Что такое драхма в буддизме
Дхарма (Буддизм)
В контексте индийских языков термин подразумевает религию человека. В большинстве направлений индийской философии дхарма выступает как центральное понятие, которое используется для объяснения высшей истины.
Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от корня дхр — «держать»), и обычно переводится на русский язык как «закон» и его значение часто даётся как «универсальный закон бытия».
В индийском историко-философском контексте термин «дхарма» всегда олицетворял идеи правильного поведения в жизни, поддерживаемые вселенскими законами. Символ дхармы — дхармачакра — центральный мотив в национальном флаге Индии.
Дхарма играет первостепенную роль в дхармических религиях (санатана-дхарма, будда-дхарма, джайн-дхарма, сикхизм), каждая из которых исповедует и практикует её принципы. В учениях этих религий, дхарма выступает как правильное понимание природы, или Бога как её изначального источника. [1] [2] [3] В этих религиозных традициях, индивиды, которые живут в согласии с принципами дхармы, быстрее достигают мокши или нирваны (освобождения). Дхарма также используется в контексте учений и доктрин основателей дхармических религий — Гаутамы Будды и Махавиры. В традиционном индусском обществе, с его системой варнашрама-дхармы, дхарма представляет собой религиозно-моральную доктрину о правах и обязанностях каждого индивида. Дхарма, в своём общем значении, имеет определённое сходство с дао и даосизмом.
Содержание
Этимология
Слово «дхарма» восходит к санскриту через общий индоиранский корень дхар — «поддерживать», «удерживать», «держать», через праиндоевропейский дхер, который имеет родство с латинским frēnum — «вожжи», «седло»; и с немецкими словами «скрытый», «укрытый» (древневерхненемецкие tarni, latens); а также с dher-gh, со старославянским drъžǫ, drъžati — «держать», «обладать». Предположительно также существует этимологическое родство слова «дхарма» с латинским firmus (на английском firm).
В контексте большинства современных индийских языков, таких как хинди или бенгали, «дхарма» просто означает «религия». Индуизм, буддизм, джайнизм и сикхизм соответственно называют «санатана-дхарма», «будда-дхарма», «джайн-дхарма» и «сикх-дхарма».
В индуизме
Историческое развитие концепции дхармы в индуизме
В «Риг-веде», вера в то, или наблюдение за тем, что естественная упорядоченность и гармония пронизывает природу и мир, проявляется в ведической концепции риты, которая выступает как законы природы, как определённый установленный порядок вещей в природе, во Вселенной. Рита имеет определённое сходство с древнекитайским понятием дао и гераклической, или стоической концепцией логос.
Этот порядок вещей во Вселенной, отражённый в исторической ведической религии, явился естественным предшественником понятия дхармы. Идея риты была изложена в гимнах Вед и выступила как фундамент для дхармы в классическом индуизме.
Дхарма упоминается в следующем стихе «Риг-веды»:
О Индра, веди нас по пути риты — истинному пути, следуя которому мы сможем преодолеть зло. [4] |
Переход от риты к современной идее дхармы происходит в «Брихад-араньяка-упанишаде». В Упанишадах дхарма рассматривается как вселенский закон, порядок вещей, гармония, истина, которые проявляются из Брахмана. Дхарма выступает как управляющий моральный принцип во Вселенной.
Это сат — истина, один из основных принципов индуизма, который происходит от концепции «единой истины» (экам-сат), изложенной в «Риг-веде». Сат выступает в Ведах как одно из качеств Брахмана — сат-чит-ананда (истина-знание-блаженство). Дхарма это не просто закон или устой — это истина в её чистом виде. В «Брихад-араньяка-упанишаде» это объясняется следующим образом:
Дхарма тождественна истине. Человек, который говорит истину, «говорит дхарму». [5] |
В «Махабхарате» Кришна определяет дхарму как поддерживающую порядок вещей как в материальном мире, так и в мире духовном. [6]
Дхарма как одна из пурушартх
Продвигаясь по четырём ступеням духовного развития (ашрамам) ведического общества, которыми являются брахмачарья, грихастха, ванапрастха и санньяса, индивид одновременно осуществляет и четыре основные пурушартхи, или цели — дхарму, артху (экономическое развитие, материальные обретения и мирские заслуги), каму (чувственное удовлетворение), и мокшу (освобождение из самсары —круговорота рождения и смерти). Конечная цель, мокша, является самой важной в последних двух ашрамах жизни, тогда как пурушартхи артхи и камы в основном практикуются в грихастха-ашраме. Дхарма, однако, играет ключевую роль на всех четырёх ступенях духовной жизни.
