об увольнении всех немцев с городских предприятий; немецким предприятиям велели закрыться: по сути, государство уступило напору толпы.

Немцы стали сами покидать город. К тому же все возбужденные уголовные дела полиция через какое-то время прекратила «за необнаружением виновных». Судя по всему, виновных установить действительно было в этой ситуации непросто — в погромах, по оценке властей, участвовало около 50 тыс. человек; но важно иметь в виду и тот факт, что германофобия охватила саму полицию, которая не жаждала расследовать дела погромщиков. Не состоялось ни одного суда.

Другой современник вспоминал: «Погром немецких фабрик, магазинов, квартир в Москве летом 1915 года в действительности был только прелюдией к тому страшному, безумному человеческому пожару, который разразился и обуглил потом всю Россию. Уже тогда можно было заметить, что нервное напряжение в народе, его неудовольствие достигли кульминационного пункта и что разрядить эту атмосферу должно и необходимо».

Через два года неудовольствие народа обернулось революцией.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *