Что такое драма в музыке

Музыкальная драма

Полезное

Смотреть что такое «Музыкальная драма» в других словарях:

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА — МУЗЫКАЛЬНАЯ драма, 1) одно из ранних (17 18 вв.) названий оперы. 2) Со 2 й половины 19 в. опера, в которой музыка подчинена драматическому действию и деление на законченные номера отсутствует (оперы Р. Вагнера, М.П. Мусоргского и др.). 3) С конца … Современная энциклопедия

Музыкальная драма — МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА, 1) одно из ранних (17 18 вв.) названий оперы. 2) Со 2 й половины 19 в. опера, в которой музыка подчинена драматическому действию и деление на законченные номера отсутствует (оперы Р. Вагнера, М.П. Мусоргского и др.). 3) С конца … Иллюстрированный энциклопедический словарь

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА — 1) одно из ранних названий оперы, в 19 в. вышедшее из употребления.2) Опера, в которой музыка подчинена драматическому действию и отсутствует деление на законченные номера. Р. Вагнер в своих операх, начиная с Лоэнгрина (1848), стремился… … Большой Энциклопедический словарь

музыкальная драма — 1) одно из ранних (XVII XVIII вв.) названий оперы. 2) Со второй половины XIX в. опера, в которой музыка подчинена драматическому действию и деление на законченные номера отсутствует (оперы Р. Вагнера, М. П. Мусоргского и др.). 3) С конца XIX в.… … Энциклопедический словарь

Музыкальная драма — Опера (итал. opera «дело, труд, работа; опера», из лат. opera «труд, изделие, произведение») жанр театральных представлений, в котором речь, соединённая с музыкой (пение и аккомпанемент), и сценическое действие имеют преобладающее… … Википедия

Музыкальная драма — см. Драма музыкальная … Музыкальная энциклопедия

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА — См. Опера, Флорентинская реформа … Музыкальный словарь Римана

Музыкальная комната — জলসাঘর Jalsaghar Жанр … Википедия

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА — Под формой в музыке подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям. Композитор в процессе творчества неизбежно приходит к некоей… … Энциклопедия Кольера

Музыкальная шкатулка (фильм, 1989) — Музыкальная шкатулка Music Box Ж … Википедия

Источник

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА. Термин имеет несколько значений. 1) Одно из ранних названий оперы, которое применялось с момента возникновения оперы в Италии в 16–17 вв.; 2) В 19 в. термин подразумевал борьбу против оперных условностей и перенесением в оперу принципов драматического театра, т.е. более последовательное подчинение музыки драматическому действию. В Германии термин «музыкальная драма» (Musikdrama) был введен в 1833 Т.Мундтом, который обозначал им оперу вообще (как единство поэзии и музыки), в отличие от драматических произведений с музыкальными вставками. Теоретические проблемы музыкальной драмы наиболее полно разработал Р.Вагнер; 3) Во второй половине 19 в. термин применяется к созданным операм драматического характера; 4) Драматическое произведение, в котором большая роль принадлежит музыке (вокальной и инструментальной).

Что такое драма в музыке. Смотреть фото Что такое драма в музыке. Смотреть картинку Что такое драма в музыке. Картинка про Что такое драма в музыке. Фото Что такое драма в музыке

Драматургическое содержание оперы воплощается не только в либретто, но и в самой музыке. Создатели оперного жанра называли свои произведения dramma per musica – «драмой, выраженной в музыке». Опера – это нечто бóльшее, чем пьеса со вставными песнями и танцами. Драматическая пьеса самодостаточна; опера без музыки – лишь часть драматического единства. Это относится даже к операм с разговорными сценами. В произведениях такого типа – например, в Манон Леско Ж.Массне – музыкальные номера все равно сохраняют ключевую роль.

Крайне редко оперное либретто можно поставить на сцене как драматическую пьесу. Хотя содержание драмы выражено в словах и налицо характерные сценические приемы, все же без музыки пропадает нечто важное – то, что может быть выражено только музыкой. По этой же причине лишь изредка драматические пьесы могут быть использованы как либретто, без предварительного сокращения числа персонажей, упрощения сюжета и главных характеров. Надо оставить место для дыхания музыки, она должна повторяться, образовывать оркестровые эпизоды, менять настроение и колорит в зависимости от драматических ситуаций. И поскольку пение все же затрудняет понимание смысла слов, текст либретто должен быть настолько ясным, чтобы его можно было воспринять при пении.

Таким образом, опера подчиняет себе лексическое богатство и отточенность формы хорошей драматической пьесы, но возмещает этот ущерб возможностями собственного языка, который обращен непосредственно к чувствам слушателей. Так, литературный источник Мадам Баттерфлай Пуччини – пьеса Д.Беласко о гейше и американском морском офицере безнадежно устарела, а выраженная в музыке Пуччини трагедия любви и предательства ничуть не поблекла от времени.

При сочинении оперной музыки большинство композиторов соблюдали некоторые условности. Например, использование высоких регистров голосов или инструментов означало «страсть», диссонирующие гармонии выражали «страх». Подобные условности не были произвольными: люди вообще повышают голос при волнении, а физическое ощущение страха дисгармонично. Но опытные оперные композиторы применяли более тонкие средства для выражения в музыке драматического содержания. Мелодическая линия должна была органично соответствовать словам, на которые ложилась; гармоническое письмо должно было отражать отливы и приливы эмоций. Следовало создавать разные ритмические модели для стремительных декламационных сцен, торжественных ансамблей, любовных дуэтов и арий. Выразительные возможности оркестра, в том числе тембры и другие характеристики, ассоциирующиеся с разными инструментами, тоже ставились на службу драматическим целям.

Однако драматическая выразительность – не единственная функция музыки в опере. Оперный композитор решает две противоречащие друг другу задачи: выражать содержание драмы и доставлять удовольствие слушателям. В соответствии с первой задачей, музыка служит драме; в соответствии со второй, музыка самодостаточна. Многие великие оперные композиторы – К.В.Глюк, Вагнер, М.Мусоргский, Р.Штраус, Дж.Пуччини, К.Дебюсси, А.Берг – подчеркивали в опере экспрессивное, драматургическое начало. У других авторов опера приобретала более поэтический, сдержанный, камерный облик. Их искусство отмечено тонкостью полутонов и меньше зависит от перемен в общественных вкусах. Композиторы-лирики любимы певцами, ибо, хотя оперный певец должен быть в известной степени актером, все же главная его задача – чисто музыкальная: он должен точно воспроизводить нотный текст, придавать звуку необходимую окраску, красиво фразировать. К числу авторов-лириков можно отнести неаполитанцев 18 в., Г.Ф.Генделя, Й.Гайдна, Дж.Россини, Г.Доницетти, В.Беллини, К.М.Вебера, Ш.Гуно, Массне, П.И.Чайковского и Н.А.Римского-Корсакова. Редкие авторы достигали почти абсолютного равновесия драматического и лирического элементов, среди них – К.Монтеверди, В.А.Моцарт, Ж.Бизе, Дж.Верди, Л.Яначек и Б.Э.Бриттен.

Источник

Что такое драма в музыке

греч. drama, букв. — действие

\3) Термин «Д. м.» нередко применяется по отношению к созданным во 2-й пол. 19 в. операм драм. характера, в к-рых заметны усиление сквозного драм. развития и преодоление традиц. номерной структуры, но без подчинения принципам вагнеровской Д. м. Так, оперу Дж. Верди «Отелло» условно можно назвать итал. Д. м. Порой этот термин условно применяется и к операм обычного (классического) типа, отличающимся ярким драматизмом содержания («Риголетто» Верди, «Кармен» Ж. Бизе, «Пиковая дама» П. И. Чайковского и др.). В России особые задачи, связанные с воплощением исполненных драматизма народных судеб, побудили М. П. Мусоргского назвать свою оперу «Хованщина» «народной музыкальной драмой». Однако в нар. муз. драмах сближение с принципами драм. театра сочетается с развитием классич. рус. оперных традиций, идущих от М. И. Глинки. В опере 20 в. наблюдается претворение тенденций, идущих как от вагнеровской Д. м., так и от других опытов сближения музыки и драмы (см. Опера).

\4) Драм. произв., в к-ром существенная роль принадлежит музыке (вокальной и инструментальной). История театр. пьес с музыкой восходит к древним эпохам. С полной определённостью можно говорить о подобных Д. м. применительно к муз.-драм. представлениям раннего и позднего средневековья (напр., «Шакунтала» Калидасы, Индия, 5 в.; литургич. драма в католич. странах Европы, 10-12 вв.; муз. т-р в Китае, 12-13 вв.). В эпоху средневековья из числа европ. театр. представлений к названному типу Д. м. приближаются исполнявшиеся в церквах и на площадях мистерии. Возникновение и широкое распространение оперы оттеснило этот вид Д. м. на второй план.

Литература: Друскин М. С., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952; Ярустовский Б. М., Драматургия русской оперной классики, М., 1952; Ферман В. Э., Оперный театр. Статьи и исследования, М., 1961.

Источник

Музыкальная драма

О́пера (итал. opera «дело, труд, работа; опера», из лат. opera «труд, изделие, произведение») — жанр театральных представлений, в котором речь, соединённая с музыкой (пение и аккомпанемент), и сценическое действие имеют преобладающее значение.Крупное музыкальное произведение, в котором объединены различные виды искусства.

Содержание

История жанра

Зародыш такой драматической формы следует искать в Италии, в мистериях, то есть духовных представлениях, в которых эпизодически вводимая музыка стояла на низкой ступени. Духовная комедия: «Обращение св. Павла» (1480), Беверини, представляет уже более серьёзный труд, в котором музыка сопровождала действие с начала до конца. В середине XVI века большой популярностью пользовались пасторали или пастушеские игры, в которых музыка ограничивалась хорами, в характере мотета или мадригала. В «Antiparnasso», Орацио Векки хоровое пение за сценой, в форме пятиголосного мадригала, служило для сопровождения игры актёров на сцене. Эта «Commedia armonica» была дана в первый раз при Моденском дворе в 1597.

Что такое драма в музыке. Смотреть фото Что такое драма в музыке. Смотреть картинку Что такое драма в музыке. Картинка про Что такое драма в музыке. Фото Что такое драма в музыке

В конце XVI века попытки ввести в такие сочинения одноголосное пение (монодию) вывели оперу на тот путь, на котором её развитие пошло быстро вперед. Авторы этих попыток называли свои музыкально-драматические произведения drama in musica или drama per musica; название «опера» стало применяться к ним в первой половине XVII века. Позднее некоторые оперные композиторы, например Рихард Вагнер, опять вернулись к названию «музыкальная драма».

Первый оперный театр для публичных представлений был открыт в 1637 в Венеции; ранее опера служила только для придворных развлечений. Первой большой оперой можно считать «Дафну» Джакопо Пери, исполненную в 1597. Опера скоро распространилась в Италии, а затем и в остальных странах Европы. В Венеции со времени открытия публичных зрелищ в течение 65 лет появилось 7 театров; для них написано разными композиторами (числом до 40) 357 опер. Пионерами оперы были: в Германии — Шютц («Дафна», 1627), во Франции — Камбер («La pastorale», 1647), в Англии — Пёрселл; в Испании первые оперы появились в начале XVIII стол.; в России Арайя первым написал оперу («Кефал и Прокрида») на самостоятельный русский текст (1755). Первая русская опера, написанная в русских нравах — «Танюша, или Счастливая встреча», музыка Ф. Г. Волкова (1756).

Разновидности оперы

Исторически сложились определённые формы оперной музыки. При наличии некоторых общих закономерностей оперной драматургии все её компоненты в зависимости от типов оперы толкуются различно.