Бог дхармы
Ямарадж, которого также называют Дхармарадж, выступает как дева, управляющий дхармой и следящий за её соблюдением. Описывается, что он родился из груди Брахмы и женился на десяти дочерях Дакши. Он является отцом Шамы, Камы и Харахсы, а также Нара-нараяна риши.
В «Махабхарате», Видура описывается как воплощение Ямараджа. [7] Также, Кунти вызывает Ямараджа и зачинает от него своего старшего сына Юдхиштхиру. Поэтому, Юдхиштхира также получил известность под именем Дхармапутра («сын дхармы»). [8]
В специальной литературе
В буддизме
Дхармы в буддизме
Описание дхарм изложено в третьей части буддийского канона, абхидхарме. Их детальной классификации посвящён труд Абхидхармакоша.
Все дхармы можно разделить на два базовых класса омраченные (сасрава) и неомраченные (анасрава).
Омраченные
Тройная классификация дхарм
Дхармы были классифицированы Буддой тремя способами: по группам (скандха), по базам (аятана) и по элементам (дхату). Васубандху объясняет причину необходимости тройной классификации следующим образом:
Сознательные существа заблуждаются в трояком отношении: одни заблуждаются относительно психических явлений, считая их за «я»; другие опять заблуждаются относительно явлений чувственных; третьи полагают, что явления психические и чувственные вместе составляют «я». Кроме того, проницательность людей различна, а также их склонности: одни в состоянии понять или любить только краткое; другие — среднее; третьи — пространное. [9] |
Поэтому для первых предназначена классификация дхарм по пяти группам, для вторых — по 12 базам, а для третьих — по 18 элементам.
Таким образом, эти же десять органов чувств и объекты, перечисленные выше, присутствуют и в списках дхарм, входящих в базы (аятана) и элементы (дхату). А именно:
Дхарма
Для понятия Дхарма есть много определений. Согласно индийской философии Дхарма является порядком, правилами, нормами, по которым существует, развивается космос и общество. Дхарма представляет собой одну из четырех задач каждого человека. Существуют еще задачи приобретения, удовольствия, свободы.
Дхамма является истинной сутью вещей. Это учение Будды, освещающее истину, объясняющее пути ее постижения.
Человек, следуя божественным естественным нормам, тем самым исполняет свою Дхамму. Чем больше, тем лучше. Тем он исполняет свою миссию. Она, по сути, является маяком, чтобы человек не сбился с правильного пути.
Дхарма в буддизме
2,5 тысячи лет тому на свет появился Будда Шакьямуни, чтобы учить людей. Он сострадал каждому из живых существ, был аскетом с целью познания истины для донесения ее всем людям. Его первая проповедь была о том, что есть четыре благородных истины. В них вся суть существования, причины счастливого бытия и страдания всего живого, а также дорога к обретению полной свободы.
Буддистскими идеалами для воодушевления и верности этой практике, являются Будда, Дхарма (Дхамма) и Сангха.
Дхамма рассматривается здесь в качестве высшего и непостижимого достоверного факта (истины). Это за границами мирских понятий. Практикуя Дхамму, есть возможность окончательно освободиться, улететь в нирвану.
Человеку, идущему по этому пути, нужно развивать в себе важные качества:
Согласно буддистской идеологии жизнь каждого человека является только одно из многих разных его воплощений. Благодаря Дхарме люди могут иметь одну судьбу. Естественная гармония является важным принципом практики, который позволяет человеку благоприятно переродиться и идти с буддийской целью всю свою жизнь до тех пор, пока не достигнут нирваны.
Колесо Дхармы
Это значимый буддийский символ, олицетворяющий идеологию религии. В Тибете этот символ называют колесом трансформации.
Колесо символизирует непрерывность возрождений, сансары. По мнению некоторых последователей Будды, его ключевые части значат навыки практики:
Такое колесо символизирует дары освобождающих знаний Будды. Они помогают всем прозреть, ведь именно неведение является источником страданий. Колесо чаще всего имеет восемь спиц, которые символизируют спокойствие, мудрость и ум.
Центром колеса (ступицей) символизируется свет сознания, души, а спицами – соблюдение восьми благородных буддийских принципов. Каждый из нас должен обладать правильным воззрением, образом мышления, речью, поведением, образом жизни, усилием, осознанием и созерцанием.
Дхарма и ее связь с Кармой
Эти понятия связаны с теорией справедливости, являются основными в буддийской этике. Они взаимосвязаны, и создают путь души, проходящий к просветлению через реинкарнацию. Дхамма учит человека ладить со всем миром, что помогает накоплению позитивного кармического опыта. Благодаря этому человеку дано испытывать благоприятные события в этом и следующем воплощениях.
Мироздание в естественном состоянии гармонично. А люди обязаны сохранять эту гармонию. Войны, воровство – безнравственные деяния. Независимо от сути действий, они сопровождаются кармой – естественной причинной силой. Ее суть в том, что все имеет свои причины и последствия. Таким образом, тот, кто не может созерцать Дхарму и блюсти свои интересы, накапливает плохой опыт кармического плана. А это ведет к негативу в будущей жизни человека.
Свод законов
Регуляторы моральной и нравственной сторон жизни и отношений считают универсальными законами. Они способствуют пониманию истин.
Дхарма своими специфическими законами регулирует деятельность отдельных социальных слоев (варн). Благодаря такому регулированию человек имеет цели, совершенствуется и не меняет вид деятельности при первой неудаче. А также можно распределять нагрузки в соответствии со способностями и возможностями людей.
Универсальными законами устанавливаются следующие ограничения и нормы поведения людей:
Дхарму человеку дано природой с рождения. Это путь согласно его компетентности, то, который принесет благо себе и другим людям. Это также долг каждого человека раскрыть свой потенциал, эволюционировать и обрести счастье.
Числа Дхарм
В ведической нумерологии есть простой способ определения чисел Дхарм. К примеру, для человека с датой рождения 13.03.1976 это число: 1+3+3 = 7.
Как видим, в расчете не берут во внимание год рождения.
1 – инициативные и ответственные люди с лидерскими качествами. Беря на себя ответственность, человек следует божественным принципам и правилам. Его ждет успех во всех начинаниях. Если они начинают искать виновника в окружении, то сразу теряют все. Эти они показывают свое неповиновение Богу. За что последует расплата в качестве проблем в личной жизни.
2 – ключевой целью этих людей является создание гармоничных отношений. Это число тех, кому созданные отношения приносят радость и ощущения счастья. Человек должен правильно ставить приоритеты. Женщинам необходимо найти достойную вторую половинку. Так она выполнит свое предназначение. У мужчин с числом 2, у которых превыше всего амбиции, все очень сложно. Им придется с ними распрощаться. Главным для них является личная жизнь. Только так мужчина становится успешным во всех остальных сферах жизни.
3 – главная миссия – нести знания, обучать всему. Тройка – это число Гуру, что означает расширение, повышение уверенности в своих силах. Неведение порождает страх. Их девиз – «могу быть полезен другим своими навыками и опытом». Такой человек продолжает себя в своих детях. Но не менее важной задачей является создание крепких отношений в семье. Также предполагает необходимость в стабильности, надежности в материальном плане. И только движение вперед. Если человек не соблюдают правила, он обычно имеет много семей.
4 – люди с главной целью познавать метафизический смысл жизни. Магия, йога, медитации, мистика помогут исполнить свою истинную миссию. Только в измененном сознании, попав другие миры и измерения, четверки познают смысл жизни.
5 – Дхармой этих людей является развитие потенциала. Ключ к успеху в знании (Буддхе) и развитии своего сознания. И это требует обретения полной свободы. Но нельзя путать свободу с вседозволенностью и анархией. Иначе ждет хаос. Только свобода с ответственностью за все свои деяния позволяют полностью контролировать свою жизнь.
6 – для людей важно познание смысла бытия с помощью секса. Для них важно удовольствие с наслаждением. И Майтхуна дает им это. Они любят прекрасное, ведь так тоже получают наслаждение и удовольствие.
8 – число «трудяг», умеющих контролировать свою жизнь. Все приходит только через работу. И трудиться надо, не ожидая оплаты. И за это человек получит успех и достойную награду. Целью жизни восьмерок является любая работа. Кроме этого следует контролировать все свои действия и слова, быть скромным, исполнительным, послушным, консервативным.
9 – цель таких людей – развитие волевых качеств, целеустремленности, смелости, способности управлять своей энергией. Они должны следить за своей формой, заниматься спортом, практиковать йогу. Человек с девяткой имеет взрывоопасный запас энергии. Он нуждается в правильном использовании. Только так можно исполнить свою миссию.
Больше информации по теме можно узнать у специалистов Центра развития личности «Арканум».
Дхарма — что это такое, и что мы упускаем? Виды и цели дхармы.
Раз вы задаетесь вопросом что такое дхарма, тогда наверняка Вы уже продвинулись достаточно глубоко, что бы не тратить время на такое понятие, как карма, реинкарнация и так далее. И не будем этого делать, сразу перейдем к сути вопроса. Если же интересует, например, вопрос кармы, то можно все узнать здесь «Что такое карма простыми словами».
Понятие дхармы и виды дхармы
Дхарма — что это простыми словами, по самой сути? Дословно, дхарма — это закон, следование законам общества. Это достаточно общее понятие, оно включает в себя несколько составляющих, как варна-дхарма, ашрама-дхарма и сва-дхарма. Мы кратко разберем эти виды дхармы, чтобы пойти дальше. Эта информация крайне будет важна для дальнейшего понимания темы.
Варна — это также слово из санскрита, что значит социальный уклад общества по виду деятельности, где люди распределяются по четырем ее видам:
Ашрама-дхарма также распределяется на 4 ступени, именно ступени взросления человека по возрасту.
Сва-дхарма, это индивидуальный путь человека в жизни. Поиск себя и своего предназначения.
Дхарма — что это простыми словами. Суть дхармы
Здесь еще кое-что важное, потерпите немного, мы обязательно дойдем до развязки. Итак, можно сказать, что дхарма, это тот путь человека, который должен пройти честно «от и до». От маленького ребенка еще ничего не ждут.
А вот когда он будет готов к школе, его самой важной драхмой будет учеба.
Каждый родитель скажет своему ребенку — самое главное для тебя в этом возрасте учиться и только учиться.
Чем усердней молодой человек выполнил свою главную обязанность или драхму — учиться, тем лучше он прошел этот этап. Соответственно, молодой человек больше получил благословений и похвалы от родителей. И конечно, больше пользы принес для самого себя.
Здесь отмечу, что уровень оценок играет второстепенную роль, поскольку зависит от способностей ученика.
А точнее, если ученик однозначно может учиться на 4 и 5, но не делает этого, тогда уже с детства не выполняет, что должен, то есть — драхму. Если же его потолок это тройки, и он усерден в своей учебе, тогда выполняет дхарму.
Далее, интереснее.
После окончания учебы молодой человек вступает сразу на две ступеньки. Он должен чем-то зарабатывать на хлеб, то есть определиться, кто он по профессии. И, второе — вступает в семейные узы.
От девушки здесь ожидают уют в доме, заботу о детях, материнство. Это ее дхарма. От юноши- обеспечение достатка в доме и защита семьи. Давайте здесь оттолкнемся, как в геометрии, от противного.
Закон и суть дхармы на примерах
Не редко бывает так, что молодой человек пренебрегает своими обязанностями, как в профессиональном росте, так и в семейной жизни. От этого известные проблемы. Недовольство от второй половины и личная неудовлетворенность. То есть близкие, и свои ощущения подсказывают, что не выполняем свои обязанности. Не делаем, что должны.
Если сейчас скажем, почему я кому-то что-то должен, то можно дальше не читать, поскольку пока не готовы к основам личного и духовного роста.
Здесь слово «должен» имеет то значение, которое закладывается при достижении цели.
Спортсмен должен усиленно тренироваться, ученик — учиться, врач — лечить, жена обеспечивать, сама или организационно, хотя бы минимальный уют в доме, а мужчина кормить семью и так далее.
На сколько ученик въедался в гранит науки относительно своих способностей, и насколько в течение следующих 25-30 лет человек хорошо выполнял свой долг, настолько он подойдет к тому возрасту, когда пожинают плоды своего труда.
Не только материальные, но и как зрелая личность.
Здесь мы подбираемся к самому интересному.
Теперь представим иную картину, когда человек выполнял все свои домашние обязанности и честно выполнял свою работу в профессиональной сфере. Согласитесь, к 50 годам, будут два разных человека, кто шел по пути драхмы, а кто считал что он ничего никому не должен. Жил, как придется.
Одному было не очень легко. Вся жизнь в труду и обязанностях, однако есть некое моральное и материальное удовлетворение. Второй плыл по течению, но к середине своей жизни понимает, что приплыл в тупик.
Успех — понятие больше социальное. В плане вселенских законов, успех, это рост над самим собой, а не в глазах других
Что в итоге?
Например, женщина, которая все силы тратила на комфорт в доме, и мужчина, который, в меру своих способностей к заработку — зарабатывал и честно приносил заработок домой. На этом этапе, как муж жена внутри себя благословляют друг друга. Можно слышать — какой (какая) ты у меня умница!
Это имеет большую силу с точки зрения кармы.
Кроме того, за исполненный закон дхармы, за честно прожитый отрезок времени — их благословляет Бог. Да, у людей может не быть полного материального достатка, но они своими честно исполняемыми обязанностями зарабатывают очень хорошую карму на свою следующую жизнь.
В следующей жизни Господь им предоставит куда лучшие и комфортные условия для жизни и труда в свое удовольствие.
Цель дхармы, во многом выполнена.
Но это далеко не все. Далее еще интереснее.
Дхарма — что это простыми словами. Развязка.
Переходим к третьему этапу жизни человека, когда наш возврат перевалил за 50-55 лет. Как говорят еще и в Японии:
первая часть жизни — учеба,
вторая усердная работа и семья,
третья — обучение других.
Что сможет после 50 лет тот, кто не шел по пути драхмы, пути следования своим обязанностям? Чему полезному он может научить? Какие дать зрелые и ценные советы?
Никаких! Такой человек, по самой сути бесполезен. Такой человек в конфликте сам с собой. Его путь закончен. Может я сейчас жесток, но это только для акцента проблемы.
И наоборот. Тот, кто шел по пути своей драхмы, всегда может быть полезным обществу, как специалист своего дела, так и в житейских вопросах. Лучшие дедушки и бабушки именно такие люди.
Дхарма возраста 50-70 лет — учить других. Мы не говорим, что все педагоги по жизни. Мы говорим, что каждый, кто честно трудился, шел по пути выполнения своих профессиональных и семейных обязанностей, может передать свой опыт молодым поколениям. Такой человек может еще работать, но должен понимать, что от него, на этом этапе, требуется две вещи.
Первое. Как уже сказали — передача опыта, обучение.
Второе. Осознанный подход к четвертому, или заключительному этапу своей жизни. Человек не доживает свою жизнь. А в этом возрасте делает переход от бурной, ритмичной жизни к духовным ценностям. Свободное время тратит не на праздность и потехи как в молодости, а на шаги его одухотворяющие.
Человек ни в коем случае не гаснет. Наоборот. Позитив, это качество, которое может и должно быть в течение всей жизни. Более того, позитив, признак целостной личности.
В конце жизни превратиться в разочарованного и мелочного старика — считаю, это трагедия. Должно быть ровно все наоборот.
Старость не обреченность, а достоинство и мудрость. Таков должен быть венец жизни.
Что в конечном счете дхарма дает человеку?
Дхарма — это не просто морально-нравственный путь. Дхарма — это последовательный духовный рост человека путем честного выполнения своих обязанностей, как в семье, так и в обществе, в т ч перед старенькими родителями. Деятельность, которая поднимают его на духовную ступень развития.
По сути, Иисус Христос в своих заповедях и проповедях также давал путь дхармы. Честный труд и максимальная свобода от греха.
И по той же сути, это подцель всех религий, следуя путем благочестия и честного труда, заботясь о семье, ко второй половине жизни подойти к еще более высоким ценностям. На Востоке или Кавказе, традиция уважения стариков возникла не просто так. Человек должен уже к 50-55 годам подойти целостной личностью, не обремененный только материальными заботами. А к 70-75 годам, быть в прямом смысле слова духовным учителем для других, а не скрягой или брюзгой.
Счастье и востребованность после 50 и 70 лет, это прямой признак выполнения своей дхармы
Выполнение закона дхармы дает человеку основу для дальнейшего роста. Не только как профессионала, а потом учителя. Это все ступени, важные, но ступени, к главной цели — духовный рост человека.
А духовный рост не возможен без честности.
В данном случае, повторимся, честности в части выполнения своего долга, как ученика, супруга, родителя, специалиста своего дела. Мы не идеальны, порой мы обманываем себя и других. Однако, одно дело, когда мы понимаем свою слабость и стремимся избегать этого в будущем, другое — перекладывать все на других.
Заключение
Идея дхармы именно в том, что мы начинали всему этому учиться именно здесь, а не там. А к Богу возвращаемся полностью подготовленными.
Понимаете? К Богу можно вернуться только целостной, одухотворенной личностью, честно выполнив свой долг от А до Я.
Никак не иначе.
Теперь немного рекламы =)). Я сделал максимум, чтобы реклама не мешала Вашему чтению.
- Что такое драхма в библии
- Что такое драхма в индии