В комической опере, немецкой и французской, между музыкальными номерами допускается диалог. Есть и серьёзные оперы, в которые вставлен диалог, напр. «Фиделио» Бетховена, «Медея» Керубини, «Волшебный стрелок» Вебера.

Элементы оперы

Опера — это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).

Оперное произведение делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог, в конце оперы — эпилог.

Части оперного произведения — речитативы, ариозо, песни, арии, дуэты, трио, квартеты, ансамбли и т. д. Из симфонических форм — увертюра, интродукция, антракты, пантомима, мелодрама, шествия, балетная музыка.

Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог, баллада, песня). Различные функции в опере имеет речитатив — музыкально-интонационное и ритмическое воспроизведение человеческой речи. Нередко он связывает (сюжетно и в музыкальном отношении) отдельные законченные номера; часто является действенным фактором музыкальной драматургии. В некоторых жанрах оперы, преимущественно комедийных, вместо речитатива используется разговорная речь, обычно — в диалогах.

Сценическому диалогу, сцене драматического спектакля в опере соответствует музыкальный ансамбль (дуэт, трио, квартет, квинтет и т. д.), специфика которого даёт возможность создавать конфликтные ситуации, показывать не только развитие действия, но и столкновение характеров, идей. Поэтому ансамбли зачастую появляются в кульминационных или заключительных моментах оперного действия.

Хор в опере трактуется по-разному. Он может быть фоном, не связанным с основной сюжетной линией; иногда своеобразным комментатором происходящего; его художественные возможности позволяют показать монументальные картины народной жизни, выявить взаимоотношения героя и масс (например, роль хора в народных музыкальных драмах М. П. Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина»).

В музыкальной драматургии оперы большая роль отведена оркестру, симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию образов. Опера включает также самостоятельные оркестровые эпизоды — увертюру, антракт (вступление к отдельным актам). Ещё один компонент оперного спектакля — балет, хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными.

Источник

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА

Смотреть что такое «МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА» в других словарях:

Музыкальная драма — МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА, 1) одно из ранних (17 18 вв.) названий оперы. 2) Со 2 й половины 19 в. опера, в которой музыка подчинена драматическому действию и деление на законченные номера отсутствует (оперы Р. Вагнера, М.П. Мусоргского и др.). 3) С конца … Иллюстрированный энциклопедический словарь

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА — 1) одно из ранних названий оперы, в 19 в. вышедшее из употребления.2) Опера, в которой музыка подчинена драматическому действию и отсутствует деление на законченные номера. Р. Вагнер в своих операх, начиная с Лоэнгрина (1848), стремился… … Большой Энциклопедический словарь

музыкальная драма — 1) одно из ранних (XVII XVIII вв.) названий оперы. 2) Со второй половины XIX в. опера, в которой музыка подчинена драматическому действию и деление на законченные номера отсутствует (оперы Р. Вагнера, М. П. Мусоргского и др.). 3) С конца XIX в.… … Энциклопедический словарь

Музыкальная драма — Опера (итал. opera «дело, труд, работа; опера», из лат. opera «труд, изделие, произведение») жанр театральных представлений, в котором речь, соединённая с музыкой (пение и аккомпанемент), и сценическое действие имеют преобладающее… … Википедия

Музыкальная драма — 1) одно из ранних названий оперы. Применялось со времени возникновения оперы в Италии на рубеже 16 17 вв. [итал. dramma per (la) musica, dramma in musica], использовалось наряду с новым термином «опера» вплоть до 18 в. 2) Понятие,… … Большая советская энциклопедия

Музыкальная драма — см. Драма музыкальная … Музыкальная энциклопедия

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА — См. Опера, Флорентинская реформа … Музыкальный словарь Римана

Музыкальная комната — জলসাঘর Jalsaghar Жанр … Википедия

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА — Под формой в музыке подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям. Композитор в процессе творчества неизбежно приходит к некоей… … Энциклопедия Кольера

Музыкальная шкатулка (фильм, 1989) — Музыкальная шкатулка Music Box Ж … Википедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *